Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Абрамов, Фёдор Александрович

Абрамов, Фёдор Александрович

Фёдор Александрович Абра́мов [6] (29 февраля 1920, село Веркола, Архангельская губерния [4]  — 14 мая 1983, Ленинград) — русский советский писатель, литературовед, критик и публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960—1980-х годов. Лауреат Государственной премии СССР (1975).

Содержание

Биография [ править | править код ]

Фёдор Александрович Абрамов родился в крестьянской семье, был младшим из пяти детей. Отец: Александр Степанович Абрамов (1878—1921), занимался извозом в Архангельске. Мать: Степанида Павловна, урождённая Заварзина (1883—1947), крестьянка из староверов. Когда Фёдору был год, умер его отец.

После окончания Веркольской начальной школы-четырёхлетки Абрамов пошёл в 5 класс в Кушкопальскую школу. В 1933 году Фёдор переехал в райцентр — село Карпогоры (45 км от Верколы), чтобы закончить десятилетнюю школу. В 1938 году после окончания с отличием средней школы был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета.

После третьего курса, 24 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулемётчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года был тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941—1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. По ранению получил отпуск на 3 месяца, преподавал в Карпогорской школе. В июле 1942 года признан годным к нестроевой службе, поскольку полностью оправиться от ранений не удалось, и вновь был призван на военную службу. С июля 1942 года был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе, с февраля 1943 года — помощником командира взвода Архангельского военно-пулемётного училища. С апреля 1943 года был переведён в отдел контрразведки «Смерш» Архангельского военного округа [7] на должность помощника оперуполномоченного резерва, с августа 1943 года — следователь, с июня 1944 года — старший следователь следственного отделения отдела контрразведки [8] . О том времени написал автобиографическую повесть «Кто он?», опубликованную его вдовой после его смерти [9] . Член ВКП(б) с марта 1945 года. Демобилизован осенью 1945 года. Увольнение Фёдора Абрамова из органов военной контрразведки подтверждено приказом начальника Главного управления контрразведки «Смерш» генерал-полковника В. С. Абакумова от 22 октября 1945 года [10] .

Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. В 1949 году, в бытность аспирантом, участвовал в травле профессоров-«космополитов» (Бориса Эйхенбаума, Григория Гуковского, Марка Азадовского и других): статья с его соавторством «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения» была напечатана в июле 1949 года в журнале «Звезда» [11] . Этих эпизодов своей карьеры Абрамов впоследствии стыдился [12] .

Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (1920—2017) (впоследствии — литературным критиком, исследователем творчества И. А. Бунина). В 1951 году женился и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951—1960 годах был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

В начале хрущёвской оттепели в 1954 году опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», в которой выступил против лакировки положения дел на селе. Под угрозой увольнения из ЛГУ был вынужден признать ошибочность своей статьи. В 1956 году он возглавил в Ленинградском университете кафедру советской литературы.

В летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области Абрамов начал писать свой первый роман «Братья и сёстры», который был закончен через шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир». В 1958 году роман был опубликован в журнале «Нева» и был доброжелательно встречен критикой. В 1960 году Абрамов оставил кафедру и стал профессиональным литератором, вступил в Союз писателей (рекомендатели Лев Плоткин и Михаил Слонимский).

В 1963 году в журнале «Нева» вышла повесть «Вокруг да около», вызвавшая постановление Ленинградского горкома КПСС об искажении колхозной жизни, редактор журнала снят с работы. Сначала в «Литературной газете» появились положительные рецензии Г. Радова «Вся соль в позиции» (5 марта 1963 года) и В. Чалмаева «Я есть народ» (26 марта 1963 года), но затем последовали разгромные статьи в «Советской России» (Колесов В. «Действительно, вокруг да около». 13.04.1963), «Ленинградской правде» (Беляев Н. «Нет, это не правда жизни». 28.04.1963), журнале «Коммунист» (Степанов В. «Сельская тема в очерках писателя». № 13, 1963) и др. Положительные отзывы изымали из уже набранных номеров газет и журналов. Повесть была названа «идейно порочной», а Ф. Абрамова несколько лет нигде не печатали. В июне 1963 года издательство «Флегон пресс» (А. Флегона) выпускает в Лондоне повесть в переводе Дэвида Флойда отдельной книгой под названием «Хитрецы». В начале июня 1963 года в газете «Пинежская правда», а чуть позже в газетах «Правда Севера» и «Известия» было напечатано открытое письмо от якобы земляков Фёдора Абрамова к писателю «К чему зовёшь нас, земляк?». Однако позже выяснилось, что письмо привезли в Верколу из райцентра и заставили людей, не читавших повесть «Вокруг да около», подписать его [13] .

Читайте так же:
Джинсы бродяги как называется

В 1979 году в газете «Пинежская правда» Фёдор Абрамов опубликовал открытое письмо к своим землякам «Чем живём — кормимся?», вызвавшее противоречивые отклики пинежан. Письмо было перепечатано в газете «Правда» с сокращениями и изменениями текста без ведома автора [14] .

Награждён орденом Ленина (28.02.1980) [15] , орденом Отечественной войны II степени (6.08.1946) [16] и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

30 октября 1981 года Фёдор Абрамов выступил на авторском вечере в Останкино, который транслировался по телевидению на всю страну. Конспект этого четырёхчасового выступления был опубликован в 1993 году [17] .

Ф. А. Абрамов умер 14 мая 1983 года в Ленинграде. Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега; на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни. В Верколе открыт музей Абрамова.

Литературная деятельность [ править | править код ]

С 1949 публиковал литературно-критические статьи о советской литературе. Первый роман «Братья и сёстры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины — крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы). За трилогию «Пряслины» Ф. Абрамову присуждена Государственная премия СССР (1975). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978).

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир Русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова (как и у других писателей-деревенщиков) проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упрёки в сгущении мрачных красок.

Уже после смерти писателя был опубликован роман «Чистая книга» — первая книга из задуманной Ф. Абрамовым трилогии, посвящённой раздумьям о судьбе России [18] .

Отзывы

На странице опубликованы отзывы участников акции о произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

Организаторы акции не несут ответственность за заимствование участниками текстов для написания отзывов из источников, являющихся объектами авторского права. В случае обнаружения такой информации отзыв участника будет удален с сайта.

О чем плачут лошади

Спасибо моей маме за то, что она познакомила меня с северным писателем, моим земляком Федором Александровичем Абрамовым. Его произведения самые правдивые, трогают душу читателя. Мне близка тема деревни, так как я родился и расту в селе. Все произведения, которые я прочитал поучительны и познавательны. Я и дальше буду знакомиться с трудами писателя Абрамова. Посоветую своим одноклассникам обязательно прочесть его книги. Развернуть

Пиликин Владимир, c. Черевково, Архангельская обл. 27.02.2020

Золотые руки

Недавно я прочитала рассказ Федора Абрамова " Золотые руки". В нем говорится о девушке-труженице, о тяжёлой физической крестьянской работе. Девушка отдаётся работе целиком, забывая про себя, про время. Она работала без выходных несколько лет, а когда хозяин предоставил их ей она увидела жизнь с другой стороны, что нужно уважать и ценить себя. Этот небольшой рассказ научил меня трудиться и уважать себя. Развернуть

Бабина Эвелина Дмитриевна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Сосновые дети

Этот рассказ Ф. А. Абрамова повествует о тяжёлом деле лесника в стране, которое подвластно только сильному и волевому человеку, как герой данного рассказа — Игорь Чарнасов. Игорь ещё в семнадцать лет попал в тюрьму по юношеской глупости и только с приходом войны осознал, глядя как братья уходят на фронт, что он многое теряет в жизни. Вернувшись из лагеря, герой испытывает непреодолимую тягу жить и работать, но все окружающие его люди от него сторонятся, ссылаясь на его дурную репутацию. Он устраивается лесником, вдали от всей городской суеты и слухов он наконец чувствует себя человеком, находит своё призвание — восстанавливать родной лес, тем самым "замаливая свои старые грехи".
У лесника Игоря много проблем в его нелёгком деле, с одной стороны лесные пожары и лесорубы, с другой браконьеры. На него приходится 240 тыс. га земли, и всё это нужно защищать и восстанавливать. Игорь Чарнасов со своим характером не может бросить работу, несмотря на все её трудности, и во многом ему помогает его жена Наташа, которая также испытывает тягу к природе.
Основная мысль рассказа заключается в том, что даже человек с плохим прошлым способен к поступкам, показывающим его самую лучшую сторону, его душу, и только теряя свободу он может кардинально поменять свои взгляды на мир. Так же рассказ учит добиваться своих целей, невзирая на все трудности к их достижению, поскольку придя к цели, человек совершенствуется и готов совершенствовать себя и мир дальше.
Рассказ определённо стоит прочитать. Развернуть

Читайте так же:
Чем отличаются джинсы бойфренд от мом

Дошаков Максим Михайлович, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Последняя охота

Федор Абрамов — прежде всего мой соотечественник. Я родом из Архангельской области, поэтому мне крайне интересно его творчество! Рассказ Абрамова "Последняя охота", прежде всего о том, что увлеченность чем либо, азарт, может привести к трагическим последствиям. О том, как справится со своим горем и добиться цели. Главный Герой — охотник Матвей Лысцев. На его примере показано противостояние жизни и смерти, безнадежности и надежды на светлое будущее.
В итоге, я не жалею времени, потраченного на прочтение данной книги. Она глубоко философская, со своей открытой, русской душой и характером. Непременно советую прочитать! Развернуть

Матюшенко Прохор Сергеевич, г. Архангельск, Архангельская обл. 27.02.2020

Медное колечко

В этом рассказе хорошо показано отношение людей к событиям 1943-1945 гг. Из него можно увидеть, насколько много война отняла у людей. У Ваниной сёстры Анны Афанасьевны совсем ничего не осталось, что могло бы согревать ей душу. Прочитав, этот небольшой рассказ, я поняла, что война это страшное событие, которое уносит жизни.

Грабарчук Анисия Денисовна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Материнское сердце

Рассказ интересный. Он показывает, какими могут быть люди. Показывает, как мать переживает за своего сына. Читая рассказ, понимаешь, что сердце матери всегда будет переживать за своих детей, какими бы они не были, плохими или хорошими. Всех своих пятерых сыновей похоронила Офимья. Четырех старших забрала война, а младшенький умер когда ему не было и девяти.

Подрядчикова Софья Александровна, пос. Куликово, Архангельская обл. 27.02.2020

Потомок Джима

В декабре 2019 года в нашей МБОУ "Наводовская ОШ" проходил конкурс проектов , посвящённый юбилею Победы. Одна из работ посвящена животным — участникам войны. Мне очень понравилась эта тема: оказывается, в войне участвовали не только люди, но и братья наши меньшие. А в абрамовские дни мы познакомились с рассказом "Потомок Джима". Джим — собака доберман-пинчер. В рассказе повествуется о трагических событиях , произошедших в блокадном Ленинграде. Джим хоть и не принимал участия в боевых действиях, но он поддерживал оборонников своим присутствием, внушал бодрость своим видом и согревал Петра Петровича теплом своего тела. Этот рассказ о том, как безжалостное колесо войны прошло по семье художника и его жены. Хозяйке Елене Аркадьевне предстояло сделать нелёгкий выбор: муж или собака. Она выбирает человеческую жизнь. Джим ценой своей жизни, своего существования продляет жизнь своему хозяину. Я считаю, что люди совершают ошибки от безысходности. Пётр Петрович и Елена Аркадьевна понимают, что преступили нравственную черту в своей душе, поэтому никогда не говорили о Даре. Мне рассказ понравился, потому что с неожиданной стороны заставил взглянуть на войну. Я не хочу чтобы мне когда-нибудь пришлось делать нелёгкий выбор и жертвовать чьей -то жизнью. Развернуть

Лемудкина Арина Андреевна, д. Никифоровская, Архангельская обл. 27.02.2020

Трава-мурава

Перечитала цикл миниатюр «Трава-мурава». Фёдор Абрамов увлекает читателя, предлагая пофилософствовать вместе с ним над самыми непростыми гранями человеческой жизни. Удивительная красота русской души – скромная и неброская – открывается в этих маленьких рассказах! Сотни характеров, поступков, человеческих судеб проходит перед нами в «Траве-мураве». С мудрым терпением, простотой рассказывает сам народ о своём прошлом, о военных и послевоенных лишениях, бедах, о своём труде, выносливости. Это и горькая исповедь, и покаяние, и поучение, и юмор… Каждая миниатюра несёт в себе какой-то действительно интересный подтекст, который заставляет поразмышлять на тему бытия. Над каждой строкой можно долго размышлять и проверять свою жизнь, настраивая её на высокую духовную волну… Развернуть

Суворкина Нина Николаевна, пос. Белогорский, Архангельская обл. 27.02.2020

Потомок Джима

Федор Абрамов написал много хороших произведений, в том числе » Потомок Джима. » Этот рассказ очень тронул меня. Я считаю, что автору удалось передать преданность и любовь собаки к хозяевам. Советую всем прочитать этот рассказ!

Немтырева Екатерина Артемовна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Трава-мурава

Абрамова читать мне очень понравилось! Все его произведения по-своему необычны своим содержанием!

Щипина Илона Александровна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Спасибо за участие!

На указанный email отправлен сертификат об участии в Акции «Читаем Абрамова всей страной».

И снова в моде валенки? Образ мягкий, образ гламурный.

Для этого как минимум — валенки надо иметь, как максимум — сносить их до дыр. Носили ли вы валенки? Нет, носили ли вы валенки так, как носила их я? До шестнадцати лет, с осени до весны, с галошами и без, с пятого класса ежедневно 7 км до школы и столько же назад, а вечером с горки и на горку… А на ночь они в печку, чтобы утром тепленькие на ножки! И снова то же самое! Не подозревая, что есть какая-то другая обувь и она лучше валенок!

Читайте так же:
Как расширить пояс джинсов резинкой

По соседству дед жил. В молодости он бурлачил на Волге, простудился, в старости от «ревматизмы» валенками лечился. И летом в них ходил. А спал в проулке на траве. Без подстилки! Но, говорил, валенки помогают. Не запастись ли к старости?

Нет, настоящих валенок многие из вас уже не знают. Настоящие валенки — самовалочки! Слышите, как их называли? То есть, руками их делали, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые. Ног не натрешь, сколько ни ходи в них! Поэтому даже не самовалки, а самовалочки!

Я даже видела, как валяли валенки, правда, может быть, не все правильно поняла. Шерсть на них шла только с осенней стрижки овец. Ее щипали, то есть, перебирали маленькими прядочками, очищая от репьев и прочего мусора. В мешках за плечами несли на шерстобойню (шерстобитню). Так как шерстобойни были редко в каком селе, путь до них был долгим. Группировались хозяева и выходили утром рано, чтобы очередь занять. К вечеру только домой попадали. Доставалось, видимо, и шерсти! Били точно, так как приносили ее домой уже гладким, шелковистым рулоном. Из него и формировали валенок. Ну, и сапожище огромное делали! Раза в три-четыре точно больше размера ноги.

— Просто слоновий какой-то! — вытаращивала глаза ребятня, хотя не видела в каких валенках слоны ходят. — А как потом маленький, аккуратненький получится?

А вот как! Для усадки до нужного размера несколько операций производили: на теплой печке притирали, в большой чугун с какой-то кислотой помещали, потом переносили изделия в стирню.

Стирня мне запомнилась почему-то зловещей. Это была землянка, а значит, темно. Стоял большой, наклонный (чтобы вода стекала) стол, под которым топилась печь и нагревался котел с водой. Мастер опускал в горячую воду заготовку, потом какой-то железякой ее доставал, раскладывал на столе и начинал стирать. Это была самая трудоемкая, самая тяжелая часть работы. Поэтому здесь на помощь (на помочь!) приходили родственники или коллеги, а в следующий раз хозяин им помогал. Кстати, стирни эти были кооперативными, каждому мастеру она ни к чему.

Стирка будущего валенка — а длилась она два-два с половиной часа — не была похожа на стирку белья, скорее, на глажку, но не утюгом, а вальком и скалкой. Валяльщик руками перекатывал по заготовке что-то напоминающее огромный четырехгранный напильник с широкими насечками, тяжеленный. Помню, что мужчинам было не только тяжело, но и жарко. Работали они без рубашек: горел огонь, от воды шел пар. Охладиться на улицу не выбежишь, ведь валяли валенки зимой, так сказать, в свободное от работы время. Вот только после стирки насаживали изделие на деревянную колодку нужного размера. А потом еще целый час абразивным камнем его терли — снимали торчащие волоски.

Теперь валенок прямо на колодке промывали чистой водой и клали в печь на просушку. После этого еще раз «оглаживали», подпаливали те волоски, которые пемза не взяла. Наконец-то, валенок готов! Осталось снять его с колодки. Кстати, это только в пословице два сапога — пара. Поначалу оба валенка прямые — ни левого, ни правого. Поэтому валенки сначала помечали, а потом они уже по ноге снашивались.

У валенок была разновидность — чёсанки: они потоньше и носились с галошами. На них иногда с нови нашивали (наверное, это были кирзовые) запятники, так как эти места от галош протирались раньше. И носы у чесанок поострее. Галоши — вынужденная оболочка для валенок, от сырости. Есть у валяной обуви такой недостаток: стоит ей промокнуть, как дрожь по всему телу разойдется, а тут и до простуды недалеко. Вот и придумали для валенок носки — сначала кожаные, а с развитием промышленности — резиновые.

Я помню две разновидности галош — фабричные и литые (баллонные), хотя их, наверное, тоже на каком-то производстве делали. Литые можно было ремонтировать, примерно так же, как водители вручную проколотую шину восстанавливают. А фабричные, лаковые, или ремонту не подлежали, или в деревне умельцев не было.

А вот на валенки со временем нашивались цельные подошвы, вырезанные из голенищ уже вышедших из употребления. Некоторые мастера даже каблучки пришивали, утолщая квадратик под пяткой несколькими слоями. Этот-то процесс и назывался подшить валенки. Может быть, не трудная физически, но ювелирная работа! И не очень скорая. Это вам не по канве вышивать, но стежки у опытного мастера не только на глаз, но и по линейке — ровнехонькие. А «вышивка» идет дратвой — это льняные нитки, много-много раз пропущенные через кусочек вара (смолы). В деревне их называли суровые — они и так-то крепкие, а просмоленные — чрезвычайно.

Читайте так же:
Почему удмуртов называют ватниками

Вряд ли валенки — изобретение русичей. В русских сказках все в лаптях ходили и зимой, и летом. Видимо, от татар кочевых эта обувь пошла: они сначала ноги в шкуры животных заворачивали и веревками обматывали, а потом додумались до катанок.

Столько достоинств у валенок, что в Москве для них музей создали. Там не только разнообразные шерстяные обувочки можно увидеть, но и узнать, что Ленин, например, использовал их (то были сибирские пимы) для провоза своих революционных сочинений, а Сталин просто ноги берег и любил натуральную обувь из шерсти. Петр Первый с сильного похмелья не только щей требовал, но и валенки: считал, что они циркуляцию крови улучшают. Кстати, для производства валенок не истреблялись животные, да и природа — тоже. Якобы в подарок Путину делал валенки один знаменитый мастер. Здесь же, в музее, выставлены валенки от кутюр, украшенные на все лады.

Валенок моей знакомой молодого дизайнера Алены Беляковой в музее нет. Но две пары самовалочек отправились в Нью-Йорк, есть заказ из Японии. Вот интересно: там тоже лютая, как у нас, зима бывает?Валенки сегодня — во славе! И не только на подиуме, но и на улице ножки в валенках зачастую можно увидеть. Оглядываются прохожие! Расшитые нитками и лентами, украшенные стразами и кружевами, с галошами и опять-таки без них, валенки полюбились и взрослым и детям. Расшивать их — такая же кропотливая работа, как и подшивать. Плюс к тому, у валенка должен быть образ.

Валенки — неразбериха какая: вышли из моды, входят в моду! Получается, вещь универсальная! Была, есть и будет!

Рабочие программы по Родному (русскому) языку

Рабочие программы по Родному (русскому) языку

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-методических документов:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании)

— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного 4 общего образования
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34 В ГОД; ПО 1 ЧАСУ В НЕДЕЛЮ.

Основными целями изучения предмета являются:

— воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа;

— формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

— обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

приобщение к литературному наследию своего народа;

— формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

— формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

I .Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ученик научится:

Ученик научится:

— пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

— владеть навыками анализа художественного произведения;

— находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

— уметь видеть авторский замысел в произведении.

Ученик получит возможность научиться:

— обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

— воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

— развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

— осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении.

Личностными результатами изучения предмета являются:

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Читайте так же:
Гумилев отравленная туника краткое содержание

— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

— устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

— потребность в самовыражении через слово.

Метапредметными результатами изучения является:

— формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

— анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

— совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

— работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

— овладение навыками смыслового чтения;

— извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

— владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

— перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

— планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

— уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

— уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

— выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

— осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

— понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

— развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

II .Содержание учебного предмета

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Преданья старины глубокой. Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа). Города земли русской По Золотому кольцу Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо». Родные просторы Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка. » (русская народная песня). 2Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира Троица И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома. Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина. Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы). Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». О ваших ровесниках. Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector