Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер-класс для педагогов «Рукотворное чудо»

Мастер-класс для педагогов «Рукотворное чудо»

Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка.

По татарски — Тбтй, по казахски — Топы или Таия, по туркменский — Tahya. Это круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову. Получила она название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. В некоторых тюркских языках называется такыя.

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно надевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу.Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит, в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец).

Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке.

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:

По форме различаются:

— островерхие и конусообразные;

— полусферические и четырехгранные;

— круглые и купольные.

По территориальному признаку делятся на:

— узбекские и т. д.

Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть «чужой» головной убор.

Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (тбтй) — небольшая шапочка, надеваемая на макушку,поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор, войлочные шляпы (тула эшлп, матерчатые и меховые шапки (брек).

Самым распространенным девичьим убором являлся калфак.

Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак, а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. У замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки.

С конца XVIII до начала XX века форма, размеры, орнаментация калфаков, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, надеваемые на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки. Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, синий — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу.

Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).

По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.

Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.

Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.

Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.

Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.

Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.

Читайте так же:
Венец маховика змз 406 количество зубов

Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента — жёлтый.

По технологической карте подготовим орнамент для ободка:

— возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;

— сложим полоску пополам;

— затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);

— обведём по шаблону орнамент и вырежем.

Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Мастер-класс «Чудо-дерево» для развития мелкой моторикиМастер-класс «Чудо-дерево» для развития мелкой моторики . материал Пенопласт вырезаем канцелярским ножом. крышки с «Рос стишки Вдавливаем и сажаем на клей пистолет листочки из ткани и кожи.

Мастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошкиМастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки Мастер-класс «Чудо-картошка», для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки. Цель:Расширять и уточнять представления.

Мастер-класс для педагогов «Чудо-дерево»Мастер-класс для педагогов «Чудо-дерево» Мастер-класс для педагогов «Чудо-дерево». Дидактическая игра для дошкольников «Чудо-дерево» из фетра. Что такое фетр? Материал используется.

Мастер-класс для педагогов.Мастер-класс для педагогов. Мастер-класс для педагогов на тему «Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Мастер-класс для родителей «Что за чудо эти сказки!» Мастер-класс для родителей «Что за чудо эти сказки!» Вед: Добрый вечер! Мы сегодня с Вами будем разговаривать о сказках. Ответьте на вопрос:.

Мастер-класс изготовления пособия для уголка природы «Чудо-дерево»Мастер-класс изготовления пособия для уголка природы «Чудо-дерево» Чудо-дерево – пособие для оформления уголка природы в ДОУ Выполнила: воспитатель Андреева М. А. Цель создания пособия: наблюдение за изменениями,.

Мастер-класс по тестопластике для педагогов Мастер — класс по тестопластике Мастер — класс по тестопластике Подготовила воспитатель: Аушева Радимхан Османовна.

Мастер-класс по вокалу для педагогов МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Мастер класс по вокалу Автор – составитель: Музыкальный руководитель Хавова Ольга Николаевна.

В Узбекистане верующих в «религиозном одеянии» не пускают в мечети

Мечеть «Фатх» в Ташкентской области. Иллюстративное фото.

В беседе с «Озодлик» житель Намангана Зохидхон говорит, что в минувшую пятницу пошел в мечеть «Орифхон ходжи» и стал свидетелем того, как в мечеть людей пускали по их одежде и возрасту.

– Их впускают, словно в кинотеатр, полностью проверяют одеяние, паспорт. Верующим, пришедшим в белых тюбетейках, говорят: «Сначала сними ее с головы, потом зайдешь внутрь». Некоторые приходят в мечеть в длинных белых мужских платьях (в народе называются яхтак – ред.) и белых тюбетейках. Их не пускают в мечеть. Кроме того, на пятничную молитву не пускают учащихся школ и колледжей, — говорит собеседник из Намангана.

В разговоре с «Озодлик» сотрудник наманганской милиции также подтвердил существующий запрет на впускание в мечеть верующих в «религиозном одеянии».

– Все сотрудники отправляются в пятницу к мечетям, где проходят 15-20 минутные молитвы. Несовершеннолетние и верующие в «религиозном одеянии» не впускаются в мечети, нам дали такое указание, — говорит «Озодлик» один из сотрудников УВД города Намангана.

У мусульман нет «религиозного одеяния»

В беседе с «Озодлик» попечитель мечети «Миргоиб эшон» в городе Намангане говорит, что под «религиозным одеянием» понимается одежда арабов, которая не соответствует узбекским обычаям и традициям.

– Носить белые тюбетейки, которые свойственно носить в арабских странах, абсолютно чужды обычаям и традициям Узбекистана. Их привозят наши паломники из хаджа. Многие хотят одеть их и придти на пятничную молитву. Но ведь у нас есть и свои национальные одежды, есть национальные тюбетейки, носить которые никто не запрещает. Почему мы должны носить одежду арабов, когда у нас есть своя национальная, — говорит попечитель наманганской мечети.

Читайте так же:
Как заштопать джинсы возле кармана сзади

Однако в беседе с репортером «Озодлик» заместитель председателя Духовного управления мусульман Узбекистана шейх Абдулазиз Мансур говорит, что в шариате не существует особого религиозного одеяния. По его словам, на республиканском уровне никто не давал никаких указаний не впускать в мечети верующих в так называемом «религиозном одеянии».

Вместе с тем Абдулазиз Мансур говорит, что внесенные в законы Узбекистана такие понятия, как «религиозная одежда» и «культовая одежда» растолковывают по-разному.

– Мы объясняем им об этом с 1998 года, но они не понимают. Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в 1998 году запрещает появление граждан Узбекистана в общественных местах в «культовых одеяниях» (религиозной одежде). Тут они не понимают, что такое «религиозная одежда». У нас нет религиозной одежды, она есть у христиан. Мусульмане могут одевать любую одежду, единственное – они должны покрывать свой аврат (часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для женщин авратом считается все тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин – от пупка до колен включительно – ред.). Сейчас происходит недопонимание. Но никто «сверху» не давал такого указания, — говорит Абдулазиз Мансур.

Ранее «Озодлик» сообщал о том, что в апреле и мае этого года в городах Коканд и Маргилан Ферганской области на центральных рынках и общественных местах женщины в хиджабах подвергались давлению со стороны сотрудников милиции, которые требовали у них снять с головы платки. Также сообщалось, что на рынки в Коканде не пускали женщин в хиджабах и мужчин с белыми тюбетейками на голове.

Для чего нужна тюбетейка?

Узбекская тюбетейка, наравне с узбекским пловом или узбекской юртой, — один из символов Узбекистана. Это не просто красивый головной убор, это еще и своего рода “паспорт” ее обладателя. Многие из этих символов служат оберегом от злых духов или от сглаза, другие — приносят богатство, удачу и благополучие.

Что символизирует узоры на тюбетейка?

Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор “след змеи” оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы – плодовитость женщины. Очень популярным узором считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль.

Как по другому называется тюбетейка?

Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия».

Чем мужская тюбетейка отличается от женской?

Мужские тюбетейки могут быть украшены орнаментом по всей окружности, но он должен быть более строгим. А вот женские тюбетейки вышивают только спереди, зато узор может быть более ярким, в нем больше бисера», – поделилась мнением Гузель.

Почему татары носят тюбетейку?

На татарской земле издревле тюбетейка выполняла больше практическую функцию и служила «подшлемником» для воинов. Тюбетейки до сих пор носят как символ принадлежности к определенным национальностям и религиям, подчеркнула мастер, однако для большинства городских татар тюбетейка выполняет больше декоративные функции.

Как называется головной убор у татар?

Женский головной убор — калфак, изначально был мягким тканевым или замшевым колпаком простой формы. На голове калфак закреплялся с помощью повязки «ука-чачак». Калфак был не просто элементом одежды, это было настоящее украшение — с орнаментом, выполненным бисером, бахромой, узорами из золотых и серебряных нитей.

Как выглядит татарский национальный костюм?

Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой. Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Кто носит белую тюбетейку?

Тюбетейка является национальным головным убором среднеазиатских народов, ее также носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.

Читайте так же:
Настройка высоты струн и регулировка бриджа

Какие бывают тюбетейки?

Разделяют шесть видов узбекских тюбетеек по регионам: Бухарская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская и Ташкентская. Все виды отличаются не только формой, но и орнаментами, украшающими головной убор. Узоры оттачивались мастерами в течении многих веков, а теперь передаются от мастера к ученику.

Почему мусульмане носят шапочки?

В древности тюбетейка играла роль оберега. Считали, что головной убор способен уберечь своего хозяина от недоброго взгляда и даже действия злых сил.

Как называется узбекский головной убор?

Головные уборы Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов. Папаха — головной убор хорезмийских, бухарских узбеков. Хорезмийские и бухарские узбеки предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.

Как называется шапка у узбеков?

шапка узбека — 6 (шесть) букв Тюрбан – Головной убор восточных народов из полотнища легкой материи, обмотанного вокруг головы ТЮРБАН [фр. turban ; перс.] – головной убор в виде полотнища легкой, часто шелковой ткани, обернутого вокруг головы прямо поверх волос, иногда с украшениями (ср. чалма).

Как называется вязаная шапочка у мусульман?

Не знаю насколько точно будет звучать по русски, по татарски это называется – пахъя. Одевается при посещении мечети, кладбища, других мусульманских обрядов.

Как в старину называли женский головной убор?

Галстинка — девичий головной убор, платок, сложенный в виде повязки. Голова — женский головной убор типа кокошника, состоял из кокошника, налобника, позатыльника, платка. Головное — женский головной убор.

Как называется шапка у киргизов?

Колпа́к (от тюрк. kalpak — высокая шапка) — головной убор конусообразной, округлой или цилиндрической формы. Есть разные виды этого головного убора: Национальный колпак (у киргизов, каракалпаков, казахов)

Как называется головной убор шеф повара?

Головной убор для повара: колпак, берет или бандана. Поварской колпак — непросто головной убор, под которым прячут волосы. У него намного большее значение и история самая увлекательная из тех, что посвящены предметам одежды поварского гардероба, например, поварскому кителю.

Когда день колпака?

5 марта в Кыргызстане отмечается День Ак калпака (Ак калпак күнү) – праздник в честь национального головного убора кыргызов – белого колпака, установленный постановлением Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана от 29 июня 2016 года № 825-VI, в целях сохранения значимости национального головного убора.

Что означает форма калпака?

За многие века не поменялась форма этого головного убора, потому что символизирует окружающие горы и чистоту душевного мира народа. Ученый этнограф Лев Гумилев говорил: «Калпак своей формой напоминает горы, юрту и вместе с тем египетские пирамиды».

Что означает кисточка на Калпаке?

Четыре линии окантовки – это символ жизни; кисточки на макушке олицетворяют потомство и память предков; узор говорит о разветвлении рода, а слишком сложные узоры – о хвастовстве владельца. Появление калпака в Средней Азии ученые относят к XIII веку.

Что такое день калпака?

День Ак калпака (Ак калпак күнү) – праздник в честь национального головного убора кыргызов – белого колпака, установленный постановлением Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана от 29 июня 2016 года № 825-VI, в целях сохранения значимости национального головного убора.

Что означает кисточка на колпаке?

«На макушке колпака пересекаются четыре линии окантовки. Они олицетворяют солнце и жизнь. Кисточка означает потомство и память предков. А узор говорит о разветвлении рода», – говорит Аламанова.

Почему кыргызы украшают Калпак узорами?

Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов», — объяснил он.

Когда день калпака в Кыргызстане?

БИШКЕК В Кыргызстане на параде в рамках празднования Дня Ак калпак – 5 марта продемонстрировали национальные костюмы.

Как называлась шапка в Древней Руси?

Шапки Русского царства, венцы царские — отороченные соболем «короны»-шапки русских царей, из которых наиболее древней и известной является Шапка Мономаха. Эти регалии, входившие в Большой наряд царя, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Читайте так же:
Сломалась ширинка джинсов что делать

Ночь суфиев

Мужчины в тюбетейках бегали по кругу в такт ускорявшемуся пению и хлопкам. Они двигались все быстрее, потом останавливались, раскачивались на месте и направлялись в противоположную сторону.

— Ля-илляха-иль-алла! — группа певцов бесконечно выкликала по-арабски знаменитое «Нет божества кроме Аллаха!» В ритме этих слов двигались все: седые старцы, взрослые бородачи и дети в неизменных тюбетейках и мусульманских рубахах с закрытым горлом. В окне соседнего дома поблескивали глаза — за церемонией наблюдали женщины. Приближаться им запрещено, чтобы не отвлекать молящихся. Как говорят сами верующие, «Когда поминают Аллаха, между мужчинами и женщинами должна быть стена». Иногда уставшие бегуны отходили в сторону, отдыхали, а затем с новыми силами вливались в круг, уже полтора часа непрерывно двигавшийся вокруг пустого, запретного пространства, в котором незримо присутствовала божественная сила. Только стройный и строгий старик в очках стоял, опираясь на трость, и наблюдал за священнодействием. Это был тамада — так здесь называют старейшину и наставника.

Совершался зикр — поминание бога, особый род коллективной молитвы. Члены общины собрались, чтобы душа умершего утром собрата получила благословение и Аллах простил ему грехи. Еженедельно в Чечне и Ингушетии проходят десятки подобных церемоний как по случаю чьей-либо смерти, так и регулярных. Не во всех зикрах участники движутся по кругу. Где-то трясут головой, где-то поют и играют на музыкальных инструментах. Некоторые поминают Аллаха молча — либо про себя, либо пользуясь особой системой дыхания, еще больше роднящей зикры с восточными практиками. Но всех объединяет принадлежность к суфизму — эзотерическому течению ислама, чьи тайны уже много веков притягивают исследователей.

Дао по-мусульмански

Суфизм настолько загадочен, что даже его название вызывает споры. Некоторые утверждают, что его корни — в названии навеса суффа, под которым во времена Пророка собирались бедняки. Другие выводят его от арабского «суф» — «шерсть», так как древние аскеты и мистики надевали колючую шерстяную одежду. Третьи — от слова «ас-сафа», означающего прозрачность и чистоту.

Путем молитв и ритуалов суфий совершенствуется, приближается к Аллаху. Как и в учении йоги, навыки здесь передаются не по книгам, а от сердца к сердцу, от учителя — устаза — к ученику — мюриду. Устаз несет за всех учеников ответственность перед Аллахом. Как писал суфийский шейх Кунта-Хаджи, «Если у учителя в разных местах умирают две тысячи мюридов одновременно, то он успевает помочь каждому из них при отделении его души от тела и держит ответ перед ангелами-мучителями за деяния мюрида».

Учителя выбирают добровольно, и если выйти из ислама нельзя, то сменить суфийское течение обычно не возбраняется. Устаз дает мюридам вирд — каждодневную программу из молитв. При этом он опирается на тот или иной метод духовного возвышения, называемый тарикатом, что в переводе с арабского означает путь — то же самое, что и дао — одно из основных понятий китайской философии. Таких тарикатов, сильно отличающихся друг от друга и духовными практиками, и одеяниями, много. Как говорят сами суфии, путей к Всевышнему столько же, сколько дыханий всех творений. В вайнахских республиках господствуют два тариката — Накшбандия и Кадирия. Адептом первого был имам Шамиль, адептом второго — его современник чеченец Кунта-Хаджи Кишиев, обративший в ислам ингушей.

С самого момента своего появления в II−III веках хиджры суфийское учение вызывало недоверие многих мусульман, которые утверждали, что Пророк никогда не разрешал и не одобрял зикр. На что суфии возражали, что когда к Мухаммеду пришли эфиопы, они устроили танцы в мечети. И Пророк смотрел на них вместе с женой Аишей, не позволяя чрезмерно ретивым сподвижникам упрекать веселых негров.

Читайте так же:
Как втачать английский воротник

Суфизм вдохновлял многих средневековых поэтов, включая великих Низами и Саади. А сын Джалаладдина Руми даже основал суфийский орден Мевлеви, в обрядах которого использовал произведения отца. Всем известные крутящиеся турецкие дервиши — последователи именно этого тариката.

Со временем суфизм распространился на множество стран. В пятничную ночь в центре пакистанского Лахора крутятся, отбивая ускоряющийся ритм, неутомимые барабанщики. В то же самое время их собратья из эфиопского Харэра жуют легкий наркотик кат и хором поют гимны в крошечных зданиях возле городской стены. На Северном Кавказе суфизм встречается всюду, но особенно он распространен в Чечне и Ингушетии, где его адепты составляют большую часть населения.

Чеченский Ганди

— Главное, не вздумай спрашивать, когда умер Кунта-Хаджи или где его могила! — напутствовал меня приятель-чеченец, когда я начинал изучать суфизм.

Суфийский проповедник Кунта-Хаджи Кишиев

Живший в XIX веке суфийский шейх Кунта-Хаджи — один из самых уважаемых на всем Северном Кавказе. Его называют чеченским Ганди, хотя справедливее было бы наоборот — легендарный Махатма родился через два года после смерти суфия. Кунта-Хаджи проповедовал непротивление злу насилием и первостепенность личного совершенствования. Это вызвало недовольство Шамиля, так что суфий был вынужден покинуть Кавказ и отправиться в Мекку. После разгрома мятежного имама устаз вернулся и проповедовал с колоссальным успехом. До сих пор по всей Чечне видны огороженные участки, связанные с деятельностью Кунта-Хаджи, — их немедленно отмечали следующие за ним мюриды. Именно его последователи бегают в зикре по кругу.

В начале 1860-х годов вирд Кунта-хаджи стал крупнейшим в Чечне. До сих пор к нему примыкает большинство чеченцев. Он был четко структурирован: в крупные села назначались вакилы (поверенные) устаза, им подчинялись тамады, а последним — туркхи (глашатаи), руководившие рядовыми мюридами. Российские военные усмотрели в такой популярности угрозу власти, и в 1864 году Кунта-Хаджи арестовали. Такова горькая ирония истории — Шамиль, злейший враг царя на Кавказе, был возведен в российское дворянство и жил в роскоши, а проповедник мира окончил свои дни в суровой северной ссылке.

После ареста Кунта-Хаджи несколько тысяч его мюридов собрались в Шали, потребовали его освобождения, а затем с одними кинжалами двинулись на царские войска. Прошел слух, что оружие бессильно против учеников устаза. Когда толпа подошла к шеренгам на 30 сажень, она была расстреляна. Погибло более полутора сотен человек, в том числе 8 женщин, переодетых в мужское платье. Место гибели мюридов стало одной из наиболее почитаемых чеченских святынь. Вирд Кунта-Хаджи был запрещен и ушел в подполье, где к нему примкнули радикалы и абреки. В итоге он, как и весь тарикат Кадирия, действительно стал одним из самых воинственных на Кавказе. Так, последователей Батал-Хаджи Белхороева, мюрида Кунта-Хаджи, боялись даже другие горцы. Эти суфии ходили вооруженными до зубов и отличались крайним джигитством. При этом тарикат Накшбандия, к которому принадлежал Шамиль, напротив, стал сторонником мира с русскими.

Последователи чеченского Ганди убеждены, что основатель вирда не умер в старинном городе Устюжна, а свидетельства об этом, обнаруженные только в 1928 году, подделаны.

— Накануне своего последнего дня Кунта-Хаджи сказал: «Завтра поднимется сильный туман. Я войду в него и исчезну. Если это случится, значит, мое учение истинно, если нет, то ложно». Но все произошло по его словам, — рассказывает мне седой чеченец, накалывая на вилку желтые кукурузные галушки.

Как приструнить шайтана

Долгий обряд закончен. Мы сидим за общим столом, едим жижиг-галнаш и запиваем его горячим бульоном. Гость с фотокамерой вызывает всеобщее любопытство, и каждый готов помочь мне проникнуть в суть недавней церемонии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector