ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ «История одежды терского казачества»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ «История одежды терского казачества»
Костюм – это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении костюма, свои образцы и художественные средства выразительности.
Я занимаюсь краеведением в школьном музее. Изучая историю своего села, я обнаружила что, оказывается, около 40 лет наше село было казачьей станицей. С целью укрепления границ в 1832 г. по указу императора Николая I «Об усилении Кавказской линии» в число казачьих станиц было переведено более 30 сел, в том числе и Надеждинское. Казаки-надеждинцы составляли ядро 1-го Ставропольского Казачьего полка.
Казачество – особый народ, главным делом которого было военное дело, и вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма. И наши земляки проявили себя настоящими героями своей Родины, участвуя в самых тяжелых боевых сражениях.
78 Георгиевских крестов — высших наград Российской империи заслужили наши станичники. Помимо высших наград казаки получили офицерские чины: 8 штаб-офицерских и 14 обер- офицерских.
Возможно, и я являюсь потомком одного из этих мужественных людей. Я захотела более подробно познакомиться с историей появления традиционного Терского казачьего костюма, узнать об его особенностях и отличительных чертах. У меня появилось желание изготовить куклу-сувенир в народном казачьем костюме . И я решила выполнить творческий проект по технологии.
знакомство с историей традиционного костюма терских казаков и технологией его изготовления.
Изучить историю терского казачьего костюма;
Собрать материал об особенностях казачьего костюма, влияние на него различных исторических событий;
Разработать технологическую последовательность изготовления этого костюма;
Изготовить куклу-сувенир «Казачка».
Казаками с конца XV века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Казаки, служившие на Кавказе получили по месту службы имя «гребенских» (от старого казачьего слова гребень – гора), а позднее «терских» (по названию реки Терек).
Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 гг. С XV века казаки одевались в самую разнообразную одежду, сочетая элементы русских, кавказских, турецких, персидских костюмов. В1800 г. Указом Павла I вводится единая форма одежды для казаков и войсковых офицеров. При этом подчеркивалась обязательность ее ношения, а также отмечались особенности покроя, цвета.
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из повседневной одежды и военной формы.
Повседневная мужская одежда.
Основным элементом мужского костюма были рубаха и штаны-шаровары. Рубаха – косоворотка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротником доходила почти до колен. Шили рубахи из холста или шёлка. Казаки вообще предпочитали шёлк другим тканям – на шёлке вошь не живёт. Сверху – сукно, а на теле шёлк.
Ворот рубахи украшался наставкой из другой ткани, на которой делалась вышивка мелким крестом. Вышивка выполнялась в красно-черно-синих тонах. Узоры на рубахах располагались по краям (по подолу, по краям рукавов, по вороту и на груди). Вышитые узоры не только украшали одежду, но и исполняли роль оберега. Узорный орнамент и его цвет указывали на пол и возраст человека степень достатка, а также определял назначение одежды (праздничная, подвенечная, рабочая) . Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали тонким поясом обильно вышитым.
Военная форма казака.
Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Повседневная одежда горцев, приспособленная к укладу местной жизни, отличавшаяся пестротой украшений была принята и освоена казаками и легла в основу форменной одежды.
Традиционный форменный костюм казака утвердился к середине XIX века и состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, зимней бурки, папахи и сапог. Для терских казаков характерен синий цвет формы.
Бешмет, верхняя плечевая одежда, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. Надевался бешмет на рубаху под черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно. В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см.
Башлык суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями, из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе башлык надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях башлык вешали сзади на плечах. Повседневные башлыки шили из сукна довольно грубой работы. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое сукно из верблюжьей шерсти.
Бурка верхняя одежда в виде плаща — накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название от русского цвета — «бурый». В известной казачьей песне о бурке говорится так: «Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель». Действительно бурка защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Одетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. На Кавказе бурки изготавливались кустарным способом, а с 1888 г. на Тифлисской войлочной фабрике. Для XVIII — начала XIX в. была характерна короткая, колоколообразная бурка, с покатыми и узкими плечами. В ХХ в. сложился второй тип — с прямыми, очень широкими (до метра) плечами и почти не расширяющимся книзу силуэтом. Кроилась с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы на плечах (нередко с деревянной подложкой) к периоду первой мировой войны.
Черкеска представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота . Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной немного ниже колен (что бы согревать колени всадника), с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет. Кроилась в талию, со сборами и складками, подпоясывалась узким ремнем. Изготавливалась она из сукна темных цветов. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри . На черкеску с двух сторон нашивали по девять газырей (гнезд для патронов).
Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная.
У казака папаха играла огромную роль в обычаях и символике. На кругу казаки всегда находились в папахах, ими голосовали, перед избранным атаманом папахи снимали, а он надевал. Снимал папаху и выступающий. Если есаул надевал папаху задом наперед — значит, выступающий лишался слова.
Папаху кидали во двор, предупреждая, что придут свататься. Сбитая с головы папаха, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В доме вдовы папаха лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога. Обычай нашивать на папахи награды — бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.
В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой.
Шаровары кроились широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. По боковым швам нашивались лампасы красного цвета, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Поэтому так гордились и гордятся ими казаки.
Сапоги. Существовало большое разнообразие сапог — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки — кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак — телёнок).
Формы одежды Терских казаков неоднократно изменялись в истории казачества, так кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой.
Костюм казака для мальчика своими руками
1083 Автор статьи:
Елена Евдокимова Время чтения: 2 мин.
Россия — многонациональная страна с давней историей и культурой. Обычаи каждого народа бережно сохраняются и передаются молодежи. Особый интерес вызывает история и традиции казачества. Это делает актуальным вопрос о создании казачьего костюма для детских выступлений.
Но купить костюм для ребенка, занимающегося народным искусством, — не такая уж простая задача. И тут на выручку придет умение держать в руках иголку. Сшить костюм своими руками не так уж и сложно. И мы вам в этом поможем.
Как сшить казачий костюм для мальчика
Работа проводится поэтапно.
Подготовка к изготовлению костюма казака
Чтобы изготовить мужской костюм, вам потребуется создать выкройку и приобрести необходимые материалы и инструменты.
Для выкройки можно использовать базовый чертеж, изменив его по своим размерам.
Вам понадобится ткань разных расцветок. Это должна быть гладкая блестящая материя: атлас или креп-сатин.
Приготовьте также ножницы, нитки в тон ткани, портняжный мелок, английские булавки, бумагу для построения выкройки и швейную машину.
Могут пригодиться некоторые декоративные элементы: атласные ленты, узорная тесьма.
Справка! Вместо мела для переноса выкройки на материю можно использовать кусочек мыла.
Рубаха
Создать казачью рубаху для наряда можно двумя способами: задекорировав покупную белую сорочку или пошить эту вещь.
- В первом варианте ворот и передняя часть расшиваются узорной тесьмой.
- Для второго способа приобретается ткань и предмет шьется самостоятельно. Вам нужно снять мерки и внести по ним коррективы в базовый чертеж.
Выполнение работы
- Перенести детали на ткань и раскроить ее.
- Выполнить швы.
- Пришить застежку (молнию или пуговицу).
- Если надо, украсить предмет с помощью декоративной отделки.
Штаны
Данный элемент костюма также можно создать на основе готовой вещи или сшить.
В первом случае потребуются черные брюки и красная атласная лента. Ее пришиваем по бокам брюк в виде лампаса.
Для самостоятельного изготовления следуйте нижеизложенному порядку действий.
- Приобретите ткань и снимите мерки.
- Затем внесите изменения в базовый чертеж.
- Выкроите необходимые детали.
- Выполните швы.
- Пришейте лампасы.
Папаха
Этот головной убор является неотъемлемым атрибутом данного наряда. Для его изготовления вам понадобится следующее.
- Для основной части: каракуль или черная ткань. Лучше использовать бархат или замшу.
- Для донышка: немного красной ткани.
- Нитки в тон.
- Выкроите части папахи, сколите их булавками и выполните швы.
Внимание! Дополнением к мужскому казачьему костюму служит яркий синий или красный длинный кушак, который повязывается на талию.
Изготовление казачьего костюма для девочки
Для девочки существует своя вариация данного костюма. В ней штаны заменены на юбку, а вместо папахи могут использоваться другие головные уборы. В частности. на эту роль замечательно подойдет яркий платок или украинский венок с лентами.
Для его создания вам потребуются следующие материалы.
- Атласные ленты разных цветов.
- Искусственные цветы.
- Широкая узорная тесьма.
Отрезаете тесьму по обхвату головы. Сшиваете ее в кольцо. Сверху нашиваете цветы, а с боков и задней части пришиваете ленты.
Кофта
Кофта казачки отличается от мужской рубахи. Она может быть выполнена из любой подходящей ткани яркой расцветки. При этом необязательно использовать материю однородного окраса.
Выполнение работы
- Внесите в базовую выкройку изменения по вашим размерам.
- Перенесите элементы на ткань.
- Выполните швы.
- Пришейте застежки.
- Если требуется, задекорируйте изделие при помощи вышивки или декоративной тесьмы.
При изготовлении данного элемента костюма следует быть внимательным к деталям.
Первое, на что нужно обратить внимание, это длина изделия. Она может доходить только до колена или спускаться значительно ниже.
Второе — это модель. В основном используется юбка-солнце с оборкой по краю подола. Но иногда применяется клинообразный вариант.
Вариант с клиньями
Декором этот предмет не украшается.
Как вы убедились, изготовить нарядный казачий костюм самостоятельно не такая уж сложная задача. Творческих вам успехов!
Бешмет казачий выкройка как сшить Немного об одежде
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метка: 17 век
Боярский поддоспешный кафтан
Метки:
Версия кроя жупана Станислава Жолкевского (17 век)
Что бы не затерялось в других заметках выложу отдельно.
Точный крой мне не известен, фотографий в развернутом виде, или хотя бы со спины у меня нет. Версия выкройки строилась по тем фото, что есть в наличии и где видны конструктивные швы. В голове развернул насколько это возможно.
В версии есть ластовица, в реальности ее может и не быть, может быть просто расширенный у корпуса рукав. Не понятно ли есть разрез сзади по подолу.
Так что это только версия, но если будете шить по ней, смотреться на вас будет так же как на фото.
Метки:
24 фев, 2012
стеганый чапан на 17-й век
Метки:
Ферязь Ивана Васильевича Грозного
я кажется понял какой у этого чуда крой..
Метки:
Версия кроя верхней плечевой одежды ногайских татар
Решил поделится идеями по одной из версий кроя верхней плечевой одежды ногайских татар. Для начала скажу, что специализированной работы по костюму ногайских татар я не нашел, чаще этот вопрос рассматривают мельком в работах посвященных обзору казачьей одежды. Первое, на что обращают внимание это — “Современники отмечали сходство в одежде казаков и ногайцев.” / Из истории взаимоотношений ногайцев с казаками в XVIII–XIX вв. Кидирниязов Д.С./, далее как правило доказывают влияние адыго-черкеского костюма на казаков, на повальное заимствование бешметов и черкесок, и вообще излагают теорию формирования общекавказкого костюма. однако в одной из работ /«Тюркская струя» в традиционной одежде донских казаков XVI-XVIII вв. Логинов А.Н./ , по мимо стандартного набора, был обнаружен фрагмент прямо указывающий на ногайский костюм:
"Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застегивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы".
Это описание имеет много общего с этнографическим образцом женского ногайского кафтана из книги "Восточный Костюм" Макса Тильке (ставрапольский исторический музей). Первоначальная идея, была как раз взять это т женский бешмет, отсечь сугубо женские элементы (массивные застежки на груди и расширяющийся к кисти рукав) и выдать его за мужской бешмет 17-го века. Однако споткнулся о вопрос насколько стеганный бешмет будет совпадать в крое с суконным да еще с разницей в 200 лет.
Решил не мудрствовать и взять за основу северокавказский бешмет, раз уж так настойчиво указывают на то. как его перенимали казаки и ногайцы. Помимо схожести казаков и татар, хочу добавить аргумент — этнографический материал по ногайцам лежит в плоскости общекавказкого костюма, хоть и с национальными нюансами в декоре. Интересовал наиболее ранний крой бешмета, тут надо сказать, что большинство работ по анализу костюма северного Кавказа можно смело отбросить, исследователи типа Студенецкой во-первых мешают в кучу все найденное без акцента на национальные нюансы, во-вторых делают акцент на материале 18-19 веков, лишь указывая, что до 18-го века все было совсем иначе.
Так как работ по детальному анализу найденного в склепах Даргавз у меня нет. я черпал вдохновение в работе Б.Б. Абдулвахабовой "Традиционная мужская одежда вайнахов в 16 — начале 19 вв.". В этой работе анализируются находки из вайнахских (горная Чечня) склепов Оздик, Цори, Коротх, Цой-Педе и др., и имеется пять видов рубах и три вида верхней наплечной одежды. Интересно, что два вида верхней одежды имеют туникообразный крой с минимальным числом элементов и относятся к традиционной одежде вайнахов, а третий тип значительно сложнее и ложится в русло общекавказкого костюма и явно заимствован как раз на рубеже 16-17 веков.
Ниже описание "сложного" бешмета вайнахов:
Его шили сильно приталенным, с отрезными бочками, состоящим из треугольных и трапециевидных клиньев, которые расширялись книзу. Нижняя часть бешмета расклешена за счет девяти и более клиньев: трех цельнокроеных (два передний, один задний), двух-трех трапециевидных с каждого бока и двух треугольных по одному на каждую полу, что создавало определенный силуэт одежды, затянутой в талии и свободной внизу.
Рукав бешмета был вшивной, суженный книзу, наполовину закрывавший кисть руки, на конце — овальной формы с разрезом 5—8 см. Пришивался невысокий стоячий воротник, стеганный на подкладке из плотной ткани. Застегивался бешмет на пуговки из крученых ниток на воздушные петельки от ворота до талии. Ворот сильно скашивался к груди: застежек до талии было пять штук. Видимо, в прошлом застежкам на бешметах, помимо утилитарного, придавалось особое значение. Карманы на бешметах не делались вообще: они появляются позже (в XIX в.) под влиянием европейской одежды. Роль карманов выполняли мужские сумочки и кисеты, сшитые из различных тканей или кожи.
Бешмет сочетал в себе функции летней и зимней одежды. Летние изготавливались на одной подкладке, а зимние утеплялись шерстью или ватой, о чем свидетельствуют археологические источники. Бешмет, найденный в одном из наземных склепов, был утеплен ватой с подкладкой из холщовой ткани. Верх бешмета был из красной крашенины. Покрой — по типу черкески: с отрезной талией, подол расширялся с помощью треугольных клиньев. Ворот скошен к груди. Воротник пришивной, стоячий. Застегивался на пуговки из крученых ниток на воздушные петли. К бортам от ворота до подола пришиты клинья, с помощью которых запах углублялся. Рукава заужены книзу, с разрезами на концах. На бешмете сохранился пояс-кушак из домотканой ткани без окраски.
Итого — вайнахский бешмет наиболее близко и полно ложится в описание ногайского бешмета, и если отсечь "национальные" детали, его можно брать за основу. К лишним деталям я отнес треугольный ворот, зауженный рукав, овальный обшлаг.
Ниже общая схема кроя бешмета с пропорциями "на меня", и исходя из европейской ширины ткани в 80 см. Под схемой два варианта раскройки ткана, первый на "историческую" ткань в 80 см., второй на современное сукно шириной в 150 см.