Три шага от преферанса к бриджу
Три шага от преферанса к бриджу
Заядлые преферансисты с течением времени начинают замечать, что в их любимой игре для них практически нет никаких тайн. Изучив вероятностные аспекты игры и психологию своих постоянных партнеров, они достигли совершенства и жаждут новых ощущений. Если вышеизложенное относится и к Вам, уважаемый читатель, попробуйте себя на поприще бриджа и Вам откроется новый удивительный мир выверенной логики, строгой математики, безудержной фантазии, оправданного риска и незнающего границ спортивного азарта. Да, да, именно спортивного, ибо бридж — единственная карточная игра, культивируемая во всем мире как вид спорта. Но главное — Вы познакомитесь с прекрасным способом проведения досуга. Бридж расширит Ваш кругозор, увеличит круг общения, познакомит с новыми друзьями, а возможно, и с будущей супругой или супругом. Итак, предлагаем Вам сделать первые шаги в познании нового для Вас мира бриджа.
Автор выражает искреннюю признательность В.Я.Бруштунову за разрешение воспользоваться его методическими рекомендациями, содержащимися в книге «Современный бридж».
Шаг первый
Основные правила
Бридж — игра на взятки, в которой одновременно участвуют четыре человека. Игроки, сидящие друг напротив друга, образуют пару. Их интересы полностью совпадают. Играют колодой в 52 карты (четыре масти, в каждой из которых содержатся туз(Т), король(К), дама(Д), валет(В), 10,9,8. 2, причем туз — самая старшая карта, а двойка самая младшая). Сдают колоду по одной карте, так что каждый игрок получает по 13 карт. Последняя карта (идущая сдающему) показывается всем игрокам и указывает козырную масть (если она является онером, т.е. тузом, королем, дамой, валетом или десяткой) или розыгрыш будет проходить без козыря (если последняя карта фоска, т.е. девятка или ниже). Первый ход делает игрок, сидящий слева от сдающего. Далее ход во взятку делают все игроки по очереди (строго по очереди) по часовой стрелке. Класть в масть обязательно. Если нет масти хода, то можно снести любую карту, в том числе и козырь. Другими словами: при отсутствии масти козырь класть не обязательно. Понятно, что если взятку выигрывает Ваш партнер, то Вам незачем перебивать старшей. В каждой следующей взятке первым ходит тот, кто выиграл предыдущую. Совершив ход, игрок кладет карту перед собой: своя взятка перпендикулярно краю стола, а чужая — параллельно. После того, как выигравший взятку перевернет карту, переворачивают свои карты остальные игроки и их больше никто не может посмотреть. Перед переворачиванием карт любой игрок может некоторое время изучать их. После розыгрыша последней взятки производится подсчет взяток, выигранных двумя парами (взятка принадлежит не игроку, но паре). В следующей сдаче (партии) право сдавать переходит к следующему игроку (по часовой стрелке).
Этика игры
Главное богатство бриджа заключается в том, что это парная игра. Большое значение имеет взаимопонимание партнеров. Однако это взаимопонимание не имеет ничего общего с восклицаниями, мимикой, жестами, выражающими удовлетворение или недовольство одного игрока действиями партнера или оппонентов. Вся информация должна передаваться легально — путем системы сигналов, описанной ниже. Никакие другие договоры партнеров, будь то ускорение или замедление темпа игры, разглядывание потолка или стен, покашливание и прочее, не могут использоваться. Рекомендуется не перебирать свои карты перед ходом, а спокойно обдумать ход и, отделив карту от остальных, аккуратно положить её на стол.
Шаг второй
Сигналы на висте
В отличие от преферанса, где каждый играет сам за себя, в бридже очень важно наладить передачу легальной информации между партнерами.
1. Какой картой ходить из выбранной масти.
Из масти, содержащей последовательность фигур (т.е. фигуры соседнего ранга, например, ТК, КД, КДВ, ДВ10), ходим старшей.
Из длинной масти (т.е. содержащей три или более карт) с одной или несколькими фигурами, не образующими последовательность (например, К82, Д1083, КВ754, Т32), ходим младшей фоской (исключение: при козырной игре из масти, содержащей туза, ходим тузом). Из длинной масти без фигур ходим второй по старшинству (например, 982, 7432, 86542). Из двухкартной масти всегда ходим старшей (например, К3, В10, 93, 32).
2. Какую карту класть на ход партнера.
Если ход сделал Ваш партнер, а Вы не будете бороться за выигрыш взятки (например, партнер вышел тузом или противник справа сыграл фигурой, которую Вы не в состоянии надбить), то Вы можете дать партнеру сигнал о том, нравится ли Вам ход. Если это так, снесите крупную фоску; если ход Вам не понравился, то снесите самую мелкую фоску.
Открытие стола
Внесем некоторые изменения в правила. После первого хода партнер сдающего (называется болваном или столом) выкладывает карты на стол и в этой сдаче больше не принимает участия. Его картами управляет сдающий(разыгрывающий).
Шаг третий
Методы получения взяток
Далее мы рассмотрим несколько одномастных диаграмм, поясняющих, как выигрывать взятки. Прямоугольник обозначает стол, за которым идет игра, сверху изображается рука болвана, снизу — разыгрывающего.
1. На старшие фигуры: | |
чтобы взять все взятки в масти, надо пойти двойкой и положить со стола даму, а затем пойти тройкой и взять ТКВ; если начать с туза, то масть окажется заблокированной. | |
2. Утверждая старшие фигуры: | |
надо пойти четверкой и поставить валета, выбивая туза у вистующих; последние три взятки возьмет разыгрывающий. | |
3. На импасе: | |
надо пойти мелкой и на мелкую от оппонента слева поставить даму. Если король будет слева, дама возьмет взятку. Сравните с преферансом: из-за того, что нет маневра между руками, комбинация ТД берет лишь одну взятку. В бридже шансы на вторую взятку — 50%. | |
4. На экспасе: | |
надо пойти мелкой и на мелкую от оппонента слева поставить даму. Шансы на получение взятки — 50% (король слева). Если король появится в первой взятке, то ставим мелкую, в дальнейшем разыгрывающий возьмет две взятки в масти. | |
5. Отыгрывая форты. | |
надо сыграть мелкими с двух рук, отдавая оппонентам; в дальнейшем, если масть разложилась 3-2, разыгрывающий возьмет четыре взятки. | |
6. Убитки (пример двухмастной игры): | |
Козырь — бубна. Разыгрывающий ходит червой и бьет на столе козырем, забирая не четыре, а пять козырных взяток. Выбор козыря — еще несколько видоизменений правил. Сдающий не показывает последней карты, а сам назначает козырь или без козыря. При этом рекомендуется назначать козырем масть, содержащую минимум пять карт. Если таких мастей нет, то лучше назначить игру без козыря. |
Вы познакомились с правилами и основами игры, которая может послужить мостиком от преферанса к бриджу. Пока это еще не бридж, т.к. отсутствуют два кита, на которых он держится — торговля и подсчет очков. Но двух китов Вы уже одолели: это вист и розыгрыш. Продолжайте совершенствоваться в них и параллельно переходите к изучению торговли — настоящей изюминки бриджа.
Бридж отличия от преферанса
Когда мы принимались за эту книгу, на моей книжной полке уже стояло десятка полтора изданий, посвящённых преферансу. Большей частью, правда, это были простые изложения правил популярной игры. А нам с издателем хотелось чего-то большего ― добротного учебника со сборником интересных этюдов и задач, с описанием шулерских приёмов, с игроцкими байками, которые за игорным столом сыплются, как из рога изобилия, с пляжными историями, анекдотами… Хотелось всерьёз определить место преферанса в русской культуре и составить галерею портретов великих преферансистов ― от Белинского и Некрасова до современных, собрать преферансный фольклор, литературные произведения по теме. Хотелось, чтобы книга была богато иллюстрирована, хорошо издана.
Откуда такая уверенность в своих силах? Почему бы не написать учебник по ботанике? Так сложилась жизнь, что несколько лет после окончания факультета журналистики мне довелось зарабатывать на хлеб профессиональной игрой в карты. Почему оставил это занятие? ― спросит любознательный читатель, ― раз так хорошо всё получалось? Действительно, ведь о том, чтобы любимое развлечение доставляло средства к существованию, можно только мечтать. Я и сам затрудняюсь ответить на вопрос, почему оставил игру…
Старший сын пошёл в школу и в один из первых дней учёбы говорит: «Учительница спросила, где мама с папой работают. Про маму я сказал, что в ЦСУ,[1] а что сказать про папу?» ― «Как! Ты что, не знаешь? Папа ― журналист, часто ездит в командировки…» Тогда я впервые подумал, что как-то слишком много шрамов и татуировок у папиных друзей-знакомых. Да и разговоры отнюдь не о газетных передовицах, а всё больше о платежах в конце месяца. Да и лексика ― не для детских ушей. Это был первый звонок.
Как-то раз у меня прожил с полгода Коля Китаец, одессит с пятью судимостями (заехал переночевать и немного задержался; это было вполне в его стиле). Он очень хорошо ко мне относился и во всём старался помогать. Например, воспитываю я своего семилетнего Димку, который что-то сделал не так, а Колёк говорит: «Ты, Дима, слушай папу ― папа правильно говорит, так делать нельзя! Вот у нас был на зоне один тип, который так делал, так его по концовке порезали…». На мои просьбы не вмешиваться в педагогический процесс Николай искренне удивлялся: «Как скажешь, я-то хотел как лучше».
Возможно, бросил «профессиональный спорт» просто потому, что надоело. Захотелось и другие грани этой жизни осмотреть. Что дал мне опыт профессионального игрока и опыт общения с этим миром ― предстоит ещё осмыслить самому, но факт остаётся фактом: лет восемь я жил картами. И преферанс был одним из сильнейших средств в арсенале. В конце 70-х в Ташкенте я даже получил среди играющих кличку Гусарик ― когда предлагали крупную игру в штосс, я всегда отвечал: «Давай для начала сыграем в гусарика». Поэтому, принимаясь за учебник, я чувствовал моральное право взять на себя ответственность. Кто хочет проэкзаменовать, «проверить технику» ― я готов в любой момент сесть напротив. Однако писать про игру оказалось труднее, чем играть.
«Кто знает игру ― пусть не обучает ей», ― гласит итальянская пословица.[2] Когда впервые услышал её, подумал: а, собственно, почему? Что за умник такой итальянский её выдумал? И только потом понял: это не запрет, не нравоучение. Это ― предостережение! Сколько раз потом пришлось его вспомнить! Ни одна работа не давалась мне (не только мне, всей нашей команде, принимавшей участие в создании книги о преферансе) труднее, чем эта. Всё время преследовал какой-то рок! Судите сами.
1. Главу о вероятностях преферанса писал академик Леонид Михайлович Литвин. Это была его давняя мечта ― систематизировать свои математические представления о любимой карточной игре. Он был сильно занят, он знал, что тяжело болен, он очень спешил.
Я забрал у него рукопись в день его отъезда на дачу на майские праздники. С дачи он уже не вернулся ― умер там. Статья «Оптимальные решения…» стала его последней научной работой.
2. Иллюстрации для этой книги обещал дать выдающийся коллекционер игральных карт Александр Семёнович Перельман. У нас с ним было много общих проектов: хотели сделать каталог его фантастической коллекции на CD-ROM, выпустить книжку «Русские писатели за карточным столом»… Мы договаривались начать работать в сентябре. Я позвонил в начале октября ― извиниться, что на месяц выбился из графика, и спросить, когда удобно приехать. Трубку сняла его жена ― Виктория Владимировна. Я попросил Александра Семёновича, но выяснилось, что месяц назад его похоронили. Через неделю я ехал в Питер на 40 дней…
3. В самый разгар работы пропал издатель. Нет, он не отказался от договора, от идеи. Он попросту исчез. Перестали отвечать все телефоны. Я подумал: времена тяжёлые ― «кредиты, бандиты»… Подождём… Но шли месяцы, а он не появлялся. Стали ощущаться трудности с финансированием. Мы собрали совет (не в Филях, на Речном вокзале) ― что будем делать? ― автор, художник, верстальщик. Решили работать дальше и параллельно искать издателя, который согласился бы уплатить сумму, полученную нами авансом. Не объявится наш к выходу книжки сам ― отдадим деньги жене или матери (а кто знает, жив ли?). Слава богу, объявился (но предположения наши, кажется, были не лишены оснований).
«Мелкие» неприятности на этом трагическом фоне даже как-то совестно перечислять: перестала существовать издательская фирма, с которой был договор на вёрстку и оформление. Хорошо, что вся работа строилась на личных отношениях ― бывший директор фирмы Лена Лебедева продолжала тянуть нашу артель «Напрасный труд», в одиночку, повинуясь моральному долгу. Мы частенько обсуждали с ней таинственный смысл злосчастной поговорки и всё подумывали: не достаточно ли предупреждений. Разумеется, на ту же чашу весов складывались все случившиеся за это время болезни и лишения.
В конце концов нам посчастливилось встретить Владимира Ефимовича Грабарника, в лице которого мы нашли горячего поклонника преферанса и надёжного инвестора, и трёхлетний труд был завершён. Можно сказать, что прикупили туза!
Её довольно подробно отражает содержание. Но я хотел бы заранее извиниться перед теми, кто найдёт изъяны в расстановке глав учебника. Мне не удалось структурировать материал лучше. Все темы переплетены. Начинаешь говорить о постановке проблем перед оппонентом в главе «Торговля», приходится сказать, что эта задача должна ставиться на всех этапах игры ― при заказе контракта, на висте и т. д. Говоришь об экономических основах игры, приходится приводить примеры из области торговли, заказа контракта, вистования, и т. д. В специальных главах, посвящённых торговле, заказу игры, мизеру или висту, приходится или повторяться, или опускать эти аспекты…
В словаре и в учебнике даны не только объяснения игроцких или специфических терминов, но и приведено подробное описание многих технических приёмов розыгрыша, даже таких, которые в преферансе встречаются редко, а представляют собой высший пилотаж в других играх, таких как вист и бридж. Например: парада, манёвр мерримак, императорский манёвр или манёвр Дешапеля. Если сквиз и впустка, такие разнообразные и сложные в бридже, встречаются и в преферансе (пусть редко, пусть в упрощённом виде), то вышеупомянутые манёвры имеют лишь теоретическое значение. Напрашивается вопрос: зачем вообще о них говорить? Возможно, достаточным оправданием автору, недавно научившемуся играть в бридж, послужит очарование, утончённая красота этих приёмов. Каждый из них иллюстрирует парадоксальную идею. Возможно, эти идеи позволят вдумчивому читателю перенести приёмы на почву преферанса и добиться небывалого мастерства в этой игре, а возможно, побудят его освоиться с бриджем. В любом из этих случаев автор будет счастлив и сочтёт свою работу не напрасной.
Скачать игру карточную бридж на андроид
Это многим известная карточная игра — Бридж. Он чем то похож на преферанс и играют в него в основном за рубежом. Там эта игра больше распространена, чем у нас в России. Но игра хорошая и было бы несправедливо обойти ее стороной и не уделить внимания.
Правила для игры прислал Енюша (так представился):
Играют 4 человека (пара на пару, одним из игроков будете вы). Колода 52 карты сдается вся. Старшинство мастей: трефы, бубны (миноры; взятка 20 очков) черви, пики (мажоры; взятка 30 очков), Бескозырка (первая взятка 40, остальные по 30).
Заявки состоят из цифры от 1 до 7 и масти, которую заявляющий хотел бы сделать козырем (или Без козырей). Существует заявка пас. Есть такие заявки: контра (double — удваивает стоимость взятки ) и реконтра (redouble — учетверяет стоимость взятки). Первая может быть сказана после заявки противника; вторая в ответ на контру противника. В отличие от преферанса, после паса можно снова вступить в торговлю. Заявка, после которой следуют три паса становится окончательной. Например 4 пики означает, что заявитель собирается взять 10 взяток при козырях — пиках.
Заявки в торговле бывают натуральные и искусственные. Так заявка 1 треф чаще всего означает, что у человека от 13 очков (очки считают так Туз — Валет = 5-2) на руке, нет пятерок. Если партнер отвечает 1 бубна у него меньше 6 очков. 1 черва означает пятерку червей и от 13 очков, если партнер отвечает 2 червы значит у него от 8 очков и тройка червей.
После торговли начинается розыгрыш.
Оппонент слева от разыгрывающего ходит первый, партнер разыгрывающего выкладывает карты на стол. И дальше как в преферансе обязательно масть в масть, но козырем бить не обязательно. Если пара выполняет контракт, то в таблице под чертой записывается стоимость контракта равная уровню заявки, помноженной на стоимость взятки. Над чертой записываются премии за лишние взятки, за выигранный гейм, за контру и реконтру, за подсад. Когда под чертой 100 и больше роббер выигран. Два выигранных роббера — гейм.
Размер дистрибутива: 109К Windows -95,98,ME,2000,XP,NT
Скачать игру Bridge
Пасьянс. Сад камней
Превращаем безликие газоны и запущенные дворики в прекрасные сады в японском стиле. Справиться с этой задачей вам поможет колода волшебных карт, которые непрерывно поступают на игровое поле конвейеру. Раскладывайте их таким образом, чтобы каждая карта была на ранг выше или ниже соседней. Подробнее.
Скачать игру бесплатно! (18.9 Мбайт)
Похожие игры
Это многим известная карточная игра — Бридж. Он чем то похож на преферанс и играют в него в основном за рубежом. Там эта игра больше распространена, чем у нас в России. Но игра хорошая и было.
Бридж. называемый Британской энциклопедией «весьма популярным в определенных кругах», единственная из карточных игр, включенная в перечень Олимпийских видов спорта. Классический бридж.
Карточная игра деберц (дэберц или дэбчик) очень популярна в России и странах СНГ (преимущественно на Украине). Игра имеет свои разновидности, которые популярны на Украине — клабор и белот.
Это стариннейшая игра, которая до сих пор имеет массу поклонников. Особенно любим вист британцами, скорее всего, за его методичность и серьезность, словом, за те качества, которыми восхищаются.
Наш сайт посвящен играм и всему, что с ними связано. Каждый день мы добавляем десятки новинок, поэтому заходите сюда почаще. Все файлы перед добавлением на сайт проверяются антивирусом Касперского. По всем вопросам обращайтесь к нам через форму контактов.
Наш адрес:
123100 г. Москва
Пресненская набережная, д. 12
офис 735
Преферанс, покер, дурак.
Известно, что, играя в карты, человек рассчитывает не только на собственную смекалку, но и на везение. Ну, еще бы — в отличие от шахмат, где соперники начинают партию примерно в равных условиях, в большинстве карточных игр многое решает то, «как карта ляжет»: выпало вам четыре туза, и можете повышать ставку до бесконечности
Математики определили, что в ряде карточных игр при игре один на один или двое на двое элемент случайного успеха вполне можно нейтрализовать с помощью увеличения числа раскладов. Так, например, на турнирах по покеру за матч разыгрывают по 200–300 сдач. А в спортивном бридже в большинстве официальных состязаний игроки вообще получают на руки одинаковые расклады карт, что сводит на нет везение при сдаче: выигрывает тот, кто лучше умеет считать и находить нестандартные ходы.
Покер
Покер — одна из наиболее азартных карточных игр, имеющая давние турнирные традиции. В США, например, состязания по покеру привлекают огромное внимание, собирая многие тысячи участников и гигантские телевизионные аудитории зрителей и конкурируя по популярности с такими крупными спортивными событиями, как финал Кубка Стэнли по хоккею. В Европе и в России популярность покера растет бешеными темпами.
В покер играют колодой из 52 листов, при этом число игроков может быть произвольным — от двух до десяти. Старшинство карт — от туза до двойки. Первоначальные ставки — а даже на официальных соревнованиях играют на деньги, пускай и условные, — делаются игроками до момента раздачи карт. Карты сдаются по одной — каждому из игроков по пять листов. Победителем оказывается игрок, собравший наиболее сильную комбинацию карт (см. схему 1). После того как карты сданы, каждый из игроков в зависимости от комбинации, имеющейся на руках, может либо отказаться от дальнейшей игры и потерять свою ставку, либо повысить ставку и произвести замену любого количества своих карт. После этого карты вскрываются. Если у нескольких игроков выпадают одинаковые комбинации, выигрывает тот, у кого есть более высокая по старшинству карта. Если у игроков оказываются комбинации одинакового достоинства, то банк делится поровну.
Самой старшей из комбинаций является флеш-рояль — пять старших карт одной масти (туз, король, дама, валет, десятка). Далее следуют стрит-флеш — пять последовательных карт одной масти, каре — четыре карты одного ранга, например, четыре девятки и любая другая карта, фулл-хаус — три карты одного ранга и пара — и так далее до пары: две карты одного ранга, например две дамы. Если ни у одного из игроков нет комбинации из нескольких парных карт, выигрывает тот, кто имеет самую старшую одиночную карту.
Впрочем, у покера есть множество разновидностей. При игре один на один, например, игрокам сдается по две карты, а затем на стол выкладываются пять карт, которые считаются общими (см. схему 2). Снос и замену карт в таком случае делать нельзя, а выигрывает соответственно тот, у кого на руках окажется самая сильная комбинация в пять карт из семи (две свои и пять общих).
Организации и соревнования
Как и в профессиональном боксе, в покере есть несколько структур, которые проводят крупные турниры. В основном их штаб-квартиры располагаются в США, и в организации крупных коммерческих турниров они сотрудничают с крупнейшими казино. Проводится и чемпионат мира, где специалисты по покеру определяют сильнейшего, что называется, «по гамбургскому счету» (хотя чемпион получает не только титул, но и неплохую сумму призовых).
В России в прошлом году была создана Федерация спортивного покера, которая будет проводить соревнования на территории нашей страны. Нынешней осенью ФСПР собирается провести крупный турнир в Петергофе, а затем собрать ведущих мастеров игры на Открытый чемпионат России, где могут быть заявлены и иностранные спортсмены. В дальнейшем, по словам главы федерации Дмитрия Лесного, будут организованы системные игровые серии: первенство России, Кубок страны, чемпионаты регионов.
Преферанс
Кажется, преферанс был изобретен в России.
Об этом, во всяком случае, говорят названия его многочисленных разновидностей — «игра с курочкой», «с котлом», «с увертом», «с кадилями». Хотя в похожие игры веками играют и в Польше, и в Германии, и во Франции. Да и наиболее распространенный в мире спортивный бридж весьма похож на преферанс. Или преферанс на бридж?
В преферанс играют колодой из 32 карт (по старшинству от семерки до туза). В эту карточную игру можно играть вдвоем (с «болваном»), втроем и вчетвером, хотя в спортивном преферансе игра один на один не рассматривается. Карты сдаются всегда на троих участников — по 10 карт на руки и две в прикуп. Старшинство мастей: черви, бубны, трефы, пики.Партия в преферансе, так же как и в бридже, состоит из сдачи карт, «торговли» и «розыгрыша». Однако главной отличительной чертой игры является наличие прикупа из двух карт, которые могут весьма значительно повлиять на игру (см. схему 4). Игроки, торгуясь, исходят не только из полученных на руки карт, но и из вероятности получения в прикупе дополнительных взяток. Наиболее простой вариант — обязательство взять шесть взяток при козырных пиках, верх мастерства — все десять взяток при бескозырной игре.
После того как один из участников выиграл «торговлю» (остальные спасовали), он забирает прикуп, сбрасывает две лишние карты (они в дальнейшей игре не участвуют) и объявляет окончательный вариант игры, но не меньше того, на котором он завершил торги. Два его конкурента могут принять вызов — вистовать — или пасовать. Если вистуют оба, то игра идет втемную, если один — вистующий может попросить его сыграть в открытую (см. схему 5). Если же при «торговле» все партнеры спасовали, играются так называемые распасы, при которых каждая взятка наращивает число отрицательных очков.
Партия завершается расписыванием очков, полученных за игру. Если игрок сыграл свою игру (ту, которую «заказывал»), то он получает плюсовые очки. Но и его вистующий соперник получает очки за взятие определенного числа взяток. Если игрок недобрал взятки, то его штрафуют. Игра состоит из нескольких партий — до получения определенного результата: все игроки должны получить равное число положительных очков.
Организации и соревнования.
Надо сказать, что пока преферанс широкого распространения в мире не получил, его в основном культивируют в странах бывшего Советского Союза и там, где имеются крупные русскоговорящие диаспоры. Но в нынешнем сентябре в Киеве должен состояться первый чемпионат мира по спортивному преферансу. Проводят его Международная федерация преферанса и Клуб интеллектуальных игр. Участвовать в турнире будут представители России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Израиля, Германии, где уже есть общественные организации, развивающие этот вид карточного спорта.
Подкидной дурак
Скептики скажут: «Нашли тоже спортивную игру! Дурак — он и есть дурак. » И будут неправы. По словам известного шахматиста, экс-чемпиона мира Анатолия Карпова, подкидной в варианте игры один на один обладает ничуть не меньшей привлекательностью, чем те же шахматы. Причем в одиночной игре точный математический расчет играет гораздо более важную роль, чем везение при сдаче карт. Приятно осознавать, что эта «интеллектуальная» игра имеет чисто русское происхождение.
Играют колодой из 36 карт (со старшинством от тузов по убывающей до шестерок). На руки раздается по шесть карт, из остальных определяется козырь, и они остаются на столе в виде лежащей крапом вверх колоды (см. схему 6). Ходить в этой игре можно любой картой, можно даже с нескольких — парных: например, с двух или трех шестерок. Противник, сидящий по левую руку от ведущего игру, должен «побить» заходные карты — картами той же масти, но более старшего достоинства либо козырем (козырь можно побить только козырем выше по старшинству). При этом заходящий и все другие участники игры могут подкидывать карты того же достоинства, что и те, которыми отбивается соперник. Их игрок тоже должен «побить». Если же у него это не получается, он забирает все карты на руки. А те игроки, у которых после хода на руках оказывается меньше шести карт, добирают недостающие из колоды. При этом ход переходит к следующему — по часовой стрелке. Если игрок «побил» все предложенные ему карты, ходит он, а отбитые им карты сбрасываются в отбой (выходят из игры). Игра заканчивается, когда все игроки, кроме одного, остаются без карт (то есть все карты из колоды выбраны).
Организации и соревнования
Увы, никакой всероссийской, а тем более международной спортивной ассоциации игроков в подкидного дурака авторы обнаружить не смогли. Однако это не мешает многочисленным поклонникам этой, казалось бы, пустой забавы проводить время от времени довольно представительные соревнования с участием отечественного бомонда. Традиционным стал турнир по подкидному дураку, который проводится в канун Дня дурака — 31 марта.