Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материалы и конструкции червяков и червячных колес

Материалы и конструкции червяков и червячных колес.

Червяки для силовых передач изготовляют из углеродистых или легированных сталей с соответствующей термообработкой, обеспечивающей высокую твердость рабочих поверхностей. Червяки из сталей 15Х, 20Х, 12ХН2, 18ХГТ, 20ХФ и т. д. подвергают цементации и закалке до твердости HRC58. 63, а из сталей Ст6, 40, 45, 40Х, 40ХН закаляют до HRC45. 55. Червяки из улучшенных и нормализованных сталей применяют в тихоходных и малонагруженных передачах, а также при отсутствии оборудования для их шлифовки, В передачах с колесами большого диаметра червяк изготовляют из бронзы, а колесо — из чугуна (для экономии бронзы). В большинстве случаев червяк выполняют как целое с валом (см. рис. 1; 2), реже насадным, т. е. изготовленным отдельно от вала и затем закрепленным на нем.

правая резьба червяка

Рис. 1

Выбор материала червячного колеса в основном зависит от скорости скольжения витков резьбы червяка по зубьям колеса (рис. 3, д)
v_<с к data-lazy-src=

Рис. 2

Эвольвентный червяк

Рис. 3

В червячном колесе небольшого диаметра, не подвергающегося сильному нагреву, бронзовый венец обычно насаживают на центр с натягом (см. рис. 1; 2) и для надежности соединения скрепляют с ним винтами. В колесах больших и средних диаметров бронзовый венец скрепляют с центром винтами (рис. 4, а). При серийном производстве червячные колеса изготовляют биметаллическими (рис. 4, б), т. е. бронзовый венец отливают центробежным способом в форме, в которую помещают чугунный центр. При скоростях скольжения vск≤2 м/с червячные колеса для удешевления можно изготовлять целиком из чугуна СЧ15, СЧ18 и СЧ20. Для амортизации ударов при работе червячной передачи, глушения механической вибрации и максимального снижения износа зубьев червячных колес их иногда изготовляют из пластмасс. Пластмассовые червячные колеса применяют в небольших силовых передачах и приборах; материалом для них служат древеснослоистые пластики (ДСП), текстолит и полиамиды (капрон и нейлон). На (рис. 4, в) показано пластмассовое червячное колесо из текстолитовых или древопластиковых пластин, насаженных на металлическую втулку и соединенных болтами между стальными дисками. В остальном конструкция червячного колеса такая же, как и зубчатого колеса.

пластмассовое червячное колесо

Рис. 4

Из 12 степеней точности изготовления червячных передач, регламентируемых ГОСТ 13675-68 (СТ СЭВ 311-76), для силовых передач предусмотрены 5, 6, 7, 8 и 9-я степени точности. В общем машиностроении чаще всего пользуются 7, 8 и 9-й степенями точности. Выбор степени точности червячной передачи в зависимости от окружной скорости колеса v2, обработки червяка и колеса и области применения передачи можно производить по табл.

Кинематика червячной пары. Материалы червячной пары. Критерии работоспособности червячной передачи

— материалы, используемые для изготовления червяков и червячных колес;
— виды разрушений зубьев червячных колес;
— виды разрушения зубьев червячных колес.

6.2.1 Скорость скольжения в передаче. Передаточное число

Во время работы червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса рис. 2.5.11. Скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии делительного цилиндра червяка и определяется из параллелограмма скоростей

Читайте так же:
Как научиться делать тройной тулуп


(2.5.11)

Как видно из формулы, всегда us > u1. Большое скольжение в червячной передаче повышает изнашиваемость зубьев червячного колеса, увеличивает склонность к заеданию.

Передаточное число червячной передачи определяют по условию, что за каждый оборот червяка колесо поворачивается на число зубьев, равное числу витков червяка:


(2.5.11)

где и — угловые скорости червяка и колеса;
z1 и z2 — число витков червяка и число зубьев колеса.

На практике в силовых передачах применяют червяки с числом витков z1 = 1; 2; 4. С увеличением z1 возрастают технологические трудности изготовления передачи и увеличивается число зубьев червячного колеса z2. Число витков червяка z1 зависит от передаточного числа и.

Рисунок 2.5.11 схема определения скорости скольжения в червячной передаче

Во избежание подреза основания ножки зуба в процессе нарезания зубьев принимают z2?26. Оптимальным является z2 = = 40. 60. Диапазон передаточных чисел в этих передачах u = 10. 80.

6.2.2 Силы в зацеплении

В приработанной червячной передаче, как и в зубчатых передачах, сила червяка воспринимается не одним, а несколькими зубьями колеса. Для упрощения расчета силу взаимодействия червяка и колеса Fn принимают сосредоточенной и приложенной в полюсе зацепления П по нормали к рабочей поверхности витка. По правилу параллелепипеда Fn раскладывают по трем взаимно перпендикулярным направлениям на составляющие Ff1, Fr1, Fa1 рис. 2.5.12. Для ясности изображения сил, u червячное зацепление раздвинуто.


Рисунок 2.5.12 Схема сил, действующих в червячном зацеплении

Окружная сила на червячном колесе численно равна осевой силе на червяке (2.5.13), где T2— вращающий момент на червячном колесе. Окружная сила на червяке численно равна осевой силе на червячном колесе :


(2.5.14)
(2.5.14), где T1— вращающий момент на червяке; — к.п.д. передачи. Радиальная сила на червяке численно равна радиальной силе на колесе


(2.5.15).

Направления осевых сил червяка и червячного колеса зависят от направления вращения червяка, а также от направления линии витка. Направление силы всегда совпадает с направлением вращения колеса, а сила направлена в сторону, противоположную вращению червяка.

6.2.3 Материалы червячной пары

Червяк и колесо должны образовывать антифрикционную пару, обладать высокой прочностью, износостойкостью и сопротивляемостью заеданию ввиду значительных скоростей скольжения в зацеплении.

Червяки изготовляют из среднеуглеродистых сталей марок 40, 45, 50 или легированных сталей марок 40Х, 40ХН с поверхностной или объемной закалкой до твердости 45. 53 НКСЭ. При этом необходима шлифовка и полировка рабочих поверхностей витков. Хорошую работу передачи обеспечивают червяки из цементуемых сталей (15Х, 20Х и др.) с твердостью после закалки 56. 63 НКСЭ.
Зубчатые венцы червячных колес изготовляют преимущественно из бронзы, причем выбор марки материала зависит от скорости скольжения у5 и длительности работы.

При высоких скоростях скольжения (Us = 5. 25 м/с) и длительной работе рекомендуются оловянные бронзы марон БрО10Ф1, БрО10Н1Ф1, которые обладают хорошими противозадирными свойствами. При средних скоростях скольжения (Us = 2. 5 м/с) применяют алюминиевую бронзу марки БрА9ЖЗЛ. Эта бронза обладает пониженными противозадирными свойствами, поэтому применяется в паре с закаленными до твердости ?45НRСЭ шлифованными и полированными червяками. В отдельных случаях ее применяют до Us = 8 м/с. При малых скоростях скольжения (Us < 2 м/с) червячные колеса можно изготовлять из серых чугунов марок СЧ12 СЧ15 и др. При выборе материала колеса предварительно определяют ожидаемую скорость скольжения по эмпирическое формуле


(2.5.16)

Практика показала, что срок службы бронзовых венцов червячных колес сильно зависит от способа отливки заготовок. Большее сопротивление изнашиванию оказывают зубья венцов, отлитых центробежным способом.

Для наиболее распространенных материалов венцов червячных колес механические характеристики приведены.

6.2.4. Виды разрушения зубьев червячных колес

В червячной паре менее прочным элементом является зуб колеса, для которого возможны все виды разрушений и повреждений, встречающиеся в зубчатых передачах, т. е. усталостное выкрашивание, изнашивание, заедание и поломка зубьев. Из перечисленного наиболее редко встречается поломка зубьев колеса. В передачах с колесами из оловянных бронз (мягкие материалы) усталостное выкашивание рабочих поверхностей зубьев колеса наиболее опасно. Возможно и заедание, которое проявляется в намазывании бронзы на червяк; сечение зуба постепенно уменьшается, при этом передача может еще продолжать работать длительное время. Заедание в венцах колес из твердых бронз (алюминиевых) переходит в задир с последующим катастрофическим изнашиванием зубьев колеса частицами бронзы, приварившимися к виткам червяка. Этот вид разрушения зубьев встречается наиболее часто. Для предупреждения заедания рекомендуется тщательно обрабатывать поверхности витков и зубьев, применять материалы с высокими антифрикционными свойствами.

Читайте так же:
Как шить накладные воротники

Изнашивание зубьев колес червячных передач зависит от степени загрязненности масла, точности монтажа, частоты пусков и остановок, а также от значений контактных напряжений.

Излом зубьев червячных колес происходит в большинстве случаев после изнашивания.

6.2.5 Допускаемые напряжения для материалов венцов червячных колес

Допускаемые напряжения вычисляют по эмпирическим формулам в зависимости от материала зубьев колеса, твердости витков червяка, скорости скольжения и ресурса.

1. Допускаемые контактные напряжения. для оловянных бронз (БрО10Н1Ф1, БрО10Ф1 и др.) определяют из условия сопротивления усталостному выкашиванию рабочих поверхностей зубьев:


(2.5.17)

где — коэффициент долговечности при расчете на контактную прочность, N — число циклов нагружения зубьев червячного колеса за весь срок службы передачи Сu — коэффициент, учитывающий интенсивность изнашивания зуба колеса в зависимости от скорости скольжения Us:

допускаемое контактное напряжение, соответствующее пределу контактной выносливости при числе циклов перемены напряжений ,

предел прочности бронзы при растяжении большие значения но принимают для червяков с твердостью витков > 45НКСЭ.

2. Допускаемые контактные напряжения для безоловянных бронз и латуней (БрАЭЖЗЛ, ЛЦ23А6ЖЗМц2 и др.) определяют из условия coпротивления заеданию. Большие значения принимают для червяков с твердостью витков 45НКСЭ.

3. Допускаемые контактные напряжения для чугунов (СЧ12, СЧ15 и др.) определяют из условия сопротивления заеданию. Для всех червячных передач (независимо от материала зуба колеса) при расположении червяка вне масляной ванны значения уменьшают на 15%. Экспериментом установлено, что изгибная прочность зубьев колеса зависит от материала, ресурса и характера нагрузки.

Червячная передача

Worm Gear and Pinion.jpg

Червя́чная переда́ча (зубчато-винтовая передача) — механическая передача, осуществляющаяся зацеплением червяка и сопряжённого с ним червячного колеса [1] (для преобразования угловой скорости и усилия вращения) или гайки (для линейных перемещений). Червячный привод или «бесконечный винт» был изобретён Архитом Терентским, Аполлонием Пергским или Архимедом, причём последний из них считается наиболее вероятным автором [2] . Червячный двигатель позже появился на Индийском субконтиненте, где он использовался в хлопкоочистительных машинах во времена Делийского султаната в тринадцатом или четырнадцатом веках [3] . Одним из основных преимуществ червячных приводов является то, что они могут передавать движение под углом 90 градусов.

Содержание

Конструкция [ править | править код ]

Червяк представляет собой винт со специальной резьбой, в случае эвольвентного профиля колеса форма профиля резьбы близка к трапецеидальной. [4] На практике применяются однозаходные, двухзаходные и четырёхзаходные червяки. [4]

Червячное колесо представляет собой зубчатое колесо. В технологических целях червячное колесо, как правило, [4] изготавливают составленным из двух материалов: венец — из дорогого антифрикционного материала (например, из бронзы), а сердечник — из более дешёвых и прочных сталей или чугунов.

Входной и выходной валы передачи скрещиваются, обычно (но не всегда) под прямым углом.

Функционирование [ править | править код ]

Передача предназначена для существенного увеличения крутящего момента и, соответственно, уменьшения угловой скорости. Ведущим звеном является червяк. Червячная передача без смазки и вибрации обладает эффектом самоторможения и является необратимой: если приложить момент к ведомому звену (зубчатому колесу), из-за сил трения передача работать не будет. Однако это свойство начинает проявляться при передаточных числах от 35 и выше. Хотя более корректно говорить не о передаточном числе, а об угле подъёма червяка, при уменьшении которого в определённый момент возникает самоторможение. Полное самоторможение достигается в передаче, в которой угол подъёма винтовой линии червяка равен или меньше 3,5°. При меньшем угле, если начать вращать червячное колеса, то оно начнёт проворачивать и сам червяк. [5]

Передаточные отношения червячной передачи закладываются в пределах от 8 до 100, а в некоторых случаях — до 1000. [1]

Читайте так же:
Закрепитель цвета для джинсов

Достоинства и недостатки [ править | править код ]

  • Достоинства:
    • Плавность работы;
    • Малошумность;
    • Большое передаточное отношение одной пары, — червячные редукторы с большим передаточным числом значительно компактнее и легче, чем эквивалентные шестеренчатые, и менее материалоёмки;
    • Самоторможение — при некоторых передаточных отношениях;
    • Повышенная кинематическая точность.
    • Повышенные требования к точности сборки, необходимость точной регулировки.
    • При некоторых передаточных соотношениях передача вращения возможна только в одном направлении — от винта к колесу. (для некоторых механизмов может считаться достоинством).
    • Существенное взаимное проскальзывание рабочих поверхностей, отсюда:
      • Высокие требования к геометрической точности и прочности поверхностей трения;
      • Сравнительно низкий КПД (целесообразно применять при мощностях менее 100 кВт);
      • Большие потери на трение с тепловыделением, необходимость специальных мер по интенсификации теплоотвода;
      • Повышенный износ и склонность к заеданию;
      • Необходимость компенсации осевых усилий, возникающих в опорах червячного вала.

      Указанные недостатки обусловлены связанной с геометрией передачи невозможностью получения жидкостного трения. [6]

      Классификация [ править | править код ]

      Червяки различают по следующим признакам:

      • по форме образующей поверхности:
        • цилиндрические; .
        • правые;
        • левые.
        • однозаходные;
        • многозаходные.
        • с архимедовым профилем;
        • с конволютным профилем;
        • с эвольвентным профилем;
        • трапецеидальный.

        Зубчатые колёса различают по следующим признакам:

        • по профилю зуба:
          • прямой — (контакт по точке, малонагруженные передачи);
          • вогнутый — «охватывающий» червяк (контакт по линии);
          • роликовый — зубья вырожденного сектора заменены гребневым роликом.
          • полное колесо (с передачей непрерывного вращения);
          • зубчатый сектор (с поворотом сектора на ограниченный угол);
          • вырожденный сектор с роликом (в паре с глобоидальным червяком — рабочая длина сектора меньше рабочей длины червяка, возможна передача большого момента).

          Применение [ править | править код ]

          Червячная передача главным образом применяется в червячных редукторах.

          Достаточно часто червячные передачи используются в системах регулировки и управления — самоторможение обеспечивает фиксацию положения, а большое передаточное отношение позволяет достичь высокой точности регулирования (управления) и (или) использовать низкомоментные двигатели. Весьма распространенное применение пары типа «глобоидальный червяк с роликовым сектором» — рулевое управление автомобилей.

          Благодаря этим же характеристикам червячные передачи и червячные редукторы широко применяются в подъёмно-транспортных машинах и механизмах (например, лебёдках).

          Часто в виде червячной пары изготавливаются механизмы натяжения струн (колковая механика) музыкальных инструментов, например, гитары. [7] В данном применении полезным оказывается эффект самоторможения (необратимость).

          В — эвольвентный

          Направление и угол подъема зубьев червячного колеса соответствуют направлению и углу подъема витков червяка.

          Червячные колеса нарезают червячными фрезами и в редких случаях резцами, укрепленными на вращающейся оправке (летучими резцами).

          Червячные колеса изготовляют цельными (см. рис. 1, а, б) или сбор­ными (на рис. 1, в показан венец червячного колеса). Минимальное чис­ло зубьев колеса определяют из условия отсутствия подрезания и обес­печения достаточной поверхности зацепления. Для силовых передач реко­мендуется принимать , во вспомогательных кинематических передачах . Максимальное число зубьев не ограничено, но в силовых передачах чаще принимают 50—60 (до 80). В кинематических пе­редачах z2 может доходить до 600—1000.

          Червячную передачу, показанную на рис. 4, называют глобоидной.

          Рис. 4

          Витки ее червяка расположены на глобоидной (торовой) поверхности. Эта передача появилась сравнительно недавно, имеет повышенную нагру­зочную способность (в 1,5—2 раза больше, чем у обычных червячных пере­дач), так как линия контакта в глобоидных передачах располагается благо­приятно, что улучшает условия для образования масляных клиньев, и в за­цеплении находится большее число зубьев колеса и витков червяка.

          Глобоидные передачи требуют повышенной точности изготовления и монтажа, искусственного охлаждения. Эти передачи применяют реже, чем цилиндрические.

          Червячные передачи, как и зубчатые, могут быть корригированными.

          Корригирование червячных передач осуществляется так же, как и зуб­чатых, т. е. радиальным смещением инструмента относительно оси заго­товки при нарезании.

          Корригирование передачи осуществляют только за счет колеса. Корри­гированные колеса нарезают на тех же станках и тем же инструментом, что и некорригированные. Корригирование в основном применяют для вписы­вания передачи в заданное межосевое расстояние.

          В машиностроении преимущественно применяют некорригированные червячные передачи.

          Материалы червячной передачи.

          Материалы в червячной передаче должны иметь в сочетании низкий коэффициент трения, обладать повышенной износостойкостью и пони­женной склонностью к заеданию. Обычно это разнородные материалы.

          Червяки изготовляют в основном из сталей марок 40, 45, 50 (реже из сталей 35, Ст5) с закалкой до HRC 45-55; 15Х, 20Х, 40Х, 40ХН, 12ХНЗ, 18ХГТ с цементацией и закалкой до HRC58—63.

          Червячные колеса (или их венцы) изготовляют только из антифрикци­онных сплавов.

          При скоростях скольжения до 2 м/с и больших диаметрах колес для их изготовления можно использовать чугуны марок СЧ15, СЧ20, СЧ25; до 6 м/с — применяют алюминиево-железистые бронзы БрА9Ж4 (при этом червяк должен иметь твердость не менее HRC45), до 25 м/с и длительной работе без перерыва применяют оловяниетую бронзу БрОЮФ, оловянно-никелевую бронзу БрОНФ.

          Для получения высоких качественных показателей передачи применяют закалку до твердости HRCЭ, шлифование и полирование витков червяка. В старых редукторах нашли применение эвольвентные червяки типа ZI, а перспективными являются нелинейчатые: образованные конусом типа ZK или тором типа ZT (по изобретению проф. Г. Ниманна). Рабочие поверхности витков нелинейчатых червяков шлифуют с высокой точностью конусным или тороидным кругом. Передачи с нелинейчатыми червяками характиризует повышенная нагрузочная способность.

          Термообработку – улучшение применяют для передачи малой мощности до 1,1 кВт.

          Таким образом, для силовых передач следует применять эвольвентные нелинейчатые червяки.

          Зубчатые венцы червячных колес изготовляют преимущественно из бронзы, реже из латуни или чугуна, причем выбор марки материала зависит от скорости скольжения .

          Материалы венцов червячных колес по мере убывания антизадирных и антифрикционных свойств и рекомендуемым для применения скоростям скольжения можно условно свести к трем группам.

          Группа I. Оловянные бронзы (марок БрО10Ф1, БрО10Н1Ф1 и др.), применяют при высоких скоростях скольжения ( = 5. 25 м/с). Обладают хорошими антизадирными свойствами, но имеют невысокую прочность.

          Группа II. Безоловянные бронзы и латуни применяют при средних скоростях скольжения ( до 3. 5 м/с). Чаще других применяют алюминиевую бронзу марки БрА9ЖЗЛ. Эта бронза имеет высокую механическую прочность, но обладает пониженными антизадирными свойствами, поэтому ее применяют в паре с закаленными (Н > 45 HRCэ) шлифованными и полированными червяками.

          Группа Ш. Серые чугуны марок СЧ15, СЧ20 применяют при малых скоростях скольжения ( < 2. 3 м/с).

          При выборе материала колеса предварительно определяют ожидаемую скорость скольжения, м/с:

          где п1 — мин -1 ; Т2 — в Нм.

          Механические характеристики для наиболее распространенных материалов венцов червячных колес приведены в табл. 1.

          Практика показала, что большее сопротивление изнашиванию оказывают зубья венцов, отлитых центробежным способом.

          Таблица 1. Механические характеристики материалов венцов червячных колес

          Группа материалаМарка бронзы, чугунаСпособ отливки Скорость скольжения , м/с
          Н/мм 2
          I II IIIБрО10Н1Ф1 БрО10Ф1 БрО10Ф1 БрА9ЖЗЛ БрА9ЖЗЛ БрА9ЖЗЛ СЧ15Центробежный В кокиль В песок Центробежный В кокиль В песок В песок— — — — — —>5 >5 >5 2. 5 2. 5 2. 5 <2

          Примечание. — предел текучести; — временное сопротивление; — предел прочности при изгибе.

          Допускаемые контактные напряжения для оловянных бронз:

          при шлифованном и полированном червяке с твердостью > 45HRC; при несоблюдении указанных условий для червяка. Для бронзы БрАЖ9-4 (МПа) – при шлифованном и полированном червяке с твердостью > 45HRC, коэффициент, учитывающий скорость скольжения выбирают по таблице 2.

          V s м/с
          1,331,211,111,020,950,880,830,8

          Эти зависимости используются при длительном сроке службы и нагрузке, близкой к постоянной.

          Допускаемые напряжения изгиба для всех марок бронз

          Для проверки червячных передач на прочность при кратковременных перегрузках, принимают следующие предельные допускаемые напряжения: оловянные бронзы ; бронза БрАЖ9-4 ; для бронзы всех марок.

          Конструктивные элементы червячной передачи

          В большинстве случаев червяк изготовляют как одно целое с валом. При конструировании червяка желательно иметь свободный выход инструмента при нарезании и шлифовании витков (шероховатость рабочих поверхностей витков < 0,63 мкм).

          С целью экономии бронзы зубчатый венец червячного колеса изготовляют отдельно от чугунного или стального центра. В зависимости от способа соединения венца с центром различают следующие конструкции червячных колес:

          1. С напрессованным венцом — бронзовый венец насажен на стальной центр с натягом. Такую конструкцию применяют при небольших диаметрах колес в мелкосерийном производстве.

          2. С привернутым венцом — бронзовый венец с фланцем крепят болтами к центру. Фланец выполняют симметрично относительно венца для уменьшения деформаций зубьев. Эту конструкцию применяют при больших диаметрах колес ( мм).

          3. С венцом, отлитым на стальном центре — стальной центр вставляют в металлическую форму (кокиль), в которую заливают бронзу для получения венца. Эту конструкцию применяют в серийном и массовом производстве.

          Крепление венца к ступице должно обеспечивать фиксацию как от проворота (осевая сила червяка = окружной силе колеса), так и от осевого "снятия" венца (окружная сила червяка = осевой силе колеса).

          Во всех рассмотренных конструкциях чистовое обтачивание заготовки колеса и нарезание зубьев производят после закрепления венца на центре. Центр может состоять из диска и ступицы, размеры их элементов определяют по соотношениям, рекомендуемым для цилиндрических зубчатых колес.

          Червячное зацепление чувствительно к осевому смешению колеса. Поэтому в червячных передачах предусматривают регулирование положения средней плоскости венца колеса относительно оси червяка. Регулирование выполняют осевым перемещением вала с закрепленным на нем колесом. Перемещение вала осуществляют постановкой под фланцы привертных крышек подшипников набора тонких ( мм) металлических прокладок или применением винтов, воздействующих на подшипники через нажимные шайбы.

          Передаточное число червячной передачи и определяют из условия, что за каждый оборот червяка колесо поворачивается на число зубьев, рав­ное числу витков червяка,

          , (1)

          где z2 число зубьев колеса червячной передачи; z1 — число витков червяка.

          Достоинства червячных передач:

          — возможность получения больших передаточных чисел (одной па­рой — от 8 до 100, а в кинематических передачах — до 1000);

          — плавность и бесшумность работы;

          — возможность выполнения самотормозящей передачи (ручные грузо­подъемные тали);

          — демпфирующие свойства снижают уровень вибрации машин;

          — возможность получения точных и малых перемещений;

          — компактность и сравнительно небольшая масса конструкции пере­дачи.

          — в отличие от эвольвентных зацеплений, где преобладает контактное качение, виток червяка скользит по зубу колеса. Следовательно, червячные передачи имеют "по определению" один фундаментальный недостаток: высокое трение в зацеплении;

          — сравнительно невысокий КПД (0,7—0,92), в самотормозящих переда­чах — до 0,5 вследствие больших потерь мощности на трение в зацеплении;

          — сильный нагрев передачи при длительной работе вследствие потерь мощности на трение, который вызывает значительное выделение тепла, которое необходимо отводить от стенок корпуса. Это обстоятельство ограничивает мощность практически применяемых передач пределом 10-20 кВт, зато для малых мощностей эти передачи нашли самое широкое применение;

          — необходимость применения для колеса дорогих антифрикционных материалов;

          — повышенное изнашивание и заедание;

          — необходимость регулировки зацепления.

          Кроме того, помимо достоинств и недостатков, червячные передачи имеют важное свойство:движение передаётся только от червяка к колесу, а не наоборот. Никакой вращающий момент, приложенный к колесу, не заставит вращаться червяк. Именно поэтому червячные передачи находят применение в подъёмных механизмах, например в лифтах. Там электродвигатель соединён с червяком, а трос пассажирской кабины намотан на вал червячного колеса во избежание самопроизвольного опускания или падения.

          Это свойство не надо путать с реверсивностью механизма. Ведь направление вращения червяка может быть любым, приводя либо к подъёму, либо к спуску той же лифтовой кабины.

          Червячные передачи применяют в механизмах деления и подачи зуборезных станков, продольно-фрезерных станков, глубоко расточных станков, грузоподъемных и тяговых лебедках, талях, механизмах подъема грузов, стрел и поворота автомобильных и железнодорожных кранов, экскаваторах, лифтах, троллейбусах и других машинах.

          Червячные передачи во избежание их перегрева предпочтительно использовать в приводах периодического, а не непрерывного действия.

          studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

          голоса
          Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector