Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чародеи брыль 6 букв

Чародеи

«Чароде́и» — советская новогодняя музыкально-комедийная двухсерийная киносказка режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких. Премьера на ЦТ состоялась 31 декабря 1982 года в 16:15. Повторный показ фильма состоялся уже в январе 1983 года — по Второй программе ЦТ.

Имена отдельных героев и общая характеристика места действия (некий научный институт в маленьком городке, где изучают волшебство и магию), как и некоторые другие детали, взяты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако «Чародеи» не являются экранизацией этой книги и представляют собой совершенно самостоятельную историю.

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

Действие фильма происходит с 29 декабря до новогодней ночи.

1 серия [ править | править код ]

Москвич Иван Пухов, молодой сотрудник фабрики музыкальных инструментов, музыкант и настройщик роялей, влюблён в Алёну Санину, молодую и привлекательную заведующую лабораторией института волшебства НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) из вымышленного города Китежграда. Их свадьба вот-вот должна состояться, и Алёна переедет к будущему мужу, но о ней мечтает и заместитель директора института Аполлон Сатанеев.

Параллельно в институте завершается разработка волшебной палочки для сферы услуг, и директор института, Кира Шемаханская, решает пригласить специальную комиссию из центра, которая даст добро на выпуск палочки в широкое производство. Визит комиссии она решает обставить в виде целого новогоднего банкета. Сатанеев знает, что у Шемаханской есть влюблённый в неё ухажёр, заместитель директора по науке, Иван Киврин (который давно зовёт её замуж, а Кира хоть и отвечает ему согласием, но, будучи очень занятой, постоянно откладывает помолвку), и, не желая упускать Алёну, решается на подлость.

Шемаханская отправляет Киврина в командировку в Москву, после чего Сатанеев сообщает ей, что Алёна, которая собиралась лететь на самолёте вместе с Кивриным, якобы на самом деле делает это, чтобы увести у неё Киврина. Ослеплённая ревностью Шемаханская вызывает к себе Алёну и, не разобравшись в ситуации, устраивает ей скандал и накладывает на неё заклятие «зимнего сердца». С этого момента Алёна становится злой, расчётливой и коварной ведьмой-карьеристкой. Она больше не помнит Ивана и начинает расставлять сети на перспективного Сатанеева, который только рад этому, хотя сама Алёна никакой любви к нему не испытывает — ею движет лишь холодный расчёт.

Коллеги Алёны, Виктор Ковров и Фома Брыль, не понимают такой смены в её поведении и подбивают секретаршу Шемаханской, Ольгу, подслушать разговор её начальницы с Сатанеевым. Шемаханская только рада тому, что тот хочет влюбить в себя Алёну, считая, что он самый достойный для неё избранник. Выясняется, что заклятие будет снято, если до наступления Нового года Алёна добровольно поцелует того, кого по-настоящему любит (Шемаханская, говоря об этом, думает про Киврина). Затем подруги Алёны обнаруживают, что когда она спит, то становится прежней и во сне зовёт Ивана.

Ковров и Брыль решают срочно вызвать в Китежград Ивана. За ним следует его маленькая сестрёнка Нина, а Ковров магическим образом направляет Брыля в купе вагона, в котором едет Иван, и тот, в образе «вагонного» (от слова «вагон» — по аналогии с лешим, домовым и водяным) и в форме проводника железнодорожного вагона, вводит Ивана в курс проблемы.

2 серия [ править | править код ]

Когда Иван с Ниной приезжают в Китежград, Коврову и Брылю удаётся выдать Ивана за руководителя приглашённого столичного вокально-инструментального ансамбля, который должен выступать на новогоднем вечере. Алёна не узнаёт своего жениха, когда он появляется перед ней. Сатанеев делает Алёне предложение руки и сердца, но она выдвигает ряд требований: первым делом он должен омолодиться, потому что она считает его слишком старым для неё, затем сделать её заместителем директора по науке, и ещё несколько материальных ценностей и атрибутов роскоши (квартира, машина, сафари в странах Африки).

Ночью Иван проникает в квартиру Алёны, чтобы попытаться уговорить её поцеловать его во сне, но та случайно просыпается и своей магией прогоняет его. Тогда он выкрадывает из института волшебную палочку и пытается с её помощью телепортировать к себе Алёну, но палочка имеет власть только в сфере услуг. Ковров и Брыль тайком возвращают палочку в институт, но затем её выкрадывает Сатанеев, чтобы с её помощью омолодиться (правда, тоже безрезультатно). Палочку он подменяет обычным карандашом, в виде которого она и была сделана, чтобы Шемаханская опозорилась перед комиссией при демонстрации.

В день Нового года отчаявшийся Иван приходит к Шемаханской и требует снять заклятие. Кира, узнав, что Алёна была его невестой, ошибочно думает, что та обманывала Ивана, и отвечает отказом, советуя уехать из Китежграда, потому что если она её расколдует, то им обоим от этого станет только хуже. В Китежград возвращается Киврин и с удивлением обнаруживает, что его не пускают в родной институт по приказу ревнивой директрисы. На новогоднем вечере появляются все персонажи, даже Киврин, который проникает в зал в образе Деда Мороза.

Шемаханская должна открыть вечер демонстрацией волшебной палочки и, естественно, безуспешно взмахивает обычным карандашом, который подложил Сатанеев. Тот после этого решает «перетянуть одеяло на себя» и, чтобы произвести впечатление на гостей своей магией, прячет палочку в рукав, но по незнанию (волшебная палочка исполняет желания буквально) он говорит, что хочет оказаться «на коне в этом здании», то есть оказаться на пике внимания и славы. В результате палочка забрасывает Сатанеева на скульптуру коня, находящуюся на охлупени двускатной крыши института.

Иван может оставить соперника на грани позорной гибели, но вместо этого взбирается на крышу и помогает ему спуститься. В награду Алёна целует его, и чары рассеиваются. Услышав, как Алёна представляет всем Ивана как своего жениха, Шемаханская понимает, что её обманули, но её утешает замаскированный Киврин. Он открывается всем и объявляет Шемаханскую своей невестой.

Нина находит волшебную палочку и загадывает, чтобы все всё-таки встретили Новый год, а потом отдаёт палочку Кире. На радостях Шемаханская предлагает каждому гостю загадать желание. Сатанееву она разрешает загадать «по собственному желанию», намекая на увольнение, и фильм заканчивается сценой всеобщего веселья.

В ролях [ править | править код ]

     — Алёна Игоревна Санина, она же Алёнушка

    • исполнение песни «Только сердцу не прикажешь» — Жанна Рождественская
    • исполнение песен «Загадка женщины», «Ведьма-речка» и «Говорят, а ты не верь» — Ирина Отиева
    • исполнение песни «Только сердцу не прикажешь» — Владислав Лынковский
    • исполнение песни «Серенада» — Леонид Серебренников
    • озвучивание — Светлана Харлап
    • исполнение песни «Три белых коня» — Лариса Долина
    • исполнение «Песенки о снежинке» и 2-го куплета песни «Говорят, а ты не верь» — Ольга Рождественская

    История создания [ править | править код ]

    Сценарий [ править | править код ]

    Первоначально братья Стругацкие написали сценарий, по сути представлявший собой переложение «Суеты сует» (второй части повести «Понедельник начинается в субботу») с новыми сюжетными линиями. Этот сценарий (под названием «Понедельник начинается в субботу») впервые был опубликован в журнале «Уральский следопыт» в 1980 году (в современных изданиях публикуется под названием «Чародеи»). Тем не менее, такой сценарий Бромбергу не понравился (у него было недостаточно шансов пройти цензуру), и Стругацкие были вынуждены полностью переделать его по указаниям режиссёра [1] . В результате была создана новогодняя история, в которой только использовались некоторые персонажи и имена сотрудников НИИЧАВО. Впервые сценарий телефильма был опубликован в сборнике «Неизвестные Стругацкие. От „Понедельника…“ до „Обитаемого острова“: черновики, рукописи, варианты» [2] .

    История позже повторилась с другой экранизацией Стругацких — «Дни затмения» и режиссёром Александром Сокуровым, несколько раньше — со сценарием фильма «Сталкер», снятого Тарковским. В итоге в фильмах от содержания книг, «по мотивам» которых они сняты, осталось очень немного.

    Борис Стругацкий отзывался о фильме «Чародеи» так:

    Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что… [3]

    Подбор актёров [ править | править код ]

    На роль Ивана Пухова претендовали Сергей Проханов (был забракован худсоветом через день после начала съёмок), Игорь Костолевский (Бромберг посчитал, что он не вписывается в общий тон фильма), Ивар Калныньш, Николай Ерёменко, Альберт Филозов, Игорь Старыгин и Олег Янковский (был забракован из-за возраста) [4] . Александра Абдулова изначально отказывался утверждать Худсовет, но поскольку поджимали сроки, то съёмки начались без исполнителя главной мужской роли (в сцене песни «Три белых коня» на общих планах вместо Абдулова был заснят дублёр) [5] .

    На роль Алёны Саниной пробовались Ирина Алфёрова (Бромберг не смог увидеть в ней образ ведьмы), Ирина Муравьёва (была забракована из-за возраста), Елена Цыплакова (Бромберг аналогично не увидел в ней ведьмы), Наталья Белохвостикова (Бромберг посчитал её слишком аристократичной для ведьмы), Елена Проклова, Елена Коренева, Лариса Удовиченко и Наталья Вавилова [6] .

    Съёмки [ править | править код ]

    Большая часть сцен на улицах Китежграда была снята в Суздале. Почти все внутренние сцены в НУИНУ снимались в новом корпусе телецентра «Останкино», построенном к Олимпийским играм 1980 года, для наружных сцен были сняты московская гостиница «Союз» (Левобережная ул., д. 12) и суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр» (на общих планах здание было результатом комбинированных съёмок — крыша от «Турцентра», стены от «Союза»). В «Турцентре» же снимали и новогодний банкет в финале фильма. Эпизоды в фойе НУИНУ и в мастерской Брыля и Коврова снимались во Дворце культуры ЗИЛа. Сцены со скатертью-самобранкой снимали во владимирском ресторане «Русская деревня». Песню «Ведьма-речка» снимали в Останкинском ботаническом саду [4] [5] .

    По воспоминаниям режиссёра фильма Константина Бромберга, когда началась съёмка, над съёмочной группой завис настоящий НЛО [4] . Пока оператор Константин Апрятин разворачивал стационарную камеру объективом вверх, объект исчез.

    Музыка и песни [ править | править код ]

    Песни из фильма были выпущены фирмой «Мелодия» на виниловой пластинке под названием «„Представь себе“. Песни из телефильма „Чародеи“» [7] . Композитор — Евгений Крылатов, текст песен — Леонид Дербенёв, музыкальное сопровождение — ВИА «Добры молодцы».

    Название песниВступительные словаИсполнитель
    Только сердцу не прикажешьПодвластны магу ночь и день, и даже ход планет. И всемогущ ты, чародей, и в то же время нет.Жанна Рождественская и Владислав Лынковский
    СеренадаПусть мы не рядом, мы с вами не рядом, пусть обменяться лишь словом мы можем. Если любовь есть с первого взгляда, с первого слова должна быть тоже.ВИА «Добры молодцы» и Леонид Серебренников
    Загадка женщиныВ словах никогда не расскажешь об этом. Ищи, не ищи, у любви всё равно нет точных путей и готовых ответов. Лишь знаю одно, я знаю одно.Ирина Отиева
    КентаврыУтро первого века пахнет мёдом и мятой, белки рыжие скачут по кедровым стволам, и весёлой толпою мчат кентавры куда-то, может быть, на прогулку, а быть может, по важным делам.ВИА «Добры молодцы»
    Подойду я к зеркалуТень ночная, смутная дремлет на полу. Подойду я к мудрому древнему стеклу.Жанна Рождественская
    Спать пораСпать пора, и не вздумай со мною ты спорить, и не вздумай глаза открывать до утра.Михаил Светин
    Три белых коняОстыли реки, и земля остыла, и чуть нахохлились дома.Лариса Долина
    Песенка о снежинкеКогда в дом входит год младой, а старый уходит вдаль, снежинку хрупкую спрячь в ладонь, желание загадай.Ольга Рождественская и ВИА «Добры молодцы»
    Ведьма-речкаКак на Лысой горе чёртов камень лежит, из-под камня того Ведьма-речка бежит.Ирина Отиева
    Представь себеПредставь себе весь этот мир, огромный весь, таким, какой он есть, на самом деле есть, с полями, птицами, цветами и людьми, но без любви, ты представляешь, без любви.Александр Абдулов
    Леонид Серебренников (в аудио-издании)
    Песенка про костюмчикГлавное, чтобы костюмчик сидел непринуждённо, легко и вальяжно.Эммануил Виторган и Михаил Светин
    Говорят, а ты не верьГоворят, что с каждым годом этот мир стареет, солнце прячется за тучи и слабее греет.Ирина Отиева, Александр Абдулов, Ольга Рождественская, Семён Фарада и ВИА «Добры молодцы»

    В фильме Эммануил Виторган, Михаил Светин и Александр Абдулов (за исключением «Серенады») сами исполняют свои песни [4] . За Александру Яковлеву, Екатерину Васильеву и Анну Ашимову пели соответственно Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Ольга Рождественская (кроме песни «Три белых коня», которую исполнила Лариса Долина). На пластинке фирмы «Мелодия» с песнями из телевизионного фильма «Чародеи» музыкальные номера записаны в том варианте, в котором они звучали в фильме, за исключением песни «Представь себе». Она записана в исполнении Леонида Серебренникова, а в фильме её поёт Александр Абдулов.

    Видео [ править | править код ]

    В 1980-е годы фильм первоначально выпущен на видеокассетах «Видеопрограммой Госкино СССР». С начала 1990-х годов фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 — совместно с компанией «ВидеоМир», перевыпущен в 1996 году компанией «Видеовосток», а в 2000 году — «Мастер Тэйп».

    В России, Украине и в СНГ в начале 2000-х фильм отреставрирован и выпущен на DVD компанией «Твистер» и «Украинская ДиВиДи компания» со звуком Dolby Digital 5.1, с русскими и английскими субтитрами; дополнительно: создатели и исполнители, интервью и тексты песен.

    Фильм "Чародеи": актеры и судьба

    Советская музыкально-комедийная киносказка режиссера Константина Бромберга “Чародеи” впервые вышла на экраны 31 декабря 1982 года. С момента премьеры картину каждый год показывают по телевидению, а знаменитые песни “Три белых коня” (в исполнении Ларисы Долиной) и “Песенка о снежинке” (поет Ольга Рождественская) стали “символом” Нового года.

    Большую часть сцен, происходящих на улицах вымышленного города Китежграда, снимали в Суздале. Действия в фильме разворачиваются под Новый год. Иван Пухов влюбляется в ведьму Алену Санину, влюбленные собираются пожениться. Вскоре на девушку накладывают заклятие “зимнего сердца”, и она становится злой и расчетливой, забыв любимого. Ивану предстоит сделать все, чтобы снять его и вернуть Алену.

    О судьбе актеров, сыгравших в “Чародеях”, а также их фото тогда и сейчас — в материале 24СМИ.

    Александра Яковлева (1957)

    Фильм "Чародеи": актриса Александра Яковлева в роли Алены — тогда и сейчас

    Фильм «Чародеи»: актриса Александра Яковлева в роли Алены — тогда и сейчас

    Александра Яковлева в сказке “Чародеи” исполнила роль молодой и привлекательной ведьмы Алены Саниной. Ее героиня много поет, но так как сама Яковлева петь не умеет, вместо нее песни исполняли Жанна Рождественская и Ирина Отиева.

    Александра Яковлева была самой популярной советской актрисой вплоть до 1993 года. После этого женщина решила завершить карьеру, занявшись политической и общественной деятельностью. В 2016-м Яковлева сделала громкое заявление о возвращении в кино и снялась в ленте “Экипаж”, которая повторяет сюжет одноименной картины, вышедшей в 1979 году с ее же участием.

    Александр Абдулов (1953 — 2008)

    Фильм "Чародеи": актер Александр Абдулов в роли Ивана — тогда и в последние годы

    Фильм «Чародеи»: актер Александр Абдулов в роли Ивана — тогда и в последние годы

    Фильм "Гусарская баллада": актеры и роли

    Народный артист РСФСР Александр Абдулов сыграл в “Чародеях” Ивана Пухова, возлюбленного Алены. Актер также играл в картинах “12 стульев”, “Обыкновенное чудо”, “Место встречи изменить нельзя”, “Самая обаятельная и привлекательная” и др.

    Александр Абдулов умер 3 января 2008 года, незадолго до смерти врачи диагностировали у него четвертую стадию рака легкого. Израильские и российские медики сделали вывод, что опухоль образовалась из-за многолетнего курения. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище.

    Валентин Гафт (1935-2020)

    Фильм "Чародеи": актер Валентин Гафт в роли Сатанеева — тогда и сейчас

    Фильм «Чародеи»: актер Валентин Гафт в роли Сатанеева — тогда и сейчас

    Актер театра и кино Валентин Гафт в “Чародеях” выступил в роли Аполлона Сатанеева, претендующего на сердце Алены. Он подстроил коварный план, результатом которого стало заклятие “зимнее сердце”.

    Валентин Иосифович играет в кино и театре с 1956 года. На его счету картины “Интервенция”, “Здравствуйте, я ваша тетя!”, “Гараж”, “Млечный путь” и др. Последние годы здоровье не позволяло Гафту сниматься в кино и играть в театре. Артист практически не посещал светские мероприятия, за исключением некоторых телевизионных программ, и появлялся на людях в компании помощницы. В 2020 году актера не стало.

    Екатерина Васильева (1945)

    Фильм "Чародеи": актриса Екатерина Васильева в роли Шемаханской — тогда и сейчас

    Фильм «Чародеи»: актриса Екатерина Васильева в роли Шемаханской — тогда и сейчас

    Фильм "Карнавальная ночь": актеры и судьба

    Интриги Сатанеева приводят к тому, что директор института Кира Шемаханская ревнует своего возлюбленного Киврина к Алене и накладывает на ведьму заклятие. Эту роль получила советская и российская актриса Екатерина Васильева.

    Как и большинство актеров, Екатерина Васильева начала сниматься в кино, будучи студенткой. В ее фильмографии — “Журналист”, “Адам и Хева”, “Воздухоплаватель”, “Двадцать дней без войны” и “Королева Марго”. В 1993 году актриса завершила карьеру и ушла послушницей в Толгский монастырь. В 1996-м вернулась в кинематограф и теперь более тщательно отбирает себе роли, всегда советуясь со своим духовным отцом.

    Валерий Золотухин (1941 — 2013)

    Фильм "Чародеи": актер Валерий Золотухин в роли Киврина — тогда и в последние годы

    Фильм «Чародеи»: актер Валерий Золотухин в роли Киврина — тогда и в последние годы

    Валерий Золотухин в “Чародеях” сыграл жениха Шемаханской — заместителя директора по науке Ивана Киврина. Он давно зовет замуж возлюбленную, однако Кира из-за своей занятости постоянно откладывает свадьбу.

    Народный артист РСФСР Валерий Золотухин играл в таких лентах, как “Бумбараш”, “Тайное голосование”, “Участок”, “Ночной дозор”, “Не родись красивой” и “Черная Молния”.

    Смерть пришла к артисту 30 марта 2013 года, причиной послужила опухоль головного мозга. Похоронили Золотухина на Алтае, на территории Храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного на его сбережения.

    Эммануил Виторган (1939)

    Фильм "Чародеи": актер Эммануил Виторган в роли Коврова — тогда и сейчас

    Фильм «Чародеи»: актер Эммануил Виторган в роли Коврова — тогда и сейчас

    Эммануил Виторган предстал в роли Виктора Коврова, который пытается разобраться в том, что произошло с Аленой. Помогает ему в этом Фома Брыль, вместе они вызывают Ивана в Китежград, чтобы спасти молодую ведьму.

    Советский и российский актер театра и кино Эммануил Виторган за свою творческую карьеру успел сыграть более чем в 100 фильмах. Среди них — “Король Лир”, “И это все о нем”, “Дальнобойщики”, “Бедная Настя”, “Сваты 5” и “На Париж”. Виторган продолжает сниматься в кино.

    26 февраля 2018 года в его семье произошло радостное событие. На свет появился третий ребенок актера, дочь Этель, матерью которой стала супруга Виторгана Ирина Млодик.

    Михаил Светин (1929 — 2015)

    Фильм "Чародеи": актер Михаил Светин в роли Брыля — тогда и в последние годы

    Фильм «Чародеи»: актер Михаил Светин в роли Брыля — тогда и в последние годы

    Актеры фильма "Жестокий романс": тогда и сейчас

    Фома Брыль при помощи Коврова попадает в поезд, в котором едет Иван. Брыль объясняет несостоявшемуся жениху всю серьезность ситуации, и тот вместе с маленькой сестрой Ниной спешит спасти невесту.

    Роль Брыля в киносказке исполнил Михаил Светин. Помимо “Чародеев”, актер снимался в картинах “Афоня”, “Человек с бульвара Капуцинов”, “Улицы разбитых фонарей” и др.

    В 2015 году знаменитого артиста доставили в больницу с подозрением на инсульт, операция не увенчалась успехом, и 30 августа Михаил Светин скончался. Его похороны прошли на Серафимовском кладбище в Петербурге.

    В новогодней киносказке также снимались Роман Филиппов, Семен Фарада, Анна Ашимова, Леонид Харитонов, Павел Винник и др.

    Фильм “Чародеи” — трейлер:

    Статья «Аргументов и фактов» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Чародеи»

    1. «Аргументы и Факты»

    Картина «Чародеи», вышедшая на экраны тридцать пять лет назад, в декабре 1982 года, стала для зрителей одним из любимых новогодних фильмов.

    2. В фильме герой Гафта влюблен в героиню Яковлевой, а в жизни между актерами отношения были ужасные

    По местам съемок «Чародеев» «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.

    Что будет, если использовать волшебство в злых целях? Легкая, водевильная киносказка режиссера Константина Бромберга «Чародеи», где много поют и танцуют, поставлена по сценарию братьев Стругацких. В этом новогоднем фильме Москва предстает в неожиданных ракурсах. К примеру, знаменитое учреждение в вымышленном городе Китежграде, в котором происходят главные события, – НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) киношники «собрали» из нескольких частей. В роли самого здания выступила гостиница «Союз» рядом с метро «Речной вокзал», построенная к Олимпиаде 1980 года (ул. Левобережная, 12).

    3. В роли самого здания выступила гостиница «Союз»

    А «внутренности» НУИНУ снимали в памятнике авангарда – Дворце культуры ЗИЛ (ул. Восточная, 4). Когда в самом начале Юлий Цезаревич Камнеедов (Роман Филиппов) ходит и развешивает буквы на стене, мы видим его фойе.

    4. Фойе дворца культуры ЗИЛ

    Потом герои неоднократно оказываются в разных частях здания, а в самом конце в актовом зале проходит празднование Нового года с елкой и танцами. ДК ЗИЛ построен в 1930-е годы звездами архитектурного авангарда братьями Весниными в пролетарском районе для сотрудников завода имени Сталина – тогда ЗИЛ назывался так.

    Эстетика авангарда – это абсолютный минимализм. Но ДК ЗИЛ как раз накануне съемок «Чародеев» пережил капитальный ремонт. Изнутри его «одели» по моде брежневских времен: огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Все это мы и видим в фильме. Сегодня зданию возвращают историческое внутреннее убранство. Таких клубов в столице в 1920-1930-е годы построили огромное количество. Но ДК ЗИЛ – один из немногих, который и в XXI веке продолжает работать именно как клуб. Там замечательный лекторий, проводятся экскурсии, работает очень много кружков и секций, шикарная библиотека.

    5. Изнутри ЗИЛ «одели» по моде брежневских времен, например, огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Все это мы и видим в фильме

    Все, конечно, помнят коридоры, по которым блуждает гость с юга (Семен Фарада), приехавший за волшебной палочкой. Фарада причитает: «Кто так строит, а? Кто так строит?», «Лю-ю-юди, ау!» Увидев следы, гость с юга радуется: «Здесь прошли люди! Здесь прошли люди… Люди… Я их найду!» Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино». Кто там бывал, знает – новичку действительно трудно разобраться (ул. Академика Королева, 12). В фильме нам показана и инфографика «Останкино» – всевозможные указатели, таблички, дизайн которых тоже разрабатывался к Олимпиаде 1980 года.

    Забавно, но фразу «Кто так строит?» Семен Фарада сам предложил режиссеру – после того как однажды заблудился в «Останкино» и не сразу смог найти съемочную группу «Чародеев».

    6. Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино»

    Красивую сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу под песню «Три белых коня» снимали на аллеях московского Битцевского парка. А в сценах, где Сатанеев на коленях признается Алене Игоревне в любви, мы видим уже во всей красе оранжерею Ботанического сада (ул. Ботаническая, 4).

    7. Сцены с лошадьми снимали на аллеях московского Ботанического сада

    Это в фильме герой Гафта влюблен в героиню Яковлевой, а в жизни между актерами отношения были ужасные. На роль научного сотрудника института НУИНУ Алены, на которую начальница Кира Анатольевна Шемаханская (Екатерина Васильева) из ревности к замдиректора по науке Ивану Степановичу Киврину (Валерий Золотухин) налагает заклятье «Зимнее сердце», пробовались Елена Цыплакова, Елена Проклова, Ирина Алферова. Но режиссер Константин Бромберг выбрал Александру Яковлеву – в ней была чертовщинка. Александру Абдулову, который играл возлюбленного Алены Ивана Сергеевича Пухова, Яковлева понравилась. Чего не скажешь о Сатанееве – Валентине Гафте. Гримировалась актриса по три часа, осветителям доставалось за «неправильно» выставленный свет. Вся съемочная группа простаивала, ожидая Аленушку. Но главное – Гафт, будучи перфекционистом, не выносит, когда партнеры не помнят текста. А из-за Яковлевой дубли приходилось переснимать вновь и вновь. В итоге, когда Александра Яковлева опять перепутала текст, Гафт, не выходя из образа Сатанеева, схватил артистку за шею и стал душить. Вся съемочная группа оцепенела. Потом Валентин Иосифович заявил: «Я с ней работать не буду». Гафта еле-еле убедили остаться в картине, пообещав, что теперь он будет сниматься отдельно от Яковлевой. Монолог любви Сатанеев в итоге наговаривал, глядя на второго режиссера Юлию Константинову, а потом во время монтажа к этим кадрам «подклеивали» Алену Игоревну.

    8. Оранжерея Ботанического сада

    Проблемы были и с главным героем. Режиссер видел в роли сотрудника фабрики музыкальных инструментов Ивана Сергеевича Пухова секс-символа тех лет Александра Абдулова. Однако руководство Центрального телевидения Бромбергу отказало – у Абдулова в прошлом был роман с американкой, которую считали шпионкой. На главную роль чиновники навязали ему «усатого няня» Сергея Проханова, которому после брака с внучкой маршала везде был «зеленый свет». Но режиссер схитрил – снимал Проханова со спины, а сам в это время добивался разрешения на Абдулова.

    В фильме есть сцены, где Иванушка снят сзади, – это те самые кадры с Прохановым. Когда кандидатуру Александра Абдулова удалось согласовать, выяснилось: актер снимается в четырех фильмах параллельно, и «Чародеи» станет пятым. Абдулов заявил, что сниматься может только ночью. Режиссер согласился.

    Все, конечно, помнят забавную песенку «Главное, чтобы костюмчик сидел», которую пели сотрудники НУИНУ Ковров (Эммануил Виторган) и Брыль (Михаил Светин), одевая Иванушку перед встречей с Аленушкой. Так вот, костюмчик этот не простой, а в стиле диско. Белый костюм и черная рубашка Абдулова полностью повторяли наряд звезды танцпола Тони Манеро в исполнении Джона Траволты в музыкальном фильме 1977 года «Лихорадка субботнего вечера». После долгих обсуждений цензура разрешила главному герою «Чародеев» быть одетым, как американская звезда.

    9. Александр Абдулов и Джон Траволта в роли Тони Манеро

    А вот говорящего кота цензоры не пощадили, не пропустив едкие замечания Василия, – оставили ему только два слова: «Хам!» и «Ура!» Из-за этого был очень расстроен Георгий Вицин, озвучивавший кота. Ну а заканчивается фильм хеппи-эндом – Аленушка расколдована, любовь торжествует, весь НУИНУ дружно празднует Новый год.

    Информационные технологии в новогоднем мюзикле «Чародеи»

    Одним из символов Нового Года для меня всегда был (и до сих пор остаётся) прекрасный мюзикл «Чародеи». И дело не только в хороших песнях, отличном актёрском составе или атмосфере сказки. Фильм «Чародеи» — это ещё один взгляд на любимый многими мир книги «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Авторами сценария фильма тоже были они (хотя многое в нём пришлось переделать вопреки их оригинальной идее).

    «Что все эти размышления делают на Хабре?» — спросите вы. Ну, во-первых, на дворе Новый Год, а во-вторых, «Понедельник начинается в субботу» — это книга для программистов («Сказка для научных сотрудников младшего возраста») и о программистах (профессия главного героя книги). Уже на первой странице книги мы видим, например,

    Фильм тоже показывает нам волшебство как результат сложной и наукоёмкой деятельности простых, в общем-то, людей. Никаких тут тебе „ты был рождён в семье волшебников и унаследовал дар. “ и прочих философских камней и корня мандрагоры. Лаборатория Абсолютных Неожиданностей в фильме выглядит как классический вычислительный центр любого НИИ тех лет:

    А теперь я хочу рассказать об одном вопросе, связанном с информационными технологиями в данном фильме, который интересовал меня уже много лет и для решения которого я даже писал письмо Борису Стругацкому, когда он был ещё жив (хотя и не получил ответа). При каждом из многочисленных просмотров фильма „Чародеи“ меня удивлял в нём один эпизод (осторожно, под катом будут спойлеры!).

    На 44-ой минуте второй серии один из главных героев фильма Иван Пухов ворует волшебную палочку и пытается воспользоваться ею для налаживания отношению с заколдованной возлюбленной — Алёнушкой. К сожалению, в виду недостатка информированности (никто не читает документацию!) Иван не знает о том, что данная функция палочкой не поддерживается и несколько ломает окружающую реальность (дом). Подоспевшие товарищи просят Ивана успокоиться и (внимание!) отменить все сделанные изменения, для чего предлагается волшебной палочкой нарисовать в воздухе латинскую букву Z. Иван следует совету, все изменения откатываются:

    Термины „отменить изменения“ и отсылка к латинской букве Z в сегодняшнем мире вызывают стойкую аналогию с функцией Undo и соответствующей ей комбинацией клавиш Ctrl+Z. Но что делает эта комбинация в советском мюзикле о волшебниках, снятом в 1982-ом году? Упоминают ли герои фильма букву Z осознанно, с отсылкой к функции Undo, откуда-то им знакомой, или это просто совпадение? Давайте разбираться.

    Прежде всего, давайте выясним на каком железе и софте работает Лаборатория Абсолютных Неожиданностей, сотрудниками которой являются Ковров и Брыль, упоминающие отмену действия и букву Z. Внимательный просмотр фильма приносит нам вот эту находку:

    За спиной героев находится компьютер ЕС 1045, одна из моделей, входивших в „Единую систему электронных вычислительных машин“, которая разрабатывалась и выпускалась в СССР с 1971-го года.
    Почитать о ней можно в Википедии или публикации 3dnews.

    Конкретно модель ЕС 1045 выпускалась с 1979-го года, обладала производительностью до 800 000 операций в секунду и ОЗУ до 4 МБ. Всего таких маших было построено 1865 штук, так что на момент съёмки (1982-ой год) Лабораторию Абсолютных Неожиданностей можно считать достаточно неплохо оснащённой.

    image

    С железом разобрались. Теперь переходим к софту. Тут нужно вспомнить почему и как разрабатывались компьютеры серии ЕС ЭВМ и их софт. В виду недостаточности ресурсов СССР для разработки с нуля аппаратной и программной платформ, сравнительных по своим возможностям с продукцией западного мира, было принято решения создавать и железо и софт совместимыми с очень популярными и распространёнными на то время мейнфреймами серий IBM System/360 и IBM System/370. Это давало возможность „подсматривать“ правильные технические решения, использовать уже готовую периферию, анализировать исходный код программ, запускать оригинальный софт от IBM (которого по меркам тех годов существовало невероятно много). Кое-какой код был даже в открытом доступе (или доступен в исходных кодах после покупки), что позволяло дорабатывать ПО под свои нужды, а не писать его с нуля.

    Самой важной особенностью в этом всём была, конечно же, возможность запустить на созданном железе оригинальные операционные системы от IBM, что, по словам Википедии, зачастую и происходило в реальной работе, поскольку „в них присутствовало гораздо меньшее количество ошибок, они обладали лучшими характеристиками производительности и надежности“. Т.е. существовали системы, как работающие на оригинальной ОС ЕС, так и нелегально бегающие на IBM System/360 или IBM System/370.

    Что именно работало на компьютере, показанном в фильме, я не знаю. Вот единственный скриншот с более или менее крупным планом одного из терминалов. Если среди читателей вдруг есть кто-то, способный по нему определить ОС (или у кого-то завалялась Full-HD версия того же кадра) — прошу поделиться с нами в комментариях.

    Зачем же я вообще упоминаю здесь System/360 и IBM System/370? А вот зачем. Дело в том, что именно под эти системы была в 1968-ом году разработана программа File Retrieval and Editing System, которая официально считается первой в мире программой с поддержкой функции Undo. Вот как об этой функции в данной программе рассказывает её автор Andries van Dam:

    Т.е. мы уже дошли до понимания того, что на показанном в фильме мейнфрейме ЕС 1045 (разработан в 1979-ом) вполне могла работать операционная система IBM System/370 и использоваться текстовый редактор File Retrieval and Editing System (разработан в 1968-ом) с функцией Undo. Т.е. сама концепция операции отмены и даже её реализация в конкретном текстовом редакторе по обстоятельствам фильма вполне могли быть известны главным героям.

    Теперь давайте поговорим именно о вызове действия Undo комбинацией Ctrl+Z (или любой другой с буквой Z). Я перелопатил кучу информации, но так и не нашел описание того, как команда отмены запускалась в редакторе File Retrieval and Editing System (возможно, кто-то из читателей умеет гуглить лучше меня?). Но вот что известно абсолютно точно — так это то, что комбинация Ctrl+Z использовалась для отмены действий в текстовом редакторе Bravo, созданном в 1974-ом году программистами из Xerox PARC. Именно им все официальные источники (например, The New York Times) приписывают авторство идеи привязать комбинацию Ctrl+Z к функции Undo. Учитывая послужной список изобретений подразделения Xerox PARC в это вполне можно поверить.

    Итак, теперь мы знаем, что на момент создания ЕС 1045 уже 11 лет как существовала реализация функции Undo (в совместимом с ЕС 1045 софте) и 5 лет как существовала комбинация клавиш Ctrl+Z, как горячая клавиша для вызова Undo. От создания ЕС 1045 до съёмок фильма прошло ещё 3 года, что также способствовало распространению софта и знаний о его функциях.

    Отсюда мы можем сделать вывод, что герои фильма (как и его авторы) могли вполне осознанно и аргументированно упоминать функцию отмены и её связь с латинской буквой Z как отсылку к функции Undo и комбинации клавиш Ctrl+Z в ПО компьютеров тех лет.

    Как создавалась новогодняя сказка «Чародеи»

    o-o.jpegНа новогодних праздниках мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса не просто случаются , их там творят.

    Представляем вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина.

    1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

    Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

    картинка Arlett

    2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.

    3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня».

    картинка Arlett
    4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».

    картинка Arlett
    5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.

    картинка Arlett
    6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

    картинка Arlett
    7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.

    картинка Arlett
    8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»).

    картинка Arlett
    9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев — интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.

    картинка Arlett
    10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.

    картинка Arlett
    11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.

    картинка Arlett
    12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь. »). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Лариса Долина.

    картинка Arlett
    13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Комнатный цветок венец христа
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector