Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по сказке Ершова П. П; Конек-Горбунок

Урок по сказке Ершова П.П. "Конек-Горбунок"

1. Организационный момент
2. Тема урока. Целеполагание.
3. Проверка домашнего задания.
4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и русских народных сказок.
5. Почему живет сказка? Обобщение.
6. Итог урока.

1. Оргмомент

2. Тема урока. Целеполагание

– Сегодня заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути. »
– На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова.
– Иллюстрации, которые помещены в правой части доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные рисунки. Иллюстрации к каким сказкам вы видите? Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)
– Что объединяет эти сказки? (Таблица: русские народные сказки)
– Почему мы их называем русскими народными?
– И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская сказка. А на памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов автор народной сказки»
– На этом уроке мы подведем итог и выясним, почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной.
– В конце урока я предлагаю каждому оценить самого себя и выставить себе оценку за работу. Для этого надо отметить на шкале активности успешность своей работы (красным цветом). На второй шкале – успешность работы своей группы (зеленым цветом).

3. Проверка домашнего задания

– Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка)
– Для чего автор использует зачин? (Вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад)
– Поскольку в сказке Ершова три части, автор написал зачин к каждой из них. Это особенность литературной сказки. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы рассказать? Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова? Приведите примеры победы добра над злом. Объясните, кто победил, а кто был наказан. (Иван стал царем, а царь сварился)
– Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова с русскими народными сказками.
– Итак, мы нашли много общего в построении сказки Ершова и народных сказок.

4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и героев русских народных сказок

– А теперь сравним главных героев этих сказок.

1) Главного героя Ершова называют Иваном (таблица), как и в большинстве русских народных сказках.
– Вспомните, какими были герои Ивана в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.
– Итак, у старика было три сына. Они были «в дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте.
– Каким оказался Иван? (Смелым)
– Как рассказал Иван об увиденном (случившимся) дома? Прочитайте выразительно.
– Как характеризует героя этот рассказ? (Иван оказался сообразительным, находчивым, смекалистым). Почему он не рассказал всей правды?
– Прочитайте отрывок, в котором говорится , как Иван «настиг» братьев, укравших коней?
– Какое качество ценит Иван? (Честность)
– Мстит ли Иван братьям за украденных коней? Почему? (Иван добрый, он умеет прощать)
– Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с царем. (Автор, царь, Иван)
– Как ведет разговор Иван? (Смело, на равных, с чувством собственного достоинства)

Вывод: Иван в сказке Ершова обладает теми же качествами, что и Иван в русских народных сказках.

2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
– Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) («Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
– Напомните описание Сивки-бурки. (Пересказ 1 ученика)
– А кто помогает герою в сказке Ершова?
– Прочитайте описание Конька-Горбунка.
– Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что кобылица просит ценить конька?
– Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.
– Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек-Горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках)
– Итак, мы убедись в том, что поэт, опираясь при создании сказки на народные традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.

Читайте так же:
С чем носят шаровары джинсы

5. Физминутка

6. Продолжение сравнительного анализа

3) – А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает необыкновенно трудно? (Противники)
– Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? (Братья, спальник, царь)
– Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках? Для этого мы разделимся на группы.
1 группа даст характеристику братьям
2 группа – спальнику
3 группа – царю

Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Свои выводы обязательно подтвердите строками из текста.

7. Самостоятельная работа по группам (3 мин.)

– Какими в сказке показаны братья? (Трусливые, лживые, завистливые, жадные)

(В ходе ответов детей учитель прикрепляет к доске карточки, таблицы)

Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими чувства овладели? О каком качестве можно судить из данного отрывка?

– Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость). Подтвердите слова текста.
– Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.

– Каким показан в сказке царь? (Жестоким, завистливым, злым)
– Прочитайте выбранные вами отрывки. Что вы видите на примере этих отрывков.. (видим, как меняется царь, по мере того, как Иван выполнял задание, он становился все более злым, жестоким, завистливым.

Работа по таблице

– Сопоставьте образы братьев Ивана, спальника, царя. Именно эти черты: … сближают данные персонажи.

лживость трусость зависть
коварство жестокость жадность хитрость…

– Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках? («Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери…)

Вывод: Какие качества героев осуждаются в народе? прославляются? (Работа по таблицам)

8. Подведение итогов урока

– Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (Он обладает качествами, которые ценятся в народе)

– И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

– Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

Конёк-горбунок — это единорог.

Есть легенда о том, что русские сказки это форма дохристианских, так называемых, «ведических» знаний славянских народов. То есть, русская сказочная квинтология – Иван-дурак, Царевна-лягушка, Сивка-бурка, Иван Царевич и серый волк, и Конёк-горбунок, является зашифрованной в сказках Библией индоевропейских народов Евразии.

В этом исследовании будет рассмотрен феномен такого странного служебного героя Ивана – дурака, как конь непонятной породы под именем Конёк-горбунок.

Если мы поймём, какое качество психологии, или какое знание символизирует конёк-горбунок, то сможем по идее, стать «писаным красавцем» и благодаря этому «жениться на Царь-девице», то есть занять высокое социальное положение в обществе, не имея связей и начального капитала!

Несмотря на то, что конёк-горбунок это — карликовый конь – горбатый мутант — «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами», в отличие от своих единоутробных, золотогривых красавцев коней, конёк обладает невероятными, волшебными способностями.

Конёк-горбунок говорит человеческим языком; обладает гораздо большей скоростью, чем его прекрасные братские кони; знает обо всём чудесном, что есть на свете, и как это добыть; знает как человеку омолодиться и похорошеть, и при этом не погибнуть.

Изначальный образ коня – чудесного помощника Ивана, в русских народных сказках, до 19 века, выглядел как Сивка-Бурка, который выглядит как обычный конь, но с невероятными способностями.

Сивыми крестьяне называли белого коня, а это приводит к догадке о происхождении этого коня — белый конь с чудесными свойствами известен в средневековой Европе под названием единорог.

Единорог часто изображается рядом с девственницей, что символизирует духовную чистоту и искания. В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине- девственнице. В сказке Сивка-Бурка тоже отличается тем, что прыгает выше всех коней и достигает окна, где сидит царица–девственница на выданье. В сказке конёк-горбунок также помогает похитить Царь-девицу.

Конёк-горбунок по описаниям похож на единорога: первое упоминание о единороге на Западе относится к V веку до н.э. Ктесий, лекарь при персидском дворе, описал единорога как дикого индийского осла, имеющего рог на лбу, а у конька-горбунка, по описаниям Ершова, были как раз ослиные «аршинные уши»! На некоторых средневековых гобеленах и на картине Рафаэля единорог изображается маленьким коньком, размера котёнка. По сказке Ершова у конька – горбунка рост в 3 вершка.

Читайте так же:
Джинсы три четверти как называется

Цитата Лариса В. (Яндекс-Кью): «Вершок равнялся ширине двух соседних пальцев – указательного и среднего – 4,4 см, 3 вершка – 13,5 см. Но таким он не мог быть, тогда бы Иванушка не смог на нём скакать. И тут надо знать один секрет. В старину, называя рост лошади, люди говорили, насколько она выше одного аршина. Аршин – это расстояние вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца и равен 71 см. И вот, если прибавить к аршину три вершка, то получится, что рост конька-горбунка – 85 см.» (конец цитаты).

Итак, что мы выяснили; конёк-горбунок это единорог, а он слушается только девственницу. Конечно, можно сказать, что Иванушка дурачок был девственником, поэтому так преданно ему служил конёк-«единорог», но для того, чтобы докопаться до истины, особенно размышляя над сказками, не надо понимать всё буквально.

Иван был девственником не потому, что дурачку не давали девушки, а потому, что он был «дурак», то есть его сознание было девственным, как tabula rasa — «чистая доска», в отличие от его старших братьев, сознание которых было отформатировано комплексом логических конструкций, с базой общепринятых шаблонов принятия решений и набором стандартных слов и предикатов, которыми ограничивается горизонт понятий и решений, то есть, эти старшие братья Иванушки дурачка были запрограммированы стандартным, обывательским умом, каким в нашей действительности наделяют студентов на поточном образовательном конвейере вузов. Наиболее умные, то есть стандартизированные и запрограммированные студенты становятся чиновниками, то есть бюрократами, и преподавателями, то есть догматиками. Психоаналитик Зигмунд Фрейд, который ввёл этот термин в психоанализ, считал, что у людей нет свободы воли, и их поведение определяется воспитанием, (то есть, их программированием).

Поэтому гений воспринимается умными бюрократами как дурачок, потому что его идеи из неоформленного будущего, поэтому не укладываются в шаблон, то есть в то, что уже было принято и оформлено в понятийную систему бюрократическим аппаратом и не стало привычным для обывателей.

Получается, что обретение «единорога» не означает автоматически обретение реального «царства», высокого социального статуса потому, что в реальном мире, в отличие от сказки, становятся «царями», то есть, «женятся на Царь-девице», то есть обретают власть, — умные, то есть, запрограммированные в стандартных рамках формуляров бюрократы.

Соперник единорога (сознание посвящённого) это лев (личность). Лев является символом власти, а единорог является символом духовного познания; неслучайно в московском царстве единорог символизировал книжную учёность, и его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Духовно неофит, идущий путём познания, должен победить в себе индивидуализм и эгоизм, что в средневековых легендах символизируется победой единорога над львом.

В средневековых легендах и сказках на единороге ездили волшебники и волшебницы, как на коньке-горбунке — Иван.

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо – единорог, упоминалось как символ Благовещения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Цитата Алисы А. Бейли «Эзотерическая астрология»: Мистерия Льва и Единорога. Эта тайна дошла до нас в старых детских стихах о «льве и единороге, подходящих к городу». Это особая тайна посвящения и «восхождения» человека к порталу, ведущему в Иерархию, а также «мистического подъёма», ключ к которому хранит масонство. Она относится к раскрытию сознания посвящённого (белого и однонаправленного) и поражение царя зверей (личности), что ведёт к триумфу группового и мирового сознания, бескорыстия и просветления над самосознанием и эгоизмом (Конец цитаты).

Символично, что рог исходит из лба коня, где находится у человека «третий глаз» — чакра Аджна, которая даёт ясновидение, способность к магии и духовность человека — «позволяет заглянуть за пределы разума и за границы слов».

Приключения Ивана на коньке-горбунке это ступени посвящения, пройдя которые, можно стать посвящённым, что в сказке имеет эпитет «писаный красавец». Искупаться в кипящем молоке и не свариться, на последнем этапе посвящения, символизирует обретение духовного бессмертия, превращение в «писаного красавца», то есть в дух, который абсолютно красив и бессмертен, потому что – бесплотен. То есть сказка Ершова, это зашифрованный путь от человека тленного к духочеловеку, то есть после физической смерти у такого человека сохраняется духовное тело, которое позволяет ему жить полноценной жизнью в царстве свободы – в Духовном мире. В христианстве он называется Царствие небесное, и поднимаются в него святые. Но христиане поднимаются в духовный мир несколько иначе, чем учит зашифрованная в сказке Ершова мистерия.

Читайте так же:
Тележка для клюшек для гольфа

Христиане, которые хотят стать святыми, примерно также жертвуют своей индивидуальностью, отказываясь от суетного ума и становясь блаженными, то есть «дураками», как Иван, но, в отличие от мистериального пути, описанного в сказке, христиане остаются на первой ступени блаженного, концентрируясь на любви к Христу настолько сильно, чтобы раствориться душой в эгрегоре, обретая его Дары Святого Духа, но став его инструментом. Но этот христианский путь требует полного отказа от своего я и растворения в эгрегоре, что для большинства христиан недоступно и нежеланно. Прохождение мистериальных этапов посвящения, описанный в сказке об Иване – дураке, даёт возможность стать бессмертным духом, и при этом не расплатиться за это своей свободой с церковным эгрегором.

Конек-горбунок — есть ли прототип в фольклоре?

Все сказочные персонаже «Конька-горбунка» достаточно известны в фольклоре. Это и жар-птица, и рыба-кит, и Шамаханская царица. И вот только у самого конька-горбунка, по-моему, прообраза нет. Интересно, откуда взят этот персонаж? Или это полностью изобретение Ершова?

Конёк-горбунок «ростом только в три вершка». Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. 3 вершка = 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека — сколько вершков сверх двух аршин, для коня — сверх одного. Это значит, что герой рассказа Тургенева «Муму», немой богатырь Герасим, бывший двенадцати вершков, имел рост под два метра (71 x 2 + 52,8 = 194,8 см). Рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом. Конёк-горбунок — выдумка Ершова,аллегория настоящей дружбы.В дружбе главное — преданность и готовность прийти на помощь. Их судьбы похожи:он тоже третий в семье, и тоже «отклонение от нормы»- помесь коня, осла и верблюда(верность коня, выносливость верблюда,трудолюбие осла). За внешним уродством кроется волшебная сила и рассудительность, которой так порой не хватает Ивану.

Сивка-бурка, вещий каурка, конька-горбунка очень сильно напоминает.

В основу произведения легли народные сказки, при этом, по-видимому, не только русские, но и сказки других народов, живущих на побережье Балтийского моря; так, известна Норвежская народная сказка с практически идентичной сюжетной линией. Сказка называется «De syv folene» («Семь жеребят»). В норвежской сказке говорится о трёх сыновьях, которые должны были пасти волшебных коней короля; награда за выполненное поручение-прекрасная принцесса. В этом поручении младшему сыну помогает волшебный жеребёнок, разговаривающий человеческим языком. Известна и монгольская сказка с весьма похожим сюжетом. Подобные сюжеты есть в словацком, белорусском, украинском (в частности, закарпатском), бурятском, цыганском (кэлдэрарском) фольклоре.

Вообще-то это не ответ, так размышления на тему.
Чтобы дать настоящий ответ, надо бы сначала выяснить, а что оно вообще такое, этот Горбунок.
Ну не бывает лошадей ростом в три вершка. (12 см.)
Даже если это аршин+3 вершка, все равно 85 см. (в холке) — маловато даже для пони.
А если 2 аршина + 3 вершка — это уже в рост человека. Не то что-то тут.
Похоже, за этим коньком кроется что-то сакральное, даже табуированое. Чуть ли не фаллическое.

Эти подозрения тем более усиливаются, что в сказке про конькового братца, Сивку-Бурку эти мотивы уже неприкрыты. «Встань передо мною как лист перед травою». Как вы это себе представляте, стоящий(!) перед травою лист?

На мой взгляд, прототипы героев сказки «Конек-Горбунок» следует искать также и в других архаичных образах, запечатленных, в частности, в кабардинской сказке «Белый альп» (которая, на мой взгляд, имеет более стройный сюжет, нежели сказка Ершова): в кабардинской сказке царю снится волшебный белый конь-альп, за которым он отправляет трех своих сыновей. Волшебного коня, выходящего из моря, находит и покоряет младший сын. Возвращаясь домой, царевич находит перо золотой птицы и хочет взять его, однако мудрый альп предостерегает своего хозяина: «Возьмешь перо — пожалеешь, не возьмешь — будешь каяться», на что царевич отвечает: «Лучше каяться, чем жалеть!» и берет перо с собой. По дороге юношу схватывают воины местного царя, который требует привезти ему саму золотую птицу. Альп помогает царевичу схватить золотую птицу, которая на самом деле — дочь морского царя. Плененная царевна наотрез отказывается выходить замуж за старого царя, однако, уступая мольбам последнего, рассказывает о средстве вернуть молодость — для этого нужно выкопать глубокий колодец и наполнить его молоком чудесных красных коров. Колодец выкопан, коров призывает сама царевна, молоко в него надоено, однако царь в нем просто тонет. Царевич, возвращаясь с царевной домой, встречает своих братьев, которые, желая завладеть чудесным конем и прекрасной девушкой, бросают его в глубокий колодец. Царю сообщают, что его младший сын погиб. Альп убегает, а царевна запирается в своих покоях и никого к себе не пускает. К ней приходить альп, сообщает, что его хозяин жив, однако для его высвобождения нужна помощь. Царевна не раздумывая отрезает свои косы, из которых делает прочную веревку, с помощью которой конь высвобождает младшего царевича. Юноша возвращается домой на белом коне, его старшие братья убегают прочь, а сам он женится на прекрасной царевне.

Читайте так же:
Найди пару варежке цель

Итак, возвращаясь к нашей теме, проведем сравнения: прежде всего, в сказке П.П.Ершова не совсем понятно: зачем волшебный конь каждую ночь появляется в поле — чтобы просто проскакать по нему? В сказке о белом альпе все предельно ясно: море — жилище волшебного коня (тут можно вспомнить о конях Посейдона и т.д.), и он выходит из него каждый день на рассвете, чтобы за один миг трижды облететь вокруг света, искупаться в волшебном озере, поваляться на песке и снова скрыться в морской пучине. (Возможно, «волны» хлебного поля и являются слабым отражением волн морских, однако утверждать с уверенностью не могу.)

Также в сказке Ершова, на мой взгляд, «слишком много» лошадей (что, кстати, совсем не характерно для народных сказок — чаще всего в них фигурирует лишь один конь-помощник, как, например, в случае с той же Сивкой-Буркой) — здесь вам и волшебная кобылица, скачущая по полю, и два коня златогривых (введенные в сюжет, по-видимому, для красоты), и верный, хоть и некрасивый, помощник Конек-Горбунок; в сказке же о белом альпе волшебный морской скакун — это и конь, которого хочет иметь царь и за которым отправляет своих сыновей, и помощник самого настойчивого и отважного младшего сына (два в одном, если хотите, хотя, на мой взгляд, все как раз наоборот — Петр Павлович из одного сделал четырех, и не совсем удачно; возможно, П.П.Ершов «погнался» за «магичностью» числа «3» и, опять же, возможно, пытался вывести параллели: «три коня — три сына», «младший конь — неказистый горбунок — младший сын — дурак», однако данная идея не стала прозрачной и затерялась в нагромождении прочих символов сказки).

В кабардинской сказке основные антагонисты главного героя — его старшие братья (как и положено в индоевропейских историях), в сказке П.П.Ершова поначалу антагонистами вроде бы выступают старшие братья Иванушки, затем они исчезают, и на авансцену выходит царский спальник (образ, не спорю, прописан очень хорошо и запоминается благодаря своей яркости, а позднее и «заимствуется» в мультфильме «Иван-царевич и Серый волк», однако — опять-таки, на мой взгляд — во вроде бы написанной по народным канонам сказке появляется слишком много протагонистов, что данным неписаным канонам народных сказаний совсем не соответствует).

В сказке Петра Павловича похищение Жар-птицы и Царь-девицы, живущей на берегу Океана, — два по сути не связанных и разрозненных эпизода; в кабардинской сказке Золотая птица и есть сама дочь морского царя. В народной сказке подвиги главного героя следуют в логической последовательности: поиск и покорение волшебного коня > поиск и нахождение волшебной птицы, пленение царевны > испытание на себе зависти и коварства братьев и медленная смерть > спасение (воскресение) и свадьба. В сказке Ершова смысловая цепочка, на мой взгляд, полностью смазана: нахождение и покорение златогривой кобылицы «размывается» появлением новых коней, и кобылица полностью «уходит на задний план», чтобы больше не возвращаться (и подвиг Иванушки вроде бы и не выглядит подвигом. ); затем Иванушка долго и мучительно вводится в царское окружение и только с этого момента вроде бы и начинаются его настоящие подвиги: Жар-птица, Царь-девица, перстень, разбивающий триаду и появляющийся ни к селу ни к городу (явно «из другой» оперы — из сказок наподобие «Златовласки», где нахождение перстня — как раз один из трех подвигов); купание в трех купелях (в сказке о белом альпе молочных колодец — вообще один из промежуточных эпизодов, а в ершовской версии занимает ключевое место, их опать-таки, слишком много — ну, любил, видать, Петр Павлович цифру «3», ну что ты сделаешь, хотя о пользе контрастных водных процедур и молочных ванн никто не спорит — отсылка на данный текст стала почти классической).

Читайте так же:
Где был изобретен гольф

Подведем итоги: автор «Конька-Горбунка» (некоторые исследователи отказывают П.П.Ершову в авторстве этого сказки) явно использовал несколько сюжетов народных сказок — и сказки наподобие «Белого альпа» (подобный сюжет мне встретился также в одной из индийской сказок, и, уверена, он имеет еще множество вариантов) и «Сивки-Бурки», и упомянутую схожую с норвежской сказку (все три сюжета, вероятно, имеют один архаичный первоисточник), и сказки вроде «Златовласки», и сюжет русских сказок об Иванушке-дурачке, однако скомпоновать цельное и связное произведение, написанное в соответствии со строгими и стройными канонами народных сказок, на мой взгляд, автору не удалось — к великому сожалению. Новый сказочный образ Конька-Горбунка — этакая смесь жеребенка (пони ?), осла и верблюда — также вызывает лично у меня странное ощущение, поскольку ни ослы, ни верблюды не выступают ни в одной (из известных мне) русских, да и восточно- и западнославянских сказок, а «Конек» написан (вроде бы) по мотивам именно русских сказок. Поэтому «Конька-Горбунка» считаю достаточно хорошей авторской сказкой, однако «для души» предпочитаю прочесть народную сказку — того же «Белого альпа» или индийскую сказку, а на досуге надеюсь найти текст норвежской (и иже с нею) сказки.

Волшебные помощники: какие кони доставались героям сказок

Волшебные помощники: какие кони доставались героям сказок

Настоящего героя сказки – принца или богатыря – невозможно представить без скакуна. Он не только служит ему средством передвижения, но и становится верным помощником. Например, в сказке «О молодце-удальце и молодильных яблоках» конь оживляет царевича Ивана, спрыснув его кости живой водой. Только такой волшебный помощник был далеко не у всех. Каким героям доставались диковинные лошади, выяснил «МИР 24».

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой» – первое, что приходит в голову при мысли о волшебном коне. У Сивки-бурки одна шерстинка золотая, а другая – серебряная. Из его глаз пышет пламя, а из ноздрей валит дым столбом. В русском фольклоре о Сивке-бурке больше 50 сказаний и везде диковинный скакун помогает главному герою. Иван-дурак, например, пролезая сквозь уши коня, становится красавцем, или допрыгивает на нем до окна царевны.

Другой верный товарищ Иванушки в сказках – Конек-горбунок. Как и Сивка-бурка, ушастый персонаж произведения Петра Ершова помогает главному герою не только делом, но и мудрым советом. Прототипом Конька-горбунка в реальной жизни можно считать пони. Эти маленькие лошадки родом со скандинавских островов, где было мало питания и немного территории для прогулок.

«По-хорошему, они ничем не отличаются от больших лошадей. Тот же характер – достаточно упрямый, где-то жесткий, где-то наоборот – ласковый. Но у человека возникает эффект маленькой собачки. Когда мы заводим маленькую собачку, мы обычно воспринимаем ее не как собаку, а как собачку. Тот же эффект работает с маленькими лошадками. Человек считает, что это своего рода игрушка, дань детству», – говорит ведущий зоотехник московского зоопарка Ольга Ефимова.

Издревле на Руси коня почитали больше других животных. Он был связан с культом плодородия и с солнцем, которое наши предки представляли богом, летящем по небу на колеснице. Конь – неизменный спутник воинов и богатырей. Бурушка – жеребец Добрыни Никитича – помогает своему хозяину сражаться со Змеем Горынычем. Это предание очень напоминает битву Георгия Победоносца со Змеем. Обычно волшебным конем владеет сильный духом, добродетельный человек.

Совсем чудесными кажутся кони из древнегреческих мифов. Единорог по приданиям символизирует собой целомудрие. Считалось, что укротить его могла только девственница и только золотой уздечкой. Крылатый конь Пегас, рожденный из головы Медузы Горгоны, стал покровителем искусств и любимцем муз. Пегас считается символом славы и красноречия, поэтому его так часто воспевают великие поэты.

«Считается, что он своим копытом выбил в земле отверстие, из которого забил источник Гиппокрена или Эппокрена, у нас по-разному его называли, в том числе, Пушкин в своих стихах. Это источник вдохновения поэтов. Полагали, что Пегас возносит лучших поэтов к Парнасу – обиталищу поэтов», – пояснила доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

Многие люди до сих пор верят, что символ лошадки поможет им добиться успеха или уберечь от бед. Проверьте сами – повесьте у себя над дверью подкову. Кто знает, может, и в ваш дом поспешит удача.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector