Об истории вышиванки без украинского национального психоза
Об истории вышиванки без украинского национального психоза
На Украине сегодня, 20 мая, отмечается День вышиванки. Это день традиционно вот уже полтора десятка лет приходится на третий четверг мая.
Считается, что праздник по собственной инициативе основали студенты Черновицкого национального университета в 2006 году. Группа ребят и девушек пришла на занятия в вышитых сорочках и блузах. Из года в год праздник разрастается. Его отмечают не только на Украине. Многие представители украинских диаспор за границей также надевают вышиванки и фотографируются.
История вышиванки
Считается, что вышиванка – это восточнославянская вышитая рубаха, которая стала распространяться еще со времен Киевской Руси.
На самом деле это определение слишком узко. Традиции вышивать одежду узорами из цветных нитей встречаются у многих народов Европы, Азии, Африки и Америки. Объясняется оно очень просто: в натуральном крестьянском хозяйстве красители были в дефиците или совсем недоступны. Украсить одежду из выбеленного домотканого полотна доступнее было вышивкой цветными нитями.
До наших времён широкое распространение вышитая одежда как национальный элемент широко сохраняется в Мексике и других странах Латинской Америки, Испании, Венгрии, некоторых других странах Европы и, конечно, на Украине, в Белоруссии и России.
Что касается трёх последних стран, то их вышитые мужские рубашки и женские блузы, по сути, есть одно и то же с незначительными региональными вариациями. Единственным, но не постоянно встречающимся, отличием русской национальной рубахи от белорусской и украинской является смещение разреза ворота от центра в сторону. Это рубаха с косым воротом и стоячим воротником или косоворотка.
Косоворотка предохраняла нательный крест от выпадения вниз при работе в наклонном положении с расстёгнутым воротом. Её распространение в России объяснялось тем, что в прежние времена в Великоророссии мужчины чаще, чем в Белоруссии и Украине (Малороссии), участвовали в жатве зерновых с применением серпов. Просто из-за того, что зерновой клин в России занимал относительно большую часть площадей, чем в более благодатных регионах. Потом косоворотка ещё шире распространилась как мода.
В Белоруссии же и Малороссии можно было выращивать больше других, более требовательных к теплу, сельскохозяйственные культур. Для уборки они требовали, например, покоса, что являлось чисто мужской работой и не вынуждало наклоняться.
Однако практически в равном ходу с косоворотками в России (Великороссии) были вышитые рубахи с прямым разрезом и отложным либо стоячим воротником. Вышивка во всех случаях у великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов располагалась вокруг разреза, который в мужских рубахах никогда не доходит до низа.
У женщин же нательный крест даже при расстёгнутой блузе предохранялся от выпадения конституциональными особенностями строения тела. Не говоря уже о том, что расстёгивать одежду даже при тяжёлой работе считалось для женщин в старые времена неприличным.
Женские блузы с глубоким разрезом либо безрукавки с полным разрезом могли иметь полностью вышитый перёд. Последние могли также дополняться нижней белой рубашкой из более тонкого полотна с рукавами, рельефно вышитыми тоже белыми нитками. По покрою женская вышитая одежда у всех трёх восточнославянских народов отличается только деталями.
Всё же стоит отметить, что белорусская и, особенно, украинская вышивка на одежде была в среднем более богатой и разнообразной, чем великорусская. У каждого украинского региона был свой особый орнамент. Например, на Киевщине был в ходу растительно-геометрический стиль. На сорочках вышивали виноград, цветок хмеля, ромбы и квадраты. Самый знаменитый орнамент – крестиком, был в Винницкой области. На Буковине в вышивальный материал добавляли шелк, шерсть, блёстки. Площадь вышивки на Украине была в среднем также больше, чем в России.
Однако это, преимущественно, связано со сравнительно ранним распространением в Великороссии доступных для простого народа покупных окрашенных тканей. Русские из-за относительно большего развития внутреннего рынка сравнительно раньше малороссов получили широкую возможность носить яркие нижние рубашки – красного, синего и других цветов, что нашло отражение в формировании национального костюма. Соответственно, цветная вышивка вокруг разреза потеряла декоративное значение и стала редуцироваться – иногда просто до одинарной окантовки из крестиков или полного исчезновения.
Также надо учесть, что из-за более холодного климата российские вышитые рубашки чаше были нижней одеждой, которая не требовала слишком изощрённого украшения. Однако и в России вышитая национальная мужская рубаха никогда не исчезала полностью, часто по изощрённости ничем не уступая украинской.
В Малороссии же вышивка домотканых рубах по необходимости сохранялась дольше и, соответственно, достигла большего развития.
Что касается женской вышитой блузы, то в России она могла отличаться от украинской только стилем вышивки и более строгим набором цветов. Также русские женщины аналогично мужчинам раньше стали носить одежду из покупных окрашенных тканей, в том числе иностранного производства, которые не имели яркой нитяной вышивки. Это, конечно, в среднем уменьшило распространение вышитой одежды.
Общность культуры касается и рушников – узких полотняных полотенец, часто имевших не только прикладное, но и ритуальное значение. Украинские рушники могли отличатся от русских только цветовой гаммой и стилем вышивки. Причём на последних в поздние времена Российской Империи часто применялась рельефная не цветная (белыми нитками по белому) вышивка в геральдическом стиле – с орлами, мифическими животными, крестами, щитами и т.п. Вышивка могла быть прорезной, что почти никогда не встречалось на Украине. В Малороссии же вышивка рушников была более яркой и типично традиционной – с геометрическим, цветочным или зоологическим орнаментом.
Вышиванка в недавней истории
На рубеже XIX и XX веков вышитая украинская мужская рубашка отрывается от традиционного костюма, и начинает носиться в сочетании с европейской одеждой. Ведущую роль в учреждении моды надевания вышиванки под пиджак на территории бывшей Австро-Венгерской Империи часто приписывают Ивану Франко, который отличался от общественности своим костюмом — вышитой рубашкой среди пышных воротничков и галстуков.
То же касается и российской косоворотки, которая могла как иметь вышивку вокруг разреза, так и не иметь. Косоворотку при европейском пиджаке носил Максим Горький. Этот же набор одежды да ещё при штанах (нередко тоже европейских), заправленных в сапоги, стал типичным для российского мелкого и среднего купечества, народников и, часто, разночинцев.
Вышитая же рубаха с прямым разрезом в России считалась более простонародной и носилась больше в деревнях. Но это правило не было абсолютным. Часто что надеть под пиджак определялось личным вкусом, модой или случаем.
Мода на вышитые народные рубашки в советских республиках СССР вернулась в 1920-е и начале 1930-х годов. В УССР вышиванки, как торжественную одежду, надевали и партийные руководители, и простые люди. В Советском Союзе проводилась политика дружбы братских народов. А для того, чтобы как-то отличить эти народы усиленно культивировались их национальные особенности, в частности, в языке и одежде. В противном случае близкие по культуре народы – русские, украинцы и белорусы – могли бы очень быстро ассимилироваться между собой. Тогда это было признано нежелательным, хотя впоследствии стало основой разделения народов и их вражды.
Новая волна популярности народных рубах (в том числе и вышиванок), пришлась на вторую половину 1950-х и первую половину 1960-х годов. Многие это связывают с пребыванием во главе СССР первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1953—1964), который любил именно украинские вышитые сорочки, и сам часто появлялся на публике одетым в них при пиджаке. Ему следовали и другие должностные лица — вышиванка приобрела черты деловой одежды.
Вышиванка в современности
Однако с отстранением Хрущёва от верховной власти о вышиванке как повседневной одежде забыли до конца 1980-х годов. Тогда с приближением распада СССР и ростом на Украине националистических настроений, украинские националисты вспомнили о ней как об отличии от русского народа.
Как мужские, так и женские вариации на тему традиционных вышиванок стали всё более распространяться на политических митингах, торжественных и молодёжных мероприятиях, заняли своё место в свадебной моде. Наибольшую известность за годы независимости вышиванка получила после оранжевого и европейского майданов. Национально свидомые украинцы надевают национальную одежду в праздничные дни — на государственные и религиозные праздники: День Независимости, День Конституции, День флага, Пасху, Рождество и, конечно, День вышиванки в третий четверг мая.
Массовой эта традиция так и не стала. Причём её политизированность скорее отталкивает многих людей, которые в ином случае не отказались бы надеть вышиванку. Ведь действительно — она может быть стильной, модной, молодёжной.
Ношением традиционной одежды национальные активисты желают подчеркнуть свою особость от русских. При этом в силу незнания истории и принципиального отрицания истины они не в состоянии понять и признать, что носят вариант общей национальной одежды русских, украинцев и белорусов.
В России национальную вышитую одежду сейчас носят преимущественно на культурных, театрализованных и праздничных мероприятиях, в том числе представители высшей власти (фото вверху). В быту она практически не встречается. Однако это происходит лишь в силу большего отрыва россиян от традиционной культуры и практически полного приобщения к культуре европейской, а ныне, точнее говоря – общемировой. Народная культура остаётся в РФ лишь как элемент этнографической истории и традиционного искусства.
Украинские же фанаты вышиванки её нарочитым ношением в действительности могут подчеркнуть только архаичность своей культуры. Обращения к национальной народности здесь нет, есть только возврат к примитивности.
Справедливости ради стоит отметить, что невольная реклама вышиванки в последние годы способствовала росту её популярности в мире. Вышитые сорочки стали вносить в свои коллекции иностранные модные дома, например, Valentino и Dior. В разное время в вышиванках фоторгафировались Мадонна, Мила Кунис, Сандра Баллок и другие звезды. Правда, в большей части случаев потом выяснялось, что они надевали испанские, итальянские, мексиканские или венгерские вышитые сорочки.
Вышиванка русская и украинская отличия
В последние года проявилась любовь народа к подзабытым народным традициям. Возродилась и мода на вышиванки. Даже звезды кино и музыки надевают на вечеринки и торжества народные наряды, вернула себе популярность и вышиванка. Да и простые люди не прочь украсить свой гардероб красивыми, а порой и роскошными вышитыми рубашками, платьями, сорочками. Местами это вопрос и политический.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Существует широкий ассортимент подобных нарядов, выполненных как с использованием машинной вышивки, так и настоящей ручной работы. Они изготавливаются мастерицами из разных уголков страны. Но узор на таких изделиях может существенно отличатся, ведь традиционно в каждой стране и даже отдельном регионе использовались свои, отличимые от других орнаменты.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Вышиванка русская и украинская — отличия в рисунке
Русские и украинские вышитые мужские рубашки отличия имеют существенные. Русские рубашки характеризуются крупными узорами на вороте и рукавах, поскольку у мужской рубахи главным элементов украшения был разрез косоворотки. Орнамент отличается в различных регионах, для одних характерны изобразительные мотивы, для других же – геометрические рисунки. В некоторых же преобладают растительные мотивы.
p, blockquote 3,0,1,0,0 —>
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
В украинской культуре традиционно украшают узорами ворот, плечи, низ рукавов. Женские сорочки отличались богатой вышивкой по подолу. Наиболее часто встречающимися символами являются дуб, виноград, калина, цветы, птицы. Часто встречаются и схематические изображения Воды, Солнца и Земли. Орнаменты преимущественно геометрические, в виде ромбов, розеток и ромбов.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Вышиванки и техника выполнения
Имеют русская и украинская вышитые мужские рубашки отличия и в технике вышивания. Ведь для определенных регионов были характерны свои способы украшения одежды и традиционные рисунки. По орнаменту знающие люди могут определить, в каком краю жила мастерица, поскольку вышивка – это не только отражение души вышивающего человека, но и традиции данной местности. Поэтому отличаются не только вышиванки русские и украинские, но и изделия из соседних, но отличных по культуре регионов одной страны.
p, blockquote 6,1,0,0,0 —>
Русская вышивка выполняется при помощи двухстороннего шитья, цветной перевити, мережки, вышивки гладью. В Рязани характерны широкие полосы из звезд и розеток. А в Торжке – орнамент из листьев, цветов и трав.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Среди способов вышивания украинских рубашек наиболее популярными являются заволакивание, занизывание, вышивка гладью, настилание, вышивка бисером. Такие традиции передавались из поколения в поколение.
p, blockquote 9,0,0,1,0 —>
Несмотря на то, что вышиванки русские и украинские отличия имеют существенные, их красота неоспорима. Приобретите такое изделие – и в гардеробе появится уникальный наряд, идеальный как для повседневной жизни. Подойдёт такой и для торжества. А можно пошить такую экзотику и самостоятельно, подобрав орнамент по своему вкусу. В таком случае в гардеробе появится уникальная вещь.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Как сшить вышиванку:
p, blockquote 13,0,0,0,1 —>
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Русские вышиванки фото – Русские вышиванки – купить на Ярмарке Мастеров
Белая рубашка в народном стиле с вышитыми орнаментами носит имя вышиванки. Такая блузка или платье популярны на Украине, но и в России есть свои особенности вышитой рубашки. Вышиванка привлекает своеобразным стилем до сих пор.
Удлиненная свободная блузка, просторная рубашка с вышивкой носилась навыпуск и зачастую подпоясывалась. По рисунку вышиванки можно было определить из каких краёв мастерица трудилась над её созданием.
Вышиванка русская и украинская отличия
Орнамент украинской вышиванки – это цветы, листья, геометрические фигуры, напоминающие снежинки, треугольники, галочки. Цвета используются традиционные – преобладает красный, затем черный, серый, белый, иногда вышивали с добавлением желтого и зеленого цвета в рисунок. Холщовая грубая ткань ушла в прошлое, но лучшее полотно для настоящей вышиванки – лён. Вышиванка украинская имеет свои отличия в каждом регионе, техника вышивки передавалась из поколения в поколение. В некоторых районах принято вышивать только одним цветом, в других берут несколько цветов, но преобладает один, обычно красный. Выполняется вышиванка крестом, гладью, полукрестиком и зигзагом. Всего насчитывают несколько десятков различных техник вышивки.
Мужская украинская вышиванка
Женская украинская вышиванка
Словосочетание русская вышиванка в корне не верно, ибо слово «вышиванка» относится чисто к украинской культуре. Для России характерны вышитые рубахи, которые носило как женское, так и мужское население. Вышивка крестиком или гладью ворота рубахи, вокруг планки с пуговицами и на груди, по краю рубашки и рукавов симметричных орнаментов характеризуют русские вышиванки.
Отличается русская вышиванка от украинской преимущественно месторасположением узора. Для русской характерен крупный рисунок вдоль разреза под воротом или вдоль планки с пуговицами и вышивка воротника-стойки или по краю горловины. Таким образом, центр рубашки привлекает внимание. Украинские рубахи кроме того имеют рисунки на рукавах, плечах и по низу подола. Женские украинские вышиванки часто были вышиты богато и красочно. Белорусская вышитая рубашка также имеет большую расшитую площадь. Это и плечи, и обильные рисунки на рукавах, на груди.
Русские народные рубашки тоже вышивались преимущественно красным цветом, но использовалось также такое сочетание как синий с голубым, красный с голубым, а для Вологды, Твери и Нижнего Новгорода характерно было золотое шитье. Техника вышивки — крестиком и гладью, мережка.
Отличия славянских народностей нашли свое отражение в рисунке вышиванки. Но эти корни прослеживаются в любой вышиванке: круг и крест, ромбы, животные и птицы нашей местности, расположенные рядами повторяющиеся рисунки. Все узоры имели символическое языческое значение, утерянное со временем. Украинские сорочки вышиванки имеют симметричную геометрию и растения, распространенные и любимые у населения – это виноградная лоза, кисти винограда, шишки хмеля, розы. Тогда как для рубашки в русском народном стиле часто использовали местных животных и птиц: петух, лошадь, кукушка, а также изображения человека.
Вышиванка до сих пор интересна людям, ведь это часть нашей культуры, это наше прошлое, забывать которое нельзя.
Вышиванка русская и украинская, отличия. Видео.
В последние года проявилась любовь народа к подзабытым народным традициям, возродилась и мода на вышиванки. Даже звезды кино и музыки надевают на вечеринки и торжества народные наряды, вернула себе популярность и вышиванка. Да и простые люди не прочь украсить свой гардероб красивыми, а порой и роскошными вышитыми рубашками, платьями, сорочками.
Наша фирма предлагает широкий выбор подобных нарядов, выполненных как с использованием машинной вышивки, так и настоящей ручной работы, изготовленных мастерицами из разных уголков страны. Но узор на таких изделиях может существенно отличатся, ведь традиционно в каждой стране и даже отдельном регионе использовались свои, отличимые от других орнаменты.
Вышиванка русская и украинская — отличия в рисунке
Русские и украинские вышитые рубашки мужские отличия имеют существенные. Русские рубашки характеризуются крупными узорами на вороте и рукавах, у мужской рубахи главным элементов украшения был разрез косоворотки. Орнамент отличается в различных регионах, для одних характерны изобразительные мотивы, для других же – геометрические рисунки.
В украинской культуре традиционно украшают узорами ворот, плечи, низ рукавов, женские сорочки отличались богатой вышивкой по подолу. Наиболее часто встречающимися символами являются дуб, виноград, калина, цветы, птицы, схематические изображения Воды, Солнца и Земли. Орнаменты преимущественно геометрические, в виде ромбов, розеток и ромбов.
Вышиванки и техника выполнения
Имеет русская и украинская вышитые рубашки мужские отличия и в технике вышивания. Ведь для определенных регионов были характерны свои способы украшения одежды и традиционные рисунки. По орнаменту знающие люди могут определить, в каком краю жила мастерица, ведь вышивка – это не только отражение души вышивающего человека, но и традиции данной местности. Поэтому не только вышиванки русские и украинские отличаются, но и изделия из соседних, но отличных по культуре регионов одной страны.
Русская вышивка выполняется при помощи двухстороннего шитья, цветной перевити, мережки, вышивки гладью. В Рязани характерны широкие полосы из звезд и розеток, в Торжке – орнамент из листьев, цветов и трав.
Среди способов вышивания украинских рубашек наиболее популярными являются заволакивание, занизывание, вышивка гладью, настилание, вышивка бисером.
Несмотря на то, что вышиванки русские и украинские отличия имеют существенные, их красота неоспорима. Приобретите такое изделие – и в гардеробе появится уникальный наряд, идеальный как для повседневной жизни, так и для торжества.
Как сшить вышиванку:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Куплю вышиванку, кокошник не предлагать! : peremogi — LiveJournal
- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Косоворотка и вышиванка: в чем отличие
Косоворотка и вышиванка обе представляют собой вид национальной одежды. Первая – русской, вторая – украинской. А какие различия существуют между ними?
Что такое русская косоворотка?
Косоворотка – это мужская рубаха с косым воротом, то есть разрез с застежкой у нее сбоку, а не посередине, как у большинства обычных рубашек. По версии академика Д.С. Лихачева, такой покрой был придуман специально, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.
Первые изображения рубахи с такой застежкой относятся к XV веку. Носили их как в качестве повседневных рубах, так и нижнего солдатского белья. В зависимости от богатства отделки косоворотки делились на «рабочие» и «праздничные». На людях их надевали навыпуск с поясом.
Кто победнее, носил простые полотняные косоворотки, кто побогаче – из шелка или атласа. Иногда рубахи расшивали по рукавам, подолу и вороту. В присутственных местах поверх косоворотки часто надевали жилет.
История вышиванок
Вышиванкой в принципе можно назвать любую рубаху с вышивкой. Но только на Украине, пожалуй, такая рубашка превратилась в национальный символ.
Когда именно появились вышиванки, сказать сложно. Само искусство вышивки у славян уходит корнями еще в первобытные времена, что подтверждают археологические раскопки.
На Украине вышиванки изготавливали из самодельного полотна, которое ткали на станке. Носили их как мужчины, так и женщины. На рубеже XIX и XX веков украинцы начали носить вышиванки в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на вышитые рубашки в советских республиках пришелся на 20-30-е годы. В УССР их надевали по торжественным случаям и простые граждане, и партийные руководители.
Вторая волна популярности вышиванок возникла во второй половине 50-х – начале 60-х годов. Это связывают с правлением Никиты Хрущева, который питал слабость к украинской национальной одежде и часто появлялся в вышитых рубашках на публике. Его примеру стали следовать и другие должностные лица.
После отстранения Хрущева от власти популярность вышиванок постепенно сошла на нет. В основном их использовали как элемент украинского национального наряда в музыкальном и театральном искусстве. Мода на вышитые рубашки вернулась к украинцам в эпоху перестройки. После Оранжевой революции носить вышиванки стали некоторые чиновники и депутаты. Сейчас людей в вышиванках часто можно встретить на митингах и демонстрациях, их надевают на свадьбы и различные молодежные мероприятия.
Национальные особенности
Косоворотки отличаются от вышиванок в первую очередь характером вышивки. Так, у мужских рубах нередко вообще отсутствует вышивка, либо она присутствует только в районе разреза. У украинских рубах и сорочек вышивка сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов. У женских рубашек – богатая вышивка внизу по подолу. Чаще всего это различные растительные и животные мотивы — калина, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птицы, а также сакральные символы Воды, Земли и Солнца. Распространены геометрические мотивы – ромбы, розетки, звезды. Цветовая гамма – довольно контрастная, чаще всего это сочетание красного и черного цветов.
Русские рубахи как часть национального костюма (а чаще всего вышивкой на Руси украшали именно косоворотки) отличаются более богатыми узорами – вдоль ворота можно увидеть широкие полосы геометрического орнамента, а на рукавах – роскошные декоративные элементы.
В русской вышивке распространены отсылки к народным сказкам. Здесь можно встретить рисунки в виде фантастических существ, людей, животных. Черного цвета мало, преобладает цвет неба — голубой.
Вышиванка распространена и в Беларуси. В отличие от украинской, белорусскую вышиванку отличает более строгий орнамент, чаще всего геометрический. Основные цвета – красный, черный, темно-синий.
Так что различия между русской косовороткой и украинской или белорусской вышиванкой довольно существенные. Специалисты способны по виду рубахи практически безошибочно определить, в каком регионе та была изготовлена.
Украинцы – это русские
Режим Зеленского напрягает все силы, чтобы развести русских и украинцев по разные стороны баррикад и заставить смотреть друг на друга сквозь прицел автомата. И уж тем более силится он растоптать идею русского происхождения современных украинцев.
Сама история свидетельствует о том, что украинцы – это русские. В Болгарии в эпоху турецкого ига стрижка «в кружок» была проявлением русофильских настроений. На Украине эту стрижку называют «пiд глечик» («под горшок»), её часто носили малорусские селяне. Была она в ходу и у великорусских крестьян. Не только старинная причёска, но и кулинарные блюда, семейные и религиозные традиции, народная одежда у русских и украинцев одни и те же. Украинская вышиванка встречается не только на Украине, но и в российских регионах, потому что она не строго украинская, а общерусская.
Исторически Западная Украина – это Западная Русь. После захвата венграми территории нынешнего Закарпатья сын венгерского короля Иштвана Имре носил неофициальный титул dux Ruizorum (князь Руси). Венгры называли закарпатцев Magyar orosz (русские мадьяры), но не украинские.
Карпато-русский деятель Василь Лукач, уроженец с. Вышня Яблонка (Словакия) и эмигрировавший в США в статье «Мы любиме свое русске имя» призывал русских помнить о прадедовском русском имени. Под русскими он имел ввиду жителей Закарпатья, Бескид, Карпат, т.е. тех, кого сегодня называют западными украинцами и украинским меньшинством в Польше, Словакии и Венгрии.
«В старых книжках найдут они такы названия мiст и сел: Крыница, Тылич, Ропица Русска, Устье Русске, Королева Русска, Дубровка Русска, Русска Воля и т.д. И полно на Пряшевщинi и галицкой Лемковщинi такых названий, до нашы предкы русскы были. Мы не хочиме добиватися ниякой самостiйной Украины, лем хочеме были в одной державi с русскым народом, бо так учит наша история, то нам милы и тоты прадiдны русскы назвы в Карпатах», – указывал Лукач.
Сюда можно добавить Яворник Русский, Раву Русскую, Русскую Порубу и множество прочих названий со словом «русский». Если здесь отродясь жили украинцы, но не русские, откуда столько русских названий?
Разница между русским и украинским языком настолько минимальна, что только глупец станет утверждать, будто это разные языки. Украинский язык – это малорусское наречие, а не отдельный язык. Диалекты немецкого языка, кантонский диалект китайского, сицилийский и корсиканский диалекты итальянского отличаются от соответствующей литературной нормы больше, чем украинский от русского, но не считаются отдельными языками.
Западная Украина – это Карпатская Русь, которая делилась на Русь Пряшевскую (от названия словацкого г. Пряшев), Угорскую или Закарпатскую (современное Закарпатье), Галицкую (Галичина), Буковинскую (современная Черновицкая обл. Украины с прилегающими землями). «Горе Карпатской Руси усугубляется ещё тем печальным фактом, что она разбита на три части: русскую, польскую и словацкую и окружена пятью границами – советской, румынской, мадьярской, польской и чехословацкой», – сокрушался галицко-русский писатель, уроженец Львовщины Василий Ваврик (1889-1970).
«Свободное слово Карпатской Руси» – газета карпато-русской эмиграции в США.
Прискорбно, что на Украине об этой странице своей истории ничего не знают. Оттого и осмеливаются зеленские, вятровичи, тягнибоки и иже с ними фантазировать на тему разности русских и украинцев.