Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое крахмальный дамский воротник

Что такое крахмальный дамский воротник

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Тест «Жизнь и воротник»

Выполнил(а)_____________________________________________________________________________________________ Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротничок с продёрнутой в него жёлтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Ещё что выдумали!» Затем зашла и купила.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) играет роль вставного эпизода.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) тема вещей, властвующих над жизнью человека; 2) тема судьбы; 3) тема честности; 4) тема внутреннего совершенства человека.

А 4. Что определяет образ жизни Олечки Розовой до покупки воротничка? 1) невежество; 2) злость; 3) любовь к людям; 4) честность.

А 5. С какой целью героиня купила воротник? 1) был необходим к новому платью; 2) сама не знала зачем; 3) было много свободных денег; 4) в подарок подруге.

В 1. Укажите термин, в основе которого лежит перенесение свойств с живого предмета на неживое («Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»).

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Но вот как-то…»).

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Человек только…», выпишите слово, с помощью которого характеризуется сущность человека.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Человек только…», найдите слова, которое определяет причину изменений жизни человека.

С 1. Реалистично ли начало произведения Тэффи? Обоснуйте свою точку зрения.

Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротничок с продёрнутой в него жёлтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Ещё что выдумали!» Затем зашла и купила.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) играет роль вставного эпизода.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) тема вещей, властвующих над жизнью человека; 2) тема судьбы; 3) тема честности; 4) тема внутреннего совершенства человека.

А 4. Что определяет образ жизни Олечки Розовой до покупки воротничка? 1) невежество; 2) злость; 3) любовь к людям; 4) честность.

А 5. С какой целью героиня купила воротник? 1) был необходим к новому платью; 2) сама не знала зачем; 3) было много свободных денег; 4) в подарок подруге.

В 1. Укажите термин, в основе которого лежит перенесение свойств с живого предмета на неживое («Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»).

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Но вот как-то…»).

Читайте так же:
Кто такие ватники колорады

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Человек только…», выпишите слово, с помощью которого характеризуется сущность человека.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Человек только…», найдите слова, которое определяет причину изменений жизни человека.

С 1. Реалистично ли начало произведения Тэффи? Обоснуйте свою точку зрения.

Тэффи. «ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК». Тест

ЭТАЛОН: А1.4; А2.1; А3.1; А4.4; А5.2; В1. Олицетворение; В2. Поступок; В3. Воображает; В4. Вещь.

Мой Вернисаж. не только поэтический

Надежда ТЭФФИ
ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК
Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.
Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.
Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой.
Как женщина честная, она сначала подумала: "Еще что выдумали!" Затем зашла и купила.
Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.
Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.
Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег.
Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.
Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?
Олечка заложила серебро и браслетку.
На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.
На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.
Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке:
— Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.
Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
Следующие дни были еще тяжелее.

Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.

Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротник был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку.

— Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять, и которое толкает меня по наклонной плоскости?

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.

Она обстригла волоса, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность.

Где-то в глубине души еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда по ночам или даже днем, когда воротничок стирался. Она рыдала и молилась, но не находила выхода.

Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал.

Так дело шло все хуже и хуже.

Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?

Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете.

Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал.

Однажды ее пригласили на вечер.

Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.

Читайте так же:
Водолазка цвета баклажан с чем носить

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил:

Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала: "Господи! Куда я попала?!"

После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело.

Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно:

А воротник пошло захихикал в ответ.

Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином.

Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул:

Потом студент с воротником поехали в ресторан слушать румынов. Пошли в кабинет.

— Да ведь здесь нет никакой музыки! — возмущалась Олечка.

Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались.

Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкина стола.

— Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была?

Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел свою линию.

— Где была? Со студентом болталась!

Честный муж пошатнулся.

— Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги?

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово — "профукала"? Она ли это сказала?

Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.

Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.

Кроткая Олечка служит в банке.

Она так скромна, что краснеет даже при слове "омнибус", потому что оно похоже на "обнимусь".

— А где воротник? — спросите вы.

— А я-то почем знаю, — отвечу я. — Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте.

Тэффи "Жизнь и воротник" (материалы для урока литературы, 10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы презентации могут быть использованы на уроке литературы при изучении творчества Тэффи.

Просмотр содержимого документа
«Тэффи «Жизнь и воротник» (материалы для урока литературы, 10 класс)»

ГКОУ школа-интернат для детей с ОВЗ по слуху Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник» (урок литературы, 10 класс) Учитель русского языка и литературы Голубева А.А. Кострома 2017

ГКОУ школа-интернат для детей с ОВЗ по слуху

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник» (урок литературы, 10 класс)

Учитель русского языка и литературы Голубева А.А.

Содержание Биография Тэффи Сатира и юмор. Основные сатирические приёмы Анализ рассказа «Жизнь и воротник»

Сатира и юмор. Основные сатирические приёмы

Анализ рассказа «Жизнь и воротник»

Биография Тэффи Книги Тэффи пользовались необыкновенной популярностью. «Её считают самой занимательной и “смешной” писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик её рассказов», - писал М.М. Зощенко.

Книги Тэффи пользовались необыкновенной популярностью.

«Её считают самой занимательной и “смешной” писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик её рассказов», — писал М.М. Зощенко.

Тэффи – псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой, родившейся в Петербурге в семье известного адвоката. С юных лет Тэффи увлекается литературой. Среди её любимых книг – произведения А. Пушкина, Л. Толстого. Ещё в гимназии она и её сёстры начинают писать стихи.

Тэффи – псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой, родившейся в Петербурге в семье известного адвоката.

С юных лет Тэффи увлекается литературой. Среди её любимых книг – произведения А. Пушкина, Л. Толстого.

Ещё в гимназии она и её сёстры начинают писать стихи.

Псевдоним - подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (в. Алов – Н.В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А.М. Пешков) и даже передавали наследникам (Т. Гайдар – сын А.П. Гайдара); иногда псевдоним присоединялся к настоящей фамилии (М.Е. Салтыков-Щедрин).

подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (в. Алов – Н.В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А.М. Пешков) и даже передавали наследникам (Т. Гайдар – сын А.П. Гайдара); иногда псевдоним присоединялся к настоящей фамилии (М.Е. Салтыков-Щедрин).

С детства любившая рисовать карикатуры и сочинять сатирические стихотворения, Тэффи начинает писать фельетоны. Писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью.

С детства любившая рисовать карикатуры и сочинять сатирические стихотворения, Тэффи начинает писать фельетоны.

Писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью.

Карикатура - сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

Фельетон - сатирический жанр, высмеивающий по-рочные явления в общественной жизни.

сатирический жанр, высмеивающий по-рочные явления в общественной жизни.

В августе 1918 г. Тэффи уезжает в Киев, затем в Константинополь и, наконец, обосновывается в Париже, где работает в газетах Парижа, Берлина, Стокгольма, Праги, Нью-Йорка, становится одной из крупнейших фигур Русского зарубежья.

В августе 1918 г. Тэффи уезжает в Киев, затем в Константинополь и, наконец, обосновывается в Париже, где работает в газетах Парижа, Берлина, Стокгольма, Праги, Нью-Йорка, становится одной из крупнейших фигур Русского зарубежья.

Тэффи прожила долгую жизнь: на её глазах совершились три революции, две мировые войны. Она выпустила свыше тридцати книг.

Тэффи прожила долгую жизнь: на её глазах совершились три революции, две мировые войны.

Читайте так же:
Джинсы mom high ankle что это

Она выпустила свыше тридцати книг.

Сатира и юмор Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. Юмор – изображение героев в смешном виде; смех веселый и доброжелательный.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Юмор – изображение героев в смешном виде; смех веселый и доброжелательный.

Гипербола Гротеск Ирония Фантастика Сарказм Эзопов язык Аллегория Основные сатирические приёмы

Основные сатирические приёмы

Гипербола- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета, которое вводится в произведение для придания большей выразительности

чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета, которое вводится в произведение для придания большей выразительности

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

Ирония - скрытая, неявная насмешка

скрытая, неявная насмешка

Фантастика - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира

разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира

Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная на усиленном контрасте

один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная на усиленном контрасте

Эзопов язык - (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид письма, иносказание

(от имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид письма, иносказание

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты

иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты

Анализ рассказа «Жизнь и воротник» Прочитайте начало рассказа «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.»

Анализ рассказа «Жизнь и воротник»

Прочитайте начало рассказа

«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.»

Какая была Олечка Розова до «встречи» с воротником?

« Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью ».

Найдите в тексте рассказа описание воротничка

Крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой.

Что потребовал воротничок в первую очередь?

Новую кофточку.

Что требовал воротничок после новой кофточки?

Шляпу, пояс и перчатки, полосатый диван.

Как автор описывает поведение Олечки?

  • «Олечка заложила серебро и браслетку.

На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер. На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.»

  • «Лгала и выклянчивала деньги.»
  • «Обстригла волосы, стала курить, громко хохотала.»

Что произошло на вечере?

  • «Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.

За ужином студент пожал ей под столом ногу. Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил: “Только-то?”»

  • «Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала: «Господи! Куда я попала?!”»
  • «Они пили ликер, говорили пошлости.»
  • Прочитайте, что ответил воротник на вопросы мужа о том, где была Олечка и где деньги?
  • Куда делся воротник после отъезда мужа?
  • Что случилось с Олечкой потом?

Кому принадлежат первая и заключительная фразы «Эх, жизнь!»?

Авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Методическая цель: познакомить учащихся с творчеством Тэффи , ознакомить с проблематикой рассказа « Жизнь и воротник». », формировать у учащихся навыки характеристики героев, развивать навыки работы с текстом, умение делать выводы; воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Планируемые предметные результаты : знают содержание текста ; умеют участвовать в диалоге по прочитанному произведению, по вопросам учителя; давать характеристику героям; выражать свое отношение к прочитанному; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук, аудиозапись

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности :

…Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Э.Асадов «Души и вещи»

Было время, когда люди пользовались минимумом вещей, а сейчас посмотрите на наш дом: чего только у нас нет. Так какую же роль играют вещи в нашей жизни? Об этом мы узнаем из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

III. Тема и целеполагание.

IV . Работа по теме урока.

1.Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией).

ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА (наст.фамилия – Лохвицкая, по мужу – Бучинская) (1872–1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая1872 в С.-Петербурге (. Дочь профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный вестник» А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская Сафо»). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи). Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые рас­спросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. По­пулярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

Читайте так же:
Как перешить дубленку мехом наружу

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, извест­ный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатири­ческих журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занима­тельной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писа­теля большого, глубокого и своеобразного». Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

2.Сообщение учащегося :История создания рассказа.

Рассказ «Жизнь и воротник» был опубликован в сборнике «Тонкая психология» , куда вошли произведения 1904 — 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» стал… .
3. Чтение рассказа с остановками. Словарная работа.

1. Гостиный двор — построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) — ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) — наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка — небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) — многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать — промотать, потратить.

4.Обсуждение рассказа.

— Понравился ли рассказ?

-Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

Доброта, тактичность, деликатность,

милосердие, умение сочувствовать,

забота о тех, кто в этом нуждается,

трудолюбие, честность, порядочность,

ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.

Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм

паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме

-Кто герои рассказа? А кто главный герой?

(Героиня рассказа — Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, — воротник).

-Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор — это Москва, а было это очень давно — тогда еще ездили на извозчиках).

-Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?

(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

5.Работа в группах.

— А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Читайте так же:
Какие джинсы одевать при кривых ногах

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).

№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

№7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.

8Художественно-выразительные средства в рассказе.

6.Заслушивание сообщений по предложенным вопросам .

-Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?(В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов).

-Что показалось вам смешным? (В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет — «подлый воротник»).

-В чем актуальность рассказа?( Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными).

-Над чем рассказ заставляет задуматься?( Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования).

-Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? (Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)

-Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

V . Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?

-Чему же учит нас Тэффи?

Чтение стих-я Э. Асадова «Души и вещи».

Рождаясь, мы имеем преимущество
Пред тьмой страстей и всяческого зла.
Ведь мы в наш мир приходим без имущества,
Как говорят, «в чем мама родила»!

Живем, обарахляемся, хватаем
Шут знает что, бог ведает к чему!
Затем уходим в вековую тьму
И ничего с собой не забираем.

Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Порой глядишь — и вроде даже жутко:
Иной разбиться, кажется, готов
За модный гарнитур, транзистор, куртку,
За пару броских фирменных штанов!

Нет, никакой я в жизни не аскет!
Пусть будет вещь красивой и добротной,
Пусть будет модной, даже ультрамодной,
И не стареет даже двести лет!

И все же вещь, пусть славная-преславная,
Всего лишь вещь — и больше ничего!
И как же тот несчастен, для кого
Обарахляться в жизни — это главное!

Когда в ущерб душе и вопреки
Всему, что есть прекраснейшего в мире,
Тупеют люди в собственной квартире,
Лоснясь в довольстве, словно хомяки,

Хочу воскликнуть: — Не обидно ль вам
Смотреть на вещь, как бедуин на Мекку?.
Не человек принадлежит вещам,
А только вещи служат человеку!

Вы посмотрите: сколько же людей
Живет духовно ярко и красиво,
Пусть не без тряпок и не без вещей,
Но не от них им дышится счастливо!

Пусть вам искусства сердце беспокоят,
Молитесь хоть наукам, хоть стихам,
Но не молитесь никогда вещам,
Они, ей-богу, этого не стоят!

VII .Домашнее задание: 1)творч.зад.стр.139,

2)прочит. М. М. Зощенко. «История болезни»,инд.зад.свед. о М.Зощенко

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector