Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Венец (Библия)

Венец (Библия)

Вене́ц (корона; коронка; венок; англ.  crown ) — в Библии слово, употребляющееся для перевода пяти различных еврейских слов [1] :

  1. «zer» (ивр. ‏ זר ‏‎) — золотой бордюр Ковчега завета;
  2. «nezer» (נזר) — головная повязка еврейских царей и первосвященников;
  3. «zer» (זר; в перен. смысле) — власть царя;
  4. « atarah[en] » (עטרה) — головной венок как украшение или награда на играх;
  5. «keter» (כתר) — царский венец.

В библейских текстах слово «венец» служит обыкновенно символом блеска и величия (Прит. 12:4; 16:31), а также символ торжества (Пс. 131:18). [1]

Содержание

Пять еврейских слов [ править | править код ]

  1. Слово «венец» служит для передачи «zer» (זר) — технического термина, употребляемого часто в священнических частях книги Исход для обозначения золотых бордюров, которыми были украшены Ковчег Завета (Исх. 25:11), стол (25:24), его стенки (25:25) и жертвенник для воскурения (30:3); такое словоупотребление редко [1] .
  2. Гораздо чаще слово «венец» употребляется для передачи другого еврейского слова — «nezer» (נזר), обозначавшего особую головную повязку, которую носили еврейские цари как символ своей монаршей власти (2Цар. 1:10; 2Цар. 11:12) или первосвященники (Исх. 29:6, 39:30) [1] .
  3. Слово «zer» (זר) употребляется в переносном смысле для обозначения власти царя («потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?» / Прит. 27:24) [1] .
  4. Как в прямом (2Цар. 12:30; Иез. 21:31), так и в переносном смысле (Иов. 19:9, 31:36) употребляется слово «atarah» (עטרה; венец), служившее также для обозначения венков, которые возлагали себе на голову на пиршествах как украшение (Исх. 28:1) или как награду на играх (Прит. 4:9) [1] .
  5. В книге Эсфири для обозначения царского венца приводится слово «keter» (כתר) [1] .

Венец в Талмуде [ править | править код ]

У талмудистов слово «עטרה» употребляется вместо библейского «זר» в значении «бордюр» или «кайма» (Келим, V, 3; Агалот XIV, 1). В таргумах термин «זר» иногда передается словом «כליל», также означающим «венец». Для обозначения символа царствования служит позднейшее библейское «Keter», и рядом с этим вводится новое слово нееврейского происхождения, «tagah» (תגא), для обозначения царского венца и для всякого украшения вообще. [1]

Венец Торы [ править | править код ]

«Венец Торы» — небольшая корона с колокольчиками, которая обыкновенно изготовляется из позолоченного серебра, с надписью «כתר תורה». Она помещается на верхнем конце ручек свитка Торы. Подобная же эмблема, часто помещаемая между двумя львами, как символами силы, украшает покров свитка и покрывало Ковчега. [1]

Венец праведности [ править | править код ]

«Венец праведности» — блаженство праведных в будущей жизни — описано Равом в Бер., 17а: «В будущей жизни нет ни еды и питья, ни браков, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соперничества, только праведники будут сидеть с венцом на голове и будут наслаждаться блеском Шехины, как сказано об избранных из сынов Израилевых: «Они видели Бога, и это было их едой и питьем» (Исх. 24:11, Таргум; синодальный перевод: «они видели Бога, и ели и пили») [1] .

В Санг., 111б и Мег., 15б, р. Ханина говорит: «Сам Бог будет венец славы на голове каждого праведного», ибо написано: «В тот день Господь Саваоф будет венцом славы и диадемой красоты для остатка народа Своего» (Ис. 28:5) [1] .

Зогар (Ваиехи, крак. изд., 290) повествует об окружённых венцами престолах, уготованных в раю для праведных за тридцать дней до их рождения в то самое время, когда возвещается ο предстоящем переходе их души в дальний мир. Так говорит и поэт, автор «Akdamuth»: «Под балдахином из хрустальных облаков, нося на голове венец красоты, каждый в соответствии со своими делами, на престоле с семью золотыми ступенями». [1]

Что такое венец библия

Что такое небесные венцы, которые верующие могут получить на небесах?

В Новом Завете несколько раз упоминается о небесных венцах или венках, которыми будут награждены верующие. Это – венок неувядаемый, венок праведности, венок славы и венок жизни. Греческое слово, переведенное как «венок», – это «стефанос» (основа имени Стефана-мученика), оно означает «знак королевской власти, приз в соревнованиях или символ чести вообще». Венцы использовались во время древнегреческих игр; венок или гирлянда из листьев возлагалась на голову победителя в качестве награды за победу в спортивном состязании. Эта спортивная честь используется в фигуральном смысле в Новом Завете в отношении небесной награды, которую Бог обещает Своим верным. Первое послание к Коринфянам 9:24-25 лучше всего определяет, как присуждаются эти венцы.

1. Венок неувядаемый (1 Коринфянам 9:24-25): «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы – чтобы получить венок неувядаемый» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Все вещи на этой земле подвержены гниению и гибели. Иисус призывает нас не хранить свои сокровища на земле, «где моль и ржавчина портят их и где воры, забравшись в дом, крадут» (Матфея 6:19). Это аналогично тому, что сказал Павел о венке спортсмена из листьев, который быстро увядает и распадается. С небесным венком не так; твердость в вере приводит к небесной награде – «наследие, неподвластное гибели, пороку или времени. Оно хранится на небесах для вас» (1 Петра 1:3-5).

Читайте так же:
Ист бридж банк руководство

2. Венок праведности (2 Тимофею 4:8): «И теперь меня дожидается приз – венок праведности, который вручит мне Господь в тот День, а Он – праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения». Мы унаследуем этот венец через праведность Христа; без нее этот венец получить невозможно. Так как им обладают в праведности, а не получают силой или обманом, как иногда происходит с земными коронами, это – вечный венец, обещанный всем, кто любит Господа и с нетерпением ожидает Его возвращения. Во всех своих трудностях, гонениях, страданиях или даже смерти мы можем быть уверены, что наша награда – со Христом в вечности (Филиппийцам 3:20). Этот венец не для тех, кто полагается на свою самоправедность. Такое отношение порождает лишь высокомерие и гордыню, а не стремление быть с Господом.

3. Венок славы (1 Петра 5:4): «И тогда, когда появится главный Пастырь, вы получите неувядаемый венок славы». Слово «слава» интересно тем, что оно касается самой природы Бога и Его действий. Оно подразумевает Его величие и сияние. Вспомните Стефана, который, будучи избиваем до смерти камнями, смог посмотреть на небо и увидеть славу Божию (Деяния 7:55-56). Это слово также означает, что мы отдаем Господу хвалу и честь за то, кем Он является (Исаии 42:8; 48:11; Галатам 1:5). Это – величайшее благословение для верующих: войти в царство и получить венок славы, обрести подобие Самого Христа. Как сказал Павел: «Я уверен, что нынешние наши страдания – ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет» (Римлянам 8:18).

4. Венок жизни (Откровение 2:10): «Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни!». Это венец предназначается для всех верующих, но особенно дорог он тем, кто терпит страдания, кто сталкивается с преследованиями за Христа, вплоть до смерти. В Писании слово «жизнь» часто используется в отношении правильных отношений с Богом. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы жизнь они обрели, жизнь во всей полноте» (Иоанна 10:10). Подобно тому, как воздух, пища и вода являются жизненно важными для физической жизни, Иисус имеет жизненно важное значение для нашей духовной жизни. Он есть Тот, кто предоставляет «живую воду», Он – «хлеб жизни» (Иоанна 4:10; 6:35). Наша земная жизнь придет к концу. Но у нас есть удивительное обетование для всех тех, кто приходит к Богу через Иисуса: «Вот это и есть обещание, которое Он дал нам – вечная Жизнь!» (1 Иоанна 2:25).

Иаков говорит, что этот венок жизни предназначается тем, кто любит Бога (Иакова 1:12). Возникает вопрос: как нам проявлять любовь к Нему? Апостол Иоанн отвечает на это: «Ведь вот что значит любовь к Богу: это когда мы соблюдаем Его заповеди. А заповеди Его не тяжелы» (1 Иоанна 5:3). Как Его дети мы должны соблюдать Его заповеди и повиноваться Ему. Желаем каждому, чтобы, терпя неизбежные испытания, боли и невзгоды, до тех пор, пока живем, мы всегда двигались вперед, «не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры – Иисуса» (Евреям 12:2), и получили венок жизни, который нас ждет.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

ЕЭБЕ/Венец

Венец — В Библии слово, употребляющееся для перевода пяти различных еврейских слов в Библии. Оно служит, во-первых, для передачи «zer», זר — технического термина, употребляемого часто в священнических частях кн. Исход для обозначения золотых бордюров, которыми были украшены Ковчег завета (25, 11), стол (25, 24), его стенки (25, 25) и жертвенник для воскурения (30, 3). Такое словоупотребление редко; гораздо чаще слово В. употребляется для передачи другого еврейского слова — «nezer», נזר , обозначавшего особую головную повязку, которую носили еврейские цари как символ своей монаршей власти (II Сам., 1, 10; II Цар., 11, 12) или первосвященники (Исх., 29, 6, 39, 30). Слово זר употребляется поэтому в переносном смысле для обозначения власти царя (Притч., 27, 24). Как в прямом (II Сам., 12,30; Иезек., 21, 31), так и в переносном смысле (Иов, 19, 9, 31, 36) употребляется еще третье слово, «atarah», עטרה , равным образом обозначающее В. Оно, впрочем, служило также для обозначения венков, которые возлагали себе на голову на пиршествах как украшение (Ис., 28, 1) или как награду на играх (Притч., 4, 9). В книге Эсфири для обозначения царского В. приводится еще другое слово — «keter», כתר . В библейских текстах слово В. служит обыкновенно символом блеска и величия (Притч., 12,4,16, 31). В. употреблялся также как символ торжества, Пс., 142, 8.

В Талмуде. — Обычай обвивать венками голову на пирах сделался, по-видимому, очень распространенным среди евреев еще перед разрушением второго храма. Иудифь и все жены израильские устроили благодарственное празднество после победы над войском Олоферна «и возложили на себя масличные венки»; то же сделали, вероятно, и мужчины (Иудифь, 15, 16). Александрийские евреи после одного чудесного избавления от опасности устроили благодарственное празднество «и увенчали себя всякими благоуханными цветами» (III Мак., VII, 16; ib., IV, 8 и Иос. Флав., «Древн.», XIX, 9, 81). В эпоху Маккавеев евреи обыкновенно справляли праздник Кущей, сидя в своем шалаше «с венками на головах» (ср. книгу Юбил., XIV, 30). Очевидно, благодаря этому обычаю возникло убеждение, что праздник Кущей был вакхическим празднеством (Plutarch, Symposium, IV, 5; ср. II кн. Макк., VI, 7). Язычники возлагали В. на головы своих идолов (Посл. Иер., 8; Деян., XIV, 13). Пользоваться такими венками из пшеничных колосьев или роз было воспрещено евреям (Иер. Аб. Зара, III, 42с, 43d). Евреи, однако, сами придерживались указанного обычая и возлагали золотые В. на передний фасад храма в праздник обновления (I Макк., 4, 55). Они украшали также масличными венками праздничного тельца, который шел впереди ежегодной благодарственной процессии, и корзины с первыми плодами (Биккур., III, 3. 8—9). Сам Бог изображается всегда как венценосец. Архангел Сандальфон обвивает венцами своего Творца (Хагига, 13б), a ангел Акатриил ( אכתריאל — «увенчивающий ангел») получил свое имя от обязанности держать венцы славы над Всевышним (ср. Бер., 7а). Согласно славянской кн. Эноха (XIV, 2—3), каждый вечер четыреста ангелов снимают венец с головы солнца и кладут его перед Господом Богом, и каждое утро они снова возлагают В. на голову солнца перед тем, как оно отправляется в свое дневное путешествие. Двадцать четыре небесных старца также носят на головах «золотые венцы», и, когда падают ниц перед Господом, они «полагают В. свои перед престолом». (Откров., IV, 4, 10). У талмудистов слово עטרה употребляется вместо библейского זר в значении «бордюр» или «кайма» (Келим, V, 3; Агалот XIV, 1). В таргумах термин זר иногда передается словом כליל , также означающим В. Для обозначения символа царствования служит позднейшее библейское «Keter», и рядом с этим вводится новое слово нееврейского происхождения, «tagah» ( תגא ), для обозначения царского В. и для всякого украшения вообще. Праведные будут носить венцы в будущем мире (Бер., 17а; ср. Мегилла, 15б); молитва сплетается в В. и возлагается на голову Господа Бога (Schemoth rab., XXI). «Существует три В.: В. Торы, В. священства и венец царский, но венец доброго имени выше всех их» (Абот, IV, 13). Термин «В.» употребляется также как метафора для обозначения «власти», напр. в параболе ο зависти Луны Солнцу Луна спрашивает: «Подобает ли двум царям пользоваться одинаковыми В.?», и Бог, приняв во внимание это замечание, уменьшил ее свет и поставил ее на второе место (Хулин, 60б). В том же смысле и выразился р. Цадок: «Не делай твоих познаний В., чтобы возвеличиться ими» (Абот, IV, 5). Очень выдающиеся люди назывались «В. своих товарищей» (Тосеф. Сота, ХV). «Со смертью р. Элеазара бен-Азария исчез В. мудрецов» (Сота, 49б). Невеста и жених носили В. — венки или гирлянды — на свадебном торжестве, каковой обычай был временно запрещен в период войны с римлянами (Сота, IX, 14). Эти брачные венки нельзя было плести из мирт или из роз и даже из соломы. Основанием для этого ограничения служило то обстоятельство, что В. из роз употреблялись идолопоклонниками (Иер. Аб. Зара, IV, 43d; Сота, 49б). Позднейшие раввины смотрели на обычай возложения венка на голову жениха как на знак печали ο разрушении Иерусалима, «так как масличные ветви горьки» («Ateret Zekenim» к «Or ha-Chajim», 560; Toc. Пес., 36).

Читайте так же:
Пончо с воротником хомут

Венец Торы — коронка с колокольчиками, которая обыкновенно изготовляется из позолоченного серебра, с надписью כתר תורה . Она помещается на верхнем конце ручек свитка Торы. Подобная же эмблема, часто помещаемая между двумя львами, как символами силы, украшает покров свитка и покрывало Ковчега. Трудно сказать, когда возник этот обычай. В эпоху гаонов на голову того, который читал последнюю главу Торы в Симхат-Тору, возлагали В. из серебра или золота или миртовый венок, как на голову жениха, откуда, вероятно, и получилось название «жених Торы», חתן תורה . Отсюда возник обычай, чтобы В. был постоянно на свитке Торы, так как изготовление В. или плетение венков в праздничные дни было бы нарушением закона (см. Schulchan Aruch, Orach Chajim, 154, 10). Первоначально, вероятно, украшались В. Торы главы школы, называвшиеся «царями» (Гит., 62а). Это предположение отчасти подтверждается и изречением Гиллеля: «Кто злоупотребляет венцом ( תגא ), гибнет» (Абот, I, 13). Ha В. Торы, вероятно, указывает следующая агада: «Когда израильтяне до получения Торы на горе Синае сказали: «Исполним и будем слушаться», тогда пришли шестьдесят мириад ангелов с двумя В. для каждого — по одному В. за каждое обещание, когда же они согрешили с золотым тельцом, то явилось вдвое более демонов, чтобы отнять y них эти В. (Исх., 33, 6, Шаб., 88а; ср. Песик., 21 [изд. Фридманна, 103а]; Песик. де р. К., ХIV, 124б; Тан., Тецаве, изд. Бубера, 5а). Венец праведности — блаженство праведных в будущей жизни — описано Равом в Бер., 17а: «В будущей жизни нет ни еды и питья, ни браков, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соперничества, только праведники будут сидеть с В. на голове и будут наслаждаться блеском Шехины, как сказано об избранных из сынов Израилевых: «Они видели Бога, и это было их едой и питьем» (Исх., 24, 11, Таргум). В Санг., 111б и Мег., 15б, р. Ханина говорит: «Сам Бог будет В. славы на голове каждого праведного», ибо написано: «В тот день Господь Саваоф будет венцом славы и диадемой красоты для остатка народа Своего» (Ис., 28, 5). Зогар (Ваиехи, крак. изд., 290) повествует об окруженных венцами престолах, уготованных в раю для праведных за тридцать дней до их рождения в то самое время, когда возвещается ο предстоящем переходе их души в дальний мир. Так говорит и поэт, автор «Akdamuth»: «Под балдахином из хрустальных облаков, нося на голове венец красоты, каждый в соответствии со своими делами, на престоле с семью золотыми ступенями. [Из J. E., II, 269—272].

Читайте так же:
Как трогать девушку через джинсы

ВЕНЕЦ (CROWN)

С венцом обычно связывается представление о почете или благословении тех, кто его носит, хотя иногда в нем подразумевается прямо противоположный смысл. Наиболее, пожалуй, ясное выражение этот образ находит в рассказах о возложении венца на головы израильских царей или правителей ( 4Цар. 11:12 ; 1Пар. 20:2 ; 2Пар. 23:11 ; Есф. 2:17, 8:15 ).

Завладение царским венцом посторонним человеком рассматривалось как узурпация царской власти. Во 2Цар. 1:10 амаликитянин сообщил Давиду, что он убил Саула. В качестве доказательства он принес Давиду венец и запястье Саула. Давид отреагировал на это плачем по Саулу, так как убийство Божьего помазанника считал незаконным. В отличие от такого уважительного отношения к своему израильскому сопернику, во 2Цар. 12:30 Давид взял венец побежденного царя Раввы, продемонстрировав тем самым переход царской власти к нему самому.

Образ венца символизирует также взаимоотношения Бога с царем. В конечном счете венец на голову царя возлагает Бог ( Пс. 20:4 ). Поэтому царский венец можно рассматривать как символ управления сферой, которая, по сути, является частью Божьего Царства. Неудовольствие Бога помазанным Им царем приводит к нарушению связи между Богом и царем: «Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» ( Пс. 88:40 ). В том же духе мудрость напоминает нам, что «богатство не на век, да и власть разве из рода в род?» ( Притч. 27:24 ). Сохранение венца, который Яхве возлагает на голову царя, зависит от верности царя завету.

Как в Ветхом, так и в Новом Завете венец часто служит символом Божьего благословения Своего народа. Иногда конкретная природа венца не раскрывается (напр., Притч. 10:6 : «Благословения на голове праведника»). В этом, правда, случае благословение может означать защиту от какой-то угрозы, поскольку во второй части стиха по отношению к беззаконным обещается применение «насилия». В других местах венцами и знаками Божьей милости называются «седина» ( Притч. 16:31 ) и «сыновья сыновей» ( Притч. 17:6 ). Мудрым обещан «великолепный венец» ( Притч. 4:9 ).

Дальнейшее развитие такой образ венца получает в трех местах Книги Исаии. В Ис. 35:10 говорится, что голова искупленных будет увенчана «радостью вечной» (см. также Ис. 51:11 ). Контекстом этого стиха служит возвращение пленных из Вавилона на Сион. Хотя и есть некоторые сомнения относительно конкретного эсхатологического и исторического характера этого отрывка, тем не менее под «радостью вечной», безусловно, подразумевается бесконечное, непрекращающееся состояние благословенности Божьего народа в свете его искупления. Следовательно, этот образ имеет прямую библейско-богословскую связь с вечной благословенностью христиан в свете более последовательно разработанного новозаветного учения о загробной жизни.

В Ис. 28:5 образ венца используется в ином смысле. Здесь уже Сам Яхве становится «великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» после наказания гордого Ефрема. В более широком плане смысл этой главы ( Ис. 28 ) сводится к противопоставлению праведного правления Иуды над своим народом в отличие от беззаконий Северного Царства. Венец – Сам Яхве, Его царственное присутствие, символ справедливого правления Иуды.

Еще один образ показан в Ис. 62:3 . Здесь «венцом славы в руке Господа» изображается Сион/Иерусалим. Пленные вернутся из Вавилона, и Иерусалим не будет больше оставленным. Он станет горящим светильником, маяком праведности для народов. Иерусалим – царское украшение Яхве. Этот царский город станет центром, из которого Яхве будет управлять народами. Тот же образ использован в Зах. 9:16 . Яхве явится, и Израиль получит избавление: «И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо подобно камням в венце, они воссияют на земле Его».

В Новом Завете образ венца используется в трех различных смыслах. Во-первых, Павел называет церкви в Филиппах ( Флп. 4:1 ) и в Фессалонике ( 1Сол. 2:19 ) своим венцом. Его труды по созданию там общин верующих служат для Павла источником надежды и радости. Это, если воспользоваться образом из Ис. 62:3 , царская диадема за его служение в качестве благовестника Христа. Во-вторых, венец – это награда тем, кто остается верным Евангелию. Павел ожидает «венца правды», который «в день оный» даст ему Христос, праведный Судья ( 2Тим. 4:8 ). Любящие Бога и выдержавшие испытания получат «венец жизни» ( Иак. 1:12 ; Откр. 2:10, 3:11 ). Верные пастыри получат «венец славы», когда явится Пастыреначальник ( 1Пет. 5:4 ). Христиане, уподобляющиеся образу Христа, однажды разделят с Ним царское достоинство как Его сонаследники. Верующему вменяются блага, дарованные Христом, но чтобы верующий смог воспользоваться ими, безгрешный Христос стал грехом для нас, отложил Свой венец славы и принял терновый венец ( Мф. 27:29 ; Мк. 15:17 ; Ин. 19:2, 5 ; ср. Флп. 2:6–8 ; Плч. 5:16 ). Вознесенный же Христос несет новый венец, указывающий на Его власть и владычество над всем ( Откр. 6:2, 14:14 ).

Читайте так же:
Бушлат армейский зимний бутан

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ, КРЕСТ И ВЕНЕЦ, НАГРАДА, СЛАВА, ЦАРЬ.

Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) — Словарь библейских образов. Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron’s rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424

Венцы — награды, которые Господь обещал христианам

В Новом Завете описаны различные награды, которые Господь пообещал христианам. Практически все награды относятся к вечной жизни со Христом, хотя тень некоторых наград может ощущаться верующими и в настоящее время.

Венцы

Венец в Новом Завете является одновременно и синонимом более общего термина «награда», и одним из её видов. Так Апостол Павел использует термин «венец» как синоним награды в 1 Кор. 9:25, когда пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». В таком же смысле Иисус говорит о венце в Отк. 3:11: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Кроме того, в Новом Завете описаны несколько различных видов венцов: венец правды (2 Тим. 4:8), венец жизни (Иак. 1:12, Отк. 2:10), венец славы (1 Пет. 5:4) и венец похвалы (1 Фес. 2:19), а также уверовавшие как венец благовестника (Фил. 4:1).

В отношении венцов возникает несколько вопросов. Во-первых, будут ли венцы буквальными неувядающими венками или это только образ награждения победителя, который не стоит воспринимать буквально? Во-вторых, различные венцы это действительно несколько венцов или это различные описания одного венца, который будет сочетать все эти качества? В-третьих, венцы являются наградой для каждого верующего или особенной наградой для некоторых христиан за определенные заслуги? В-четвертых, как понимать такие словосочетания, как «венец жизни» или «венец правды»? В-пятых, все ли венцы перечислены в Библии или их больше? На эти вопросы различные толкователи дают разные ответы. Чтобы разобраться и принять определенную позицию рассмотрим все эти венцы по отдельности.

Венец жизни. Данный венец (tov стёфауоу т^; СЮА?) встречается в двух текстах Нового Завета: Иак. 1:12 и Отк. 2:10. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). Иоанн пишет: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10).

Иаков и Иоанн пишут о венце жизни для утешения и укрепления христиан, испытывающих трудности и искушения.

Знатоки греческой грамматики предлагают три возможных варианта значения фразы «венец жизни»: (1) венец, «который есть жизнь», (2) венец «принадлежащий жизни», (3) «жизненный» венец. Практически все комментаторы данного текста поддерживают первый вариант. В этом случае венец является метафорическим обозначением вечной награды. В пользу того, что слово «венец» является образным обозначением награды, говорит и подобное употребление этой фразы в еврейской религиозной литературе еще до времени написания Нового Завета. Что речь идет именно о вечной жизни, а не о нынешней, понятно из слов Иакова: «Который обещал Господь любящим Его». Если эта жизнь обещана только части живущих людей, то это не может быть нынешней жизнью. Есть и еще один серьезный аргумент в пользу того, что речь идет о будущей жизни. Иаков использует фразу «обещал Господь любящим Его» еще раз, во второй главе того же послания: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). В этом тексте обещание ясно относится к будущему, т.е. ко времени установления Царства. Логично предположить, что и в первом случае обещание относится к будущему.

Возникает важный вопрос в отношении венца жизни. Если это вечная жизнь, то как же она может быть наградой? Разве верующие не получают её по благодати, независимо от дел? Ответ на этот вопрос мы дадим позже.

Еще один вопрос — все ли верующие получат венец жизни? В обоих текстах, где употребляется эта фраза, она выглядит как обетование верующим, испытывающим притеснения со стороны мира. Однако это обетование содержит определенное условие — оставаться верным даже до смерти. Томас пишет по этому поводу: «Обетование ограничено и дано только тем, кто любит Его. Любовь Господа открывается в Иакова как реальная и как вечная сущность веры. Она проявляется через терпеливость и таким образом получает одобрение и награду» . Т.е. стойкость в искушении является обязательным выражением веры и любви к Господу. Искушение не производит веру и, как следствие, жизнь вечную, но выявляет их наличие. Значит, этот венец получат все истинные христиане, чья вера была испытана и найдена подлинной. Обещание Христа в послании к Ефесской церкви тоже выражает эту идею: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк. 2:7).

Читайте так же:
Как модно подворачивать джинсы 2022

Похожее наставление встречается и у Петра: «О сем (спасении и небесном наследии) радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:6-9).

Итак, все верующие получат венец жизни, т.е. саму вечную жизнь! Зачем же тогда Иаков и Иоанн говорят о вечной жизни, как о мотиве для стойкости, если все верующие всё равно эту жизнь получат? Очевидно, что Господь обращает внимание верующих на блаженство вечной жизни в качестве утешения, уча христиан не унывать, и смотреть не на нынешние проблемы и притеснения, но на обетования в вечности. Особенно важным этот призыв Господа выглядит в книге Откровения. Положение церкви в Смирнах крайне тяжелое: один из членов церкви казнен за веру в Иисуса Христа, другим также угрожает смерть. Господь видит это, но не обещает земного избавления, а напротив, сообщает, что верующих из этой церкви ждет тюремное заключение и, возможно, смертная казнь. Такая перспектива выглядит пугающей, поэтому Иисус призывает христиан не бояться физической смерти, зная, что их ждет воскресение из мертвых. В доказательство Господь приводит свой пример — Он тоже был казнен, но воскрес из мертвых. Господь напоминает о вечной жизни для укрепления мужества верующих в гонениях.

Венец правды. О венце правды мы читаем у апостола Павла: «время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8).

Фраза «венец правды» имеет такую же структуру, как и «венец жизни». То есть Павел говорит, что Господь даст ему венец, который является праведностью. Этот венец готовится всем «возлюбившим явление» Господа. Слово «готовится» (апокегтаь) передает идею, что этот венец уже готов, но «отложен в сторону» на время, пока не состоится его торжественное вручение.

Природа этого венца, как и венца жизни, вызывает вопрос о его заслуженности. Может показаться, что Павел ожидает венец правды, как награду за свои духовные подвиги и победу, но это не совсем так. Павел сам писал о своих привилегиях и своей праведности в том числе:

Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3:8-11).

Если Павел не надеется на свои заслуги для обретения праведности, но ищет праведности от Бога через веру, то почему он пишет о праведности, используя метафору венца, т.е. награды победителю? Павел не надеялся на праведность от исполнения закона, но ожидал праведность от Бога в ответ на веру. Эту веру он сохранил и проявил в послушании и победоносном служении. Павел подчеркивает близость окончания своего труда и земной жизни, сравнивая это с тяжелой борьбой атлета и финалом олимпийских игр. Состязания окончены, теперь осталось только вручить награды. Павел предвкушает славную жизнь со Христом, уподобляя её радости победителя олимпиады. Борьба окончена! Впереди награждение, слава и почет. Можно отдохнуть, «почивать на лаврах». Господь выступает здесь в роли «праведного Судьи». С одной стороны, это говорит о справедливости награды, с другой стороны, праведность может дать только Тот, кто Сам праведен. Дуайт Эдвадс пишет по этому поводу:

Этот «венец праведности» вручается «справедливым Судьей» — Господом. Несомненно, это отличается от несправедливого судьи — Нерона, с которым Павел скоро встретится. Подготовленность показывает его доверие суду Христа, в противоположность следствию императорского суда, когда истинная праведность его достижения будет пересмотрена.

Для Павла праведность была драгоценна и желанна, как венец победителя, как золотая медаль для олимпийцев. Павел пишет, что этот венец является общим для всех верующих во Христа, «возлюбивших явление Его». Сложно сказать о каком именно явлении Христа, первом или втором, идет речь. Возможно, здесь нет разделения, но оба пришествия Христа соединяются в одно значимое событие, имеющее великую ценность для каждого христианина. Важна и смерть, и воскресение, и прославление, и возвращение, и правление Христа.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector