Какие предметы входили в полный курс средневековых наук, называемых «свободными искусствами»
Какие предметы входили в полный курс средневековых наук, называемых «свободными искусствами».
Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина.
Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия.
Естественное и богоугодное дело в школах Западной Европы, создаваемых церковью
Развитие свободной личности
Человек, получивший образцовое воспитание в Западной Европе в раннее Средневековье
Чем определялись цель и содержание каждого предмета в период Средневековья?
+Служебным отношением к религии
Развитием науки и стремлением к прогрессу
Всесторонним гармоничным формированием личности
Главные типы церковных учебных заведений в раннесредневековой Европе
Епископальные (кафедральные) школы
Учебное пособие средневековой Европы, написанное на латыни, напоминающее современный букварь
Что в период Средневековья называли «венцом наук»
Основная форма обучения в среде ремесленников и купцов в период Средневековья
Когда в Западной Европе при соборах и монастырях стали появляться университеты?
В эпоху средневековья как назывались купеческие школы?
В университетах Западной Европы образовались первые факультеты, какой из перечисленных лишний?
Школы в эпоху средневековья, организованные и содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку на родном языке
Какой факультет выполнял функции подготовительного отделения в средневековом университете?
В воспитательной системе рыцарство юным рыцарям необходимо постичь: «основные ……, войны и религии».
В рыцарском воспитании средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться было?
участие в турнирах
умение петь и слагать стихи
Педагог в средневековой Европе, нанятый общиной на контрактной основе для открытия городской школы
Идеология, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру в Западной Европе
Глава 7. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Какая страна стала родиной эпохи Возрождения?
Критика схоластического образования содержится в книге
а) «Город Солнца» Т. Капанеллы
б) «Утопия» Т. Мора
в) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле
г) «Опыты» М.Монтеня
В какой строке все имена представляют эпоху Возрождения?
а) Т. Мор, Ф. Рабле, Д. Локк
б) Т. Мор, Т. Кампанелла, Сократ
в) Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень
г) В. де Фельтре, Т. Мор, Я.А. Коменский
В каком произведении король отдал своего сына ученым-схоластам, а потом – учителям гуманистам?
+«Гаргантюа и Пантагриель»
«Эмиль, или О воспитании»
Кому принадлежит следующий труд: «Золотая книжка, столь же полезна, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»?
Историзма, критического анализа, научности
4. Принцип истории педагогики как науки:
Социально-экономической детерминации
3. Связи с жизнью
5. История педагогики — это наука о:
1. Закономерностях развития, обучения и воспитания ребенка
2. Закономерностях развития педагогической теории и практики, образования в различные периоды общественной истории
3. Закономерностях развития научной теории и практики в различные периоды истории
4. Закономерностях развития педагогической теории в различные периоды общественной истории
5. Закономерностях развития педагогической практики, образования в различные периоды истории
6. Отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития человеческого общества – это:
1. Сравнительная педагогика
2. Социальная педагогика
История педагогики
4. Коррекционная педагогика
5. Философия педагогики
7. Наука, изучающая педагогические системы различных исторических эпох:
История педагогики
3. Сравнительная педагогика
5. Общая педагогика
8. Предмет истории педагогики:
1. Процесс развития педагогической теории в различные исторические периоды, в условиях разных цивилизаций
2. Процесс становления педагогической практики в различные исторические периоды, в условиях разных цивилизаций
3. Процесс становления и развития педагогической теории в различные исторические периоды, в условиях разных стран
4. Процесс становления и развития педагогической практики в различные исторические периоды, в условиях разных стран
Процесс становления и развития педагогической теории и практики в различные исторические периоды, в условиях разных стран, культур, цивилизаций
9. Признак классификации на историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени:
1. По широте охвата историко-педагогического процесса
По историческим эпохам
3. По отдельным областям педагогики
4. По видам, уровням, отраслям образования
5. По отдельным педагогическим проблемам, течениям, направлениям деятельности учителя
10. Методологическая основа истории педагогики:
1. Теория личности
Теория исторического материализма
3. Теория обучения
4. Теория гуманистического образования
5. Теория познания
11. Теория, объясняющая происхождение воспитания как результат трудовой деятельности человека:
Социальная
12. Первые учреждения для воспитания детей назывались:
Дома молодёжи
3. Материнская школа
5. Воспитательные дома
13. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось
1. Через специально организованные учреждения для воспитания;
2. Путем строгой регламентации деятельности детей;
В процессе посильного участия в делах взрослых в повседневной жизни;
4. Через организацию четкого режима;
5. Путем внушения и убеждения
14. В период социального расслоения первобытного общества смысл и содержание воспитания качественно изменились — воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной стало превращаться в:
Семейно-сословное
15. Первые школы возникли при:
Храмах
5. Домах молодёжи
16. Система воспитания периода рабовладения, которая готовила воинов
Спартанская
17. Больше всего внимания в спартанской системе воспитания уделялось
1. Эстетическому воспитанию
2. Умственному развитию
3. Трудовой подготовке
4. Экономическому образованию
Физическому воспитанию
18. Система воспитания Древней Греции, в которой давалось широкое литературное образование и эстетическое воспитание
Афинской
19. Первые педагогические мысли встречаются в трудах
1. Коперник, И.Ньютон
2. Г.Галилей, Дж. Бруно
Сократ, Платон, Аристотель
4. Э.Роттердамский, М. Монтень
5. Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци
20. Античный философ, выдвинувший идею всестороннего развития личности
Аристотель
21. Факультеты в структуре средневековых университетов:
Богословский, юридический, медицинский
2) Юридический, медицинский, философский
3) Богословский, филологический, инженерный
4) Математический, богословский, медицинский
5) Художественный, юридический, исторический
22. Венцом наук в период Средневековья называли:
Схоластику
23. Семь свободных искусств изучались в школах средневековья:
Кафедральные
2) Приходские школы
3) Гильдийские школы
4) Цеховые школы
5) Монастырские школы
24. Отличительная черта городских школ, появившихся в эпоху Средневековья:
1) Могли обучаться все желающие
2) Давалось широкое гуманитарное образование
Обучение велось на родном языке
4) Отсутствовали телесные наказания
5) Предлагались учебные курсы по выбору
25. Содержание образования в феодальном обществе определялось:
Религией
26. Типы школ – приходские, монастырские, соборные – создавались в Западной Европе в:
1) Эпоху Возрождения
2) Эпоху Просвещения
3) Эпоху Реформации
4) Эпоху Контрреформации
Эпоху Средневековья
27. «Семь рыцарских добродетелей» составляли содержание воспитания:
Рыцарского
28. Развитию просвещения в Древней Руси способствовало:
1) Развитие земледелия
2) Расслоение общества
3) Появление семьи
Крещение Руси
5) Индивидуализация труда
29. Люди в Древней Руси, профессионально занимавшиеся обучением детей письму и церковному пению:
Мастера грамоты
3) Мастера просвещения
4) Мастера обучения
5) Мастера воспитания
30. Оригинальный педагогический памятник XII века:
1) Слово о полку Игореве
2) Педагогическая поэма
4) Способ учения
Поучение Владимира Мономаха
31. Основные идеи гуманизма эпохи Возрождения:
1) Требование светского образования
Уважение к личности ребенка
3) Проблемы развития высшего образования
4) Проблемы трудового воспитания
5) Проблемы нравственного воспитания
32. Термин «возрождение» в истории педагогики имеет следующий смысл:
1) Усиление духовно — религиозных ценностей в образовании
2) Восстановление античной традиции в образовании
3) Становление школьного образования
4) Возрождение древневосточных традиций образования
5) Расширение содержания школьного образования
33. Главным достижением эпохи Возрождения в истории педагогики и образования является:
1) Формирование эллинской педагогической мысли
2) Усиление духовно — религиозных ценностей в образовании
Формирование гуманистической педагогической мысли
4) Развитие культуры: науки и искусств
5) Расширение содержания школьного образования
34. Гуманисты эпохи Возрождения ставили цель воспитания:
1) Подготовка подрастающего поколения к жизни
2) Привить любовь к науке и искусству
Сформировать гармоническую личность
4) Воспитать добродетельного человека
5) Воспитание преданного и законопослушного гражданина
35. В. да Фельтре в своем «Доме радости» стремился осуществить цель:
1) Дать широкое гуманитарное образование
Сформировать гармоническую личность, совершенную духовно и физически
3) Подготовить воспитанников к обучению в университете
4) Сформировать истинного гражданина
5) Вызвать интерес к науке
36. Новые типы школ в эпоху Возрождения:
1) Гимназии, коллежи
3) Элементарные и риторские школы
4) Соборные и монастырские школы
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы
педагогика тесты с ответами и вопросы к зачету. Вопросы по дисциплине педагогика, курс История образования и педагогической мысли
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА>, курс «История образования и педагогической мысли» для студентов П курса ФФКиС (ДО) 2010-2011 уч.г.
1. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Методологические принципы изучения историко-педагогических явлений.
2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.
3. Воспитание и обучение в древневосточных государствах.
4. Система воспитания и обучения в античных государствах.
5. Педагогические идеи античного мира.
6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
7. Развитие образования и педагогической мысли в европейских странах в период Средних веков.
8. Народная педагогика белорусов.
9. Культура и просвещение в древнебелорусских княжествах.
10. Образование и педагогическая мысль европейских государств в эпоху Возрождения.
11. Педагогические идеи эпохи Реформации в Западной Европе.
12. Иезуитская система воспитания в Западной Европе в период Контрреформации.
13. Просвещение в Беларуси в составе Великого княжества Литовского.
14. Состояние и характер просвещения в Беларуси в составе Речи Посполитой.
15. Просветительская деятельность Ф. Скорины. ■
16. Типы конфессиональных школ в Беларуси в XVI-XVII вв.
17. Демократизм деятельности братских школ Беларуси.
18. Влияние Реформации и Контрреформации на развитие прос*уценил и педагогической мысли в Беларуси.
19. Педагогические взгляды С. Полоцкого.
20. Педагогическая система Я.А. Коменского.
21. Педагогические взгляды Д. Локка.
22. Педагогические идеи французских просветителей. 2*3. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.
25. Просвещение и основные направления в развитии педагогической мысли России в ХУШ вв.
26. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVIII вв.
27. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
28. Выдающиеся художественно-педагогические произведения XVIII века, их авторы и основные идеи.
29. Педагогические идеи представителей западно-европейского утопического социализма (XIX век).
30. Основные направления в развитии зарубежной школы в XIX веке.
31. Педагогические взгляды А. Дистервега.
32. Вклад ИТербарта в педагогическую науку.
33. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.
34. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
35. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого.
36. Русская революционно-демократическая педагогика XIX века.
37. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XIX веке.
38. Марксистское учение о воспитании и образовании.
39. Педагогические воззрения Г. Спенсера.
40. Реформаторская педагогика Запада конца XIX — начала XX вв., ее основные течения.
41. Педагогическая мысль в Беларуси в конце ХГХ — начале XX вв. (Е. Романов, Е. Карский, Э. Пашкевич, Я. Колас и др.)
42. Состояние просвещения в Беларуси в начале XX века.
43. Основные направления в развитии системы образования в Беларуси (1917-1941 гг.).
44. Педагогические воззрения Н.К. Крупской.
45. Педагогическая концепция СТ. Шацкого.
46. Педагогическая система С. Френе.
47. Педагогические воззрения Р. Штейнера.
48. Педагогические воззрения П.П. Блонского
49. Педагогическая система А.С. Макаренко.
50. Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака.
51. Школа в Западной Европе и США (XX в.).
52. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.
53. Школа и учительство Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
54. Развитие образования и педагогической мысли в Беларуси в 1945 — 1991 гг.
55. Становление и развитие национальной системы образования в Республике Беларусь (с 1991 г. по настоящее время).
56. Основные идеи педагогики сотрудничества.
57. Основные тенденции в развитии образования зарубежных стран на современном этапе.
58. Подготовка учителя в развитых зарубежных странах.
59. Выдающиеся художественно-педагогические произведения XX века, их авторы и основные идеи.
60. Всемирно известные учебно-воспитательные учреждения.
2010-2011 уч. г.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по интегрированному курсу «Педагогика современной школы. История образования педагогической мысли» для студентов II курса ФФК и С ЗО
1. Предпосылки возникновения и развития педагогической науки. Объект и предмет педагогики. Ее основные категории и функции.
2. Методы и методика педагогического исследования.
3. Сущность личности. Факторы развития личности. Личность как объект и субъект воспитания.
4. Педагогическая деятельность: сущность, функции, структура. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога.
5. Образование как социокультурный феномен. Система образования в РБ. Характеристика образовательных учреждений.
6. Содержание образования и его роль в развитии личности. Компоненты содержания школьного образования. Критерии его отбора. Документы, определяющие содержание общего среднего образования. Их характеристика.
7. Процесс обучения и его функции. Структурные компоненты процесса обучения.
8. Многообразие методов и приемов обучения. Основные критерии выбора эффективного применения методов и приемов обучения.
9. Средства обучения. Назначение, характеристика, классификация.
10. Формы обучения. Их многообразие и назначение.
11. Урок — основная форма учебной работы в школе. Условия успешного проведения урока. Требования к современному уроку, его подготовка учителем. Классификация уроков. Их структура. Нестандартные виды уроков. Возможность и необходимость их проведения.
12. Сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Воспитание как процесс, как средство, как результат. Закономерности и принципы воспитания.
13. Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях.
14. Многообразие методов и приемов воспитания. Различные подходы педагогов-исследователей. Их классификация.
15. Формы воспитания, их многообразие. Взаимосвязь содержания и форм воспитательной работы.
16. Формирование основ нравственной культуры школьника.
17. Формирование экологической культуры и здорового образа жизн*; учащихся.
18. Гражданское воспитание. Его цель и сущность. Воспитательные возможности учебных предметов и внеурочной деятельности в реализации задач гражданского воспитания.
19. Эстетическое воспитание: его сущность, задачи, содержание. Возможности школы и учителя в решении задач эстетического воспитания.
20. Сущность и задачи трудового воспитания.
21. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения.
22. Педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе: функции, стили, технологии. Конфликт в педагогическом общении. Его причины и последствия. Способы разрешения конфликтов.
23. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.
24. Воспитание и обучение в древне-восточных государствах.
25. Система воспитания и образования в рабовладельческих государствах.
26. Культура и просвещение в древне-белорусских княжествах.
27. Просвещение в Беларуси в составе ВКЛ.
28. Состояние и характер просвещения Беларуси в составе Речи Пасполитой.
29. Педагогическая система Я.А. Коменского.
30. Педагогические воззрения Дж. Локка.
31. Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо.
32. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в 18 веке.
33. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
34. Педагогические взгляды Адольфа Дистервега.
35. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
36. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого.
37. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в 19 веке.
38. Основные направления в развитии системы образования в Беларуси с 1917 по 1941 гг.
39. Педагогическая система А.С. Макаренко.
40. Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака.
41. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.
42. Школа и учительство в Беларуси в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
43. Развитие образования и педагогической мысли в Беларуси с 1945 по 1991 гг.
44. Становление и развитие национальной системы образования в РБ с 1991 по настоящее время.
Тема L Зарождение воспитания в первобытном обществе
1.Автором работы «Культура и мир детства» является:
2.Науку, изучающую бытовые и культурные особенности народов мира, источники которой позволяют воссоздать картину воспитания у первобытных народов, называют:
а) этнография б)антропология;
3.При изучении особенностей первобытного воспитания не используется в педагогических исследованиях:
а) ретроспективный метод;
б) анализ, синтез;
в) сравнительно-исторический метод;
4.Воспитание как особый вид деятельности зародилось:
а) 100-200 тыс. лет назад;
б) 35-40 тыс. лет назад
в) 75-80 тыс. лет назад;
г) 20-30 тыс. лет назад.
5.Автором психологической концепции происхождения воспитания является:
6.Эволюционно-биологическая теория объясняет происхождение воспитания:
а) появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым;
б) инстинктивным стремлением старших людей к продолжению рода и законам естественного отбора ,
в) необходимостью передачи трудовых навыков старших младшим;
г) потребностью людей в общении, % .
7. Инициация как форма воспитания впервые возникла в:
а) цивилизациях Древнего Востока;
в) античном мире;
г) первобытном обществе
8.Инициация означала:
а) интеллектуально-трудовое взросление;
в) посвящение подростков во взрослые члены социума
г) одну из форм нравственно-эмоционального воспитания в раннеродовом обществе.
9.Ориентирами дифференциации воспитания в первобытную эпоху являлись:
а) трудовые умения и навыки;
б) социальное положение и пол;
в) социальное положение и возраст;
10.Физические наказания превращаются в главный метод воспитания в:
а) раннепервобытных общинах;
б) родовой общие;
в) ранжированном обществе;
г) цивилизациях древнего востока
Тема 2. Воспитание и обучение в древневосточных государствах
У. Своим возникновением первые учебные заведения в государствах Древнего Востока обязаны:
2.Школы писцов (Древний Египет) готовили:
3.Наказания с целью добиться усвоения изучаемого материала применялись в:
в) Древней Индии;
4.Свод правил жизни и воспитания детей в Шумерском государстве назывался:
г) «Беседы и суждения».
5.Первые учебные заведения в Древних Шумерах назывались:
6.Упанаяма в Древней Индии означала:
б) философское воззрение;
7. Стремление рассмотреть воспитание и обучение в неразрывном единстве как неотъемлемые стороны одного процесса было характерно для педагогической традиции:
г) Древнего Египта.
8.Какое из высказываний принадлежит Конфуцию:
а) «Речь спасет, но может и погубить»;
б) «Послушание — это наилучшее у человека»;
в) «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»;
г) «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»
9.«Бхагавадгита» служила учебной книгой в:
а) Древнем Китае;
г) Древнем Египте.
10.Изречение «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец» отражает идею воспитания и обучения в:
б) Древней Месопотамии;
в) Древней Индии;
г) Древнем Китае.
Тема 3. Система образования и педагогическая мысль в античном мире
1.Автором книги «Образование оратора» являлся:
2.Главное направление спартанской системы воспитания — это:
а) воспитание джентльмена;
в) гармоническое развитие личности;
г) воспитание рыцаря.
3.Создателем исторически первой возрастной периодизации был:
4.Высшие учебные заведения в Древнем Риме были представлены:
а) риторскими школами
г) грамматическими школами.
5.Эвристический метод обучения был предложен:
6.Школа, основанная Аристотелем в окрестностях Афин, называлась:
7. Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал человека в древнегреческой философии называлась:
8.Идея дошкольного воспитания была впервые выдвинута:
9.Основными типами школ в Древнем Риме были:
а) жреческие, дворцовые школы, школы писцов;
б) палестра, гимнасий, эфебия;
в) приходские, монастырские, соборные;
г) элементарные, грамматические, риторские школы
10.Идея всестороннего развития личности была впервые выдвинута в:
б) эпоху Просвещения;
в) эпоху Реформации;
Тема 4. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху
Средних веков
1.Автором популярных в VI в. школьных учебников был:
б) Винцент из Бове;
2.В комплекс «семи свободных искусств» входили следующие предметы:
а) механика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
б) грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка
в) родной язык, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
г) естествознание, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
3.Для раннего Средневековья были характерны следующие типы школ:
а) цеховые, гильдейские, бюргерские;
б) элементарные, грамматические, риторские
в) приходские, монастырские, соборные;
г) палестра, гимнасий, эфебия.
4.Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось:
5.Основным учебным заведением, дававшим классическое образование в XVI в., стала:
а) реальная школа;
в) бюргерская школа;
г) кафедральная школа.
6.Основоположником иезуитской системы воспитания был:
7.Первые славянские университеты (Пражский, Краковский) были открыты в:
8.Основной педагогической идеей эпохи Реформации стала идея:
а) гармонического развития личности;
б) всеобщего образования и обучения на родном языке в)гражданского воспитания;
г) реального образования.
9.«Венцом наук» в период Средневековья называли:
10.Основоположником первой в мире «Школы радости» был:
Что в период Средневековья называли «венцом наук»
План
1. Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века.
2. Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности.
3. Зарождение и развитие университетского образования в Европе.
4. Особенности воспитания светских феодалов.
5. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.
Задания и спорные суждения
- Подготовить рассказ о первых классических университетах и проследить преемственность традиций университетского образования в наши дни.
- Можно ли утверждать, что в Средние века (до эпохи Возрождения) полностью отрицалось все культурное наследие античного мира?
- Справедливо ли утверждение, что Средневековье — это время застоя в развитии педагогической теории и практики?
- Подготовить рассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.
Основное образовательное пространство на всем протяжении Средневековья занимали школы , которые открывались и содержались церковью (монастырские, соборные и приходские). В свою очередь монастырские и соборные школы делились на внутренние (для будущих священнослужителей) и внешние (для детей мирян). Во внутренних школах содержание образования было несколько шире. В большинстве из них изучался так называемый «тривиум» (грамматика, риторика и диалектика), а в более крупных еще и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В совокупности «тривиум» и «квадриум» составляли «семь свободных искусств», которые преподавались на латинском языке во всех странах Западной Европы.
Основная масса населения в Средние века не получала школьного образования. Для вовлечения детей в производительный труд и получения профессии сложилась система ремесленного ученичества. Позднее, удовлетворяя растущие запросы торгово-ремесленных кругов в образовании, открываются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские), в которых, в отличие от церковных, преподавание велось на родном языке, а содержание и методы обучения носили в основном практико-ориентированный характер.
Во второй половине Средневековья под влиянием расширившихся торговых связей, а также под воздействием более высокой арабской культуры, знакомству с которой способствовали крестовые походы (X-XIII вв.), накапливаются сведения европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук, что приводит к углублению и расширению научных знаний и представлений об окружающей природе и мире в целом. Церковные школы игнорировали большинство новых знаний (почему?), а потому начали складываться внецерковные союзы ученых, открывавшие собственные учебные заведения (медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе и др.).
В XII веке в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Ок-фордский и Кембриджский) появляются первые университеты — добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти.
Средневековые университеты обычно состояли из 4-х факультетов: трех основных (богословский, медицинский и юридический) и одного подготовительного (артистический или искусств). На подготовительном факультете в течение 6-7 лет изучались «семь свободных искусств», после чего его выпускникам присваивалась степень «магистра искусств» и предоставлялась возможность продолжить образование на одном из трех основных факультетов. Там обучение длилось 5-6 лет, а по окончании присваивалась степень доктора наук. Основными видами занятий в университетах были лекции и диспуты. Ученые-богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, что безусловно дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
Эпоха Возрождения — это очень важный этап в истории европейской цивилизации в целом и образования в частности. Поэтому последнему вопросу занятия следует уделить особое внимание, учитывая тот вклад, который внесла данная эпоха в становление и развитие педагогической науки и практики.
Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты Возрождения большое внимание уделяли вопросам образования, связывая с ними моральный и социальный прогресс цивилизации. Этим объясняется их пристальный интерес к педагогической проблематике, получивший реальное воплощение в деятельности созданных ими школ (В. де Фельтре, Г.Вероне¬зе и др.) и в многочисленных научных и художественных произведениях (Р.Ашам, П.Веджерио, М. де Монтень, Т.Мор, Ф.Рабле и др.). Главным идейным источником гуманистической педагогики того периода стало педагогическое наследие античной культуры. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами, идеями патриотизма, гражданского служения и свободного гармонического развития, так и позднеантичные учения, в которых их привлекли интерес к личности и идеи морального совершенствования. Определенное влияние на гуманистическую педагогику оказали и раннехристианские сочинения. Таким образом, на данном этапе развития европейской цивилизации происходит своеобразный синтез двух культурных традиций — античной и средневековой, приведший в конечном итоге к появлению но-вой ренессансной культурной точки зрения, что ясно прослеживается и в педагогике того периода.
Основными общепедагогическими и дидактическими принципами для педагогов-гуманистов стали общедоступность, добровольность и созна-тельность обучения, связь обучения с природой и жизнью (Л.-Б.Альберти, Монтень и др.), наглядность, самообразование, трудовое воспитание (Альберти, Верджерио, Мор). В школьной практике того периода впервые используются воспитательные возможности детского самоуправления, прослеживается стремление стимулировать живой интерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения, которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс. Для достижения этого применяются экскурсии, наглядность всех видов, познавательные игры, уроки среди живой природы, а также разумные формы активного отдыха: прогулки верхом и пешком, подвижные игры, купание, охота, танцы и т.д.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения значительно опережает занимающую основное образовательное пространство реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для средневековья форму. Накопленный в то время гуманистический педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставляет заметный след в истории, служит хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох и остается важным культурным источником для инновационного гуманистического поиска в наши дни.
Вариант 2
Воспитание и образование в период раннего Средневековья
Воспитание и образование во время развитого Средневековья
М. А. Мазалова, Т. В. Уракова. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена
Возникновение и развитие средневековых университетов
В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.
Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.
В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).
На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.
На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.
Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.
Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.
Деньги не пахнут, потому что их отмывают. Юрий Беляйчев
ещё >>