Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок литературы «Какой он, герой войны? По повести атьева «Сашка» для 9-11 кл

Урок литературы «Какой он, герой войны? По повести В.Кондратьева «Сашка» для 9-11 кл.

Анализ «Сашка» Кондратьев

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки. Совершенно буднично он совершает свои поступки:

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Анализ повести «Сашка»

События, которые описывает автор в повести, происходят в весеннюю пору, когда зима только-только начала отступать. Еще холодно и слякотно. Сашка, который является главным героем произведения, представляется читателю обычным рядовым солдатом, который брошен на передовую рядом с Ржевом. Месяц сражений позади, и Сашка уже полностью обвыкся. Немцы раз за разом наступают, советским ребятам все тяжелее. Снарядов постоянно не хватает, с хлебом большая напряженка, и даже приходится ходить зачастую в мокрой одежде и обуви, потому что сушить их негде.

Надо отметить, что Вячеславу Кондратьеву удалось передать мельчайшие подробности военного быта в своем произведении. Когда мы сосредотачиваемся на анализе повести «Сашка», сразу видно, что автор хочет донести главную мысль: человек не должен потерять совесть, честь и мужество, как бы тяжело ему не пришлось, и в какие обстоятельства бы он не попал.

В этой статье был представлен краткий анализ повести «Сашка» Вячеслава Кондратьева, надеемся, что он помог вам составить общее представление о книге и понять главную цель автора. В нашем блоге вы найдете много похожих статей с анализами произведений и характеристикой персонажей.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, это воспоминание о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно – одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка – анализ произведения тому доказательство – смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Краткое содержание

Глава 1

После завершения перестрелки с немцами пришло «время заступить Сашке на ночной пост». Он уже два месяца находился на передовой, но до сих пор ему не удалось увидеть «вблизи живого врага». Напарник, с которым Сашка должен чередоваться, достался ему совсем никудышный – «ослабший от голодухи, ну и возраст сказывается». И даже во время своего законного отдыха ему пришлось проверять напарника, который «не спал, но носом клевал».

После обстрела Сашка заприметил труп фрица, и решил снять с него обувь, чтобы отдать ротному командиру, замочившему ноги в полынье. Ради себя он бы так ни за что не рисковал, «но ротного жалко». Сашка дополз до мертвого немца, и с большим трудом стянул с него теплые валенки.

Только Сашка решил было закурить, как увидел, как «из-за взгорка поднимался громадный немец». За ним последовали и другие, которые, словно серые тени, растворялись в лесу. Поначалу Сашка думал, что «не выдержит он сейчас, поднимется, заорет» и бросится наутек, но вскоре успокоился, взял себя в руки и отправился докладывать ротному об увиденном. Тот приказал всем залечь за овраг и ни в коем случае не подниматься в полный рост.

Вскоре раздался приятный голос, который предлагал сложить оружие в обмен на свободу и работу. Тут ротный сообразил, что это провокация немногочисленного разведывательного отряда, и отдал приказ о наступлении.

Сашка впервые в жизни «столкнулся так близко с немцами, страха он почему-то не ощущал». Заметив удаляющуюся фигуру немца, он бросился вслед за ним и повалил на землю. Вскоре ему на помощь подоспел ротный, который приказал вести пленного немца в штаб.

По дороге пленник принялся уверять Сашку, что он не фашист, а самый обычный солдат, но парень совсем не обращал на него внимания. По дороге он решил немного передохнуть. Противники сели и закурили. В этот момент Сашка пожалел, что совсем не знает немецкого языка – «поговорил бы…».

В штабе начальника не оказалось на месте, и Сашку с пленным направили к комбату. После убитой в перестрелке подруги тот был совершенно не в духе, и тотчас приказал расстрелять молодого немца.

Читайте так же:
Шалов валенки для домры

От этой новости «у Сашки потемнело в глазах и поплыло все вокруг», ведь по дороге он, как смог, объяснил немцу, что ему сохранят жизнь. С трудом сдерживая волнение, он объяснил комбату, что слово дал пленнику, и не может его нарушить. Только в последний момент комбат изменил свое решение, и приказал вести немца в штаб бригады.

Глава 2

Когда Сашка набирал в котелок воду из ручья, он неожиданно почувствовал раскаленную боль в руке, и понял, что его ранили. Увидев кровь, он «испугался, что уйдет она из него вся без перевязки». Собравшись с силами, Сашка, как мог, перевязал руку, и добрался до своей роты. Он сдал ротному автомат, простился с товарищами, и отправился в тыл.

Дорога эта была невероятно опасной: она регулярно обстреливалась, и большим везением было пройти ее благополучно. «Долго набирался Сашка духу» перед тем, как двинуться в путь, но делать нечего – нужно идти.

Как и все его товарищи по оружию, Сашка был невероятно грязным, заросшим, оборванным. По дороге он принялся мечтать о ом, как впервые за два месяца помоется горячей водой с мылом, наденет чистую одежду… Но вовремя себя приструнил – «ничего загадывать пока нельзя, слишком ненадежно» его положение.

Присел было Сашка передохнуть немного, «но стон где-то совсем рядом встрепенул» его. Неподалеку от себя он заметил раненого в грудь бойца. Он быстро понял, что рана смертельная, но все же пообещал привести санитаров. Сашке удалось отыскать военную часть и дать санитарам координаты раненого солдата – совесть его была чиста.

Сашка продолжил свой путь, и теперь «разрешил себе теперь подумать о Зине, сестренке из санроты». Эти мысли были удивительно приятными – Сашка возлагал большие надежды на свидание с девушкой, с которой познакомился во время одной из бомбежек.

Когда же Сашка, наконец, добрался до приемного пункта для раненых, Зина встретила его на удивление холодно. Во время осмотра и перевязки Сашка не сразу понял, что старший лейтенант заподозрил его в том, что он сам себя ранил в руку. От страшной обиды у него «из ран хлынула кровь, в глазах потемнело». Его успокоили и отвели в палату, где быстро забылся крепким сном.

Зина призналась Саше, что старший лейтенант ухаживает за ней «по-хорошему, без глупостей», и между ними – любовь.

Глава 3

Сашка выписался, а вместе с ним «еще двое раненых из ходячих» – рядовой Жора и лейтенант Володя. Им предстояла долгая дорога до деревушки Бабино, где они могли бы обменять свои продаттестаты на продукты.

Пройдя двенадцать верст, «обессилели они окончательно». Всю дорогу они, утомленные и голодные, мечтали только о том, как их сытно накормят – эта мысль помогала бойцам двигаться вперед.

Они очень обрадовались, когда «за пригорком и деревуха показалась, домов в несколько». Солдат пустили переночевать, но вот накормить их хозяева не смогли – самим есть нечего.

Вскоре бойцы узнали, что в Бабине продпункта уже давно нет. Чтобы не умереть с голода по пути в эвакогоспиталь, приятели вынуждены скитаться по деревням и просить еду у местных жителей.

С трудом добравшись до эвакогоспиталя, они были вынуждены ждать еще полдня до ужина, чтобы их накормили – никому не было дела, что их продаттестат уже «десять дней не использованный».

После врачебного осмотра и перевязки выяснилось, что наиболее тяжелое ранение у лейтенанта Володьки, и доктор настоятельно порекомендовал ему неделю остаться в госпитале, но тот хотел как можно скорее добраться к матери в Москву.

Друзья вновь собираются в дорогу, но путь до столицы неблизкий, и они вынуждены сделать передышку в госпитале. Во время ужина раненые бойцы стали жаловаться на откровенно скудную кормежку. Володька не побоялся, и прямо высказала в глаза майору свое мнение, но тот лишь принялся «про временные трудности говорить».

В этот момент мимо головы майора пролетела тарелка с кашей, «и о противоположную стенку разбилась вдребезги со звоном» – это импульсивный Володька не выдержал. Сашка быстро сообразил, что за такой поступок его могут разжаловать и отправить под трибунал, а потому взял вину на себя.

Сашке повезло, и дело быстро замяли, а его попросили покинуть госпиталь. Прощание друзей было тяжелым – каждый понимал, что идет война, и вряд ли судьба подарит им еще встречу.

Оказавшись в Москве, Сашка был удивлен, увидев людей не в грязных гимнастерках с автоматами на перевес, а в повседневной гражданской одежде. Они показались ему «будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося». На миг ему даже почудилось, что и войны никакой нет, и никогда не было. И именно в этот момент он осознал, насколько важным было его дело там, на фронте…

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод – случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового – к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

«Сашка»: краткое содержание 1 главы. В ночном карауле

Сашкина рота расположилась у рощи. Под елью соорудили шалашик, в котором по очереди спали караульные. На посту разрешалось сидеть, но наблюдать за происходящим нужно было постоянно. Так начинает свою повесть Кондратьев.

Сашка (краткое содержание его размышлений дается дальше) заступил на пост. Он украдкой закурил и стал обдумывать, как добыть валенки для ротного. Свои сапоги он испортил во время переправы через Волгу. Сашка помнил место, где лежал убитый фриц в новых валенках. Он уже собрался за добычей, но что-то его остановило. Парень знал: внутреннее чутье редко обманывает.

Читайте так же:
Венцы природы 4 буквы

Вот уже два месяца был на фронте, как отмечает Кондратьев, Сашка. Краткое содержание его мыслей дает понять, что живого фрица вблизи он так и не видел. Сколько еще протянется это ожидание? Немцы постреливали, но не наступали, а их рота находилась в укрытии и ожидала смены.

Сержант, проверявший посты, угостил табаком. Они поговорили, и Сашка вновь остался один. Наконец разбудил напарника и отправился в шалаш. Почему-то не спалось. И он решился.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Эпизод за валенками повесть кондратьева сашка

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приемы: анализ текста, беседа.

Ход урока.

I . Слово учителя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом — живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

— Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой — просто Сашка. Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и сталь рассказа — простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо. », и просторечия: «середка», «побоязничали», «подремливали», «свербит» и т. д.)

— Чем занимается Сашка на фронте?

(В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче — о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь такая» — откладывать ничего нельзя».)

— Как изображается война?

(«А ночь плыла над передовой, как обычно. Вплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле. Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада. Как обычно. » Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке. » Война оставляет следы разрушения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки. » Странное сочетание — «живые танки».)

Автор показывает военный быт: «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами. нету силенок ребят хоронить, нету. Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова — «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«— Сколько у вас в роте было человек? — спросил Сашку капитан.

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

— Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость — берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем — на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

— Почему Сашка не подчиняется приказу?

— Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами — русским и немецким — завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, — «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц — немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка — «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым. Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Читайте так же:
Что делать если расстёгивается молния на джинсах?

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным. »

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым — приказы на войне надо выполнять.

— Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика — «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

— Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

(Сашка очень совестливый человек чувством ответственности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно — вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».)

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

— Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и шатнуло его даже. Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это. Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и. погаснет — разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давало. » Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, что «любовь у них. »

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому — неосудима Зина. Просто война. И нету у него зла на нее. » А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.)

Обсуждение в классе — может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

— Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых — дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет — дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».)

V . Заключительное слово учителя

Характер Сашки — открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства — все это соединилось в цельном характере гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской». «…Не прочитав я Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», — писал К. Симонов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

Сашка – Краткое содержание – Кондратьев

В. Кондратьев — повесть «Сашка». В центре повество­вания у В. Кондратьева — образ молодого бойца, простого рус­ского парня Сашки. Воюет он всего два месяца, но уже успел привыкнуть ко всему происходящему, к пулеметным очере­дям, взрывам: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им…». Думает герой о простом, насущ­ном, солдатском: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Пол­котелка жидкой пшенки на двоих — и будь здоров. Распути­ца!» Все внимание писателя обращено в повести не на герои­ческие поступки и подвиги, а на солдатский быт. Следуя тра­диции Л.Н. Толстого, Кондратьев изображает войну как тяжелую, повседневную работу, как ремесло, которым еще нужно овладеть. В повести писатель выразил то, что можно назвать «глубочайшим… трагическим прозаизмом войны» (И. Дедков).

В этой суровой, повседневной работе раскрывается харак­тер Сашки, его внутренний мир. Мы видим храброго, надеж­ного парня, простодушного, справедливого, совестливого. Вот он добывает валенки для ротного. Потом берет в плен немца. Эпизод этот ярко характеризует героя. В душе Сашки нет не­нависти к этому человеку. «Был он вроде бы Сашкин одного­док, лет двадцати — двадцати двух. Курносый и веснушча­тый, на вид прямо русский». «И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Саш­ка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захо­чет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… И немец, конечно, пони­мает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безо­ружным издеваться». Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Однако тот не может выполнить этот приказ, «плен­ных у нас не расстреливают», не может он «беззащитного уби­вать». Комбат впоследствии отменяет свой приказ.

Читайте так же:
Одежда для ноги 5 букв сканворд

Ярко характеризует героя и его поведение после ранения. Раненный в руку, Сашка все же вернулся в роту, чтобы оста­вить оружие и попрощаться с товарищами. По дороге в гос­питаль он замечает раненого. И возвращается за ним в лес, потому что дал слово «умирающему». Тем самым Сашка спа­сает человеку жизнь.

Целую гамму чувств переживает герой в медсанбате. Это радость от встречи с Зиной, негодование по отношению к стар­шему лейтенанту, обида по поводу штабной вечеринки. Саш­ка прощает Зину и ее измену. «Неосудима Зина. Просто вой­на… И нету у него зла на нее». Здесь мы видим нравственную зрелость героя, он смог приподняться над своими чувствами, поступил как настоящий мужчина.

В финале Сашка выручает лейтенанта Володю, метнувше­го тарелку в старшего офицера. Герой берет его вину на себя, понимая, что рядовому легче ответить за это, нежели офицеру.

В образе Сашки писатель открывает нам прекрасный рус­ский характер, характер, сформированный временем и воп­лотивший черты своего поколения. Герой Кондратьева — че­ловек с обостренным нравственным чувством, с твердыми убеждениями. Замечательно сказал об этой повести К. Си­монов: «История Сашки — это история человека, оказавше­гося в самое трудное время в самой трудной должности — солдатской».

Урок по повести Кондратьева «Сашка»

Цель: формирование представления обучающихся о нравственных ценностях, о сложном пути внутреннего противоборства, о пути выбора.

-развивать критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных ответов;

— учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев

через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и

-воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, чувство гуманного отношения к пленным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №198»

Конспект урока по литературе

Проблема внутреннего противоборства в характере героя

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В. Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

I. Постановка проблемы

В одном из лучших произведений Вячеслава Кондратьева, повести «Сашка»,

раскрываются конфликты и противоречия не только между врагами, но и сослуживцами,

а также человека с самим собой. Произведение помогает найти ключ к решению многих

Какой выбор следует сделать, могут ли ужиться в одном человеке разум и чувства,

могут ли чувства затмить разум, может ли разум охладить чувства? На эти вопросы мы

находим ответы в повести В.Кондратьева.

II . Знакомство с биографией Вячеслава Кондратьева (слово учителя, презентация ,

1. Вступительное слово учителя.

Среди книг, способных волновать, вызывать глубокие переживания и размышления не

только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева «Сашка». Она вышла в 1979

году в журнале «Дружба народов». Вячеслав Кондратьев пришёл в литературу позже других

писателей — фронтовиков: Бакланова, Быкова, Бондарева. Много лет Кондратьев писал, как

тогда говорили , «в стол», и лишь в конце 70-х он стал активно печататься. Его жизнь в

литературе оказалась недолгой — меньше пятнадцати лет, а его произведения занимают

видное место в ряду лучших книг о войне. Кондратьев по профессии был художник-

оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушёл в

армию, служил на Дальнем Востоке. У его героя такая же судьба. В декабре 1941-го после

многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На

переломе от зимы к весне 42-го Кондратьев — подо Ржевом. В то время на ржевской земле

шли тяжёлые бои, продолжавшиеся больше года. Войны лёгкой не было, но подо Ржевом

было особенно невыносимо. На долю Кондратьева досталось ранение и медаль «За отвагу».

2. Презентация «Судьба и творчество Вячеслава Кондратьева»

III . Работа по направлению «Разум и чувства».

1. Знакомство с категорией понятий «разум», «чувства». Какие из перечисленных

значений можно связать с повестью? Обоснуйте свою точку зрения.

Разум — 1.ум, способность понимания и осмысления; 2. способность человека логически и

творчески мыслить, обобщать результаты познания; ум, интеллект (в противоположность

Чувство — 1.способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие;

2.эмоция, переживание; 3.состояние, в котором человек способен осознавать,

воспринимать окружающее; 4.осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь.

(В повести «Сашка» с понятием «разум» можно связать первое значение: иногда Сашку захлёстывают чувства, но им нельзя подчиняться, всё нужно делать разумно, как это было с Зиной. С понятием «чувство» связаны несколько значений: первое, второе и пятое.

Не стоило рисковать, поддаваясь чувству, и ползти за валенками для ротного. Чувство, в смысле переживание, испытывает Сашка, ведя немца на расстрел. Чувство любви испытывает Сашка к Зине, Паше, Родине).

2. Работа с текстом. Выделите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер

1) Валенки для ротного.

2) Пленение немца.

3) Противостояние комбату.

4) Забота о раненом.

1) Валенки для ротного. Прочитайте эпизод «добычи» валенок для ротного, сделайте

вывод о разумности этого поступка.

• «Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мёртвого

немца, и больно хороши были на нём валенки. Валенки эти самому Сашке не

нужны, но с ротным его приключилась беда ещё на подходе, когда Волгу

перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать — ни

в какую! . Голенища узкие стянулись на морозе, и кто только ротному не помогал —

ничего не вышло. А так идти — сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку,

и там боец один предложил ротному валенки на смену. Пришлось согласиться,

голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. с тех пор в

этих валенках ротный и плавает. <> Без останову дополз Сашка до немца,

схоронился за него, осмотрелся и взялся за валенок. В общем, лёжа снять с трупа

валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется

весь фриц за своим валенком, ну что делать? Но тут смекнул Сашка упереться

ногой в немца и попробовать так. Стал подаваться валенок, а когда стронулся с

места, уже пошёл. Значит, один есть».

(Сашка, приметив на мертвом немце неплохие валенки, сразу же вспомнил о своем ротном, что остался без теплой обуви вследствие перехода через Волгу. Несмотря на открытую, ничем не прикрываемую местность, Сашка пополз к мертвому немцу и снял с

Читайте так же:
Боди 950 антикор инструкция по применению

него валенки. Голос разума говорил Сашке об опасности, но молодой боец, отда в предпочтение чувствам, пошёл на незащищенную местность. Сашка поступает неразумно, ведь его подстерегает опасность, но он отваживается на этот шаг, потому что сочувствует ротному.)

2) Пленение немца. Прочитайте размышления героя, выделите ключевые слова

вывод о внутреннем противоборстве солдата (разум) и человека с сердцем (чувства).

• «И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот

от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас

над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым,

захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно,

понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских

наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что

не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

• «Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде.

Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», — и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти

неограниченной власти над другим человеком».

• «Вот когда поднялись они из-под взгорка — серые, страшные, нелюди какие- то ,

это были враги! Их-то Сашка готов был давить и уничтожать безжалостно! Но

когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц,

показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только

одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…».

Вывод : В эпизоде с немцем видна заботе о пленном. Т ак , разбив ему нос, Сашка хотел

Перевернуть фрица, чтобы остановить начавшееся кровотечение, но поток вражеских пуль не позволил. Также мы не видим особо грубого обращения Сашки с пленным, он, наоборот, относится к нему с жалостью, потому что тот напоминает ему дружка

Димку. Немец также ведёт себя совершенно неагрессивно, за что получает расположение Сашки. Больше всего героя беспокоит свалившаяся страшная власть над другим человеком,

пусть даже врагом.)

3 ) Противостояние комбату. Прокомментируйте эпизод, обратите внимание на поведение

Сашки, стремящегося к отмене приказа. Сделайте вывод: надо выполнить приказ, или это

• «У капитана ходили желваки на скулах и играли руки. Он грузно опустился на

табуретку, вытирая пот со лба и откидывая одновременно назад волосы, и тихо,

Вывод: Комбат представляется нам серым, пьяным и грустным человеком. Возможнопотеря «сестрёнки из санроты» повлияла на такое жёстокое решение, как расстрел

Фриц комбату ничего не сказал и ни в чём не признался, даже после убеждений Сашки, который всей душой не желал убивать плененного. В Сашке снова начинается борьба разума и чувств. Чувства, затмевая разум, заставляют русского солдата медлить, внутри него всё переворачивается, он бледнеет. Сашка понимает, что не сможет убить немца, ведь тот такой же молодой паренек, как и он сам. Обманутый

паренек. Но разум берет верх, и Сашка принимает приказание. В эпизоде показано противопоставление жестокого комбата и Сашки, добродушного, сочувствующего и видящего даже во враге человека.

4) Забота о раненом. Ответьте на вопрос : почему раненый Сашка возвращается с

санитарами в лес, хотя только что сам получил ранение в руку ? Что им движет: разум или

• «Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но

посмотрел, как неспоро поплелись они, размахивая не в лад носилками, и чертыхнулся _

знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. вернутся и скажут — не

нашли, дескать, или что помер уже раненый. кто их проверять будет? А потом, вдруг

замету его затоптали или мина в это самое место ненароком угодила? Тогда и будут

искать — не найдут. А ведь он слово дал. Умирающему — слово! Это понимать надо. И

Сашка крикнул: «Погодите, провожу вас! — и пошёл им вдогон».

(Проходя через Черново и попав под обстрел, Сашка слышит чей-то стон. Это раненый «из отцов», у которого из груди «толчками била кровь». Сашка, сам кривясь от боли, стал помогать старому солдату. И снова показаны чувства Саш ки : его всегда давило от того, как «безжалобно помирают люди». Он привел санитаров, потратив свое время, воспользовавшись тем, что немец приутих. В этом эпизоде видно, что Сашка добр и

отзывчив, он не может бросить раненого. Человечность его не пострадала о т ожесточенной войны. Сашкой движет чувство ответственности. Осознание того, что раненого могут не найти, заставляет Сашку превозмогать боль и идти на помощь истекающему кровью солдату. В этом случае разумное решение спасает жизнь

1) Можно ли объяснить немыслимое в армии событие — неподчинение

приказу старшего по званию? Почему Сашка отказался стрелять в пленного?

2) Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика с его

верой, что «наше дело телячье».

3) «Впервые за всю службу в армии за месяцы фронта столкнулись у Сашки в

отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное

сомнение о справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё

третье есть, что сплелось с остальным, не может он беззащитного убивать.

Третья Женевская конвенция 1949 года посвящена защите

военнопленных. Основное гуманитарное правило – военнопленный имеет

право на гуманное обращение. Соответствуют ли действия Сашки по

отношению к пленному немцу гуманистическому духу Женевской

конвенции? Как ты думаешь, чем объясняется такое его поведение?

7. Сочинение – рассуждение.

«Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о

8. Самостоятельная работа с афоризмами.

* Смерть – зло для всех.

* Все на свете можно исправить, кроме смерти.

* Если ты ценишь свою жизнь, то помни что и другие не меньше ценят свою.

* Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

* Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.

Подумай, какой из них мог бы стать своеобразным выводом к нашим

раздумьям над страницами повести В. Кондратьева «Сашка»

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока « В жизни всегда есть право выбора»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector