Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек и его место в социуме

Человек и его место в социуме

Проблема сущности и происхождения человека, смысла его жизни и предназначения, взаимоотношений с окружающими всегда волновала общество. Теория возникновения человеческой жизни на Земле и развития человека имеет научное название – антропогенез.

Существует несколько различных версий, предполагающих космическую природу человека, божественную. Но наиболее популярной все-таки остается эволюционная теория, повествующая о том, что человек произошел от обезьян и занял высшую ступень в биологической пирамиде. Недаром родилось утверждение: «Человек – венец природы».

Теории происхождения человека

Обладание определенным строением головного мозга и живым интересом к новым знаниям позволило человеку развиваться рекордными темпами. Люди научились изготавливать орудия труда, и это стало главным отличием их от животных. Впоследствии человек освоил огонь, научился обрабатывать металлы, создавать более совершенные предметы и орудия. Сегодня членов социума трудно удивить какими-либо достижениями, поскольку за тысячи лет человечество шагнуло далеко вперед в своем развитии, накапливая знания и постигая новое.

Человек имеет биологическую сущность, поскольку зарождение жизни и появление на свет обусловлены физиологией. Естественные потребности в пище, воздухе, воде, а также сохранившиеся инстинкты – то, что характеризует любого человека. Тем не менее, давно доказан факт, что полноценное развитие личности происходит только в социуме. В процессе взаимодействия с другими людьми человек проходит процесс социализации личности, то есть адаптируется к общественной жизни, усваивая определенные нормы, образцы поведения, ценности.

На протяжении всей жизни человек вступает в различные социальные группы. Он может находиться в группе постоянно или временно. Некоторые сообщества человек не может покинуть никогда, например, поменять национальную или расовую принадлежность, возрастную категорию, пол.

По различным критериям можно выделить следующие социальные группы.

Виды групп

Обычно человек одновременно является частью различных объединений. Например, успешный молодой предприниматель, проживающий в Москве, помимо бизнес-сообщества, выступает членом семьи и участником хоккейной команды, поскольку в свободное время посещает игры и тренировки. Кроме того, он относится к группе мужчин, в возрастной категории до 40 лет, русскому народу, москвичам, гражданам России. У него есть хорошая компания друзей, он болеет за клуб ЦСКА, является поклонником поэтов «серебряного века», по воскресеньям играет в теннис с постоянными партнерами. Отношение к нескольким группам определяет социальный статус человека и его роли.

Окружение человека, как правило, оказывает на его жизнь огромное влияние. Влияние социального окружения может быть как положительным, так и отрицательным. Первой группой, в которую попадает малыш, становится семья. От того, насколько благополучно живут его родители, как они занимаются ребенком, его развитием, зависит будущая жизнь индивида. В случае рождения в неблагополучной семье у родителей, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, ведущих аморальный образ жизни, достаточно часто вырастают асоциальные элементы. И, наоборот, в семье воспитанных и образованных людей, дети счастливы и гармонично развиты. Хотя бывают и исключения из правил.

Успешные люди

Другие группы и отдельные индивиды также могут сыграть ключевую роль в жизни человека. Например, общение с успешными и позитивными людьми определяет конкретную систему ценностей и способствует личным стремлениям к благополучию. Взаимодействие с так называемыми «токсичными» людьми, которые психологически отравляют жизнь не только себе, но и другим, влечет за собой депрессии, уныние и апатию, страх и нежелание развиваться. Попадание под влияние деспотичных личностей неизбежно накладывает отпечаток на психику и дальнейшую жизнь.

Внутри группы каждый индивид может вести себя по-разному. Один становится лидером и душой коллектива, другой – отвергаемым, третий просто приспосабливается и чувствует себя комфортно, не выступая с собственным мнением. Качество, демонстрирующее приспособленческую позицию, называется конформностью, а сам человек – конформистом.

Группа сознательно может оказывать давление на того или иного члена коллектива для достижения общих целей. Психологи назвали такое поведение групповым эгоизмом.

В современном обществе наметилась тенденция к индивидуализации и обособлению личности от различных сообществ. Тем не менее, практически любой человек склонен попадать под чужое влияние. Объяснение тому – психологические проявления симпатии, уважения и восхищения, а иногда, наоборот, боязни и страха, разного рода зависимостей.

«Полная свобода возможна только как полное одиночество» пример (ЕГЭ обществознание)

По моему мнению, автор данного высказывания хочет донести до нас то, что человек имеет возможность достигнуть абсолютную свободу лишь в том, случае, если он отрешится от всех, кто находится рядом с ним, от всего общества и всего окружающего его мира. Освободившись от пут, которыми его стягивало общество, от обязанностей, которые были возложены им, человек наконец-то обретет ту долгожданную и полную свободу.

Читайте так же:
Как сделать бахрому внизу джинсов

Я не совсем согласна с мнением автора и не могу разделить его точку зрения в данном вопросе. Я считаю, что даже освободившись от общественных тягот и связей, держащих человека в постоянной зависимости, он не может быть полностью свободным. Как бы то ни было, но человек подчиняется законам природы, которая в какой-либо мере ограничивает его существование.

Сам по себе термин свобода характеризуется, как деятельность, выстраиваемая в соответствии с необходимостью, содержащейся в объективных условиях существования человека и общества. В самом понятии свобода уже изначально заложено ограничение необходимостью.

Под данным понятием подразумевают устойчивую существенную связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленную всем предшествующим ходом их развития и предопределяющую их дальнейший ход. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет. У каждый человека, находящегося в обществе, есть определённый общественный долг, который характеризуется, как объективные обязанности и ответственность, связывающая человека с другим людьми в обществе. Многие из общественных обязанностей регулируются правом и законом

В книге известного писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» описывается судьба путешественники Робинзона Крузо, который в результате кораблекрушения попал на необитаемы остров. Он оказался в полном одиночестве и в полной изоляции от общества, его влияния и обязанностей на него. То тем не менее Робинзон не был полностью свободен. Он не мог выбраться с острова и оказался пленником того места, где он оказался. Каждый день ему приходилось выживать в нелегких условиях Избавившись от одной необходимости, он попал в зависимость от другой.

В одном из древнейших городов Н жил мудрец, который считал, что человек- это высшее творение, которое только есть в мире, поэтому он, как венец природы, несомненно обладает абсолютной свободой во всем, что только может пожелать. С детства мудреца восхищали птицы, он завидовал тому, как свободно и беспечно они летают в небе. И он захотел также ощутить живительное наслаждение полета. Он рассудил, что поскольку человек свободен во всем, то значит и возможность летать также доступна ему, как и примитивным по сравнению с человеком птицам. Но не знал мудрец, что от природы человек никогда сам не сможет взлететь. Его незнание и сделало его заложником собственной несвободы, оно же его и погубило.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каким бы свободным и независимым не считал себя человек, это будет всего лишь его иллюзия. Над ним всегда будет какое-то высшее обстоятельство, которое будет диктовать свои правила действительности. Но лишь тот, кто смог осознать обстоятельства и правила, которые верховенствуют им и может руководить своим поведением, исходя из этого знания, может быть свободным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Человек, общество, природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с основными значениями понятия природа; характеризовать роль природной среды в жизни общества и человека; оценить последствия неразумного природопользова­ния, потребительского отношение человека к природе.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих и естественно-научных знаний (природа. ноосфера, культура, разум) для раскрытия сущности по­нятия общество; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; осозна­вать значение общественных и природных факторов для человека; описывать взаимосвязь биосферы и ноосферы;

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; при­обретать опыт регуляции речевого поведения как основы ком­муникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной дея­тельности; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательно­сти действий; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) познавательные: анализировать графическую, ху­дожественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и вто­ростепенную; использовать ранее изученный материал для ре­шения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные ис­следовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи;

Читайте так же:
Сколько масла жрет гольф

личностные УУД: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культур­ной самоидентификации личности; развитие устойчивого позна­вательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Проанализируйте высказывания. Вы согласны с данными точками зрения? Если нет, то опровергните их.

Сущность человека неизменна и «нового человека» создать не удастся, надо только идти к тому — в том и подлинный смысл

прогресса, — чтобы человечество жило собственно человече­ской, а не животной своей сущностью (А. Круглов).

Человек — самое больное и уродливое среди животных, он опас­но отклонился от своих инстинктов жизни (Ф. Ницше).

Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор,-пока у него их было четыре (С. Павлович).

Поскольку человек произошел из царства животных, то ясно, что он никогда не избавится от звериных элементов (Ф. Эн­гельс).

Человек — единственное животное, обладающее способно­стью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним (П. Валери).

Из того, что человек — животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом (Н. Михайловский).

Как вы понимаете слова российского ученого-конструк- тора, журналиста А. Локтева: «Из всего животного мира только человек думает, что он думает»?

Н. Бердяев сказал: «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке — значит разга­дать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения вглубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.

Вспомните сказку Р. Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли. Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества? Чего был лишен Маугли?

Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание. На­зовите, что помогает человеку достичь этой цели.

Назовите виды деятельности, присущие человеку.

(Проверка выполнения заданий.)

Введение в новый материал

Природа — наша среда обитания. Задумываемся ли мы над тем, какую роль играет она в жизни людей? Как должен относить­ся к ней человек? Немецкий ученый, публицист Вильгельм Шве- бель говорил: «Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно — опытный экземпляр природы, а не окончательный ва­риант». Что имел в виду ученый? Можно ли с ним согласиться? Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи и взаимозависи­мости трех ключевых понятий «человек», «природа» и «общество».

Тема урока «Человек, общество, природа».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Природа и ее значение в жизни человека.

Связь человека с природой.

Человек — венец природы?

Вершина пирамиды или звено в цепи?

Проблемный вопрос

Человек — это вершина в пирамиде или звено в цепи?

Работа по теме урока

Природа и ее значение в жизни человека

В широком смысле природа — это весь мир в многообразии его форм. Вначале существовал только природный мир, человек появился значительно позже, и в последнюю очередь возникло общество. Таким образом, природа — это наша первооснова.

В широком смысле природа — это все сущее, весь мир, в мно­гообразии его форм и проявлений, все, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. В узком смысле — со­вокупность естественных условий существования человеческого общества.

Таким образом, у человека две среды обитания: природа и встроенное в нее общество, т. е. система связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развива­ется; взаимодействуя с природой, оно обеспечивает нас всем не­обходимым для жизни.

естественная среда обитания человека;

кладовая ресурсов, необходимых человеку в производствен­ной деятельности и повседневной жизни;

естественная основа жизнедеятельности людей.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 2 учебника, дополнительным и иллюстративным материалом (интер­нет-ресурсы, справочники, энциклопедии, подобранные учителем иллюстрации — слайды с изображением картин Шишкина, Левитана, Пластова, природоохранных пла­катов и т. д.), проанализируйте определенную проблему и представьте результаты своей работы.

Читайте так же:
Как подвернуть джинсы с помощью резинки для волос

Первая группа готовит сообщение на тему «Нерациональное природопользование». (Обучающиеся должны указать действия

человека, пагубно отражающиеся на природной среде, указать, как это отразится на самом человеке, привести примеры негатив­ного воздействия научно-технического прогресса на природу.)

Вторая группа готовит сообщение на тему «Защитники при­роды».

(Обучающиеся должны рассмотреть деятельность природо­охранных организаций и указать, какой личный вклад в дело за­щиты природы они могут сделать.)

(Презентация и обсуждение результатов работы групп.)

Связь человека с природой

Вопрос о том, какое место занимает человек в природе, инте­ресовал людей разных эпох. Попробуем разобраться и мы в этом вопросе с помощью виртуального путешествия.

Слайд 1. В древности воздействие человека на природу практи­чески не имело для нее никаких негативных последствий. Природа оценивалась как сила, неизмеримо более значительная и совершен­ная. Естественная гармония природы вызывала у людей восхищение и желание ей подражать. Идеалом считалась жизнь в согласии с окру­жающей средой, и одна из главных задач виделась в постижении зако­нов природы. К тому же слаборазвитые материальные силы общества не позволяли относиться к природе как к цели преобразовательной деятельности.

Слайд 2. Античные философы высказывали мысль о единстве че­ловека и природы. Платон подчеркивал в природе момент идеально­сти и неизменности, а Аристотель, наоборот, видел в подвижности и изменчивости главнейшую особенность всего «естественно суще­го» — и природы, и человека.

Слайд 3. В Средние века считалось, что природа — нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой, а потому она недостойна внимания. В то же время существовал и иной взгляд на природу — как на творение Бога. В этом смысле она заслуживала изучения с целью проникновения в планы творца и постижения его мудрости.

Слайд 4. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин природы.

Слайд 5. Резкое изменение взаимоотношений общества и при­роды происходит в Новое время. В этот период бурно развиваются естественные науки, усложняется экспериментальная деятельность людей. Важнейшей задачей науки становится не только познание тайн и законов природы, но и установление над ней господства. Природа выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.

Слайд 6. Наиболее ярко подобное отношение к природе выражено в печально знаменитой формуле XX в.: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

Слайд 7. В России XIX в. возникает течение русского космизма (представители И. Киреевский, В. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Досто­евский). Основные черты данного направления:

человек — основная часть природы;

человека и природу надо не противопоставлять, а рассматри­вать в единстве;

человек и все, что его окружает, — это части целого;

ответственность разума перед природой.

Слайд 8. В XX в. появилось учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 г. Э. Леруа.

Слайд 9. Русский ученый В. Вернадский понимал под ноосферой область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. Вернадским были выделены три важнейших закона:

взаимообусловленности развития отдельных элементов гео­сферы;

возрастающего воздействия человека на природную среду;

возрастающей зависимости общества от природной среды.

Человек — венец природы?

На определенном этапе развития природы появился человек.

Как складывались отношения между человеком и приро­дой?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии. Составление перечня.)

Парадокс взаимоотношений человека, природы и общества:

человеку для его выживания природа нужна, а природе для нормального функционирования человек не нужен;

природа истребляется все изощреннее, по мере того как человек становится все более просвещенным;

одновременно с уничтожением природы человек стал боль­ше истреблять себе подобных.

Одни ученые полагают, что человек — царь природы, ее венец. Другие ученые придерживаются противоположного мнения.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 2 учебника, до­полнительным и иллюстративным материалом (интернет- ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Презентация и обсуждение результатов работы первой группы.)

Вершина пирамиды или звено в цепи?

(Презентация результатов работы второй группы, заполнение сравнительной таблицы.)

Место человека в природе

Человеквенец природы

Человек — звено в цепи развития природы

Человек, в отличие от других живых существ, наделен разумом.

Человек способен накапливать и обобщать информацию, что позволяет ему создавать нечто не­существующее в природе.

Читайте так же:
Настройка высоты струн и регулировка бриджа

Человеческое общество подчи­няется своим собственным зако­нам. Нормы морали стали регули­ровать отношения людей.

Человечество прошло путь

в своем общественном развитии от первобытного стада к обще­ственной организации людей.

Человек способен ставить перед собой высшие цели.

Человек способен преобразо­вывать природную среду. При­рода — это источник ресурсов для жизнедеятельности человека

Природа не имеет целенаправ­ленного движения от простого

к сложному и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Цель выдвигают лишь разум­ные существа, а природа живет по своим, до конца не познанным человеком законам.

Деление на простые и сложные организмы относительно.

В процессе развития Земли ис­чезли многие группы животных, но жизнь не исчезла.

Человек наделен разумом, од­нако не всегда совершает разум­ные поступки. Его действия могут привести к различным катастро­фам и даже смерти всего живого на Земле

Какую позицию выбрали вы?

Может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на про­блему взаимодействия человека и природы?

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 18 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Работая в группах, обсудите различные модели взаимодей­ствия человека с природой.

Первая группа анализирует модель «Природа — мастерская» (человек должен действовать по своему желанию и усмотрению).

Вторая группа анализирует модель «Природа — храм» (ее надо боготворить, нельзя ничего изменять).

Третья группа анализирует модель «Природа — злая стихия, с которой человек вступает в борьбу» (он должен покорить ее, так как является царем и венцом природы).

Четвертая группа анализирует модель «Природа — образец для человека» (следует отказаться от всех технических достижений и вести «естественный» образ жизни).

(Презентация результатов работы групп.)

— Какая из этих моделей представляется вам наиболее спра­ведливой? Свое мнение обоснуйте.

Игра «Открытая кафедра». Учащимся предлагается про­должить предложение. Если бы я был журналистом, пишущим на тему взаимоотношений человека и природы, и имел одну ми­нуту в эфире, то я бы сказал людям следующее.

(Организация игровой деятельности.)

Домашнее задание

Прочитать § 2 учебника.

Написать мини-сочинение на тему «Цена прогресса» или эссе на тему «Природа — единственная книга, содержа­ние которой одинаково значительно на всех ее страницах» (И.В. Гете) (на выбор).

Конспект урока "Человек и природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала в рамках технологии критического мышления.

Цели урока:

  • Продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.
  • Развивать у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться вести дискуссию.
  • Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.

Учащиеся должны знать, что:

  • Природа – это естественная среда обитания человека.
  • Биосфера – земная оболочка планеты, охваченная жизнью.
  • Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.
  • Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.

Учащиеся должны уметь:

  • Раскрывать основные значения понятий.
  • Определять роль природы в жизни человека и общества.
  • Аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, — все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»

Читайте так же:
Варежки с подогревом outback Немного об одежде

Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?

Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.

Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».

Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?

(Ребята высказывают свое мнение).

Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».

(Ребята работают с пунктом параграфа «Что такое природа» и составляют схему).

Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?

Ответ: Вся действительность и мир в целом.

Вопрос: А где в этом случае находится человек?

Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы.

Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?

Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.

(Выступает ученик с заранее подготовленным докладом).

Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.

(Выступает ученик с сообщением на тему: «Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).

Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.

Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:

  • Человек – венец природы.
  • Человек – звено в цепи эволюции.

Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию.

Для начала давайте вспомним правила дискуссии:

  1. Следить за ходом дискуссии.
  2. Слушать внимательно.
  3. Выдвигать идеи.
  4. Не повторяться
  5. Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…
  6. Оставьте за мной последнее слово.

Нам необходимо выбрать группу экспертов. Задача экспертов следить:

  1. Каково было первоначальное мнение.
  2. В какой момент мнение изменилось.
  3. Как изменился ход дискуссии.
  4. К какому мнению пришли в конце.

Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума – Ноосферу (определение на доске).

Логическим завершением дискуссии и урока в целом станет написание эссе на тему «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».

( При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).

Цели урока будут достигнуты, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.

параграф 8, учебник «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector