Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие темы выбрать на ЕГЭ по обществознанию

Какие темы выбрать на ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — популярный предмет по выбору на ЕГЭ. Несмотря на то, что этот экзамен считается одним из самых легких, получить по нему 80-90 баллов непросто. Больше всего трудностей у выпускников вызывает эссе по обществознанию. В нем нужно выбрать одно из представленных высказываний, описать его идею, а также проиллюстрировать ее примерами из источников или личного опыта. В статье мы расскажем, какие темы эссе по обществознанию выбрать и как его правильно писать.

5 разделов обществознания егэ

Темы эссе

Темы эссе по обществознанию из ЕГЭ относятся к 5 разделам этой науки: философии, экономике, социологии (социальной психологии), политологии и праву. В каждом КИМе есть по одной теме на каждый раздел. При подготовке к ЕГЭ рекомендуется делать упор на один из них (выучить аргументы, писать много тестовых работ), но при этом ориентироваться и в других. Нередки ситуации, когда школьнику попадалось сложное высказывание по «его» теме, из-за чего он терял баллы. В идеале вы должны разбираться во всех пяти блоках, но быть экспертом в одном. Если вам кажется, что это сложно, запишитесь на курсы ЕГЭ по обществознанию. Там вы сможете подготовиться к ЕГЭ, ведь преподаватели делятся разными тонкостями написания сочинения.

Философия

Эссе по обществознанию по философии выбирают сильные ученики. Дело в том, что этот блок часто содержит длинные запутанные высказывания, и выделить в них главную мысль непросто. Кроме того, по абстрактным философским вопросам найти убедительную аргументацию сложнее, чем, например, по экономике. Однако иногда в КИМах встречаются и легкие темы.

Пример: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — В.О. Ключевский. Здесь ясна идея: в событиях прошлого есть закономерности. Зная их, можно предотвратить многие негативные события. История — предмет, который изучают в школе, поэтому подобрать аргументы будет несложно. Достаточно вспомнить любого правителя, повторившего ошибки прошлого, например, неудачное нападение Наполеона Бонапарта в 19 веке и Адольфа Гитлера в 20.

Социология, социальная психология

Лучшие эссе по обществознанию часто написаны по разделу «Социология», многие выпускники выбирают именно его. Во-первых, он тесно переплетается со школьной программой, поэтому привлекать теоретический материал легко. Во-вторых, без труда можно найти аргументы. Они повсюду: в новостях, кино, литературе, повседневной жизни.

Пример темы: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» — В.М. Сухомлинский. Для объяснения роли семьи в жизни человека можно указать ее определение, а также расписать функции, сделав акцент на воспитательную. Аргументы проще всего искать в литературе, подойдет «Капитанская дочка» А.С Пушкина (воспитание в семье Гриневых). Можно примерить личный опыт и рассказать о людях, выросших в благополучных и неблагополучных семьях.

Экономика

Эссе по обществознанию по экономике сравнимы по популярности с социологическими. Для них также легко привлекать теоретический материал. Для аргументации можно использовать новости и примеры из повседневной жизни (высказывания часто имеют отношение к государству в целом, в таком случае их надо переносить на свою жизнь и семью). В некоторых темах для иллюстрации подходят события прошлого.

Пример: «Торговля не разорила еще ни одного народа» — Б. Франклин. Достоинство темы в том, что легко сформулировать идею — торговля полезна для любого общества. В теоретическом блоке можно рассказать про рынок. Аргументом станет описание того, как свободная торговля способствовала развитию какой-либо страны. Подходящая иллюстрация: Древняя Русь, где было несколько торговых путей и множество ярмарок.

Политология

Написать правильное эссе по обществознанию по политологии непросто. Во-первых, высказывания сложные и выделить главную мысль получается не всегда. Во-вторых, для иллюстрации не получится использовать повседневную жизнь. Выпускники, выбирающие этот блок, читают и смотрят много новостей, разбираются в истории, в первую очередь новой и новейшей.

Читайте так же:
Кюлоты бриджи капри разница Немного об одежде

Пример темы: «Революции — варварский способ прогресса» — Ж. Жорес. Это короткое высказывание с понятной идеей: несмотря на то, что революции способствуют развитию общества, это жестокий метод. Необходимо дать определение этому явлению, перечислить признаки. Аргументировать можно как историческими событиями (революция 1917 года), так и относительно новыми (Евромайдан). Но в этом случае надо перечислять лишь факты, без оценки события. Некоторые эксперты советуют вовсе не трогать современную политику.

Правоведение

Правоведение — не самая популярная тема эссе по обществознанию. Теоретический блок, как правило, сложности не представляет: в высказываниях поднимаются вопросы из школьной программы. Однако подобрать подходящие аргументы намного труднее. В редких темах можно обратиться к личному опыту, чаще нужно использовать историческую практику, резонансные события, книги и фильмы.

Пример: «Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден» — Изречение римского права. Особенность этого высказывания в том, что оно довольно противоречиво. Но школьникам это может пойти на пользу: сформулируйте идею так, чтобы ее было легко доказать. Например, «изречение говорит о том, что законы нужно соблюдать в любом случае, но я считаю, что мир и справедливость важнее». Аргументом может быть любой негуманный закон прошлого. Подойдет сталинский «О колосках», согласно которому посадить в тюрьму могли за незначительную кражу урожая.

Что должно быть в эссе

От изучения разделов обществознания мы переходим к написанию эссе. Тему по обществу нужно выбирать исходя из собственных знаний. 2 основных критерия: вы понимаете идею (можете переформулировать ее своими словами) и вам есть, что еще сказать по теме (ваши знания глубже того, что сказано в задании). Разберемся, из чего состоит сочинение:

рекомендации по написанию эссе по обществознанию егэ

  1. вступление. Нужно назвать науку, к которой относится высказывание, и кратко рассказать об авторе. Если вы ничего о нем не знаете, расскажите о науке подробнее;
  2. обозначение темы. Назовите идею высказывания и объясните ее. По возможности назовите другие высказывания на эту же тему;
  3. теория. Выделите главный термин и дайте определение. Рассмотрите аспекты этого термина. Подробнее расскажите о том, к какому аспекту данной темы относится высказывание, какой вопрос оно раскрывает;
  4. мнение. Укажите, согласны вы с мнением автора или нет. Объясните свою позицию;
  5. примеры. Приведите от 2 до 5 аргументов, подтверждающих ваши слова. Перед примером выдвигайте тезис. Обязательно делайте мини-выводы, связывающие аргумент с высказыванием;
  6. заключение. Кратко подведите итоги.

Рекомендации по написанию

Мы переходим к последнему вопросу — как писать эссе по обществознанию. Несколько советов:

рекомендации по эссе по обществознанию егэ

  • выделите на сочинение не менее 1 часа, лучше 1,5 часа;
  • не делайте поспешных выводов относительно смысла высказывания, он не всегда понятен в первые секунды;
  • сначала определите, к какому разделу обществознания относится высказывание и к какой теме. Вспомните необходимую теорию. Только после этого думайте над аргументами;
  • не стоит писать эссе полностью на черновик. Сэкономьте время и выпишите туда только главные мысли и аргументы;
  • следите за тем, чтобы ваше мнение было четко выражено (я согласен/я не согласен);
  • наибольший вес имеют факты из истории и общественной жизни, культуры. Примеры из личной жизни используйте только в крайнем случае, их оценивают низко. Лучше всего переформулировать их от третьего лица (не «я купил», а «гражданка А. купила»);
  • пишите только ту теорию, которая уместна в данной теме;
  • следите, чтобы аргументы были связаны между собой и прослеживалась логичная структура.

Эссе по обществознанию из ЕГЭ — непростое задание. Для него недостаточно просто выучить теорию, нужно знать новости и историю, уметь доказывать свою позицию. Но не переживайте — это приходит с практикой. А если вам сложно писать сочинения, запишитесь на курсы подготовки к ЕГЭ, где вам объяснят принцип и раскроют секреты высоких баллов. А мы желаем вам удачи на экзамене по обществознанию и при поступлении.

Читайте так же:
Бридж кредит что это такое

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.

ИВАН КАРПЕНКО,

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Структура эссе по обществознанию

✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор

✏️ Теоретическая аргументация

✏️ Фактическая аргументация

✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:

«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).

Раскрытие проблемы

Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

📚 Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

Читайте так же:
Что можно сделать из старых меховых воротников

🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Вывод

В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.

Полезные советы

👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Лучшие источники аргументов для ЕГЭ по обществознанию 2021

Наиболее сложная часть эссе — это аргументы ЕГЭ: обществознание нацелено на проверку умения ориентироваться во всех сферах жизни общества, замечать неочевидные механизмы его работы, а потому обойтись без аргументации на этом предмете просто невозможно! Однако к некоторым идеям действительно сложно подобрать примеры, не зная источников, на которые можно опереться.

Аргументация для эссе в ЕГЭ по обществознанию

Универсальные аргументы для эссе

Наиболее универсальными примерами являются биографии известных людей, так как большинство из них так или иначе сталкивались со всеми сферами жизни общества: политикой, правом, экономикой, философией, социологией. Однако даже такие универсальные аргументы ЕГЭ обществознание может разделить на несколько больших категорий:

  • биографии творческих людей — в жизни писателей, художников, философов и пр. больше всего подтверждений для позиции в блоках философия и социология, реже встречается экономика и политика;
  • биографии деловых людей — предприниматели чаще сталкиваются в своей жизни с вопросами экономики, также могут столкнуться с политикой и правом;
  • биографии правителей и исторических деятелей — люди, в руках которых сосредоточена власть, как никто другой смогут проиллюстрировать идеи блоков политика и права, реже — экономики, социологии, философии.
Читайте так же:
Чем отличается водолазка от свитера

Личность для аргументов ЕГЭ по обществознанию

Однако, если брать аргументы ЕГЭ (обществознание) из жизни других людей, неизменно возникает вопрос: кого выбрать?

Одними из наиболее универсальных примеров принято считать биографии Стива Джобса и Генри Форда — изобретателей и предпринимателей, чьи идеи покорили мир. Также во многом показательной будет история жизни основателя KFC — Харланда Сандерса, пришедшего в бизнес только после сорока лет.

Лучше всего черпать идеи и узнавать о людях из биографических фильмов, информации в которых хватит для иллюстрации идеи эссе, а манера подачи не даст заскучать:

  • «Авиатор» (2004),
  • «Железная леди» (2011),
  • «Александр» (2004),
  • документальные фильмы Star Media и др.

Выдуманная личность и ее история тоже может стать хорошим примером: они могут быть взяты из любых источников (литература, кино, новости и пр.). Лучше использовать фильмы, которые раскрывают реально существующие или существовавшие общественные проблемы:

  • «Скрытые фигуры» (2016),
  • «Законопослушный гражданин» (2009),
  • «Адвокат дьявола» (1997) и др.

Также можно пользоваться литературой и примерами литературных героев: например, короткими произведениями, рекомендуемыми для иллюстрации своего мнения в ЕГЭ по русскому. Это поможет подготовиться сразу к двум предметам, затратив минимум времени!

Менее универсальными будут аргументы ЕГЭ (обществознание), в центре которых современные политики и деятели культуры: их деятельность видится более однобоко, из-за чего их личность используется по большей части для иллюстрации идей в той сфере, в которой они реализовались. Почерпнуть информацию о них можно из новостей.

Аргументация позиции в ЕГЭ по обществознанию

Банк аргументов для эссе по обществознанию ЕГЭ

Аргументы ЕГЭ (обществознание) лучше набирать самостоятельно из проверенных источников, к которым относятся новостные порталы, учебники по истории, биографии известных людей. Это поможет не только получить универсальные и качественные примеры, но и лучше их запомнить.

Наиболее известными источниками новостей являются РИА-новости, BBC. Отдельно стоит отметить портал «Аргументы и Факты». Для исторических иллюстраций можно пользоваться знаниями школьной программы и пособием «История в схемах и таблицах» В.В. Кириллова.

Однако можно не только самостоятельно составить себе банк аргументов, но и воспользоваться и уже готовыми примерами, собранными профессионалами специально для экзамена.

Таким образом, при желании можно подобрать иллюстрацию для любой идеи, раскрываемой в эссе и высказывании. Для этого нужно опираться на проверенные источники и не бояться быть оригинальным: лучше привести нестандартный, но подходящий пример, чем пытаться притянуть за уши всем известный. И тогда получить максимум за эссе будет проще простого!

Структура мини-сочинения по обществознанию

Задание 29 на ЕГЭ по обществознанию — мини-сочинение, в котором выпускнику потребуется раскрыть смысл высказывания какого-либо представителя экономики, философии, политологии, социологии и правоведения. Всего на выбор представляется пять цитат

Многие ошибочно сравнивают это задание с эссе, в то время как эссе предполагает раскрыть и обосновать только собственную точку зрения на содержание приведённой цитаты. Мини-сочинение же основано на идее автора , которую учащемуся необходимо обосновать: использовать теоретические знания сферы деятельности автора, привести аргументы и факты.

Как написать сочинение (эссе) по обществознанию на ЕГЭ

Мини-сочинение — самое весомое задание в ЕГЭ по обществознанию. При выполнении всех требований учащийся получит 6 первичных баллов. И, чтобы получить такой результат, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • приступить к мини-сочинению только после выполнения заданий части 1 и части 2 и выделить на его написание не менее 90 минут;
  • выбрать ту цитату, в теме которой уверены; поиск аргументов не должен вызывать затруднений;
  • работу начать с черновика, оставлять на нём широкие поля для заметок и дополнений;
  • следовать структуре мини-сочинения, чтобы проверка экспертами не вызвала затруднений и учла все критерии;
  • следить за качеством и количеством аргументов, они должны строго соответствовать теме высказывания и выводу.
Читайте так же:
Синие джинсовки с черными джинсами

План мини-сочинения ЕГЭ по обществознанию

Для того чтобы правильно раскрыть смысл выбранного высказывания необходимо придерживаться плана. Он поможет выпускнику построить чёткую структуру аргументации, а также покажет понимание темы.

Структура сочинения по обществознанию на ЕГЭ:

  1. Выбранная цитата.
  2. Актуальность проблемы, поднятой автором в высказывании.
  3. Основная мысль высказывания.
  4. Собственная точка зрения на данную проблему — согласиться с автором полностью, частично либо опровергнуть мысль автора.
  5. Приведение теоретических аргументов — использование понятий и терминов из курса обществознания.
  6. Приведение двух примеров из истории, жизни общества или социального опыта выпускника.
  7. Вывод.

Для выделения каждого пункта допускается использование фраз-клише. Их рекомендуется выучить при подготовке, чтобы во время самого экзамена не тратить время на подбор слов.

Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания задания 29 на ЕГЭ по обществознанию, которые используются при проверке работ, чётко указывают на то, что мини-сочинение должно иметь научный подход. Разберём каждый из критериев:

К1 (29.1) — раскрытие смысла высказывания. Учащемуся требуется правильно выделить основную идею (одну или несколько) в выбранном высказывании, полагаясь на содержание курса по обществознанию. Если сделать это неверно, то по данному критерию, как и по всем последующим выпускник может получить 0 баллов. Если же он справился, эксперт оценит критерий в 1 балл.

К2 (29.2) — теоретическое содержание мини-сочинения. Выполнение этого критерия оценивается в 2 балла. Выпускнику требуется вспомнить термины, виды и функции курса обществознания, которые раскрывают и подтверждают основную мысль автора высказывания. Понятия должны быть корректно сформулированы.

К3 (29.3) —связность и логичность рассуждений, выводов. По этому критерию эксперты оценивают связи, их последовательность и отсутствие противоречий между приведёнными теоретическими положениями. Выпускник должен привести достоверные с точки зрения науки рассуждения и вывод, чтобы получить по данному критерию оценивания 1 балл.

К4 (29.4) — качество приводимых фактов и примеров. В качестве аргументации выпускнику требуется привести минимум два социальных факта из таких источников, как:

  • СМИ и интернет-ресурсы (без указаний конкретных названий) отражающие примеры из жизни современного общества;
  • история стран, науки, техники и искусства;
  • книги, фильмы, театральные постановки в качестве личного социальный опыта выпускника, его родственников или знакомых.

Аргумент может содержать как реальные факты, так и модели социальных ситуаций; отражать примеры из истории прошлого и современного общества. Допускается использование фактов из литературы, кинематографа и искусства, изученных выпускником самостоятельно, вне рамок образовательного процесса. Но примеры не должны быть однотипны.

Важно, чтобы аргументы не искажали суть цитаты автора, были развёрнуты, понятны и логичны, не содержали фактических и смысловых ошибок В противном случае эксперт сделает вывод о непонимании используемого материала и не зачтёт примеры. В этом случае выпускник потеряет 2 балла.

Таким образом, наиболее высокими баллами оцениваются теоретические знания ученика и качество приведённых им аргументов. В то же время неверно раскрытый смысл высказывания в самом начале сочинения грозит полностью перечеркнуть работу над заданием.

Многие учащиеся сомневаются в своих силах, когда доходят до задания 29 на ЕГЭ по обществознанию. Однако для того, чтобы написать сочинение, нужно всего лишь понимать требования проверки данного задания. Соблюдение структуры мини-сочинения, знание базовых теоретических положений курса и правильно подобранные аргументы обеспечат выпускнику высокий балл. Поэтому важно проявить усидчивость и терпение при подготовке к экзамену.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector