Газыри для черкески
Газыри для черкески
Быстрый просмотр
Газыри для черкески набор 20 шт (латунь)
Быстрый просмотр
Серебряные газыри для черкески набор 16 шт
Быстрый просмотр
Газыри для черкески набор 16 шт (серебро)
Быстрый просмотр
Газыри для черкески набор 16 шт (серебро)
Быстрый просмотр
Газыри для черкески набор 16 шт (мельхиор)
Быстрый просмотр
Газыри для черкески набор 16 шт (позолота)
- Пояса
- Кавказские костюмы
- Джурабы
- Ичиги
- Казачьи башлыки
Ответим на Ваши вопросы
Звоните ежедневно с 9.00 до 20.00 (мск)
8 (800) 333-48-46 — бесплатно по России
8 (812) 648-28-04 — Санкт-Петербург
8 (499) 553-01-23 — Москва
Закажите обратный звонок
Наши специалисты сами перезвонят Вам
- 80 000 заказов доставлено с 2012 года
- 37 стран мира география нашей доставки
- 5 000 отзывов оставлено на нашем сайте
- 120 мастеров сотрудничают с нами
- 9 000 товаров в наличии на складе
- 120 000 человек ежемесячно посещает наш сайт
- 83 года самому взрослому нашему мастеру
- 99,4% покупателей рекомендуют нас знакомым
Через социальные сети
Получила заказ, осталась довольна приобретением. И менеджер сработала оперативно, молодец!
Благодарю за хорошую работу. Полагаю, еще не раз обращусь в Ваш магазин. Огромное спасибо. (Заказ №19172)
Уникальные газыри ручной работы
Кавказские газыри, это фактически патронные гильзы, которые представляют из себя овальные, и в большинстве случаев полые изнутри, деревянные трубочки высотой около 9-10 см. В отдельных случаях эти трубочки могут быть сделаны из камыша.
Ранее газыри с Кавказа использовались для хранения строго определенной меры пороха, которая засыпалась внутрь полости. Так у чеченцев и ингушей газырь назывался «меркой» и имел исключительно прикладное назначение. Внутрь такого газыря закладывалась свинцовая пуля, после чего он плотно закупоривался специальной тряпочкой, которая во время зарядки ружья использовалась в качестве пыжа. Иногда вместо такой тряпочки, изготавливались специальные затычки из шерсти животных.
Главной особенностью газырей были головки — верхняя часть, которая, как правило, слегка выступала из кармашков и производилась из металла, серебра или кости. Часто такие наконечники дополнялись инкрустацией (золото, серебро) или уникальной гравировкой.
Основной материал для наконечников газырей:
- мельхиор;
- латунь;
- серебро;
Верхние кончики газырей с целью создания более яркого контрастного стиля могут краситься черной или белой краской. Так для темной одежды используются газыри с белыми крышечками например из кости, а к примеру на белой черкеске могут быть использованы газыри с черными крышечками. Значительно позднее появились специальные двухсторонние газыри, цена которых не намного выше остальных, но которые можно переворчивать светлой или темной крышечкой вверх в зависимости от стиля одежды.
Черкесские (казачьи) газыри как атрибут одежды
Фактически, после появления классических ружей, которые заряжались готовыми патронами, в газырях практически исчезла надобность, и они превратились в обычные украшения. Так по традиции газыри продолжали носить и дальше как дополнительный атрибут одежды, который призван был подчеркнуть особый статус владельца. Богатые люди могли носить, например, праздничные черкески с нарядными газырями в кармашках. Газыри также использовали и сельские жители, но исключительно в практических целях, храня в них необходимые для работы мелкие предметы. Сейчас, благодаря нашему онлайн магазину кавказские газыри купить в Москве не составляет никакого труда.
ЧЕРКЕСКА. ВСЕМУ СВЕТУ ПОДОШЛА
«Белая армия, чёрный барон снова готовят нам царский трон»… Миллионы певших советскую песню вряд ли задумывались, почему барон Врангель – черный, если он белый? Удачно сыгравший на контрасте поэт Павел Григорьев оставил разгадку за пределами стихов, а хорошее знание истории – нераспространенная в наших пенатах добродетель. Меж тем, прозвище «чёрный барон» последний глава Белого движения получил за одежду, которую ежедневно натягивал по утрам – чёрную казачью черкеску с газырями. По праздникам барон Врангель надевал парадную светлую черкеску.
…Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие».
Царь Николай II в парадной черкеске Собственного Его Императорского Величества конвоя
ОТ ПЕЧОРИНА ДО БАЛБЕСА И ОБРАТНО
Советская власть расправилась с царем и Врангелем, но одолеть черкеску не смогла. Кафтан в талию оказался столь люб казакам, что Наркомату Обороны СССР пришлось в 1936 г. вводить его приказом.
Александр СКОЛКИН
Фото: Владимир КОПЫЛОВ, Жанна ШОГЕНОВА
© Федеральный познавательный журнал «Горец»
Для тех, кто любит высоту
Оставьте комментарий!
Комментариев: 7
- 2012-08-11 в 13:31:44 | Саша Орлов
Мира Вам и Здоровья !Спасибо за информацию !
Не все народы Кавказа — черкесы. Черкес — международное название адыгов. А вот адыгов — 12 племен. Абазины, шапсуги, кабардинцы и т. д. Увидев на черкесах такой национальный мужской костюм, русские стали именовать верхнюю одежду адыгов черкеской. (Хоть вы и пишите, что чуть ли не все народы Кавказа отстаивают права первородства одежды, но черкесами называют только адыгов. А русские, я думаю, видели грузин и до адыгов, но костюм грузинкой не назвали. Логично? Логично!)
Аида, читайте внимательнее автора А. Сколкова. Я лично с ним согласен: «Сегодня на интернет-форумах идет ожесточенная рубка – право первородства черкески отстаивают адыги, балкарцы, карачаевцы и т.д. Истина в этом споре пока не родилась и шансов у нее немного, причем по самой что ни на есть прозаической причине: черкеска – есть слово русское. В РОССИИ и ЕВРОПЕ, К СЕВЕРУ ОТ КАВКАЗА И К ЗАПАДУ ОТ НЕГО ЧЕРКЕСАМИ НАЗЫВАЛИ ВСЕ СКОПОМ НАРОДНОСТИ, ЖИВШИЕ НА СКЛОНАХ КАВКАЗСКИХ ГОР. В ТРУДНЫХ ГОРТАННЫХ СЛОВАХ-САМОНАЗВАНИЯХ НЕ ПУТАЛИСЬ, ОСЕТИН ОТ БАЛКАРЦЕВ ИЛИ АВАРЦЕВ ОТ ИНГУШЕЙ НЕ ОТЛИЧАЛИ, СКАЗАНО «ЧЕРКЕС» — И ВСЕ ЯСНО: ГОРЕЦ С КАВКАЗА. А ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЧЕРКЕС, ТО, СТАЛО БЫТЬ, И ОДЕЖДА — ЧЕРКЕСКА».
Не согласны? Даже сегодня, хотя казалось бы более просвещенные времена, не очень отличают народности с Кавказа. Кто с кем подрался и т.д. — что говорят по тв и в газетах? — КАВКАЗЦЫ! Сказано с Кавказа, значит кавказцы. Термин сегодняшнего времени «кавказец», прошлых веков — черкес. За границей до сих пор всех мухаджиров называют черкесами, хотя среди них немало чеченцев, дагестанцев, балкарцев, осетинов и т.д. Вот и получается, что раз черкеска, значит одежда горца. А искать кто первый пришил к кафтану стилизованный патронташ дело бессмысленное.
Да, ответ ваш состоит из вопросов. Что современные «писатели» ?. В этом деле легче и яснее полагаться на записки иностранных путешественников. Они подробно описывали жизнь, быт и одежду народов Кавказа. Из их записей можно многое почерпнуть. Просмотрите старые фото из архивов. Насколько это возможно, конечно. Вот на них и видно, насколько ближе по деталям к совремменому виду черкески мужской костюм того или иного народа. Насчет того, что всех скопом называли черкесами я не согласна. На бытовой язык того времени полагаться не следует.Еще раз повторюсь, начиная от греческих и итальянских путешественников (11 — 13 в.), коих в западной, причерноморской Черкесии тогда было много, заканчивая началом покорения Кавказа Россией, все авторы достаточно ясно и подробно разделяли всех нас, кавказцев, по племенам. Каждый народ, да и не только на Кавказе, имеет свою историю. Кто — то более драматичную, кто — то менее. И я не умаляю ни чьих достоинств. А то,что вы называете стилизованным патронташем. Кто- что видит. Костюм удобный, изящный, утонченный. Конечно, не на каждого кавказца его наденешь сегодня. Какая стать была у мужчин?! Изучите костюмы народов мира. Этот, наш, один из интересных по различным параметрам.Нельзя все в жизни упрощать. Я не оголтелый фанатик национального костюма, я просто с уважением отношусь к его истории.
Да что говорить, с детства данная одежда восхищала,навевала романтику)))
К сожалению афтор по незнанию определил слово «ХЬЭЗЫР» как заимственное слово с Арабского. На саммом деле, «ХЬЭЗЫР» со всеми склонениями в составе предложения, переводиться с Черкесского как «готовый к применению. Сыхьэзыр-я готов , Ухьэзыр-ты готов, Фыхьэзыр-вы готовы, Дыхьэзыр-мы готовы!
Даже в Турции все кавказские народы называют черкесами. А слово Хазыр это скорее тюркское слово и означает оно (готов)
Традиционный костюм адыгов: больше, чем просто одежда
4 ОКТЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. Традиционная адыгская женская одежда считается образцом красоты, элегантности и женственности. Вместе с тем она функциональна, оптимально удобно и экономно адаптирована к климату Северо-Западного Кавказа. Она, прежде всего, многослойна, что является результатом приспособления погодным условиям. Надевание и снятие одежды не представляет проблемы (хотя именно это, в старину, часто приносилось в жертву представлениям о красоте). Более подробно о традиционной одежде адыгов рассказала магистр Краснодарского государственного института культуры Алевтина Таус (Хут).
— Расскажите про женский гардероб адыгов
— Полный комплект женской одежды состоял из нижней рубахи (её длина и покрой позволяли в летнюю жару оставаться только в ней), штанов, короткого кафтанчика, платья, тёплой зимней одежды, головного убора. Обязательным аксессуаром был кожаный пояс с декоративными элементами. Орнамент наносился преимущественно на платье и кафтанчик, при этом использовались серебряные или просто различавшиеся по цвету нити. Другим распространенным местом размещения орнамента был декоративный пояс с металлическими деталями, на которые рисунок наносился чеканкой, или, реже, гравировкой. Адыгские женщины-дворянки занимались художественным шитьем, что являлось для них едва ли не единственным приличествующим статусу занятием, поскольку всеми остальными домашними делами должны были заниматься слуги (дворянка, вообще, большую часть времени не делала ничего, лишь иногда прогуливаясь по двору и отдавая распоряжения домашним). Поскольку досуг мог быть занят только вышивкой, как «благородным» занятием, дворянки достигали в нем высокого мастерства.
— Мужская одежда также украшалась орнаментами и металлическими деталями?
— Традиционная верхняя мужская одежда адыгов, черкеска, не богата на декоративные элементы. Из них можно отметить только газыри, имевшие в прошлом в основном утилитарное значение. Как известно, они служили для хранения зарядов для огнестрельного оружия. Можно предположить, что возникновение газырей сделало ненужной орнаментальную вышивку. Газыри заняли на черкеске ее место. Характеристика самой верхней мужской одежды, не считая её съемные атрибуты, как почти полностью лишенной декоративных элементов, актуальна для сравнительно недавнего, в масштабе истории Черкесии, времени.
На Северо-Западном Кавказе огнестрельное оружие получило широкое распространение только в XVIII в. С этого времени (по крайней мере, не раньше), следует отсчитывать существование газырей. Имеются свидетельства о наличии в прошлом декоративной вышивки на мужских головных уборах адыгов. Это практиковалось в период, когда были распространены матерчатые или войлочные шапки остроконечной формы.
Как уже отмечалось, появление газырей было связано с распространением огнестрельного оружия и необходимостью его быстрого заряжания. С 60-х годов XIX в. это обстоятельство перестало быть актуальным из-за прекращения военных действий, а для тех, кто нося черкеску, служил в российской армии, из-за изменения способа заряжания нового нарезного оружия. Однако газырницы к тому времени стали настолько привычным элементом черкески, олицетворяя ее мужественный дух, что без газырей она все равно не мыслилась. Для многих адыгов к концу XIX в. черкеска стала одеждой, надеваемой не каждый день, а по особым случаям. Благодаря этому она стала более нарядной. Главным образом это проявилось в использовании более ярких, чем в прежнее время тканей фабричного производства. Появились сравнительно скромные и неброские декоративные элементы.
— На Кавказе всегда большое внимание уделялось поясу, по нему можно было определить возраст и статус человека, расскажите об этом подробнее?
— Пояс к черкеске почти всегда был кожаным, сравнительно редко, у пожилых людей, встречался матерчатый из шелка или холста. Тонкий кожаный пояс был важнейшим местом концентрации орнамента в адыгском национальном костюме. Пояс украшали железные, медные или бронзовые пряжки и бляшки размером с монету или меньше. Орнамент наносился в основном чеканкой, хотя искусство гравировки также было знакомо адыгским мастерам.
Искусством чеканки, как правило, владели кузнецы. В условиях натурального хозяйства в Черкесии это было вообще единственное профессиональное ремесло, все остальное крестьяне делали для себя сами. Следует отметить, что украшались обычно праздничные пояса. Простые люди надевали его в особых случаях. Однако без, хотя бы повседневного пояса человек верхнюю одежду обычно не носил. Это объяснялось, помимо соображений приличия, ещё и утилитарным его значением. Пояс имел функциональную нагрузку, фактически, играл роль карманов или нынешнего разгрузочного жилета. На пояс к черкеске могли подвешиваться небольшие кисеты для хранения огнива, трута, пуль, других небольших предметов, и самый характерный элемент костюма — кавказский кинжал, служивший не только реально используемым оружием, но и статусным атрибутом свободного человека. В боевой обстановке кинжал дополняли пистолет и шашка.
Иногда, передвигаясь с «полной выкладкой», человек надевал сразу два пояса. При наличии длительной привычки ношения всех атрибутов пояса, они не должны были мешать ходить или сидеть, затруднять нахождение на поясе нужной вещи, или издавать раздражающие либо демаскирующие звуки.
— Расскажите подробнее про орнамент, каждый рисунок ведь имеет свое значение
— На адыгский орнамент повлияли, по всей видимости, иные национальные виды орнаментов. Качественные ремесленные изделия в Черкесию с древних времён попадали с Черноморского побережья, которое, с конца XV в., находилось под контролем Турции. Прежде всего, на прикладное искусство адыгов оказал влияние арабский орнамент, под воздействием которого сложился турецкий орнамент, а через турецкий и адыгский. Адыгский орнамент, если его сравнивать с арабским и турецким, отличается меньшей степенью абстрагированности, хотя и в нем наблюдаются природные объекты, отраженные в художественных образах. Симметрия зачастую не соблюдается, как это присутствует и в природе. Среди изображаемых предметов часто встречаются рога животных, крупные животные целиком, стволы деревьев, чего никогда не было в турецком и, тем более, в арабском орнаменте. Растительные мотивы вообще угадываются в большинстве рисунков. В этом, несомненно, проявлялась любовь адыгов к щедрой природе родного края.
В адыгском орнаменте встречаются символические изображения, которые в ряде современных изданий трактуются как ведические символы солнца, плодородия и т. д. В некоторых узорах имеются сильно стилизованные изображения свастики — четырёх, шести и восьми конечной, серповидной и т. д. Хотя эти знаки, как правило, являются частью общего сюжета рисунка, и обычно сливаются с другими его линиями, они все же угадываются. Другой древний знак, символизирующий плодородие через слияние женского и мужского начала, — шестиконечная звезда, так же встречается в адыгском традиционном орнаменте. Помимо растительного, животного или тератологического мотива, в адыгском орнаменте присутствуют и геометрические фигуры, обычно симметрично сгруппированные. Как правило, они крупнее арабских, их форма сразу определяется. Но их символическое происхождение определить трудно. По всей вероятности, оно было давно забыто, и художники воспроизводили их, изменяя и дополняя, не вкладывая в них какой-либо глубокий сакральный смысл, а просто руководствуясь своим эстетическим вкусом.
— Многое о народе можно сказать по их традиционной одежде, вы согласны с этим?
— Традиционный адыгский костюм передавался из поколения в поколение. Его история тесно связана с историей народа. Она является одной из форм проявления национальной культуры. Она служит ценным источником для изучения материальной культуры, общественного и семейного быта и многих других важных проблем истории народа. Орнамент, являвшийся проявлением художественного творчества, имевший глубокую, пока еще мало изученную семантику, был важным элементом адыгского национального костюма. Он отражал возрастные, социальные, различия, этнические особенности, положение женщины и мужчины в семье, обществе, эстетические вкусы народа, исторические связи его с другими народами.
Материал подготовила в рамках Школы межэтнической журналистики Алина Дзыба
Газыри для черкески что это
10 дек. 2013 / 21:28
"Не зря джигит тобой гордится. " Пост про черкеску
Настоящего горца всегда можно было узнать по взгляду, жестам, осанке и по. особой любви к черкеске. Название «черкеска» было дано горской мужской одежде русскими, которые впервые увидели ее на черкесах. Но у каждого народа есть свое название черкески. Восточные черкесы называют ее адыгэ фащэ, западные черкесы — цый, карачаевцы и балкарцы — чепкен, ногайцы — шепкан. Черкеска по- осетински цухъхъа, по-чеченски чоа, по-ингушски чохкий.
Черкеска — самая известная мужская верхняя одежда народов Северного Кавказа. Сшитая из недорогих тканей или из тонкого сукна, черкеска сегодня остается таким же символом Кавказа, как и 150 лет назад..
Черкески вплоть до начала ХХ в. шили в основном из домотканого сукна, их цвет определялся возможностями, связанными с технологиями обработки и окрашивания шерсти. Обычно черкески были естественных тонов — бурые, черные, серые, белые; крашеное сукно использовали для черкесок реже — в таком случае они получались темно-красными или темно-кирпичными. С появлением фабричных тканей появились синие, коричневые и даже бордовые черкески.
Белые черкески — особый случай. Они были редкостью и встречались у черкесов и плоскостных осетин. У черкесов по цвету черкески можно было безошибочно определить сословную принадлежность человека. Белые черкески — исключительная привилегия черкесского княжеского сословия. Для других сословий белая черкеска — незыблемое табу. Но дело было и в практичности. Этот мотив звучал и в рассказах стариков в 1960-е гг.: «Белую бурку или черкеску мог иметь только тот, у кого про запас были несколько черных или бурых».
Покрой черкески прост и лаконичен. Это специфическая приталенная одежда без воротника, с открытой грудью (под черкеску надевают бешмет или, позднее, кавказскую рубаху), от пояса черкеска плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. На талии — застежка на несколько пуговиц и петель из шнурка.
Рукава черкески прямые и широкие, для праздничных черкесок — ниже кисти и с отворотом наружу.
Обычная длина черкески в конце XIX — начале XX в. была чуть ниже колен. В начале XX в. в моду вошли очень длинные, почти до земли черкески, удобные лишь для всадника.
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и т. п. Если того требовали обстоятельства, то передние полы черкески затыкали сзади за пояс.
Функциональное украшение черкески — газырницы, размещавшиеся на обеих сторонах груди. Сначала они были кожаными, но во второй половине XIX в. были полностью вытеснены сшитыми из той же ткани, что и сама черкеска.
Количество карманчиков в газырницах — до 8—10 с каждой стороны. Газырницы пришивали на 10—12 см ниже плеча, но постепенно они спустились значительно ниже. Иногда под ними продолжали делать внутренние поперечно расположенные карманы для натруски, кресала, позднее в них держали часы.
Высшим шиком считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая. В этом отношении мастерство горянок было непревзойденным — лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда» и с безошибочной точностью.
Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Особенно строго соблюдалась эта манера ношения черкески у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин.
Ходить в черкеске нараспашку считалось неприличным — это могли позволить себе только глубокие старики, да и то в своем селении. Черкеска была парадной, выходной одеждой и имелась не у каждого, особенно в восточной части Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, отчасти Осетия).
Е.Н. Студенецкая, известный советский этнограф, автор масштабного исследования по одежде народов Северного Кавказа, считает, что черкеску впервые шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Однако, например, у нас в семье хранится фото 1905 г. — на нем мой годовалый дедушка со своими родителями. И он — в черкеске, заботливо сшитой его мамой, моей прабабушкой.
Для детей из недворянских сословий черкески шили «на вырост».
В 40-х годах XIX в., черкеска и горский костюм в целом был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Интересно, что Я.Гордин считает, что русские офицеры любили черкеску не только потому, что она была удобна — для них она символизировала приобщение к миру свободы, которую олицетворяли горские общества.
На фото — доктор исторических наук Хаджимурад Доного. Махачкала. Наши дни.
Во второй половине XIX и особенно в XX в. черкеска меняется. Кроме того, что шить черкеску стали из фабричных сукон, произошло удлинение
черкески, в газырницах стало больше гнезд. Изменились и сами газыри.
Вот что пишет Е. Н. Студенецкая: «Первоначально газыри представляли собой деревянные трубочки, в которые засыпали определенную мерку пороха (у чеченцев, ингушей и осетин газырь называется словом «мерка»), а также закладывали свинцовые пули.
Отверстие затыкалось тряпочкой, которая при зарядке ружья играла роль пыжа. Иногда вместо случайной тряпочки делали специальные затычки
из шерсти.
Однако больше были распространены металлические (иногда серебряные и даже золотые) крышечки, красиво отделанные
гравировкой и чернью. Впоследствии, с появлением ружей, заряжавшихся готовыми патронами, газыри утратили практическое значение и превратились в украшения, их стали делать в виде круглых деревянных палочек с цилиндрическими крышечками из металла, кости
или рога, а иногда концы палочек просто красили черной краской. На черной черкеске обычно носили газыри с белыми костяными крышечками,
а на светлой —с черными. Появились и газыри, у которых на одном конце была черная крышечка из рога, а на другом —белая из кости.
Газырь по желанию можно было втыкать то одним, то другим концом. Богатые люди носили праздничные черкески с нарядными газырями. Крестьяне и раньше зачастую использовали газырницы не по назначению, храня в них сухие палочки для разведения костра и другие необходимые предметы».
Существовали определенные цветовые каноны, нарушение которых могло повлиять на репутацию владельца черкески — он мог стать объектом насмешек и героем едких пересудов. «Дурак любит яркое», — так говорили черкесы. Сдержанность и лаконичность культивировались как иммманентные качества кавказской культуры, в том числе и в одежде. Цвет черкески и бешмета должны были сочетаться. Считалось, что к черной черкеске особенно подходит бешмет белый или светлых тонов и наоборот: к светлой черкеске – темный бешмет. Особенно строго соблюдалось это у адыгских народов и осетин в праздничной одежде. Но допускалось и сочетание черной черкески (чаще с белыми или серебряными газырями) с черным же бешметом.
Источник: Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989.