Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сивка-бурка 🐴 русская народная сказка читать текст онлайн

Сивка-бурка 🐴 русская народная сказка читать текст онлайн

Сивка-бурка читать онлайн русскую народную сказку онлайн

Здесь вы можете читать онлайн русскую народную сказку Сивка-Бурка. У отца было три сына, которы предстояло поймать вредителя, который по ночам топтал пшеницу. Этим вредителем оказался конь, который смог в дальнейшем выполнить желания Ивана и женить его на дочери царя. Также вы можете слушать аудиосказку про Сивку-Бурку.

Текст сказки Сивка-Бурка:

Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.

Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.

— Вот вам, хозяюшки, грибков, — говорит.

Рассердились тут невестки на Ивана:

— Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!

Усмехнулся Иван и опять залез на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.

Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Читайте так же:
Тотал боди для чего

Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.

Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.

— Что это у тебя такое? — спрашивают Ивана невестки.

— Да вот, — говорит, — искавши грибов, сучком накололся. — И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!

Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.

Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.

Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.

В конце пира стала царевна медом из своих рук rocтей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… просто страсть. |

— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

Главная мысль сказки «Сивкабурка» Не тот дурак кто

Русские народные сказки.

Цели урока: ознакомить детей с жанром русской народной сказки,
признаками этого жанра;развивать мышление, речь,
формировать умение передавать содержание произведения;
воспитывать интерес к народному творчеству,
русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок,
иллюстрации к сказкам,карточки с пословицами,
видеокассета или диафильм с русской народной сказкой;
на доске названия русских народных сказок.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей
На доске:
внекоторомцарствевнекотормгосударстве
жилибылидеддабаба
жилибылистариксостарухой

— Разделите строчки на слова.
— Что вы заметили?Какие предложения получились?
(Это слова из сказок. Это начало,зачин,разных сказок.)
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир
русских народных сказок.
III.Актуализация знаний

1.Рассказ учителя.
Когда вы были маленькими,мама или бабушка, укладывая вас спать,
рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими
ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом.
Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям.
Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась
удачной,она запоминалась и передавалась «из уст в уста».
Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось
2.Беседа.
— Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
(«Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие.)
— Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои
мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.
В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.
Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да вней . »
Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок.)
IV. Изучение нового материала
— Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?
(Перо Жар-птицы, печь, яблоко; Иван Царевич, Баба Яга,Колобок,Лиса,Волк,Петух и т.д.)
— Есть ли на обложке книги фамилия автора? (Нет.)
— Почему? (Это народные сказки, их автор неизвестен.)
— Откройте первую страницу. Что написано под названием сказки?
(В обработке А.Н. Толстого. В обработке А.Н. Афанасьева. В пересказе
А.Н. Толстого. В пересказе К.Д. Ушинского и е.д.)
-Что это значит?(Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)
— Перелистайте страницы книги.(Дети рассматривают книги.)
— В вашей книге одна сказка или несколько?
— Книга, в которой собраны несколько сказок называется сборником сказок.
— Как нам найти сказку, которую мы будем читать вместе?
(Надо открыть содержание.)
— Найдите в содержании книги сказку «Волк и Коза».
— Кто обработал эту сказку? ( А.Н. Афанасьев.)
— Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора.
Девочки хором -слова козы, а мальчики — слова волка.

Волк и коза.
Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
— Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю!
Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:
— Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
А козлятки отвечают:
— Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском.
Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится:
— Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:
— Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.
Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу — а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:
— Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися — отворялися, злому волку доставалися?
Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Эх, кума, кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.
— Нет, кум, не до гулянья!
— Пойдем! — уговаривал волк.
Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку:
— Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.
Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда да прыг к матери. И стали они жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Чему учит эта сказка? Какова её главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:
Волков боятся- в лес не ходить.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за своё коварство? Прочитайте.
Прочитайте начало сказки.
Часто начало сказки начинается словами «жили-были».
Это одна из примет народных сказок-сказочный зачин.
Прочитайте сказочную концовку-ещё одну примету русских народных сказок.
Какие ещё приметы народных сказок вы заметили в тексте?(Старинные слова.)
Приведите примеры.(Воротится,запрут,отопрут,бирюк-волк,брюхо, доставалися.)
В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например:давным-давно,
видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волк и коза» такие слова.
(«Крепко-накрепко», «строго-настрого», «жить-поживать».)
Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки вы читали дома.
Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы,
определять главную мысль сказки.
V. Проверка домашнего задания
На доске записаны названия русских народных сказок. Какие вы читали?
Сегодня вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из
народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку.
Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.
VI. Физкульминутка.
Выберите слова одного из сказочных героев и придумайте движения.
VII. Литературная игра.
1.Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную
игру. Игрок,получивший за ответы большее количество баллов,- победитель.
Первый тур
Угадай, из какой сказки этот предмет : репа, кувшин и тарелка, яичко, печка, стрела, гусли, яблоко, перо птицы. («Репка» «Лиса и журавль» «Гуси-лебеди» «Курочка Ряба»
«Царевна лягушка» «Кот,петух и лиса» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Сивка-бурка»)
Второй тур
Кому принадлежат эти слова из сказки?
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано».(Корова — Хаврошечка).
«Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)
«Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)
«Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано,видом не видано,а нынче русский дух сам пришёл».(Баба Яга)
«Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)
«Как выскочу,как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам».(Лиса)
«Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)
«Козлятушки,ребятушки,отворитеся,отопритеся,ваша мать пришла,молока принесла»
(Коза или волк)
«Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве,в тридесятом государстве».(Царевна-лягушка)
Третий тур
Разгадывание кроссворда.
1.Героиня сказки,которая украла петуха.
2.Героиня сказки «Волк и семеро козлят».
3.Главный герой сказки «По щучьему велению».
4.Непоседа,который укатился от бабушки и дедушки.
5.Имя девочки из сказки «Три медведя».
6.Вставь имя героя в название сказки: «. — ясный сокол».
7.Как звали девочку,чей братик превратился в козлёночка.
8.Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку.
9.Героиня сказки «Бурёнушка».
Четвёртый тур
Назовите сказки, в которых главным героем была лиса.
VIII. Награждение победителей
IX. Итог урока
Какие сказки мы читали сегодня на уроке?
Какие признаки русских народных сказок вы знаете?

Читайте так же:
Джинсы с вытачками внизу штанины

Статья ( из опыта работы) Образ Ивана – дурака в русских народных сказках при изучении раздела « Устное народное творчество»

Анпилогова Любовь Николаевна

Оценить 378 0

Статья (из опыта работы)

Автор Анпилогова Л.Н. учитель первой квалификационной категории МКОУ « Лозовская НОШ – ДС»

Образ Ивана – дурака в русских народных сказках при изучении раздела « Устное народное творчество»

Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.

(Г. Ладонщиков)

Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев. А кто же его придумал? И с этим вопросом мы обратились к ученикам нашей школы. По результатам ответов можно сказать, что практически половина опрошенных (51,2 %) считают, что эта идея принадлежит народу. 16 % думает, что идея принадлежит дуракам. А двое говорят, что дурака придумали известные писатели.

В сказках «дурака» зовут разными именами: Иван, Емеля, Мартынка, Балда, а так же просто Дурак. Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому «дураку» не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Читайте так же:
Дубленка интерфино что это

Социальный статус «дурака» обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак, иногда купеческий сын. Он практически всегда третий или самый младший из крестьянских сыновей. Нередко подчёркивается его бедность, ведь ему от родительского наследства не достается ничего или самое ненужное в хозяйстве. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и поколачивают. В родной семье он существо отверженное.

Его старшие братья, занятые хозяйством, торговлей, хлебопашеством, умны и практичны, имеют семьи. Наш же герой холост, целыми днями лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается. Его облик негативен и безобразен: «платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «по лицу слюни да сопли текут». В общем, ленив и непривлекателен.

Иван — третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев — расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.

На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с животными, птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозможные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.

Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умный из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной приграничные земли от вражеских набегов.

В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.

Сюжет об Иване-дураке похож на этот тип сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Кубики, из которых строится сказка, те же самые, но сказка другая. В ней человек ставится в граничную ситуацию, заведомо исключающую для него возможность счастья. В сказке народ ищет ответа на вопрос, что должен делать человек, если судьба ставит его в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Именно такого человека символизирует образ Ивана-дурака. Если стать на эту точку зрения, сразу становится понятно, почему герой должен быть дураком не по видимости, а по своей сущности.

Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.

Но почему- то в сказках, например у П. Ершова или « Иван царевич и серый волк», именно старшие братья, отправляясь выполнять поручение, делают это крайне недобросовестно, прячутся и упускают вора. А ещё чаще просьбами и обещанием купить ему красную одёжу, сапоги, дать ему золота, накормить досыта перекладывают свои обязанности на Иванушку – дурака, который сторожит три дня и три ночи, а сами остаются дома и спят… Иван-дурак правильно выполняет порученное задание, и в итоге получает вознаграждение: Сивку-Бурку вещую каурку, Конька – Горбунка с двумя грациозными лошадями, копьё, палицу боевую, меч — кладенец, чудесную дудочку и т. п.

Приобретение чудесного коня – первая удача. Именно он открывает ему путь к славе, богатству и успеху. Этот сказочный эпизод раскрывает ещё одну существенную черту характера до поры незаметную окружающим — хитрость. Получив коня, он предусмотрительно утаивает от братьев это событие. Иногда он непросто отмалчивается или отделывается скупыми объяснениями мол «ничего не видел». А в сказке «Конёк-Горбунок» Иванушке достаётся самый неказистый жеребёнок, который, тем не менее, наделён многими чудесными качествами.

Поведение дурака подчас нелепо, что, естественно, вызывает у окружающих презрение и осуждение. Неприятности он сам на себя навлекает, просто притягивает их к себе. Поступки его кажутся бессмысленными и бесполезными. Иведет себя непростительно глупо по современным меркам, но странным образом эта же самая глупость и непрактичность и выручают

Для изучения образа важно обратить внимание на вопрос, не что делает главный герой, а как он это делает. Емеля отпускает щуку обратно в воду, Мартынка вместо нужной в хозяйстве вещи за большие деньги покупает кота и собаку. Дурак способен на любовь, милосердие и доброту, когда другие персонажи обустраивают свой материальный мир. За такие качества сказка награждает главного героя. Его не интересуют практические дела, он не замечает голода и холода, его одолевает лень, когда речь идёт о бытовых вещах. Деньги для дурака не имеют ценности.

Читайте так же:
С чем сочетать серые джинсы варенки

В сказке «Сивка-Бурка» герой выполняет трудное задание и скрывается прочь, никем не узнаваемый. Он не хвастается своей победой, но скрывает её от братьев. А идя на пир к царю, Иван-дурак не преображается, предпочитая предстать перед будущей женой в своём истинном виде. Но именно он, вопреки логике и здравому смыслу, оказывается самым удачливым из трёх братьев. Именно он с помощью волшебных средств успешно проходит все испытания: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство, славу, становится Иваном Царевичем.

Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына.

Старший умный был детина,

Средний был и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак. ”

Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом.

Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности. Дурак делает, не задумываясь о выгоде и последствиях. Такие люди симпатичны и в наши дни. Совершать подвиги Иванушке всегда помогают чудесные силы — благодарные звери: щука, кошка и собака, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка.

А героем его можно назвать потому, что находит нестандартные решения трудных вопросов. Он не приемлет штампованных решений, поэтому, на первый взгляд, он и дурак. Но в результате противоречия между незнанием и поисками решения ему открываются новые знания, новые возможности. А это качество героя. И еще: Иван – дурак — единственный в сказке, кто говорит из братьев, загадывает и отгадывает загадки, он поэт и музыкант и носитель особой речи.

Главные достоинства Ивана:

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими

Дурак — вовсе не значит глупый. Просто Дурни — люди, которые смотрят на вещи под другим углом, по сравнению с простыми людьми. И ещё неизвестно, кто воспринимает окружающий мир правильнее. Дурак — на Руси не порок. К тому же в русских сказках именно Дурни в конце концов оказываются умнее всех!

Попробуем проанализировать слово «дурак» с позиции семиотики,науки о знаках, рассматривающей разного рода явления природы и человеческой культуры как взаимодействия (первым эту тему затронул ещё древнегреческий учёный Кратил (V век до нашей эры), ученик Гераклита:

Д – нечто дающее, способствующее, помогающее.

У – сомнение, недоверие, нечто непонятное.

Р – мужское свойство, энергетическое насыщающее, но и подавляющее, агрессивное свойство.

А – отчаяние, тревога, сигнал тревоги.

К – небольшая отдельная часть чего-то.

Дурак — герой многих русских сказок, не похожий на других. Он младший сын в семье и никто его в серьёз не воспринимает. Соседи его толком не знают, а говорят о нём только понаслышке, что он всегда лежит на печи и похрапывает, вместо того чтобы помогать по дому. Он глупый, но смелый, честный, загадочный, весёлый, добрый, ласковый, отзывчивый, бесхитростный, смекалистый. Внутри ленивого и неухоженного человека скрывается мудрый и симпатичный парень. Дурак обладает широкой, благородной, открытой русской душой. Он хозяин своей жизни и в тоже время баловень судьбы, но при этом рад кусочку хлеба, не стремится к славе, не любит командовать, не стремится властвовать. Благодаря своему нестандартному мышлению, добытым полезным знаниям и непредсказуемым поступкам, проходит все сказочные испытания. Дурак сам придумывает, как выйти из трудных ситуаций, обхитрив тем самым своих врагов и выручив друзей из беды. В итоге он самый умный и удачливый персонаж, который из всех перипетий выходит героем, при этом помогает добрым и злым, а в ответ получает помощь от волшебных сил и вследствие чего получает награду. А всё это происходит потому, что он умеет ладить и находить общий язык с другими персонажами.

Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.

Перед нами в волшебных сказках встает вариант худшего человека — бедного, несчастливого, непрактичного и, действительно, глупого. Например, в одной из сказок героя посылают на базар, чтобы купить все необходимое по хозяйству — стол, ложки, горшки, еду. На обратном пути, стремясь помочь своей ослабевшей лошади, дурак оставляет стол на дороге: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». И вороны не зря кричат над головой, наверно, есть хотят. И Иван-дурак раскладывает перед ними еду. Обгорелые пни в лесу покрывает горшками: «Эх, — думает, — ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» В итоге, домой он приезжает с пустыми руками, подводит семью. Но рассказчик и слушатели героя не ругают. Все понимают, что делал это Иванушка по глупости, а не по злому умыслу. В сказке еще он выполняет роль шута, скомороха.

Читайте так же:
Спа варежка от тианде

Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность. О нем снимаются фильмы, мультфильмы, облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

Интересны рассуждения А. Синявского о поведении героя -дурака. Критик обращает внимание на то, что фразу «Бог дураков любит» можно объяснить двумя причинами. Во-первых, Дураку просто некому больше помогать, настолько он несчастен и не способен даже сам что-либо сделать; во-вторых, в этом случае Дурак невероятно доверчив к высшим силам, потому что ни советы старших, ни собственный разум, опыт он не использует.

Сказка без присказки, что шапка без верху

Стоит произнести фамилию Ершов – сразу, как мячиком, отскакивает словосочетание «Конек-Горбунок». Маленький, веселый, потешный, яростный, недаром братья Иванушки-дурака сравнивают его с бесом. Он норовистый, как всякий конек, но при этом добрый, справедливый, праведник-помощник, волшебный помощник, как писал серьезный исследователь сказки Владимир Пропп. Кажется, в его образе сплелись и ослик, и, может быть, единорог. А иногда даже морской конек представится, особенно при таких строчках: «И под песню дурака/ Кони пляшут трепака;/ А конек его – горбатко/ – Так и ломится вприсядку». Так и видишь, как коняшка вприсядку отчебучивает. Куда до него, господа, ослу из заморского мультика «Шрэк»! Извините, на полторы сотни лет опоздали. Как говорят в народе, далеко куцему до зайца. Народными образами и словесными структурами пронизан весь «Конек-Горбунок». Но, несмотря на то что Ершов обильно использовал в своей сказке фольклор – Иван-дурак, Сивка-Бурка, Жар-птица, Чудо-юдо Рыба-кит, – образ Конька-Горбунка, как признают исследователи, абсолютно оригинален.

И это наводит на мысль о том, что сказочный герой – альтер эго автора. Как мы уже сказали выше, при словах о Ершове вспоминается именно «Конек», хотя за свой не короткий век (50 с хвостиком лет) автор писал и стихи, и поэмы, и повести, и пьесы. Но именно «Конек», издававшийся с переработками при жизни Ершова семь раз, стал его фортуной, звездным часом. А, с другой стороны, может быть, и насмешливым роком. Ведь после того как литератор, в студенчестве обласканный Александром Пушкиным, Петром Плетневым и Василием Жуковским, вернулся в Тобольск и стал работать учителем, а затем инспектором и директором гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии, его произведения уже не вызывали в столице фурора.

Первые отрывки из стихотворной сказки вышли в третьем томе альманаха «Библиотека для чтения» в 1834 году. Петру Ершову, родившемуся 6 марта 1815 года, тогда еще не было и 20 лет. Публикация сопровождалась похвальным отзывом главного редактора издания Осипа Сенковского. Говорят, что Пушкин, читавший «Горбунка» еще в рукописи, заметил: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Александр Сергеевич хвалил легкость стиха, с которым Ершов «обращается как со своим крепостным мужиком». Есть мнение, что Пушкин подарил Ершову несколько первых строф сказки. Есть и еще более смелое предположение: якобы «Горбунка» Александр Сергеевич написал полностью, но проиграл Ершову в карты… Но это вряд ли. Не надо думать, что гений в русской словесности был один, и приписывать ему все самое достойное. Некоторые вот, к примеру, утверждают, что Периодическая система химических элементов тоже впервые приснилась Пушкину, но он в ней ничего не понял… А если серьезно, то «Конек-Горбунок» – слишком основательная работа, не свойственная легкому гению Александра Сергеевича. Только упорный сибиряк был способен на такой труд.

книга
«А конек его – горбатко».
Иллюстрация
Елены Самокиш-Судковской
к сказке Петра Ершова
«Конек-Горбунок».
Типография журнала
«Искусство
и художественная промышленность»
Н.П. Собко. СПб., 1902.

И все же литератор, вместо того чтобы остаться в Петербурге и купаться там в лучах славы, тешить себя соками и склоками литературной жизни, отправляется на свою малую родину. Не только потому, что не удалось получить в Санкт-Петербурге должности, а еще и потому, что он любил свой родной Тобольск и питал надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири. Конечно, грандиозным планам, в которые входило изучение жизни местных народностей, издание журнала, не суждено было сбыться, но уже то, что Ершов трудился на ниве просвещения в должности директора гимназии, вызывает мысль о благородной и подвижнической натуре. Недаром Пушкин сказал Ершову: «Да вам и нельзя не любить Сибири – во-первых, это ваша родина, во-вторых, это страна умных людей». Он имел в виду, понятное дело, декабристов.

Да, бесспорно, Ершов был учеником Пушкина. Однако приведенное выше высказывание «солнца нашей поэзии» о том, что можно «оставить» сказку, наводит на мысль, что Пушкин различил у Ершова качественно новую сказовую интонацию, которая ему самому не была присуща. Пушкин как автор сказок «работает» отстраненно (филологи говорят «стилистически нейтрально»), в то время как Ершов фактически сливается, смешивается со своим сказителем, часто обращаясь напрямую к читателю, а местами как бы даже анонсируя, о чем будет говориться дальше. Поразительны летучесть и простота языка, с которыми Ершов живописует громадные сложные перспективные планы, переходящие из реальной жизни на территорию чуда. А еще невооруженным глазом видно (ухом слышно), насколько виртуознее, остроумнее работает Ершов с фольклором. Вглядимся в детали:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector