Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык без жестов: как понять особенных людей

Язык без жестов: как понять особенных людей

Сегодня отмечается Международный день глухих. О том, как понять плохослышащих людей, не обидеть их и помочь сориентироваться, рассказала в интервью «Социальному навигатору» Татьяна Басилова, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Каковы особенности восприятия внешнего мира у глухих людей?

— Прежде всего надо отметить, что глухие — очень разные люди по своему воспитанию, образованию, умению использовать свой остаточный слух, внятно говорить и так далее. Некоторые из них всю жизнь нуждаются в заботе со стороны слышащих, другие успешно реализуются в жизни.

Отсутствие слуха суживает поле восприятия человека, лишая его способности ощущать то, что находится вне поля зрения. Слышащий человек настораживается, когда, например, сзади раздаются какие-то звуки или нарастает шум машины сбоку. Отсутствие этой возможности делает глухого более уязвимым.

Такую особенность — только зрительное восприятие — можно сравнить с немым кино, когда не всегда можно уловить смысл происходящего на экране. Все это может сказаться на трудности глухих людей проследить причинно-следственные связи событий, а значит, и на их возможности понимать, к чему могут привести те или иные поступки. Поэтому картина мира глухих может отличаться, в ней могут быть пробелы, которые они заполняют с помощью собственных объяснительных моделей, вызывающих недоумение слышащих.

Неслышащий человек должен все время наблюдать за происходящим вокруг, чтобы быть в курсе. При общении на жестовом языке он вынужден очень внимательно смотреть не только на движущиеся руки собеседника, но и на его лицо. Такое сосредоточение лишает его возможности видеть то, что происходит рядом.

Можно ли до начала разговора понять, что человек плохо слышит?

— Устная речь глухого человека может быть отрывочной, лишенной интонации, и это сразу обращает на себя внимание. Хотя есть глухие люди, которые очень хорошо говорят, и вы не определите, что он не слышит, пока не заметите слуховой аппарат. В устной речи слабослышащего человека можно сразу заметить недостатки произношения, например пришепетывание.

Общей особенностью является стремление видеть лицо собеседника при общении, ближе подходить к собеседнику, поворачиваться к нему лучше слышащим ухом или ухом, где есть слуховой аппарат.

Что для нас мелочь, для человека со слабым слухом может быть болезненно. Чем можно случайно обидеть глухого человека? Как избежать подобных неловких ситуаций при общении?

— Самая комфортная позиция при общении для глухих — с одним собеседником лицом к лицу. Поэтому глухого обижает, когда на него не смотрят, небрежно отмахиваются, когда он обращается за помощью к прохожему.

Они также очень чувствительны к небрежности и торопливости общения.

Их может обидеть любой случайный жест или выражение лица, которые они могут объяснить пренебрежением к себе. Для многих глухих свойственно стойкое чувство недоверия к слышащим и ощущение слабости по сравнению с ними, уверенность, что слышащие считают их неполноценными и используют их.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются люди с плохим слухом?

— Прежде всего они сталкиваются с трудностями получения нужной им информации о текущих событиях и изменениях в обществе, сложностями донести информацию о своих проблемах.

Сообщество глухих людей в развитых странах мира приравнивается к национальному меньшинству со своим языком и культурой. Жестовый язык считается родным языком глухих как язык, усваиваемый без специального обучения. В нашей стране только несколько лет назад жестовый язык глухих был признан на государственном уровне официальным языком сообщества глухих. А это означает, что во всех общественных событиях и при выступлении официальных лиц должен быть жестовый перевод. Более того, представители общественных профессий (например, социальный работник, медсестра, полицейский) должны владеть жестовым языком на элементарном уровне. Но до этого в России пока далеко — жестовых переводчиков и преподавателей явно недостаточно.

Читайте так же:
Муфты с зубчатыми венцами

Как помочь, когда глухой человек обращается за помощью, а язык жестов не знаешь? Как максимально правильно донести информацию?

— Самый простой способ общения с глухим человеком — это письменная речь. Если при таком общении нет под рукой бумаги и ручки, можно общаться с помощью текста на мобильном телефоне. Поэтому так важны письменные объявления у станций метро, на автобусных остановках, вокзалах и в других общественных местах, в которых содержится необходимая информация. Особенно это важно, если происходят какие-то неожиданные события.

При словесном устном или письменном общении важно использовать краткие и простые предложения. Надо понимать, что глухие могу считывать речь с губ собеседника, но для большинства из них это довольно сложно. Поэтому важно четко артикулировать и повторять слова несколько раз, если собеседник не понял. Например, можно сказать (написать): «Помочь?» или «Что случилось?».

Чаще всего при обращении глухого прохожего к вам на улице ему нужна элементарная помощь в ориентировке. В магазине или банке, видя со стороны растерянность человека и понимая, что он плохо слышит, можно стать посредником и просто обратиться к служащему, чтобы объяснить, что он имеет дело с глухим человеком и ему лучше перейти на письменное общение с ним.

Согласный «ч» звонкий или глухой?

Согласный «ч» — это глу­хой непар­ный звук в рус­ском языке.

Выясним, соглас­ный «ч» звон­кий или глу­хой, опре­де­лив, как обра­зу­ет­ся этот звук в речи.

Известно, что сло­во, кото­рое про­из­но­сит­ся нами вслух, скла­ды­ва­ет­ся из глас­ных и соглас­ных зву­ков. Звуки речи обра­зу­ют­ся по-разному. Гласные зву­ки фор­ми­ру­ет голос, и толь­ко меня­ю­щи­е­ся очер­та­ния губ поз­во­ля­ют раз­ли­чать глас­ные [о], [а], [о], [у], [и], [ы].

Согласные зву­ки в отли­чие от глас­ных явля­ют­ся шум­ны­ми. Шум воз­ни­ка­ет тогда, когда поток выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха встре­ча­ет пре­пят­ствия на сво­ем пути в виде язы­ка, зубов, губ. Учтем, что соглас­ные зву­ки шумят неоди­на­ко­во. В обра­зо­ва­нии зву­ков [б], [в], [г], [д], [ж], [з], кро­ме шума, при­сут­ству­ет голос. Эта фоне­ти­че­ская осо­бен­ность пере­чис­лен­ных соглас­ных отра­зи­лась в их назва­нии — «звон­кие согласные».

Другие же соглас­ные, как [с], [т], [ф], [х] и пр., про­из­но­сят­ся толь­ко с шумом, за что их назва­ли глу­хи­ми. Совершив неболь­шой экс­курс в при­ро­ду соглас­ных, опре­де­лим, какое каче­ство име­ет звук [ч’] и к какой груп­пе соглас­ных он принадлежит.

Звук «ч» — это глухой согласный

Чтобы понять, соглас­ный «ч» звон­кий или глу­хой, пона­блю­да­ем за его произношением.

При его обра­зо­ва­нии губы немно­го выдви­га­ют­ся впе­ред и чуточ­ку округ­ля­ют­ся. Кончик язы­ка каса­ет­ся нёба. Боковые края язы­ка плот­но при­жа­ты к верх­ним корен­ным зубам. Спинка язы­ка при­под­ни­ма­ет­ся. При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха кон­чик язы­ка отры­ва­ет­ся от нёба. Получается харак­тер­ный шум.

В обра­зо­ва­нии зву­ка [ч’] совсем не участ­ву­ет голос. Это мож­но понять, если при­ло­жить ладонь к перед­ней стен­ке гор­ла. Колебания, или виб­ра­ции, голо­со­вых свя­зок вы не ощу­ти­те. Горло не дро­жит. Голосовые связ­ки отдыхают.

Его фоне­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся отсут­ствие пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го в отли­чие от дру­гих соглас­ных, име­ю­щих фоне­ти­че­скую пару по при­зна­ку звонкости/глухости:

  • [б] — [п]: бот — пот;
  • [в] — [ф]: враг — фрак;
  • [г] — [к]: гор­ка — корка;
  • [д] — [т]: дом — том.

Ч звонкий или глухой

Звук «ч» — это непарный мягкий согласный

За счёт того что спин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся квер­ху, этот звук при­об­ре­та­ет мяг­кость. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде запя­той — апо­стро­фом.

Понаблюдаем, как этот соглас­ный зву­чит мяг­ко в словах:

  • чащо­ба [ч’ а щ’ о б а]
  • чудес­ный [ч’ у д’ э с н ы й’]
  • чёр­ный [ч’ о р н ы й’]
  • учё­ба [у ч’ о б а].
Читайте так же:
Джинсы кроп что это такое

Но и по при­зна­ку твёр­до­сти у соглас­но­го [ч’] тоже нет соот­но­си­тель­ной фоне­ти­че­ской пары.

Невзирая на мяг­кое зву­ча­ние, на пись­ме не сле­ду­ет писать после бук­вы «ч» глас­ные «ю», «я», а толь­ко «у» и «а».

Право знать: что такое стенотайпирование и как эта технология помогает глухим?

Начальник управления социальной политики и реабилитации Всероссийского общества глухих (ВОГ) и руководитель проекта «Стенотайп» Максим Ларионов рассказал АСИ, как стенотайпирование может решить проблемы, с которыми еженевно сталкиваются глухие и стабослышащие люди.

Стенотайпирование – современный метод передачи информации слабослышащим людям. Небольшая аккордовая клавиатура и обученный специалист, набирающий текст в режиме онлайн из любой точки мира, – вот все, что нужно для того, чтобы тысячи слабослышащих людей ощущали себя комфортно на лекциях, конференциях, судебных заседаниях и во время просмотра телепередач.

Фото: Слава Замыслов / АСИ

Жестовый язык

Жестовый язык в большинстве коррекционных школ для глухих – под запретом. Дети должны общаться только устным методом: руки сложены, нужно читать с губ. Почти 800 тысяч слабослышащих человек в России не знают жестового языка. Мы стараемся последовательно доказывать, что жестовый язык совершенно не мешает развитию устной речи.

Я вырос в семье глухих родителей, моим первым языком был жестовый, но я умею говорить. Одно другому не мешает. Самое главное — приучить человека любить русский язык и читать.

Кажется, сейчас школы не против использования жестового языка в образовательном процессе, но не знают, как это делать. В них еще держатся научные стереотипы сурдопедагогики, которые говорят, будто жестовый язык вредит развитию глухого ребенка. Хотя в Конвенции о правах инвалидов жестовый признан полноценным языком.

По статистике ВОЗ, 10% населения планеты имеют те или иные проблемы со слухом. Но это не значит, что все эти люди должны владеть жестовым языком: потеря слуха бывает разная. В России различают четыре степени, люди с первой и второй могут носить легкий слуховой аппарат и учиться в обычной школе. Им жестовый язык не нужен.

Почему жестовый язык подходит не всегда

Слабослышащие люди имеют проблемы с восприятием информации, особенно в шумных помещениях или там, где невозможно комфортно воспринимать информацию, например, на заседании суда, коллегии, на лекции в университете, во время диктанта в школе или прямого эфира на телевидении.

Сейчас мы с вами общаемся, и кажется, что все хорошо: я читаю с губ, мы понимаем друг друга. Но такое общение возможно только тет-а-тет, в комфортной обстановке. А если представить совещание на работе? Или телевидение: там часто бывает закадровый голос, а человека показывают в профиль.

Фото: Слава Замыслов / АСИ

В таких случаях мы не можем понимать по губам и надеемся на субтитры или перевод на жестовый язык либо в отдельном окошке на телеэкране, либо через переводчика, который находится рядом. Но в новостных выпусках в прайм-тайм переводчика на экране не показывают: считается, что это портит картинку.

Как применяют стенотайп за рубежом

Стенотайп показался нам более универсальным и практичным средством. Он широко используется за рубежом. В Штатах, где очень развита судебная система, стенотайп — одно из средств протоколирования судебных заседаний.

Я юрист по образованию, и до работы в ВОГ занимался делами по защите прав инвалидов. Вместе с переводчиком мы ходили в суды, и я прекрасно знаю, что такое протокол судебного заседания в России. Его постоянно надо править, если хочешь действительно внести туда именно то, что было. А в США протокол — слово в слово. Это очень важно для установления истины.

В прошлом году я был в Женеве на заседании Комитета ООН по правам инвалидов. Там было организовано стенотайпирование всего, что происходит в зале. Когда выступала российская делегация во главе с Григорием Лекаревым, стенотайпист Александр Сидоренко, находясь в России и подключившись через наушники к тому, что говорили в Женеве, выводил на большой экран в зале текст происходящего. Мне и моим коллегам было очень комфортно.

Читайте так же:
Гетры футбольные манчестер юнайтед

Как работают стенотайписты

Мы связались с Сидоренко. Он объяснил, что есть специальная аккордовая клавиатура. Принцип ее работы основан на использовании сокращенного письма, когда набираемый текст автоматически обрабатывается и расшифровывается специальным программным обеспечением в режиме реального времени. Стенотайпист не печатает слова целиком — программа сама преобразует символы, набранные оператором, в связный текст и следит за грамотностью окончаний.

Это дает высокую скорость печати. Текст выводится на экран монитора в зале в режиме онлайн, параллельно с выступлением говорящего человека. Слабослышащие люди могут его читать и в случае необходимости пролистать назад. Таким образом, благодаря стенотайписту, осуществляется синхронный перевод устной речи в текст.

Каждый стенотайпист настраивает клавиатуру под себя, у каждого свое программное обеспечение. Операторы-стенотайписты набирают текст вслепую. Они должны быть уверены, что набор идет правильно, знаки препинания расставлены верно. Впрочем, небольшой процент погрешности допустим, главное, чтобы это не мешало восприятию текста. Каждый оператор может создать свой индивидуальный словарь наиболее часто используемых слов.

Так выглядит аккордовая клавиатура стенотайписта. Фото: Слава Замыслов / АСИ

Мы решили подать заявку на грант. Узнали, что есть небольшая некоммерческая организация ГЗОС, которая владеет этими методиками и много лет пытается в одиночку показать стране важность стенотайпа. Сейчас мы вместе реализуем проект, закупили в Штатах оборудование. Четыре клавиатуры вместе с программным обеспечением на русском языке обошлись в 1 млн 300 тыс. рублей.

Ученики

Самым сложным было найти желающих обучаться стенотайпированию. Обучение занимает 17 месяцев, первые полгода надо заниматься не меньше четырех-пяти часов ежедневно. Потом можно переходить на домашний режим и самостоятельно оттачивать технику.

Мы заложили в проект стипендию студентам – 15 тыс. рублей в месяц. Мы не представляли, как еще удержать людей в проекте: понятно, что у всех семья, работа. Но самое волнующее и непонятное в этом проекте — перспективы развития.

В Америке хорошие стенотайписты получают 200 долларов в час. Там это действительно престижная профессия. В России стенотайпирование пока не применяется. Если бы суды или вузы сказали, что им нужна такая технология, думаю, эта сфера бы развивалась.

Мы разослали объявление по знакомым, опубликовали на сайте. Откликнулись 36 человек, из них мы предварительно выбрали восьмерых. Нам нужны были люди с абсолютной грамотностью, которые в совершенстве владеют русским языком. После собеседований отобрали четверых человек, которые сейчас проходят обучение. Мы объяснили ученикам: важно, чтобы вы прошли этот путь до конца: если соскочите в середине, проект завалится. К нашей радости, все очень старательно посещают занятия.

Принципиальный момент

Информационные технологии развиваются, появляются автоматические системы распознавания речи и перевода ее в текст. Но представьте заседание суда. Говорят судья, прокурор, адвокат, подзащитный, свидетели. Но программа не может внятно расшифровать речь такого количества людей – получится каша.

Мое профессиональное мнение: пока только живой специалист способен выполнять такую работу качественно. От правильного перевода часто зависит судьба человека. И это принципиальный момент.

Фото: Слава Замыслов / АСИ

Новый мир

Мы будем обращаться к правительству с просьбой поддержать внедрение стенотайпа как минимум в трех социально значимых сферах. Во-первых, на телевидении. В России выделяются деньги на субтитрование телевизионных программ в записи, но прямой эфир слабослышащим людям недоступен. Почему?

Откуда у кого-то право решать, что это вы слушаете, а это — нет? Право на свободный доступ к информации закреплен в главном законе страны — Конституции. Тем более технологии уже есть.

Когда проходит пресс-конференция президента, мы залезаем в интернет, открываем определенный сайт и распространяем по своим каналам информацию, что там будет прямая трансляция с переводом на жестовый язык. Это нормально? На Западе, когда выступает президент, губернатор или шериф, в двух шагах от него стоит переводчик жестового языка.

Читайте так же:
Ватники колорады кто это

Фото: Слава Замыслов / АСИ

Вторая сфера — образование. В университетах и колледжах, где обучаются слабослышащие дети, стенотайп пригодится на лекциях и семинарах. Бауманский университет уже заинтересовался нашим проектом, еще несколько университетов на связи в ожидании.

И наконец, третья сфера — места, где проводится обязательное протоколирование: судебные заседания, совещания. Потом протокол можно будет получить по электронной почте — очень удобно. Бывает, у нас прошло совещание, а протокол присылают через неделю. Но сейчас мир другой, и делать надо все быстро.

Проект «Стенотайп» получил грант Президента РФ по направлению «Cоциальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Нарушения речи у взрослых: афазия и дизартрия

Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.

Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».

Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

Афазия

Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась. Выделяют шесть-восемь типов афазии, но причины одни и те же: повреждение участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Часто так выходит из-за инсультов, но к расстройству речи могут привести ещё и черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаления мозга.

Какие симптомы

В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:

Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.

Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.

Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.

Читайте так же:
Чем чистить войлок валенки

Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.

Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.

Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить

Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.

Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.

Дизартрия

Это тоже речевое нарушение, но при нём нарушается в первую очередь произношение — нарушается артикуляция звуков. Часто проявляется ещё в детском возрасте, но у взрослых может появиться из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и целого ряда расстройств нервной системы: рассеянного склероза, церебрального атеросклероза, олигофрении, нейросифилиса, болезни Паркинсона.

Какие симптомы

Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

  1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
  2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
  3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
  4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:

Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

  • В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

Как лечить и что будет, если не лечить

Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector