Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Це́рковь Пи́мена Вели́кого (Троицы Живоначальной) что в Но́вых Воротника́х в Сущёве (Церковь Пимена Нового, Пименовская церковь, Троицкая церковь, Святотроицкая церковь) — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии.

Содержание

История [ править | править код ]

Первоначально поселение московских воротников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля. Их слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.

Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) московских воротников переселили на окраинное село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.

В 1691 году деревянная церковь сгорела. В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда. В 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.

В 1796—1807 годах был построен придел Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, некий слепой мальчик играл здесь и взял в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновенно прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая икона, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Эта каменная иконка долго хранилась в Пименовском храме. В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился обновлённый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, сооружённый архитектором Константином Быковским. В 1897 году по проекту архитектора Фёдора Шехтеля были заново отделаны помещения церкви. По мнению исследователя творчества Шехтеля Евгении Кириченко, интерьер церкви можно отнести к шедевру в богатом выдающимися проектами творческом наследии архитектора [1] .

В XX веке [ править | править код ]

В советский период храм не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским.

В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединились с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А. И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». (Правда, в его ведении оставался ещё один приход в Ульяновске, и это — всё.) Служили в Пименовском храме «отец» Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского «протодиакон» Александр и «священник» Андрей, а кроме того ещё несколько обновленцев, в их числе небезызвестный А. Левитин (Краснов) [2] .

Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской патриархии. Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года. Крыша храма прохудилась, и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий I в слове, которое он произнёс за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них» [3] .

В 1930—1934 годах в этой церкви диаконом служил Алексей Протопопов, в будущем священномученик.

МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ

В стиле барокко. Длина здания храма — 45 метров, ширина — около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня — трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого.

В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже силь­но застроенного и многолюдного: их прежняя терри­тория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя — святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит «Новый Пимен».

Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности мос­ковских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благосло­вению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 годах, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.

Ныне существующая ограда построена в 1825 году.

В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился новый придел во имя Владимир­ской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел — учёные полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестрой­ке церкви в конце того же столетия придел был соору­жён заново архитектором К. М. Быковским. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.

Читайте так же:
Какая мода джинсов 2017

Разумеется, что на рубеже XIX-XX веков ни о каких московских воротниках и их слободском посе­лении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить вла­сти о расширении храма ввиду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий — в начале XX века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художествен­ными приёмами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и даже позднейшие росписи В. Васнецова, хотя само­го художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристи­анскую символику катакомб — изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей. Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили 27 декабря 1907 года.

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников «церковных ценностей».

Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой «золотого двадцатилетия», так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.

В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал цитаде­лью обновленцев во главе с лжемитрополитом Алек­сандром Введенским — это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И толь­ко после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.

В советские же годы сюда была перенесена хра­мовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбож­ной властью в середине 1930-х годов.

Святыни

Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), «Пименовский» образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8 час., вечерня и утреня — в 17 час.; в пятницу — с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье — с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) — всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Церковь Пимена на Новослободской

«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу» — это слова Пимена Великого.

В его честь построили церковь в Москве на Новослободской.

Возведение церкви началось в 1658 году, как раз в период правления Алексея Михайловича при московском архиепископе Никоне.

Возведение церкви началось в 1658 году, как раз в период правления Алексея Михайловича при московском архиепископе Никоне

Возведение церкви началось в 1658 году, как раз в период правления Алексея Михайловича при московском архиепископе Никоне

Собор создан слободой отряда военных людей, которые были на страже воротных башен крепостных стен Москвы в 14-17 веках. Отсюда название этого отряда — воротники.

Они считались частью долговременного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», потому что должны были обслуживать артиллерию при крепостных воротах.

Читайте так же:
Фиалковый венец краткий пересказ

Если бы не пожары, которые происходили в городе, Москва не выглядела бы опустошенной.

Но еще большее несчастье было впереди: в 1654 году город страдал от чумы и от пожаров. Чума погубила многих, а пламя разрушило основную часть города, состоящего преимущественно из деревянных построек.

Народ считал, что эпидемия — это наказание Бога за грехи, поэтому часто обращался к силам небесным

Народ считал, что эпидемия — это наказание Бога за грехи, поэтому часто обращался к силам небесным

Первую церковь построили в 1658 году.

Новоселы построили церковь с престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, ранее которого воротники считали своим Небесным заступником.

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Деревянная церковь выглядит точно так же, как и Троицкая церковь, которая стоит на прежнем месте, имевшая Пименовский придел.

У сторожей появились две одинаковые церкви, в простонародье называемые «Пимен Старый» и «Пимен Новый». Это говорит об особом почитании преподобного Пимена, учителя покорности и терпения.

Новая Пименовская церковь простояла недолго и сгорела в 1691 году. В 1696 — 1702 гг. по благословению Патриарха Адриана церковь была построена заново, только уже из камня и освящена в 1702 году с теми же престолами — главным Троицким и приделом во имя Пимена Великого.

Это был собор, не отличавшийся архитектурной сложностью, состоящий из одной апсиды. Завершается храм восьмигранным барабаном с маленькой главкой, с южным приделом и трапезной, к которой с западной стороны присоединялась колокольня.

Авву Пимена выбрали святым, потому что в день его памяти уцелели стены и башни Москвы

Существует документ, который свидетельствует о разорении Москвы Тахтомышем, сожжении архитектурных зданий, но сохранились лишь белокаменные башни и стены столицы, и все это случилось в день памяти Пимена Великого.

Воротники посчитали это знаком и выбрали Пимена своим заступником. На протяжении года после сожжения Москва заново отстроилась.

Через 13 лет в 1395 году, точно в тот же день, когда Тохтамыш напал на Москву, случилась встреча московским духовенством, во главе которого стоял Киприан, и чудесного лика Пресвятой Девы, доставленного из Владимира.

К этому времени началось строительство защитниками московских ворот первой Пименовской церкви у стен Кремля.

Сначала поселение московских воротников также располагалось у стен Кремля. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого проименованы находящиеся рядом переулки — Воротниковский и Старопименовский, где позднее существовал второй каменный храм Пимена Великого в Старых Воротниках.

Считается, что Пимен принадлежит к числу одних из главных представителей древнего монашества

Считается, что Пимен принадлежит к числу одних из главных представителей древнего монашества

Святой Пимен появился на свет около 340 года в Египте. Еще с ранних лет Пимен тяготел к монашеской жизни и немного спустя вместе со своими братьями покидает отчий дом для того, чтобы в одном из монастырей принять постриг.

Авва (так уважительно обращаются, чтобы показать почитание) Пимен давал мудрые наставления, понятные абсолютно каждому на простом языке.

Высказывания святого, его жизнь, состоящая из каждодневных молитв, признавали традицией православного монашества.

Умер Пимен в 110 лет, прожив долгую и нелегкую жизнь. Позже его признали угодником Божиим и в знак мудрости, честности ему дали название Великий.

Начиная с XVIII столетия, по прошествии некоторого времени, стал сходить на нет слободской образ жизни

В церковь Пимена все чаще приходили обычные жители города, начиная от простого рабочего люда и заканчивая купцами и военными.

С 1760 по 1770 годы происходило увеличение трапезной, и в то же время построили новую колокольню, снова перестроенную в середине XIX столетия.

Более-менее деятельные и находчивые из слобожан занимались свободной торговлей.

Жители Москвы с опаской ждали нападения армии Тамерлана, готовясь постом и молитвенным словом «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». Но случилось настоящее чудо: на сей раз столица не подверглась нападению.

Неприятель оставил Москву в день сретения чудотворной Владимирской иконы.

После построения Владимирского придела церковная зона была обнесена фундаментальной оградой с воротами, которые сделаны в стиле барокко. Ограда сохранилась до наших дней почти в том же виде, в каком ее изначально построили.

Ворота при входе в храм Пимена, которые сделаны в стиле барокко

Ворота при входе в храм Пимена, которые сделаны в стиле барокко

В фасады храма добавлены элементы в эклектическом стиле, который воспроизводит формы «русского стиля» и «московского барокко»

В середине XIX столетия появилась потребность существенного увеличения церкви. Д. А. Гущин предложил удлинить на восточную сторону два придела, целиком переделать алтарные апсиды, обновить росписи и лицевое оформление церкви.

Сейчас, как говорят современники, ранешная «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием».

Освящение увеличенной и восстановленной церкви было сделано в памятный день преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года.

В 1897 году, как только закончились работы по увеличению церкви, началось восстановление внутреннего интерьера.

Настоятель В. Славский и купец С. Крашенинников взяли за образец наброски росписей Свято-Владимирского Собора в городе Киев, которые выполнены к 1896 г. маститыми профессионалами — В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским.

Читайте так же:
Dolce gabbana джинсы бирка Немного об одежде

Первый взял на себя основную роль в образовании соборной росписи: он одобрил росписи и их технику выполнения, сделанные учениками Ф. Шехтеля.

"Распятый Бог-Сын". Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова)

«Распятый Бог-Сын». Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова)

Ансамбль изготовлен из белого итальянского мрамора. Несмотря на торжественность и величественность отделки храма, иконостас отличает холодное изящество и чистота линий.

Резные рисунки содержат в себе духовную символичность раннего христианства и Византии. Отделка из мрамора состоит из растительных узоров, пальмовых ветвей, гроздей виноградной лозы, монограммы имени Христа, называемой «хрисмоной».

На арке главного иконостаса располагается крест в виноградной лозе, который является символом Воскресения Христа и вечной жизни.

Внутренне убранство храма Пимена

Внутренне убранство храма Пимена

Позолоченные решетчатые Царские Врата, которые хорошо гармонируют с белым мрамором, дают насладиться видом на образы росписи алтаря.

На стенах и сводах собора украшательством также выступают различные росписи, характерные для русского и византийского стилей. Под сводами можно обнаружить 18 композиций на евангельские тематики; на стенах и столпах — 120.

Освящение собора в обновленном виде происходили в несколько этапов, по мере того, как выполнялись работы. Пименовский придел освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1944 году многие обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием воссоединились с Православной Церковью. Осталась в Москве одна «твердыня» обновленчества — Пименовская церковь, где также служил А. И. Введенский, считаясь «митрополитом» и «первоиерархом».

Служили в Пименовском храме «отец» Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского «протодиакон» Александр и «священник» Андрей и некоторые обновленцы.

Через несколько месяцев после смерти митрополита, церковь Пимена на Новослободской перешла в ведение Московской Патриархии. Епископ Русской православной церкви Алексий I совершил в ней Божественную литургию в конце 1946 года.

Крыша собора износилась, стены от влаги, которая проникала внутрь и смешивалась с красками, стали красными. Патриарх Алексий I в слове, произнесенном за литургией, показывая на стены церкви, сказал:

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (Москва)

«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу» — это слова Пимена Великого.

В его честь построили церковь в Москве на Новослободской.


Возведение церкви началось в 1658 году, как раз в период правления Алексея Михайловича при московском архиепископе Никоне

История

Интерьер храма преп. Пимена Великого в новых Воротниках безусловный шедевр Шехтеля – является единственным сохранившимся в первозданном виде церковным интерьером, спроектированным зодчим.

История храма преп. Пимена изобилует перестройками и обновлениями. Первый деревянный храм во имя Пимена Великого датируется 1658 годом. В 1696-1702 годах на его месте соорудили небольшую каменную одноапсидную церковь во имя Святой троицы с небольшой трапезной и южным приделом во имя Пимена Великого. Северный предел во имя иконы Владимирской Божией Матери, колокольня и обширная четырехстолпная трапезная, существующая и в настоящее время сооружены между 1796 и 1811 годами, ограда в 1825 году.

В 1879- 1883 г.г. церковь расширили путем удлинения боковых пределов на восток. Тогда же церковь расписали по образцу Владимирского собора в Киеве.

В 1893 г. храм в очередной расширили, на этот раз удлинив к западу, из-за чего восточные части первого яруса колокольни вошли в состав первого яруса колокольни вошли в состав внутреннего помещения храме, который приобрел облик и размеры, сохраняющиеся до настоящего времени. В это же время начались работы по обновлению интерьера. В 1897 году Шехтель представил проект его новой отделки и создания новых росписей по образцу Киевского собора во имя святого Владимира. По эскизам Шехтеля воспитанниками Строгановского училища были выполнены фрески для храма Пимена Великого. Выполнение огромного объема работ стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Шехтеля, прихожанина храма Владимира Петровича Смирнова – представителя семьи водочных королей России.

В пространстве храма господствует сверкающей белизной мраморный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним.

Три отдельных иконостаса слиты в единую трехчастную композицию. Все три иконостаса, хотя и двухъярусные, но сравнительно невысокие. Ступенчатая форма иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем – копию знаменитой композиции В.М.Васнецова Белая мраморная резная решетка отделяет солею от самого храма, акцентируя значительность предлагаемого пространства.

Наряду с редко используемым в России каменным иконостасом белый цвет мраморной алтарной преграды дополнен золотом. Изыскано просты и выразительны позолоченные решетки перед царскими вратами центральной части иконостаса и приделов. Изящны и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на станах и столпах храма. Золотые паникадила своим цветом также символически напоминают, что Бог есть Свет.

В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счет уменьшения их размеров и группировки фигур по две.

Огромная, являющаяся содержательным и композиционным ядром храма копия композиции Васнецова «Богоматерь Запрестольная» доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты Ветхого завета, между окнами купола – изображения пророков.

Читайте так же:
Чем отличается капюшон от башлыка

В парусах купола трапезной помещены изображения евангелистов. Основание свода обрамляют изображения херувимов, а в центре свода помещено изображение Святого Духа.

В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения святых, служивших Господу в земной жизни во имя жизни небесной. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученики князь Михаил и боярин Федор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святители Тихон Задонской и Димитрий Ростовский и многие другие святые, чтимые русской православной церковью.

Под сводами находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене начиная от солеи южного Пименовского придела представлены «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице» и «Сретение Господне» — повторение оригинала Васнецова. Напротив, помещено «Крещение Господне» — копия известной композиции кисти Нестерова. Между ними, на западной стене – «Воздвижение Креста Господня».

В северном приделе, посвященном иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные росписи изображают события из жизни Божией Матери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Рождество Христово. Росписи притвора представляют притчу о милосердном самарянине и добром пастыре.

Росписи трех алтарей изображают праотцев и святых первых веков христианства. Витраж центрального алтаря изображает «Воскресение Христово» во Владимирском приделе – «Моление о чаше» в Пименовском – Явление Христа Марии Магдалине. Над царскими вратами воссоздана композиция Васнецова «Распятый Бог — Сын» в окружении ангелов.

Иконы первого яруса иконостаса датируются в основном второй половиной XVII — началом XVIII века. В верхней части иконостаса в глубине мраморных арок – изображения двунадесятых праздников. В левом северном пределе иконы, посвященные праздникам Божией Матери, в центральной и правом южном пределе – праздники из жизни Спасителя.

Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов рост, обращенными к восседающему на престоле Спасителю. В левом пределе – сидящая Богоматерь с младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении Сына Божия. В правом пределе представлена своеобразная параллель этой композиции: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены к Богу – Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией.

Освящение мраморного иконостаса состоялось в октябре 1907 года, а 27 декабря того же года было совершено освящение храма в честь Святой Троицы и придела в честь иконы Владимирской Божией Матери при церкви преп. Пимена Великого в Новых Воротниках что в Сущеве.

В Советский период храм не закрывался. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Алек­сандром Введенским.

Через три с половиной месяца после смерти Алек­сандра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии. Святейший Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года. Крыша храма прохудилась и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий в слове, которое он произнес за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».

Описание храма

Церковь Пимена на Новослободской была выполнена в стиле барокко, по типу «восьмерик на четверике», увенчанный узким барабаном с небольшой главкой. С запада к зданию примыкала колокольня.

В XVIII веке столицей Российской империи стал Санкт-Петербург, московские воротники сделались невостребованными и очутились на положении обычных горожан. Наиболее практичные слобожане занялись торговым промыслом.

Постепенно слобода воротников стала состоять из обывателей различных сословий — мещане, купцы, военные, служащие и рабочий люд. По историческим данным, в 1722 году приход насчитывал 170 дворов. Ввиду многочисленности прихожан Пименовский храм требовал расширения.

В период с 1760 по 1770 год была увеличена в размерах трапезная и сооружена новая колокольня. В 1796 году началось строительство северного предела, который был освящен в 1807 году в честь Владимирской иконы Богородицы.

Через некоторое время территорию храма обнесли фундаментальной оградой, которая повторяла общий барочный стиль церкви. Это ограждение сохранилось в первозданном виде до сегодняшних дней. С северной стороны от здания храма находился православный погост.

церковь Великого Пимена

Святыни

Ообраз Божией Матери в народе именуемый «Пименовским» (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»)

  • Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время).
  • Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.)
  • Тихвинская икона Божией Матери, в иконостасе левого сев. придела (XVIII в.)
  • Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.).
  • Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.)
  • Ообраз Божией Матери в народе именуемый «Пименовским» (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»)
  • Свт. Николая Чудотворца (XVIII в.).
  • В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.).
  • Особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.).
  • Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.
  • Икона св. прп. Пимена Великого с частицей мощей
  • Икона св. вмц. Анастасии Узорешительницы с частицей мощей
  • Икона св. блаж. Матроны Московской с частицей мощей
  • Икона св. мч. Иоанна Воина с частицей мощей
Читайте так же:
Образы с светло голубыми джинсами

Советское время

Октябрьская революция разрушила православный уклад русского народа. Но расписание богослужений церкви Пимена на Новослободской оставалось прежним. Хотя угроза закрытия храма существовала дважды.

Весной 1922 года из церкви были изъяты наиболее ценные предметы интерьера и сняты колокола. До 1936 года храм был оплотом православия. Сюда стекались православные верующие со всех закрытых советской властью церквей.

В 1937 году Пименовский храм был захвачен обновленцами и вернулся в Русскую православную церковь только в 1946 году. Несмотря на попытки коммунистов подавить возрождение религии обложением непосильными налогами действующих храмов, церковь Пимена на Новослободской сумела сохранить свой первоначальный облик и устоять.

На протяжении советского периода благодаря стараниям духовенства в храме постоянно проводились ремонтно-строительные работы. Были отремонтированы пол и кровля, оборудовано отопление, позолочены купола, подведено электричество в звонницу.

Церковь Пимена

Паломнику

Храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00.

Расписание богослужений:

Богослужение в храме совершается ежедневно.

Вечерня и Утреня в 17.00.

Литургия в будние дни в 8.00.

По праздникам и воскресным дням – Литургия в 7.00 (ранняя) и 9.30 (поздняя).

Накануне воскресных дней и праздников – всенощное бдение в 17.00

По пятницам в 17.00 совершается Параклисис (акафист) Божией Матери.

Через воскресенье в 17.00 совершается Вечерня с акафистом преподобному Пимену Великому, Живоначальной Троице или Казанской иконе Божией Матери.

По всем вопросам можно обращаться по телефону

Дальнейшее благоустройство

К концу XIX века церковь Пимена на Новослободской имела еще больший приход и снова нуждалась в расширении. Работы по обновлению и увеличению здания проводились по проектам архитектора Д. Гущина.

В 1882 году были удлинены пределы, перестроены алтарные апсиды, обновлены росписи, добавлены элементы декора в стиле барокко и эклектики.

Через 10 лет перестройка Пименовской церкви была продолжена. Работы проводились на средства благотворителей и прихожан. В 1893 году здание храма увеличили в длину. Для этого потребовалось засыпать пруд. Была видоизменена колокольня и пристроена паперть.

Именно тогда церковь Пимена на Новослободской приобрела тот внешний облик, который и сохранился до настоящего времени. Ее длина равна 45 м, а ширина — 27 м. Общая площадь храма — 600 кв. м, что позволяет вместить одновременно 4 тыс. человек.

Внутреннее убранство

Авву Пимена выбрали святым, потому что в день его памяти уцелели стены и башни Москвы

Существует документ, который свидетельствует о разорении Москвы Тахтомышем, сожжении архитектурных зданий, но сохранились лишь белокаменные башни и стены столицы, и все это случилось в день памяти Пимена Великого.

Воротники посчитали это знаком и выбрали Пимена своим заступником. На протяжении года после сожжения Москва заново отстроилась.

день памяти Пимена Великого

Через 13 лет в 1395 году, точно в тот же день, когда Тохтамыш напал на Москву, случилась встреча московским духовенством, во главе которого стоял Киприан, и чудесного лика Пресвятой Девы, доставленного из Владимира.

К этому времени началось строительство защитниками московских ворот первой Пименовской церкви у стен Кремля.

Сначала поселение московских воротников также располагалось у стен Кремля. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого проименованы находящиеся рядом переулки — Воротниковский и Старопименовский, где позднее существовал второй каменный храм Пимена Великого в Старых Воротниках.

Считается, что Пимен принадлежит к числу одних из главных представителей древнего монашества

Считается, что Пимен принадлежит к числу одних из главных представителей древнего монашества

Святой Пимен появился на свет около 340 года в Египте. Еще с ранних лет Пимен тяготел к монашеской жизни и немного спустя вместе со своими братьями покидает отчий дом для того, чтобы в одном из монастырей принять постриг.

Авва (так уважительно обращаются, чтобы показать почитание) Пимен давал мудрые наставления, понятные абсолютно каждому на простом языке.

Высказывания святого, его жизнь, состоящая из каждодневных молитв, признавали традицией православного монашества.

Умер Пимен в 110 лет, прожив долгую и нелегкую жизнь. Позже его признали угодником Божиим и в знак мудрости, честности ему дали название Великий.

Современное состояние

Сегодня храм встречает своих прихожан в новом убранстве. Его здание снова оштукатурено и окрашено. Реставрируются старинные иконы, обновляется стенопись.

С большой любовью облагораживается храмовая территория. Установлено внешнее освящение, благодаря которому церковь производит праздничное впечатление в любое время.

Жизнь прихода наполнена разнообразным служением. Здесь проводится обучение в Воскресной школе, катехизаторская работа, богослужения, благоукрашение храма, дела милосердия…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector