Гольф для начинающих: ваши первые шаги. Все, что вам нужно знать, чтобы начать играть в гольф
Гольф для начинающих: ваши первые шаги. Все, что вам нужно знать, чтобы начать играть в гольф
Мы знаем – со стороны гольф кажется невероятно сложной и запутанной игрой. Так много правил, так много разных клюшек. А еще куча загадочных слов – берди, богги, питч-энд-патты… Гольфисты говорят на этом языке каждый день и не видят в нем ничего особенного, но тех, кто только собирается взять в руки клюшку, такое количество непонятных терминов может обратить в бегство.
Именно поэтому мы решили сделать что-то вроде путеводителя по миру гольфа для начинающих, ответив на самые животрепещущие вопросы. Какие клюшки вам понадобятся? Как научиться играть? Как понять, что вы уже готовы выходить на настоящее поле? Мы считаем, что не бывает глупых вопросов, связанных с гольфом – есть только те, которые вы боитесь задать или, что еще хуже, на которые вы не можете найти ответа. Главная задача этого путеводителя сделать так, чтобы последних не осталось.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Все, что вам нужно знать о клюшках для гольфа
Без сомнения, правильный инвентарь никогда не будет лишним, но это вовсе не значит, что вам придется разориться, чтобы начать играть в гольф. Лучше сосредоточиться на том, чтобы найти такие клюшки, которые помогут вам сгладить ваши слабые стороны – с минимальными затратами. У вас еще будет возможность попробовать самые навороченные новинки, тем более, что они появляются каждый год, но в начале пути в этом нет никакой необходимости.
Вам понадобится лишь несколько клюшек. Правила позволяют гольфистам носить в бэге максимум 14 клюшек, но на первых порах вы вполне можете ограничиться гораздо меньшим количеством. Возьмите драйвер (клюшка с самой большой головкой для самых далеких ударов), паттер (без него точно не обойтись – именно этой клюшкой делают катящий удар, после которого мяч падает в лунку) и сэнд-ведж (это клюшка, на подошве которой выгравирована буква S или угол наклона 54 или 56 градусов), добавьте к ним пару айронов (клюшка с плоской головкой) – например 6-й и 8-й, питчинг-ведж и фервейный вуд или гибрид с углом наклона 18-21 градус. Это – самые «прощающие» клюшки, с помощью которых легче всего поднять мяч в воздух.
Нет никакой необходимости гнаться за новыми клюшками из последних коллекций – вы вполне можете купить подержанные за весьма умеренные деньги.
Не гадайте – прежде чем купить, попробуйте. Даже если вы только-только начинаете играть, прежде чем покупать или заказывать клюшки, зайдите в гольф-магазин или на драйвинг-рейндж и попросите дать вам попробовать ударить 6-м айроном с шафтом (ручкой), обладающим обычной (regular-flex) или повышенной жесткостью (stiff-flex). В большинстве случаев чем более быстрым и агрессивным свингом обладает гольфист, тем больше ему нравятся клюшки с маркировкой S – то есть stiff, жесткие.
Вы почувствуете, что одной из них вам проще контролировать свой удар. Именно такую жесткость шафта вам следует выбрать для всех ваших клюшек – для начала. Позже, когда вы убедитесь, что увлеклись гольфом всерьез и надолго, и научитесь стабильно попадать по мячу, мы советуем вам пройти процедуру «клабфиттинга» – индивидуального подбора и подгонки клюшек.
Чем больше лофт (угол наклона головки относительно шафта) – тем лучше. Если вы не сильный и обладающий безупречной координацией спортсмен, у которого есть опыт игры клюшкой/битой/ракеткой и мячом (например, в бейсболе, софтболе, хоккее, теннисе и так далее), выбирайте вуды (клюшки с большими головками) с большим углом наклона головки относительно шафта (в гольфе он называется лофтом). Почему? Дело в том, что больший лофт помогает поднять мяч в воздух, а также уменьшает боковое вращение мяча – так что он летит более прямо. Пусть у вашего первого драйвера лофт будет минимум 10 градусов, а у вудов для игры с фервея – начинается с 17, а не с 15.
Инвентарь для гольфа 8 букв
2. Игровое поле, инвентарь и экипировка
2.1. Игровое поле. Поле должно быть размечено в соответствии с указаниями данных Правил и приведенными схемами N 1, 2 и 3 (Приложение N 4, 5, 6 соответственно).
Внутренняя часть поля (infield) — квадрат со стороной 27,45 м (90 футов). Дальняя часть поля (outfield) — образуется двумя «фаул»-линиями, являющимися продолжением сторон квадрата, как показано на схеме N 1 (Приложение N 4). Расстояние от «дома» («домашней» пластины) до ограждения, ближайшей трибуны или другого препятствия на «игровой территории» должно быть не менее 76,25 м (250 футов). Желательно, чтобы выдерживались расстояния: по «фаул»-линиям — 97,6 м (320 футов) или более, по центру поля 122 м (400 футов) или более (см. примечание «а)» к данному пункту).
Рельеф инфилда должен быть таким, чтобы линии баз и пластина «дома» располагались на одном уровне.
Пластина питчера должна располагаться на 25,4 см (10 дюймов) выше пластины «дома». Угол уклона от точки, расположенной на 15,24 см (6 дюймов) впереди площадки питчера до точки, находящейся на расстоянии 1,825 м (6 футов) в сторону пластины «дома», должен быть 2,54 см (1 дюйм) на 30,5 см (1 фут), уклон должен быть равномерным (см. схему 3).
Инфилд и аутфилд, включая ограничительные линии, составляют «фэйр»-территорию, вся остальная часть площадки — «фаул»-территория. Желательно, чтобы линия, проходящая от дома до второй базы через пластину питчера, была направлена на восток — северо-восток. Рекомендуется, чтобы расстояние от «дома» до задней границы поля, а также от линий баз до ближайшей трибуны, ограждения или любого другого препятствия на «фаул»-территории составляло не менее 18,3 м (60 футов) и более (см. схему N 1, Приложение N 4).
После определения местоположения «дома» стальной лентой в установленном направлении отмеряют 38,82 м (127 футов 3,375 дюймов) для определения местонахождения второй базы. От «дома» отмеряют 27,45 м (90 футов) в направлении первой базы; от второй базы отмеряют 27,45 м (90 футов) в направлении первой базы. Пересечение этих линий определяет место первой базы. Так же определяют местоположение третьей базы. Расстояние между первой и третьей базой должно быть 38,82 м (127 футов 3,375 дюймов).
Все замеры от «дома» должны производиться от точки пересечения линий первой и третьей баз. Зоны кетчера, бьющего, тренеров, линии трехфутового коридора до первой базы и зоны очередного бьющего размечают согласно схемам N 1 и 2 (Приложение N 4, 5).
Разметка поля выполняется раствором негашеной извести, мела или другого белого материала.
а) с сезона 2002 г. официальные игры чемпионата России должны проходить на полях с «фаул» — линиями не менее 95 м;
б) Существующие бейсбольные поля и построенные до 2002 года, которые не могут быть реконструированы таким образом, чтобы минимальное расстояние было соблюдено, как в пункте «а», могут быть использованы в играх чемпионата России.
2.2. «Дом» («домашняя» пластина) называют пятиугольную пластину из отбеленной резины, одна грань которой составляет 43,18 см (17 дюймов), две прилегающие к ней по 21,59 см (8,5 дюйма), а оставшиеся две грани — по 30,48 см (12 дюймов) — сходятся под углом 90 градусов. Пластина «дома» располагается на поверхности в месте пересечения «фаул»-линий первой и третьей баз так, чтобы 17-дюймовая грань была обращена в сторону питчера, а две 12-дюймовые грани закрывали «фаул»-линии. Все грани «дома» должны иметь фаски, сама «домашняя» пластина жестко зафиксирована вровень с поверхностью поля (рисунок «Д» на схеме 2). Вершина угла между 12-дюймовые гранями совпадает с пересечением внешних частей разметки «фаул»-линий, за которыми следует «фаул»-территория.
2.3. Первая, вторая и третья базы обозначаются белыми полотняными мешками, надежно прикрепленными к поверхности земли. Первая и третья базы полностью располагаются в пределах инфилда. Центр второй базы располагается в точке пересечения воображаемых линий от 1-ой ко 2-ой базе и от 2-ой к 3-й базе, местоположение 2-ой базы обозначается на поле соответствующей отметкой. Базы имеют форму квадрата со стороной 38,1 см (15 дюймов), толщиной не менее 7,62 см (3 дюймов) и не более 12,7 см (5 дюймов), и заполняются мягким материалом.
2.4. Пластина питчера представляет собой прямоугольную плиту из отбеленной резины размером 60,96 на 15,24 см (24 на 6 дюймов). Пластина питчера плотно устанавливается на поверхности холма, как показано на схемах N 1 и 2 (Приложение N 4, 5) так, чтобы расстояние между передней ее частью и вершиной «дома» составляло 18,45 м (60 футов 6 дюймов) по поверхности поля.
2.5. Принимающий клуб должен обеспечить скамейки для игроков, для каждой из команд. Скамейки должны располагаться не ближе 7,6 м (25 футов) от «фаул»-линий, иметь крышу и стены сзади и по бокам, и может быть не много ниже уровня игрового поля.
Играют в бейсбол мячом сферической формы, образованной пряжей, намотанной на сердцевину из пробки, каучука или подобного материала, покрытой двумя кусками белой кожи, плотно сшитыми вместе. Вес мяча не менее 141,75 и не более 148,84 г. (5 — 5 1/4 унций), длина окружности от 22,86 до 23,5 см (от 9 до 9 1/4 дюйма). Игрок не должен преднамеренно повреждать мяч, натирая его глиной, канифолью, парафином, наждачной бумагой или любым другим посторонним веществом.
НАКАЗАНИЕ: Судья должен заменить мяч и отстранить нарушителя от игры. Если судья не может определить нарушителя, а питчер использовал такой мяч для подачи, то питчер немедленно отстраняется от игры, а срок его дисквалификации определяется общероссийской спортивной федерацией.
а) Бита представляет собой гладкую, круглую в сечении палку диаметром не более 6,99 см (2,75 дюйма) в самой толстой ее части и не длиннее 106,68 см (42 дюйма), изготовленную из цельного куска твердого дерева.
ПРИМЕЧАНИЕ: Ламинированные и экспериментальные биты не могут использоваться в официальных играх (как в играх чемпионата, так и в показательных), если производитель не получил одобрения общероссийской спортивной федерации на конструкцию и метод изготовления такой биты.
б) Биты с углублением. На конце биты, может быть, выемка глубиной до 3,175 см (1 1/4 дюйма), шириной не более 5,08 см (2 дюйма) и не менее 2,54 см (1 дюйм) диаметром. Изгиб выемки не должен иметь постороннего материала.
в) Ручка биты может быть покрыта или обработана каким-либо веществом или материалом для предотвращения скольжения на длину не более 45,18 см (18 дюймов). Если вещество нанесено с нарушением указанного ограничения, то такая бита изымается из игры.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если судья обнаружит, что бита, не соответствует пункту (в), в момент, когда такой битой производится отбивание, или же после того как бита, использовалась в игре, то это не является основанием для наказания бьющего аутом или удалением его из игры.
2.8. Игровая униформа.
а) Все игроки одной команды должны быть одеты в форму одинакового цвета, стиля и покроя. На спине должен быть номер, размером не менее 15,24 см (6 дюймов).
Любая видимая часть нижней футболки должна быть сплошного и единого для всей команды цвета. Игроки, кроме питчера, могут иметь цифры, буквы или знаки различия на рукаве футболки.
Игрок, чья форма отличается от формы других игроков его команды, не допускается к участию к игре.
б) Длина рукавов у разных игроков должна быть примерно одинаковой длины. Рукава не должны быть оборванными, обтрепанными или с разрезом.
в) Не разрешается прикреплять на форму ленты или другие материалы, отличные от цвета формы.
г) Никакая часть формы не должна иметь орнамента напоминающего или повторяющего бейсбольный мяч.
д) Использовать стеклянные пуговицы или полированный металл в одежде запрещается.
е) Запрещается пользоваться обувью с накладками на носке или пятке, кроме разрешенных, или обувь с шипами, подобную обуви для гольфа или бега.
ж) Обычно на форме пишут фамилию игрока. Общероссийская спортивная федерация может разрешить написание имени. Если такое правило принимается, то все игроки команды должны иметь имена на форме.
з) Для отдельных соревнований общероссийская спортивная федерация может обязать команды иметь два набора формы, светлого (белого) цвета для домашних игр и темную (цветную) для игр в гостях.
2.9. Ловушка кетчера должна быть размером по периметру не более 96,52 см (38 дюймов), по высоте — 38,74 см (15 1/4 дюйма). В эти размеры включаются все шнуровки и кожаные ленты отделки, находящиеся на наружной части ловушки. Пространство между большим пальцем и остальными не должно превышать 15,24 см (6 дюймов) в верхней части и 10,16 см (4 дюймов) — в основании большого пальца. Карман не должен быть более 17,78 см (7 дюймов) в верхней части и 15,24 см (6 дюймов) от его верха до основания большого пальца. Карман может быть шнурованным, плетенным или из цельного куска кожи, прикрепленного к ловушке шнуровкой, но не превышающим вышеуказанных размеров (Приложение N 7).
2.10. Ловушка игрока первой базы должна быть не более 33,02 см (13 дюймов) и не более 20,32 см (8 дюймов) шириной, измеренной по ладони от основания большого пальца до внешнего края ловушки. Пространство между большим пальцем и остальными пальцами не должно превышать 10,16 см (4 дюймов) в верхней части и 8,26 см (3,25 дюйма) — в основании большого пальца. Конструкция ловушки должна обеспечивать неизменность указанных размеров и невозможность их увеличения, удлинения, расширения или углубления при помощи каких-либо материалов или обработки. Карман ловушки не должен быть более 12,7 см (5 дюймов) от его верха до основания большого пальца. Карман может быть шнурованным, плетенным или из цельного куска кожи, прикрепленного к ловушке шнуровкой, но таким образом, чтобы не превышать указанных размеров. Карман не может быть изготовлен из крученых или свитых шнурков, или иметь углубление наподобие сети или сачка. Вес ловушки не ограничивается.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.10. Полевые игроки, кроме игрока первой базы и кетчера, могут пользоваться другим видом ловушек. Измерения рабочей части ловушки должны производиться со стороны, принимающей мяч. Средство измерения должно плотно прилегать к поверхности и следовать всем ее изгибам. Длина ловушки должна быть не более 33,02 см (13 дюймов) от кончика любого из четырех пальцев, вдоль кармана для мяча, до нижнего края ловушки. Ширина ловушки не должна быть более 19,69 см (7,75 дюйма) от наружного шва у основания указательного пальца, вдоль оснований остальных пальцев до наружной кромки мизинца. Пространство между большим и указательным пальцами может быть перекрыто карманом. Карман может быть из цельного куска кожи или составной. Карман не может быть изготовлен из крученых или свитых шнуров, или углубляться подобно сети или сачка. Если карман закрывает весь просвет между большим и указательным пальцами, то он может быть гибким. Если карман составной, его отдельные части должны быть соединены вместе. Эти части должны быть подогнаны так, чтобы у их краев не появлялись впадины. Карман должен позволять регулировать степень раскрытия просвета между большим и указательным пальцами. Этот просвет не должен превышать 10,8 см (4,5 дюйма) в верхней части ловушки и быть не более 14,6 см (5,75 дюйма) глубиной и 8,26 см (3,25 дюймов) — в своей нижней части; степень раскрытия не должна превышать 10,8 см (4,5 дюйма) в любой точке ниже верхней части. Карман должен быть надежно закреплен по бокам, в верхней и нижней части просвета. Если присоединение производится кожаными шнурками, они должны быть закреплены. Если такие шнурки растягиваются или распускаются, необходимо их подтянуть. Вес ловушки не ограничивается.
2.11. а) Ловушка питчера должна быть однотонного цвета, включая, все швы, шнурки и перепонку. Ловушка не может быть белого или серого цвета;
б) Питчер не имеет права наносить на ловушку посторонний материал, отличный от цвета ловушки.
2.12. Защитные шлемы:
а) Все игроки, отбивая мяч, обязаны надевать защитный шлем;
б) Все игроки до 18-ти летнего возраста, отбивая мяч, обязаны надевать шлем со щитками, закрывающими оба уха;
в) Все игроки обязаны надевать шлем со щитком на одно или два уха;
г) Все кетчеры должны обязательно надевать специальные защитные шлемы, находясь на своей позиции, на поле;
д) Все мальчики или девочки, подносящие биты и мячи, во время выполнения своих обязанностей должны надевать защитные шлемы.
Если судья замечает нарушение этих правил он должен принять меры по исправлению нарушения. Если нарушение не было устранено за достаточный, по мнению судьи, промежуток времени, то судья обязан отстранить нарушителя от игры и назначить соответствующее дисциплинарное наказание.
2.13. Весь инвентарь: базы, мяч, биты, пластина питчера, форма игроков, ловушки, защитные шлемы и т.д., описанный в настоящих Правилах, но не ограниченный этим перечнем, не должен нести на себе чрезмерных коммерческих и рекламных обозначений. Обозначение производителя в части содержания и размера торгового знака и наименования, марки продукта должны быть выполнены со вкусом.
Все для гольфа (инвентарь и форма)
О ней можно сказать сухо и официально: «Клюшка — это приспособление, предназначенное для нанесения ударов по мячу». А можно поэтично и возвышенно: «Вера, Надежда и Любовь каждого гольфиста».
Минимальная длина клюшки 18 дюймов (457,2 мм), а максимальная — 48 дюймов (1219,2 мм). Подобная разница объясняется наличием трех основных разновидностей клюшек: вуд, айрон и паттер. Они различаются по форме и предполагаемому использованию. «А сколько же всего клюшек?» — спросите вы. Сейчас, сейчас, не торопитесь.
Около 70 лет назад специальные помощники профессиональных гольфистов — кэдди — просто надрывались под тяжестью бэга (сумки). В нем находилось 25(!) клюшек, что называется, на все случаи жизни. Именно тогда и было принято решение о максимальном использовании 14 клюшек.
Теперь посмотрим на клюшку во всей ее красе — от рукоятки до металлической головки (в неигровое время обычно хранится в специальном чехле, защищающем от повреждений). Теперь обратите внимание на рисунок. Металлическая головка клюшки имеет шейку, носок, пятку, лицевую часть и подошву с бороздками и желобками. Размеры головок варьируются в зависимости от названия клюшки (см. рисунок).
Итак, в нашем распоряжении 3 вуда, 10 айронов, 1 паттер. Выбираем для первого удара самую длинную и мощную — вуд N 1 (драйвер 6-12°, ударная дистанция 220-280 м); N 3 (13-16°, 200-230 м); N 5 (19-21°, 190-210 м). Все они используются для длинных ударов. Драйвер чаще всего применяется для первых ударов с площадки-ти. Размахнулись, есть! Куда же это мы попали? Возможны варианты.
1) Ого! Мяч пролетел положенные ему более 200 метров и остановился на зеленом поле — фервее, но еще на достаточном расстоянии от лунки, чтобы предвкушать победу. Меняем клюшку. Выбираем одну из так называемых айронов, пронумерованных от 2 до PW. В зависимости от изгиба стальной головки, эти клюшки подразделяются на длинные (N 2, N 3, N 4), средние (N 5, N 6, N 7) и короткие (N 8, N 9 и PW); номера с 2-го по 4-й имеют меньший угол и используются для больших расстояний — 170-200 метров, а N 8, N 9 и PW с большим углом и для коротких расстояний — 100-140 метров.
2) Ой, куда это он?! Мяч попал прямо в яму с песком, так называемый бункер. Как же его оттуда доставать будем? А для этого у нас есть особые клиновидные айроны с коротким плечом и широкой пяткой. Айрон для песка называется сэнд-ведж. Наносим им удар (обязательно не по мячу, а по песку перед ним). Взвился родимый в облачке песчаной бури и полетел.
3) Ну вот и луночка желанная. Всего 5 шагов нас отделяют от нее. Это один финальный удар, или патт. Надо только просчитать траекторию его движения, взять паттер и решительным маятниковым движением без напряжения катнуть мяч в сторону лунки.
В последние годы в моду входят и так называемые клюшки-гибриды, совмещающие свойства айрона и вуда.
Совет профессионала
«Я не очень понимаю, когда говорят о любимой клюшке. Я стремлюсь к тому, чтобы весь бэг был моим любимым. Мне кажется, что не стоит умалять значение какой-то одной части бэга. Ведь все клюшки предназначены для служения единой цели, не правда ли? Может, поэтому я стараюсь ничего в них не менять».
Виджей Сингх
Мяч
Его размеры строго ограничены — диаметр 1,680 дюйма (42,67 мм) и вес 1,620 унций (45,93 г). Его усовершенствованиям, несмотря на ограничения строгих правил, нет конца.
По мере развития игры выделялись три основных типа мячей — мяч из перьев, мяч из гуттаперчи и принятый в наши дни мяч с каучуковым покрытием. Мяч из перьев использовался почти 400 лет до середины XIX века, а два других типа были введены за последние 150 лет.
В начале XX века Кобурн Хаскелл ввел эластичный обмотанный мяч с мягкой сердцевиной, из которого «родился» современный вариант мяча. Будучи сначала обернутым гуттаперчей, этот мяч был более пружинистым и легче управляемым.
Во время тренировочного раунда на «Бритиш Оупен» 1902 года между профессионалом Александром Хердом и талантливым любителем Джоном Болом последний использовал один из новых мячей и победил! Затем он предложил Херду попробовать новый мяч, после чего тот выиграл чемпионат. Естественно, мяч немедленно стал пользоваться огромным успехом. С этого момента мячи с каучуковым покрытием стали стандартными для всех гольфистов.
Современные технологии продолжают играть свою роль в развитии мяча для гольфа, в результате чего его полет и качение становятся все более стабильными. Другие улучшения включают покрытие из полимеров и введение твердых и полутвердых мячей. Кроме того, были изменены узор и количество углублений, а также введены вариации под индивидуальный заказ игроков.
Игроки перед ударом по мячу совершают своеобразный обряд и, кажется, шепчут про себя что-то, напоминающее заклинание: «О, мяч! Без тебя останавливается Игра, без тебя бездельничают клюшки, сложенные в бэге, без тебя скучают одинокие лунки. Ты имеешь способность залетать в самые неудобные места, ты умеешь теряться в высокой траве, зарываешься в песок бункера, застреваешь в ветвях деревьев, бесстрашно ныряешь в водные преграды. Кажется, ты специально делаешь все, чтобы усложнить Игроку путь к лунке, находя норки животных или останавливаясь у каких-то камней. Но именно ты, маленький белый мяч, доставляешь всем нам — Игрокам и Зрителям — истинное эстетическое наслаждение, когда по удивительной и порой фантастической траектории попадаешь именно туда, куда надо — в лунку! Повтори же этот победный путь!»
Экипировка и форма
Как ни странно, вы никогда не увидите гольфиста в спортивном костюме или в джинсах! Не приняты также короткие шорты и рубашки без рукавов. Если вы собрались играть в гольф, то необходима одежда, допускающая свободные движения для выполнения основных ударов. Выбор огромен, когда дело касается рубашек, свитеров, брюк, шорт, слаксов или юбок. Просто, удобно и красиво — три условия, о которых вы должны помнить, когда подбираете одежду для игры в гольф. Вот один из советов Марти Хэкела, ведущего рубрики «Стиль» в журнале «Golf Digest»: «Выбирайте такую одежду, которая сидит на вас хорошо. Если она вам идет, если вы в себе уверены и чувствуете себя уютно в костюме такого стиля, какой вы вы-брали, тогда вы будете выглядеть прекрасно. Вы точно не ошибетесь, если наденете белую рубашку с брюками цвета хаки. Брюки серого цвета также вполне уместны в сочетании с черными ботинками».
Вы должны знать, что в каждом клубе может быть своя специфика одежды. Например, где-то настаивают на том, чтобы мужчины носили шорты и длинные носки. И в то же время дамы не должны находиться в помещении клуба в шортах или брюках.
Вы должны быть готовы к изменениям погоды за то время, которое вы проведете на поле, и подобрать одежду на все случаи жизни. Не забывайте, что в бэг можно положить не только клюшки, но и дождевик или свитер! И не забудьте про головной убор — он необходим и в солнечную, и в дождливую погоду!
А в дополнение к вашему «джентльменскому набору» неплохо иметь туфли на каучуковой подошве и кожаные перчатки (чаще всего одну — для лучшего хвата). Зонтик и вещевой мешок, чехлы для головок клюшек, полотенце — все это также должно лежать в вашем бэге. Вы говорите, что он и так неподъемен? Ну, что ж, тогда к вашим услугам тележка для переноски или даже гольф-кар для передвижения по полю! И бейте точнее — тогда вскоре у вас появится свой кэдди!
Гольф
Гольф (golf) — спортивная игра, в которой участники соревнуются, загоняя мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь всю дистанцию за минимальное количество ударов.
Содержание
[править] История
Считается, что игра зародилась в Шотландии и была изобретена пастухами, которые с помощью посохов загоняли камни в кроличьи норы. Предположительно игра существовала уже в XIV веке. В XVII веке клюшками в мяч играли уже в Нидерландах. Игра в её современном виде оформилась в XIX веке в Шотландии.
Некоторые историки [1] считают прародительницей игры в гольф игру паганику (paganica), существовавшую в Римской империи, в которой участники использовали гнутую палку для ударов по мячу, набитому перьями. [2] . Другие — предком гольфа считают китайскую игру Чуйван (кит. 捶丸 — толкать шар), распространённую в период 8-14 веков [3] . Свиток времён династии Мин, датируемый 1368 годом, изображает членов китайского императорского двора, размахивающих чем-то похожим на клюшки для гольфа в попытках загнать маленький мяч в лунки. Ещё одной из ранних игр, что напоминает современный гольф, является игра «камбука» (англ. cambuca, франц. chambot) [4] .
Однако, современный гольф происходит из Шотландии, и первым упоминанием игры является указ 1457 года короля Шотландии Якова II о запрете гольфа, так как он отвлекал лучников от обучения [5] . Старейшая площадка для гольфа Old Course at St Andrews в Сент-Андрус [6] известна с 1574 года. Задокументирована игра в гольф на площадке Musselburgh Links, Восточный Лотиан, Шотландия 2 марта 1672 года. Данная площадка считается исторически первой в мире, что отмечено в Книге рекордов Гиннесса [7] [8] .
Правила игры в гольф были созданы в марте 1744 года для общества Company of Gentlemen Golfers. Первый турнир по гольфу состоялся 17 октября 1860 года в Шотландии [9] .
[править] Площадка для гольфа
Поле для гольфа состоит из серии лунок, каждая из которых имеет свою стартовую площадку (Teeing ground). Стартовая площадка отмечаются двумя метками, показывающими допустимые границы зоны, где может быть установлен колышек для мяча (Tee). Частью площадки являются также гладкое поле и неровное поле и прочие препятствия. Финальной частью площадки является лунка, которая для возможности ориентирования помечается флажком. Лунка располагается на специальной лужайке «грин» (Putting green), где высота травы минимальна. В прочих местах высота травы может быть самой различной для того, чтобы затруднить прохождение площадки.
Большинство лунок располагаются на линии прямой видимости от стартовой площадки до грина, однако некоторые лунки могут отклоняться в правую или левую стороны. Такие лунки обычно называются «доглег» (англ. dogleg, как отсылка к форме собачьей лапы). Лунка может называться «левый доглег» или «правый доглег» в зависимости от того, в какой стороне от прямого курса она расположена. Иногда направление на лунку может изгибаться дважды, в этом случае лунка называется «двойной доглег».
Типичная площадка для гольфа состоит из 18 лунок, но также распространены площадки с девятью лунками, которые играются, соответственно, два раза за раунд [10] [11] .
Первоначальные шотландские площадки в основном располагались на дюнах (links), которые располагались рядом с берегом и были покрыты слоем земли. [12] Это привело к возникновению термина «линкс», который означает площадку для гольфа у побережья, построенную на песчаном естественном основании.
[править] Правила игры
В каждой игре участник должен пройти определённое число лунок (как правило, 18) в определённом порядке.
Площадка для игры, как правило, состоит из:
- стартовой зоны — площадки «ти» («Тэ», «Т-образная подставка»);
- основной зоны (fairway, «прямое направление»);
- специальной площадки с вырезанной в ней лункой — «лужайки» (green).
На площадке для игры могут присутствовать различные препятствия — водные преграды, бункеры с песком, кусты, деревья, высокая трава.
Для начала мяч с идентификационной меткой игрока устанавливается на стартовую площадку (площадка «ти»). В идеале гольфист, как правило, должен первым ударом попасть на основную площадку, провести мяч по ней несколькими ударами (в зависимости от вида площадки) и попасть на грин — площадку с идеальной травой, по которой мяч катится без помех. Для того чтобы забить мяч в лунку с грина, используется специальный вид клюшки — паттер.
Международный стандарт правил игры в гольф поддерживается The R&A [13] [14] .
В основе правил лежит принцип честности. Как заявлено на обложке официального издания правил: «Играй мяч так, как он лежит, играй на той площадке, что есть, и в любом случае поступай по чести» (Play the ball as it lies, play the course as you find it, and if you cannot do either, do what is fair).
Существуют жесткие ограничения, касающиеся статуса игрока-любителя [15] . По существу дела, любой, кто хоть однажды получил плату за обучение гольфу или играл в гольф на деньги, не может считаться любителем и участвовать в соревнованиях, проводящихся для любителей. Однако любители могут получать оплату издержек согласно строго определённой процедуре и могут принимать неденежные призы в пределах норм, установленных правилами для статуса игрока-любителя.
Помимо официальных правил игрокам в гольф следует соблюдать правила и обычаи, принятые в гольфе, так называемый гольф-этикет. Правила этикета касаются таких вопросов как безопасность, честность, темп игры и обязательство игрока следить за сохранностью площадки для гольфа. И хотя за нарушение этикета не предусмотрено штрафных очков, игроки стараются соблюдать его, чтобы поддерживать интерес к игре и возможность получения опыта новичками.
Штрафы в гольфе обусловлены определёнными ситуациями. Штраф применяется к счёту игрока путём зачисления ему лишних ударов по мячу. Попытки добавляются за нарушение правил или когда мяч после удара оказывается в положении, в котором им невозможно сыграть. Утерянный мяч или мяч, вылетевший за границы площадки наказывается штрафом в один удар и потерей в расстоянии. Штраф в один удар также следует, если мяч был смещен какой-либо частью снаряжения игрока или же когда попытка убрать препятствие для удара привела к такому смещению. Если игрок ударяет не по своему мячу, он наказывается штрафом в два удара. Большинство нарушений наказываются штрафом, однако могут быть применены и дисквалификации за жульничество, сознательное нарушение правил.
[править] Термины
- Патт — лёгкий удар, выполняющийся на грине (часть поля, на которой самая короткая трава и также где находится сама лунка), главной целью которого является попадание в лунку.
- Свинг — основной удар в гольфе, главная цель которого послать мяч далеко и точно.
- Слайс — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой) [16] .
- Пар — то количество ударов, за которое игрок должен проходить лунку. Есть три разновидности «ПАРов» — это пар-3, пар-4 и пар-5, основное различие которых в расстоянии от ти (место старта) до лунки. Очень редко, но всё же встречается и пар-6. В среднем расстояние колеблется от 100 до 550 метров. Например пар-3 (110 метров), пар-4 (320 метров) и пар-5 (480 метров).
- Хол-ин-ван («Лунка за раз») — попадание в лунку с ти бокса.
- Бёрди («Птичка») — количество ударов на один меньше ПАРа.
- Игл («Орёл») — количество ударов на два меньше ПАРа.
- Альбатрос — количество ударов на три меньше ПАРа (только на лунках пар-5 и 4)
- Богги (bogey «Пугало») — количество ударов на один больше пара.
- Кедди — помощник игрока, в чьи обязанности входит перенос спортивного инвентаря и помощь советами.
[править] Счёт
Счёт | Название | Описание |
---|---|---|
Хол-ин-уан (Hole in one) | попадание мяча в лунку с Ти бокса | |
−3 | Альбатрос (Albatross) | три удара ниже, чем пар |
−2 | Игл (Eagle) | два удара ниже, чем пар |
−1 | Бёрди (Birdie) | один удар ниже, чем пар |
E | Пар (Par) | количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке |
+1 | Богги (Bogey) | на один больше, чем пар |
+2 | Двойной богги (Double bogey) | на два больше, чем пар |
+3 | Тройной богги (Triple bogey) | на три больше, чем пар |
[править] Инвентарь
[править] Клюшки
Для игры в гольф игрок может использовать не более 14 видов клюшек.
- Вуд (Wood) — клюшка с массивной головкой и углом плоскости удара от 7° до 15°. Вудом мяч вводится в игру. Позволяет посылать мяч на расстояние до 300 метров («Драйвер»).
- Айрон (Iron) — более легкая клюшка с лопатообразной головкой для прицельного посылания мяча на более короткие дистанции. Угол наклона плоскости удара от 15° до 45°. Клюшки различаются по номерам. Больший номер позволяет послать мяч под большим углом к горизонту на меньшую дистанцию. Дистанция удара от 70 до 150 метров.
- Веджи (Wedge) — отличаются от айрона ещё большим углом бьющей поверхности (45°-64°) и нужны для выбивания мяча навесом например из песка (Sand Wedge) или травы (Chipping Wedge) на малую дистанцию.
- Паттер (Putter) — клюшка с легкой головкой Г-образной формы для игры на грине и нанесения патов — катящих ударов, которыми мяч закатывается в лунку.
[править] Мячи
Поверхность обычного мяча для гольфа покрыта ямками (для того, чтобы шар лучше «держал» направление, в котором его ударили)
В ямках задерживается воздух и образуется невидимая оболочка, которая:
- уменьшает колебания шара при полете
- усиливает подъемный эффект при ударе с закручиванием шара
Недостатки стандартной поверхности:
- при задевании клюшкой расположенной не по центру ямки, шар с большой вероятностью отклонится от заданного направления.
[править] Турниры
К числу важнейших мужских профессиональных турниров относятся: Мастерс, Открытый чемпионат США (US Open), Открытый чемпионат Британии (The Open Championship), и чемпионат профессиональной ассоциации гольфистов (PGA Championship).
9 октября 2009 года на 121 сессии МОК [17] было решено включить гольф в программу Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро [18] .
[править] Мини-гольф
Миниатюрный гольф или мини-гольф — игра, получившая развитие с середины XIX века. Площадка для мини-гольфа представляет собой грин, на котором путь мяча к лунке затруднен многочисленными препятствиями в виде камней, песчаных ловушек, искусственных лабиринтов и так далее. Задача игрока — как и в обычном гольфе провести мяч в лунку за минимальное число ударов. Игра ведется только клюшкой «паттер», свинг запрещен правилами.
Зачастую лунки для мини-гольфа снабжены декоративными украшениями, например, в историческом стиле, а также имеют нестандартные пути проведения мяча к лунке: желоба, туннели, механические подъемники, ловушки, ложные пути, возвращающие мяч на «ти», и так далее. Несмотря на общий рекреационный стиль игры, по мини-гольфу также проводятся соревнования, в том числе и международные.