Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мода и культура

Накладные воротнички —история вчера и сегодня

История накладных воротников началась еще в Древнем Египте, где мужчины носили круглые накладные воротники-оплечья. У знатных египтян, например, оно состояло из стеклянных бусин и драгоценных камней, а военных можно было узнать по оплечьям с красными полосками.

Интересно, что в старину на Руси тоже использовали округлые оплечья, которые носили название «бармы». Их украшали жемчугом, драгоценными камнями, искусной вышивкой и надевали поверх одежды. Бармы были привилегией царей и богатых княжеских родов.

Накладные шалевые воротники из меха ведут свою родословную из Венеции. Ими дополняли одежды из бархата в эпоху Ренессанса.

Испанцы обогатили накладные воротники фасоном, получившим название «Стюарт» в эпоху Возрождения. Он представлял собой жесткий и высокий воротник, заканчивающийся рюшами.

Постепенно рюши стали увеличиваться в размерах. Затем появился круглый, гофрированный, жесткий и пышный воротник под названием «фреза». Он был настолько велик, что мешал движениям головы. Фрезы шили из тонкого белого полотна, но самыми шикарными и богатыми были фрезы из венецианского кружева. В XYI веке такие воротники были в моде во Франции, Англии, Германии и Нидерландах.

Преемником фрезы суждено было стать кружевному воротнику в виде веера, закрепленного на спине. Он получил название «Медичи».

Модель имеет некоторое сходство с изобретенным в России мужским вариантом боярского стоячего воротника, известного под названием «козырь», который был любим богатыми щеголями допетровской эпохи.

Кардинальные изменения в фасонах накладных воротников произошли в первой четверти XYII века. Практичные шведы заменили стоячие воротники отложными. Знатные дамы переключились на большие кружевные воротники, закрывающие плечи, а простолюдины и гугеноты довольствовались скромными белыми воротниками без украшений.

Во второй половине XYII века в моду вошли парики. Форма накладных воротников преобразилась: они стали короче на спине, а спереди их концы удлинились и приобрели прямоугольную форму. Такой фасон получил название «рабат». Моду на отложные европейские воротники и рабаты в России ввел Петр I.

Спустя еще сто лет появился стояче-отложной воротник с отворотом в качестве составляющей английского фрака.

С 1827 года началась эра съемных воротничков. Их придумала практичная американка Ханна Монтегю, которой надоело возиться со стиркой рубашек мужа. Она отделила воротничок от родной рубашки и приставила к ней другой.

Мода на накладные воротники решительно шагнула в XX век. Современный любимчик моды — воротник «Питер Пэн» появился в 1905 году. Он стал популярен после премьеры одноименного спектакля на Бродвее. Роль Питера Пэна в нем исполнила Мод Адамс. Она же участвовала в создании костюма главного героя спектакля, в том числе придумала украсить его белым отложным воротником с закругленными краями.

Накладные воротники не обделила своим вниманием и Коко Шанель. Они были очень популярны после войны. Интерес к ним проявляли дизайнеры 60-х. Совсем недавно съемные воротнички вновь обратили на себя пристальные взоры модниц всех стран. На подиум их вывела известный итальянский дизайнер Миуччиа Прада в коллекции Miu Miu в 2010 году. Мир моды отреагировал мгновенно. Louis Vuitton, Valentino, Karl Lagerfeld и другие знаменитые кутюрье предложили свои оригинальные модели накладных воротничков.

Читайте так же:
У кого синяя вышиванка

Мода предлагает 1001 вариант приставных воротничков. Они могут быть из кожи, шелка, кружев, расшиты стразами, украшены жемчугом, иметь вид драгоценных колье или напоминать классический школьный воротничок из белой ткани. Прелесть этого аксессуара заключается еще и в том, что любая рукодельница может изготовить его своими руками.

Накладные воротнички способны полностью преобразить повседневную одежду, придать ей любое настроение. Они превратят обычный джемпер или футболку в стильную вещь, а простое платье сделают необыкновенным и запоминающимся.

История обычных вещей: воротник. Часть 1

Сегодня воротник для нас — совершенно привычная деталь одежды. Накладные, отложные, воротники-стойки — в нашем гардеробе достаточно много вещей, где они присутствуют. А кроме того, воротники могут быть и самостоятельным модным аксессуаром. А между тем внешний вид, форма, конструкции воротников на протяжении столетий очень сильно менялись. Такая вот у них богатая история.

Чем интересен воротник — это понятие одновременно обозначает и неотъемлемую деталь многих видов плечевой одежды, самых обычных и повседневных, и отдельный аксессуар, как правило нарядный, парадный или надеваемый в особо торжественных случаях. Может быть мы найдем объяснение в истории?

Оксфордский словарь английского языка впервые включает слово "воротник" (по-английски — collar) в его современном значении в издании 1300 года. Тогда воротники уже широко использовали для защиты шеи.

Фото. Нефертари и богиня Исида. Фресковые росписи гробницы Нефертари. XIX династия. Первая половина XIII в. до н.э. Долина Цариц, Фивы.

А появился этот элемент одежды в европейских странах, как считают историки, после Крестовых походов. И с ними в этом вопросе сложно поспорить: прообразы современных накладных воротников появились еще у древних египтян. Они были составляющей частью преимущественно парадного мужского гардероба правда, богинь тоже изображали с такими воротниками), покрывали не только шею, но и плечи, и были украшены бусами из стекла, вышивкой и вставками из драгоценных камней. Наличие такого декора имело и еще отличительную функцию, так, например, у военного сословия были обязательные красные полосы на одном плече. Вот вам первый аргумент в пользу "нарядной" версии происхождения воротника.

Фото. Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей.

Однако в Древнем Египте воротники были скорее украшениями — разновидностью так называемого ожерелья усех. Усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна. Такие воротники были не только частью наряда, но и служили почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями-воротниками особо отличившихся военных и чиновников.

Читайте так же:
Самые дорогие клюшки для гольфа

Фото. Борис Годунов, неизвестный художник. XVII в. Государственный исторический музей.

Кстати, подобные воротники-оплечья или бармы носили и на Руси, и тоже исключительно по торжественным случаям. Широкие воротники с нашитыми на них изображениями религиозного характера и драгоценными камнями были частью сперва парадной княжеской одежды, к концу XV века — великокняжеской, потом и царской регалией. Они пришли в Россию из Византии, где аналогичный воротник — лор — был деталью парадного императорского облачения. По преданию их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Легенда о дарах византийского императора Константина IX — барме и шапке Мономаха — отражена в "Сказании о князьях владимирских" (XVI в.), а также в рельефах и надписях, датированных 1551 годом., на царском месте Успенского собора Московского Кремля.

Фото. Бармы "греческой работы" Алексея Михайловича или "диадема". 1662 г. Оружейная палата Московского кремля.

Однако первое летописное упоминание о них встречается в летописях 1216 года, где сообщается, что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями. Первое упоминание о "бармах" встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества (в том числе и бармы) по наследству старшему сыну. В древних описях царской Большой казны бармы названы и "диадимами", а позднее "диадемами". Одна из таких "диадем", принадлежащая царю Алексею Михайловичу (годы царствования: 1645 — 1676), хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Фото. Тициан (1485/90?–1576), "Мужской портрет", XVI в. Metropolitan Museum

А что же с воротником обычных рубашек? Считается, что они происходят от прямоугольной льняной ленты, пришиваемой вокруг горловины нательных рубашек, что в Европе стало популярным примерно с XIII века. До этого и мужчины, и женщины носили одежды без ворота. Иногда горловину ради красоты отделывали тонкой плоской тесьмы или сборкой.

Фото. Бартоломео Венето (1502-1531) "Lodovico Martinengo", 1530 г., национальная галерея, Лондон

Поначалу воротники были распространены в Испании и Франции, но модное веяние быстро распространилось и на другие страны.Они были самые простые, но постепенно трансформировались в жесткий стоячий воротник с рюшем у подбородка. В историю этот аксессуар вошел под названием "Стюарт" в честь шотландской королевы Марии Стюарт, которая очень любила этот наряд из белоснежного тюля или гипюра.

Читайте так же:
Темно серая толстовка найк

Фото. Мария Стюарт в юности. Художник Франсуа Клуэ, ок. 1555—1559 гг.

Французские модники, желая перещеголять всех, пошли еще дальше и увеличили размеры рюш по краю воротника, что делало одеяние немного гротескным. Однако таковы были требования тогдашней моды — лишний раз похвастаться обилием кружев, которые в XVI-XVII веках были очень дороги.

Фото. Портрет Елизаветы I, т. н. "Пеликан" (вероятно Николас Хиллиард, около 1573-1575 гг.

Позднее такой воротник упростился и трансформировался в знакомый нам воротник-стойку на мужском костюме, став прообразом огромному разнообразию современных воротников. Но видимо идеи использовать воротники как украшение, витала и в Европейском воздухе — потому что в XIV – XV веках воротники во-первых, снова стали выделяться в отдельный элемент костюма и постепенно к XVII – XVIII вв. они опять превратились в модный аксессуар, который являлся неотъемлемой частью наряда аристократа того времени.

Фото. Франс Младший Пурбус "Мария Медичи, королева Франции", 1611 г с кружевным воротником медичи

Не удивительно, что именно во Франции родилась еще одна известная модель воротника — медичи (или воротник Медичи). Это веерообразный стоячий воротник (по-французски он назывался collet monté, в переводе "чопорный" ), раскрывающийся спереди и окаймляющий вырез женского платья.он обычно шился из тонкого полотна или кружева. Такой воротник был в западноевропейскую моду в 1600-х годах специально для демонстрации кружева королевой Франции Марией Медичи, в честь которой и получил своё название.

Фото. Неизвестный художник "Елизавета, королева Богемии", 1613 г.

Такой воротник делался на специальном проволочном каркасе, обмотанном марлевой тканью, и имел различные формы: округлые во Франции, двойного полукружья — в Англии. У затылка его оставляли прямым или отгибали, передние углы сгибали или широко раскрывали, обнажая шею.

Фото. Исаак Оливер "Радужный портрет (Rainbow portrait)" Елизаветы I. около 1600-1602 гг.

Нередко такой воротник надевался вместе с воротником-рафом, как на знаменитом "радужном" портрете английской королевы Елизаветы I. Правда в этом случае рав (или как его еще называли — фреза), а именно круглый, гофрированный и довольно жесткий и пышный воротник, был не таким большим.

Фото. В. А. Тропинин "Портрет Н.И. Чернышёвой" (1816-1818)

Интересно, что воротник медичи, правда меньшего размера и свободно лежащий, вернулся на женские вечерние и парадные платья после Французской революции и Директории. Такой воротник получил название херуска (фр. chérusque) от наименования древнегерманского племени херусков (лат. Cherusci), проживавших на территории у Везера, отошедшей Наполеону по соглашению Рейнского союза. Причина довольно очевидна — шился такой воротник просто, представлял собой прямую полосу кружева и его могли позволить себе представители и менее знатных классов. Такие воротники довольно быстро завоевали популярность сперва во Франции, а потом и во всей Европе, включая и Россию.

Читайте так же:
Виды игл для джинсовой ткани

Фото. Каролюс-Дюран "Портрет мадам Жорж Петит" (1879)

Но вернемся назад, в середину XVII века. Постепенно в Европе в моду входили парики, их размер увеличивался и воротник медичи стало неудобно носить с этим новым аксесуаром. И их вскоре потеснил большой отложной "мушкетёрский" (или как его еще называли шведский) воротник. Но об этом в следующий раз.

(Продолжение следует)

История воротников

История воротников

Мода на воротнички уже давно взбаламутила женские сердца и души. И, пожалуй, каждая девушка, так или иначе стремящаяся выглядеть стильно, если не обзавелась заветным воротничком, то хотя бы не раз слышала о нем и просматривала на модных ресурсах вариации этого прелестного аксессуара.

Полоска.
Действительно, есть в них притягательная сила, перед которой сложно устоять даже самой благопристойной моднице. Кстати, появился этот аксессуар в XIII веке в виде незатейливой полоски, затем трансформировался в воротник-стойку на мужском костюме, а потом и вовсе перешел в разряд самодостаточного аксессуара, непременно дополняющего наряд аристократов. Поначалу воротники были распространены в Испании и Франции, но модное веяние быстро распространилось и на другие страны.

Вычурные времена.
Пожалуй, один из самых знаменитых воротников — это «Стюарт». Жесткий, стоячий, с рюшем у подбородка — свое название он получил в честь шотландской королевы Марии Стюарт, которая украшала им свой наряд.

Воротник Стюарт 1

Воротник Стюарт 2 Воротник Стюарт 2
Воротник Медичи 1 Воротник Медичи 1
Воротник Медичи 2 Воротник Медичи 2
Воротник Медичи 3 Воротник Медичи 3

Воротник мельничный жернов

В те далекие времена он, конечно, был символом богатства и благородного происхождения, но сейчас бы его вряд ли надели на работу или романтическое свидание, разве что для образа Пьеро на костюмированной вечеринке.

Воротники и парик.
Постепенно объемные воротники утрачивают свою популярность, и в XVII веке мода возвещает о новом направлении больших отложных воротников — «шведских». Дорогие кружевные воротники, закрывающие плечи, могли себе позволить лишь богатые граждане, простые люди ограничивались обычными тканями без украшений.

Воротник шведский XVII века Воротник шведский XVII века
Воротник-рабат 1 Воротник-рабат 1
Воротник-рабат 2 Воротник-рабат 2
Воротник-рабат 3 Воротник-рабат 3
Английский воротник Английский воротник
Съемные воротники Ханны Монтегю Съемные воротники Ханны Монтегю
Воротник Питер Пэн 1 Воротник Питер Пэн 1
Воротник Питер Пэн 2 Воротник Питер Пэн 2

Как сделать воротник Питер Пэн.

Воротник Питер Пэн 3 Воротник Питер Пэн 3

Воротник можно очень просто сделать своими руками. Достаточно придумать трафарет, а дальше выполнить набор несложных действий. Воротник может состоять как из частей, так и быть одним целым. Его форма — тоже простор для вашей фантазии: круглая, кружевная, заостренная, волнистая, прямоугольная.

Итак, вырезаем из бумаги трафарет воротника. Переносим на ткань четыре детали. Две непарных уплотняем флизелином.

Источник: журнал «Лукошко идей. Спецвыпуск, аксессуары.» №10 2014.

Откуда появились кружевные воротники у испанцев

Мода никогда не стояла на месте. В любом веке она постоянно менялась и вносила свои коррективы в дизайн той одежды, которую носили далекие предки, и до сегодняшних дней. Иногда какая-то новая вещь, придуманная модельерами, не сходила со «сцены» веками, а иногда было достаточно нескольких месяцев (самое большее пару лет), как вещи уже становились не модными.

Читайте так же:
Боди тонинг тренировка что это

Кружевные воротники во время Ренессанса

Примерно столетие продержался в Испании невесть откуда взявшийся (точного определения нет, есть только предположения) , — кружевной воротник — один из самых странных предметов европейского гардероба.

Пышные кружевные воротники носили знатные особы, а также известные личности, художники, деятели искусств и прочая знать во время Ренессанса. Вся странность состоит в том, что воротник в таком своем виде был совершенно неудобен для ношения. Но он придавал величия тем, кто его носил, отделяя знать от простолюдинов.

Сегодня такие воротники можно созерцать только на картинах в художественных галереях. И мало кто знает, что это «сооружение» на шее у знатных особ называлось «раф», а еще «мельничный жернов».

История появления «рафов»

Кружевные воротники появились примерно в начале XVI столетия в Испании. По известной легенде (и не более, чем легенде), такой воротник придумала одна из видных испанских дворянок, у которой была некрасивая шея.

В самом начале это был небольшой кружевной воротничок, но мода, как всегда, не стояла на месте, и «нашейное» изделие превратилось в целое нагромождения кружевной ткани, что особенно заметно на известных портретах.

Носили «раф» как мужчины, так и женщины. В своем диаметре он прибавил уже к 1560-м. Но он продолжал эволюционировать и дальше, и примерно через 10 лет увеличился в толщине. Поскольку портретов разных вельмож было много, и писали их художники в разные времена, то процесс эволюции хорошо просматривался на этих портретах. Создается впечатление, что придворные вельможи только тем и занимались, что год от года упражнялись в увеличении «рафа».

Далее эти «нашейные сооружения» принялись крахмалить и пудрить, а поскольку технология была не из простых – открывали целые мастерские, занимавшиеся уходом за воротниками.

По некоторым фактам, у специалистов возникали споры по поводу утилитарного функционала рафа. Одни твердили, что раф служил защитой от блох и вшей, служили сокрытием сифилиса и грязной шеи. Другие с ними не соглашались, аргументируя тем, что вельможи были очень чистоплотны, бань и цирюлен по тем временам было много. Эти «другие» были приверженцами той версии, что раф работал в качестве вентилятора, помогая скрывать запах пота.

Но ни одна из этих версий ничем не подтверждается, стереотип о «немытой Европе» в лучшем случае актуален для Раннего Средневековья, которое отставало от XVI века на несколько столетий.

Конец диковинному воротнику положил в XVII веке король Испании Филипп IV, который просто запретил к ношению подобные нашейные изделия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector