Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Совершенный Ханю, опасная Кихира и загадочная китайская пара: в какой форме иностранные фигуристы подходят к ЧМ

Совершенный Ханю, опасная Кихира и загадочная китайская пара: в какой форме иностранные фигуристы подходят к ЧМ

Через месяц должна наконец состояться дуэль Юдзуру Ханю и Нэйтана Чена. На своих национальных чемпионатах два лучших фигуриста мира наглядно показали, что вряд ли подпустят кого-то ещё к борьбе за титул.

Ханю заранее объявил, что не выступит на этапах Гран-при. Но чемпионат Японии, служивший отборочным турниром, блестяще выиграл в пятый раз за карьеру. В новых программах от Джеффри Баттла и Шэ-Линн Бурн он чисто исполнил шесть четверных прыжков, среди которых были и два тулупа в каскаде во второй половине произвольного проката, а также три тройных акселя. Единственной ошибкой Ханю стало сорванное вращение в короткой программе, но то, как он зажигательно двигался под песню Робби Уильямса, компенсировало даже такую потерю. Японские судьи, обычно скупые на оценки, поставили ему 319,36 балла в сумме за два проката.

На это ещё более впечатляющими цифрами ответил Чен на американском первенстве. В Лас-Вегасе он заявил в свои программы целых семь четверных прыжков и почти все исполнил чисто, неудачно приземлившись лишь после четверного лутца. Его прокаты, тоже поставленные Бурн, уже доказали свою состоятельность на этапе Гран-при в США и с тех пор стали ещё лучше. Судьи оценили всё выступление Чена на 322,28 балла.

Также во время пандемии состоялось полноценное возвращение двух ближайших конкурентов Ханю и Чена на национальном уровне — Сёмы Уно и Винсента Чжоу. Оба спортсмена не очень удачно провели прошлый сезон, но сейчас готовы реабилитироваться и побороться за медали чемпионата мира.

Камила Валиева выступает в произвольной программе Кубка Первого канала по фигурному катанию Шедевр Валиевой, сюрприз Кондратюка, рекорды Тарасовой и Морозова: как команда Загитовой выиграла Кубок Первого канала

Уно со старыми постановками стал серебряным призёром в Японии. В короткой программе он упал на четверном тулупе и остался без каскада, а в произвольной сорвал второй прыжок в комбинации с тем же четверным тулупом. Но в сумме он всё равно получил достойные 284,81 балла.

В свою очередь Чжоу поразил всех исполнением каскада четверной лутц — тройной тулуп в обоих прокатах, но не избежал ошибок на двух квадах и заметно проиграл Чену в хореографии. Однако он завоевал серебро чемпионата США с 291,38 балла.

Китайского фигуриста Цзинь Бояна тоже можно было бы рассматривать в качестве фаворита после его ноябрьского выступления на Cup of China, где он набрал 290,89 балла с двумя чистыми четверными лутцами. Но в январе он принял участие в китайском командном турнире, где уже не пробовал исполнять лутц и не до конца справился даже с упрощёнными программами, сделав степ-аут на четверном тулупе и сорвав один из простых каскадов. Это выступление получило суммарную оценку 257,21 балла. Если китайский фигурист вернётся к более сложному набору элементов, то сможет поспорить за медали чемпионата мира, но с одним только четверным тулупом этот вариант маловероятен.

Стоит также упомянуть, что высокие результаты в последнее время показывали и несколько фигуристов, которые не делают ставку на огромное количество четверных прыжков. Американец Джейсон Браун, японец Юма Кагияма и француз Кевин Аймоз набирали на своих национальных чемпионатах больше 275 баллов, опередив всех российских фигуристов, кроме Михаила Коляды.

Итог: в мужском катании конкуренция в мире сильно возросла за прошедший год, при этом исполнение нескольких четверных прыжков остаётся непременным условием для победы на чемпионате мира.

Женщины

В женском одиночном катании новых спортсменок, способных составить конкуренцию россиянкам, не появилось. По-прежнему главной соперницей может считаться японка Рика Кихира.

Свою форму спортсменка продемонстрировала на национальном первенстве. В новой короткой программе Кихира смазала лишь тройной тулуп в каскаде, но зато справилась с тройным акселем. Её оценка за технику, которую можно считать вполне объективной, составила 44,14 балла — взрослые фигуристки из России на ЧР столько не набирали. В сумме же японка получила 79,34 балла.

В произвольной Кихира исполнила четверной сальхов, но не смогла его подкрепить качественным тройным акселем. Тем не менее её техническая оценка оказалась на очень высоком уровне. Уже сейчас можно говорить, что базовая стоимость её программы, поставленной Стефаном Ламбьелем, входит в первую тройку среди возможных участниц чемпионата мира. А это настоящая заявка на попадание на пьедестал почёта. В сумме Кихира набрала 234,24 балла, и эти цифры окончательно снимают вопрос о том, будет она претендовать на медаль или нет. Конечно, она уступит выполнившим все свои элементы Анне Щербаковой и Александре Трусовой, но больше ей конкуренцию никто пока не может составить.

А если Кихира допустит ошибку, то не факт, что на подхвате будет третья российская спортсменка, чьё имя определится после финала Кубка России. Вполне возможно, что это будет американка Брэди Теннелл. В межсезонье она сменила тренера, и даже пошли разговоры о том, что спортсменка начнёт разучивать тройной аксель и четверные прыжки. Эти элементы пока не вошли в арсенал спортсменки, но и без них на чемпионате США Теннелл набрала такие баллы, на которые стоит обратить внимание. Сумму 232,61 балла ей обеспечили отличные прыжки (к единственной потере привёл слегка недокрученный тулуп), высокие уровни хореографических элементов и щедрые компоненты.

Отдельно стоит вспомнить о южнокореянке Ю Ён, которая в прошлом сезоне вошла в «клуб трикселисток» и была готова прогрессировать дальше. Но сейчас спортсменка ушла в тень. На японском этапе Гран-при она выступила крайне неудачно, успешно выполнив всего один прыжок в короткой программе. В произвольной Ю Ён всё-таки приземлилась с тройного акселя, но на других прыжках ошибки продолжились. С 24 по 26 февраля состоится чемпионат Южной Кореи, и на нём спортсменка должна будет показать, готова ли она к конкуренции мирового уровня или нет.

Итог: по сравнению с прошлым сезоном, у иностранных фигуристок увеличились шансы выиграть медаль на чемпионате мира и не допустить чисто российский пьедестал почёта.

Для любителей фигурного катания уже давно не секрет, что представляют собой в этом сезоне российские пары. Но состояние действующих чемпионов мира Суй Вэньцзин и Хань Цуна остаётся загадкой. Они не выступали ни на китайском этапе Гран-при, ни на других соревнованиях. Однако одно известно точно — пара намерена приехать в Стокгольм и попытаться выиграть третий чемпионский титул.

Выступление Камилы Валиевой в короткой программе Кубка Первого канала Тройной аксель Валиевой, рекорды танцоров и пар: как команда Загитовой захватила лидерство на Кубке Первого канала

Читайте так же:
Сумка кросс боди как правильно носить

Выступить на домашнем Гран-при пара не смогла из-за операции на бедре, которую перенёс партнёр ещё в апреле. Несмотря на то что действующие рекордсмены мира давно не имели соревновательной практики, недооценивать их не стоит. Так совпало, что свои золотые медали на первенствах планеты Суй и Хань выигрывали как раз после восстановления от тяжёлых травм: тогда проблемы со здоровьем испытывала партнёрша.

К фаворитам прошлого сезона можно также отнести китайцев Пэн Чэн и Цзинь Яна. Помимо того что в ноябре они выступили на Cup of China и набрали очень солидные 223,90 балла, в первых числах 2021 года они участвовали в командном турнире, где капитанами сильнейших фигуристов страны выступали как раз Суй Вэньцзин и Хань Цун. Пэн Чэн и Цзинь Ян тогда набрали 79,37 и 144,65 балла, получив в сумме 224,02 балла. С такими оценками они бы замкнули тройку чемпионата России в Челябинске, где конкуренция за медали была высочайшая. При этом в произвольной программе Пэн Чэн упала с тройного сальхова и исполняла простейшие выбросы.

Кроме китайцев, в этом сезоне на себя обратила внимание новая американская пара — Алекса Шимека и Брэндон Фрейзер. Они выиграли чемпионат США с весьма внушительной оценкой 228,10 балла — это всего на 0,13 балла хуже результата Евгении Тарасовой и Владимира Морозова на российском первенстве. Шимека и Фрейзер позволили себе лишь один рассинхрон при заходе на тройной тулуп и сниженный уровень тодеса, но в остальном соответствовали тому уровню, с которым можно бороться за медали чемпионата мира.

Итог: российским парам стоит ждать серьёзной конкуренции на чемпионате мира и быть готовыми к любым сюрпризам со стороны соперников.

Танцы на льду

Сильнейший танцевальный дуэт Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон решил пойти другим путём. Французы сначала отказались от участия в национальном чемпионате, решив сосредоточиться на подготовке к мировому первенству, а затем снялись и с главного международного старта сезона. Они заявили, что не могут должным образом подготовиться к соревнованиям из-за пандемии коронавируса.

Пападакис и Сизерон вместо этого сфокусируются на подготовке к следующему крупному турниру — зимней Олимпиаде в Пекине. У пары уже есть новые ритм-танец и произвольный танец.

Камила Валиева, Елизавета Туктамышева, Александра Трусова, Анна Щербакова и Алина Загитова на прыжковом фестивале Кубка Первого канала по фигурному катанию В формате шоу: в «Мегаспорте» прошёл первый в российской истории турнир по прыжкам на льду

Теперь другие танцевальные дуэты смогут занять вакантное место чемпионов мира. Претендентами, помимо российских фигуристов, будут две ведущие пары из США, не растерявшие за прошедший год своих кондиций. В первую очередь речь идёт о Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью. Они выиграли январский чемпионат страны, набрав 224,56 балла. Пара представила две новые программы, а произвольный танец им помогал ставить действующий олимпийский чемпион Скотт Мойр.

При этом после ритм-танца Хаббелл и Донохью уступали Мэдисон Чок и Эвану Бейтсу. Их подготовка к новому сезону не прошла гладко — летом Чок получила сотрясение мозга. Это лишило пару целого месяца тренировок. В результате они решили продолжить выступать со старыми программами, и это едва не принесло им победу на чемпионате США. В ритм-танце Чок и Бейтс превысили 90-бальный рубеж и на 0,07 балла превзошли официальный мировой рекорд Пападакис и Сизерона, но в произвольном танце Бейтс слегка споткнулся на твиззлах, и итоговая сумма пары составила 222,93 балла. Оба американских дуэта набрали больше, чем Александра Степанова и Иван Букин на последнем чемпионате России.

Из прошлогодних звёзд танцев на льду остались на своих позициях и канадцы Пайпер Гиллес и Поль Пуарье. В их стране провести национальный чемпионат не удалось, и об уровне пары можно судить только по виртуальному турниру Skate Canada Challenge, для которого пара заранее записала оба проката, а судьи оценивали их в режиме реального времени. Гиллес и Пуарье выступили со старыми постановками, которые арбитры оценили на итоговые 223,33 балла, лишь понизив уровни за дорожку шагов в ритм-танце. Хотя такие соревнования не могут быть до конца объективными, всё-таки какое-то представление о состоянии ведущего канадского дуэта они дали.

Итог: расстановка сил в танцах на льду почти не поменялась, только Пападакис и Сизерон снялись с чемпионата мира.

Сальхов, аксель и тулуп. Объясняем, как правильно смотреть прокаты фигуристов-одиночников

В это сложно поверить, но совсем недавно расклад сил в российском одиночном катании был диаметрально противоположен сегодняшнему. На стыке нынешнего и прошлого веков за мировое господство боролись два россиянина — Алексей Ягудин и Евгений Плющенко, в то время как Ирина Слуцкая и Мария Бутырская при всех своих заслугах все же не смогли добраться до заветной цели — олимпийского золота. Как, впрочем, и другие отечественные фигуристки — что в советские времена, что в российские, — вплоть до 2014 года. Но времена изменились, и теперь российские одиночники с трудом выдерживают конкуренцию с лучшими из лучших, а девушки-фигуристки не знают себе равных.

Паттерн, твизлы и поддержки.

Можно сказать, что окончательно эту тенденцию закрепили Олимпийские игры — 2014 в Сочи. В мужском катании от России в индивидуальных соревнованиях был заявлен лишь Плющенко, пребывавший в солидном для спорта возрасте, однако неудовлетворительное состояние здоровья вынудило его отказаться от участия. В то же время в женском одиночном катании победу одержала Аделина Сотникова, став первой российской / советской олимпийской чемпионкой в данной дисциплине. Вторым самым вероятным претендентом на золото была другая россиянка — Юлия Липницкая.

Победную поступь российской женской "одиночки" подхватили Елизавета Туктамышева и Евгения Медведева, а Алина Загитова завершила новый олимпийский цикл триумфальной победой на Играх-2018 в южнокорейском Пхёнчхане. На текущий момент Загитова остается лучшей фигуристкой мира, в ее активе золотые медали всех крупных международных турниров, которые только существуют в природе. Но у нее также есть конкуренция, пришедшая, что примечательно, из группы ее тренера Этери Тутберидзе. Королевы четверных прыжков Александра Трусова и Анна Щербакова, а также, возможно, лучшая фигуристка мира по части представления программ Алена Косторная с этого сезона переходят во взрослый уровень, и их борьба с признанными чемпионками обещает быть чрезвычайно захватывающей. Из остальных стран самыми главными конкурентками российских фигуристок являются японки Рика Кихира, Каори Сакамото и Сатоко Мияхара, американка Брейди Теннелл и Элизабет Турсынбаева из Казахстана.

Тодес, выброс и спираль.

Лучшими российскими одиночниками же можно считать бронзового призера чемпионата мира 2018 года Михаила Коляду, а также непотопляемого Сергея Воронова, чья карьера на международном уровне длится уже более 13 лет. Однако главными действующими силами в мужском катании являются невероятно одаренный технически американец Натан Чен и живая легенда японец Юдзуру Ханю.

Читайте так же:
Что такое ментовские галифе

Основные элементы

Для того чтобы в полной мере наслаждаться прокатами фигуристов, крайне желательно хоть немного разбираться в тонкостях закулисья. В отличие от парного катания, в одиночном количество элементов не так уж и велико. Дорожки шагов, как и вращения, по большей части различаются типами захода на них. К примеру, вот так выглядит вращение с заходом в либелу.

А вот так — заклон, плавно переходящий во вращение в шпагате под названием бильман.

Здесь представлено вращение сидя, именуемое "волчок". Заход в элемент выполнен через прыжок, что положительно сказывается на стоимости.

Уже посложнее. Вращение "волчок" со сменой ноги с заходом через прыжок.

И напоследок — самый дорогой тип вращений в одиночном катании — комбинированное со сменой ноги с заходом через прыжок.

За хорошо исполненное комбинированное вращение со сменой ноги можно получить в сумме порядка пяти и выше. Именно поэтому фигуристам принципиально важно исполнять все вращения и дорожки шагов на четвертый уровень сложности. Ведь данные элементы, в отличие от прыжков, легче контролировать, и терять баллы на них — себе дороже. В короткой программе девушки исполняют по два вращения, мужчины — по три. В произвольной — по три у одиночников и одиночниц.

Еще одним элементом является хореографическая последовательность. Фигуристы исполняют один такой элемент в произвольной программе. Его базовая стоимость составляет всего-то три балла, еще порядка двух спортсмены получают за него по GOE. Хореографической последовательностью может служить практически все, что угодно.

К примеру, спираль.

Или же красивый элемент под названием кораблик.

Различие прыжков

Прыжковые элементы — основа основ любой программы в одиночном катании. В среднем порядка 70% технической оценки составляют прыжки, и без понимания того, какой конкретно прыжок в тот или иной момент исполнил фигурист, каши не сваришь.

Здесь элементы делятся на две условные категории — сольные прыжки или же комбинации. Они же — каскады. В этом случае фигурист сразу после исполнения первого прыжка делает второй, а в некоторых случаях — и третий. Комбинации из трех прыжков (чаще всего — в вариации "тройной + двойной + двойной") исполняются только один раз за прокат. Всего же фигуристы в мужском и женском катании могут исполнить по одному каскаду в короткой программе и по три — в произвольной.

Техническая революция.

Так как стоимость каскадов значительно выше, чем у одиночных прыжков, наиболее выносливые фигуристы стараются исполнить их в так называемой бонусной зоне, или же попросту во второй части проката. Правилами Международного союза конькобежцев (ISU) допускается перенос одного прыжкового элемента в "бонус" в короткой программе и трех — в произвольной. Исполнение в бонусной зоне дает надбавку 10% от базовой стоимости элемента.

Как правило, каскады формируются по принципу "дорогой прыжок + более дешевый". Зачастую в роли дешевого прыжка выступает тулуп, так как его легче всего "прицепить" после приземления с первого. Вот так, к примеру, выглядит один из самых популярных каскадов у женщин "тройной лутц + тройной тулуп" в исполнении Алины Загитовой.

А так — "рабочий" мужской каскад из четверного и тройного тулупов. Автор — Натан Чен.

Теперь — об одиночных прыжках. В короткой программе фигуристам разрешается исполнить три вида прыжковых элементов (включая один каскад), в произвольной — семь (три из них могут быть каскадами). Всего существует шесть видов прыжков. Самым дорогим и самым сложными из них считается аксель. К примеру, четыре оборота на нем не смог скрутить на соревнованиях еще ни один фигурист в мире. Аксель легче всего определяется начинающими любителями фигурного катания из-за того, что он, в отличие от всех остальных прыжков, исполняется фигуристами лицом вперед и приземляется на ход назад. Из-за этого спортсменам приходится при исполнении акселя скручивать дополнительные полоборота. Вот так, к примеру, выглядит тройной аксель Елизаветы Туктамышевой. Как и четверные, тройной аксель считается элементом повышенной сложности у девушек (или же "ультра-си"), в мировом топе его на соревнованиях исполняют единицы.

Вторым по стоимости прыжком является лутц. Его очень часто путают с "братом-близнецом" — флипом. Определить, лутц перед вами или флип, достаточно сложно, но все же возможно. Один из верных признаков лутца — долгий, от трех до пяти секунд, заход на прыжок по прямой траектории на левой ноге. Так как лутц — зубцовый прыжок, то отталкивание от льда маховой (в данном случае — правой) ногой происходит с помощью зубца конька. В это время конек левой ноги должен находиться на четком внешнем ребре — и это еще один из признаков того, что спортсмен исполняет лутц, а не флип. Заметить то, на каком ребре скользит фигурист, можно по тому, в каком направлении наклонен конек. Если спортсмен как бы выгибает его в сторону от себя — это внешнее ребро, а если к себе — внутреннее. Впрочем, некоторые фигуристы пренебрегают правилами исполнения лутца и прыгают его с неверного (внутреннего) ребра, за что полагается штраф от техбригады. К примеру, подобным часто грешила японка Мао Асада, а Евгения Медведева пытается "починить" свой лутц и по сей день.

Эталонный четверной лутц от Михаила Коляды. Здесь представлены все фазы правильного исполнения этого прыжка.

Третий по стоимости прыжок — флип. При заходе на него фигурист непосредственно перед отталкиванием совершает оборот вокруг своей оси, после чего сразу же следует толчок зубцом правой ноги. Левый конек должен лежать на внутреннем ребре.

Тройной флип от Алены Косторной. Как сказала в свое время знаменитый тренер Татьяна Тарасова: "Исполнено "как дети в школу".

Риттбергер — четвертый по стоимости прыжковый элемент. Как и аксель, является реберным прыжком — то есть отталкивание происходит полным ребром конька, а не зубцом, как на лутце или флипе. При заходе на риттбергер ноги фигуриста должны быть в положении крест-накрест, при этом левая должна быть выдвинута чуть вперед относительно правой.

Блистательный тройной риттбергер от Каори Сакамото.

Один из подвидов "младших" прыжков — тулуп. Как и лутц с флипом, является зубцовым прыжком. Он считается последним по стоимости. По заходу немного напоминает флип, однако отталкивание при тулупе происходит не правой, а левой ногой.

Четверной тулуп Юдзуру Ханю.

Предпоследний по стоимости прыжок — сальхов. Его очень легко спутать с тулупом. При определении данного прыжка следует помнить, что в отталкивании на сальхове фигурист не делает акцентированного движения левой ногой. Напротив — при исполнении данного прыжка левая нога должна лежать на полном ребре позади правой, но не перпендикулярно друг другу.

Читайте так же:
Накладные воротнички – тренд 2022

Сальхов — любимый прыжок Евгении Медведевой. Надо сказать, этот элемент получается у двукратной чемпионки мира и Европы восхитительно. На этом примере Евгения исполняет тройной сальхов в каскаде с другим тройным прыжком. Каким — попробуйте определить сами.

Ну и в самом-самом конце — ойлер. Формально это даже не самостоятельный прыжок, отдельно на соревнованиях вы его вряд ли когда-то увидите. Но зато в наши дни он помогает фигуристам соединять тяжелые прыжки в комбинации, добавив к ним также балл с небольшим по базовой стоимости. К примеру, вот тут Александра Трусова собрала в каскад тройной лутц и тройной сальхов именно при помощи ойлера, исполненного ею между двумя прыжками.

Следует также помнить, что в мире фигурного катания присутствуют и левши. Некоторые из них не стали переучиваться на технику для правшей, из-за чего время от времени при просмотре их прокатов может возникать путаница. Однако на самом деле сложного тут ничего нет — достаточно просто заменить местами маховую и толчковую ногу с сохранением всех остальных принципов.

Анатомия фигурного катания: тройной аксель

Как отличить аксель от других прыжков и кто исполняет тройной аксель?

Аксель ⁠— один из прыжковых элементов в фигурном катании. Тройной аксель считается одним из сложнейших прыжков в современном фигурном катании и его относят к категории «ультра-си». Дело в том, что это единственный прыжок, в котором не целое число оборотов. Так во время исполнения тройного акселя фигурист делает 3.5 оборота вокруг своей оси, а не три как в остальных тройных прыжках.

Аксель ⁠— обязательный к исполнению прыжок в одиночном катании. На взрослом уровне и мужчины, и женщины обязаны исполнить по одному двойному или тройному акселю в короткой и произвольной программах. Базовая стоимость одиночного тройного акселя по действующей системе правил 8 баллов (12 ⁠— с максимальными бонусами).

Как отличить аксель?

Аксель ⁠— реберный прыжок, то есть фигурист отталкивается не с зубца, а с полного ребра. Начинающим любителям фигурного катания проще всего узнать аксель и отличить его от остальных прыжков ⁠— это единственный прыжок, на который фигурист заходит лицом вперед. Кстати, именно из-за этого добавляются те самые дополнительные полвращения в воздухе, которые делают этот элемент таким сложным.

Даже если вы не успеваете считать вращения фигуриста в трансляции, то отличить тройной аксель от двойного можно и без замедленного повтора ⁠— во время исполнения более сложного элемента есть ощущение, что фигурист буквально «зависает» в воздухе. Также из-за необходимости быстро сгруппироваться у некоторых фигуристов высота прыжка на тройном акселе ниже двойного.

В видео OC олимпийский чемпион Солт-Лейк Сити Алексей Ягудин и бронзовый призер Олимпиады в Сочи Денис Тен рассказывают об особенностях этого элемента.

Тройной аксель

Популярным усложнённым заходом на прыжок, за который фигуристы получают дополнительные баллы, является заход из «кораблика».

Кто прыгает тройной аксель?

На сегодняшний день тройной аксель прыгают практически все топовые атлеты-мужчины, но женщинам он все еще только покоряется. Первой тройной аксель исполнила японская фигуристка Мидори Ито в 1988 году.

На 2019 год, кроме Ито, только 10 фигуристок смогли исполнить тройной аксель на соревнованиях, проводившихся под эгидой Международного союза конькобежцев. Среди них три россиянки:

Людмила Нелидина, закончившая карьеру в 2004 году, и две действующие фигуристки ⁠— Елизавета Туктамышева и Алена Косторная. Обе из них исполняли по три тройных акселя на две программы (максимально возможное повторение прыжка) на одних соревнованиях.

Кроме россиянок из действующих взрослых фигуристок на 2020 год тройные аксели на международном уровне ратифицировали двухкратная победительница чемпионата Четырех континентов и победительница финала Гран-При 2018 года Рика Кихира и чемпионка Юношеских Олимпийских игр 2020 года Ю Ен. Кихира также стала первой одиночницей исполнившей на международных соревнованиях под эгидой ISU сложнейший каскад тройной аксель ⁠— тройной тулуп.

Рика Кихира работает над тройным акселем

В 2020 году список одиночниц, исполняющих тройной аксель, пока неофициально пополнили Камила Валиева, выполнившая тройной аксель на этапе Кубка России, Вакаба Хигути и выступающая за Украину Анастасия Шабатова.

На Олимпийский играх тройной аксель покорялся пока только трем спорстменкам: первопроходчице Мидори Ито на Играх 1992 года в Альбервилле, легенде японского фигурного катания Мао Асада на Играх 2010 года в Ванкувере и американке Мираи Нагасу в 2018 году в Пхенчхане.

Мидори Ито исполняет тройной аксель | Impossible Moments

По действующим правилам, фигуристки, имеющие в репертуаре тройной аксель, получают преимущество в короткой программе перед спортсменками, исполняющими из элементов «ультра-си» только четверные прыжки.Так «русская ракета» Александра Трусова, чьи попытки в 2020 году выполнить элемент на соревнованиях пока не увенчались успехом, без тройного акселя не дотягивается до результатов коротких программ фигуристок, которые этот прыжок делают. В женском одиночном катании четверные прыжки не разрешены в короткой программе, и таким образом тройной аксель становится самым «дорогим» одиночным прыжком.

Четверной аксель ⁠— элемент, которой распознается правилами ISU и оценивается без бонусов в 12.50 баллов. Однако этот прыжок в 4.5 оборота, пока еще никому не покорился, хотя многие фигурист, в том числе Юдзуру Ханю и Нэтан Чен, говорят о своем желании ратифицировать этот прыжок на международных соревнованиях. Также на этапе Гран-При в 2018 году россиянин Артур Дмитриев пробовал выполнить четверной аксель, но элемент завершился падением.

От Тулупа до Лутца: учимся различать прыжки

Мастерство в фигурном катании определяется, в числе прочих нюансов и элементов, сложностью исполняемых прыжков. Они бывают зубцовые и рёберные — в зависимости от того, какой частью конька отталкиваются для их исполнения — зазубренным носком или ребром. Давайте попробуем разобраться в специфике исполнения каждого прыжка.

Сальхов — Salchow — S (рёберный)
Спортсмен начинает движение спиной вперёд, заносит правую ногу и осуществляет вращение. Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела.

Отечественная исполнительница выдающегося прыжка сальхов: юниорка Саша Трусова (исполняет четверной сальхов — четыре оборота в воздухе вокруг себя). Также четверной сальхов демонстрирует казахстанская спортсменка Элизабет Турсынбаева.

Риттбергер — Loop — L (рёберный)
Перед прыжком спортсмен скользит спиной назад со скрещенными ногами, затем отталкивается и вращается в воздухе. Всё тело, за исключением опорной (правой) ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой.

Отечественная исполнительница выдающегося риттбергера: Алина Загитова (исполняет тройной элемент в каскаде с тройным лутцем).

Читайте так же:
Как носить футболки с джинсами мом

Аксель — Axel — A (рёберный)
Прыжок, начинающийся лицом вперёд и завершающийся лицом назад, что позволяет сделать вывод, что количество в элементе присутствуют полуобороты: двойной аксель — это два с половиной оборота, тройной — три с половиной, и т.д. Осуществляется с помощью маха ноги и вращения вокруг себя в воздухе.

Отечественные исполнители выдающихся акселей среди российских фигуристок (тройной, свойственный мужчинам, аксель): Людмила Нилидина, Елизавета Туктамышева.

Тулуп — Toeloop — T (зубцовый)
Один из наиболее простых прыжков. Двигаясь вперёд, фигурист опирается на правую ногу, а левую заносит за опорную, скрещивая ноги, и отталкивается ото льда. Часто исполняется каскадом, один за другим.

Отечественная исполнительница выдающегося тулупа: юниорка Саша Трусова (исполняет четверной тулуп — четыре оборота в воздухе вокруг себя).

Флип — Flip — F (зубцовый)
Спортсмен скользит спиной вперёд, отталкивается носком правой ноги. Опорная нога стоит на внутреннем ребре. Осуществляется с разворота, в отличие от лутца (их часто путают, этот момент позволит отличить один прыжок от другого).

Лутц — Lutz — Lz (зубцовый)
Прыжок повышенной сложности. Спортсмен скользит спиной вперёд, отталкивается носком правой ноги. Опорная нога стоит на внешнем ребре. Иногда сопровождается ярко выраженным толчком правой ноги ото льда. Приземление приходится на наружное ребро другой ноги и выходит в скольжение. Особенность в дуге: заход осуществляется с одной дуги, а выезд — в противоположную.

Если вам хочется поглубже разобраться в особенностях исполнения каждого прыжка, следует обратить внимание на такие составляющие:

Заход
Иными словами, разгон перед осуществлением прыжка. Как правило, фигуристы стараются сохранить спонтанность и скрыть момент подготовки, так что заход выглядит как элегантное скольжение.

Толчок
Вы уже знаете, что он может осуществляться с носка или ребра конька. В рёберных толчковой ногой является опорная, в зубцовых — свободная.

Полёт
Всё, что происходит в воздухе после того, как фигурист оттолкнулся. Сопровождается группировкой всего тела.

Приземление
При приземлении спортсмен гасит вращение с помощью рук и скольжения, выхода в дугу.

Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других

Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других

Научиться разбираться в прыжках — значит, начать смотреть фигурное катание по-настоящему. Прыжки не только составляют больше половины технической оценки и напрямую влияют на определение победителя. Прыжки служат предметом гордости спортсменов и становятся их личным брендом, когда они особенно сложные и редкие. Например, как четверной аксель у Юдзуру Ханю — у японского фигуриста пока не было ни одного чистого исполнения, но весь мир видел страшные падения с неудачных попыток и знает, что Ханю от четверного акселя не отступится.

Нейтан Чен и его шесть четверных прыжков когда-то взорвали информационное пространство на Олимпиаде в Пхенчхане. На пять четверных прыжков собиралась идти Александра Трусова на прошлом чемпионате мира, прежде чем его отменили из-за пандемии.

«Матч ТВ» подготовил для вас самый исчерпывающий гид по прыжкам в фигурном катании.

Мы разберём базовые термины, без которых невозможно научиться «читать» прыжок. Рассмотрим на примерах и ассоциациях, как отличить лутц от флипа, и объясним, почему аксель невозможно перепутать ни с каким другим прыжком.

Термины, чтобы понимать прыжки фигуристов

Заход — то, как фигурист движется, и что делает перед тем, как выполнить прыжок. Это может быть продолжительная проездка по дуге, беговой шаг, скобка или выкрюк, а может быть спираль — кораблик или бауэр.

Выезд — положение фигуриста после выполненного прыжка. По классике это просто положение «ласточки» с вытянутой свободной ногой, но теперь для повышения оценок выезды усложняют. Например, делают дополнительные несколько шагов на той же ноге, на которую приземлялись после прыжка, или встают в кораблик или другую спираль.

Группировка — положение тела фигуриста в воздухе, пока он крутится в прыжке. Обычно это положение тела, вытянутого в струнку — руки прижаты к корпусу, ноги скрещены.

Крутка — скорость выполнения оборотов прыжка в воздухе. Считается, что быстрая крутка помогает в многооборотных прыжках.

Тано — прыжок, который выполнен с одной рукой, поднятой наверх. Разновидность открытой группировки (когда не обе руки прижаты к телу)

Риппон — прыжок, который выполнен с двумя руками, поднятыми вверх. Разновидность открытой группировки.

Квад — от английского quad — четыре, любой прыжок в четыре оборота. Бывают квад-тулуп, квад-сальхов, квад-риттбергер и так далее.

Триксель — сокращение от двух слов «тройной аксель». Фактически это аксель в три с половиной оборота.

Дупель — так сами фигуристы и тренеры, а потом уже и болельщики, называют двойной аксель. Фактически — аксель в два с половиной оборота.

Недокрут — техническая особенность, когда фигурист не успевает сделать нужное целое число оборотов, вращаясь в воздухе, и как бы докручивает себя по инерции уже на льду. Конек при этом оставляет на льду след, напоминающий запятую. Недокрут считается ошибкой и наказывается в оценках.

Преротейшен — недокрут, выполненный в начальной фазе прыжка. Это вращение в прыжок, начатое еще на льду, а не в воздухе. Фактически преротейшен — «скрадывание» оборотов, упрощающее технику. Но правила в данный момент никак фигуристов за это не штрафуют, поэтому считать преротейшены за ошибку было бы неправильно.

Типы прыжков — ребро или зубец?

Теперь перейдём к самим прыжкам. Они бывают всего двух типов — реберные и зубцовые. В первом случае для выполнения прыжка фигуристу нужно придать себе вращение, не толкаясь от льда ногой. Свободная нога может совершать только маховое или скрещивающее движение. Во втором случае, чтобы оттолкнуться и взлететь в воздух, фигурист помогает себе зубцом лезвия одного из коньков.

Главное правило реберных прыжков — никаких зубцов! Главное правило зубцовых прыжков — бей зубцом лёд, чтобы оттолкнуться и взлететь!

Учиться различать прыжки лучше всего начиная с акселя . Его точно ни с чем не спутаешь: если перед тем, как оторваться ото льда, фигурист поворачивает свое лицо по ходу движения — он исполняет аксель. Из других отличительных черт — как бы «открывающаяся» свободная нога и следующий за этим «открытием» мах параллельно льду.

Аксель будем рассматривать на примере Елизаветы Туктамышевой. Она одна из десятка женщин, когда-то исполнявших тройной аксель на соревнованиях, а первая удачная попытка была у Лизы еще в 12 лет. К тому же Туктамышева — одна из участниц чемпионата мира в составе сборной России.

Следующий легкий для понимания прыжок — риттбергер . Его отличительная черта — ноги, скрещенные еще до отрыва фигуриста в воздух. Обычно это выглядит так: спортсмен делает несколько шагов/поворотов, потом заводит левую ногу впереди правой и прямо из этого положения, как ракета, выпрыгивает в воздух.

Читайте так же:
С каким шарфом носить дубленку авиатор

В качестве визуального примера ловите Макара Игнатова — он довольно стабильно исполняет квадо-ритт (теперь вы знаете, что это значит) на соревнованиях.

Наконец, остался последний реберный прыжок — сальхов . Его можно научиться определять и методом исключения (нет поворота лицом на ход вперед перед отталкиванием, нет заведенной ноги перед другой ногой непосредственно перед прыжкком). Есть и другой способ: в сальхове мах свободной ногой напоминает движение циркуля вокруг собственной оси. Ноги как будто примагничиваются одна к другой на плоскости льда. Видеопример — Камила Валиева. Это мало того что четверной сальхов, так еще и четверной сальхов риппон — обратите внимание, что обе руки подняты наверх в группировке.

С зубцовыми прыжками все несколько сложнее. Тулуп, лутц и флип для начинающего болельщика могут выглядеть совершенно одинаково — удар ногой по льду, немного снега из-под коньков, стремительное вращение в воздухе и приземление. Если утрировать, так оно и есть, но мы же хотим разобраться? Тогда нам придётся внимательно смотреть на ноги.

Тулуп в этом смысле самый очевидный прыжок, потому что в нем выезд происходит на той же ноге, что и отталкивание. То есть если перед тем, как толкнуться зубцом, фигурист едет на правой ноге, а после отталкивания и оборотов выезжает на той же правой ноге — это тулуп. По-английски его еще называют «петля на зубце» — очень точное определение, кстати.

Образец четверного тулупа от Юдзуру Ханю:

У нас остались только лутц и флип. Они не просто так считаются самыми сложными среди всех прыжков, причем лутц сложнее флипа.

Это давно уже не просто прыжки, а оружие судей, конкурентное преимущество спортсменов и фанатская религия. Все дело в особенностях техники. Оба прыжка исполняются как бы в противоход (противовращательный заход) — после них приземляются как раз на ту ногу, зубцом которой толкаются. И тут все внимание на ребро конька, который скользит по льду в момент отталкивания. Лутц прыгается с внешнего ребра, а флип — с внутреннего. Но многие фигуристы с детства заучивают технику неправильно. Как итог, многие даже в мировом топе могут корректно прыгать только один прыжок, а второй исключают вовсе или регулярно получают от судей понижающие отметки в протоколах. И если неясное ребро, которое можно назвать скорее плоским, наказывается не так строго, то неверное ребро может стоить баллов трех как минимум.

Если не вникать так уж сильно, можно запомнить простое правило. Когда фигурист продолжительно едет по дуге на одной ноге, прежде чем толкнуться той самой ногой, на которую он потом будет приземляться — это лутц. «Лууууутц», если хотите — настолько там протяяяяжный заход. Если же отрыву предшествует резкий поворот, а потом идет короткий и быстрый толчок зубцом — это флип. «Флип» в переводе и означает «щелчок». Если совсем упрощать, флипу вы можете успеть саккомпонировать щелчком пальцев, настолько он взрывной и быстрый. Лутц — прыжок с оттяжкой, с большим наклоном корпуса.

Видеопример — лутц Александры Трусовой:

Тройной флип Алины Загитовой:

Как не просто сделать прыжок, но и продать его судьям задорого

Сколько стоит каждый прыжок? Его ценность зависит от базовой сложности и числа оборотов. Чем сложнее и многооборотнее, тем дороже. Помимо базовой стоимости, у прыжков есть шкала надбавок и сбавок, которые могут увеличивать или уменьшать базу.

Это можно просто объяснить на примере повседневного ценообразования. Представьте, что у вас есть килограмм сырого картофеля, и вы пытаетесь его продать. На рынке за него дадут условные 100 рублей.

Хотите продать подороже? Можете его помыть и положить в пакет, и вот за него дадут уже 110 рублей. Приготовьте из картофеля пюре, и этот же килограмм будет стоить 150. А если вы вложитесь в рекламу, и ваш картофель станет известен людям как лучший в районе, получится выручить все 200.

Обратная схема тоже работает. Если у вас нет пакета, картофель грязный и не очень свежий, продать его больше чем за 50 рублей вряд ли получится.

В фигурном катании критерии, естественно, другие. Добавил сложных шагов на заходе — получи плюсик. Сделал на выезде трюк, не меняя ногу? Это сложно, молодец, держи ещё плюсик. Поднял руку вверх? Красавчик! Плюс тебе. Две руки вверх? Ну вообще чемпион.

Коснулся рукой льда на приземлении, а то и двумя руками, не докрутил обороты? Минус, минус, минус.

Эта система несколько обесценивает классические параметры любого прыжка — гармоничность группировки, пролёт, амплитуду и лёгкость. Так раньше прыгали Брайан Бойтано, Алексей Урманов, Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко. Но правила есть правила, и уже не одно поколение юных фигуристов сразу учится прыгать по системе «все включено», украшая и усложняя элемент максимально.

В то же время прогресс стимулирует фигуристов прыгать сложные каскады, пусть пока больше на тренировках, чем массово на соревнованиях. Например, невероятный четверной тулуп — тройной аксель от Михаила Коляды:

Прыжки выше потолка сложности

Спросите, в чем проблема выявить чемпиона? Можно же просто всех победить количеством прыжков, если они так важны и так дорого стоят. Но прыгать бесконечно много в соревновательных программах нельзя. В них есть ограниченное правилами количество каскадов и одиночных прыжков, кроме того, прописаны правила, запрещающие повторы одного прыжка более двух раз в одной программе. Таким образом Международный союз конькобежцев мотивирует фигуристов работать одинаково над всеми прыжками, чтобы в заданных условиях иметь максимально сложную техническую базу.

  • В частности, в короткой программе у одиночников может быть только три прыжковых элемента, один из которых — каскад. Ещё у женщин в короткой запрещены четверные, поэтому прыжков сложнее тройного акселя в ней не бывает.
  • В произвольной программе правила устанавливают норматив на семь прыжковых элементов. Три из них в каскаде, четыре в виде сольных прыжков.

Несмотря на ограничения правил, потолок роста есть, и он заключается именно в увеличении числа оборотов. Именно этим несколько сезонов подряд занимаются главные двигатели прогресса в фигурном катании — Нейтан Чен, Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Александра Трусова, Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и многие другие. Посмотрим, кто на этот раз окажется впереди прогресса на чемпионате мира.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector