Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кимоно и хакама — раскрой и как пошить

Кимоно и хакама — раскрой и как пошить

Основу японского костюма, как мужского, так и женского, составляет кимоно. Что это такое, объяснять вряд ли надо. По-японски «кимоно» означает также одежду вообще. Крой кимоно вполне линейно-прямоугольный. Традиционное кимоно шилось из примерно 9 м ткани шириной 30 см. Главные особенности кроя видны на рисунке.

Крой

На схеме показан «экономичный» раскрой кимоно без треугольных клиньев в боках из ткани шириной около 110 см. Ткань разрезается по всем сплошным линиям. Внимание: к желаемой длине кимоно прибавьте припуск на подгибку низа, в остальном размеры деталей даны с припусками на швы. Горловину не надо вырезать, пока спинка не будет сшита по среднему шву.

Приведенная выкройка исторична в том смысле, что спинка и полочки состоят из двух частей. Конечно, их можно сделать и цельнокроеными.

Длины рукава 54 см обычно хватает с избытком (укоротить всегда можно), для очень высокого и длиннорукого человека придется кроить их иначе. Ширина рукава около 75 см нормальна для косодэ, у некоторых разновидностей кимоно рукава могут быть значительно шире.

Пошив

Если ткань «сыпучая», обработайте зигзагом все края перед тем, как шить.

  1. Сшейте две части спинки. На получившейся детали разметьте и вырежьте горловину (вот здесь не забудьте оставить припуск на шов).
  2. Пришейте передние полочки к задним по плечевым швам (от края плеча до горловины) и надставки полочек к полочкам.
  3. Сложите рукава пополам (линия сгиба нарисована пунктиром) и сшейте от плеча до запястья, чтобы получились две «трубы».
  4. Сшейте рукава с кимоно, совмещая середину рукава с плечевым швом. Это можно сделать тремя способами: пришить рукав по всей ширине (так иногда шились косодэ), пришить только верхнюю часть и зашить оставшуюся или пришить верхнюю часть и оставить остальное открытым (так делается чаще всего, особенно на многослойных кимоно).
  5. Сшейте бока от шва втачивания рукава до низа.
  6. Примерьте кимоно, выровняйте плечи и середину спинки и запахните. Загните на полочках треугольники от точки горловины до того уровня, куда должен заходить воротник. Заколите булавками и (конечно, сняв кимоно) отрежьте лишнюю ткань.
  7. Сшейте три части воротника в одну длинную полосу, сложите ее вдоль пополам, сшейте, выверните и прогладьте (получится лента шириной около 5 см).
  8. Пришейте воротник к кимоно, совместив середину воротника с серединой спинки (лучше шить от середины в обе стороны), — либо до низа кимоно, либо до тупых углов края запаха (как на рис. выше). Лишнюю длину воротника отрежьте.
  9. Наконец, подшейте все края.

Кимоно — одежда «безразмерная». Его ширина по спинке — около 60 см, на полочках может делаться припуск для запаха (в современном кимоно он есть, исторически — когда как). Длина зависит не столько от роста владельца, сколько от того, как его собираются носить, потому что кимоно всегда можно укоротить за счет складки под поясом. Мужское кимоно лучше шить примерно той длины, которой нужно, женское может быть сантиметров на 20 длиннее. Треугольные клинья для увеличения ширины — необязательная деталь. Если они есть, то вшиваются примерно от талии.

Воротник делается из прямоугольного куска ткани и обычно доходит до пояса (под который и прячутся его края), но может доходить и до подола. То, что выглядит как фигурный вырез юбки в верхних слоях исторического многослойного кимоно — это края достаточно широкого воротника.

Хакама

Это широкие, обычно складчатые, штаны (или — что менее известно — юбка) с разрезами от пояса до бедра. Благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. У женских хакама пояс выше — он завязывается под грудью.

Крой

Ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. Как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. В остальном припуски на швы включены в выкройку.

Пошив

Если ткань «сыпучая», прежде всего обработайте все края зигзагом.

  1. Сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
  2. Две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, — из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
  3. С внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
  4. Возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. То же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
  5. Сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
  6. Теперь пора закладывать складки. Спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру. При правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. Важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
    Сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2–3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
    Зашейте складки вдоль внешнего края.
  7. Сшейте бока от разрезов до низа.
  8. Подшейте штанины.
  9. Ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. Для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. Получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. Они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.

Раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). Сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. Шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется «по-мужски»), а не иначе. Наоборот — только у главного действующего лица похоронного обряда.

Далее приходит черед поясов. На любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется «оби»). В действительности же их четыре. Перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс «коси-химо» (он перекрещивается сзади и завязывается спереди). Затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом «датэ-дзимэ». Складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.

Собственно оби — это полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде — 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. Способы завязывания есть отдельное искусство. Один из относительно простых способов — двойной бант-бабочка. Если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку — ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность — готовый бант сохранить красивым проще.

Читайте так же:
Читательский дневник сивка бурка кратко

Наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур «оби-дзимэ», его узел или застежка находятся спереди. С мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. Складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.

Хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. Оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. Поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). То и другое обычно также имеет линейный крой.

Покрой всей японской одежды очень похож. Кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. Сегодня прекрасно себя зарекомендовал искусственный шелк. Главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась. По этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань — почти любая подкладочная ткань сильно мнется. К слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) — это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. Отличие от «настоящего» кимоно только в материале.

Кимоно. Национальный костюм Японии

История японского кимоно насчитывает уже добрых полторы тысячи лет. За это время оно не раз менялось, хотя суть сохранялась. Благодаря этому можно сказать, что традиционное японское кимоно — это пласт культуры, неотъемлемая важная часть образа Японии.

Но сначала надо понять, что подразумевается под словом «кимоно».

Изначально так называлась одежда вообще. А спустя много времени, ближе к 19 веку, когда западная культура стала завоевывать сердца японцев, понятие сместилось в сторону одежды традиционной (также часто используется слово «вафуку» — «японская одежда», хотя оно стало синонимом «кимоно» сравнительно недавно). Смена значения понадобилась, чтобы не смешивать «пришлое» и «родное».

Кимоно; шьем вместе

И поэтому сегодня кимоно — это колоритный вид национальной одежды, специфический свободный халат, зачастую расцветок райских птиц. Надевая кимоно, нужно помнить о его соответствии вашему полу, возрасту, статусу, ситуации (обстановке, событию), поре года. Это очень важно.

Разумеется, кимоно — не «рабочий костюм» гейш, тем более, гейши появились только в 18 веке  Хотя и сложилось так, что кинематограф и массовая культура усиленно популяризируют гейш и забывают про всех остальных, кто носил иные не менее красивые одежды.

Однако в истории Японии был период, когда яркими и красивыми на улицах были только гейши и проститутки. Видимо, с того и началось отождествление яркого красивого кимоно и гейш.

Кимоно; шьем вместе

Почему выбираются такие богатые расцветки, вышивка, символические узоры? Японцы довольно суеверны, в них сильна вера в призраков, демонов, духов, символы и амулеты… И эта вера не могла не найти отражения в национальном костюме. Поэтому в кимоно ничто не случайно: ни цвет, ни крой, ни украшения.

Виды кимоно

Понятие «кимоно» слишком широкое, чтобы ни на что не подразделяться. Поэтому виды этой одежды делятся не только на мужские и женские (различающиеся длиной и цветовой гаммой), но и по событиям и статусу.

Кроме того, в Японии кимоно запахивается на правую сторону, для европейцев это — «по-мужски».
Среди женских выделяют такие виды:

• Юката — повседневный хлопчатобумажный халат для теплого времени года и для ношения в домашней обстановке. Расцветка довольно простая, но не безликая. Допускаются легкие цветочные мотивы, обилие пастельных тонов, «романтические» цвета. Носят все, независимо от возраста и положения.

• Иромудзи — повседневное однотонное кимоно без особых украшений для совершения церемоний, занятий искусством или «не грязным» ремеслом.

• Комон — повседневное богато украшенное кимоно для любой женщины. Расписывается «родственными» узорами. Отлично подходит для посещения достопримечательностей.

Цукесаги — «легкий» вариант кимоно на выход. Однотонное, без украшений. Подходит всем женщинам.

• Хомонги — кимоно на выход, для светских мероприятий, вечеринок с высокопоставленными лицами. Украшено богато, подходит всем женщинам.

• Фурисодэ — кимоно с обилием узоров, богатой расцветкой и украшениями. Имеет разную длину рукава (короткие, средние и длинные). В основном его надевают незамужние девушки на важные для себя события: выпускной, церемония совершеннолетия, на свадьбу в качестве подружки невесты и пр.

• Иротомесоде — кимоно в основном для посещения синтоистских храмов и церемоний в них. Богато украшено ниже талии, сверху — однотонное, имеет короткие рукава. Носится всеми женщинами, и неважно, какой у них статус или положение.

• Куротомесоде — черное кимоно, обильно украшенное дорогими и трудоемкими узорами ниже талии, с короткими рукавами. В основном такую одежду носят замужние женщины на важные мероприятия.

Мужские кимоно делятся на:

• Саму — повседневное кимоно для физического труда, из черного (серого) материала.

• Дзинбей — аналог юкаты, кимоно для ношения дома или в теплое время года. Состоит из хлопковой куртки и простых шорт.

• Тандзен — кимоно с функциями пальто. Шьется из плотной хлопковой ткани, завязывается на груди. Обычно тандзен яркое и пестрое.

• Хапп — универсальная хлопчатобумажная куртка с узким рукавом.
Понимание этих моментов убережет вас от неловких ситуаций, когда вы не соответствуете месту и времени в своем наряде. Для японцев это очень важно.

Пояс оби

Если уж кимоно имеет столько видов, то и пояс оби не может быть просто полоской ткани.

Мару оби — праздничный пояс для свадебных мероприятий (надевает невеста). Делается из полосы ткани примерно 65 см (складывается вдвое и прошивается), обе стороны богато украшены вышивкой. Длина – 3,6-4,5 метра.

Дарари оби — пояс майко с печатью окия (дома, где живут гейши и майко). Богато украшен и вышит. Длина – до 6 метров.

Кимоно: шьем вместе

Фукуро оби — самый распространенный и используемый вид формального пояса. Может состоять как из сложенной вдвое ткани, так и из двух сшитых частей (где нижняя может быть из тонкого более дешевого материала). Используется в одежде для церемоний, во многом заменил собой мару оби. В итоге фукуро оби имеет размеры 30 см на 3,6-4,5 метра.

Подразделяется на три вида по дороговизне и покрытию узором:

1. Парчовый пояс с богатым рисунком по всей поверхности;

2. Парчовый пояс, покрытый рисунком на 2/3;

3. Парчовый пояс с рисунком только в местах, которые будут видны.

Кимоно: шьем вместе

Кобукуро оби — нежесткий пояс, не имеющий подкладки, 15-20 см на 3 метра.

Кьо-букуро оби — как фукуро оби, только применяется для украшения повседневного кимоно. 30 на 350 см.

Фукуро Нагоя оби, или Хассун Нагоя — складывающийся пояс, но прошит там, где завяжется узел. Длина – 3,5 метра.

Нагоя оби — самый распространенный пояс сегодня. Отличается от остальных тем, что один конец его прошит, а другой — расправлен (это нужно для упрощения завязывания). Обычно имеет рисунок только на демонстрируемой части узла. 30 см на 3,15-3,45 метра.

Читайте так же:
Что такое ковбойские джинсы

Праздничным или повседневным нагоя оби становится благодаря материалу, из которого пошит. Однако для совсем официальных и важных мероприятий он не подходит, так как исторически он был для ежедневного ношения.

Кимоно: шьем сами

Ханхаба оби — пояс без подкладки, который не стоит надевать на праздники и церемонии. Чаще всего носится с юката и позволяет играть с завязыванием узлов. Шириной 15 см, длиной 3-4 метра.

Чуя оби (Хара-авасэ) — неформальный пояс, отличающийся тем, что имеет 2 разных дизайна, своеобразное «2 в 1». Обычно одна сторона цветная, пестрая, светлых оттенков, а вторая — темных тонов, со скромным узором. Часто носятся гейшами и пользуются популярностью у коллекционеров. 30 см на 3,5-4 метра.

Кимоно: шьем вместе

Хеко оби — тоже неформальный пояс, который раньше носили мужчины и дети. А теперь и женщины, но только с настолько же неформальными кимоно или юката. Хеко оби для взрослого: 20-30 см в ширину и 3 метра в длину.

Хитоэ оби — очень жесткий пояс в один слой, не требующий подкладки. Носится с каждодневным кимоно или юката. Шириной 15-20 см, длиной — 4 метра.

Одори оби — чисто сценический пояс, или любой пояс, использующийся в танцевальном представлении. Как правило, он довольно длинный и широкий, с простым крупным рисунком. 10-30 см на 3,5-4,5 метра.

Тенга оби — пояс, подходящий для праздников и делающийся из более дорогостоящей ткани. В качестве узора выбираются символы благополучия или мотив мероприятия. Шириной 20 см, длиной 3,5-4 метра.

Кимоно: шьем вместе

Цукэ оби — это набор из самого пояса и уже завязанного узла. Очень популярен в современной Японии. Пояс крепится лентами. Цукэ оби нельзя надевать на официальные мероприятия, но для неформальной обстановки – самое то. Обычно носится с юката.

Есть еще несколько чисто домашних видов оби, которые мы не стали рассматривать в силу их «прозаичности».

Особенности современного кимоно

Крой кимоно подразумевает универсальность размера и практичность. Поэтому основа выкройки – прямоугольник, обрезки ткани легко снова пустить в ход. Хотя последних может быть не так уж много, ведь длина рукава может быть и довольно большой — это зависит от нескольких параметров (возраст, событие и др.).

Кимоно: шьем сами

Это стандартный современный наряд. Как видите, никаких сложных форм, изгибов, выточек и прочего. Все предельно просто. Но в этом и суть: создать красоту не соблазном форм тела, а красотой костюма. Более того, японцы уверены, что красива та женщина, у которой ничего не выпирает и одежда не обтягивает природных выпуклостей. А еще кимоно из многослойного наряда разных однотонных расцветок превратились в 2-4 слоя, где украшен только верхний, что сильно упростило жизнь женщинам.

Конечно, сейчас появилось много вариаций кроя не традиционных расцветок (в том числе и исключительно для не разбирающихся европейцев), псевдогейш и прочего, что портит впечатление от красоты и глубокой символичности вафуку. Вот один из модных показов, где кимоно шились из синтетической ткани с синтепоном:

Кимоно: шьем вместе

А вот дешевые кимоно для массового потребителя. Отличаются особой яркостью расцветок, иногда используются цвета «вырви глаз»:

image047

Но не обращайте на них внимания, к настоящим вафуку они никакого отношения не имеют, и посвященные люди легко отличают одно от другого. А сами японцы относятся к таким «вариациям» спокойно и даже прохладно.

Крой и пошив кимоно

Приступим к непосредственному созданию кимоно. Вот выкройка юката в развороте, в см:

Кимоно: шьем вместе

Ткань выбирайте немнущуюся или плохо мнущуюся, потому что мятое кимоно — это некрасивое кимоно, независимо от богатства цветов и узоров.

Порядок действий

1. Отмерьте нужное количество ткани, исходя из длины от плеча до нужной отметки, помноженной на 2.

2. На представленной выкройке кимоно шьется с полочкой (чтобы можно было легко совместить рисунок). Если она не нужна — отогните надставку на «лицевую» и шейте в 0,5 см от нее.

3. Итак, сметайте получившиеся изделие (и спинку, и бока), примерьте. Оставьте проймы в 25 см. Если все хорошо, можете прошить.

4. Ткань, отмеренную на рукав, сложите вдвое, можете закруглить угол. Прошейте, но не забудьте оставить место для руки. Далее следует соединить рукав и кимоно, прошить.

5. Подверните свободный край рукава и «карман» в нем. Обработайте низ кимоно. Подверните и прошейте вертикальные линии полов.

6. Загните и приметайте один край воротника на «лицо» юката, начните с готового края. Загните и подшейте второй край. Затем сложите воротник вдоль, спрячьте в него припуск, приметайте. Если все хорошо – прошейте.

Уход за кимоно, стирка, хранение

Если есть возможность, конечно, кимоно лучше хранить на специальных стойках в расправленном виде. Если оно особенно красиво, можно поставить в комнате в качестве украшения, большой картины.

Кимоно: шьем вместе

А если нет, то просто аккуратно сложите его, не слишком часто перегибая. Желательно, чтобы каждый наряд был в отдельной коробке и переложен бумагой, а шкаф обязательно нужно обработать средством против моли.

Стирку лучше производить в специализированных химчистках. Но если вы не в Японии, то придется обходиться бережной ручной стиркой (если кимоно из дешевой ткани и без дорогих украшений и узоров — можно и в машинке стирать в щадящем режиме).

В заключение

В Японии многое делится на «мужское» и «женское», даже речь на японском у женщин отличается от мужской. Но это даже хорошо, без этого культура Японии не была бы столь богатой и самодостаточной. И нам еще предстоит многое узнать.

Если вы хотите отправиться в Японию и прогуляться по её улочкам в настоящем кимоно, для начала пройдите наш мастер-класс «Путешествие в Японию от А до Я«.

Но что вы уже знаете о Японии и ее жителях? Какие специфические особенности языка, одежды, быта, церемоний вы узнали? Будет интересно почитать в комментариях.

Национальный костюм Японии. Разница между «кимоно» и «юката».

Впервые о костюме древних японцев упоминается в китайских летописях. В них рассказывается о японской царице Химико, которая в III в. стояла во главе племенного союза. У нее была тысяча прислужниц. Японцы уже умели ткать холсты и делать шелковые ткани на простейших ткацких станках. Из этих тканей не только шили одежду, но и использовали их для обмена.

С середины VII в. официальной японской религией стал буддизм. В то время на японский костюм большое влияние оказывает китайская одежда (особенно церемониальная). В 701 г. специальным кодексом было зафиксировано три типа костюма: церемониальное платье, придворное платье и платье для чиновников.

Древние японцы в качестве одежды использовали широкое, сшитое из нескольких кусков, полотнище.

Позже нижней одеждой стали рубашка и штаны, а верхней — «кину», наподобие сюртука, и «хакаса» — юбка-брюки.

Простые люди носили рубаху с длинными рукавами, подвязанную веревкой, и штаны.

Нижней поясной одеждой у японских мужчин была набедренная повязка — «фундоси», которая представляла собой прямоугольный кусок белой хлопчатобумажной ткани. Ее обертывали вокруг талии, завязывали узлом и пропускали один конец между ног, закрепляя его за поясом. Поверх фундоси японцы надевали еще одну нижнюю одежду — «косимаки», несшитую юбку, которая оборачивалась вокруг бедер и закреплялась лентой на талии.

Читайте так же:
Джинсы тай дай техники

Нижней плечевой одеждой японцев был «дзюбан» — прямой узкий халат длиной до середины бедра с короткими широкими рукавами. Стоячий воротник дзюбана спереди на полочках переходил в полоску ткани — «окуми». А сверху на воротник нашивался еще один белый воротничок — «ханэри».

Верхняя одежда японцев также состояла из плечевой и поясной. К плечевой относились «кимоно» и «хаори».

Кимоно появилось в VII-VIII вв. и вначале служило нижней одеждой, но затем превратилось в универсальную распашную одежду, похожую на туникообразный халат с длинными рукавами.

Кимоно делается из прямых полотнищ ткани, которые перекидывают через плечи и соединяют посередине на спине швом. По бокам полотнища сшиваются, а в широкие проймы вшиваются рукава. Рукава часто бывают гораздо шире проймы, и тогда вся их оставшаяся часть сшивается по срезам. Нижняя часть рукавов получается сшитой с трех сторон и представляет собой своеобразные висячие карманы, которые японцы используют для мелких вещей. У кимоно нет застежек, оно запахивается слева направо и подвязывается на бедрах поясом-«оби». Оби надевались во всех случаях — в повседневной жизни, в официальной обстановке, в праздники.

Хаори — еще один вид плечевой верхней одежды японцев. Это довольно короткая распашная прямая куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником. В отличие от кимоно, хаори не запахивается, а соединяется впереди с помощью тесемок, которые завязываются бантом.

Верхняя поясная одежда мужчин — хакама, широкая и длинная, до самых щиколоток, напоминающая юбку-брюки с жесткими складками спереди и сзади. У этих штанов были боковые разрезы от талии до бедер, и обе их части пришивались к двум поясам с длинными завязками.

Парадно-церемониальный мужской японский костюм («рэйфуку») сохранился почти в неизменном виде со времен феодализма до наших дней. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.

В традиционном японском костюме нет карманов, и мужчины прикрепляли к поясу шнурком кошелек, табакерку, трубку, а при помощи нэцкэ — разные мелкие вещи. Нэцкэ — это брелок, который вначале имел форму пуговицы или палочки, а затем превратился в миниатюрную скульптуру из дерева или кости, размером около трех сантиметров.

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.

Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.

Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.

Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.

Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче.

Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.

С конца XII в. женский костюм упрощается.

С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.

Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

на мужчине: двойное кимоно, штаны, подвязанные ремешками, обувь-гэта

на женщине: кимоно с пышным оби, сложная причёска с декоративными шпильками

На женщине: кимоно с волнообразным орнаментом, длинный пояс-оби, обувь-дзори

На мужчине: хакама и верхнее кимоно

Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.

Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.

Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.

Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы

Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.

Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.

Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.

В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.

Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика

Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.

Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.

Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.

Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.

С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Читайте так же:
С чем одевать светло коричневые джинсы

Обувь[ | ]

Основная статья: Таби

Таби — носки с отделением для большого пальца. Применяются при ношении национальной обуви. Изготавливаются из белого плотного материала, застегиваются на крючки вдоль щиколотки

Основная статья: Гэта

(яп. 下駄) — японские деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног (сверху имеют вид прямоугольников со скруглёнными вершинами и, возможно, немного выпуклыми сторонами). Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами.

Дзори[ | ]

Дзори — вид национальной обуви, непременный атрибут национального парадного костюма. Сандалии без каблука, но с утолщением к пятке. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. Изготавливаются из кожи, соломы, синтетических материалов.

Что за одежда — кимоно?

Это шелковый халат, который имеет форму буквы Т и выкраивается из 11,5 м ткани шириной в 40 см. Причём из этого количества полотна отходов нет — всё используется для пошива. Халаты эти шьются одного размера и только потом хозяин или хозяйка подгоняют его для себя с помощью складок, а помогает в этом пояс оби. Крой одежды предполагает только прямые швы, носят его с запахом направо (запах налево допустим только для умершего), а на талии завязывают широкий пояс.

Важно! Пояс оби не только широкий – 26 см, но и длинный – 3,6 м. Он неоднократно раз заворачивается вокруг талии и фиксируется особым способом на спине. Оби украшает национальный костюм.

Широкие рукава кимоно являются одной из функциональных и декоративных деталей одновременно. Она говорит о том, для какой цели надета одежда:

  • длинные рукава — фурисодэ, — доходящие почти до пола, носят незамужние японки. Считается, что такой наряд способствует привлечению мужского внимания. Эта разновидность кимоно обычно богато декорирована росписями по шёлку халата и вышита замысловатыми узорами;
  • рукава наполовину короче – томэсодэ – присущи наряду после свадьбы. Японка должна стать мудрее и ещё скромнее.

Платья

Наиболее элегантным предметом японского гардероба являются платья. Традиционно платья имеют вид кимоно – национальной одежды Японии. Это уникальный наряд с тысячелетней историей, но не теряющий актуальности в современном мире.

Такое платье имеет главную особенность — универсальность. В зависимости от ткани, декора, расцветки, наряд имеет соблазнительный и точеный силуэт, подойдет как в качестве повседневного наряда, так и в роли изысканного вечернего туалета. Все платья, воплощающие японский стиль, не только неизменно элегантны, загадочны, но и всегда удобны. Наиболее актуальные ткани — шелк, шифон, атлас, цветовая гамма — сочные оттенки красного, бирюзового, мягкие пастельные тона, контрастные сочетания черного и белого.


Оригинальное платье-кимоно

Создавая платье в японской стилистике, дизайнеры используют сочетание сочности, лаконичности, элегантности и нежности. Сегодня модно устраивать тематические торжества, особенно свадьбы. Японское свадебное платье идеально сочетает в себе оригинальность, скромность и изящность. Нежная вышивка в виде сакуры придаст наряду утонченной нежности.

Одежда в айкидо

Самое распространённое среди множества боевых искусств название одежды, которую используют на тренировках – «кимоно». Однако, кимоно это традиционная японская одежда: длинный, строгого, прямого покроя халат, без застежек и карманов, с длинными широкими рукавами, левая пола которого запахнута поверх правой (только мёртвых одевают наоборот). Одежда для тренировок называется «кейкоги» (ги — одежда, кейко — тренировока). Это название менее распространено между занимающимся боевыми искусствами. В секциях Айкидо стиля АЙКИКАЙ используются кэйкоги практически не отличающиеся от тех, в которых занимаются в других боевых искусствах в Японии, таких как дзюдо или дзюдзюцу.

Кэйкоги состоит из куртки и брюк. Куртка, предназначенная для Айкидо, изготавливается из материала с плетением из двух, трёх нитей, она существенно толще, чем, например, традиционная куртка Карате. В технике Айкидо используются захваты за куртку, и поэтому её делают из крепкого материала. Места, подверженные наиболее интенсивному воздействию (плечи, проймы, колени) усилены специальными вставками, увеличивающими прочность кэйкоги. Фирмы изготовители предлагают кэйкоги разного качества — от самых дешёвых и простых, предназначенных для начинающих, до очень дорогих.

Как отличить, какое кэйкоги предпочтительнее для занятий Айкидо?

Куртка – бывает одинарного или двойного плетения. Вес от 450 до 1000 грамм. Воротник должен быть мягким, рукава не слишком широкие, большой запах – край каждой полы куртки должен доходить до противоположного бокового шва, длина куртки – должна доходить до середины бедра. Длина рукава – до косточки запястья или на 2-3 пальца выше. В женском варианте желательны завязки на уровне груди.
Штаны – некоторые производители предлагают штаны с накладками на коленях или двойной, сплошной перед. Длина брюк – до середины икры. Для обладателей черных поясов важно, чтобы белые штаны не были видны из под хакамы даже во время движения.

Цвет традиционного кэйкоги для Айкидо белый или отенки белого. Цветные кейкоги в Айкидо не используются.

В чем заключаются основные различия айкидо ги от дзюдо ги?

Во-первых, ворот куртки для занятий айкидо должен быть достаточно прочным, но мягким, так как захват за ворот используется не так часто.
Во-вторых, низ куртки, который попадает под хакаму, может и должен быть существенно мягче, чем у курток дзюдо. Боковые швы также могут быть мягче, что существенно при носке хакамы и кувырках.
В-третьих, рукава куртки для дзюдо делают шире и длиннее, чем для айкидо. Это связано с тем, что в практике дзюдо используются многочисленные захваты, в то время как в айкидо изучается много техник от захватов за запястья.

Еще один не маловажный момент это плотность плетения верхней части куртки. Толстая и пышная плетенка хорошо впитывает пот и дышит. Кроме этого, такого рода ги является прочным и в тоже время мягким и приятным в использовании. Более плотное плетение часто создает впечатление «брони», но практически не пропускает воздух и плохо впитывает пот. Кэйкоги двойного плетения хорошо держат внешнюю форму, что является важным фактором при выборе ги для показательных выступлений и экзаменов.

Стирать кэйкоги рекомендуется при температуре 30-40 градусов после использования не более, чем на 2-х тренировках. Неопрятное кэйкоги, с устойчивым запахом пота свидетельствует о не уважении к партнеру. Не допускайте, чтобы ваш внешний вид становился причиной нежелания тренироваться с вами ваших товарищей по секции.

Оби (пояс)

Традиционная Японская одежда не застёгивается пуговицами или застёжками. Одежду придерживает специальная лента называемая оби. Традиционное оби имеет рисунок и шире, чем пояс-оби, который используется в айкидо.

Пояс – этап жизни бойца. Как и в большинстве других видах боевых искусств, в айкидо существует традиционная система разрядов. Она включает в себя, как ученические степени – кю, так и мастерские – даны. Примерно оценить какой уровень у айкидоки можно по цвету его пояса. Последовательность смены цветов у поясов в айкидо может существенно отличаться, в зависимости от стиля, рассмотрим основные цвета поясов для традиционного направления Айкикай:

Белый
Цвет снега, цвет рождения жизни, цвет начала нового года, цвет чистого листа, на котором еще только предстоит написать первые строки Айкидо. Белый пояс – пояс для начинающих заниматься Айкидо.
Желтый
Цвет восходящего весеннего солнца, цвет утренней зари, цвет начала года и начала дня. Олицетворяет начало долгого пути, который еще только предстоит пройти ученику, он уже встал на правильную дорогу, солнце Айкидо осветило его своими лучами, но это только первые шаги.
Красный
Цвет спелости плодов и зрелости знания, цвет осени – времени сбора урожая и подведения итогов. Обладатель красного пояса должен посмотреть на пройденный путь и определить новые цели и новые задачи.
Зеленый
Цвет расцветающей природы, цвет лета. На этом уровне учитель видит, что в ученике уже прорастают посеянные зерна, но эти зерна еще очень маленькие и слабые. Ученик делает первые шаги в понимании и восприятия Айкидо и себя как единого целого.
Синий
Цвет неба и морских глубин. Ученик, носящий этот пояс, задумывается о необъятности мира, непознаваемости всего Айкидо, осознает, что он частица целого. Обладатель синего пояса поднимается на новые высоты Айкидо и одновременно опускается в неизведанные глубины философии боевого искусства.
Коричневый
Цвет древесного ствола. Несмотря на любые непогоды и ветры, это дерево крепко стоит своими корнями на земле – культуре и традициях Айкидо. Это накрепко связавший свою жизнь с Айкидо человек.
Черный
Цвет мудрости. Черный цвет объединяет в себе все цвета спектра – он постиг все ступени Айкидо, прошел все стадии от белого до коричневого. Обладатель черного пояса – боец постигший технику, мораль, культуру и этикет Айкидо.

Читайте так же:
Лучший пятновыводитель для джинсов

В Айкидо Айкикай оби имеет ширину 5-6 см. Дети носят цветные пояса, свидетельствующие о присвоенной им степени Кю. Белый оби носят взрослые, имеющие степень Кю. Обладатели степени Дан носят черный оби.

Пояс носят низко на бёдрах. Завязывают его таким образом, чтобы узел располагался в 5 см ниже пупка. То есть там, где находится центр тяжести или хара. Это помогает концентрировать внимание в области центра тяжести во время занятий, что очень важно для осваивания техники айкидо. В комплекты ги для айкидо, как правило, входят белые пояса. Чёрные и цветные оби в комплект не входят. Оби нужного цвета и длины можно приобрести отдельно.

Как завязывать пояс?

1 способ: (простой)

Расположите центральную часть пояса на животе;

Оберните пояс вокруг талии, и концы равной длины выведите перед собой;

Левый конец пояса расположите поверх правого и оберните его снизу вверх, вокруг всех слоёв;

Загните правый конец пояса так, как показано на рисунке и положите его поверх левого. Переплетите нижний конец пояса и верхний;

2 способ: (сложный)


Другое изображение для того же способа:

Как бы вы не завязали пояс, есть ряд правил, которые желательно соблюдать:

Концы завязанного пояса не должны быть короче нижнего края доги, но и не должны висеть ниже колен;

Концы завязанного пояса должны быть одинаковой длины, что как бы символизирует внутреннюю гармонию занимающегося;

Примечание: завязывая любым способом очень важно следить за тем чтобы пояс не перехлестывался за спиной, поскольку при падении это увеличивает риск получения травмы.

Хакама

Айкидоки имеющие степень Дан, а также девушки, обладающие степенями выше 3 Кю имеют право носить юбку-брюки называемую хакама. В Айкидо она бывает чёрного или тёмно-синего цвета. Традиционные хакамы изготовлены из ткани, в состав которой входят 50% хлопка и 50% полиэстера. Такой состав обеспечивает лучший внешний вид, хорошую форму и прочность. Этот вид одежды встречается также в других Японских боевых искусствах таких, как Кюдо, Кэндо, Иайдо, Дзёдо, Нагината и др. Хакама – традиционная японская одежда самураев. Хакаму повязывают поверх пояса на кейкоги, низко на бёдрах, что также помогает концентрировать внимание в области центра тяжести. Хакама скрывает движения ног, а также придаёт изящество и красоту движениям в Айкидо.

Традиционно на хакама семь складок — пять спереди и две сзади, и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение.
Значение данное Морихеем Уэсибой:

ГИ (честность, справедливость)

РЭЙ (вежливость, этикет)

ТЮ (верность, преданность)

Длина хакама должна быть до щиколотки. Если будет длиннее — будет путаться в ногах, а короче брать не стоит, так как после стирки она немного сядет, так что будет в самый раз.

Переодевшись в традиционную одежду самураев практикующие Айкидо приступают к занятиям с чувством, что их дух и тело становиться единым целым ещё до начала тренировки.

Фурисодэ

Фурисодэ (яп. 振袖 , дословно «развевающиеся рукава») — традиционный японский наряд незамужних девушек и невест, кимоно с длинными рукавами. Впервые было введено в обиход Мидзуки Тацуносукэ (1668—1704), актёром-оннагата театра кабуки [1] .

В настоящее время девушки обычно надевают его только на день совершеннолетия, свадьбу или другие праздничные события, в том числе и на получение диплома (в этот день девушки надевают кофурисодэ и хакама). Фурисодэ — часть костюма майко, учениц гейш.

Типы фурисодэ различают по длине рукавов [2] :

  • кофурисодэ (яп. 小振袖 ): 70—80 сантиметров,
  • тюфурисодэ (яп. 中振袖 ): 90—102 сантиметра,
  • офурисодэ (яп. 大振袖 или яп. 本振袖 ): более 114 сантиметров.

Содержание

Детали наряда [ править | править код ]

Свободная часть рукава фурисодэ обычно на 10—15 сантиметров выше щиколотки. Внутренний край рукава не зашит, поэтому сквозь него можно увидеть яркий контрастный подклад и рукава нижнего кимоно.

Нижнее кимоно совпадает по выкройке с верхним, однако его рукава и подол — части, видимые при ходьбе — делают из тонкого цветного шёлка. Также к нижнему кимоно прилагается съёмный воротник, который обычно изготавливают из вышитой материи.

Помимо нижнего белья нагадзюбан (яп. 長襦袢 ) наряд дополняют традиционные элементы, используемые для украшения, имитации дополнительного слоя кимоно или фиксации одежды на теле:

  • декоративный вышитый воротник хан-эри яп.半襟 пришиваемый к нагадзюбану. Благодаря хан-эри фиксируется жесткая вставка в воротник «эрисин»
  • воротник датэ-эри (яп. 伊達衿 ) также называется касанэ-эри (яп. 重ね衿 )
  • пояс оби (яп. 帯 ),
  • небольшие пояски косихимо (яп. 腰紐 ),
  • шнур обидзимэ (яп. 帯締め ),
  • махровый пояс обиагэ (яп. 帯揚げ ),
  • пояс датэдзимэ (яп. 伊達締め ),
  • подушечка для банта обимакура (яп. 帯枕 ),
  • плоские плотные подкладки под оби — оби-ита (яп. 帯板 ),
  • украшения — шпильки и гребни для волос кандзаси (яп. 簪 ), броши обидомэ (яп. 帯留め ),
  • носки таби (яп. 足袋 ),
  • сандалии дзори (яп. 草履 ) и сумочка в тон кимоно.

Для придания ансамблю нужной формы и выравнивания всех выпуклостей используются небольшие полотенца.

Пожар фурисодэ [ править | править код ]

Второго марта 1657 года Эдо охватил крупный пожар, унёсший более 100 тысяч жизней и погубивший около двух третей города. По легенде, пожар возник в одном из храмов Хонго, когда священник пытался предать огню несчастливое фурисодэ, все хозяйки которого преждевременно умирали. По этой причине пожар также поэтически называют «пожаром фурисодэ» (яп. 振袖火事 ). Эта история положена в основу книги «The Fire Kimono» Лоры Джо Роулэнд [3] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector