Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узбекский головной убор: тюбетейки

Узбекский головной убор: тюбетейки

Знаете, почему развалился Советский Союз? "Узбек хотел ходить в тюбетейке и пить зеленый чай, а ЦК КПСС сказал ему: "Ходи в галстуке и пей водку!" Так с армейской прямотой сказал однажды Руслан Аушев.

Девушка в узбекском костюме. Узбекская тюбетейкаНе будем судить, насколько привязанность узбеков к тюбетейке повинна в развале СССР. Интересно то, что упомянуты именно они, хотя этот головной убор носят не только узбеки, но и таджики, туркмены, киргизы, казахи, другие мусульманские народы. Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: "С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек".

На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни — мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку.

С детства помню, как в доме моей узбекской подруги Зухры высоко над ковром висела тюбетейка. Она казалась мне такой недосягаемой, даже загадочной. Она и на самом деле была особенной: когда-то она познакомила родителей Зухры. Произошло это на свадьбе, после узбекского танца — ол туппимни — "подними тюбетейку". Мужчины танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову так, чтобы не задеть руками. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая болела за него. Со временем они создали семью. А та тюбетейка стала их талисманом.

Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив "болом" — символ жизни и плодородия, а вот узор "илон изи" — след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы — высшую мудрость, ветки розы — символ мира и красоты.

Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана), особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца — "калампир" — и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали.

Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" — имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам), по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее — Бухара.

В общем, как говорят в Узбекистане, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. Найдется она и для гостей. А если вы приедете в эти края еще раз, вам, как старому другу, в шутку предложат: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"

Шавкат Ниязи, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов:

— Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. А он, как известно, бывает и горьким, и сладким, как и сама жизнь. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

Текст: Мадина Сулаймонбек. "Плов размером с тюбетейку", журнал "Националь" №1/2004

Узбекская тюбетейка

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив «бодом» — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор «илон изи» (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца — «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — «Сандали», «Акка икки сум», «Чимбой», «Суркачекма» и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике «пилтадузи». Существуют и другие разновидности тюбетеек — ургутская тюбетейка «калпок», бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка «гилам дуппи», китабская и шахрисабзская тюбетейки «санама» и «чизма», «тахъя», «тайха», «чумакли», «куш» — мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Читайте так же:
Юппер боди фитнес что это

Узбекский национальный костюм

Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане еще до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX — начале XX веков.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Содержание

Мужская одежда

Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одежда

     — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборы

     — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
     — головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
     — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на черном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение
Читайте так же:
Модные лайфхаки с джинсами

Обувь

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галерея

Mirza Abdulhuq and Rustom Beg in 1841.jpg

Uzbek in Hojent 1900.jpg

Costumes of Uzbek men.jpg

Женская одежда

Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Узбекская тюбетейка — головной убор узбеков

Узбекская тюбетейка - tyubeteyka

Узбекистан славится большим разнообразием узбекских тюбетеек. Узбекская тюбетейка — «это круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор узбеков«. тюбетейка украшает всех — и седые головы стариков, и макушки новорожденных. Народная пословица говорит: «тюбетейка джигиту всегда к лицу».

Происхождение тюбетейки очень древнее. В обычае носить тюбетейку свою роль сыграла религия ислам, которая запрещал мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. Помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства. Исторически ее формы вышли из остроконечной тюбетейки, которая носилась под чалмой. Само слово «тюбетейка» произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки.Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки.

Узбекская мужская тюбетейка - tyubeteyka

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Обилие форм и фактуры тюбетеек поражает воображение. По принадлежности тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и стариков.

Классическая мужская узбекская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с черным фоном. Так, четыре цветка в верхней части тюбетейки, по преданию, охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать узорных арочек, расположенных в ряд по кромке изделия, выражают пожелание быть большой и дружной семьей и иметь шестнадцать детей.

Различают несколько видов тюбетеек. Всего насчитывается, включая ферганские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. Традиционные орнаментальные мотивы каждая мастерица тюбетеек обогащает своей фантазией.

Узбекская женская тюбетейка - uzbekskaya tyubiteyka

Шахрисабзкие «гилам-дуппи» и сурхандарьинские «пилтадузи», вышитые сплошным швом, отличаются живописной многокрасочной гаммой. В Ташкенте популярны мужские тюбетейки — шобпуш из хлопчатобумажной ткани на подкладке, простеганные вручную или на швейной машинке.

Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Недаром же золотошвейные тюбетейки были непременной деталью костюма эмира и придворной знати, а в наше время являются обязательным элементом свадебного наряда. Любопытно, что золотошвейное производство еще в начале двадцатого века было преимущественно мужским ремеслом и только постепенно женщины забрали его в свои руки.

Читайте так же:
Джинсы g star история бренда

Узбекская тюбетейка - uzbekskaya tyubiteyka

Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого — середине двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках.

Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются большим спросом во всем мире. Сотканные умелыми руками мастеров, они украшают экспозиции многих музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.

Туристы со всего мира, приезжая в Узбекистан, стремятся приобрести тюбетейку, как необычный сувенир, многие украшают ими свой дом.

Купить тюбетейку можно на любом узбекском базаре, а также в специальных сувенирных магазинах.

Тюбетейки

Тюбетейки — неотъемлемая часть узбекского национального костюма и вместе с тем истинное произведение национального искусства. Они удобны, практичны и красивы. Разнообразие форм тюбетеек — конических, четырехгранных, круглых, купольных, богатство отделки вышивкой, создающей то ажурную, то крупно-рельефную, то ковровую фактуру, цветовое разнообразие — от лаконичных черно-белых до ярких многоцветных -делают узбекские головные уборы универсальными. Верхняя часть и околышек тюбетеек расшиваются цветочными и геометрическими узорами на фоне сплошного рисунка то в виде фигурных медальонов, то в форме цветочных кустов. В XIX — начале XX веков в тюбетейках настолько точно передавалась локальная особенность шитья различных районов, что они служили основанием для определения, откуда родом их хозяин.

В художественном шитье Узбекистана употреблялось множество технических приемов, большое значение придавалось выбору швов, мелкой разделке деталей. Крупные плоскости изображений заполнялись или односторонней гладью вприкреп — босма, образовывающей плотную, слегка рельефную фактуру, или мелким полукрестом — ироки, делающей поверхность узора зернистой, или тамбурным швом — юрма, создающим благодаря точно рассчитанному эффекту впечатление богатства оттенков, подобных переливам драгоценных камней. Юрма часто употреблялся для окантовки и выделения контуров узоров. Причем каждый из названных швов имел множество вариантов, в различных центрах вышивального искусства отдавалось предпочтение той или иной технике шитья, что и помогало созданию локального стиля.

Обилие форм и фактуры тюбетеек поражает воображение. По принадлежности тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и стариков. На первый взгляд различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть «не свою» тюбетейку.

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Различаются изделия по месту изготовления, по своей родине. Всего насчитывается, включая ферганские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. Традиционные орнаментальные мотивы каждая мастерица тюбетеек обогащает своей фантазией. Орнамент вышитых изделий складывался постепенно — от ритуальных магических узоров до поэтических образов и отличается многообразием формы и высоким уровнем стилизации.

Классическая мужская узбекская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с черным фоном. Так, четыре цветка в верхней части тюбетейки, по преданию, охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать узорных арочек, расположенных в ряд по кромке изделия, выражают пожелание быть большой и дружной семьей и иметь шестнадцать детей. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придет на свадьбу или похороны.

Шахрисабзкие гилам-дуппи и сурхандарьинские пилтадузи, вышитые сплошным швом, отличаются живописной многокрасочной гаммой. Костюм молодой узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой. В Ташкенте популярны мужские тюбетейки — шобпуш из хлопчатобумажной ткани на подкладке, простеганные вручную или на швейной машинке.

Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Недаром же золотошвейные тюбетейки были непременной деталью костюма эмира и придворной знати, а в наше время являются обязательным элементом свадебного наряда. Любопытно, что золотошвейное производство еще в начале двадцатого века было преимущественно мужским ремеслом и только постепенно женщины забрали его в свои руки.

Слово «тюбетейка» произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».

Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются большим спросом во всем мире. Сотканные умелыми руками мастеров, они украшают экспозиции многих музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.

Читайте так же:
Бронзу для изготовления зубчатых венцов червячных

Узбекская тюбетейка – всем шапкам голова
Александр ДЕМАЛЕМ
Источник: http://www.rg-rb.de/»
«Я, наконец, узнал, – сказал однажды сказал мой земляк Нюма из общаги на Майдерихе, что в Дуйсбурге, – как определяют экономическое положение государства. По обилию на улицах головных уборов! В журнале прочитал. Есть чем голову народу покрыть – цветет страна».
Нюма все еще живет ощущением, что его шляпную мастерскую в центре Самарканда ждет большое будущее. Но, при всем уважении к профи, его утверждение я близко к сердцу не принял.
– Получается, – говорю, – что все 24 миллиона жителей из милого нашему с ним сердцу Узбекистана – вполне зажиточный народ. Это при среднемесячном уровне зарплаты, стипендии или пенсии в 15-20 евро. На кепку не хватит, только на тюбетейку.
– Ну что ж, – не унывает Нюма. – Зато все головные уборы произошли от тюбетейки. А что? Кепка – тюбетейка с козырьком. Шляпа – тюбетейка с полями. Цилиндр – тюбетейка с полями и верхом, сохраняющим заданный диаметр. Тюбетейка – всем шапкам голова.
Что тут рассусоливать? Почувствовал я, что просто обязан про тюбетейку рассказать. И, конечно, показать ее во всей красе.

О чем повествует узбекская тюбетейка?
Тюбетейка в основе названия несет тюркский корень «тюбе» – вершина. Это продукт особенный. И повсюду на Востоке называется по-своему. В Туркмении, например, – тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. Поверх тахьи туркменской девушке надевали серебряное навершие, часто украшенное птичьими перьями – гупба. Если же гупба была без перьев, это означало, что девушка уже сосватана.

По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства – к примеру, в соседнем Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором – значит, «родом» с Памира. Богата расцветкой – выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике – мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана). Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца). Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком черного цвета. Тюбетейка чусти очень изящна и отличается простотой и тонкостью вышивки.

Причем, убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя – из шелка и впереди украшается птичьими перьями. Вместо картин в уйгурском доме висят тюбетейки. Да какие! Расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, цветной нитью, пейзажами. Глаза разбегаются. Ну а остановился на такой-то картине взгляд гостя – забирай! Обычай такой. Восток.

Той-дорба – свадебный мешок, в котором казахский жених несет невесте подарки, будь он трижды лисьими шкурами наполнен, все равно не засчитывается, если нет там тюбетейки.

Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта – огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь – тюбетейка!

Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже. мерой объема. Вот встречаются старые друзья, и кто-то обязательно в шутку предложит: «Дуппидай ош килайлик!», что означает: «Сделаем плов размером с тюбетейку!»

Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Ясное дело, прежде всего – женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.

Волнообразный стебель вьюнка, который «струился» в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от «сглаза». Узор «след змеи» предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы – плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: «Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю».

Вообще мужчин в тюбетейке можно встретить на улицах узбекских городов чаще, чем женщин. Потому и символика сориентирована соответствующим образом. Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. А шестнадцать цветков на кромке головного убора – пожеланием иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. Именно такая семья считалась полноценной.

Читайте так же:
Алексей тулупов росбилдинг биография

«Вай-дод! – на восточный манер воскликнул Нюма, что означало нечто непереводимое, но вполне цензурное. – По твоему выходит, что если бы рядовой бюргер надел бы тюбетейку, демографическая проблема в Германии разрешилась сама собой. «

Что ж, если бы Европа была накрыта тюбетейкой.

Плов размером с тюбетейку
Мадина Сулаймонбек
Источник: Журнал «Националь» №1/2004

Знаете, почему развалился Советский Союз? «Узбек хотел ходить в тюбетейке и пить зеленый чай, а ЦК КПСС сказал ему: «Ходи в галстуке и пей водку!» Так с армейской прямотой сказал однажды Руслан Аушев.

Девушка в узбекском костюме. Узбекская тюбетейкаНе будем судить, насколько привязанность узбеков к тюбетейке повинна в развале СССР. Интересно то, что упомянуты именно они, хотя этот головной убор носят не только узбеки, но и таджики, туркмены, киргизы, казахи, другие мусульманские народы. Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: «С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек».

На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: «Чтоб шайтан в башку не залез». Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни — мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку.

С детства помню, как в доме моей узбекской подруги Зухры высоко над ковром висела тюбетейка. Она казалась мне такой недосягаемой, даже загадочной. Она и на самом деле была особенной: когда-то она познакомила родителей Зухры. Произошло это на свадьбе, после узбекского танца — ол туппимни — «подними тюбетейку». Мужчины танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову так, чтобы не задеть руками. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая болела за него. Со временем они создали семью. А та тюбетейка стала их талисманом.

Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив «болом» — символ жизни и плодородия, а вот узор «илон изи» — след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы — высшую мудрость, ветки розы — символ мира и красоты.

Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана), особенно «дуппи», один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца — «калампир» — и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали.

Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — «сандали», «акка икки сум», «чимбой», «суркачекма» — имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике «пилтадузи» (шитье по фитилькам), по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки «шахрисабза», отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее — Бухара.

В общем, как говорят в Узбекистане, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. Найдется она и для гостей. А если вы приедете в эти края еще раз, вам, как старому другу, в шутку предложат: «Дуппидай ош килайлик!», что означает: «Сделаем плов размером с тюбетейку!»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector