Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сшить длинный кафтан у кавказских горцев

Черкеска

Черке́ска (абх. акәымжәы ; азерб. Çuxa ; арм. չուխա ; груз. ჩოხა ; лезг. Чуха ; ингуш. чокхи ; кабард.-черк. цей ; карач.-балк. чепкен ; осет. цухъхъа (диг. цохъа) ; чеч. чокхиб [1] ) — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа. Черкеску носили абазины, абхазы, адыги (черкесы), азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, чеченцы, народы Дагестана, терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная или народная.

Содержание

История

Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение [2] . Она была распространенным видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами населявшими Кавказ [3] , в том числе и аланами [4] . Первое изображение черкески (или ее прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах [5] .

Покрой черкески

Черкеска представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна недемаскирующих темных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьироваться. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри (от тюркск. «хазыр» — «готовый»), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружье на всем скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти подмышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, хранили капсюли. На праздники одевали черкеску более длинную и тонкую [6] .

Исторические факты

  • Последний глава Белого движениябарон Врангель с сентября 1918 года носил прозвище чёрный барон за свою традиционную повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями. Во время Гражданской войны он предпочитал черкеску другой военной форме одежды.

См. также

Примечания

  1. Орудия труда
  2. На мужскую одежду раннего средневековья в Иране, Средней Азии или Византии оказали мощное воздействие тюркоязычные кочевники евразийских степей — авары, булгары, хазары. Повсеместно прослеживается влияние тюрок не только на одежду, но и на доспехи, и конскую упряжь «Хазарский костюм VII—X вв.»
  3. Покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде. «Хазарский костюм VII—X вв.»
  4. Однако наибольшее воздействие на развитие северокавказских народов оказал Хазарский каганат. Аланская правящая династия состояла в родстве с хазарской, заимствовала у хазар их титулатуру, подражая хазарскому двору, носила их костюм, который в VII в. представлял собой базовый костюм мужского населения Северного Кавказа
  5. Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры народов Хазарского каганата. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль свидетельствуют, о том, что одежда хазар была схожа с одеждой соседних народов (см. [Гадло, 1979, с. 176]). На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей).
  6. Коста Хетагуров — «Особа».

Ссылки

  • Одежда народов Кавказа
  • Национальные костюмы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Черкеска» в других словарях:

ЧЕРКЕСКА — мужская одежда у народов Кавказа однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты газыри кожаные гнезда для патронов. Была заимствована терскими и кубанскими казаками … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕРКЕСКА — ЧЕРКЕСКА, черкески, жен. У черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии. «С Кавказа он опять явился в Москву, в черкеске с патронами на груди.» А.Тургенев. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ЧЕРКЕСКА — ЧЕРКЕСКА, и, жен. У кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

черкеска — сущ., кол во синонимов: 3 • кафтан (33) • одежда (297) • чекмень (10) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов

ЧЕРКЕСКА — верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или светло серая. см. также ЧУХА … Этнографический словарь

черкеска — черкеска, верхняя мужская одежда у народов Кавказа — суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев — белая или… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

черкеска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж. У черкесов и других кавказских горцев, у кубанских и терских казаков: мужская верхняя одежда распашной однобортный суконный без ворота, затянутый узким ремнём в талии, со сборками и складками кафтан, с газырями на… … Энциклопедический словарь

Черкеска — верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или светло серая. См. также ЧУХА … Этнографический словарь

Черкеска — русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками. Ч. ― распашной однобортный кафтан без ворота … Большая советская энциклопедия

Читайте так же:
Как сшить глаза из фетра

Черкеска — ж. Верхняя, надеваемая поверх бешмета, узкая и длинная мужская одежда в виде распашного однобортного суконного без ворота кафтана с газырями на груди, затянутого узким ремнем в талии (у черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Не зря джигит тобой гордится. " Пост про черкеску

Настоящего горца всегда можно было узнать по взгляду, жестам, осанке и по. особой любви к черкеске. Название «черкеска» было дано горской мужской одежде русскими, которые впервые увидели ее на черкесах. Но у каждого народа есть свое название черкески. Восточные черкесы называют ее адыгэ фащэ, западные черкесы — цый, карачаевцы и балкарцы — чепкен, ногайцы — шепкан. Черкеска по- осетински цухъхъа, по-чеченски чоа, по-ингушски чохкий.

Черкеска — самая известная мужская верхняя одежда народов Северного Кавказа. Сшитая из недорогих тканей или из тонкого сукна, черкеска сегодня остается таким же символом Кавказа, как и 150 лет назад..

Черкески вплоть до начала ХХ в. шили в основном из домотканого сукна, их цвет определялся возможностями, связанными с технологиями обработки и окрашивания шерсти. Обычно черкески были естественных тонов — бурые, черные, серые, белые; крашеное сукно использовали для черкесок реже — в таком случае они получались темно-красными или темно-кирпичными. С появлением фабричных тканей появились синие, коричневые и даже бордовые черкески.

Белые черкески — особый случай. Они были редкостью и встречались у черкесов и плоскостных осетин. У черкесов по цвету черкески можно было безошибочно определить сословную принадлежность человека. Белые черкески — исключительная привилегия черкесского княжеского сословия. Для других сословий белая черкеска — незыблемое табу. Но дело было и в практичности. Этот мотив звучал и в рассказах стариков в 1960-е гг.: «Белую бурку или черкеску мог иметь только тот, у кого про запас были несколько черных или бурых».

Покрой черкески прост и лаконичен. Это специфическая приталенная одежда без воротника, с открытой грудью (под черкеску надевают бешмет или, позднее, кавказскую рубаху), от пояса черкеска плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. На талии — застежка на несколько пуговиц и петель из шнурка.

Рукава черкески прямые и широкие, для праздничных черкесок — ниже кисти и с отворотом наружу.

Обычная длина черкески в конце XIX — начале XX в. была чуть ниже колен. В начале XX в. в моду вошли очень длинные, почти до земли черкески, удобные лишь для всадника.
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и т. п. Если того требовали обстоятельства, то передние полы черкески затыкали сзади за пояс.

Функциональное украшение черкески — газырницы, размещавшиеся на обеих сторонах груди. Сначала они были кожаными, но во второй половине XIX в. были полностью вытеснены сшитыми из той же ткани, что и сама черкеска.

Количество карманчиков в газырницах — до 8—10 с каждой стороны. Газырницы пришивали на 10—12 см ниже плеча, но постепенно они спустились значительно ниже. Иногда под ними продолжали делать внутренние поперечно расположенные карманы для натруски, кресала, позднее в них держали часы.

Высшим шиком считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая. В этом отношении мастерство горянок было непревзойденным — лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда» и с безошибочной точностью.
Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Особенно строго соблюдалась эта манера ношения черкески у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин.

Ходить в черкеске нараспашку считалось неприличным — это могли позволить себе только глубокие старики, да и то в своем селении. Черкеска была парадной, выходной одеждой и имелась не у каждого, особенно в восточной части Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, отчасти Осетия).
Е.Н. Студенецкая, известный советский этнограф, автор масштабного исследования по одежде народов Северного Кавказа, считает, что черкеску впервые шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Однако, например, у нас в семье хранится фото 1905 г. — на нем мой годовалый дедушка со своими родителями. И он — в черкеске, заботливо сшитой его мамой, моей прабабушкой.

Для детей из недворянских сословий черкески шили «на вырост».

В 40-х годах XIX в., черкеска и горский костюм в целом был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Интересно, что Я.Гордин считает, что русские офицеры любили черкеску не только потому, что она была удобна — для них она символизировала приобщение к миру свободы, которую олицетворяли горские общества.

На фото — доктор исторических наук Хаджимурад Доного. Махачкала. Наши дни.

Во второй половине XIX и особенно в XX в. черкеска меняется. Кроме того, что шить черкеску стали из фабричных сукон, произошло удлинение
черкески, в газырницах стало больше гнезд. Изменились и сами газыри.

Вот что пишет Е. Н. Студенецкая: «Первоначально газыри представляли собой деревянные трубочки, в которые засыпали определенную мерку пороха (у чеченцев, ингушей и осетин газырь называется словом «мерка»), а также закладывали свинцовые пули.

Отверстие затыкалось тряпочкой, которая при зарядке ружья играла роль пыжа. Иногда вместо случайной тряпочки делали специальные затычки
из шерсти.

Однако больше были распространены металлические (иногда серебряные и даже золотые) крышечки, красиво отделанные
гравировкой и чернью. Впоследствии, с появлением ружей, заряжавшихся готовыми патронами, газыри утратили практическое значение и превратились в украшения, их стали делать в виде круглых деревянных палочек с цилиндрическими крышечками из металла, кости

или рога, а иногда концы палочек просто красили черной краской. На черной черкеске обычно носили газыри с белыми костяными крышечками,
а на светлой —с черными. Появились и газыри, у которых на одном конце была черная крышечка из рога, а на другом —белая из кости.
Газырь по желанию можно было втыкать то одним, то другим концом. Богатые люди носили праздничные черкески с нарядными газырями. Крестьяне и раньше зачастую использовали газырницы не по назначению, храня в них сухие палочки для разведения костра и другие необходимые предметы».

Читайте так же:
Как сшить гюнтера из время приключений

Существовали определенные цветовые каноны, нарушение которых могло повлиять на репутацию владельца черкески — он мог стать объектом насмешек и героем едких пересудов. «Дурак любит яркое», — так говорили черкесы. Сдержанность и лаконичность культивировались как иммманентные качества кавказской культуры, в том числе и в одежде. Цвет черкески и бешмета должны были сочетаться. Считалось, что к черной черкеске особенно подходит бешмет белый или светлых тонов и наоборот: к светлой черкеске – темный бешмет. Особенно строго соблюдалось это у адыгских народов и осетин в праздничной одежде. Но допускалось и сочетание черной черкески (чаще с белыми или серебряными газырями) с черным же бешметом.

Источник: Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989.

Как сшить длинный кафтан у кавказских горцев

История казачьего костюма

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 г. кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, а зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более, что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.
Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи. Сам перечень наименований одежды говорил о её «происхождении». Например, черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет — нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению — это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой. Под черкеску одевался бешмет — рубашка с высоким воротником-стойкой и длинным узким рукавом. Он также застегивался на крючки. В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку — мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый.
В известной казачьей песне бурке посвящены такие слова: «…Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель…». Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Главное, она надежно маскировала казака в зарослях камыша, ведь казаки были, прежде всего, пограничниками.
Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского «баш» — голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Видимо, к башлыку относится выражение «менять баш на баш» — «голову на голову», которое первоначально применялось при обмене пленными. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы, и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии. Надо сказать, что и в годы Великой Отечественной войны этот головной убор входил в обмундирование казачьих Кубанских частей. Если в период подготовки к сабельной атаке казаки снимали с себя черкеску, складывали в обоз бурку и даже подсумки для патронов, чтобы облегчить ход коня, то башлык всегда оставляли, как символ казачьей лавы (атаки). На полном скаку коня он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык шился из красного сукна, а повседневный был черный или темных оттенков.

Читайте так же:
Сшить самой недоуздок для собаки

Описание мужского казачьего костюма

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.

Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.

В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.

Нередко обмундирование на деньги казаков шилось в полках, чтобы обеспечить его однообразие. Форма одежды соблюдалась строго. « Лишь в декабре 1916 года ввиду высокой цены на азиатское и фабричное сукно, из которого до сих пор строились черкески, кубанцам было разрешено на время войны заменить черкеску рубахой, в зимнее время – суконной, в летнее – из более легкой материи защитного цвета с нашивкой карманов на месте газырей для ношения трех обойм с каждой стороны и при кинжале с поясом » 8 . Но этот приказ был издан в канун Февральской революции. Казаки остались в традиционной форме.

Описание женского казачьего костюма

Традиционный женский казачий костюм сформировался во второй половине XIX в.

Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» — обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.

Женская одежда кубанского казачества включала в себя несколько различных пластов, из которых полярными по своей сути были традиционный и урбанизированный.

К концу XIX – началу XX века компоненты комплекса женской одежды на Кубани распределились следующим образом.

1. Традиционный. Традиционный костюмный комплекс просуществовал почти до 20-х годов XX века и состоял из рубахи, которая являлась нательной и верхней домашней одеждой, юбки на учкуре, надевавшейся на рубаху. Поверх юбки, старинной одежды казачек, одевался фартук (передник, завеска). Ношение сарафана локализовано в местах размещения переселенцев из Воронежской губернии (к примеру, станица Родниковская) (2). Верхней одеждой казачек являлись в основном зипун, кохта, шуба, тулуп, кожух. Женский головной убор состоял из шлычки или очипка и надетого поверх платка или шали, девичьим же головным убором, преимущественно в западных районах края, мог служить венок украинского типа. Обувь сходна с мужской – это были чирики, башмаки, черевички, чувяки, сапоги, под которые одевали чулки.

2. Полутрадиционный. Применение полутрадиционных элементов в женском костюмном комплексе распространяется в основном за счет включения компонентов из нетрадиционных материалов, а также под внешним воздействием инновации в традиционной структуре, приобретшей массовый характер на рубеже XIX–XX веков, в результате чего общераспространенной становится рубаха на кокетке-талейке. Распространяется передник из холста или других хлопчатобумажных тканей, укреплявшийся на талии (вместо старинного с грудинкой южновеликорусского типа). Следует также отметить видоизменения кроя рукава и проймы рубахи, а соответственно, и техники их соединения, в результате чего рукава стали выкраиваться и вшиваться в круглую пройму, утратив ластовицу и прямоугольную форму оката. Головные уборы приобретают вариантность и распространяются в виде различных чепчиков, наколок, фальшонок, шарфов и косынок.

3. Урбанизированный. Представляет собой костюмный комплекс, ориентированный на моду и характеризующийся следующими компонентами: рубаха с выкатом или вырезная, т.е. с низким круглым вырезом ворота и без рукавов, одевалась под платье; парочка-юбка и кофта из одного, как правило покупного, материала; кираса; гусарка; гейша; кошеная юбка, сшитая из трех пол: передней прямой и двух сильно скошеных; пальто; туфли; ботинки на шнурках; полусапожки.

Читайте так же:
Как обработать горловину шелковой блузы

Изучение женского костюмного комплекса кубанского казачества дает возможность проследить его многоуровневую структуру, локализацию компонентов системы одежды в данном регионе, трансформацию во времени метропольных традиций, а так же связи с различными сторонами духовной культуры, и, следовательно, является важным этнографическим источником, требующим дальнейшего рассмотрения в различных аспектах.

Презентация на тему Кубанский казачий костюм

Презентация на тему Презентация на тему Кубанский казачий костюм, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 15 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Кубанский казачий костюм

Слайды и текст этой презентации

Жинки дома хозяйничают , а казаки в Сечи. Казак без пики , как девка без мониста. Как за ухо чуприна, так и казак. У казака две опоры: плуг и сабля.

Кубанский казачий костюм

Одежда черноморских казаков в конце 18 века

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам. Форменная одежда отсутствовала, на военную службу одевали ту одежду, что использовали в быту.

Костюм начала 19 века

Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

Казаки станицы Ахтанизовской

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.
Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Головной убор казака

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

Форменная одежда занимала особое место в культуре кубанского казачества. Ведь она была и традиционной одеждой кубанцев. Внешний облик кубанских казаков складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Она была символом казачьего звания и как знак принадлежности к казачеству, форма должна была носиться обязательно. Было запрещено надевать форму во время выполнения работы по найму, несовместимой с достоинством казачьего звания

Первая военная форма черноморцев первой половины 19 века

Мундир- короткая куртка с высоким воротником стойкой, застегивался по центру на 22 железных крючка. Рукавов было 4: два настоящих и два ложных. Дополнял костюм белый кушак, штаны синего цвета и шапка- кивер цилиндрической формы.

Мундир 90-х годов

После первой моровой войны форма казаков изменилась .Уже с 1915 г. Казакам стали отпускать защитное сукно и разрешили носить гимнастерки.

Современная форма кубанских казаков

В качестве парадной формы авторитет черкески и бешмета остался незыблемым

Женский казачий костюм. Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.Женский

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Костюм казачки(молодой женщины, старухи, девушки)

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Современны казачий костюм

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На развитие традиционного костюма Кубанского казачества сказался военный быт ,южнорусское влияние и соседние горские народы. Одежда отличалась возрастными особенностями, востребованностью в обрядовой, праздничной и повседневной трудовой практике.

ЛитЛайф

Эта книга — словарь забытых вещей, известных нашему современнику лишь по литературе. В самом деле, на ком можно увидеть сегодня сюртук или визитку, роброн или кринолин?

Тему издания можно определить как историческое товароведение.

Вместе с тем в книгу попали и те предметы, которые приняты в нашем обиходе, но о происхождении которых многие практически ничего не знают.

Что же заставило нас обратиться к сундукам и гардеробам предков? Ответ очень прост: настоящее и будущее строятся на фундаменте прошлого. Человеку не дано вырваться из объятий прошлого — как в сфере духовной, так и материальной.

Цивилизованные общества всегда отличали активный интерес к истории материальной культуры, пристальное внимание к предметному миру и технологическим достижениям прошлого, бережное отношение к традициям ремесла. Они создавали настоящее и проникали в будущее, наследуя культуру минувших эпох. Общеизвестно: Иваны, не помнящие родства, не способны построить общество благоденствия.

Ненавязчивый разговор о происхождении вещей нужно начинать со школы. Однако сегодняшние учебные программы оставляют эту задачу в стороне, а история предстает исключительно в виде цепи дел правителей, полководцев, вождей, партий и народов.

Читайте так же:
Сшить конфетницу в стиле пэчворк

Трудно не согласиться с автором «Истории труда и культуры» П. Кирхманом, который еще полтора века назад возражал против преподавания истории «разнузданного честолюбия и кровавых деяний, имеющих слабое и посредственное влияние на обстановку нашей жизни…

Если история государств и народов может возбудить… стремление сделаться великим полководцем или государственным деятелем, то история культуры и труда… стремление стать двигателем на поприще мирной культуры, и если в первой истории мирно трудящийся является страдательным членом великого народного общества, то вторая дает ему высокое значение двигателя человеческого общества».

Сегодня негде, как правило, почерпнуть систематические знания по истории материальной культуры.

Мы не знаем своих корней. Редко кто припомнит семейную родословную дальше, чем на два-три поколения назад. А уж традиции ремесел и промыслов, купеческие и промышленные династии почти полностью забыты.

Профессиональная и культурная узость стали бедой общества. Последствия очевидны: низкий уровень производства, упадок технологий, резкое снижение качества промышленной продукции.

Предлагаемая читателю «Красная книга вещей» посвящена истории материальной культуры, а конкретнее — происхождению предметов обихода — одежды, головных уборов, обуви, галантереи, мебели, бытовой и церковной утвари.

С помощью забытых вещей из «Красной книги» мы попытались восстановить связь времен, без которой нет ни цивилизованного человека, ни самой цивилизации.

Предлагаемая книга-словарь состоит из глав, каждая из которых дает культурно-исторические сведения о предметах более или менее однородных по назначению и использованию.

Словарные статьи начинаются с этимологических сведений которые помогают выяснить происхождение и предметов, и слов, их обозначающих.

Словарные статьи, а их в данном выпуске 385, расположены в алфавитном порядке.

Книга будет интересна и полезна широкому кругу читателей. Среди них наверняка окажутся учащиеся и преподаватели учебных заведений, особенно педагогических и творческих, историки культуры, деятели театра и кино, изобразительного искусства, коллекционеры, специалисты по антиквариату, а также товароведы, технологи и просто любознательные читатели.

Главное же, чему служит книга — это не дать людям забыть об утратах, которые приносят войны, революции, оголтелые реформы, непостоянство моды и банальное равнодушие…

СМЕСЬ РУССКОГО И БАСУРМАНСКОГО

Эта глава посвящена одежде. Название ее заимствовано из статьи В. Г. Белинского «Петербург и Москва», опубликованной в «Отечественных записках» полтора века назад.

Со свойственным ему темпераментом Белинский выразил свое отношение к русскому мещанству, «которое создало себе какой-то особенный костюм из национального русского и из басурманского немецкого, где неизбежно красуются зеленые перчатки, пуховая шляпа или картуз такого устройства, в котором равно изуродованы и опошлены и русский, и иностранный типы головной мужской одежды…»

Нельзя не отдать должного таланту, наблюдательности, знанию и артистическому видению жизни, какие проявил в данном случае, как и во многих иных работах, великий критик.

Тем не менее отважимся на комментарий. Костюм любого народа формируется в результате синтеза национальных черт и неизбежных заимствований. Но заимствования эти трансформировались в национальном духе и зависели от уровня культурных традиций и господствовавших вкусов.

На многочисленных примерах можно видеть, как басурманский костюм приобретал русские особенности, а русский — обасурманивался.

АЗЯМ (от араб. аджам — иноземщина, персы) — длиннополый кафтан, который крестьяне на Руси носили еще в XIX веке. Шили его из домотканого грубого сукна. Одежда эта, как и ее название, пришла с Востока.

АЛЬБЕРТ — стоячий крахмальный воротник с отогнутыми углами. Пристегивался к фрачной рубахе. Назван по имени принца Альберта, сына английской королевы Виктории (1819–1901), впоследствии короля Великобритании Эдуарда VII (1901–1910), числившегося среди законодателей мужской моды последней четверти XIX века.

АЛЬМАВИВА (по имени персонажа комедии Бомарше «Женитьба Фигаро») — просторный плащ-накидка без рукавов.

В российский обиход вошел в конце XVIII века и продержался до середины XIX века. Кроили, как правило, из одного куска ткани.

Название плаща — дань моде того времени называть предметы одежды именами знаменитых людей, популярных литературных персонажей.

М. И. Пыляев (1842–1890), бытописатель Петербурга и Москвы, рассказал о молодых людях, которые имели обыкновение прогуливаться по Невскому проспекту в качестве живых манекенов (описание относится к первой четверти XIX века). Один из них заказал у известного в столице портного величественную альмавиву на малиновом бархатном подбое специально для таких прогулок, другой «напялил щегольской светло-гороховый каррик» (см.).

Не раз надевал альмавиву и Пушкин. Он носил ее, закинув одну полу на плечо.

АМАЗОНКА (от греч. амазонес, в котором а — без, мазоне — грудь, сосок. По легенде амазонки, представительницы мифического племени Скифии, выжигали себе правую грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука) — длинное дамское платье для верховой езды. Вошло в моду в первой четверти XIX века, сначала во Франции.

АНОРАК (эскимосское слово) — ветронепроницаемая плотная куртка с капюшоном, предназначенная для ходьбы на лыжах. И куртка, и ее название заимствованы у эскимосов Гренландии; они надевали анорак поверх одежды, когда выходили на каяках (лодках) на промысел.

АПАШ (от франц. apache — хулиган, бандит, произошедшего от названия индейского племени апачи) — мужская рубаха (см.) с открытым широким воротом и отложным воротником. Ее носили без галстука (см.). Апаш был вызовом обществу, благополучным буржуа. Рубахи с такими воротниками носили до начала тридцатых годов XX столетия.

Столь же популярен в те годы был и танец апаш.

АРМЯК (в переводе с татарского одежда из верблюжьей шерсти) — кафтан (см.) из толстого сукна, по крою напоминавший халат. Надевали армяк в дорогу и для тепла. Подпоясанный кушаком (см.), широкий, длинный до пят, он совсем не годился для работы. Из всей верхней одежды армяк (а также чапан, халат, азям — тоже из семейства армяков) был самой верхней одеждой: его натягивали поверх кафтана, полушубка или поддевки (см.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector