Как сшить генакер и спинакер
Как сшить генакер и спинакер
Санкт-Петербург, Уральская ул., д.2, БЦ «Смоленский»
8 (812) 643-14-86, +7 (921) 797-30-11
Что такое асимметричный спинакер
Что отличает асимметричный спинакер от обычных?
Во-первых, геометрия. Асимметричный имеет разные переднюю и заднюю шкаторины. Галсовый угол — всегда галсовый, а оба шкота ставятся на один угол (шкотовый), точно так же, как у генуи. Во-вторых, профиль паруса не одинаковый по высоте и полукруглый, как у спинакера, но асимметричный. Максимум пуза обычно смещен вперед от середины. Паруса обычно имеют скругленный вход <лобик) по передней шкаторине и уплощенный выход по задней.
В чем их отличие от хорошо известных крейсерских спинакеров (флэшеры, трэшеры, многоцелевые, геннакеры и т.д.)?
Геометрия в основном та же самая. Разница заключается в способности менять форму. Современные асимметричные спинакеры используют формы поперечных сечений, асимметрия которых может изменяться в значительной степени, для того, чтобы улучшить аэродинамическое качество паруса для конкретных скорости ветра и курса. Одновременно с изменением формы поперечных сечений меняется и распределение дополнительной площади снаружи от прямых линий, соответствующих передней и задней шкаторинам. Это позволяет увеличить проекцию полезной площади паруса на бакштаге.
Насколько велики они бывают?
Размеры асимметричных спинакеров могут варьироваться в зависимости от курса и скорости ветра, для которых парус предназначен в первую очередь. Формула для оценки площади стандартного спинакера в виде произведения максимальной длины поперечного сечения, равной 1.8xJC (где JC — длина спинакер-гика), и SL (длина передней шкаторины спинакера) примерно равной размеру I, здесь не применима. Асимметричные спинакеры часто намного больше, если яхта оборудована бушпритом, а парус оптимизирован на полные курсы. Лучший способ вычислить площадь асимметричного спинакера — использовать формулу наподобие уитбрэдской. Для упрощенных правил обмера хорошим выходом было бы, чтобы парусный мастер вычислял площадь паруса, используя уитбрэдскую формулу и отпечатывал ее на парусе. Парус не получал бы никакого штрафа, если площадь асимметрика не превышала бы площадь стандартного спинакера.
Площадь обычного симметричного спинакера = SL(длина передней шкаторины)x(1.8xJC)
Уитбрэдская формула площади:
SAS = TRIA + [ACOR x (SMG — SF/2) x (SLU + SLE)]/3 + MHC,
где :
S = sqrt[(SLU+SLE+SF)/2] ;
TRIA = sqrt[Sx(S-SLU)x(S-SLE)x(S-SF)] ;
ACOR = sqrt
SAS – (Sail Area of Spinnaker) – площадь спинакера;
TRIA (TRIangular Area) – площадь треугольника;
ACOR (Asymmetry CORrection) — поправка на асимметрию;
MHC (Mid-Height Correction) – поправка на высоту посредине.
Асимметричный спинакер определяется:
SF — (Spinnaker Foot) – длина нижней шкаторины;
SLU — (Spinnaker LUff length) – длина передней шкаторины;
SLE — (Spinnaker LEech length) — длина задней шкаторины;
SMG — (Spinnaker Median Gifth) – средний охват (периметр);
SMH — (Spinnaker Median Heigth) – высота посредине.
Как его ставить?
Асимметрик ставится на спинакер-фал, со шкотами, присоединенными к шкотовому углу и проведенными к блокам вблизи бортов на кормовой части палубы. Свободный шкот проводится спереди штага и снаружи всех снастей стоячего и бегучего такелажа. Для яхт с бушпритом шкоты можно проводить или внутри или снаружи от галс-оттяжки, в зависимости от избранного способа делать поворот фордевинд. Галсовый угол обычно крепится коротким (3-6 футов) шкентелем или контролируется регулируемой галс-оттяжкой. Галс-оттяжка проводится через блок в основании штага или на ноке бушприта, и затем в корму. Использование регулируемой галс-оттяжки, в противоположность закрепленному шкентелю, позволяет лучше контролировать форму паруса.
Действительно ли два шкота необходимы?
Да, если вам не нужны проблемы при выполнении поворота фордевинд. Когда асимметричные спинакеры выставлены на продажу как «крейсерские спинакеры», они часто рекламируются как нуждающиеся только в одном шкоте. Это требует обнести одиночный шкот вокруг яхты во время выполнения фордевинда; не слишком изящный способ решения задачи. Каждый шкот должен быть вдвое длиннее яхты.
Действительно ли бушприт необходим? Для чего он нужен?
Бушприт значительно улучшает аэродинамические характеристики асимметричного спинакера. Он позволяет парусу находится дальше от ветровой тени грота. Кроме того, он дает возможность проектировщику паруса существенно увеличить периметр поперечного сечения, тем самым позволяя создать спинакер гораздо большей площади. Наконец, бушприт делает управление, особенно выполнение поворота фордевинд, более легким. В процессе поворота снижается вероятность столкновения паруса со штагом. Если бушприт достаточно длинен, при повороте парус можно проводить внутри от галс-оттяжки, между галс-оттяжкой и штагом.
Можно ли использовать нормальный спинакер-гик?
Да. Фактически многие современные однокорпусники ставят свои асимметрики обычным образом. Брас, идущий через внешний конец спинакер гика, играет роль галс-оттяжки. Использование обычного спинакер-гика позволяет на более полных курсах, когда вымпельный ветер отходит к корме, вынести галсовый угол на ветер из ветровой тени грота. Это делает асимметричный спинакер намного более эффективным на полных курсах. Однако не все разработчики правил позволяют использовать асимметричный спинакер таким образом; некоторые требуют, чтобы галсовый угол был закреплен в диаметральной плоскости.
Как лучше всего поставить асимметричный спинакер?
Проще всего ставить парус на полном бакштаге, когда при постановке он будет в ветровой тени грота. Поместите кису немного в нос от вант. Прикрепите фал, шкоты и галс-оттяжку, проведя их так, как изображено на схеме. (Удостоверитесь, что фал — снаружи и перед штагом). Подберите галс-оттяжку так, чтобы галсовый угол после подъема был в 3-4 футах от палубы. Шкот оставьте хорошо растравленным, но оберните вокруг лебедки. Быстро выберите фал. Когда парус полностью поднят, настройте шкот. Вы можете использовать специальный легкий чехол в виде рукава, чтобы предохранить парус от наполнения во время подъема.
Как настраивать парус?
Травите шкот до начала заполаскивания вдоль передней шкаторины паруса. Чуть подберите, чтобы прекратить заполаскивание. Периодическое заполаскивание — это хорошо; оно показывает, что парус — на грани заполаскивания. Как для других парусов, наиболее распространенной ошибкой является перебор паруса. Если есть сомнения — потравите шкот. На близких к галфвинду курсах, подберите галс-оттяжку, чтобы уменьшить прогиб передней шкаторины. Это сместит пузо вперед и откроет заднюю шкаторину. Чем больше набита галс-оттяжка, тем ближе форма паруса к генуе. Хотя это зависит от силы ветра и условий, для которых предназначен парус, на легком ветру вы можете использовать большинство асимметричных спинакеров на курсах вплоть до 50 градусов относительно вымпельного ветра. На фордевинде и бакштаге потравите галс-оттяжку, дайте галсовому углу подняться на 4-6 футов над от палубой. Это позволит парусу подняться вверх, и развернет переднюю шкаторину на ветер, выведя ее в сторону из ветровой тени грота. При этом парус приобретет более симметричную, похожую на спинакер форму. Другой полезный прием на полных курсах заключается в применении оттяжки спинакер-шкота или перемещении блока шкота вперед. (См. рис.) Это не позволит шкотовому углу подниматься вверх, раскрывая заднюю шкаторину, и делает парус более симметричным и мощным.
Диапазон курсов, на которых вы можете использовать парус, в большой степени зависит от силы ветра. Чем слабее ветер, тем острее вам следует идти, чтобы сохранять асимметричный спинакер наполненным и дающим полезную тягу. Чтобы найти оптимальный угол при данной скорости ветра, начинайте медленно уваливаться из положения, когда парус наполнен и тянет, до момента, когда шкотовый угол начнет падать и натяжение шкота начнет слабеть, затем приведитесь, чтобы парус надулся и затвердел. Это оптимальное положение изменяется со скоростью. Следует приготовиться идти полнее на порывах, а если ветер скисает, то следует идти круче. Если позволяют правила, то на фордевинде парус можно поставить на бабочку. Большую помощь при этом окажет спинакер-гик. Он стабилизирует парус, увеличивает его полезную площадь, и позволяет маневрировать в более широком диапазоне курсовых углов без опадания паруса.
Как менять галс?
Асимметричные спинакеры годятся только для поворота фордевинд, оверштаг для них не подходит. Начинайте с полностью нагруженным парусом. Медленно уваливайтесь, травя шкот плавно и быстро, но не допуская опадания паруса. Цель заключается в том, чтобы, используя натяжение шкота, во время маневра удерживать парус прямо перед лодкой. Если парус не будет достаточно растравлен к моменту чистого фордевинда, он ослабнет и упадет на штаг. Когда лодка проходит фордевинд, полностью травите старый шкот и выбирайте новый. Парус проходит снаружи и перед штагом. Если Вы имеете достаточно длинный бушприт и дует довольно сильно, вы можете попробовать сделать поворот фордевинд, проведя парус изнутри от галс-оттяжки, как стаксель — так называемый «внутренний фордевинд», в отличие от описанного выше «наружного фордевинда». Независимо от того, какой способ вы используете, поворачивайте с бакштага до бакштага. Не останавливайтесь в середине поворота, иначе вы предоставите парусу возможность обвернуться вокруг штага. Чем слабее ветер, тем острее бакштаги которыми вы должны идти в начале и в конце поворота. При совсем слабом ветре вам, возможно, придется руками обнести парус вокруг штага.
Как его убрать?
Увалитесь до полного бакштага, лучше всего на 10-20 градусов выше фордевинда. Захватите шкот прямо перед гиком грота. Полностью отдайте галс-оттяжку и соберите парус в ветровой тени грота. Травите фал с такой скоростью, с какой вы можете собирать парус. После того как соберете парус, уберите его внутрь яхты. Убрать парус в кису позже будет легче, чем пытаться сделать это на палубе на хорошем ветру. Парус можно также сложить, отдав шкот и захватив парус рукой прямо за нижнюю шкаторину или за галс-оттяжку. Чтобы предохранить парус от раздувания в процессе уборки, при наличии чехла-рукава его предварительно стягивают вниз. Отдайте шкот и стяните рукав вниз, затем действуйте как описано выше.
На каких курсах можно нести асимметричный спинакер?
Это зависит как от конструктивных особенностей паруса, так и от скорости ветра. Чем более плоским и похожим на геную (то есть более асимметричной формы) делается парус, тем острее курс, на котором его можно нести. Более симметричные (спинакероподобные) формы используются в более полных парусах с большей площадью, для улучшения их качества на бакштагах и фордевинде. Все дело в том, чтобы найти такой баланс между этими крайностями, который соответствовал бы назначению паруса; иначе следует обзавестись несколькими асимметриками для разных целей. Как отмечалось в разделе о настройке, чем легче ветер, тем круче вы можете идти, независимо от конструкции паруса. Углы около 50 градусов к вымпельному ветру вполне обычны для ветра в 9-10 узлов. Проблемы для большинства асимметричных спинакеров, особенно на обычных водоизмещающих однокорпусных судах, начинаются при 10-14 узлах ветра при попытке плыть более полным курсом (больше, чем 135 градусов к вымпельному). На этих курсах и скоростях парус попадает в ветровую тень грота. Это как раз тот случай, когда наличие спинакер-гика и возможность вынести галсовый угол из ветровой тени грота на чистый ветер, может себя показать. На более сильных ветрах асимметрики остаются наполненными и тянут на все более и более полных курсах. На чистом фордевинде асимметричный парус может действительно быть стабилизирован, только будучи поставлен на бабочку со спинакер-гиком в шкотовом углу.
Являются ли асимметричные спинакеры столь же быстрыми, как обычные спинакеры?
Эти паруса лучше для близких к галфвинду курсов, на полном бакштаге и фордевинде они не так хороши. Это значит, что они лучше всего работают на современных однокорпусниках и многокорпусниках. Эти лодки идут достаточно быстро для того, чтобы иметь вымпельный ветер с передних четвертей; по вымпельному ветру они всегда идут в бейдевинд. Более медленные водоизмещающие яхты при скорости истинного ветра от 10 до 14 узлов не могут идти столь же быстро. Это означает, что вымпельный ветер не намного острее истинного, и для получения максимальной скорости под ветер следует идти более полным курсом. Дополнительная скорость, полученная при движении более острым курсом не компенсирует увеличение проходимого при этом расстояния. Этот диапазон можно увидеть на полярной диаграмме скорости, показываемой яхтенным компьютером. Чем легче и быстрее лодка, чем больше проекция ее скорости на направление ветра, тем дольше она способна идти в бейдевинд к вымпельному ветру, тем эффективнее использование асимметричного спинакера. Бушприт также помогает, потому что парус может быть больше и его можно нести еще дальше от грота.
Круизные паруса для полных курсов
Классический парус для полных курсов — это симметричный спинакер. Спинакер имеет одинаковую длину по обеим боковым шкаторинам, и его форма (если так можно выразиться — крыло, встроенное в парус), симметрична, поэтому с ним легко поворачивать фордевинд, просто немного повернув парус на другую сторону лодки. Недостаток симметричного аэродинамического профиля состоит в том, что он не так эффективен, как ассиметричное крыло. Но это не означает, что он не может с ним нельзя ходить под теми же углами, что и с асимметриком с тем же углом входа и «пузом» (толщиной профиля крыла).
Обычно спинакеры несут с спинакер-гиком, чтобы добавить парусу стабильности, управляемости и дополнительной тяги. Их можно нести без гика ( на жаргоне — «реи») на катамаранах или тримаранах, где шкотовые углы паруса можно прикрепить к форштевням. Автор также видел, как спинакер по слабым ветра несут с носа однокорпусника на мягкой стропке, обернутой вокруг свернутой на штагпирсе генуи.
Спинакеры позволяют много свободы в выборе конкретного дизайна паруса, для круизного плавания они не обязательно должны быть максимального размера. Также современные дизайны спинакеров облегчают работу экипажа по их настройке и несению.
Парус типа Para-Sailor представляет собой симметричный спинакер с вырезом и крылом в центре, который действует как мягкая лата, что делает парус более устойчивым. Вырез также имеет эффект сглаживания нагрузки на порывах. Маркетинг по этим парусах немного бьет через край, но они действительно предлагают ряд преимуществ для круизного яхтсмена по сравнению с традиционным спинакером.
Один из наших хороших клиентов, у которых есть оба паруса ( обычный и парасейлор — ФД) на его 50-футовом катамаране, сказал: «Этот парус не намного проще в постановке и уборке, но он более стабилен при свежем ветре».
Традиционно круизные спинакеры изготавливают из нейлона весом в диапазоне от 0,5 до 2,5 унций. Для крейсерских путешествий часто добавляют «носок» (он же «снаффер»), чтобы сделать подъем и уборку паруса безопаснее и проще. Преимущество симметричного спинакера — скорость на полных курсах. На бакштаге симметричеый спинакер дает больший размер проекции площади паруса к ветру, по сравнению с ассиметриками, и яхта может идти полнее, сохраняя скорость.
Симметричный спинакер — хороший и универсальный парус, при использовании его с поворачивающимся спинакер-гиком, но спинакер-гик требует наличия топенанта и оттяжки, что увеличивает количество снастей бегучего такелажа на мачте. (Не забываем про 4 снасти — два шкота и два браса — для управления спинакером на большой лодке — ФД). На ричинге ( острый бакштаг-галфинд) спинакеры также проецируют большую площадь, но форма самого паруса не будет также эффективна, как асимметричный парус. (Грубо говоря — чем острее вы идёте, тем менее важно пузо и размер паруса, важнее становится его комплексная характеристика, известная как аэродинамическое качество — ФД)
Ассиметричный спинакер (генакер
Асимметричные спинакеры начали приобретать все большую популярность в середине 90-х годов и в настоящее время это самый популярный парус для полных курсов на круизных яхтах. Передняя шкаторина на асимметричном спинакере длиннее задней, а форма профиля паруса — асимметрична, что позволяет более эффективно идти на остром бакштаге и галфинде, когда воздушный поток обтекает обе стороны паруса.
Асимметричные спинакеры можно носить с спинакер-гиком точно так же, как симметрисный пинакер, но, как правило, их крепят галсовым углом к форштевню (вернее, к штевню крепится блок, через который проводят галс — ФД), или несут на бушприте. На катамаранах можно крепить блок галса к наветренному поплавку, чтобы позволить идти более полно, когда асимметрик несут вместе с гротом ( таким образом вы выводите ассиметрик из ветровой тени грота). При прикреплении галса паруса к носу однокорпусного судна, если вы идёте пслишком полно, парус будет терять ветер, попадая ветровую тень грота. Некоторые круизеры предпочитают нести ассиметричный спинакер без грота, что позволяет им уваливаться практически до фордевинда.
На более быстрых (гоночных) лодках лавировка по ветру с ассиметриком может стать более быстрым способом движения, так как на них вымпельный ветер будет существенно острее, чем на медленных яхтах и они смогут идти полно и быстро. Но всё-таки на большинстве (медленных) крейсерских катамаранов и однокорпусников быстрее будет идти максимально полным бакштагом, чем лавироваться.
Асимметричные спинакеры также могут варьироваться по размеру, ширине и форме паруса в зависимости от типа лодки и района плавания ( средней силы ветра, волновых условий и тп). Как и в случае с симметричными спинакерами, обычно используется нейлон, для круизных парусов берут ткань весом от 0,75 до 2,5 унций.
Асимметрики для круизных яхт традиционно используют с «носком («снаффером») для простой постановки и уборки. Но в последние несколько лет не менее популярны и специальные геннакерные top-down закрутки. Принцип такой закрутки основан на том, что ее барабан крутит парус за галсовый угол вокруг передней шкаторины, наматывая его на мягкую торсионную веревку, которая идёт вниз от фалового угла. Асимметричный спинакер, специально разработанный для закручивания , будет иметь более мягкие боуты (углы) и в целом будет более плоским, но обычно возможно переоборудовать и ваш старый парус для использования с закруткой.
Итак, главное преимущество ассиметричных спинакеров для круизных яхт в том, что их постановка и уборка значительно проще, нет необходимости в спинакер гике. Их можно использовать с закруткой, хотя некоторые яхтсмены ( включая меня — ФД) все еще предпочитают «носок». Ассиметрики дают быстрый галфинд и острый бакштаг, но не позволяют идти курсами, близкими к фордевинду, когда их галс расположен в ДП яхты и стоит грот.
Code Zero («код ноль»)
В последние несколько лет очень выросла популярность Code Zero для круизных яхт. Эти паруса не такие большие по размеру, как спинакеры, и не так хорошо работают на бакштаге, но они достаточно универсальны, и их использование очень просто, особенно для малых или семейных экипажей. Они также изготовлены из более прочного и более легкого материала, чем спинакера, и отлично работают с закруткми для торсионного троса в передней шкаторине паруса.
Code Zero изготавливаются из различных вариантов тканей от разных мастерских. Мы (Zoom Sails) предпочитаем полиэфирную ткань ripstop, которая обладает лучшими характеристиками и устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, чем ripstop нейлон, но при этом она более прочная и долговечная по сравнению с бюджетными вариантами ламинатов. ЛУчше всего код 0 проявляет себя при острых бакштагах и галфиндах, при вымпельном ветре 50-80 AWA, но они также хорошо работают от галфинда до бакштага и могут быть вынесены на спинакер-гике на «бабочку» чтобы обеспечить максимальную площадь проекции паруса и стабильность на полном курсе.Screecher — это термин, который пришел к нам с многокорпусников, где также используются паруса подобные коду 0.
Благодаря большему чем у однокорпусников восстанавливающему моменту, катамараны могут нести паруса типа код 0/скричер при более высокой силе ветра, поэтому скричеры для катамаранов шьют из более плотной ткани. Если скричер планируют использовать также для полного бейдевинда в слабые ветра, то их шьют более плоскими (фактически это и будет код 0 🙂
«Дрифтер» — это также устаревший термин, который следует упомянуть, поскольку он очень похож на то, что мы сейчас стали называть «крейсерским «кодом зеро. «Дрифтеры» — это большие легкие генуи, обычно из нейлона, которые несли или на переднем штаге,либо на дополнительном отдельном штаге, спереди от основного.
Преимущества парусов в стиле code zero состоит в том, что они более долговечны и прочны, прощают больше ошибок в настройке , чем спинакер. Управление ими похоже на стаксель , так как у них тое прямая передняя шкаторина, в которую вшит торсионный трос. Недостатки «кодов» в том, что они могут быть довольно тяжелыми на больших лодках, и они значительно меньше спинакеров, поэтому они не так эффективны как спинакер на полных курсах.
Как сшить генакер и спинакер
Текст Нильса Тойрера
С егодня парусные мешки – это нечто большее, чем прямоугольная нейлоновая сумка с двумя ремнями. Когда вам придется занести на борт тяжелый грот, вы оцените дополнительно пришитые к ней ручки, которые позволят перехватывать кису не только вдвоем, но и вчетвером. Особо тяжелые паруса требуют специальной кисы с мощной центральной точкой для подвеса на вспомогательном тросе (или даже кране).
«Размер кисы должен точно соответствовать парусу: ни слишком маленькая, ни слишком большая киса не имеют смысла, – говорит нам Йенс Никель из парусной мастерской Stade. – Кроме того, она в обязательном порядке должна иметь в нижней части сетку, а не сплошную ткань, чтобы вода стекала с паруса». Однако здесь возникает другая проблема (уже на борту), при частой смене парусов парусные мешки с сетчатой частью способствуют повышению влажности в лодке. Эта неприятность хорошо известна многим участникам регат. Если же держать паруса на верхней палубе, они становятся мокрыми и скользкими, что затрудняет работу с ними. Как это часто бывает, нужно искать компромисс.
Яхтсмены, отправляющиеся в плавание с набором разных парусов, обычно рады парусным мешкам, имеющим четкую маркировку. Но предупредим: цветные мешки имеют обыкновение быстро выцветать. Альтернативой могут быть надпечатки, яркие надписи или пришитые цветные ремешки.
Длинные мешки для длинных лат
Гроты со сквозными латами часто хранятся вместе с ними – латы не вынимаются из карманов. Специальные парусные сумки поставляются вместе с ними. Некоторые в форме, похожей на шланг, куда парус скатывается от фаловой дощечки. Некоторые представляют собой просто очень длинные мешки с застежкой-молнией. Преимущество подобных сумок – практически исключаются случайные перегибы и изломы паруса.
Специально для спинакера
Геннакер, спинакер или код зеро поднимаются и убираются не в гавани, а в море. Классическим вариантом упаковки спинакера является киса с кольцом, в которую парусная ткань просто набивается внутрь. Однако для постановки паруса из носового люка или из капа имеет смысл применить парусный мешок кубической формы с четырьмя карабинами. Сёрен Хансен из компании Elvstrøm объясняет его преимущество перед классическими круглыми моделями: «Даже на крейсерских яхтах можно организовать в салоне некоторое подобие «канатной дороги», создав ее с помощью двух линей, протянутых (слева и справа) под потолком салона от сходного люка к мачте или главной переборке. Теперь кису со спинакером можно пристегнуть карабинами к линям и, когда придет пора ставить спинакер, просто перетянуть кису от переборки к сходному люку». Так можно подвесить несколько разных мешков с разными парусами и передвигать ближе к корме нужный из них.
«Ряд яхтсменов в ходе регаты ставят и убирают паруса (причем без парусных мешков!) через носовой люк, то есть именно оттуда, где обычно находится каюта владельца. Это удобно в плане постановки, но паруса приносят в каюту много влажности. Это следует согласовать с владельцем лодки», –предупреждает Свен Краузе из Quantum Sails, объясняя популярность сегодняшней практики с использованием «канатной дороги».
А спинакеры площадью более 250 кв. м часто изготавливаются со вшитой молнией и ползунками на обоих ее концах. При подъеме паруса молния открывается наподобие молний на современных спасательных жилетах. Бытовые круглые резинки, которые раньше часто применялись при подъеме спинакера, сегодня вышли из моды, поскольку при подъеме паруса они рвались и падали в воду, а грязи в океане хватает и без них.
Длинные мешки для носовых парусов
Гоночные мешки для носовых парусов обычно делаются чуть длиннее нижней шкаторины. При постановке фаловый, галсовый и шкотовый углы вытягиваются из своих собственных отверстий в мешке, а сам мешок открывается полностью за счет молнии с очень легким ходом.
«Мы разработали парусные кисы для гонщиков, которые значительно легче обычных и не впитывают воду», – говорит Стефан Восс из UK Sailmakers. Это важный момент, потому что во многих классах сегодня запрещено «штабелировать» убранные паруса, регулируя их массой продольную и поперечную балансировку яхты.
Модели для кода зеро
Для яхтсменов-крейсеристов могут оказаться практичными современные регатные «длинные» парусные мешки. Их длинные, но узкие «колбаски» хорошо проходят через носовой люк, поэтому они особенно хороши для геннакеров и кода зеро. При этом жесткий антиторсионный кабель тоже должен находиться в сумке, для этого последняя должна иметь достаточную ширину. Некоторые сумки для носовых парусов достают от штага до нижних краспиц, при этом парус внутри них укладывается сложенным вчетверо, после чего остается только закрыть и перевязать сумку. Для более коротких моделей сумок парус придется при укладке складывать в несколько слоев или скручивать в трубку.
Особые решения
Для штормовых парусов в основном используются мешки традиционной формы. Несмотря на то, что в этом случае вес парусной ткани в основном составляет 400 граммов на кв. м, паруса обычно имеют небольшой размер, и, следовательно, их сумки не очень тяжелы и хорошо укладываются под палубу.
Штормовые (и не только!) паруса должны находиться в сумках под палубой, с этим согласны все профессионалы. Если по причинам нехватки места сменные паруса в дальнем плавании приходится храниться наверху, то есть палубные мешки из толстой ткани, их выпускают некоторые парусные мастера. Эти чеъхлы могут долго находиться на палубе, не намокая.
Можно сделать и сумку, которая будет висеть между леерами по всей длине носовой палубы – от носового релинга до вант. «Яхтсмены-дальнобойщики часто хотят чего-то особенного, что ж, почти все их идеи могут быть реализованы в контакте с мастером», – говорит Ян Хайнриц из Jan Segel, описывая услуги, предоставляемые известными компаниями.
«Например, один заказчик уложил свой штормовой парус на крышу рубки под гиком. Но он получил еще и водонепроницаемый чехол, который пристегнут к краспицам», – говорит Марко Хаазе, рассказывая об индивидуальных потребностях яхтсменов. Другой заказчик придумал герметичную сумку с водонепроницаемой молнией, она висит под гиком. Когда приходится работать с парусом, избыток воздуха выходит через предохранительный клапан», – говорит Хаазе, приводя примеры индивидуальных решений. Для одного яхтсмена он сшил своеобразный чехол для стакселя, который кнопками крепился к релингу. Это может выглядеть необычно, но эти примеры показывают, что возможна масса вариантов хранения парусов, лишь бы было удобно.
Спинакер где устанавливают? Что это — спинакер на яхте?
В социальной сети «Одноклассники» популярна игра «Выбирайка». В ней имеется вопрос с вариантами ответов: «Где устанавливают спинакер: яхта, прорубь?» Уровень вопроса 345 свидетельствует об убеждении авторов игры, что редко кто знает правильный ответ на него. Попробуем разобраться в сути этого термина и связанных с ним понятий.
Основные понятия
Прежде чем выяснить, что такое спинакер, где устанавливают его и зачем он нужен, обратимся к определениям. Из свободной энциклопедии «Википедия» выясняем, что спинакер – это дополнительный парус для яхты или другого плавательного средства, который изготовляется из легкой и прочной ткани, форму имеет выпуклую и применяется по принципу парашюта.
Спинакерами укомплектовываются многие яхты, особенно гоночные крейсерские. Их использование на парусных регатах украшает соревнования и придает им зрелищности, поскольку это красивый, большой и привлекающий взгляды зрителей парус. Недаром именно на нем обычно размещают рекламные материалы.
Спинакер где устанавливают?
Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.
Подготовка спинакера к постановке
Для успешной постановки спинакера необходимо тщательно подготовить его путем укладки специальным образом в заранее приготовленный жесткий мешок из непромокаемой ткани, приспособленный пакет-короб или пластиковое ведро. Существует два основных способа укладки.
При первом способе ее начинают с середины нижней части паруса таким образом, чтобы из упаковки торчали сначала нижние его углы, а сверху его фаловый угол. Матрос, устанавливающий спинакер, должен не ошибиться при разборке углов и правильно заложить фал и брасы. Правильно уложенный в упаковку парус спинакер ставится легко и без задержек. При втором способе разложенный спинакер постепенно собирают к центральному шву аккуратными вертикальными складками в длинную колбаску, которую потом укладывают змейкой в пакет по размеру упаковки. Этот пакет укладывают в мешок, оставляя торчащими два нижних угла и сверху один верхний угол. Лучше перевязать пакет тонкой, но прочной ниткой, под которую закладывают линь. После подъема спинакера в свернутом виде за фаловый угол тянут за линь, он разрывает нитку — и парус раскрывается, наполняясь ветром.
Первый способ постановки спинакера
Итак, спинакер где устанавливают? Первый способ — от штага. Сначала выносят мешок со сложенным парусом на бак перед штагом и закрепляют его на палубе. Потом крепят фал, брас и шкот за соответствующие углы паруса, торчащие из мешка. Следят, чтобы эти элементы крепежа не запутались с другими снастями. Один из ноков спинакер-гика посредством оковки «клюва» прикрепляют к бугелю на мачте и выстреливают с наветренной стороны впереди вант. К другому ноку гика крепят брас или кренгельс галсового угла паруса с закрепленным в его клюве брасом. Если есть оттяжка и топенант, то их тоже крепят к спинакер-гику. После этой подготовки по команде «Ставить спинакер!» один матрос быстро выбирает и крепит спинакер-фал, другой матрос, находясь на баке, удерживает парус при подъеме, предотвращая его преждевременное раскрытие и сброс на воду. Одновременно он расправляет боковые шкаторины. После полного вытягивания спинакер-фала устанавливают спинакер-гик горизонтально, используя оттяжку и топенант. Одновременно выбирают брас и шкот, помогая парусу наполниться ветром.
Другой способ
Есть и более удобный способ установить спинакер. Где устанавливают его в этом варианте? Ответ: от вант. Для килевых яхт спинакер ставят у подветренных вант, для швертботов — в пространстве между наветренными вантами и мачтой. При этом наличие матроса на баке требуется только для установки спинакер-гика. Да и эту операцию часто можно выполнить заранее. Удобство при этом способе заключается в том, что раннему раскрыванию дополнительного паруса препятствует прикрывающий его грот.
Хождение под спинакером
Невозможно до конца выяснить вопрос, что такое спинакер на яхте, без уяснения, как его носить. А это довольно сложная задача. Необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то потравливая их, чтобы он был наполнен ветром. Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость. Признаком того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.
Смена галса
Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом.
Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд. При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера.
Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.
Снятие спинакера
При необходимости поменять курс круче бакштаг, а это при проведении соревнований бывает часто, приходится спинакер убирать. Это непростая операция, особенно при сильном ветре. Парус убирают прямо в кокпит, быстро потравливая спинакер-фал, при этом один матрос со средствами страховки должен убирать мякоть паруса, не давая ему вновь наполниться ветром. Если матрос не будет поспевать за скоростью протравливания фала, то парус упадет в воду. При этом возможен его порыв, или он утонет. Поднятие паруса на палубу необходимо выполнять только за один угол и быстро. Иначе он будет действовать как плавучий якорь и скорость яхты упадет.
Разновидности спинакеров
В яхтенной практике встречается много различных типов этого паруса, отличающихся формой, покроем, площадью и другими признаками. Для одной и той же яхты используют разные спинакеры при разной силе ветра. При слабом ветре применяют наиболее пузатый парус с большой площадью. В штормовую погоду можно использовать специальный штормовой спинакер, наиболее плоский и наименьший по площади. Так же более плоский и меньшего размера парус применяют на курсах галфвинд, поскольку в этом случае обычный спинакер мешает работе грота и тормозит, цепляя нижней шкаториной за волны.
Похожий парус
Наряду с означенным на яхтах применяют и другие дополнительные паруса. Похожими по назначению являются генакер и спинакер. Генакер — это парус несимметричной формы, средний по размеру между парусами генуя и спинакер. Кстати, название «генакер» и произошло от сочетания этих двух слов.
По сравнению со спинакером генакер имеет ряд преимуществ. Во-первых, он приводит к меньшему крену яхты при той же тяге (кроме курса фордевинд). Во-вторых, при несении генакера существенно легче и безопаснее управлять яхтой в критических ситуациях и на поворотах. В-третьих, этот парус можно использовать в более широком спектре курсов, чем спинакер.
Недостатком является то, что при использовании генакера при слабом ветре на курсе фордевинд лодка идет хуже, чем под спинакером.
Распутать спинакер
Фото здесь и в начале статьи показывают, что при несении спинакера, особенно в ходе соревнований, при недостаточной опытности команд, часто возникают курьезные случаи запутывания паруса. Такая ситуация возникает, когда из-за ошибки в действиях команды спинакер (или генакер) при выполнении поворота перехлестывается в центральной части, обвисает, прилипает к штагу и не может самостоятельно наполниться ветром. В результате парус принимает вид, похожий на известную часть женского белья. Требуется вмешательство двух-трех членов команды и приложения немалых стараний, чтобы волнообразными движениями, держа парус за нижнюю часть спинакер-фала, заставить его распутаться и раскрыться под действием ветра.
После прочтения данной статьи, надеемся, ни у кого не возникнет сомнения, как ответить на вопрос: «Где устанавливают спинакер: яхта, прорубь?» Естественно, первый вариант.