Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сшить хантыйскую обувь

Как сшить хантыйскую обувь

В Игриме прошёл семинар по традиционному пошиву обуви народов ханты и манси

  • Русский
  • Хантыйский
  • Мансийский

14-15 марта 2020 года в городском поселении Игриме Березовского района состоялся VI межмуниципальный семинар «Хошум хот» (‘Тёплый дом’). В рамках семинара прошёл мастер-класс по традиционному пошиву обуви народов ханты и манси «совья вай» и «ниры».

Организаторами семинара являются администрация Берёзовского района и Общественная организация «Спасение Югры». «Хошум хот» организован для того, чтобы восстановить и сохранить ремёсла народов ханты и манси. Как говорит председатель общественной организации «Спасение Югры» в Берёзовском районе Любовь Васильевна Кашлатова, первый семинар состоялся в 2015 году, где участниками была организована выставка одежды народов ханты и манси. Тогда искусствовед, заведующая научным отделом галереи-мастерской художника Г.С. Райшева Наталья Николаевна Фёдорова, посмотрев выставку, дала объективную оценку каждому изделию, поделилась практическими советами со всеми мастерами, обозначила основные проблемы и подсказала, какие нужно предпринимать шаги по сохранению чистого традиционного изделия коренных малочисленных народов Севера.

В 2016 году семинар был проведён в селе Теги Березовского района по изготовлению изделий из бересты. В 2017 году мастера района съехались в пгт. Берёзово, где обучались ремеслу «ткань по ткани», шили традиционные хантыйские и мансийские платья. С 2018 года они ежегодно собираются в городском поселении Игриме, поскольку туда легче всего добраться из разных населённых пунктов района. В 2018 году провели мастер-классы по шитью изделий из сукна, а именно пальт о « нәй сӑх » и игольницы. «Кто-то сшил маленькие «сахи» на кукол, тем самым показывали технологию шитья остальным. Я, например, привезла скроенный «сах», здесь вырезали орнаменты, шили их. Мастера нам показывали, как соблюсти цветовую гамму, а потом дома уже дошивали», – говорит Любовь Кашлатова.

В 2019 году на семинаре участники плели нагрудные украшения из бисера.

В этом году семинар посвящён шитью обуви «ниры». Участниками его стали жители пгт. Березово, сел Теги и Игрима Берёзовского района. Любовь Васильевна отметила: «Второй год погода вносит свои коррективы. По списку должно быть около 40 участников, сейчас здесь всего 29 человек. Приехало 14 человек, остальные участники – жители Игрима. Из-за погодных условий не смогли приехать мастерицы из Октябрьского района и из Ванзетура. Женщины манси восстановили обувь «совья вай» из ровдуги».

Семинар проходил в уютной обстановке центра культуры «Северный дом». Здесь организована выставка из готовых изделий «ниры», которые участники привезли с собой. «Мы разделились на несколько групп, распределились по разным комнатам. Ведь кто-то умеет шить «ниры», кто-то нет, кто-то только начинает учиться. Общаемся, вспоминаем наши традиции, обряды. Из села Теги приехал фольклорный коллектив «Ас нэ», нынче ему 40 лет, вечером они покажут участникам концерт. По окончании семинара мы подведём итоги и обсудим планы на следующий год», – говорит Л.В. Кашлатова.

Читайте так же:
Самой сшить юбку из трикотажа масло

В 2021 году планируется провести семинар по пошиву национального традиционного платка. А для того, чтобы полностью закончить хантыйский и мансийский женский наряд, в будущем планируется провести семинары по вязанию хантыйских чулков с узорами, по плетению накосников. Как говорит Любовь Васильевна, программа рассчитана до 2025 года, поэтому мастерицы соберутся вместе ещё не раз. Затем будет оформлена итоговая выставка, куда мастера привезут все вещи, сшитые за время проведения семинаров «Хошум хот» (‘Тёплый дом’).

Надежда Рагимова

Материал подготовлен на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры

Мастер-класс "Хантыйская сумка– тутчан"
материал на тему

В культуре малочисленных народов Севера. Знакомясь с его экспонатами, моё внимание привлекли хантыйские женские сумки — тутчаны. Я решила узнать, какое значение они имеют в жизни хантыйской женщины? Из чего изготавливаются? Есть ли у народов ханты другие виды сумок?

Таким образом, тема моей работы – «Хантыйская сумка «Тутчан», её назначение и отличительные особенности».

Цель: изучение традиционной хантыйской сумки «тучан»

  1. изучить значение сумки «тутчан» в жизни хантыйской женщины;
  2. узнать, существуют ли у народа ханты другие традиционные сумки;
  3. научиться изготавливать «тутчан».

Исходя из целей и задач, был составлен план действий:

  1. Изучить литературу о традиционных сумках народов ханты;
  2. Узнать о значении сумки «тутчан» в жизни хантыйской женщины;
  3. Познакомиться с технологией изготовления сумки « тутчан»;
  4. Применить полученные знания на практике.

В ходе своей работы я узнала, что изготовление сумок является особым видом прикладного искусства народа ханты. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных сумок.

У народа ханты сумки бывают двух видов: тутчан и хир.

Тучан – женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты. Изготавливается чаще всего из оленьего меха, встречаются тутчаны, изготовленные из сукна. Тутчаны украшали меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.

Читайте так же:
Сшила звуко буквенный разбор слова

У северных народов своё представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего, рукодельница, расторопная, экономная хозяйка, заботливая мать. Невесту принято выбирать не по красоте лица, а по красоте её шитья. К 13-15 годам каждой девушке положено иметь несколько меховых сумок. В описываемых легендами свадьбах невеста рисуется непременно «одетой в хорошую одежду» и держащей «меховую сумку». Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, всё складывалось в мешочек для рукоделия – тучан. В швейной сумке рядом с иглами и нитями, женщина хранила свои амулеты. В сумке-тучан мать хранит и пуповины своих детей. Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расставалась с ним. Швейная сумка переживала вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной.

Другие сумки ( хир) — имеют большие, средние и маленькие размеры.

Ун – хир ( большая сумка) большие, вытянутые по горизонтали, используются во время кочевья как чемоданы. В них хранятся вещи. Шьют ур хир из короткошерстной шкуры, взятой с лобной части головы оленя. Орнаментируется обычно передняя часть сумки.

Вай – хир – сумка для обуви. Шьют в основном из сукна. Центральную часть украшают орнаментом.

Ай – хир ( маленькая сумочка) также украшается несложным орнаментом.

Сравнив данные традиционные сумки я пришла к выводу, что у них есть и общие черты и отличительные особенности.

Общие: изготавливаются из меха, сукна, кожи, обязательно украшаются национальным орнаментом.

Отличительные: сумки хир бывают разные, и у них разное значение. Тутчан – только рукодельная сумка.

Вывод: у народа ханты существует два вида традиционных сумок: тутчан и хир. Но только тутчан имеет особое значение в жизни женщины. Тутчан – это символ женской природы, она олицетворяла душу своей владелицы, сопровождала её на протяжения всей жизни.

Читайте так же:
Как сшить фартук для байдарки

Живая нить хозяйки Севера

«Эта идея дома творчества пришлась как нельзя кстати, ведь это и моя давняя мечта — сшить себе настоящее национальное платье народа ханты, — рассказывает Ольга. — Я родом из деревни Пашторы Белоярского района, у всех моих родственников была национальная одежда, и мне кое-что досталось от бабушки в наследство, но по размеру было мало. В культуре ханты не принято носить платья выше колен, поэтому мне оставалось только мечтать, что когда-нибудь я своими руками смастерю себе весь комплект».

Одежда хантыйской женщины состоит из нескольких предметов: это ниры — летняя кожаная обувь, веи — традиционные чулки, платье, сверху на которое одевается расшитый и украшенный бисером халат, и последний — штрих — яркий платок, который и защищает, и укрывает, и украшает женщину.

Таким образом, мы видим, что платье, которое предложили научиться шить югорским мастерицам, — это основа всего гардероба. Подобный семинар по традиционной культуре обских угров под названием «Пошив и оформление хантыйского платья: традиции и инновации» — в опыте работы Дома творчества — первый. Его организовали совместно с молодежной организацией обско-угорских народов автономного округа в рамках творческой лаборатории по развитию современных этнофольклорных направлений.

Кто-то, возможно скажет, что такой наряд можно купить, и это так, на ярмарках, приуроченных к национальным праздникам, можно отыскать предметы хантыйского наряда, но, во-первых, это может стоить от 5-10 тысяч, да и удовольствие от ручной работы ни с чем не сравнить.

На практическом занятии мастер, заслуженный учитель Российской Федерации Евдокия Немысова не просто помогает каждой участнице технически справиться с кройкой и шитьем платья, но и рассказывает о секретах использования традиционных и современных материалов, о конкретных технологиях и приемах национального швейного процесса. «Я не знала, что есть определенные виды платьев, которые зависят от сезона, территории, и что они меняются с течением времени, — рассказывает Ольга. — Да, есть определенный устоявшийся канон — по сути, платье шьется из геометрических фигур — квадратов и прямоугольников».

Такая простота кроя связана с тем, что хантыйские женщины обшивали всю семью, которая была обычно многодетной, и долго и фигурно что-то раскраивать не было возможности и времени, да и с ножницами особо не возились. Поэтому брали ткань и просто разрывали по движению нити на куски.

Читайте так же:
Сшить длинный жилет безрукавку выкройка бурда

Не быть «белой уткой»

Организаторы признаются, что даже и не надеялись на активный отклик ханты-мансийских хозяек, так как понимали, что предлагают очень необычное занятие — не каждому нужно такое специфическое умение — уметь шить хантыйский наряд. А тем более — его потом носить. Но их опасения оказались напрасными — семинар собрал около десятка желающих, большая часть которых справилась с пошивом платья в отведенные четыре дня. Кроме Евдокии Андреевны, участницам семинара помогала ее дочь Наталья Величко, тоже действующий мастер мастерской «Живая традиция». В их семье — столько рукотворной национальной одежды, а сколько еще подарили жители хантыйских поселений, что Окружной Дом творчества открыл целый музей национального костюма.

«В перспективе хотелось бы повторения такого опыта, — говорит Ольга, которая уже все раскроила и теперь ищет время, чтобы прямо в Доме творчества, на их швейных машинках, завершить работу, — и потом можно будет устроить даже показ модных платьев участников этого семинара».

Когда наряд будет готов, Ольга собирается его надеть на ближайший же праздник. «Когда летом я бываю в Пашторах, например, на День рыбака, там очень многие носят именно национальное платье, и в этот раз я не буду «белой уткой», — говорит она.

«И в пир, и в мир». Центр народных промыслов и ремесел Югры приглашает на уникальную выставку

С 1 сентября Центр народных художественных промыслов и ремесел объявляет акцию и приглашает посетить новую выставку «И в пир, и в мир» бесплатно. Выставочный проект посвящен традиционному костюму народов, проживающих на территории Западной Сибири. Хантыйские, зырянские, ненецкие, мансийские и башкирские, корейские и марийские, русских старожил, коми и нивхов – с костюмом самых разных народностей можно будет познакомиться посетителям этой необычной выставки.

По мнению организаторов, особенно интересна экспозиция будет детям и подросткам: все костюмы представлены в миниатюрном варианте на куклах. Такой игровой формат близок и понятен каждому ребенку, тем более что часть экспозиции доступна для интерактивного контакта: традиционные деревянные игрушки, ткань, элементы костюма и миниатюрную обувь можно потрогать и рассмотреть во всех деталях.

Читайте так же:
Как сшить игрушку лешего своими руками

Для любителей рукоделия полезным станет раздел выставки, представляющий собой наглядные пошаговые мастер-классы. Как раскроить и сшить летнюю обувь из ровдуги (у казымских хантов она называется «нюки вей»); как смастерить «акань» – традиционную куклу обских угров из ткани, которая, по поверьям, оберегала детский сон и охраняла ребенка; из чего можно сделать «столбушку» и «пеленашку» — кукол славянской традиции; как нанести на ровдугу орнамент «крылья молодой чайки»… Об этом и многом другом можно узнать, посетив выставку «И в пир, и в мир».

По словам Ольги Бубновене, директора Центра народных художественных промыслов и ремесел, экспозиция стала ярким итогом многолетней работы по возрождению традиционного костюма и вовлечению мастеров народных промыслов в эту важную деятельность. Как рассказали РИЦ «Югра» в пресс-центре БУ ХМАО-Югры» «Центр народных художественных промыслов и ремесел», сотрудники учреждения уже не первый год проводят конкурсы мастерства в номинации «Лучший мастер по национальному костюму» в рамках Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра», окружных конкурсов «Мастер года» и «Я – автор» (последний – для людей с ограниченными возможностями здоровья).

Напомним, на последнем Фестивале ремесел, который состоялся в Урае в июне этого года, только в номинации «Лучший мастер по национальному костюму» приняли участие более 30 мастеров из разных регионов России.
«Мы собрали замечательную коллекцию кукол в национальных костюмах, которая является одновременно и историей наших конкурсов и свидетельством роста и развития мастеров. Эту коллекцию мы с огромным удовольствием представляем сегодня нашим гостям», — говорит Ольга Бубновене.

Директор Центра напомнила, что в конце ноября Ханты-Мансийск вновь соберет лучших мастеров не только Уральского федерального округа, но и всей России. Умельцы покажут свои таланты в очередном конкурсе профессионального мастерства «Славим человека труда!» в отрасли «Народные художественные промыслы».

Этот конкурс по инициативе губернатора Югры Натальи Комаровой уже во второй раз будет проходить в автономном округе, где сегодня сформирована хорошая творческая площадка, дающая мастерам возможность показать себя и свое искусство, поделиться опытом и знаниями, найти единомышленников и получить заряд творческой энергии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector