Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1. 2. 2 Мужской костюм

1.2.2 Мужской костюм.

Основными частями мужской одежды являлись рубаха, штаны, головной убор и обувь. Рубаха была туникообразной, имела длинные рукава и прямой разрез от горловины, то есть посередине груди, без воротника – голошейка.

С XV в. на Руси распространилась косоворотка, имеющая разрез на левой стороне. Ворот рубахи мог быть с небольшой стойкой или открытый (голошейка).

Для свободы движения между рукавами и боковыми клиньями вставлялись прямоугольные ластовицы из ткани другого цвета, часто из кумача.

Характерной особенностью мужских рубах является подоплека – подкладка на груди и спине, которая спускалась вниз треугольными выступами.

Длина рубахи говорила о возрасте – до колена у старших и на 10 -15 см выше колена – у молодежи.

Шились рубахи из холста и украшались вышивкой.

В XIX в. в деревне любили носить рубаху из пестряди, называемую пеструхой.

Штаны назывались портами, делались они неширокими (русский покрой), из белого холста или из пестряди (чаще синей в полоску по белому), на талии удерживались гашником из шнурка.

В XIX в. стали шить штаны из фабричной ткани на поясе с застежкой на пуговицу. Особенно праздничными считались плисовые (хлопчатобумажный бархат) штаны.

Головные уборы. Обувь.

В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Он так же являлся важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность.

Для всей территории России характерны две резко различающиеся категории головных уборов: девичьих, оставлявшие открытыми теменную часть головы, и женские, полностью закрывавшие волосы, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу. У русских замужних крестьянок распространенной прической было плетение волос в две косы и укладывание их так, чтоб образовались рога. Известно так же свертывание волос в пучок спереди.

Исследователи различают следующие типы девичьих головных уборов:

Полотенце (ширинка, наметка) – в виде полотнища холста с затканными концами. Ширинку – полосу холста, часто вышитую, девушки носили, перегибая по диагонали: ее получали, отрезая полосу ткани по ширине холста, откуда и название ширинка. Полотенце (наметка) бытовало в основном в западных регионах России.

Обруч из древесной коры (или картона) в виде круга, обшитого тканью, вышитого бисером, украшенного цветами, перьями, жемчугом – налобень, венок, перевязка.

Повязка (лента, почелок, золотнуха и т.п.) – ее конструктивный тип был един для всей территории России. Повязка представляла собой полосу ткани (шелка, парчи, бархата, кумача, позумента) на подкладке из холста, ситца, набойки, шириной от 5 до 20-25 см, и длинной до 50 см. Повязка надевалась на темя или лоб, а затем завязывалась тесемками под косой на затылке, сзади к повязке пришивались две лопасти из парчи на подкладке или привязывались длинные разноцветные ленты, спускающиеся по спине.

Девичья повязка, столь широко распространившаяся по территории России, имела некоторые локальные разновидности, появлявшиеся главным образом не столько в конструкции или манере ношения сколько в украшениях. Она украшалась блестками, галуном, дутыми бусами, разноцветным бисером. К ней полагались дополнительные украшения, количество которых, их внешний вид, конструкция варьировались в зависимости от места бытования. Полная повязка, надевавшаяся по большим праздникам, должна была включать в себя несколько частей. Под налобник полагалось завязывать узкую полоску холста, украшенную по краю черной или красной бахромой с блестками на концах. Над ушами прикреплялись к налобнику четырехугольные пластинки из позумента на картоне. Под налобник, около висков, прикреплялись селезневые перышки или пучки черного конского волоса. Поверх налобника, но так, чтобы основная его орнаментированная часть была видна, завязывался шелковый платок, сложенный по диагонали в виде неширокой (около 5см) ленты, концы которого завязывались на затылке или на лбу. сзади и спереди головной убор украшался павлиньими, индюшачьими, петушиными перьями и искусственными цветами и т.д.

Читайте так же:
Сшить балетки для танцев своими руками схема

Повязки были праздничными головными уборами. Их надевали в особо торжественные дни: на святочные вечеринки – игрища, на весенне-летние гулянья молодежи, в праздники Троицы. Кроме того, повязки были головными уборами невест, которые они надевали на девичник, на обряд расплетания косы.

Повязка один из старинных головных уборов известный еще в 16 – 17 веках, а возможно и в древней Руси.

Во второй половине 19 века повязка стала выходить из обихода, заменяясь другими головными уборами, или значительно упрощаясь.

Венец (коруна, челка, рефедь, ряска, головец) городчатый с прорезью, декорированный жемчугом, драгоценными камнями, бусинами с цветными стеклышками, с подкладкой фольги.

Венок из искусственных цветов.

Платок (пластник, подпластник, косинка, фатка и др.), в основном из фабричных тканей, свернутый, повязанный вокруг головы и завязанный концами сзади.

Девичий кокошник – легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику – состоял из начельника (начельник – на челе, т.е. на лбу находящийся) и волосника (род шапочки), со спускающейся позади лентой. Сергей Васильевич Максимов утверждал, что »кокошник составляет самое красивое убранство женской головы: он на этом основании разрешается даже девицам. Точно развернутый веер или круглое опахало, он обрамляет все лицо и для характерный русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман. Этот бумажный или картонный щиток, расшитый и разукрашенный жемчугом, позументом, поднизями, пришивается сзади к цветной шапочке что называется в деревнях волосником с донцем , с приспущенной на спину шелковой лентой ».

Основные типы традиционных женских головных уборов: полотенчатый головной убор (полотенце, наметка, ширинка), кичкообразный головной убор с различной формы кички, кичкообразный головной убор с рогатой кичкой, самшура в виде шапочки с твердым дном, колпак.

Кичкообразные головные уборы (кичка, сорока) отличались разнообразием и фантазийностью решения. Они, как правило, делались составными. Основные элементы: нижняя часть с твердой основой, придававшей форму головному убору (кичка, рога, волосник, копыто, сдериха); верхняя украшенная часть из ткани (сорока, верховка, привязка, обвязка и др.); позатыльник из ткани, повязанный сзади, под сороку. Кичка-сорока дополнялась так же другими элементами – налобником; подвесками из бисера, перышками, иногда так называемыми «наушниками» (украшениями из ткани), спущенные по бокам; шнурами, прикрепленными к головному убору сзади; кистями из шелка, укрепленными на рогах.

Кички были разнообразны по форме: рогатые, копытообразные, лопатообразные, в том числе в виде обруча, овала, полуовала и т.п. Наиболее значительный регион распространения копытообразной кички (копыта, сдерихи) – Архангельская и Вологодская губернии.

Необходимым элементом каждого кичкообразного головного убора являлся позатыльник – бисерный или из ткани (часто из парчи), который закрывал волосы женщины сзади. Позатыльники в южных регионах имели длинные бисерные поднизи; на севере страны и в центральных регионах позатыльники изготовляли без поднизей, украшая иногда отделкой из бисера.

Читайте так же:
Как сшить зимнее пальто с меховым воротником

Самой распространенной обувью на Руси были лапти. Они плелись из лыка (лубяного слоя липы, вяза или ракиты), из бересты, иногда из пеньковой веревки (гуни). Способов плетения было очень много. Были лапти прямого плетения. Косого, с «оборником» по бокам (петли для продевания веревки). Лапти надевали поверх он представлявших собой прямоугольные полосы ткани, оборачиваемые вокруг ноги. Летом носили холщовые, а зимой — суконные онучи обычно белого цвета. Онучи закреплялись на ноге шерстяными или пеньковыми веревками. Кроме традиционных форм плетеной обуви известны так же лыковые и берестяные туфли, полусапожки и сапоги.

Кроме плетеной в крестьянском обиходе использовалась кожаная обувь. Это были поршни из одного или двух кусков кожи, закреплявшиеся на ноге с помощью веревок. Носили так же сапоги из кожи с прямыми, иногда сборенными голенищами.

Мужчины носили лапти из лыка или бересты, сапоги, валенки, кожаные поршни. Женщины ходили так же в «котах» — твердых кожаных туфлях на довольно высоком каблуке.

В зимнее время носили валяную обувь – валенки. Такая обувь изготавливалась из овечьей шерсти. Валенки из белой шерсти украшались иногда красным точечным орнаментом, простегивались фигурными стежками. На русском севере были известны сапоги из меха.

Как сшить кичку и волосник

В Музее-Заповеднике народного быта города Иваново в музейных фондах имеются различные женские и девичьи головные уборы: шамшура, повязка, сорока и др. В XIX в сороки сосуществовали с кокошниками владимиро-суздальского типа в северной половине Владимирской губернии. Сорока (кичка) – головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно. Такой головной убор был реконструирован мастерами музея-заповедника по образцу головного убора Судогодского уезда Владимирской губернии конца XIX в. из собрания РЭМ, и по описанию волосника и сороки Ковровского уезда в сборнике «Традиционная культура Гороховецкого края».

Основными предметами, образующими в совокупности реконструируемый головной убор, являются волосник-кичка, собственно сорока, позатыльник, очелье (налобник). Сорока — верхняя часть головного убора, чехол, надевавшийся поверх волосника-кички. Волосник — нижняя часть головного убора, который надевали непосредственно на волосы. С одной стороны его задача – закрыть, точнее, даже скрыть волосы замужней женщины, чтобы не выглядывало ни одного волоска. А с другой стороны, волосник придает форму головному убору, создавая некоторую жесткость за счет гребня. Восстановлением такого головного убора в Музее занималась Л. Смышляева – руководитель мастерской традиционной одежды и вышивки г. Новосибирска. Сложнее всего было восстанавливать именно волосник, так как мастер не видела его в «натуральном виде». Реконструкцию проводили по описанию волосника и по чертежам в статьях Г.А. Федоровой, а также по фотографиям волосника на сайте «Народный костюм» в Интернете. Жесткость гребня создается за счет прутков ивняка, которые вшиваются в него. Веточки ивняка предварительно вымачиваются в воде, а затем, согнув и придавив им нужную форму фиксируются и высушиваются. После этого веточки обматываются полосками ткани, чтобы они стали толще и мягче. Обмотанные тканью прутки прошиваются между двумя слоями ткани. Шов прокладывается после каждого прутка, закрепляя его, таким образом, практически неподвижно. Для волосника также необходимы шнурки, с помощью которых стягиваются его края, и затем завязываются на голове. По одной из найденных фотографий было определено, что эти шнурки – плетёные. Способ плетения называется «на крюке» или «на стене», потому что нити при плетении закрепляются на крюке, вбитом в стену дома. Плетение обычное – «косичка» в четыре нитки. Сорока выполнялась на основе волосника-кички. Очелье украшено вышитыми узорами счётной гладью. Бисерный позатылень сплетён «сеткой» из крупного бисера по цвету близкому музейному образцу мастером Новосибирской этнографической исследовательской мастерской «Новолавка» – Л. Панеевой. Позатылень укладывается сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывается тесёмками вокруг кички под сорокой. К середине последней трети XIX века сороки заменились повойниками и сборниками.

Читайте так же:
Как сшить платье с английским воротником

Презентация "Женский головной убор в русском праздничном костюме", ИЗО 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Женский головной убор в русском праздничном костюме .

УМК Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно — прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского

Автор: Опанасюк Ю.А.

Что носили русские женщины на голове, согласно картинке ? КОКОШНИК. А вот и нет. Кокошниками головные уборы называли лишь в нескольких губерниях России — Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской. В других русских землях у схожих с кокошниками головных уборов и названия были другие: «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «сорока» или, например, «кокуй». Вот любуйтесь. Ну и что всё тут похоже на тот кокошник?

Что носили русские женщины на голове, согласно картинке ? КОКОШНИК. А вот и нет. Кокошниками головные уборы называли лишь в нескольких губерниях России — Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской. В других русских землях у схожих с кокошниками головных уборов и названия были другие: «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «сорока» или, например, «кокуй». Вот любуйтесь. Ну и что всё тут похоже на тот кокошник?

Головной убор - очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока. Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Головной убор — очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник от слова «кокошь» — петух, кика или кичка, сорока.

Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц.

Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

кокошник ( московская область) XVIII-XIX век кокошник Псковской области XVIII века.

кокошник ( московская область) XVIII-XIX век

кокошник Псковской области XVIII века.

Кичка , кика, старинный русский головной убор замужних женщин. «Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328. Кичку носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.). Собственно кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твердую часть (вставлялись береста, дощечка, иногда простегивалась) в форме рогов, лопатки, копытца и т.п.

Кичка , кика, старинный русский головной убор замужних женщин. «Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328. Кичку носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.). Собственно кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твердую часть (вставлялись береста, дощечка, иногда простегивалась) в форме рогов, лопатки, копытца и т.п.

Сорока Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Повойник мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Схема работы: 1. сгибаем лист, рисуем контур кокошника; 2. вырезаем по контуру; 3. разворачиваем кокошник и наносим рисунок (аппликацию из разного материала). 1. 2. 3.

Схема работы: 1. сгибаем лист, рисуем контур кокошника; 2. вырезаем по контуру; 3. разворачиваем кокошник и наносим рисунок (аппликацию из разного материала).

Русские головные уборы: какими они были? Женщины

На голове у нас до сих пор шапка. Или шляп (к)а, или берет, или еще немногие варианты, совсем мало. Еще чаще, в городах, даже зимой — ничего. С непокрытой головой ходим, простоволосые.

А ведь головной убор — всегда был исключительно важен. Дело даже не в здоровье, хотя в холодном климате недолго непокрытым побегаешь. Дело еще и в статусе. У мужчин и социальное положение проявлялось («не по Сеньке шапка»), а у женщин — еще и семейное.

Читайте так же:
Сшить сумочку из драпа

«Не рада баба повою, рада б покою»

В деревнях до замужества девицы заплетали волосы в одну косу (это относилось к центральным районам России, украинские девушки могли заплетать и две косы). Как в песне: «Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двухполтинная». После венца — чаще всего уже в обязательном порядке требовались две косы и головной убор. Простоволосой ходить было просто недопустимо. А распущенные волосы и вовсе могли себе позволить только русалки да ведьмы…

Кика, кичка, кокошник, сорока, чепчик, волосник, убрус, ширинка — как разобраться в головных уборах замужних женщин?

Древнейший славянский женский головной убор — намётки, или намитки. Распространен был повсеместно до западных границ. Способы повязки этого платка, правда, были везде разные. Но часто — и не только у восточнославянских народов встречается «рогатость». Многие исследователи относят эту манеру к древнейшим оберегам или считают символом плодородия. Так что двурогие и однорогие головные уборы (а то и «о пяти рогах») — самые обычные на протяжении веков.

А цыганочка-то пляшет,
В барабанчики-то бьет,
Голубой ширинкой машет,
Заливается-поет
.
(А. Пушкин)

Ширинка (полотенце, или намётка) носилась, в основном, в центре и на западе России. По названию «полотенце» понятно, что это полотнище с затканными концами. Ширинка — это полоса холста (отрезанная по ширине — отсюда название), маленький платок, часто вышитый.

И скажи: «Ведь для поимки
надо, царь, мне две ширинки,
шитый золотом шатёр,
да обеденный прибор
«…
(П. П. Ершов).

Ширинки были неотъемлемой частью женского гардероба: «На новоселье и на поминки у наших девок пестры ширинки» (Н. Клюев). В дальнейшем слово «ширинка», как мы знаем, перешло в словарь мужского гардероба.

Еще один древнейший вид убора — обруч. Обруч (кибалка, рожки) — из древесной коры (орех, дуб) в виде круга, обшитый сверху тканью и украшенный бисером. Обруч родился из перевязи. Перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха, налобень, венок) — из полоски ткани, парчи, позумента с завязками на концах, делалась с целью «не засветить волосы».

В дальнейшем женский головной убор усложнялся. Повойник, повой — он же шлык, чепчик, волосник, очипок — это только основание головных уборов замужних женщин. Небольшая простеганная шапочка, на которую повивают платок (полотенце, повязка, фата, плат, ширинка). «Грех покрыт (платком, кикой, повоем)» — есть поговорка у Даля.

Кика (или кичка) — будничный, но нарядный высокий головной убор, состоял из тульи в виде обруча, кверху расширялся. Спереди к кикам привешивались поднизи — жемчуг, бисер, бахрома. Близ ушей — рясы или рясны: длинные нити жемчуга с золотыми фигурками. Сзади мог быть бархат или мех. Сверху кики находилась сорока — чехол из расшитой ткани, с драгоценными камнями или жемчугом. Вдовы носили белые сороки. Считается, что сорока была предшественницей кокошника. Кстати, и в том, и в другом слове — образы птиц. И в мотивах вышивки также часто встречаются изображения птиц. Сороку на кичке носили только в центральных и южных районах Российской империи. О кичке (и шушуне) весьма образно выразился А. Пушкин:

В почтенной кичке, в шушуне,
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой.

(А. Пушкин. «Всеволожскому)

Кички были разные по форме: рогатые (особенно в период «раннего замужества»), копытообразные, котелкообразные, лопатообразные (после рождения детей). Особое распространение получили в южных областях России. «Чело кичное» впервые упоминается в документах XIV века, но вот цитирую из Википедии очень неожиданное:

«В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов».

Еще один интересный факт. Многие помнят старинное выражение, доставшееся нам от волжских разбойников — «Сарынь на кичку!». Здесь сарынь — толпа, а кичка — возвышенная часть на носу корабля (то есть расступись и сдавайся!). Возможно, это неслучайно — ведь имеется в виду возвышение. Интересно, что и слово «кокошник» есть и в словарях архитектурных терминов — это древний декоративный элемент в венчающих частях зданий (в том числе — церквей).

Читайте так же:
Маленький ажурный жилет крючком

В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой (в однорогом кокошнике)

Кокошник стал символом русского национального головного убора. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы. Вот кокошник носили и девицы, и замужние.

Константин Маковский. «Боярышня у окна» (как видим, речь идет именно о девушке)

Мнение это иногда оспаривается, в качестве аргумента приводятся девичьи заговоры о замужестве:

«Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком

Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) — особое украшение к кокошнику или к сороке.

Иван Петрович Аргунов, Портрет неизвестной в русском костюме, 1784.

Скорее всего, в разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати — так отдавали дань традиции.

Императрица Александра Федоровна в кокошнике. Крюгер

Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.

Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

Василий Суриков. Девушка.

Платки в дальнейшем полностью вытесняют прочие женские головные уборы. Различались платки холщовые и из ситца. И повязывали везде по-разному: и на макушку, и сзади, и спереди, под подбородком. Появились и шали. Платки и ныне в чести, правда, сегодняшние модницы проявляют больший интерес к шейным платкам.

В городах женщины могли носить и шапки в холодное время года. По свидетельству известного путешественника Олеария:

«На головах (у богатых женщин) широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда да шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом… У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки» (Адам Олеарий. «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»).

Фасоны этих шапок были разные в различных областях.

Платки и шапки — это то, что сохранилось в нашем гардеробе из прошлого на сегодняшний день. Можно сказать, что женские головные уборы изменились. А вот в отношении мужских головных уборов так категорично сказать нельзя…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector