Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От бурки до черкески: азбука обмундирования казака

От бурки до черкески: азбука обмундирования казака

В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.

Гардероб – честь и гордость казака

В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.

Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.

Kubanskie_kazaki_2

Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.

Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.

Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.

От черкески до кителя

В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.

Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.

coss_01

Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.

Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.

Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.

Только шашка казаку во степи подмога

Вооружение кубанского казака 17 века было простым и одновременно грозным, так как они им отменно владели — длинное ружье (рушница), пистолет, кривая турецкая сабля, шашка, короткое копье (списа или пика) и длинный нож (кинжал) в кожаных или деревянных ножнах.

Читайте так же:
Как сшить шапку из барсука

Основным оружием казака была сабля. Шашка считалась вспомогательным. Считается, что шашку казаки позаимствовали у адыгов, а позже от казаков шашка распространилась во все виды войск российской армии. Кинжал казак использовал в ближнем бою. Иногда клинок мог выполнять роль метательного оружия.

coss_03

Купить кинжал — позор для казака. Кинжал дарился, передавался по наследству или добывался в бою. Пика или копье были длиной до 3 метров (были и пятиметровые) и весили 3-4 килограмма. Размер наконечника варьировался от 12 до 60 см. Ружья, а потом и винтовки могли быть разными, но чаще всего казаки использовали те образцы, которые были на то время приняты на вооружение в русской армии. Хотя встречалось и индивидуальное, сделанное на заказ огнестрельное оружие.

Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.

Нагайка могла быть и оружием и одновременно знаком принадлежности к казачьему войску. Часто в шлепок вшивали свинцовый грузик или пулю. Оснащенные таким образом нагайки можно было даже использовать на охоте, они назывались волкобоями. У пристава в кругу или у есаула казацкая плеть была знаком власти и положения. Также нагайки использовались и для телесных наказаний по решению круга или совета старейшин Кубанского казачьего войска.

Казачьи лампасы: о чем они могут рассказать

Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.

Происхождение лампасов

Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.

Подобие лампаса, как считается, носили еще скифы в глубокой древности. Причем есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, о собственные штаны за неимением ничего другого. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.

Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т. д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.

Есть более прозаическая и, скорее всего, более правдоподобная версия происхождения лампасов у казаков. Казаки, хотя и кичились своими вольностями, всегда выпрашивали себе жалованья – в зависимости от места своего проживания – у польского короля либо у московского царя. И вот как-то раз монарх прислал очередное жалованье – хлебом, вином, оружием и материями на одежду. Материи разных цветов оказалось неодинаковое количество – больше всего синей, а меньше всего красной. Казаки, однако, разделили каждую материю поровну. Синей ткани хватило, чтобы каждый казак сшил себе шаровары. А алой ткани досталось только по полоске на казака. Подумали казаки и решили нашить себе эти алые полоски на шаровары.

Читайте так же:
Джинсы топшоп размерная сетка

Так ли это на самом деле – тоже неизвестно. Однако, во всяком случае, штаны у донских и у запорожских казаков и вправду исстари были синие, а лампасы же у донцов – красные. У кубанских же, которые ведут свое происхождение от запорожцев, – лампасы близкого цвета, малиновые.

Цветовые различия

Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почетным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.

Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определенному казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.

Так, у донских казаков лампасы были, как уже сказано, красные. Красные лампасы были и у сибирских, семиреченских и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упраздненных в конце XVIII века. Малиновые – у кубанских и (независимо от них) уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы (тоже независимо) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы желтого цвета. Желтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них желтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.

Как видим, по одним лампасам еще нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на черные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили черные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.

У поздно возникших (во второй половине XIX века) казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или желтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.

Вот такие цветовые различия формы подчеркивали традиции конкретного казачьего войска. Причем характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учрежденные позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.

Шаровары с лампасами и медаль в придачу

Донские казаки всегда обмундировывались за свой счет: кто как мог. Что неудивительно, так как полного единообразия, присущего армии, от них не требовалось. Главное, чтобы сапоги были не стоптаны да гимнастерка не расползалась.

В старину кители и гимнастерки, брюки и бекеши, фуражки и папахи обычно покупались у казачьих мастеровых. Их изготавливали по образцам, устанавливаемым военным ведомством. В то же время в приказе от 1903 года допускалось «разнообразие материалов и небольшие отклонения от существующих описаний и образцов».

Несмотря на то что шаровары согласно «регламенту» должны были быть серого цвета, как во всей кавалерии, казаки с завидным упорством традиционно предпочитали синий цвет. А потому казака можно было издали отличить от армейца не только по чубу, но и по синим шароварам с красными лампасами.

Читайте так же:
Karl lagerfeld джинсы размерная сетка

Именно шаровары с лампасами знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно казаки гордятся ими и по сей день. О лампасах на Дону даже ходит легенда. Как известно, царь присылал казакам за военную службу жалованье в виде оружия, хлеба и сукна красного и синего цветов. Но однажды синего сукна оказалось в достаточном количестве, а красного мало. Как и положено, все было поделено поровну. В результате красного сукна досталось каждому лишь по небольшой ленточке, которой хватило для того, чтобы на синие штаны нашить лампасы.

Сегодня, надо признать, на Дону нет единства не только в казачьих рядах, но и в форме. Поделенные на реестровых (государевых) и «общественников» (вольных), казаки одеты кто во что горазд.

«Вольные интерпретации казачьего костюма и знаков отличия привели к тому, что в народе казаков стали называть «ряжеными», – возмущается потомственный казак Василий Кучков. – Сейчас казака чаще всего можно увидеть в камуфляже, с пришитыми на брюки красными лампасами и в папахе. В итоге люди тыкают пальцем: «Вон ряженый идет».

Александр Черкашин также из казачьего рода, но вступать в войско не собирается. Причина банальна: не на что купить положенное обмундирование. «Для меня, хуторянина, такие деньги неподъемные, – говорит Черкашин. – Если следовать распоряжению начальника Управления президента РФ по вопросам казачества еще от 1998 года, то на казаке должны быть и шерстяная шинель или куртка зимняя, камуфляжная, с накладными карманами, и хромовые сапоги. Да и о папахе, шашке надо позаботиться. Зато атаманы наши, по всему видать, шьют себе форму в лучших столичных ателье».

А вот 25-летний житель Таганрога Вячеслав недавно вступил в ряды реестровых казаков (никто из его предков, к слову, и близко не стоял, как говорится, к казачьему сословию). Но оказалось, что стать казаком совсем просто: для этого надо только форму приобрести. Вячеславу посоветовали съездить в Ростов. Там, прямо на автовокзале, казачья одежда продается в ларьке. Шаровары с лампасами, китель и фуражку можно купить за 3,7 тыс. руб. Но парень заказал, по его словам, «прикид» в одном из таганрогских ателье, где форма ему обошлась всего в 2,5 тыс. руб.

«Это реестровым казакам строго предписано по праздникам ходить в белых рубашках с галстуками, – говорит атаман «общественных» казаков Николай Козицын. – Мы же будем следовать своей древней традиции, и главное, чтобы штаны были с лампасами».

По мнению Николая Козицына, облик современной казачьей формы должен базироваться на канонах, сложившихся в начале ХХ века, – это непременно черкеска, папаха, бешмет. «Не вижу причины «совершенствовать» казачью форму, – говорит атаман. – Если мы возрождаем традиции, то должны придерживаться исторической истины. Здесь каждая деталь имеет глубокий смысл. С 1904 года даже пуговицы на казачьих мундирах вместо гладких и плоских стали изготавливаться с орлами».

А вообще до революции не только казачьи сотни, но и полки регулярной армии имели отличное от других обмундирование и атрибутику. Так, в 1914 году Донской казачий полк генерала Бакланова за храбрость и мужество получил на шапки кокарду в виде адамовой головы (череп с костями), являющейся символом бессмертия.

По словам ростовского политолога Василия Петрова, разнобой в казачьей форме никак не согласуется с тем образом Всевеликого Донского войска, который оно пытается формировать в глазах общественности. На ком-то «камуфлированные» штаны, на ком-то мундиры, напоминающие лакейскую форму.

Между тем донские казаки ревностно относятся к тому, что кто-либо «посягает» на их форму. В свое время они потребовали от казаков Центрального казачьего войска не носить форму Всевеликого войска Донского. Использование другими казаками синей формы и фуражек с околышами вызывало у них раздражение.

Читайте так же:
Как своими руками сшить штору для примерочной

«В Москве понятия не имеют, что такое казачество, – возмущались донцы. – Сами нас называли ряжеными, теперь нашу же форму носят. Раз они в столице придумали свое войско – пусть придумывают себе и форму».

Ростовчанин Василий Кутепин работает на стройке экскаваторщиком. Зарабатывает неплохо. Часть зарплаты постоянно тратит на казачью форму и атрибутику. Жена его за это постоянно пилит, считает, что деньги выброшены на ветер: «Ладно, дед и отец Васькины были казаками, ну а он куда лезет. » Сам Василий, конечно же, рассуждает по-иному, считает, что просто «час его не пробил», а пока он готовится к торжественному дню вступления в казачьи ряды.

На стене в квартире Кутепиных висит шашка, настоящая донская – с кованым стальным клинком и деревянной рукояткой. Ее Василий купил в одном из ростовских магазинов за 6,5 тыс. руб. Тут же в «устрашение жены» плеть, изготовленная из выделанной кожи – за 600 руб. Папаху из черного каракуля потомственный казак привез с отдыха в Домбае, где купил за 3 тыс. руб. (к слову, у одного из донских атаманов папаха стоит около 20 тыс. руб.). Сапоги хромовые (за них Василий отдал около 5 тыс. руб), ждут, когда хозяин начнет в них маршировать, уже третий год.

«Кроме всего этого, – с негодованием рассказывает жена казака, – он еще купил и гимнастерку казачью, и китель парадный и даже Георгиевскую медаль «За храбрость» II степени где-то приобрел – за 800 рублей».

«Если самому не доведется носить, внук Степка поносит, – говорит Василий. – Наступит же такое время».

Проект-презентация "Казачий костюм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект-презентация "Казачий костюм" выполнен Родиной В.

Просмотр содержимого документа
«Проект-презентация «Казачий костюм»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 «ОДЕЖДА КАЗАКОВ» Подготовила ученица 3 класса Родина Валерия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2

«ОДЕЖДА КАЗАКОВ»

Подготовила

ученица 3 класса Родина Валерия

  • Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «…платья де они носят по древнему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкески и по калмыцки, а иные обвыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит». А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носят, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».
  • Обязательная часть одежды казака – шаровары. Сохранились почти неизменными со скифских и половецких времен

Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка. Степняки вообще предпочитали шёлк другим тканям – на шёлке вошь не живёт. Сверху – сукно, а на теле шёлк.

Военная форма Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывав-шем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашива-ли подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра. Черкеска

Военная форма

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывав-шем бешмет;

Рукава делали с широким отворотами. На груди нашива-ли подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра.

На Кавказе от непогоды защищала бурка, а капюшон существовал как самостоятельный головной убор – башлык. Бурка Башлык

На Кавказе от непогоды защищала бурка, а капюшон существовал как самостоятельный головной убор – башлык.

Читайте так же:
Как сшить юбку солнце из неопрена

гимнастёрка черкеска бешмет Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца

гимнастёрка

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца

Мужской костюм конца Х I Х - начала ХХ века Гимнастерка Мундир Шинель Шаровары Фуражка Сапоги Папаха Башлык

Мужской костюм конца Х I Х — начала ХХ века

  • Гимнастерка
  • Мундир
  • Шинель
  • Шаровары
  • Фуражка
  • Сапоги
  • Папаха
  • Башлык

Бурку заменили на шинель

Папаху заменили фуражкой.

Папаху заменили фуражкой.

Головной убор казаков Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку. Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, староказачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.

Головной убор казаков

Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.

Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, староказачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.

  • Казачий чуб – такая же традиция, как лампасы и папаха. Так они запечатлены на старинных фресках.

Казаки так объясняют

чуб с левой стороны

фуражки: справа ангел

стоит – там порядок, слева

чёрт крутит – вот казак

Особое значение имели казачьи лампасы

Особое значение имели казачьи лампасы

Кожаные сапоги с низким каблуком и немного загнутыми носками

Кожаные сапоги

с низким каблуком и

немного загнутыми

Ичиги – кожаные высокие сапоги без каблуков Чирики – туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг

Ичиги – кожаные высокие сапоги без каблуков

Чирики – туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг

К началу XX века преобладающим стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.

К началу XX века преобладающим стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.

Комплект женской одежды, состоящий из кофты и юбки

Комплект женской одежды, состоящий из кофты и юбки

Женский костюм «парочка»

Женский костюм «парочка»

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца.

  • Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.
  • Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом..

«Знуздалка» — платок, которым прикрывали часть лица жарким летом

Шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову

Шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову

Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки” . ФАЙШОНКА — головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки” .

ФАЙШОНКА — головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей.

Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

http :// kvzn . zp . ua /? go = news & news _ http :// pedsovet . org / component / option , com _ mtree / task , viewlink / link _ id ,32673/ Itemid ,118 http :// www . balto - slavica . com / forum / index . php ? showtopic =14287

http :// kvzn . zp . ua /? go = news & news _ id =1515

http :// pedsovet . org / component / option , com _ mtree / task , viewlink / link _ id ,32673/ Itemid ,118

http :// www . balto slavica . com / forum / index . php ? showtopic =14287

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector