Как сшить меховую шапку горцев
Папаха
Папа́ха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, распространённый у многих народов и народностей в мире, элемент военной формы одежды.
По версии Большой советской энциклопедии, слово имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах) [1] . Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие. У русских папаха — высокая (реже — низкая) цилиндрическая шапка из меха с матерчатым дном или длинным колпаком, также называлась клобук.
Содержание
Папаха как элемент национального костюма [ править | править код ]
Русские литераторы XIX века описывали папаху как характерный мужской головной убор народов Кавказа, который обыкновенно носился с черкеской [2] . По всей видимости, папахи из Средней Азии попали на Кавказ вместе с мигрировшими туда в разные исторические эпохи кочевыми тюркскими племенами. Казаки заимствовали папаху (трухменка) у туркмен Ставрополья [3] , а также от кавказских народов. В Средней Азии папаха (тельпек) является национальным головным убором у туркмен [4] .
У балканских народов аналогом папахи была кушма, у греков камилавка, а у турок феска.
Папаха как элемент военной формы одежды [ править | править код ]
В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и в Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:
- папаха белая курпея — для чиновСвиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
- папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
- папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
- папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
- папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
- папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).
В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема [5] .
23 апреля 1936 года НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную [5] .
10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку [5] .
В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки) [5] .
Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531 [6] . Снова отменена указом Президента Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 544 [7] .
В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.
Виды меховых шапок
С давних времен человек старался защитить свою голову от неблагоприятной погоды: сильного ветра, осадков в виде дождя и снега. Именно для этого был изобретен головной убор, который вначале выполнял чисто практическую функцию, со временем к ней стала добавляться еще и эстетическая составляющая: шапки стали украшать, появились различные виды и фасоны. По ним часто можно было определить социальный статус человека, его уровень благосостояния, принадлежность к определенной профессии. На Руси можно было многое узнать о человеке, зная фасоны меховых шапок, которые он носит: к какому сословию он принадлежит, чем занимается, каков уровень дохода.
Прошло время, однако и сегодня с помощью головного убора можно создать стильный и модный образ, который выгодно выделит мужчину или женщину из толпы и привлечет к нему положительное внимание. Поэтому очень важно правильно выбрать подходящую модель, которая будет подчеркивать преимущества внешности и образа. Чтобы разобраться в этом нужно, прежде всего, ознакомиться с тем какие все-таки бывают меховые шапки.
Виды головных уборов
Все разнообразие моделей можно разбить на две основные категории:
- специальные;
- бытовые.
Первые в свою очередь делятся на:
- Производственные. Они защищают голову во время выполнения опасных задач в производственных цехах, на работе.
- Спортивные. Они используются во время тренировок, спортивных состязаний и снижают возможную вероятность травм спортсмена.
- Военные. Они означают принадлежность к определенному званию или виду войск и являются неотъемлемым атрибутом обмундирования в армии.
- Религиозные. Используются священнослужителями, довершают их повседневный образ.
Наиболее популярными моделями бытовых головных уборов считают
- Шапка – традиционный русский атрибут национального костюма, она представляет собой конусообразную тулью, обрамленную меховым околышком. Верхняя часть тульи часто заламывалась вбок или назад.
- Шляпа – имеет тулью, покрывающую верхнюю часть головы и выступающие за ее пределы поля. В зависимости от моды она часто украшалась перьями, позументами и даже чучелами животных.
- Кепи – разновидность фуражки, имеющая относительно высокий и мягкий околышек и широкий, твердый козырек. Они очень удобны тем, что их легко можно сложить и положить в карман, при этом козырек защищает лицо от попадания солнечных лучей и осадков. Поэтому кепи очень популярны у людей, имеющих дело с техникой и правоохранителей.
- Берет – мягкий и округлый, не имеет тульи и околышка или козырька. Благодаря своему удобству, берет был введен во многих странах мира в качестве формы для военнослужащих.
Зимние шапки в основном бывают вязанными или из натурального или искусственного меха. Они должны в первую очередь защищать голову от переохлаждения, ведь через нее теряется до 70 % тепла тела человека. Однако современные дизайнеры создают интересные модели, которые отлично дополняют любой образ и делают его более модным и завершенным.
От истории к современности
- Амбассадор – имеет вид пилотки из овчины с широким околышком. Она была популярна вплоть до конца семидесятых годов благодаря тому, что ее носили первые руководители СССР. Впоследствии шапка вернулась в моду в девяностых, однако изготавливалась уже из норки.
- Боярка – имеет сферическую форму текстильной или кожаной тульи, опоясанной меховым околышком. Как видно из названия на Руси она означала принадлежность к высшим слоям общества, как мужчин, так и женщин.
- Боярка-обманка – изготавливается методом формировки, в ней имитируется меховой околышек.
- Бомбер – модные шапки, популярные у молодежи и выполненные с длинными ушами и имеющие отделку из мутона в стиле авиаторов начала двадцатого века.
- Гололь – имеет форму пилотки без околышка, изготавливалась из мутона и была очень популярна у русских интеллигентов в начале прошлого века.
- Кубанка – имеет трубообразную форму с плоским верхом и выполняется в традициях кубанских казаков. Была популярна до сороковых годов прошлого века. Второе рождение получила в восьмидесятых годах прошлого века, став частью женского гардероба. Такие женские шапки очень популярны до сих пор.
- Малахай – очень пушистая меховая шапка, чаще всего мужская модель, украшенная сзади хвостом пушного зверя.
- Траппер – такие мужские шапки изготавливаются из меха бобра и использовались, чаще всего на охоте.
- Папаха – объемная и очень пушистая модель, трубообразной формы, напоминающая часть традиционной одежды кавказских горцев или кубанских казаков.
- Шапка–ушанка – имеет колпак, назатыльник и наушники. Очень удобная модель, позволяющая надежно прикрыть лоб, затылок и уши от ветра и мороза. Популярна как у мужчин, так и женщин. В последнее время входит в моду на Западе, получив название «русская шапка».
Мода на головные уборы постоянно меняется, однако по-настоящему стильные модели актуальны во все времена, главное – правильно подобрать их к своему образу и верхней одежде. Успех будет гарантирован!
Как сшить меховую шапку методом нашивки меховых полосок
Сегодня хочу рассказать, как сшить шапку методом нашивки меховых полосок.
3) трикотажное полотно;
4) скорняжный нож;
5) иголка по меху;
Нам нужно триктажное полотно, связанное на машине резинкой 2Х2. Высотой 40 см и шириной 40 лицевых дорожек.
Разделим наше полотно попалам, можно продеть контрастную нитку. От этого места мы будем пришивать полоски меха.
Стачиваем длинную сторону.
Теперь берем норку, предварительно её надо растянуть (то есть намочить и в растянутом виде закрепить на доске с помощью гвоздей. Дать высохнуть.)
Отмеряем от нижней части два отрезка по 12 см.
Отрезаем отрезки скорняжным ножом, при этом левой рукой держим край меха и приподнимая его правой рукой, отрезаем. Чтобы нож не касался поверхности стола и не порезал концы меха.
Ставим метки, намечая середину. От середины в стороны чертим полоски шириной 0,8 см.
Режем на полоски так же скорняжным ножом. Всего полосок нам надо 40 шт.
Тоже самое проделываем с мехом лисы, только полоска нужна 6 см длинной.
Расчерчиваем её по 0,5 см. Разрезаем на полоски.
Одеваем трикотажную заготовку на болван и начинаем шить от намеченной середины.
Стежки делаем 0,5-0,7 см, не забывая в начале делать «закрепку». Болван при работе должен лежать на коленях. Так удобней, а край болвана опирается на стол.
Так шьем по кругу все 40 полосок.
Вот что должно у нас получиться.
Теперь берем войлок самый плотный или в несколько слоев потоньше.
Кусок натуральной кожи или замши со сторонами 13 см. Мажем войлок клеем «Момент» и приклеваем к нему кожу. Кладем заготовку круга, диаметром 12 см и обводом гелиевой ручкой или любой другой, чтобы было видно.
Берем нашу трикотажную заготовку, выворачиваем мехом вовнутрь.
Мех весь поправляем, прикладываем наше «донышко» и начинаем пришивать.
Каждым стежком мы пришиваем полоску меха. Стежок «через край». То есть прокалываем трикотаж, полоску меха и донышко.
Подворачиваем вторую сторону и тоже пришиваем к донышку.
Прокладываем строчку на машине, 1 см от края.
Берем кусочек флиса, ставим шапку на флис, заворачиваем флис на шапку и прокладываем строчку так же 1 см от края. Лишний флис обрезаем.
Берем шпульную резинки и вставляем в край шапки.
Осталось вывернуть шапку и расчесать расческой для меха с острыми зубьями.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Это первый мой мастер класс, не судите строго 🙂
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
"Для чести, а не для тепла" — папахи на Северном Кавказе
Папаха на Северном Кавказе – целый мир и особый миф. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать предмету – ведь папаха не позволяла горцу наклонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле.
Не так давно я была в ауле Тхагапш в гостях у Батмыза Тлифа, председателя аульского «Чиле Хасэ». Мы много говорили о традициях аульного самоуправления, сохранившихся у причерноморских шапсугов, а перед уходом я спросила у нашего гостеприимного хозяина разрешения сфотографировать его в парадной папахе – и Батмыз словно помолодел на моих глазах: сразу другая осанка и другой взгляд.
Батмыз Тлиф в своей парадной каракулевой папахе. Аул Тхагапш Лазаревского района Краснодарского края. Май 2012. Фото автора
«Если голова цела, на ней должна быть шапка», «Шапку носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой» — неполный перечень пословиц, бытующих в среде многих горских народов Кавказа.
С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. За исключением только одного случая: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.
Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек сам снял и оставил где-то папаху, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.
Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье известный случай, когда, отправляясь в театр, известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Головные уборы не снимали и в помещении (за исключением башлыка). Иногда, снимая шапку, надевали легкую шапочку из ткани. Существовали и особые ночные шапки – главным образом у стариков. Горцы брили или очень коротко стригли голову, что также консервировало обычай постоянно носить какой-либо головной убор.
Наиболее старой формой считались высокие лохматые шапки с выпуклым верхом из мягкого войлока. Они были так высоки, что верх шапки наклонялся в сторону. Сведения о таких шапках записаны Евгенией Николаевной Студенецкой, известным советским этнографом, от стариков карачаевцев, балкарцев и чеченцев, которые сохранили в памяти рассказы отцов и дедов.
Была особая разновидность папах — лохматые папахи. Их делали из овчины с длинным ворсом наружу, подбивая их овчиной с постриженной шерстью. Таки папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших в длинного меха. Для пастуха такая лохматая папаха часто служила и подушкой.
Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль.
Черкесы в папахах. Рисунок любезно предоставлен мне ученым-истрриком из Нальчика Тимуром Дзугановым.
Каракулевые папахи называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец.
Форма меховой папахи могла быть разнообразной. В своих «Этнологических исследованиях об осетинах» В.Б. Пфаф писал: «папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высокою, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низкою, так что она немного лишь выше шапки крымских татар».
По папахе можно было определить социальный статус горца и его личные предпочтения, только «нельзя по головному убору отличить лезгина от чеченца, черкеса от казака. Все достаточно однообразно», — тонко заметил Милрад Фатуллаев.
В конце 19 – начале ХХ вв. шапки из меха (из овчины с длинной шерстью) бытовали главным образом в качестве пастушеских (чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы).
Высокая папаха из каракуля была распространена в Осетии, Адыгее, плоскостной Чечне и редко – в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачае и Балкарии.
В начале ХХ века вошли в моду невысокие, почти по голове, суживающиеся кверху шапки из каракуля. Их носили главным образом в городах и прилегающих к ним районах плоскостной Осетии и в Адыгее.
Папахи стоили и стоят дорого, поэтому имелись у богатых людей. У богатых людей было до 10-15 папах. Надир Хачилаев рассказывал, что купил в Дербенте папаху уникального переливающегося золотистого оттенка за полтора миллиона рублей.
После первой мировой войны на Северном Кавказе распространилась невысокая шапка (околыш 5-7 сам) с плоским донышком из ткани. Околыш делали из курпея или каракуля. Донышко, выкроенное из одного куска ткани, находилось на уровне верхней линии околыша и пришивалось к нему.
Такую шапку называли кубанкой – впервые ее стали носить в Кубанскойм казачьем войске. А в Чечне – карабинкой, из-за ее малой высоты. У молодежи она вытеснила другие формы папах, а у старшего поколения сосуществовала с ними.
Отличие казачьих шапок от горских шапок – в их разнообразии и отсутствии стандартов. Горские шапки – стандартизированы, казачьи – основаны на духе импровизации. Каждое казачье войско в России отличалось своими шапками по качеству ткани и меха, оттенкам цвета, форме – полусферической или плоской, выделке, пришивным лентам, швам и, наконец, по манере носить те самые головные уборы.
Папахи на Кавказе очень берегли – хранили, покрывая платком. При поездке в город или на праздник в другой аул праздничную шапку везли с собой и надевали только перед въездом, снимая более простую шапку или войлочную шляпу.
В ближайших постах – продолжение темы мужских головных уборов, уникальные фото и модные папахи от Готье…