Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иноческое облачение

Иноческое облачение

Отдельно следует сказать об иноческом облачении, которое у староверов тоже имеет ряд особенностей. Дораскольное иноческое облачение отличалось от современного новообрядческого и включало в себя «параманд» (четырёхугольный кусок ткани с изображением распятия Христа, носимый иноками на груди), «свитку» (так называлась рубаха наподобие рясы), поверх которой надевались «однорядка», пояс, мантия до пят тёмного цвета (использовалась также полумантия-наплечник, в основном при физическом труде). На голову надевали клобук, представлявший собой круглую шапочку, облегающую голову, «намётку» — куколь, сшитый из чёрной ткани, обтягивающей клобук и ниспадающей на грудь двумя воскрылиями[298].

Однако старообрядческое иноческое облачение со временем претерпело ряд изменений. Связано это было в первую очередь с гонениями, с тем, что долгое время иноческое одеяние можно было носить только келейно. Вместе с тем на одеяния старообрядцев-поповцев повлияла мода господствующей церкви. Например, однорядка была вытеснена поздней распашной рясой, которая представляет собой нечто среднее между старообрядческим кафтаном и новообрядческим подрясником. Также и круглая камилавка всё чаще заменялась высокой гранёной скуфьей.

Что касается женского иноческого облачения, то оно сохранилось гораздо лучше. Согласно объяснениям инокинь Войновского монастыря в Восточной Пруссии, оно состояло из парамана, ряски, мантии, камилавки и апостольника. Каждая деталь имела своё глубокое символическое значение.

Параман — небольшой четырёхугольный плат из чёрной ткани с отделкой и нашитым крестом из червонной ленты — носился на спине на шнурах, соединявших его с нательным крестом. Давался иноку в постоянное напоминание о взятом на себя благом иге Христа и о лёгком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. Ряска — длинная до пят одежда чёрного цвета, застегивающаяся спереди до низу на пуговицы. Напоминала иноку о смерти и плаче, именовалась «ризою радования». Мантия (накидка, напоминающая плащ, без рукавов, на одной пуговице) имела червонную оторочку. Символизировала покровительство Божие и напоминала иноку о том, что он не имеет права творить дела «ветхого человека». «Свободно развеваясь при ходьбе, она напоминает крылья ангела, сообразно монашескому образу. Надевающий мантию уже не имел права снимать её даже ночью, поэтому инокини всегда имели при себе ещё малую (укороченную) для сна»[299].

Камилавкой называлась небольшая чёрная шапочка, сшитая из двенадцати клинышков. Означала укрощение, умерщвление плоти и в древности делалась из верблюжьей шерсти. Для соборной службы использовался специальный головной убор — апостольник, представлявший собой своеобразный плат, окружавший лицо, подобно платку, подвязанному «под кромку». Надевался через голову. Нижняя его часть напоминала мантию с такой же червонной оторочкой. Сзади апостольник плавно переходил в небольшой клин. «Точного объяснения его символики в настоящее время в монастыре дать не могут. Несмотря на то, что апостольник традиционно известен с глубокой древности, сведения о нём в книгах отсутствуют»[300].

Одежды монашествующих

Христианин, облеченный в палийХристиане с древнейших времен стремились выразить свою посвященность Богу, в числе прочего, и в одежде. Первые христиане носили скромные одежды, чуждые всякой роскоши. Их атрибутом был палий – простой длинный плащ, скрывавший фигуру. Он являлся символом смирения. Тертуллиан (III в. по Р.Х.) свидетельствовал, что язычники насмехались над христианами, говоря, что они сменили тогу (почетную одежду) на палий (одежду презренную). Священномученик Киприан Карфагенский писал о том, что христиане, особенно посвятившие себя Богу в подвиге девства, должны одеваться скромно, избегая малейшей роскоши и украшательства.

С формированием института монашества стали появляться специально монашеские одеяния. Изначально они были очень простыми и практичными: например, в монашеский плащ можно было завернуться во время сна и часто для пустынников он составлял единственную постель. Со временем символическое значение стало преобладать над практическим.

Символика монашеских одежд

Согласно Положению о монашествующих Русской Православной Церкви, «монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу».

Желающий посвятить себя Богу в монашестве проходит несколько степеней посвящения, каждой из которой соответствует особое одеяние, причем с каждой новой степенью число этих одеяний увеличивается: к уже имеющимся добавляются новые. Монашеское одеяние есть знак посвящения, уневещивания себя Христу, подобно тому, как при венчании на вступающих в земной брак возлагаются венцы.

Черный цвет монашеского одеяния символизирует покаяние, отречение от мира, умирание для всего мирского, дабы ожить для Бога.

Как правило, монашествующие (кроме схимников) надевают все свои облачения только на богослужение и в особо торжественных случаях. Вне службы монахини и инокини ходят в подряснике, поясе и апостольнике, иногда к ним добавляется скуфья. Монахи и иноки ходят в подряснике, поясе и скуфье.

Читайте так же:
Как сшить складки бокалы на шторах

Чины монашествующих

Послушник (ца) – человек, живущий в монастыре, подчинившийся его уставам, принявший решение стать монахом, но еще не прошедший постриг. При посвящении в послушники читается особая молитва. Послушники ходят в подряснике с поясом, послушницы – в подряснике и платке, повязанном на лоб. Иногда послушникам благословляется ношение скуфьи, а послушницам – апостольника.

Послушник в подряснике и скуфье с четками. Художник А. Шилов

Рясофорный послушник – следующая степень приближения к монашескому постригу. Находящийся на ней носит рясу, женщины – апостольник, мужчины – скуфью. При посвящении в рясофор читается особая молитва.

Рясофорная послушница. А. Шилов

Инок – человек, прошедший первый – малый – постриг. К облачению добавляется клобук с наметкой. В знак отречения от мира и оставления прежней жизни при иноческом постриге иногда дают новое имя.

Инок

Монах – полная степень монашеского пострижения. При постриге в монашество (малую схиму, мантию) приносятся обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Как правило, в знак рождения в новую жизнь, при монашеском постриге дается новое имя (или при оставлении прежнего имени дается новый небесным покровитель с тем же именем. То есть, например, в миру женщину звали Марией в честь равноапостольной Марии Магдалины, а в монашестве ее покровительницей стала прп. Мария Египетская). К облачению добавляются параман с параманным крестом и мантия.

Монах

Схимонах – постриг в великую схиму это максимальная степень отречения от мира. Постригаемому вновь меняют имя. На великосхимника возлагается параман с многокрестием и аналав, украшенный изображениями Креста Господня и орудий страданий Спасителя. Клобук заменяется на куколь. Также схимники носят особую скуфью с вышитыми на ней херувимами.

Схимонах

Монашеские одежды

Подрясник – длинное, закрывающее тело одеяние с длинными узкими рукавами. Своей простотой символизирует нищету, смирение, отречение от мира, целомудрие. Существуют русский, греческий и болгарский фасоны подрясников (подробнее о них читайте в разделе нашего справочника, посвященном одежде для священнослужителей). Мужской и женский монашеские подрясники одинаковы по своей сути, но при их пошиве важно учитывать разницу в раскрое одежд для представителей разных полов. В официальной обстановке и в храме монашествующие носят черный подрясник, в быту, особенно в летнюю жару, в некоторых монастырях допускаются другие цвета).

Подрясник черный

Пояс – символ обуздания плоти, подчинения ее духу, а также бодрости, собранности. Монашествующие носят довольно широкий кожаный пояс, либо пояс из ткани (цельный или плетеный).

Пояс монашеский

Ряса – надевается поверх подрясника. В отличие от него, имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Может иметь русский или греческий покрой (см. в разделе одежда для священнослужителей), иметь подкладку или быть сшитой без нее. Монашеская ряса всегда имеет черный цвет. Слово «ряса» происходит от древнего «бедная, вытертая одежда, рубище». Она символизирует беспопечительность и нестяжание.

Ряса с вышивкой

Срачица (сорочка, хитон, власяница) – длинная свободная закрытая сорочка, которую носят под одеждой. Древние подвижники в качестве сорочки носили власяницу – одежду из жесткой шерсти верблюда или овцы, которая колола тело.

Срачица

Параман — небольшой четырехугольный плат черного цвета с изображением креста и других орудий Страстей Христовых. На парамане начертаны слова из послания апостола Павла к галатам: «Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал. 6, 17). Является символом принятия своего креста и следования за Господом. Название «параман» происходит от греческого παραμάντιον или παραμάνδυον, «добавление к мантии». Параман носят на спине, поверх сорочки. Он крестообразно соединяется шнурами с особым параманным крестом, который возлагается, тоже поверх сорочки, на грудь монаха.

Параман монашеский

Параманный крест – деревянный крест довольно крупного размера, надеваемый поверх сорочки на грудь и соединяемый шнурами с параманом. Имеет вверху и внизу петли для шнуров.

Параманный крест

Мантия монашеская

Мантия (палий) – длинный широкий плащ, который спускается до земли, скрывая фигуру. Имеет застежку на вороте. В Древней Руси монахи носили вместо рясы кафтан-однорядку, и мантия была их основным отличительным одеянием. Поэтому древнерусские монахи, выходя из кельи, были обязаны всегда быть облаченными в мантию.

Мантия символизирует отречение от своей воли, от всех мирских и греховных дел (поскольку скрывает руки). Также она напоминает об ангельских крыльях. Еще одно значение мантии – упование на Промысл Божий и милость Господню, которая покрывает служителя Божия и руководит его жизнью.

Монашеская мантия имеет 40 складок, которые символизируют 40 дней, которые Господь постился на горе Искушения. Этим она напоминает монаху о необходимости постничества и терпения искушений и скорбей.

Читайте так же:
Как закрыть варежку спицами

Мантия служащего священника, игумена или игумении может иметь шлейф. Мантия архимандрита, в которой он совершает богослужение, всегда украшена шлейфом.

Клобук монашеский мужскойКлобук с наметкой (наглавник) – представляет собой высокий цилиндрический головной убор без полей, слегка расширяющийся кверху. Он обтянут легкой черной тканью, которая спадает вниз свободным плащом.

Мужской монашеский клобук имеет наметку, разрезанную натрое: две ее боковые части спускаются спереди на плечи, более широкая центральная покрывает спину. Такая форма происходит от древнего обыкновения монахов в определенные моменты богослужения снимать клобук, завязав концы наметки под подбородком.

Женский монашеский клобук имеет неразрезную наметку.

В древности вместо клобука монахи носили куколь (от лат. – «капюшон») – головной убор с округлым верхом. Это одеяние пришло и на Русь, где было заменено клобуком в ходе реформы патриарха Никона. Сегодня сохраняется у старообрядцев. Куколь символизировал детскую простоту и незлобие, поскольку похожие головные уборы в древнем мире надевали на младенцев.

Апостольник – часть облачения монахини. Представляет собой платок особого колоколообразного покроя с вырезом для лица. На затылочной части апостольник стягивается лентой в знак контроля над помыслами. Апостольник свободно спускается на спину и грудь, может достигать пояса или быть несколько короче. В официальной обстановке и во время богослужения монахини ходят в черных апостольниках, в быту в некоторых монастырях они заменяются на белые или серые.

Монахиня в апостольнике

Скуфья – шапочка округлой формы, закрывающая лоб. Имеет в верхней части складки, образующие крест. Схимническая скуфья украшена вышитыми изображениями херувимов.

Скуфья мужская русская

Великосхимнический куколь (кукуль) – мягкий остроконечный головной убор, переходящий в небольшую накидку, закрывающую шею. Напоминает своей формой остроконечный воинский шлем. В последовании пострига именуется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. Святитель Симеон Солунский писал: «Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».

Схимниками надевается на скуфью, схимницами – на апостольник. На куколе так же, как и на аналаве, вышиты Голгофа, серафимы и текст Трисвятого.

Великосхимнический куколь

Параман с многокрестием – плетеный, включает в себя 40 крестов.

Схимнический параман

Аналав (большая схима) — черная ткань крестообразной формы, спускающаяся на грудь, спину и плечи (руки). На ней белыми или красными нитками вышиты 40 крестов, Голгофа, орудия Страстей Христовых, глава Адама, херувимы и молитва: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а иногда и другие священные тексты. Малой схимой именуется аналав без боковых полос ткани.

Схима монашеская (аналав)

Четки (вервица) – непременный атрибут монашествующих, напоминающий о том, что монахи (а в идеале, и все христиане) призваны непрестанно молиться. Монашеские четки, как правило, бывают сплетены из черной шерсти или сутажа и имеют сто (иногда более) зерен.

Швейная мастерская

Швейная мастерская

Одеяние монашествующих отличается от одежды других людей цветом, длиной, особым покроем. У кого-то это вызывает удивление и интерес, у кого-то благоговение и восхищение. «Как ангелы!» ‒ можно услышать от людей, видящих монахов в мантии, которая развивается, как ангельские крылья. Цвет одежды обычно черный или близкий к темному. Почему именно в черное одеты монашествующии? Черный цвет – отсутствие цвета, цвет совершенного покоя, отсутствие движения страсти, отрешение от суетного. Длинное одеяние является знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи.

Христиане первых веков как последователи Господа желали быть на Него похожи не только внутренне, но и внешне. Ряса и подрясник являются подобием одежд, в которых ходил в земной жизни Господь. Мантия ‒ длинная накидка, покрывающая подрясник и рясу, берет свое начало от первых христиан. Ее носили все христиане в знак того, что обратившись к вере, они отреклись от званий и чинов в языческой среде. Еще одно отличие монашествующих ‒ это скуфейки черного цвета. Скуфья – мягкая шапочка до бровей, сшитая из четырех частей так, что складки надетой скуфьи на голове образуют знамение креста. Головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра ‒ это клобук, или камилавка. В Дивеево до закрытия монастыря рясофорные сестры ходили не в скуфьях, а в камилавках без наметки. Сейчас клобук с длинной наметкой сестра получает в иноческом постриге. В русской православной традиции частью монашеского облачения является апостольник ‒ плат с округлым вырезом для лица, достигающий пояса, покрывающий шею, грудь и руки, на затылке он удерживается с помощью двух лент, которые обозначают ангельские крылья, послушание и молитву.

Читайте так же:
Каретная стяжка бортики в кроватку сшить своими

Существует несколько ступеней облачения в монашескую одежду, каждая обитель имеет в своем уставе свои особенности. Игумения Таисия Леушинская в своих записках описывает то состояние, которое испытывают монашествующие при надевании монашеской одежды: «С какой искренней чистой радостью приняла я это благословение, считая величайшей честью надеть эту “ангельскую одежду”, хоть бы из самой суровой крашенины или и того суровее». Первой ее послушнической одеждой была ряса. В нашем монастыре при вступлении в число сестер матушка игумения надевает на сестру подрясник и повязывает ее черным платочком так, чтобы был закрыт лоб. Ряса и скуфья даются при одевании в рясофор. При иноческом постриге надевается клобук с наметкой, в монашеском добавляется мантия. При великом постриге в схиму вместо клобука надевается куколь (остроконечная шапочка с крестами) и аналав ‒ особый параман.

О том, как в старом Дивееве было организовано швейное послушание, мы можем судить по фотографиям и немногим воспоминаниям. В воспоминаниях монахини Серафимы (Булгаковой), в частности, сказано: «В рукодельном послушании шили гладью на пяльцах и вообще вышивали. В портной шили одежду для сестер. Портных было несколько. В ризной шили и чинили ризы, делали цветы, убирали иконы и плели русское кружево на коклюшках. В вязальном вязали на машинах. В манатейном пряли из русской овечьей шерсти и ткали манатею, из которой шили ряски и мантии. Специальные сестры шили апостольники и камилавки».

Из книги, выпущенной в монастыре к 25-летию игуменства (Марии Ушаковой), известно, что в 1887 году на портном послушании были заняты 24 сестры. Старшей над ними была монахиня Рахиль. На белошвейном послушании трудились 11 сестер во главе с монахиней Арсенией. Кроме того, были послушания, близкие к швейному, ‒ шапочное, вязальное, чулочное, золотошвейное, чернильное, манатейное.

В старину в Дивееве рясы были широкого покроя, на клобуки нашивали вуальки. Подрясников у сестер не было, они ходили в широких сарафанах и свитках – черных и белых, ‒ которые шили вручную, что видно по стежкам на одежде, которая сохранилась до нашего времени. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» описывается, как старица Ксения Михайловна, бывшая старшей над сестрами в Казанской общинке, строго следила, чтобы сестры в одеждах не допускали роскоши. Сестре Евдокии, пришедшей в храм в новой рясе, скроенной в талию, она приказала выпороть четыре клина. На голову сестры повязывали платки и закалывали их под подбородком, так ходили до закрытия монастыря, так и пишут на иконах дивеевских новомучениц.

Когда монастырь открылся вновь, появилась потребность в монашеской одежде. Осенью 1991 года одевали первых сестер в подрясники. Одежду им пошила казначея монахиня Феодосия, прибывшая с матушкой игуменией из Рижского монастыря восстанавливать Дивеевскую обитель.

А зимой по благословению своего духовного отца в Дивеево приехала будущая монахиня Любовь, которая трудилась в швейной мастерской Троице-Сергиевой лавры. На нее и возложила матушка игумения швейное послушание. Но еще задолго до этого, в 70-е годы, когда Любовь Канаткина была в миру и работала медсестрой, она впервые побывала в Дивееве и здесь встретилась с блаженной Анной Васильевной. Блаженная дала кусок материи и сказала Любе: «На, сшей мне юбку». Повторила это несколько раз и заставила девушку тут же начать шитье.

Поначалу, за неимением помещений, приходилось шить в той же келье, где и жили, рабочим местом были кровать и доска. За образец тогда взяли монашескую одежду, в которой ходили в монастыре до разгона. Рясы были широкого покроя, клобуки делали широкими и высокими. Первые сестры ходили в апостольниках с лентами, нашитыми наверх. Такой образец привезла матушка Сергия из Риги, но владыка Николай благословил вшивать ленты с внутренней стороны, как было принято прежду в Дивеевском монастыре.

Со временем стали возвращать монастырские помещения, и швейную оборудовали в ризной Троицкого собора, поставили там первые машинки «Чайки». Сестры в основном были знакомы со швейным делом, некоторые прежде работали в мастерской Троице-Сергиевой лавры. Одной из первых сестер на это послушание в Дивеевский монастырь вслед за матерью Любовью приехала мать Тавифа (Дарий). Имя святой покровительницы швейного дела она получила в Дивееве. Сейчас монахиня Тавифа ‒ старшая на этом послушании. До лавры она работала инженером и была озадачена, когда во сне увидела себя швеей в корпусе с деревянными лестницами, с большой комнатой, в которой стояли швейные машинки. Приехав в Дивеево, она узнала это помещение.

Читайте так же:
Как сшить лиф бандо своими руками

Твердо веря в слова батюшки Серафима о том, что послушание превыше поста и молитвы, перед началом дела сестры-швеи благословлялись у старшей на труды, после общей молитвы приступали к делу, трудились с утра и до ужина. Перед постригами, под большие праздники, перед освящением престолов нередко шили до глубокой ночи. Позже, когда наладилась работа, необходимые для постригов или для освящения престола заготовки стали делаться сестрами заранее. Трудятся в швейной мастерской всегда с молитвой.

Теперь швейная мастерская занимает отдельный двухэтажный корпус. Сюда и приходят при необходимости сестры за подрясниками, рясами и другой монашеской одеждой. Полученную одежду относят на освящение игуменье Сергии. Отношение к монашеской одежде благоговейное, ее нельзя выкидывать, отдавать кому-то другому, небрежно к ней относиться. Монашескую одежду, уже непригодную для надевания, обычно сжигают. Различается одежда для храма и для послушания. Особенно благоговейно сестры хранят постригальные одежды, так как по смерти именно в них облачают монашествующих. Перед постригами вся одежда, которую предстоит получить из рук владыки Георгия новопостриженным сестрам, освящается в алтаре.

Есть в швейной небольшое вышивальное дело, где занимаются вышиванием икон, покровцов на святые мощи. Это кропотливая и тонкая работа, на один образ уходит несколько месяцев. Для примера, обычную нить для вышивания расщепляют надвое, чтобы вышивка была без пробелов. Так как покровцы требуют особого ухода, то следит за ними сестра, которая их и вышивает. Мало вышить рисунок, надо его еще умело проклеить и сохранить после стирок и чисток в первоначальном виде.

Покровительницей швейного дела является сама Богородица, известно из преданий, что она была искусной рукодельницей, также праведный Симеон, который владел швейным ремеслом, и праведная Тавифа, о которой мы знаем из книги Деяний Апостолов, что она неустанно шила рубашки и платья, чтобы помогать бедным.

Как сшить монашеский апостольник

Швейное дело – традиционное занятие в монастырях. По Церковному преданию, Сама Богородица была искусной швеей, поэтому неудивительно, что ремесло это так полюбилось монахам. Наша обитель – не исключение. Одной из первых мастерских, которые появились во Введенском монастыре, была пошивочная. Монастырская семья быстро росла, сестры нуждались в монашеской одежде, поэтому швеям нужно было шить не только для церковных, но и для бытовых нужд. Когда в монастыре стало больше священников, сестры начали шить богослужебную одежду.

Сейчас, спустя 24 года со дня основания обители, в монастыре устроены три швейные мастерские. Первая мастерская – ризничная занимается пошивом священнических облачений: фелоней, подризников, епитрахилей, поручей, поясов, палиц, набедренников, а также церковных облачений на престол и жертвенник. Изготавливаются закладки для богослужебных книг и мешочки для просфор.

Во второй мастерской – пошивочной сестры изготавливают монашескую одежду: шьют мантии, власяницы, рясы, подрясники, пояса, камилавки, апостольники, платки. Также здесь изготавливают священнические рясы и подрясники. В вышивальной мастерской – вышивают параманы, закладки, воздухи.

Великий пост, по традиции, время совершения монашеских постригов. Для сестер, которые несут послушание в пошивочной мастерской – это самое «горячее время». Не удивительно, ведь для каждой постригаемой сестры необходимо подготовить полный набор облачений начиная от обуви до креста и четок.

Все части монашеского облачения имеют свою символику, по сути, одежда монаха – это одежда воина, воина Христова; подобно воину, идущему на поле битвы, каждый монах получает своего рода доспехи, которые помогут ему защититься от стрел невидимого врага.

Часто спрашивают: почему монашеские одежды черного цвета? На это святые отцы отвечают так: «Священнейший образ монашеский… называется также одеждою покаяния, как (образ жизни) скорбной, смиренной и самоуничиженной, не терпящей излишеств и чуждой всякого человеческого пристрастия, не только не увлекающейся никакими мирскими помыслами, и словами, и делами, но и отрешающейся, и бегущей от мирских забот… Потому-то и темны одежды монаха, что помнит он о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной — нетленной жизни, к которой и стремится усильно» (святитель Симеон Фессалоникийский). Есть еще такое объяснение черного цвета монашеских одежд: черный цвет – отсутствие цвета как такового, цвет вне цветового спектра, вне страсти, к покою в Боге стремятся иноки, «черницы», оставившие в этом мире все, в том числе и цвет.

В чине монашеского пострига каждая деталь монашеского облачения описывается как деталь воинского облачения, как одежда вневременной жизни и в тоже время, как одежда подвизающегося на пути духовного подвига.

Читайте так же:
Распускаем вязаное спицами изделие снизу

Сначала постригаемого одевают во власяницу – «одежду добровольной нищеты, нестяжательности и терпения всяких скорбей и притеснений» — нижнюю длинную рубашку из грубого полотна или хитон. В древности власяница была цельнотканой из грубого верблюжьего волоса и при одевании причиняла иноку боль, напоминая о необходимости безропотного несения скорбей.

На власяницу надевается параман – четырехугольный плат с крестом и изображением орудий страдания Спасителя «в обручение ангельского образа, для непрестанной памяти о взятии на себя благого ига Христова, о ношении Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей /…/ для постоянного воспоминания о страдании, уничижении, оплевании, поношении, ранах, заушений, распятии и смерти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нас, чтобы и нам по мере сил стремиться в этом подражать Ему».

Затем следует подрясник – длинная одежда с рукавами – одежда не только монаха, инока, послушника, но и любого священника, в том числе и женатого (у последнего подрясник может быть синего, серого, коричневого, белого цвета).

Каждый носящий подрясник обязательно подпоясывается. У монаха особый пояс: высокий, несколько раз простроченный, с завязками сбоку. Препоясывание имеет особое значение – обуздание чресел, умерщвление тела, о чем и говорится в чине пострига: «препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа и в непрестанное наблюдение за собою». По словам преподобного аввы Дорофея пояс – символ готовности к духовному деланию, к духовной борьбе – подобно тому, как прежде было не принято работать «спустя рукава», не засучив их, так и невозможно работать, подвизаться неопоясанным.

«Одеждой духовного веселия и радости, чтобы отвергать и побеждать все скорби и искушения, постигающие по действию бесов, плоти и мира, и всегда во Христе радоваться и веселиться» именуется в чине пострига ряса – одеяние с запахом, расширяющееся книзу, с длинными рукавами, закрывающими кончики пальцев рук.

Мантия – длинная накидка, «плащ» с 40 складками на спине и застежкой на вороте — называется «одеждой спасения и броней правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и от своевольных желаний, чтобы всегда размышлять о смерти, быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу». Мантия полностью покрывает тело монаха, под мантией оказываются скрытыми и подрясник, и ряса, а сама длина мантии может значительно превышать рост постригаемого до 40 см. Развевающая за идущим монахом мантия напоминает крылья ангела – одна из причин того, что постриг именуется облечением в «ангельский образ».

Клобук именуется «шлемом спасения и непостыдной надежды», а апостольник для монахинь — «покрывало смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты».

Каждый постригаемый обувается в сандалии, «чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело».

Все иноки получают четки, крест и свечу; четки – «меч духовный», «который есть слово Божие», чтобы постоянно «пребывать в Иисусовой молитве, всегда иметь в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного»; «щит веры — крест Христов», которым угашаются «разженные стрелы лукавого» по слову Спасителя: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16; 24); свеча -напоминание о том, что «отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5; 16).

Постригаемых в великую схиму облачают в особые схимнические одежды – аналав (крестообразно расположенное на плечах монаха изображение креста, « чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Ею добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему») и куколь (остроконечная шапочка, расшитая крестами, похожая на детский капор – символ детского незлобия: «куколь незлобия, шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании»).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector