Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как стать тибетским монахом

Как стать тибетским монахом

Люди со всего мира, даже не будучи приверженцами буддизма, восхищаются тибетскими монахами – мудрыми, сильными, дисциплинированными. Как же они становятся такими?

Шаг 1. Вникаем в корни буддизма

Тибет славится своей уникальной медициной, пришедшей к нам из глубин времени, и, конечно же, тибетским буддизмом – сравнительно молодым, но очень глубоким учением. Оно зародилось на пике развития буддизма индийского, и, таким образом, вобрало в себя всю его мудрость и опыт прямо со старта. Поэтому в многообразии тибетских монастырей каждый, кто увлекается буддизмом, сможет найти для себя подходящую школу. Естественно, не стоит забывать и про литературу, которой в Тибете уделяли и уделяют огромное внимание. Монастырские библиотеки могут похвастаться непревзойдённым разнообразием литературы о буддизме, особенно о поздних стадиях его развития.

История возникновения и развития тибетского буддизма имеет три основных периода. В первом (632 – 1042 гг. н.э.) существовал первоначальный ламаизм – предшественник тибетского буддизма. В то время данная религия ещё не была широко известна, все монастыри имели отшельнический тип, а основными последователями были либо одиночки, либо небольшие закрытые общины в маленьких монастырях или далёких от цивилизации горных кельях. Стоит заметить, что последователи этого течения воспринимали отшельничество в широком смысле слова, и отшельниками становились не только монахи, но и учёные, желающие продолжать свои научные труды вдали от шумного общества.

Второй этап начинает свое летоисчисление с 1042 года. В это время в Тибет приходит известный в ту пору индийский монах Атиши. Цель его проста – принести на Тибетское нагорье истинный индийский буддизм со всеми своими нюансами. С этого момента ламаизм начинает видоизменяться – происходит деление на касты. Появляются две основные: Нинмаба (последователи старого, проверенного ламаизма) и Гадамба (сторонники нового индийского течения). Но со временем обе, будучи не в состоянии перетянуть на себя одеяло, разваливаются на более мелкие, каждая из которых несёт в себе частичку обеих философий, но в разных пропорциях. Это время считается золотым веком ламаизма – тибетского буддизма, так как огромный спектр сект, образовавшихся из смеси двух философий, оставил в зарождающейся религии огромный и разнообразный след, который и предопределил дальнейшее развитие тибетской духовности.

Третья стадия (1409 г. – наше время) совпадает с появлением доминирующей секты – Гелукпа. Рецепт успеха был прост: грамотная смесь индийского буддизма и ламаизма, развитое монашество (которое мы видим и по сей день) и большое количество монастырей школьного типа. Неудивительно, что эта секта и в наше время занимает доминирующие позиции.

Шаг 2. Выбираем секту

Сейчас основными сектами, существующими в Тибете, признаны Гелукпа, Саджаба, Шижедба, Нинмаба и Гаржудба. Гелукпа – самая распространённая секта, имеющая в своём распоряжении монастыри двух типов: отшельнического (в которых монахи живут в закрытой для общества келье или монастыре) и школьного (в которых, как несложно догадаться, обучают новых монахов). Саджаба – некогда большая секта, ныне пришедшая в большой упадок. Сейчас у нее есть только отшельнические монастыри, которые ничем не отличаются от закрытых монастырей других сект. Шижедба отличается от остальных тем, что является скорее образом мышления и философией в чистом виде, нежели религией. Её учение сосуществует вместе с другими и не требует жизни в монастырях (которых у неё, к слову, и нет). Нинмаба и Гарджуба похожи и знамениты тем, что выражают протест против обучения. По мнению этих сект, всё, что нужно монаху – это тишина и покой вдали от других людей. Поэтому у этих ответвлений нет своих монастырей школьного типа – только отшельнические.

Шаг 3. Как добраться и что брать с собой

Итак, с теорией покончено – можно приступить к практике. Для начала желательно посетить Тибет в качестве туриста, чтобы увидеть всё своими глазами. Стоит отметить, что Тибет – горная местность, располагающаяся на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, поэтому воздух там сильно разряжен – концентрация кислорода практически в два раза меньше, чем в обычных условиях. Поэтому идеальным временем для туристической поездки считаются середины весны и осени, когда количество кислорода в воздухе максимальное. Также не стоит планировать зимнюю поездку в Тибет – очень холодные зимы вряд ли кому-то придутся по вкусу.

Визу в КНР можно получить в посольстве в Москве, заплатив 95 долларов. Через неделю она будет у Вас на руках. Но лучше получать визу через туроператоров, так как попасть в Тибет можно только с помощью специального разрешения, которым эти операторы располагают.

Сначала нужно долететь до Катманду. Средняя цена на билет из Москвы – около 500$ (без учёта сборов). Долететь можно с помощью компаний «Аэрофлот», Jet Airways , Air India, Air Astana, «Катарские Авиалинии», Singapore Airlines, Etihad Airways. Расстояние до конечной точки – 4900 км, по времени это займёт около 18 часов. Посадка осуществляется в аэропорту «Трибхуван», находящемся в пяти километрах от города. Затем нужно попасть в город Лхаса – историческую столицу Тибета. Этот город – отправная точка, из которой можно совершать путешествия в различных направлениях. Расстояние между городами Катманду и Лхаса – 1040 километров, и преодолеть его можно двумя основными путями: на автобусе (несколько дней) и на самолёте (несколько часов). Последний вариант обойдётся в 350$.

Итак, предположим, Вы твёрдо решили стать монахом. Что же делать? Обучаться в монастыре может любой желающий в возрасте от восьми лет. Тем, кто не знает тибетского языка, сначала придётся год или два посвятить обучению в специальной школе, хотя русскоговорящие мужчины могут попробовать поступить в монастыри с русской общиной – Намгьел или Гоман. После обучения в школе нужно найти ламу при монастыре. Это, наверное, самая сложная часть, так как количество мест в монастырях строго ограничено, и придётся объездить множество локаций для того, чтобы найти ламу, который захочет взять Вас на обучение. На этот этап могут уйти месяцы, и немаловажную роль здесь играет удача. Но, если Вам повезло, после предварительного обучения у ламы Вас ждёт сложный экзамен по буддизму, пройдя который, Вы наконец-то сможете стать монахом-учеником.

Читайте так же:
Вяжем боди спицами с описанием

А что же с собой брать? Ответ прост: деньги. Послушникам практически запрещается иметь личные вещи, не считая книг, при этом оплачивать 16 лет обучения придётся из собственного кармана. Единственный возможный способ заработка в монастыре – подаяния прихожан (что считается очень почётным действием), но рассчитывать только на подаяния не приходится. Поэтому лучше сразу накопить необходимую сумму.

Шаг 4. От монаха до дипломированного ламы

Распорядок жизни монаха-ученика прост и тяжёл одновременно. В 6 утра – подъём и завтрак. Проспал – жди обеда, и никак иначе. После завтрака для новичков наступает время молитв. Но чтение молитв, вопреки распространённому мнению, происходит не так уж и часто – только когда все монахи собираются вместе для утренней молитвы. Если же утром читать молитвы не нужно, их нужно учить наизусть. Те, кто обучается не первый год и знает все молитвы наизусть, с утра учит философию. После утренних чтений/заучиваний, в 9 часов, наступает время дебатов. Дебаты – важная часть обучения в монастыре. Суть их заключается в том, что однокурсники собираются вместе, выбирают тему и дискутируют над ней. Так как в буддистской философии часто на один и тот же вопрос существует несколько различных ответов, обсуждение выходит живым и интересным. Иногда в дебатах участвуют более подкованные старшекурсники, которые знают намного больше и могут рассмотреть вопрос с крайне неожиданной для младших курсов точки зрения.

С 11 до 12 – обед, а с 12 до 17 у каждого монаха свой собственный график: кто-то углубленно изучает язык, кто-то – правописание, а кто-то идёт изучать философию. С 17 до 18 – ужин, а с 18 до 23 – снова дебаты. После дебатов младшие курсы сдают своим учителям выученное за день, а старшие курсы идут к младшим, чтобы помочь разобраться в результатах вечерних обсуждений. Эта система придумана специально, чтобы старшие курсы помогали новичкам и вспоминали ранее пройденный материал. Затем – отбой, а на следующий день всё повторяется.

Учёба в монастыре крайне сложна и тяжела. В первую очередь из-за своих порядков. Монахам запрещается участвовать в любых развлекательных мероприятиях. За футбол могут отчислить. Разрешается только учёба и монастырский труд: уборка помещений, кухонные работы и т.д. Из личных вещей монахам разрешается иметь только несколько комплектов монастырской одежды, минимум мебели (кровать, стол, стул, полка для книг) и книги. Также сложен сам процесс обучения – очень много тяжёлой для понимания философии. Экзамен можно сдать только в том случае, если за год нет ни одного пропуска. В противном случае остаёшься на второй год.

Главный из изучаемых предметов – философия. По окончании обучения каждый монах становится дипломированным философом. Кроме этого, первые четыре года монахи изучают логику, затем шесть лет – праджня-парамита (одна из центральных концепций буддизма), после этого два года – Мадхъямики (основное направление буддистской философии), два года метафизики, ещё два – монашеской дисциплины. А затем, если хочется получить звание повыше – ещё 6 лет экзаменов по всем этим предметам. Причём, если не сдать экзамен хоть один раз за эти 6 лет, то защититься на доктора философии уже будет нельзя. Никогда.

Таким образом, на монашеское обучение в сумме может уйти 22 года, и это будут далеко не самые простые годы человека, решившего стать монахом.

Шаг 5. А что дальше?

И вот, обучение закончено, кто-то стал доктором философии, кто-то — нет… Куда девать свои приобретённые знания? Некоторые остаются в монастыре в качестве преподавателей либо администраторов. Кто-то уходит – либо обратно, в обычную жизнь, либо преподавателем, но в другие страны, по приглашению. Некоторые уходят в горы, медитировать и вести отшельническую жизнь. В любом случае, монаху, посвятившему жизнь распространению философских учений буддизма, сложно пропасть, так как в Тибете и прилегающих к нему странах монашество – очень почётное звание, и вставший на этот путь всегда сможет найти практическое применение полученным знаниям среди простых людей.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Первая ассоциация, приходящая на ум при виде тибетца, облаченного в мужскую чупу со спущенным правым рукавом – «тибетский гусар». И какой бы смешной ни показалась эта мысль в первый момент, помимо очевидного внешнего сходства есть еще нечто общее, что роднит лихих гусар с накинутым на левое плечо ментиком (короткая утепленная куртка с меховой оторочкой) и отважных охотников на снежных барсов и леопардов с тибетского нагорья. Это несомненные удобство и универсальность такого способа ношения верхней одежды, к которому мы вернемся позже. Вначале же мы вкратце познакомимся с тем, что представляет собой самый любимый тибетцами вид одежды, который можно смело назвать безошибочным атрибутом, выделяющим тибетцев среди прочих этнических групп.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Чупа (тиб. phyu pa) – это разновидность одежды, напоминающая своим внешним видом халат (летняя чупа) или тулуп (зимняя чупа), которую, невзирая на социальное положение и возраст, с некоторыми отличиями в покрое носят и мужчины, и женщины. Как и прочие виды тибетской одежды, чупа скроена в свободном фасоне, не приталена, имеет длинные рукава и запахивается на правую сторону. Традиционная чупа лишена карманов и подпоясывается широким поясом или длинным кушаком (иногда до 6 метров). Поскольку чупа имеет лишнюю длину, при подпоясывании обе полы слегка вытягиваются над поясом и образуют на уровне живота небольшой карман-мешок, в который можно складывать необходимые для переноски вещи. Под чупы мужчины поддевают рубахи, а женщины – блузки.

Зимняя чупа может быть пошита из кожи или шкур – такие чупы носят кочевники и пастухи – или из шерстяной ткани – их предпочитают крестьяне, городские жители и государственные служащие различных уровней. Можно выделить следующие основные характеристики чупы: широкий перед, широкая талия, запахивается или застегивается на правую сторону, левый отворот гораздо шире правого; широкие длинные рукава; на воротник, манжеты рукавов, подборт левого отворота и нижний край полы нашивается широкая декоративная оторочка из меха леопарда или разноцветной шерстяной или шелковой ткани. Рукава должны быть длиннее руки на 20-30 сантиметров, а длина полы – чуть выше подъема ноги (женская чупа) или чуть ниже колена (мужская). Отметим, что летняя женская чупа имеет несколько иной покрой – своим внешним видом она напоминает платье, приталена, чтобы подчеркнуть изящество и грацию женской фигуры, может быть пошита без рукавов или же сшита заодно с блузкой. Но это тема отдельного разговора, и, к разочарованию представительниц лучшей половины человечества, сейчас мы ее поднимать не будем.

Читайте так же:
Воротник фреза своими руками выкройка

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Чупа может быть праздничной или использоваться для повседневной носки. Праздничные чупы шьют из шелка, сатина и хлопчатобумажной ткани, их зимний вариант утепляется настоящим или искусственным мехом. Зимние повседневные чупы шьют из кожи, шкур, мягкого войлока (фетра) или шерстяной ткани; летние повседневные чупы шьют из хлопчатобумажной ткани.

В целом, в зависимости от используемого материала обычно выделяют пять видов чуп: чупы, пошитые из шерстяного нетканого материала «пулу»; каракулевые чупы; чупы, пошитые из овчины или сафьяна; чупы из обычной шерстяной ткани и хлопчатобумажные или шелковые чупы.

Чупы из «пулу» (тиб. khu lu) – нетканого шерстяного материала, напоминающего мягкий войлок или фетр – очень популярны в Лхасе и близлежащих районах. В прежние времена их носили аристократы и феодалы во время участия в важных мероприятиях и церемониях. Небогатые крестьяне и кочевники также носили их по праздникам. Они достаточно плотные, теплые, износостойкие, не продуваются ветром и обладают водоотталкивающими свойствами. Их можно носить в любое время года и использовать в качестве пальто или плаща.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Каракулевые чупы – достаточно дорогое удовольствие, их могут позволить себе только очень состоятельные тибетцы. Обычно их делят на две категории – пошитые из белого и черного каракуля (более дорогостоящий вариант). Кроме того, стоимость каракуля зависит от длины шерсти и степени ее «завитвленности». При пошиве чупы используют шкурки одинакового качества, которых уходит на одну чупу не менее 40 штук.

Овчинные или сафьяновые чупы носят, в основном, в сельской местности. Мужчины предпочитают овчинные чупы, а женщины – сафьяновые (пошиты из козьих шкур особой выделки). По сути, они выполняют функцию тулупа. Качество овчины зависит от сезона заготовки и ее можно разделить на три группы: летнюю, зимнюю и осеннюю.

При пошиве чуп из обычной шерстяной ткани используются ткани на основе овечьего подшерстка, поэтому они достаточно легкие и теплые. Это самый бюджетный вариант теплой одежды.

Летние чупы очень популярны среди крестьян, поскольку они живут в районах с низкими высотами и более теплым климатом. Их шьют из хлопчатобумажной ткани, они прохладные и очень комфортные.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Мужские нижние рубахи и женские блузки, которые поддеваются под чупы, шьют из хлопка, сатина или шелка. Их делят на две разновидности – с фронтальным и боковым расположением пуговиц. Мужчины-миряне предпочитают рубахи белого, серого, желтого или коричневого цветов с боковым расположением пуговиц, цвет женских блузок более вариативен. Монахи же носят рубахи желтого или оранжевого цветов с фронтальным расположением пуговиц.

Теперь вернемся к основной теме статьи. И мужчины, и женщины (в меньшей степени) склонны носить чупу с одним спущенным рукавом. В большинстве случаев это правый рукав. Тибетцы выделяют три основные причины такого своеобразного способа ношения верхней одежды.

Первая причина – удобство во время работы. Чупы шьют с очень длинными рукавами, которые в холодные времена года заменяют тибетцам перчатки и варежки. Работать в таких рукавах не очень удобно, даже если подтянуть их вверх. Поэтому при выполнении работы, требующей точных или размашистых движений, тот или иной рукав просто снимается. Ну а поскольку большая часть работ выполняется правой рукой, то и снимается рукав именно этой руки. Однако тибетцы могут спускать рукав и левой руки, если она является ведущей. Праздничные же чупы скроены под спущенный правый рукав. Обычно его оборачивают сзади вокруг талии и подтыкают за пояс спереди. Кроме того, во время работы тибетцы могут снимать оба рукава, тогда они оборачиваются сзади вокруг талии и завязываются узлом спереди.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Вторая причина кроется в особенностях климата на тибетском нагорье. Как гласит тибетская поговорка, «в горах четыре времени года успевают сменить друг друга в течение одного дня, а погода меняется с каждыми десятью километрами пути». В летнее время погода утром может быть довольно прохладной, а в обед очень жаркой. Поэтому утром чупу надевают в оба рукава, а днем один или оба рукава снимают. В ночное время чупа может использоваться как постельная принадлежность или спальный мешок, при этом обе руки вынимают из рукавов и держат внутри вместе с туловищем.

Третья причина – выражение почтения. Когда тибетцы встречают лам, высокопоставленных чиновников или ученых мужей, они снимают правый рукав, но не оборачивают его вокруг талии, а перебрасывают сзади через правое плечо и придерживают правой рукой спереди, выполняя при этом традиционное приветствие, склоняясь и складывая ладони у груди. Иногда этот перекинутый через плечо рукав могут спереди подоткнуть за пояс.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Во время праздников спущенный рукав (или оба рукава) могут не оборачивать вокруг талии и не перебрасывать через плечо. Его или их оставляют свободно ниспадающими для красоты. В этом случае рукава развеваются на ветру подобно молитвенным флагам или бабочкам.

Все это очень интересно, скажете вы, но причем здесь гусары и их меховые ментики? Пытливый читатель уже, несомненно, догадался, что как минимум две из перечисленных выше причин ношения тибетцами чупы со снятым правым рукавом объясняют похожее ношение гусарского ментика. Для полного прояснения картины осталось лишь привести краткую историческую справку и уточнить некоторые детали.

Ментик представлял собой теплую куртку, которую гусары носили поверх основного мундира – доломана. Прообразом ментиков некогда служили шкуры диких животных, которые ранние венгерские гусары набрасывали на левое плечо в качестве щита для защиты от сабельных ударов. Это и объясняет наличие меховой оторочки на воротнике, краях бортов и низе куртки и рукавов поздних вариантов ментиков. В теплое время года гусары носили ментик наброшенным на левое плечо, а в холодное – надевали в оба рукава. От сваливания накинутый на плечо ментик (в отличие от тибетской чупы, которую удерживает на теле пояс или кушак) предохранял ментишкет – двойной плетеный шнур, крепившийся к воротнику и пуговицам, и проходивший под мышкой правой руки.

Читайте так же:
Как сшить попону для козы

Кроме этого, существует мнение, что гусары, как представители легкой кавалерии, использовавшейся в основном для пограничной службы, разведки и преследования опрокинутого и бегущего противника, не надевали ментик в оба рукава, поскольку тесный теплый мундир сковывал движения и мешал рубить наотмашь. Представители же тяжелой кавалерии (кирасиры, кавалергарды и т.д.), использовавшейся в сомкнутом строю для нанесения таранных ударов и смятия построений противника, нуждались в такой свободе движений в меньшей степени. К тому же, будучи потомками рыцарей, они поверх мундира облачались в легкие железные доспехи, сковывавшие движения в еще большей степени.

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

При этом, правда, возникает один резонный вопрос – а как же другие виды легкой кавалерии, они ведь не снимали рукава во время боя? И действительно, в отличие от гусар, основным холодным оружием которых были сабли, представители других видов легкой кавалерии – уланы и казаки – больше полагались на пики (короткие копья) и им не требовалась такая свобода движений, поэтому они всегда носили теплое обмундирование надетым в оба рукава. В дополнение можно отметить, что некоторые рядовые гусары, занимавшие место в первой шеренге, вооружались пиками, и тогда они во время боя носили ментик надетым в оба рукава.

Таким образом, две из вышеперечисленных причин – комфортное ношение теплой одежды, как в холодное, так и в теплое время года, а также освобождение правой (ведущей) руки для размашистых движений – оказались одинаковыми и для чупы, и для ментика. Выражение же почтения остается отличительной причиной снятия правого рукава чупы и неповторимой чертой ее ношения. Однако подобное виртуальное превосходство тибетской одежды в заочном споре с ментиком с лихвой окупается эстетическим удовольствием, получаемым при виде небрежно наброшенного на плечо элегантного гусарского мундира.

Страна-зазеркалье Таинственные обряды, бесконечные молитвы и фотографии трупов. Чем индийский Тибет удивил россиянина

Индия — особое место, стоящее особняком среди большинства других туристических направлений. Ее либо любят, либо ненавидят. Еще говорят, что до Индии нужно дорасти, хотя бы в том смысле, чтобы порой за внешней бедностью, иногда грязью и неустроенностью, увидеть нечто большое. Это своего рода страна-зазеркалье, где вместо одного мира открывается множество тайных, невидимых миров. Тех, кто способен их разглядеть, Индия зачаровывает. Ну а у тех, кто привык видеть только оболочку, Индия часто вызывает неприятие и отторжение. И если ко всей территории в целом это относится с точностью 50 на 50, то в отношении индийского Тибета это правило действует на 100 процентов. Именно поэтому здесь почти не бывает случайных туристов, а те, кто приезжают в эти места, еще до поездки хорошо знают, зачем идут на другой конец света. Фотограф и путешественник Алексей Терентьев побывал в индийском Тибете и рассказал «Ленте.ру», чем эта территория так привлекает людей.

Предыстория

Само название «индийский Тибет» достаточно условно и не имеет точных географических границ. Обычно так называют северные регионы страны, в которых обитают исповедующие буддизм тибетцы. В некоторых местах эти народы проживали изначально, а в других — тибетские монастыри и поселения стали активно формироваться в XX веке, когда в результате насильственного присоединения Тибета к Китаю нынешний Далай-лама вынужден был покинуть территории и поселился в Индии, а вслед за своим духовным лидером последовали многочисленные тибетцы. Сегодня индийским Тибетом называют районы в штатах Химачал-Прадеш, Ладакх, Сикким, Аруначал-Прадеш и ряде других на севере страны.

Фото: Алексей Терентьев

С первого взгляда может показаться, что индийский Тибет для Индии несколько инородное образование — другой язык, другая религия, другая культура. Однако это не совсем так, и объединяющих их вещей значительно больше, чем отличий. Самая главная особенность, свойственная и индийцам, и тибетцам, — это сильное влияние религии на повседневную жизнь обычного человека.

У невнимательного наблюдателя легко складывается ощущение, что люди живут сразу в двух мирах — мире богов и своих верований и в обычном повседневном мире, в котором нужно создавать семью, растить детей, зарабатывать деньги. На деле же есть только один мир, определенный религиозными верованиями человека, а внешний мир — всего лишь одна из его граней. Поняв это, путешественники смогут гораздо лучше познавать культуру и индийцев, и тибетцев.

Действительно, абсолютно все составляющие жизни человека — от рождения, заключения брака, рождения детей и смерти — подчиненны определенным духовным или религиозным правилам. Даже такая вещь, как смерть, которую мы часто связываем с концом и предпочитаем об этом по возможности не думать, здесь не только имеет светлый аспект освобождения души и перехода в новое состояние, но и является объектом серьезной подготовки — ведь чтобы перерождение произошло удачно, важно состояние человека в момент смерти, имеет значение даже место, где человек умирает.

Неслучайно в буддизме существуют целые трактаты и практики, цель которых — правильно подготовиться к переходу, а для индийцев нет ничего лучше, чем умереть и совершить прощальный ритуал на берегах священного Ганга.

В гости к ламе

Помню один лама пригласил нас к себе в гости. Это было большой честью, и мы с радостью согласились принять его предложение. В небольшой комнатке на полу был расстелен ковер, лежали подушки, маленький столик со всеми необходимыми для проведения пуджи приспособлениями в виде колокольчика, ваджары и дощечек со священными текстами.

Фото: Алексей Терентьев

Монах угостил нас чаем. На одной стене висел портрет нынешнего Далай-ламы, а на другой, прямо над нами, — серия фотографий. Первая изображала только что родившегося младенца, далее ребенка, красивого юношу, взрослого мужчину, старика, а затем следовали снимки трупа на разных стадиях разложения. Завершал серию кадр со скелетом. Понятно, что данная подборка не способствовала хорошему аппетиту, поэтому мы стали расспрашивать ламу об этих изображениях.

Смысл оказался очень простым. «Мы не должны забывать о бренности нашего тела, о скоротечности нашей жизни, не увлекаться внешними проявлениями, а стараться видеть за любой оболочкой дух и душу человека, его ум и другие качества, не связанные с внешностью», — пояснил он.

Читайте так же:
Как сшить лесоустроительные планшеты

Некоторые монахи не ограничиваются картинками, а выполняют практики, призванные снизить зависимость от тела и сознания непосредственно на кладбище. Примером им стал сам Гуру Падмасамбхава, который достаточно долго не просто практиковал, но и жил на кладбищах в Индии.

Впрочем, буддизм сегодня вызывает интерес не только у тибетцев, но и у многочисленных последователей, живущих по всему миру. Один только тот факт, что Далай-лама получил Нобелевскую премию мира говорит о том, что буддистский подход к жизни оказался близок многим людям. Вот именно такие люди, а также еще тысячи людей, которые в какой-то момент задумались о смысле жизни, о душе и духовности или просто захотели освоить йогу и медитацию из первоисточника, — отправляются сегодня, как и их предшественники много лет назад, на север Индии, в Гималаи, в индийский Тибет.

Фото: Алексей Терентьев

Резиденция Далай-ламы

Первое место, которое приходит на ум, когда речь заходит о буддизме сегодня, — это, несомненно, Маклеогандж, или, как его иногда называют, Верхняя Дхарамсала, — маленький поселок в предгорьях Гималаев. Когда-то его облюбовали англичане по причине тишины и прохлады, а потом, после сильного землетрясения, он был сильно разрушен и пришел в упадок.

Когда Далай-лама попросил убежища на территории Индии, ему отдали как раз этот маленький поселок. С тех пор городок полностью преобразился, превратившись в крупнейший центр по изучению тибетского буддизма. Кроме собственно резиденции Далай-ламы, которая является святыней для верующих, сюда перевезли множество реликвий из Тибета, построили или обновили монастыри, возвели большую библиотеку, лучшую тибетскую школу, здесь же находится Институт тибетской медицины и астрологии Мен-Тси-Ханг и многое другое. Сюда за Далай-ламой из Тибета последовало более 80 тысяч тибетцев. И именно сюда съезжаются в первую очередь люди со всего мира, которым так или иначе интересен тибетский буддизм.

Вслед за монастырями стали расти отели, открываться кафе, а дальше последовали всевозможные студии йоги, медитации, рейки и так далее. Ехать сюда, несомненно, стоит — ведь именно здесь сегодня находится сердце тибетского буддизма. Сделать это в наше время совсем не сложно — достаточно долететь до Дели, пересесть на внутренний рейс до Кангры, а потом примерно за час любое такси довезет вас до заветной цели.

Фото: Алексей Терентьев

И первое, что делает любой, кто приезжает в Дхарамсалу, — отправляется в гости к Далай-ламе XIV. Еще совсем недавно, каких-то 10-15 лет назад, почти любой путешественник мог получить личную аудиенцию у его святейшества. Сегодня все намного сложнее — для этого должны быть очень веские основания. Тем более, что нынешнему Далай-ламе уже немало лет, и сил на внешние связи остается не так много. Но даже сейчас, во всяком случае до начала пандемии, он регулярно проводил учения, на которых могли присутствовать все желающие.

Посмотрев резиденцию Далай-ламы, посетители совершают ритуальный обход по часовой стрелке вокруг дворца. Маршрут сам по себе очень красивый и составляет примерно полтора-два километра. Тропинка местами идет через лес, а в некоторых местах открывается невероятно красивый вид на лежащую внизу долину. Вдоль дороги находятся молитвенные барабаны — в каждом, как следует из названия, — пергаменты с написанными на них мантрами — при вращении мантры начинают работать, создавая определенные вибрации. Обход вокруг резиденции является особым ритуалом и называется корой.

Пускай тибетцы и верят, что вращать барабаны очень важно, главный акцент все-таки делается на внутреннем состоянии верующих. Но как бы мы ни относились к буддизму, здесь действительно царит необыкновенно спокойная и умиротворенная атмосфера. А еще это лучшее место, где можно встретить разных людей и пообщаться с ними, — здесь, особенно в утренние и вечерние часы, можно увидеть всех, от паломников и местных жителей до высоких лам, геше и других учителей.

Если где-то на первое место в рейтинге интересов можно поставить архитектуру, историю или что-то еще, то в Индии в целом и в индийском Тибете в частности самое интересное — это люди. А если говорить о тибетцах, которые сегодня живут в Верхней Дхарамсале и окрестностях, то это люди вдвойне особенные.

Большинство из них последовало сюда за своим духовным лидером в поисках свободы исповедовать религию, в желании сохранить свою культуру, быть рядом с теми, кому они доверяют. Это требовало немалого мужества и силы духа. Многие рисковали жизнью и свободой, оставляли родных и близких, когда пешком по несколько месяцев шли через горы из Тибета в Индию.

Как сшить одежду тибетских монахов

Золотые рецепты исцеления

С древнейших времен загадочный Тибет притягивал умы ученых, мистиков и романтиков со всего мира. Но из-за труднодоступности и политики тибетских и китайских правителей эта таинственная страна несколько столетий была практически закрыта для посещения иностранцев. Только в 1984 году Тибет открыли для желающих окунуться в атмосферу древнейшей культуры и прикоснуться к его тайнам.

Да, Тибет хранит множество своих загадок и тайн. Они бесконечны… И даже самым терпеливым искателям открывается лишь малая доля непознанного. О чем же столько веков молчат посвященные, какие знания охраняют тибетские монахи?

Одно из тайных в прошлом учений – тибетская медицина – всеобъемлющая древнейшая система врачевания.

Согласно легенде, ее истоки лежат в «золотом веке», когда люди жили вечно, никогда не болели и не питались материальной пищей, а обходились пищей духовной – самадхи. Но вот однажды человек съел вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. На его жалобы Брахма (один из трех высших богов) посоветовал выпить кипяченой воды. Человек выпил ее и исцелился. С тех пор первой болезнью считается несварение, первым целителем – Брахма, а первым лекарством – кипяченая вода.

Существуют и другие легенды, связанные с возникновением медицины, но, по каждой из них, люди получили знания и навыки целительства от богов и небожителей.

Первые исторические сведения о тибетской медицине относятся к VII веку нашей эры, когда в горах Тибета образовалось самостоятельное государство. В те же времена была изобретена письменность, и на тибетский язык стали переводиться китайские и индийские медицинские и философские сочинения.

Читайте так же:
Как сшить неко сенсея

Тибетская медицина – это и наука, и искусство, и религия, и философия. Она впитала в себя знания Аюрведы, китайской медицины и буддизма. И все же осталась оригинальной и открывает широкий взгляд на здоровье человека. Она построена на понимании человеческого тела и окружающей среды, на биоэнергетических методах лечения, на целительных техниках, изменяющих сознание больного для физического оздоровления, на гармонизации судьбы и кармы.

По мере необходимости в разные сезоны используют массаж, бальнеотерапию, лечебные мантры и дыхательные упражнения, которые до нашего времени хранились тибетскими монахами и йогами в тайне. Каждый из применяемых методов эффективен и может помочь практически любому больному. При лечении сочетаются непосредственное воздействие на патологический орган и стимуляция защитных сил, нормализующих нервную регуляцию и обмен веществ, что в конечном итоге приводит к победе организма над болезнью. Тибетские лекарства лечат не отдельные болезни, а все взаимосвязанные причины и нарушения.

Сезонное питание и здоровое поведение, огромный арсенал лекарственных средств, сложнейшие рецепты которых создавали сотни поколений монахов-врачей, йога, иглоукалывание, прижигание, массаж кунье, очистительные процедуры – это далеко не полный перечень средств и принципов тибетской медицины. Уникальные методы диагностики и лечения, доступность терапии делают ее наиболее эффективной целительной практикой для решения многих проблем со здоровьем.

На страницах нашей книги мы постарались приоткрыть завесу тайных знаний о здоровье и равновесии организма, которые из глубины веков дошли до нас благодаря тибетским монахам.

Тибет – район Центральной Азии, расположенный на Тибетском нагорье. Традиционно его территория делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо.

В различные периоды истории он был или независимым государством, или территорией в составе Монгольской империи, или вассальной землей Китая.

Когда же появились первые тибетцы? Это, как многое на Тибете, окутано магической тайной. Наиболее известны две легенды. По первой, относящейся к религии Бон, царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. По второй, более близкой буддизму, скальная дьяволица Брангринмо, воплощенная Тара, безответно влюбилась в давшего обет безбрачия царя обезьян Брангринпо, являвшегося воплощением Авалокитешвары (Будды сострадания). Перепробовав все способы обольщения, дьяволица в отчаянии пригрозила Брангринпо, что, если он не полюбит ее, она будет убивать людей из соседних земель и заселит весь Тибет демонами. Сострадательный царь не мог допустить этого и ответил на желание Брангринмо взаимностью. Место, где это произошло, находится в долине Ярлунг, в районе современного Цзетана, и считается священным.

Дети обезьяны – плод их страсти – и были первыми тибетцами. Потомки Брангринпо и Брангринмо научились шить одежду, выращивать хлеб, у них отпали хвосты, и, в конце концов, они превратились в людей.

Но не только красивые легенды рассказывают о Тибете, не менее прекрасна и удивительна реальная история этой удивительной страны.

Фактически вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, буддизм успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую ранее на тибетской земле, но позаимствовал у нее пышные и красочные ритуалы, а также традиции и мистерии.

Пожалуй, наиболее знаменательным в истории Тибета является правление 33-го по счету царя Сронцзенгампо (VII век), который позднее стал считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (покровители Тибета). Царь приложил много политических усилий, чтобы жить в мире с соседними государствами. В том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь-Чен и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.

Жены привезли с собой и традиции буддизма, и предметы культа. Особенно важным был дар Вэнь-Чен, которая подарила царю большую статую Будды, считающуюся и ныне (она находится в монастыре Джокханг в Лхасе) одной из главных святынь Тибета. Тибетская традиция почитает этих принцесс как воплощения двух ипостасей бодхи-саттвы Тары – зеленой и белой.

Сначала буддизм очень медленно укоренялся в тибетском обществе, оставаясь в целом религией инородной и чуждой тибетцам. Ситуация начала меняться в середине VIII века, когда царь Тисрон-дэцзан пригласил для проповеди одного из крупнейших буддийских ученых и философов того времени – Шантаракшиту, внесшего важный вклад в развитие как мадхьямаки, так и йогачары. Он основал первые буддийские монастыри, прежде всего монастырь Самьелинг, или просто Самье, близ Лхасы, ставшей приблизительно в это время столицей Тибетского государства. Шантаракшита также впервые постриг в монахи несколько тибетцев из знатных кланов.

В первой половине IX века Тибетом правил царь Ралпачан, отличавшийся исключительным благочестием. При нем начинается регулярная работа по переводу санскритских канонических текстов на тибетский язык.

Однако вскоре над буддизмом в Тибете сгустились тучи: в начале 40-х годов IX века царь был убит своими сановниками, и на тибетский престол вступил брат Ралпачана – Лангдарма, который отказался от поддержки буддизма и восстановил все привилегии бонского жречества. Но один из буддийских монахов, Палдордже, «преисполнившись сострадания к царю», убил его и после этого удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации. Гибель царя-гонителя и сейчас празднуют в регионах распространения тибетского буддизма.

После убийства Лангдармы началась борьба за власть, приведшая в конечном итоге к распаду Тибетского царства на отдельные феодальные владения. Наступили темные десятилетия тибетской истории, растянувшиеся до начала XI века. Но единым Тибет станет только в XVII веке, при Далай-ламе V, Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617–1682). В этом же веке в Лхасе возвели грандиозный дворец-монастырь Далай-лам – Потала, поражавший воображение современников.

Авторитет Далай-ламы V был настолько велик, что калонг (премьер-министр) тибетского правительства решил скрыть от всех факт его смерти, что позднее привело к серьезным проблемам. Ведь Далай-ламы считались воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. А в соответствии с махаянским учением, Будды и высшие бодхисаттвы обладают способностью магически порождать так называемые «превращенные» тела. Одним из таких «превращенных тел» Авалокитешвары и считался Далай-лама V.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector