Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сшить удмуртскую монисту

Когда у удмуртов появится свой Marimekko? Полина Кубиста об удмуртской моде и перспективах собственного бизнеса

В Удмуртии новая тенденция — удмуртские культурные инициативы выходят в более широкое публичное пространство и обзаводятся собственными территориями в городе. Из формата кружка, семейного дела или сетевой инициативы они выходят в ранг привычных явлений городской жизни (и привычных городских мест), как кинотеатр «Дружба», БВИ и Арсенал.

Этой весной свое пространство в городской фактуре обрели 3 удмуртских зрелых инициативы: лавка с книгами и аксессуарами Дарали Лели в «Сахаре», студия творческой мастерской семьи Степановых «Мугур» и шоурум дизайнера Полины Кубисты.

О выходе в свет Полины Кубисты и зарождении удмуртского дизайна мы и поговорим сегодня.

Полина Кубиста — один из финно-угорских дизайнеров, прочно зарекомендовавших себя в модной среде. Она сделала первую коллекцию в 2008 году и стала лицом удмуртского дизайна. Летом 2012 года Полина приняла участие в лагере «Селигер», осенью – на Международной неделе моды в Петербурге – Aurora Fashion Week Russia — третьей по величине Неделе моды в Восточной Европе. В 2013 стала лауреатом предпринимательской премии «Золотая сотня». Осенью 2013 Полина открыла в столице Удмуртии шоу-рум.

Стиль Кубисты (кубиста с удмуртского «капуста») – это сочетание женственности и универсальности, изящества и удобства, этнического и интернационального. Многослойность, необыкновенные стилевые решения, игра с цветом и фактурами – особенная черта ее коллекций.

« Уралистика » решила поговорить с талантливым дизайнером о ее творчестве, об удмуртском национальном стиле и о современной дизайнерской среде Удмуртии.

—Полина, чем вызвано ваше стремление к использованию в дизайне этнического компонента?

— Во-первых, наверное, тем, что я удмуртка. Национальность имеет огромное значение в мировоззрении человека. Интерес к национальным удмуртским костюмам мне привила бабушка. Далее, в университете я решила посвятить свою дипломную работу удмуртскому костюму. С темой я определилась во многом благодаря руководителю диплома и преподавателю по «национальному костюму» Молчановой Людмиле Анатольевне. Так же хочется отметить Пилина Александра Васильевича, который так же повлиял на мой выбор. Эту коллекцию, основанную на южноудмуртском костюме, я назвала «Kubista», и с 2008 года являюсь полноценным дизайнером Polina Kubista.

Модели в платьях работы Полины Кубиста, фотограф — Григорий Степанов

— Когда вы начинали, в 2009 году, в ваших работах было больше элементов удмуртского костюма, сейчас, кажется, их стало меньше и ваши работы всё меньше оснований называть « национальными ». Это закономерная эволюция или же « удмуртское » теперь получило более тонкое и менее прямолинейное воплощение в ваших работах?

— Со временем удмуртскость в моих коллекциях улавливается все меньше и меньше. Это, наверное, объясняется тем, что национальные рамки изначально были тесны для меня. В своих работах я стремлюсь к интернациональности. Хочу, чтобы моя коллекция была одинаково интересна людям как в Удмуртии, так и в Европе. Но не все готовы принимать этноодежду и ходить в ней постоянно. Поэтому я подаю элементы национального костюма малыми порциями. К примеру, я по-прежнему использую украшения из керамики ручной работы, воротнички, выполненные в стиле национального удмуртского мониста. Эти элементы являются полноправными участниками моих коллекций.

—На кого из современных дизайнеров или художественных течений вы ориентируетесь?

— Честно скажу, что уже много лет я не просматриваю модных журналов, сайтов — при создании коллекций ориентируюсь лишь на свое чутье. Но хотя все-таки я могу выделить из мира моды несколько имен. К примеру, мне нравится творчество тандема Dolce & Gabbana, но исключительно в их подаче. Меня привлекает их умение сочетать элементы в целое, детально завершить созданный образ. Но все-таки это не мое.

оформление мебели от бренда Marimekko

Так же мне очень нравится финский дизайн. В частности, я бы выделила Marimekko. Этот известный на весь мир текстильный бренд очень мне симпатизирует благодаря своей ориентированности на индивидуальность. Кроме особого смелого и эффектного дизайна, ярких орнаментов у компании существует своеобразная философия: помогать людям быть самими собой и не скрывать свою идентичность.

дизайн бренда Marimekko

—Можно ли говорить, что в Удмуртии формируется удмуртский национальный дизайн? Чем, на ваш взгляд, было вызвано появление множества молодых дизайнеров в последние несколько лет?

— Финно-угорский и региональный, и, в частности, наш удмуртский дизайн действительно формируется. Мне кажется, что связано это с популярностью моды и тенденциями в этническом стиле. Другое дело — известны ли дизайнеры большому кругу лиц? Я, к примеру, стала известной во многом благодаря социальным сетям, и друзьям, которые рассказывали своим знакомым обо мне, демонстрировали одежду, приобретенную из моих коллекций. Наверное, только сейчас спустя 4 года я действительно стала популярна в региональном масштабе.

Читайте так же:
Выкройка блузы воротником качели

Я хочу сказать, что дизайнеры есть. Но многих мы не знаем в силу реальной причины – отсутствия рекламы. Денег на рекламу у дизайнера обычно нет. Вот и известны многие лишь в своем кругу. Беда наша в том, что мы не можем себя подать в плане рекламы. Мы самые настоящие художники – платить никто не может.

дизайнер Руслана Улмо, фотограф — Наталья Клабукова

дизайнер Полина Кубиста, фотография Натальи Клабуковой

— Существует ли в Удмуртии региональная дизайнерская среда?

— Мне кажется, она появилась. Весна, допустим, стала богатой в плане модных показов для Удмуртии. Так, работы многих дизайнеров были продемонстрированы на фестивале « Красное яблоко », который прошел в Ижевске буквально в конце марта. Так же национальным модельным агентством MADEMOISELLE OUDMOURTE был организован фестиваль « Эль ныл », где свои коллекции показали дизайнеры, в большинстве своем работающие в удмуртском национальном стиле.

дизайнер Яна Баймурзина, фотограф Наталья Клабукова

Символичным, наверное, является возникновение именно сейчас арт-пространства « Сахар ». Оно говорит о развитии культуры в Ижевске. « Сахар » не просто обычный магазин. Он, наверное, больше несет функцию творческой среды, придя в которую, можно погрузиться в иной мир, главным в котором является искусство в любом его проявлении. Здесь есть место и книгам, и пластинкам, и фотостудии, и дизайнерским вещам.

Его директором, кстати, является, дизайнер Ирина Загребина, бренд 312bags которой широко известен уже за пределами не только нашей республики, но и страны. В одно время мы сотрудничали с Ириной. Так, на неделе моды Aurora Fashion Week Russia я представила коллекцию, аксессуары для которой были выполнены брендом 312bags.

—Кого из современных удмуртских дизайнеров вы бы выделили?

— Наверное, без творчества Татьяной Москвиной, автора многочисленных удмуртских платьев, выполненных в традиционном удмуртском стиле, не состоялись бы многие из региональных дизайнеров, работающих в национальном ключе.

дизайнер Татьяна Москвина, фотограф Наталья Клабукова

Т. Москвина — автор костюмов «Бурановских бабушек». В платьях дизайнера нередко предстает перед публикой удмуртская певица Надежда Уткина.

Зоя Лебедева — художник, дизайнер. Живет и работает в Бураново. Мне симпатизирует ее устремленность к направлению handmade. Я согласна с ней в том, что изделия, сделанные своими руками, несут в себе особую энергию. Каждая девушка должна уметь шить себе наряды. И дело не в экономии, а в энергии человека. Например, платье, сшитое своими руками, становится подобным оберегу – защищает своего владельца от негатива, идущего из внешнего мира. Это объясняется тем, что в каждое платье мы вкладываем свои положительные эмоции.

—У удмуртов появилась своя мода, есть определённые достижения в области графики и публичного дизайна (афиши, сайты), кажется, не хватает удмуртской мебели и интерьерных решений. Нет ли у вас планов по развитию решений для интерьера, выдержанных в удмуртской стилистике?

— Есть ли у меня в планах создавать этническую мебель? Конкретного ответа пока дать не могу, хотя в будущем все может быть. Кстати, вполне вероятно, что кто-то этим уже занимается – и довольно успешно, так как этнические мотивы в интерьере сейчас весьма популярны.

— Не так давно вы вышли из онлайна в офлайн и открыли шоу-рум. Как открытие своего места повлияло на ваше отношение к работе с покупателями?

— Поменялся взгляд к деньгам. Раньше это было не важно, теперь важно. Я поняла то, что у нас в регионе не готовы покупать платья выше, чем за 2-3 тыс. В Москве, к примеру, дизайнерские вещи продаются в среднем за 30 тыс. Другой уровень — другие деньги. Если цены будут выше, люди просто начнут покупать нужное им в массмаркетах. Мне, как дизайнеру, обидно. Но я понимаю, что это реальность. То есть для того, чтобы стать популярным, нужна реклама – профессиональный менеджер, маркетинговые исследования и т.д. То есть деньги. Но, если я популярна здесь, то это не означает, что у меня есть деньги. Их зачастую не хватает даже на аренду помещения.

—Планируете ли вы расширять бизнес?

— Сейчас я, наверное, больше думаю о том, чтобы уже как-нибудь переводить все это в другое русло. Сейчас большинство моего времени уходит на выполнение заказов. То есть я не развиваюсь как художник – приходится идти на поводу у клиентов. Это, конечно, гарантирует заработок, но убивает во мне художника. В ближайшее время я хочу организовать работу так, чтобы и на творчество оставалось время. Я буду работать по заказам, но немножечко в другом ключе.

Читайте так же:
Самой сшить юбку из трикотажа масло

—Что вдохновляет вас на творчество?

— Меня вдохновляет моя семья: двое моих маленьких мальчиков — Федор и Демид, любимый муж Григорий. Кстати, Гриша тоже занимается творчеством — он является музыкантом известной удмуртской группы Silent Woo Goore.

Что говорят о творчестве Полины Кубиста?

Надежда Рысьева

Kavtaj

Владимир, не вижу связи между советской эпохой и «солисткой»

Ortem Владимир всего лишь предлагает не путать термины, как это происходило в советскую эпоху. ВОКАЛист — это тот кто исполняет вокальные партии, а солистом может быть и балалаечник.

Maxim Ryabchikov

Ну в общем да, если во время исполнения песни выдастся соло на гитаре, то солист в этот момент — гитарист.
А вокалист. в бек-вокале тоже вокалисты, но совсем не солисты.

Бывают классические произведения, где предполагается солирование одного инструмента, например, концерт для фортепиано с оркестром. Уже из названия ясно, что соло у фортепиано.

А в общем случае в одном произведении может быть не одна сольная партия, но солирующим инструментом или голосом считается тот, кто имеет преобладающее значение для главной темы произведения.

Удмуртский костюм: оберег и знак отличия

 Удмуртский костюм: оберег и знак отличия

История традиционной одежды Удмуртии богата и насыщена. Удмуртский национальный костюм – не просто предмет гардероба финно-угорской народности. Это символ трудолюбия этноса, один из признаков его самобытности, а также оберег от сглаза, защита от непогоды и в то же время своеобразный знак отличия.

Вышивка с … квасом

Женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами. Моя бабушка Светлана Семеновна Бочкарева – удмуртка и участница народного фольклорного коллектива «Бöляк» из деревни Старая Салья. На протяжении многих лет она шьет национальные костюмы для всей нашей семьи, для соседей и односельчан.

В родительском доме моей бабушки все занимались ткачеством и шитьем: днем работали на поле, а вечером шили одежду. Прабабушка ткала удмуртские половики, вышивала полотенца. ­­Это ремесло передавалось из поколения в поколение.


Свой экскурс в историю удмуртского костюма я начала с разговора с бабушкой.

— Из чего шилась удмуртская одежда? Откуда такое многообразие цветов, яркость в костюмах удмуртов?

— В давние времена одежду, наряды шили всегда из натуральных тканей: лен, шерсть. Удмуртские узоры первое время вышивались только красными и черными нитями. Чёрный цвет является символом земли и стабильности, красный — цветом солнца и символом жизни. Но со временем удмурты стали выкрашивать шерстяные нити травами, цветами, овощами, чтобы обогатить разнообразие цветов. А чтобы вышивка не линяла и цвет нитей закрепился в раствор добавляли кислый квас.

— Правда ли, что одежда удмуртов — это оберег, защита от внешних сил?

— Да, конечно! Вышивкой украшали предметы быта, одежду. Вышитые узоры располагались на рукавах, груди, подоле рубах, чулках и даже обуви, выполняя роль оберега. Замысловатый узор, тесьма или полоска ткани вышивалась в определенных местах одежды не случайно. Удмурты всегда верили, что эти детали обладают защитной силой и оберегают от болезней и зла. Предметы быта: полотенца, ковры, скатерти, покрывала и т.д., украшенные орнаментами, узорами различного вида, тоже считались оберегами. Узоры были самые разнообразные, это — и звезды, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, растительные элементы.

Мониста – всегда модно!

Мода меняется, вместе с ней происходят изменения и в национальной одежде. Надежда Касаткина — дизайнер и создатель коллекции удмуртской одежды из поселка Игра. С 2012 года она работает в Доме дружбы народов Игринского района. Сначала изучала удмуртский народный костюм для сценических образов и шила изделия на заказ. Погружение в национальные традиции натолкнуло Надежду на создание своих коллекций этнической одежды.

— Мода в современном мире меняется, как же изменились национальные удмуртские наряды? Существует ли сегодня удмуртская мода?

— Я создаю одежду в стиле удмуртское бохо с элементами национального костюма. Включаю этнические элементы дозировано, так как не все готовы надевать национальное. Но интерес к удмуртскому костюму всё-таки есть, и он растет. На национальные праздники, концерты сейчас принято надевать свой национальный наряд и желательно того района, в котором живёшь или родился.

Читайте так же:
Татарский головной убор — как сшить своими руками

— Раньше удмурты шили свою одежду из натуральных тканей — лён, шерсть. Из чего сегодня производят удмуртский наряд?

Конечно же шьют из разных тканей, сейчас их такое разнообразие. Но я работаю в основном с натуральными полотнами, это экологично.

— Издревле одежда удмуртов — это оберег, защита от внешних сил. Сохранилось ли это сейчас? Прослеживаются ли теперь узоры — обереги в современном национальном костюме?

— Это зависит от клиента, но в основном все хотят в большей или меньшей степени, чтобы одежда оберегала либо от сглаза, либо от непогоды, думаю как и в давние времена. Но самым древним и вместе с тем самым модным в современной Удмуртии оберегом считаются мониста – нагрудные украшения из монет. Мониста – один из немногих бытующих в наше время оберегов, который с древности и до наших дней сохранил охранительную функцию удмуртского наряда. Чем ярче мониста блестит, чем громче звенит, тем надежнее защищает человека, тем лучше отпугивает от него злых духов.

— Осталось ли что-то общее между национальным костюмом Удмуртов 19-го и 21 веков?

— Мода меняется, но она циклична, в древние времена люди тоже хотели соответствовать тенденциям. Это хорошо, что мы снова интересуемся традиционным костюмом и основа, думаю, осталась общей. Но есть и новое: в моей коллекции можно увидеть женский удмуртский костюм и в брючном варианте.

Можно уверенно сказать, что удмуртская мода существует. В её основе всегда будет национальное платье и оберег, который несёт в себе защитную функцию. Увлекательно находить параллели между этнокультурой прошлых веков и современными модными тенденциями. Продолжая традиции, этническая мода вдохновляет на новые образы.

Куклы в народных костюмах №65. Удмуртский женский костюм

Куклы в народных костюмах №65. Удмуртский женский костюм. Удму́рты — финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах.

У куклы красное платье в клетку, фартук с нагрудником, тёмный платок.

Ожидаемая дата выхода в продажу: 10 июля 2014. Кукла ВЫШЛА. Волос под платком нет, платок подклеен, красивое очелье. На ногах нарисованы чёрные сапожки.

Прялка не бог, а рубаху дает. Женский костюм северных удмуртов — один из наиболее древних типов одежды жителей Урало-Поволжья. Отличительный признак этого наряда — преобладание белого цвета в сочетании с красной отделкой. Обязательную часть женского костюма — рубаху — шили из белого домотканого холста. Ткани для праздничной и свадебной одежды по нескольку раз выдерживали на сильном морозе, отчего они приобретали особую, светящуюся белизну. Рукава рубахи обильно украшали ткаными или вышитыми узорами, нередко в виде широких поперечных полос, между которыми оставались просветы белой ткани.

Куклы в народных костюмах №65. Удмуртский женский костюм, фото куклы. Налобная повязка, украшенная позументом, вышивкой, густой бахромой с блестками.

Передник отделывали кружевами, тесьмой, вышивкой. Верхнюю одежду делали приталенной. Шили ее из домотканой клетчатой ткани, чаще всего красного цвета. Удмуртский женский костюм.

Поверх налобной повязки надевали платок из шелка или кашемира. Фото куклы со спинки.
В орнаменте превалировал красный цвет. Широкую узорную полосу пускали и по подолу рубахи. Горловой вырез замужние женщины прикрывали специальным нагрудником — кабачи — прямоугольным куском холста, расшитым красными и черными шелковыми нитками с синими и коричневыми вкраплениями. Он был обязательной принадлежностью свадебного и праздничного костюма. В его центре вышивали восьмилучевую звезду — лунный знак, символ женского начала. Позднее кабачи стали изготавливать из нескольких кусков разноцветных тканей и украшали их монетами и пуговицами.

Девичья одежда отличалась от женской скромной отделкой. Например, вместо богатого нагрудника к девичьей рубашке ближе к левой стороне груди пришивали небольшой треугольник красной ткани, по верованиям, оберегавший девушку от порчи и сглаза. На рукаве возле плеча располагался мелкий узор из красных и черных шерстяных нитей.

На ногах куклы нарисованы чёрные полусапожки.

Поверх рубахи и девушки, и замужние женщины надевали шортдэрем — верхний распашной халат с отложным воротником и короткими ложными рукавами. Возле плеча на рукаве находился продольный разрез, через который продевали вышитый рукав рубахи. На девичьем халате украшали только воротник, плечи и подол. Отделка женского шортдэрема была значительно богаче. Помимо вышивки, его декорировали цветными лентами, полосками кумача, бусами, мелкими монетами, раковинами каури.

Для удмуртского орнамента характерно небольшое количество цветов в контрастном сочетании. Несколько кукол серии.

Еще один обязательный элемент женского костюма — передник без грудки, отделанный вышивкой, кружевами, тесьмой. Узорные завязки к передникам сплетали из разноцветных нитей либо ткали на специальных дощечках. Праздничный передник украшали шелковыми лентами, бисерным и мишурным шитьем.

Читайте так же:
Как сшить кармашки для чешек

В праздники надевали узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок.

В холодное время года вместо халата носили распашной кафтан из клетчатой домотканины с длинными втачными рукавами и отрезной спинкой, присборенный на талии.

Для удмуртского орнамента характерно небольшое количество цветов в контрастном сочетании: черный и синий, белый и красный, синий и коричневый, черный и серебряный. Композиция рисунка составлялась преимущественно из геометрических фигур квадратов, ромбов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п.

Куклы в народных костюмах 65. Удмуртский женский костюм. Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство. Ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке).

Североудмуртский женский костюм включал рубаху с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат, опояску. Одежда — белая. У южных удмуртов белая одежда была ритуальной, а бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка, или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти.

На голове носили налобные повязки, полотенце, высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом. Девичьи головные уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями.

У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты.

ПЛАТЬЕ
Главная деталь мост костюма — домотканое платье туникоо6разного покроя. Оно довольно грубое,
но уникальное по цвету. На сложном морено-красном или ярко-бордовом фоне — мелкая клетка. Самое ценное в нем — ручная работа.

АЙШОН
Традиционный головной убор, под посадский платок или шаль надевается налобник. Его расшивают нитками с люрексом либо создают геометрическим узор цветными нитками. Тканый платок выполнен в народном стиле В прежние времена айшон выглядел еще эффектнее.

МОНИСТО
Серебряные монисто в Удмуртии передаются от матери к дочери. Сегодня их тоже делают из монет — у кого-то сохраняюсь монеты екатерининских времен. Появились в национальном костюме в 19 веке.

Серьги женщины носят из белого металла с подвесками.

ФАРТУК
Традиционная и древняя деталь костюма. На нем старинные рисунки. Играют роль оберега.

ЧУЛКИ
На шерстяных чулках тоже вывязан геометрический узор — национальная символика.

ОНУЧИ
Шьют из х/б ткани. В магазинах они не продастся, но умельцы делают до сих пор.

ПОЯС
Разноцветные шнуры — бахрома пояса — служат оберегом. Удмурты по сей день верят в их силу.

Женщина, увешанная серебром

Еще совсем недавно в удмуртских деревнях многие пожилые женщины носили по будням национальную одежду. Сегодня народные костюмы они надевают только по семейным или национальным праздникам.

Бабушки из деревни Баграш-Бигра, например, ходят в них на занятие фольклорного ансамбля. Именно сюда обычно привозят венгров, финнов и эстонцев, желающих посмотреть на «настоящих» удмуртов, сохранивших бытовые и культурные традиции. Тогда вся деревня наряжается, чтобы порадовать гостей.

Не забывают о национальных костюмах и в столице Удмуртии. Ижевская интеллигенция любит пощеголять в домотканых платьях и фартуках с монисто на съездах ассоциации «Удмурт кенеш», на юбилеях местных писателей, финно-угорских фестивалях и республиканских торжествах.

У городских удмуртов, не утерявших национальные корни, считается хорошим тоном иметь комплект такой одежды. Если костюм не достался от предков – обзаводятся новоделом. Почти во всех 25 райцентрах, как и в Ижевске, в домах ремесел на деревянных станках работают ткачихи, которым можно заказать полотно ручной выделки. Затем его отдают мастерицам, специализирующимся на пошиве народного костюма. В ателье села Алнаши, к примеру, таких заказов так много, что швеи едва успевают справляться.

В национальных костюмах выходят на сцену артисты удмуртского государственного театра народной песни «Айкай». Этот коллектив, в свое время отделившийся от Академического государственного ансамбля песни и танца «Италмас», отказался от стилизации и показывает на сцене обряды, песни и танцы максимально приближенными к фольклорным образцам, но не аутентично. Тот же подход и к костюмам. Это подлинные народные костюмы с небольшими акцентами: чуть увеличены фигуры орнамента, чуть ярче набраны краски – чтобы было виднее со сцены. За их изготовление нынешний директор «Айкая» художник Петр Данилов получил Государственную премию Удмуртии. Искусство удмуртского костюма Петр Данилов изучал не по книгам и альбомам, а в реальной жизни. Он вырос в Балтасинском районе Татарстана, где в удмуртских деревнях сохранились древние традиции национальной одежды, обогащенные воздействием татарской культуры. Потом изучил костюмы локальных групп удмуртов и поразился их разнообразию.

Читайте так же:
Цапля сшила башмаки не малы не велики

Костюм балтасинских удмуртов был первым, который Данилов сшил для «Айкая». Его не спутаешь с другим. Женский головной убор напоминает большой бант. В переводе с удмуртского он называется «девочка с цветком». Женщины в этих местах носили нижний черный камзол с длинными рукавами, а поверх – белый зипун с короткими. А у мужчин – фартук с вышитым редким узором «пчелиные соты».

Самая большая коллекция удмуртских костюмов хранится в Национальном музее имени Кузебая Герда. Старший научный сотрудник отдела этнографии Серафима Лебедева побывала не в одной экспедиции, чтобы собрать все сохранившиеся разновидности национальной одежды. Правда, очень старых экспонатов здесь нет – самые ранние датируются серединой XIX века. Примечательно, что костюмы северных и южных удмуртов разительно отличаются друг от друга.

Надо сказать, мужская одежда рано утратила национальные черты, сведясь к рубашке-косоворотке и штанам. А вот женская – целая поэма. Одетая в полный праздничный или свадебный комплект удмуртка представляла собой завернутый кокон. Каждая деталь необычна не только по внешнему виду, но и по способу одевания, и даже по значению. Самые красивые – северные комплекты, в том числе кировские. Это холщовые туниковидные одежды, вышитые или аппликатированные красным орнаментом или нашивками. В их основе – рубашка и распашной кафтан. Белое носили летом. Зимнюю одежду шили из клетчатой, часто полушерстяной домотканины. Примечательно, что техника вышивки рукава женской рубахи «гордэн» столь сложна, что до сих пор не раскрыта. А к важным элементам одежды невесты относился нагрудник, без которого нельзя было играть свадьбу. Изображенный на нем лунный узор связан с культом плодородия. Ученые считают, что этот рисунок – восьмилучевая розетка – восходит к очень древнему культурному пласту. Очертания других узоров орнамента одежды напоминают пермский звериный стиль, на них можно встретить печально знаменитую свастику.

Отличается одежда удмуртов, проживающих в южных районах Удмуртской Республики, на территории Татарстана, Башкортостана, Пермской области и Марий Эл. В Балтасинском районе, например, к подолу пестротканого платья пришивают ситцевую фабричную оборку, в каждой деревне своего цвета, по которой можно определить место жительства женщины.

Интересны у удмуртов и головные уборы. Айшон – высокий нарядный колпак – берестяной кверху зауженный короб, обшитый холстом. Сверху рядами нашиты серебряные дореволюционные монеты достоинством 10, 15, 20 копеек. А по самому краю могли навесить копейки XVI–XVII веков. Эти монеты семья собирала в течение веков, они передавались по наследству. И потому на одном айшоне можно увидеть гривенники и пятаки разных веков. Поверх айшона накидывается вышитый платок-покрывало – сюлык, на который нашиты кисти с монетами, бисер, раковины каури, бусы. У кукмарских удмуртов сюлык прикрепляется к айшону в виде рогов. Самый высокий айшон достигал 35 см, но существовали и низкие, в 5–7 см, сделанные из луба.

Не обходились удмуртки и без украшений – бусы из раковин, бисера, монисто, чересплечное украшение, браслеты из металла и сережки. Монисто – самое распространенное украшение. У каждой группы удмуртов они разные. По номинальной стоимости монисто могли доходить до 70 руб. серебром (в старину для крестьян это были немалые деньги), а весили они до 3 кг. Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстия и нашивали на тканую основу. Если семья попала в беду, например сгорела усадьба, украшение могли продать, но в основном оно передавалось из поколения в поколение. Также монеты нашивались на нагрудное украшение, на то, которое крепилось на левом плече (покойнику его надевали на правое), и даже на спинное. Встречаются монеты времен Ивана Грозного, петровские, павловские, екатерининские и другие. В советские времена использовали монеты и бляшки белого металла. Монетами украшали налобные повязки, девичьи шапочки такья.

Современные ижевские модельеры взяли на вооружение этнические мотивы. Например, Людмила Молчанова постоянно демонстрирует свои коллекции, рожденные под впечатлением от удмуртского национального костюма. Детали национальной одежды используют в своих изделиях и художники ижевской трикотажной фабрики «Сактон». Национальный костюм – экспонат всех этнографических выставок. Он продолжает жить вместе с народом, который его создал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector