Секреты узбекской тюбетейки
Секреты узбекской тюбетейки
«Я вышила тюбетейку из золотых нитей…» — поется в известной узбекской песне. Руками умелых мастериц вышивальщиц рождаются настоящие произведения искусства.
А Вы знаете какие секреты в себе хранит узбекская тюбетейка?
В Узбекистане тюбетейка – это не просто элемент одежды – это часть культуры народа. Сегодня тюбетейку на головах горожан можно увидеть только в особых случаях: семейных торжествах, похоронах или праздниках. А ведь еще несколько десятилетий назад тюбетейка была основным видом головного убора в Средней Азии. В ней ходили мужчины и женщины, дети и старики. Причем в каждом регионе тюбетейки имеют свое отличие. Условно дуппи разделяют на несколько групп: ташкентскую, бухарскую, самаркандскую, ферганскую, хорезмско-каракалпакскую и кашкадарьинско – сурхандарьинскую, также тюбетейки бывают праздничные, религиозные и повседневные. Эти национальные уборы изготавливают из мягкой или твердой ткани, декорируют вышивкой или бисером, придают круглую или квадратную форму.
Сегодня, однако, не каждый задумывается над посланиями, скрытыми в узорах дуппи, а ведь каждый изгиб, рисунок, линия – несут в себе глубокий смысл и тайну. До настоящего времени в народе сохранились целые легенды и предания о тюбетейках.
Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки, по преданию, охраняют здоровье мужчины с четырех сторон, а шестнадцать цветков по кромке тюбетейки выражают пожелание быть большой и дружной семьей (иметь шестнадцать детей). Эти тюбетейки имеют строгий, скромный и в тоже время очень декоративный вид. Для этих тюбетеек характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с черным фоном. Вышитые белым шелком цветы на темном фоне служили как бы выражением чистоты души и сердца мужчины.
При украшении женских тюбетеек преимущественно используется цветы, плоды и птицы. Среди цветочных мотивов распространены роза, ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони и др., а среди плодов — изображения граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др. Цветы чаще изображаются изображены сверху и сбоку. Особенно тщательно разрабатываются детали внутри цветков. Птицы могли составлять и основной узор орнаментального мотива. В основном, это изображения фазана, петуха, соловья («булбул»). Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства.
Таким образом, все элементы оформления узбекской тюбетейки — цвет, линия, орнамент — несут в себе важную смысловую нагрузку, нередко связанную с такими универсальными понятиями, как жизнь и смерть, свет и тьма, земля и небо, добро и зло. Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются спросом во всем мире. Иностранные туристы стремятся приобрести эти головные уборы, как необычный сувенир, многие даже украшают ими свой дом. А вот купить тюбетейку в личное пользование можно на любом базаре и в специальных сувенирных магазинах в туристических центрах.
Традиционная узбекская одежда
Мужской и женский национальный костюм. Узбекские тюбетейки
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.
Узбекская мужская одежда
Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.
Узбекская женская одежда
Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.
Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.
Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки
Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.
Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек. Повседневная тюбетейка «калампир» — одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки — они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.
2019 год – Год книги в СНГ
2020 г. в Содружестве объявлен Годом архитектуры и градостроительства. Какая столица стран СНГ представляется вам наиболее интересной с точки зрения архитектуры?
В Узбекистане проходит выставка тюбетеек
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана проходит выставка национального головного убора «Сшила я тюбетейку из шелковых нитей», на которой представлено более 50 видов тюбетеек.
Коллекция, собранная частным образом, представляет национальные головные уборы из различных областей и регионов Узбекистана. На открытии выставки выступил Председатель Академии художеств Узбекистана, Народный художник Узбекистана, Акмаль Нур, который отметил что эта выставка — возможность не только ознакомиться с творчеством народных мастеров, но и прикоснуться к истории собственного края, своеобразный урок для современного поколения.
Узбекистан славится большим разнообразием тюбетеек, которые справедливо считаются одним из национальных видов прикладного искусства и неотъемлемой частью народного костюма.
Своего расцвета искусство достигло в конце XIX — середине XX веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках.
Слово «тюбетейка» произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название — «дуппи». Тюбетейки имеют разнообразные формы — островерхие и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные.
Узбекская тюбетейка – круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами – это не просто головной убор. Это часть культурного исторического наследия Узбекистана. Помимо своих основных функций она выполняла также роль украшения, показывала статус и социальное положение ее обладателя.
В каждом регионе Узбекистана в оформлении тюбетеек есть свои особенности, традиции и характерные черты. Всего насчитывается, включая ферганские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. Традиционные орнаментальные мотивы каждая мастерица тюбетеек обогащает своей фантазией.
Отличаются тюбетейки и по случаю, к которому они одеваются. Самыми красивыми считаются, конечно, свадебные.
По сей день тюбетейки делятся на мужские, женские, детские и тюбетейки для стариков.
Для мужских тюбетеек обычно выбирается черный сатин или бархат, для женских – шелк, бархат и парча. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.
Узбекская тюбетейка.
Сделала две женские и две мужские тюбетейки. Из разных регионов Узбекистана: высокая мужская из города Чуст, невысокая мужская — Маргиланская, вся расшитая спелыми гранатами — из Шахрисабза — гилам дуппи и самая популярная среди девушек — Андижанская — вся расшитая розами.
Выкроены из бумаги, узоры наклеены, очень мелкие нарисовала гелевыми ручками.
Издревле одним из основных видов головного убора в Средней Азии является тюбетейка — вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо.
Упоминание о головных уборах, напоминающих тюбетейки, встречаются в исторических документах ХV-XVI веков. В музейных коллекциях сохранились образцы вышитых тюбетеек, относящиеся к середине XIX века. К середине XIX века выбор фасонов тюбетеек был достаточно разнообразен фасонов. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.
В Узбекистане имеется огромное количество самых разнообразных тюбетеек, которые подразделяются на несколько групп: Ташкентская, Бухарская, Самаркандская, Ферганская, Хорезмско-Каракалпакская, Кашкадарьинско- Сурхандарьинская. Также они делятся на: мужские и женские, предназначенные для детей и младенцев, а также, для стариков.
Сама технология изготовления тюбетеек состоит из нескольких этапов. Мелкий узор вместе с орнаментом тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка.. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка сохраняет свою форму, и долгое время служит своему хозяину.
Изготовление тюбетейки от закройки до прессовки проходит 16 этапов, почти все они выполняются женщинами и только на последних стадиях придания тюбетейке традиционной формы, подключаются мужчины, так как прессовка очень трудоемкий процесс.
Среди тюбетеек всех областей Узбекистана, самыми популярными считаются те, которые сделаны в городе Чуст, Андижанская область в Ферганской долине. Они называются – «чуст-дуппи», высокие тюбетейки. Они имеют квадратную форму, отличаются простотой и тонкостью вышивки белым шелком на черном фоне. Главное ее удобство – это использование сочетания классических цветов: черного и белого. Это позволяет носить ее как повседневно, так и на праздники. Узор вышивки «Чусти» на Востоке является традиционным: в верхней части изображены четыре стручковых перца (Калампир), которые считаются символом жизни и оберегом от сглаза. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Низ тюбетейки украшен вышитыми арочками, по четыре с каждой стороны. Каждый фрагмент орнамента имеет свой смысл, маленькая арочка – колыбель ребенка, а точки над ней занимающийся свет новой жизни, большая арка замыкающая рисунок – смертное ложе, озаренное последними лучами заходящего солнца, а элементы между ними – нелегкий жизненный путь. Череда куполов по ободу, как символ бесконечных рождений и смерти. Маленький купол — бешик, колыбель, большой купол — товут, сооружение, в котором отправляют в последний путь. Рождение, смерть. рождение, смерть. и так восемь раз.
В Ферганской долине также производят Маргиланские тюбетейки – Маргилан дуппи, они плотно облегают голову, небольшой высоты. Маргиланские тюбетейки отличаются удлиненной и тонкой формой «стручков».
Также есть версия, что рисунок изображает цветок сладкого миндаля – бодом. И ещё одна версия, что это трёхмесячный человеческий эмбрион. Какие-то тайные, эзотерические и мистические символы.
Когда тюбетейку складываешь, получается треугольник.
Женская Андижанская тюбетейка, вышивается в стиле «ироки» — плотным крестом или полукрестом – на белом фоне цветы урюка, граната и кусты роз. Змеевидная дорожка крест-накрест – это традиционный «илон изи» -след змеи — это оберег от злых сил. Такие тюбетейки носят молодые девушки.
Бухарские тюбетейки шьют из дорогого бархата и расшивают золотом, золотое рельефное шитьё. Раньше такие тюбетейки делали только мужчины. Считалось, что если женщина золотом вышивает, то оно скоро потускнеет.
Шахрисабзаские тюбетейки называют «гилам дуппи» — ковровые тюбетейки, все расшитые «ироки», очень много орнаментов, очень яркие цвета.
Это Ташкентские тюбетейки. Бордовый или тёмно-синий бархат, расшито белым бисером или бисером светлых тонов. Шьют такие и в Ферганской долине, и в Бухаре. Немного отличаются узоры. Такие тюбетейки носят только по праздникам.
Старинное ремесло не забыто в Узбекистане. Люди по прежнему носят тюбетейки. К тюбетейкам бережно относятся. Передают от мамы к дочке, от старшей сестры — младшей ( женщины не носят тюбетеек, только в некоторых регионах, например, в Кашкадарье женщины старшего возраста носят тюбетейки под платком). На многие традиционные праздники тюбетейка — обязательный подарок. Люди, делая тюбетейки, зарабатывают себе на жизнь. Это семейное ремесло. Так было и раньше, остаётся и теперь.
Материал для оформления текста Исторической части этой конкурсной работы я брала из этих источников:
-Юсуф Аскаров, Тюбетейка как символ «королевского» самосознания мусульман Средней Азии.