Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Красивый как сибирский валенок

Красивый как сибирский валенок!

Пимокатство – одно из самых старых производств в поселке Голышманово, в котором и по сей день мало что изменилось. Сохранить цех валяной обуви в постсоветское время помог малый бизнес. И ныне валенки делают в нашей области только голышмановские пимокаты, причем их продукцию можно назвать изделиями ручной работы.

Завьюжил-закружил декабрь метелями, щиплет морозом нос, румянит щеки. Не поработаешь снеговой лопатой, тропу не проторишь – из дому не выберешься. Вспомнили стар и млад про самую ловкую для такой поры обувь – валенки. Уже не диво, что в спросе они не только в деревне, но и в больших городах.

Немного истории

Чтобы не простыть, держи ноги в тепле, советуют бабушки. В старину валенки считались особо ценным подарком, а иметь собственные было очень престижно. Невесты выбирали себе жениха по валенкам, поскольку считалось, что жених в них – состоятельный человек. В те времена в новую избу первым делом не кошку впускали, как сейчас, а ставили ближе к печке валенок – залог тепла и уюта в доме.

С той поры многое, конечно, изменилось. И зимы стали мягче, и мерки семейной состоятельности иные, но все равно кататься с горки ребятишкам удобнее в валенках – ногам тепло, уютно, а влепишься в другого пацана, так не то что сапогом.

В старину, считай, в каждом селе были мужики-пимокаты. О добром мастере шла слава по всей округе, и от заказчиков у него отбоя не было. В 1932 году на территории Голышмановского района пимокаты начали объединяться в артели, они входили в состав цеха по изготовлению валяной обуви появившегося промкомбината. Тогда в колхозах было хорошо развито овцеводство, в отарах насчитывалос ь по тысяче голов. Шерсть сдавали в Омск, где из нее ткали ковры, выпускали ткани, а в своем поселке она шла на валенки. Цех выпускал две тысячи пар в год. В войну за чисто мужское ремесло взялись женщины и дети. В 1944 году цех выпустил всего 380 пар обуви.

В начале 70‑х годов на базе разных мастерских и цехов в поселке организовали комбинат бытового обслуживания населения, в его структуру перевели и цех валяной обуви. В нем стояли все те же старые деревянные шерсточесальные машины, которые рабочие крутили вручную, и только в 1980 году приспособили к ним электродвигатели. «Ремесло это старинное, потомственное. При мне в цехе работало несколько поколений пимокатов: Кадочниковы, Кузнецовы, Жило, Сафроновы, Ледяевы. Специальных учебных заведений не было, мастер брал ученика, и тот рядом с ним осваивал премудрости дела, – вспоминает Александр Власов, который руководил предприятием 23 года. – Одно время валенки выпускали в Заводоуковске и в Сорокино, но голышмановские всегда пользовались спросом. Наши образцы областное управление бытового обслуживания представляло на выставке в Москве, и там они оказывались лучшими».

В перестроечных 1990 годах комбинат бытового обслуживания, оставшись без государственной поддержки, выстоять не мог. На базе его цехов и мастерских открывались одно за другим частные предприятия. Благодаря малому бизнесу и уцелел до наших дней пимокатный цех, сохранился народный промысел. Правда, переходил из рук в руки, за долги кредитора с десяток лет был в собственности Сбербанка РФ. Находились предприниматели-арендаторы, которые продолжали дело и вывели-таки голышмановские валенки в свет уже в новой России, они снова «дошли» до Москвы, были удостоены знака «Тюменская марка». Но банк продолжал искать покупателя цеха, еще нескольких помещений и административного здания бывшего КБО.

«Русские валенки» востребованы

Сергей Овсянников 23 года проработал мастером бригады высоковольтников в районных электросетях. Уволился. С хорошей, стабильной зарплаты он рискнул уйти в частный бизнес. «У жены был свой отдел в торговом доме, и меня сговаривала в помощники, – признался Сергей Владимирович. – А тут появилась возможность выкупить КБО, где она когда-то работала инженером, окончив Московский технологический институт. После переговоров с банком взял льготный кредит в местном представительстве фонда поддержки малого бизнеса, пустил в ход собственные резервы, и сделка состоялась два года назад. Тогда сказал себе: первые три года я не возьму ни рубля, все средства направлю на восстановление помещений и производства, на благоустройство». Осен ью в сапоговаляльный цех вернулись рабочие. Несмотря на то, что за последние годы неоднократно менялись его хозяева, коллектив мастеров оставался стабильным. Это и помогло сохранить ремесло.

Читайте так же:
Сколько градусов в «Блейзере»

Единственный в цехе мужчина – Дмитрий Крючков, мастер на все руки, может любому помочь. А вообще-то он слесарь. Так вот благодаря кому работают давно отжившие свой век машины! Думал было Овсянников купить новые, искал и в Интернете, но ничего подобного, пригодного для малого сапоговаляльного производства, не выпускается. Недавно на выставке «Тюменская марка» супружеская пара китайцев купила три пары наших валенок. Разговорились про оборудование. Сделаем, предложили, только скажи – какое. «Ну уж нет, еще и валенки катать надумают, – насторожился тогда Сергей. – Будем на старых машинах работать, ничего в них мудреного нет, металл прочный, а детали ремонтируем в местных сельс ких мастерских, умельцы не перевелись. Кое-что заказываем на Ишимском машиностроительном заводе». У каждой из женщин, работающих в «Русских валенках», есть основное дело, но все они – смежники, как раньше называли, то есть могут выполнять любую операцию. Партию шерсти вначале разбирают по цвету, первой идет в ход белая, за ней серая, потом черная. Здесь валенки вообще не красят – никакой химии! «Притронь тесь рукой, чувствуете тепло?!» – спровоцировала меня на эксперимент Татьяна Столбова. Она пришла в цех после окончания педагогического училища, правда, давно это было. По должности начальник цеха, принимает шерсть у сдатчиков, на ней же – склад, учет готовой продукции и про дажа.

Однако вернемся к процессу. На чесальной машине Елена Бобова превращает снятое с овцы руно в пышное, без комков, волокно. Дальше идет с амая ответственная операция – заростка валенка (ого, «зародыш» чуть не с меня ростом!). «Именно по ней всегда можно отличить хорошего мастера. Какая заростка, таким и валенок будет, погрешность уже не исправишь», – дают наставления Галина Землянова и Татьяна Золотарева, прощупывая готовый валенок. Им ли не знать, ведь у каждой больше двадцати лет стажа на заростке. Затем партия их «пушистых макси» попадает в машину для стирки, из которой издели я выходят «скукоженными» от горячей воды. Назавтра (это раз в неделю) та же Галина Землянова приступает к наколотке. Одетому на деревянную форму (колодку) валенку деревянной колотушкой придает форму, размер. И носочек выколотит, и пяточку аккуратную. К высушенным вернется Елена Бобова, обрежет лишнее у голенища, сформирует парами, промаркирует. Готово! Ах, нет! Ныне куда большим спросом пользуются расшитые украшениями валенки. Потому весь день нет свободной минуты у уборщицы Раисы Якимовой, рукодельницей стала – выдумывает узоры разные для аппликаций на голенищах. В помощь ей ученицу приняли. Девять человек имеют в цехе постоянную работу.

«В прошлом году две тысячи пар валенок продали к концу декабря. Морозы пришли, а валенок у нас уже нет. Продавали, как говорится, тепленькими. Только в феврале они начали накапливаться на складе. К нынешнему сезону изготовили 2600 пар, продолжаем делать. Думаю, три тысячи пар продадим, – с оптимизмом рассказывает владелец цеха. – В прошлом году организовывали выездную торговлю в соседних районах, не оправдалась, отказались. А вот от предложений поучаствовать в выставках и ярмарках не отказываемся. Бываем в Сургуте, Нефтеюганске, на Никольской ярмарке в Ишиме, в Тюмени наш товар расходится на «ура!». Оптового покупателя не ищу, иначе жители своего района останутся без валенок. На какие спрос больше? Заметил, чаще покупают детские и женские. Чулки валяные бабушкам приглянулись. Новинка этого сезона – тапочки валяные, оформленные мехом, расшитые бисером, паетками, стразами. Купят одни – за другими идут, соседке иль деду в подарок. Из остатков шерсти делаем к ошму, она идет как утеплитель под капот автомобиля».

Читайте так же:
Глухой воротник что это значит

Этот цех для селян – единственная возможность реализовать шерсть со своего подворья. Местным жителям в ее закупе здесь не отказывают, но большие партии сырья не нужны, потому как склад для нег о рассчитан всего на тонну. А с предложениями звонят со всей округи, даже из Казахстана. Так что с шерстью проблем у «Русских валенок» нет.

Кстати, целебные свойства валенка в старину хорошо знали деревенские знахарки, и городские врачеватели рекомендовали их «от поясницы», «от ломоты», «от спины». Шерсть впитывает влагу, оставаясь сухой, обладает противовоспалительными свойствами, способствует заживлению ран и переломов. Значит, валенки не только удобны, но и полезны. Так что носите их на здоровье, когда снег искрится и хрустит под ногами.

Не так ты прост, сибирский валенок!

Общество

Не так ты прост, сибирский валенок!

Побывав на выставке «Сибирский валенок» в краеведческом музее, корреспондент «Вечёрки» задумался над известным выражением «прост, как валенок». Откуда оно возникло? И так ли уж проста эта обувь, как о ней думают?

Прежде чем разбираться с простотой, давайте вспомним историю самих валенок. Вообще, валяние как способ обработки шерсти широко использовали степные кочевники: делали из такой шерсти подушки, тёплую подстёжку под одежду и даже обтягивали ею стены своего жилья. Однако валяная обувь впервые появилась в Сибири. Изначально валенки были низкими, а их голенища изготовлялись отдельно и пришивались к нижней части обуви. Бесшовное производство придумали умельцы XVIII века из Мышкина – мастера впервые стали делать валенки целиком. Вот почему этот город Ярославской области принято считать родиной настоящих валенок. А уж из Мышкина валенки бодро зашагали по всей России, став самой известной народной обувью.

Удивлявшее иностранцев отсутствие швов можно считать достоинством валенок. Видимо, благодаря этой заметной с первого взгляда особенности и называют валенок простым – никаких тебе изысков и сложностей в конструкции. Чего не скажешь о процессе изготовления: он очень трудоёмкий и при ручной работе требует большого умения мастерапимоката. Промышленным способом, конечно, на один валенок тратится меньше усилий, но и получаются они не такими, какие носили наши деды.

«Мне под шубу подберите!»

– Мы по-деревенски словом «пимы» называем заводскую обувь, а «катанками» – произведённую вручную. И то и это – валенки, но они разные по качеству, – рассказывает Андрей ЛАУКЕРТ, мастер-пимокат из омской глубинки. – Заводскому валенку уделяется гораздо меньше внимания – на производстве за всем не уследишь. Например, один из этапов производства – опускание обуви в кислоту, которая используется для того, чтобы шерсть легче обрабатывалась, быстрее укатывалась до нужных размеров. В итоге валенок быстро твердеет, становится жёстким, порой даже ноге больно. А самокатки делаются без кислоты: тогда шерсть лучше простирывается от мусора, жира, пота – за счет этого валенок даже теплее становится. Правда, приходится его очень долго крутить, мять, валять… Химию заменяем механикой. А люди готовы год ждать, лишь бы получить валеночки, соответствующие их желаниям.

Сегодня, говорит мастер, много желающих приобрести женские валенки: они отличаются от мужских не только размером, но и отсутствием заворота сверху. При этом многие стараются цвет под шубу подобрать:

– Один спрашивает валенки естественного черного цвета, как шерсть, из которой они делаются, а другому нужно под зимнее пальто подобрать, – продолжает пимокат. – Капризны люди по поводу цвета. А так, в целом, разные валенки просят, очень много детских. И чуни активно спрашивают – это сельское прозвище низких валенок без голенища, в которых и в избе удобно ходить.

КСТАТИ

В России есть музеи валенка: в Москве, в Мышкине Ярославской области и в Мордовии.

• Пока валенки новые и неразношенные, они не различаются на правый и левый. Эта обувь входит в комплект спецодежды газовиков, нефтяников, железнодорожников.

• Чтобы ходить по льду, самые смекалистые владельцы валенок «надевают» ледяные калоши. Это делается так: на морозе нижние части валенок слегка обливаются водой, которая, не успев просочиться сквозь войлок, застывает плёнкой. Через пару минут процедура повторяется. А чтобы «калоши» не скользили по льду, нужно походить по снегу: он пристанет крупинками к ещё мокрым подошвам.

• В 2009 году модельер Вячеслав Зайцев обул в валенки шагавших по подиуму моделей: украшенная войлочная обувь появилась в его коллекции осень-зима – 2009.

• Самые маленькие валенки – размером около 3 мм – свалял омич Анатолий Коненко. А гигант 130-го размера и высотой 140 сантиметров свалял житель башкирской деревни Раевка Ришат Хазивалеев. На суперваленок ушло около 50 кг овечьей шерсти.

Как делают настоящие русские валенки

Сибирские валенки — пимы (ударение на последнем слоге) — каких-нибудь сто с небольшим лет назад считались роскошной и дорогой обувью, на ярмарках они выставлялись на самое видное место и не облагались налогом. Мастера ревностно хранили секреты валенковаляния и общались между собой исключительно на условном языке — жгонском. И хотя валенки ручной работы теперь сложно найти, на Алтае еще осталось аутентичное ручное производство войлочных пимов — одного из самых теплых видов обуви.

Читайте так же:
Прозрачная водолазка 2022 с чем носить

52 градуса северной широты и 80 градусов восточной долготы. Алтайский край, село Родино. В сапоговаляльном цеху фабрики с сохранившимся с советских времен названием «Орбита» сильно пахнет овчиной. Играет радио. У Николая и Анатолия, отделочников цеха, особой популярностью пользуется Джастин Тимберлейк. Его мелодичное пение, принесенное радиоволнами, заглушает гул виброшлифовального станка. Отделка — уже финальная стадия создания знаменитых сибирских пимов. Прежде чем услышать Тимберлейка, валенки проходят долгий и тяжелый путь.

В Алтайском крае «Орбита» — единственный пимокатный цех, работающий в полную силу, круглый год, и зимой и летом. Другие пимокатни давно обанкротились, закрылись из-за нерентабельного характера производства, как принято говорить. В жесткой экономической борьбе победили большие автоматизированные фабрики, такие как ярославская или кукморская. За два с половиной века производство валенок эволюционировало, хотя начиналось все с ручных пимокатных артелей, таких как «Орбита».

Почему-то валяные сапоги причисляют к исконно русской обуви. Ассоциативный ряд: валенки, балалайка, медведь, зима, Россия — неизменен. Часто можно прочесть байки о том, как Петр I лечил валенками суровое похмелье после веселых светских раутов. Но, согласно архивам, подобные утверждения ошибочны. «На Руси сапоги из шерсти не делали, и во времена Петра I валенок просто не существовало», — говорит Ирина Октябрьская, доктор исторических наук, профессор Новосибирского отделения РАН.

Нетканый войлочный материал известен со скифской эпохи (VI–V века до н. э.), изобрели его кочевники горностепного пояса Евразии. Однако документальных доказательств сапоговаляния до XVIII века на Алтае или где-то еще нет. Никому просто в голову не приходило сделать цельные сапоги из прессованной шерсти. Оригинальная идея появилась только в конце XVIII века у мастеров Семеновского уезда Нижегородской губернии — официальной родины валенок. К середине XIX века пимокатни появились и в Сибири.

Я стою в полумраке перед трехметровой горой шерсти. Это начало пути. Шерсть для пимов привозят на «Орбиту» только из северных районов Казахстана — это обязательное условие. Стричь овец нужно осенью — весенняя шуба животных категорически отвергается. Как объясняет директор «Орбиты» Николай Ващенко, осенняя шерсть подходит больше — она грубая и короткая, в ней много пуха и мало «жиропоту», который образует ненужные комки.

шерсть.jpg

Итак, выбор сделан: осенняя шерсть северных баранов. Прежде чем стать валенками, она проходит множество инстанций. Сначала шерсть направляется на трепальную машину для очистки от примесей и пыли. Затем к делу приступает чесальная машина: огромный барабан с гребнями, превращающими шерстяную массу в тонкий плотный ковер. Ковер сворачивают, полученный сверток называется «куделя». С трепальными и чесальными машинами работают только мужчины. Полные названия их профессий звучат многосложно и красиво: например, чистильщик-точильщик чесальных аппаратов. Так сразу и не запомнишь. Работа мужчин важна, но, несмотря на громкие названия специальностей, это всего лишь подготовительная миссия, приготовление к самому важному, магическому ритуалу. Качество готовых пимов обеспечивают женщины, которые валяют из бесформенной кудели теплые и удобные сапоги.

Читайте так же:
Как вывести пятно от тонального крема с джинсов

Валяльщицы на «Орбите» работают в тишине за широкими деревянными столами. Женщины обижаются, когда их называют по-простому — валяльщица или основщица. В трудовых книжках у них записано: изготовитель основы валяльно-войлочных изделий. Каждая женщина делает только определенный размер валенка: Антонина — 24-й, Мария — 25-й, а Валентине достался мужской 30-й. Размеры валенок равны длине стопы. Например, если у меня стандартный 38-й размер обуви, мне подойдут валенки 24-го размера. Самые маленькие размеры — детские — 13-й, 14-й, 15-й. Самые большие — 34-й и 35-й — соответствуют 46-му размеру другой обуви.

Картонные макеты, по которым делают валенки, в три-четыре раза больше готовых сапог. Огромный макет женщина кладет на стол, обводит мелом и закладывает по меловому контуру шерсть из кудели. Получается одна сторона валенка. Операция повторяется снова. Изготовитель складывает стороны вместе на грубой ткани, поливает горячей водой и скатывает в рулон для прессовки. Через несколько минут рулон разворачивается, и аккуратные руки сращивают целый валенок. На этом этапе валенки похожи скорее на чулки великана, чем на удобную зимнюю обувь. Выглядят «чулки» чудновато, но, в сущности, все логично: при дальнейшей варке шерсть уплотняется, и обувь приобретает привычные размеры.

За каждую пару пимов изготовитель основы валяльно-войлочного изделия получает в среднем 30 рублей, а еще год назад и вовсе платили по 5–6 рублей. В Москве сибирские валенки ручной работы стоят 4–5 тысяч рублей. Контраст не требует комментариев. В Родине стоимость пимов определяется размером: эту цифру надо умножить на 24. За свой 38-й (24-й) мне пришлось бы заплатить 576 рублей, но родинцы — люди радушные и щедрые — подарили мне пару роскошных фирменных пимов.

«Неподшиты, стареньки»

39-1

Для всякого русского человека эта обувь знакома с детства. И в нынешние времена даже на городских детях, весьма избалованных обувным репертуаром, нет-нет да и заметишь старые добрые валенки с калошами. Вид, может быть и отстойный, но удобство несомненное. Действительно, не только в мороз, но и в жару ноги в валенках ощущают сухость, тепло и комфорт. Обувь эта никогда не «садится» и не деформирует стопу. Ну а для иностранцев валенки – один из символов России и загадочного характера ее обитателей.

Но вот вопрос, можно ли считать валенки традиционной российской обувью или нет, не решается однозначно. И это притом, что валенки на другие языки так и переводятся – valenki. Да и представить себе жизнь в большинстве регионов современной России без валенок трудно. Россия – страна во многом северная. Валенки так прочно вошли в жизнь России, что стали оказывать влияние и на развитие ее истории. Например, историки полагают, что валенки стали одним из факторов победы в Великой Отечественной войне.

Как считают историки, первые валенки, такими, какими мы знаем их сейчас, появились лишь в самом конце XVIII века. Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. В конце XVIII столетия валенки приобрели свой привычный вид. Ремесленники Ярославской губернии догадались валять их целиком с голенищем. Это качество явилось главным достоинством валенка – он получился мягкий и удобный, и ногу не натирал – ведь был без единого шва. Просто, как все гениальное. Настолько просто, что «валенком» в русской молве зовется до глупости наивный человек. А может и гениальный, на манер Ивана-дурака.

Читайте так же:
Низкая посадка джинсы мода

Один только недостаток замечен у валенок: они боятся сырости. Модернизация этой обуви шла посредством галош: вначале на валенки надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.

Родиной русских валенок называют разные места: то Семеновский уезд Нижегородской губернии, то город Мышкин Ярославской губернии. Но как бы то ни было, в XVIII веке изготовление валенок было кустарным производством. Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат», смешивая с шерстью мыло, соду, добавляя слабый раствор серной кислоты. Этот труд был тяжелым, но выгодным. Старорусские валенки стоили очень дорого, такую роскошь могли позволить себе только состоятельные люди. В крестьянской среде зажиточной считалась та семья, в которой валенки носили все ее члены. А так хорошо еще, если была одна пара на всех. Валенки передавали по наследству. Для солдата вообще ничего дороже валенок не было. Теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.

На 1901 год производство валяной обуви было самым распространенным видом кустарных промыслов в Ярославской губернии. На Ярославщине этим промыслом занимались 146 семей. Умельцы в тайне хранили секреты технологии, передавая их по наследству.

В начале XX века Россия производила несколько десятков миллионов пар валенок. Только на территории нынешней Российской Федерации в ту пору работала 41 валяльная и пимокатная фабрика. Кроме того, катали и валяли валенки и по избам, для своей семьи и на продажу.

Каждый район отличался своими валенками: в Сибири предпочитали валять обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских валенок непременно были подшиты плотным войлоком, татары нередко украшали валенки тесьмой, бисером или гарусом.

Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые. Но в целом процедура изготовления валяной обуви выглядела так. Ее довольно подробно описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Хорошо перебитая шерсть укладывается в форме сапога двойных размеров на деревянный стол и приглаживается рукой для образования слабого войлока; затем его прикрывают холстом; взбрызнув горячей водою, сворачивают вдвое и к подошве приставляют два маленьких куска войлока. Края их загибают и, продолжая валять, соединяют вместе, образуя правильный сапог. Далее сапог обдается кипятком и мнется руками, натирается мылом и крепко гладится для лучшего уплотнения массы. Потом его опускают в кипяток, при чем шерсть распаривается и прочнее сваливается. По вынутии из котла сапог продолжают выправлять, несколько раз повторяя операцию опускания в кипяток, вставляют в него колодку, сушат, натирают мелом и отделывают пемзою. Из пуда шерсти получается около 10 пар сапог, которые продаются на месте от 60 копеек до 1 рубля за пару».

С тех пор технологии существенно не изменились, только вот цена возросла. В настоящее время в России действует 14 фабрик, изготавливающих около трех миллионов пар в год. Причем 20% производства всех валенок сосредоточено на Кукморской фабрике. Эта фабрика была создана в селе Кукмор Казанской губернии на основе двух торговых домов – братьев Родыгиных и братьев Комаровых. А валяльно-чесальное дело братьев было организовано еще в 1867 году. Сейчас Кукморский валяльно-войлочный комбинат выпускает до 700–800 тысяч пар валенок в год. Конечно, это меньше, чем в прежние времена. Но главное – традиция русского валенка жива. И будем надеяться, проживет еще долго.

Редакция выражает благодарность телеканалу «365 дней ТВ» за предоставленные материалы.

Узнавайте и другие интересные факты в программах Русского исторического телеканала «365 дней ТВ»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector