Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие есть татарские тюбетейки

Тюбетейка

Тюбете́йка (түбәтәй) – универсальный головной убор жителей Поволжья, Средней Азии, Урала, Кавказа, Западной Сибири, Крыма, неотъемлемая часть татарского наряда. На сегодняшний день татарская тюбетейка является таким же национальным атрибутом, как гармонь, чак-чак, или калфак. Из элемента традиционной мусульманской одежды она довольно быстро перешла в современный головной убор. Слово «тюбетейка» происходит от тюркского слово «тюбе» и в переводе обозначает «вершина», «крыша».

История

В настоящее время выделено несколько версий происхождения тюбетейки:

1. Тюрки носили шарообразный подшлемник из войлока (тюбетейку) под боевым шлемом.

Чтобы быть всегда готовым к боевым действиям, подобные шапочки-подшлемники носились довольно часто и без шлема. Учитывая то, что тюбетейки были легкими, их ношение не было обременительным. Спустя некоторое время подшлемники видоизменились, и дошли до нас как современные тюбетейки.

2. В далекие времена тюбетейки носили так, чтобы они закрывали макушку головы и лоб до бровей. Все это делалось для того, чтобы защитить «третий глаз» и уберечь себя от отрицательной энергии, порчи, сглаза.

3. В то время у крестьян практически не было красивых вещей в быту, люди вынуждены были создавать их самостоятельно. Не составляло труда сшить себе шапочку, украсить ее узорами и освятить обычаями. Так, несмотря на скромный быт и бедное жилище, тюркским крестьянам удавалось создать довольно нарядный внешний вид.

4. Далее пришло время, когда обязательным стало ношение мусульманином головного убора в местах общего пользования. Особенно важно это было делать во время молитв в мечети, а также в дни празднования Курбан и Ураза-байрам.

Состояние

Существует два вида тюбетеек у татарского народа. Первый тип выполнен в виде небольшой шапочки из ткани, остов который шили из четырех клиньев — такыя. Позже уже были созданы тюбетейки полусферической формы, а до середины 19 века их верх был заострен. Чаще всего в шитье использовали такие ткани, как парча, бархат, шелк, хлопок и другие. В качестве украшения использовали пайетки, вышивку, канитель и прочие декоративные элементы

Второй тип был оформлен в виде низкого усеченного цилиндра, с плоской верхушкой и твердым околышем, который назвали – кәләпүш. Наиболее популярные цвета считались черный и зеленый, а бархат являлся доминирующим материалом производства. Далее стали появляться и другие варианты окрашивания. Кәләпүш обычно был простеган машинной строчкой и украшен декоративными элемента и вышивкой.

По тому, как выглядела тюбетейка владельца, можно было судить о роде деятельности, финансовом положении, возрасте, а также к какому сословию и полу принадлежал человек. А вот женская тюбетейка прикрывала только верхнюю часть головы и была меньше по размерам, чем мужская. Калфак надевали на голову, используя специальную повязку — ука-чачак. В то время взрослые женщины убирали все свои волосы под калфак, а у молодых девушек тюбетейки были небольшого размера. Конечно же, декоративных элементов на женских тюбетейках было больше, а вышивка и форма орнаментов округлее и разнообразней.

В повседневной жизни предпочтение отдавалось зеленым и черным тюбетейкам, а в праздничные и выходные дни они имели различные украшения и были расшиты золотой нитью и бисером. Их надевали на такие праздники, как Курбан-байрам и священный месяц Рамазан.

Чаще всего изготовлением и шитьем тюбетеек занимались женщины, которые всегда были в почете. Тюбетейку прошивали из нескольких слоёв ткани, которую в дальнейшем украшали шелковыми или хлопковыми нитями. И только на готовом головном уборе отшивали узоры.

Впечатления

Здесь, мы укажем факты о тюбетейке, которые будут интересны читателям портала Живое Наследие:

15 глупых вопросов о татарах

Татары пьют чай с молоком, носят тюбетейки и еще о них много пословиц и поговорок — об этом знают даже те, кто ни разу не делал селфи на фоне Казанского Кремля. Но верны ли стереотипы на самом деле и откуда они взялись — мало кто догадывается, кроме ученых.

Enter задал кандидату исторических наук Айрату Файзрахманову и этнографу Елене Гущиной 15 очевидных вопросов о татарах, на которые вряд ли ответят даже сами представители этой национальности.

Откуда пошло само понятие «татары»?

Есть несколько версий этимологии этого слова. Согласно первой, происхождение названия — китайское: термин присутствует в их источниках с середины первого тысячелетия нашей эры. Второй вариант: использовать такое обозначение сам этнос начал 1 500 лет назад — найдены афонские записи на камне, датированные VIII веком, в которых упоминается племя отыз-татар в контексте событий VI века. Получается, названию народа больше тысячелетия. Существует и третья теория: европейцы переиначили слово «тартар», связанное с исчадиями ада. Эта версия возникла позже остальных, на Западе, но оказалась ошибочной. Дело в том, что татары с их отличной от европейцев культурой не были понятны западному миру, потому их и демонизировали.

Почему татары такие гостеприимные?

У татар было много связей с разными народами, чьи традиции они перенимали. Даже в исламе много говорится о том, как вести себя с гостями: нужно отдать чуть ли не последнее гостю, чтобы он быть сыт. Здесь сказывается и связь с другими регионами — с Кавказом, например, а о гостеприимстве кавказцев знают все. Кроме этого, татары в XIX веке активно начали заниматься торговлей: приезжая в иноземные страны, они, как гости, хотели определенного к себе отношения, и транслировали его в том числе и на свой дом.

Читайте так же:
Джинсы levis 311 shaping skinny
Все татары любят чай с молоком. Это так?

Традиция добавлять в чай молоко и молочные продукты характерна для многих народов Востока, особенно кочевников. Эти ингредиенты в жизни татарского крестьянина занимали значительное место, причем свежее молоко практически не употребляли, используя его только в переработанном виде: сливки, каймак, катык. Путешественники и исследователи отмечают, что татары пили чай часто и много, гораздо больше других народов Поволжья. Заваривали его очень горячим и крепким, а подавали с медом или сахаром, маслом или топлеными сливками — молоко же при этом зачастую было подогретым или топленым.

Почему татары любят жирное и мучное?

Важно понимать, что считается традиционным. Треугольник, например, пришел из Средней Азии во второй половине XIX века. То, что мы сегодня представляем древним (от еды до одежды), во многом появилось только два века назад и характерно для разных народов. Такие пищевые привычки татарского этноса не связаны с кочевым образом жизни, скорее — с развитием сельского хозяйства два века назад. Результат: увеличение мучных изделий в рационе многих народов России, включая самих русских.

О татарах много плохих пословиц и поговорок. Откуда они?

Негативные пословицы и поговорки есть про все народы и связаны в основном со стереотипами — с их помощью картина мира упрощалась, становилась более понятной. Противоречивые отношения между этносами всегда влекут за собой попытки опять-таки демонизировать народ: как пример можно вспомнить сложные отношения Руси и Золотой Орды. Существует присказка «чур меня». Чур — телохранитель татарских феодалов, который собирал налог, и, естественно, это мало кому нравилось, даже несмотря на то, что сам чур был важен в иерархии Орды.

Пословица «незваный гость хуже татарина», к примеру, тоже о воине, собиравшем дань. Для понимания: сейчас татарами считаются все, кто себя к ним относит и говорит на татарском. Раньше же так в основном называли только воинов и элиту: только у них было татарское самосознание.

Почему татаро-монгольское иго называется именно так? Ведь татары тоже были одним из порабощенных народов.

В научной терминологии понятие «иго» уже не актуально: российские ученые отказались от него, а в школьных учебниках термин отсутствует около пяти лет. Это понятие больше литературное и появилось в начале XIX века благодаря людям, которые описывали национальную историю. Последние не были настоящими учеными в этой области: например, термин однажды применил Карамзин (к слову, тоже не профессиональный историк) — так понятие попало в советские учебники.

Татары, проживающие в РТ — одна из самых больших групп потомков средневековых татар, а казанские имеют историческую взаимосвязь с булгарами. Те в свою очередь пострадали от завоевания хана Батыя: его полководцы захватили Булгар и окрестности — это были смерти, порабощение, лишение булгаров своей государственности. Для казанских татар, их предков, произошедшее тоже трагическая страница истории.

Какое-то время Булгар был ставкой Золотой Орды, и государство татаризировалось в течение 70-80 лет: они не только стали называться татарами, но и начали говорить на их языке.

Действительно ли настоящие татары смуглые и темноволосые?

Есть расхожие стереотипы: одни считают, что татары маленькие, «черненькие», с узкими глазами, а их типаж близок к монгольскому, другие же описывают их светловолосыми. На самом деле татары — многокомпонентный народ, который вобрал в себя различные этнические группы Поволжья. В них есть и большой финно-угорский элемент, и кровь булгар, половцев, ногайцев.

Смуглость некоторых татар обуславливают местами расселения — большая часть их предков жила в предгорье Кавказа. Также это связывают с близким проживанием к Черному морю из-за торговой деятельности — татары обменивались товарами почти со всем европейским миром.

Почему татары носят тюбетейки?

«Тюбетейка украшает всех: и седины мудреца, и косы невесты», — есть такая восточная поговорка. Это самый распространенный головной убор у всех тюркских народов. У казанских татар она была домашним аксессуаром — поверх нее надевали различные войлочные и меховые шапки и шляпы. Существуют два вида татарской тюбетейки: такыя и каляпуш. Такыя считается более древней — это небольшая шапочка из ткани (шелк, парча, хлопок, бархат), остов которой скроен из четырех клиньев. Она украшалась вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими способами. Каляпуш же представлял собой низкий усеченный цилиндр с плоским верхом. Первоначально он получил распространение у городских казанских татар, потом стал популярным и в селах.

Тюльпан — символ татарского народа. Почему?

Это степной цветок, к тому же тюльпан часто используется в исламе — его можно увидеть в оформлении мечетей разных стран. Его называют цветком ислама и Всевышнего, потому что у него пять лепестков — столько же и букв в слове «Аллах». Кроме того, мусульманская религия ограничивает в изображении некоторых символов: например, нельзя рисовать людей и животных, а что-то растительное — разрешается.

Читайте так же:
Терновый венец тату эскиз Немного об одежде
Как татары приняли ислам?

Считается, что из Багдада приехал посол ибн Фадлан, при участии которого в 922 году ислам признали официальной религией в городе Булгар. Однако, согласно историческим записям, предки булгар исповедовали ислам еще до этой даты. Вероятно, они были знакомы с религией мусульман с VII-VIII веков, потому что на тот момент жили в предгорье Кавказа на территории хазарского каганата. Так, через город Дербент они могли знать об исламе с начала его возникновения.

Эта религия в течение двух веков стала для жителей Булгар основной: сначала проникла в среду элит, а за ней потянулся простой народ. Здесь есть еще и политический подтекст: хазарский каганат принял иудаизм, а булгарам, которые находились под его влиянием, надо было что-то противопоставить. Также выбор в пользу ислама во многом зависел и от географического положения татарского народа.

Кряшены, мишари и крымские татары — это одно и то же?

Каждый народ в своей материальной и духовной культуре имеет общие базовые черты, но много региональных отличий. На территории России и стран зарубежья существуют исторически сложившиеся группы татар, различные по происхождению и этнокультурным особенностям. Они имеют локальные самоназвания: например, астраханские, крымские, литовские татары. Среди татар Волго-Уралья выделяются казанские, крещеные и татары-мишари. И внутри этих групп также есть этнотерриториальные различия — среди одних только казанских выделяют шесть таковых: северо-западная, елабужская, пермская, приуральская, юго-восточная и чепецкая группы. Отличия проявляются в диалекте, обрядовой культуре, традиционном костюме, особенностях приготовления пищи.

Почему мишари считаются вредными?

Мишари — это субэтническая группа татар, обособленно проживающий на своей территории. Здесь можно привести пример с казанцами: по факту они являются жителями России, но при этом имеют отдельное прошлое.

В XVII-XIX веках мишари начали активно заниматься торговлей, что понравилось не всем, и, возможно, вызвало зависть у других групп. Есть даже татарская поговорка о том, что они ради торговой прибыли готовы на все. Также мишарей называют элитой татарского народа, потому что они хорошо знают свою историю, у них сильно развито субэтническое самосознание, а казанским татарам остается только над этим посмеиваться. А когда твой сосед старается все уметь, при этом еще и активно торгует, возникает некий внутриэтнический дружеский троллинг — отсюда и сложившееся негативное отношение к мишарям.

Татары хоронят покойников в простыне. С чем это связано?

Хоронить в простыне — мусульманская традиция: ткань белая, потому что так проще и удобнее, а также этот цвет любил пророк Мухаммед. Существующие традиции характерны для всех мусульман — они древние и установлены при пророке. Как хоронили еще 1 500 лет назад арабы-мусульмане, так обряды проводят и сейчас. Вероятнее всего, гроб не используется исключительно удобства ради: кочевым народам было сложно носить с собой подобные деревянные изделия или быстро изготовлять их, когда надо. Также в этом есть и практическое значение: без гроба тело разлагается быстрее.

Как выглядят татарские ад и рай?

Важно не путать этническую и религиозную принадлежность. Традиционно, конечно, принято отождествлять представителей определенной национальности с какой-то религией, но это не совсем верно. Среди татар есть и мусульмане, и христиане, и буддисты, и атеисты и многие другие — соответственно, рай и ад (если в религиозных убеждениях любого человека, в том числе и татарина, такие понятия существуют) будут разными.

С переходом к исламу татары восприняли и мусульманскую концепцию загробной жизни. По представлениям, последователи религии пророка Мухаммеда не попадают ни в ад, ни в рай, а в загробную жизнь, в которой отвечают за свои деяния. В зависимости от того, насколько праведными были поступки человека, он чувствует себя либо комфортно, либо нет. В последнем случае его допрашивают и подвергают мучениям. А уже в Судный день все будут распределены в ад и рай. При этом сказать наверняка сказать, как татары представляли загробную жизнь века назад, — сложно, ведь не все из них были исламизированы.

Каляпуш

«В какой народ придешь, такую и шапку наденешь», – говорит русская пословица. Это значит, что у каждого народа — свой национальный костюм, частью которого обязательно является головной убор – шапка, шляпа, платок или что-то другое.
Можно ли представить себе татарина без тюбетейки? Круглая шапочка стала визитной карточкой и незаменимым атрибутом представителей этой национальности.
Само слово «тюбетейка» пришло в русский язык от татар, да и сам головной убор быстро распространился по территории центральной части Советского Союза.
Тюбетейка – круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапка, получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего «верх», «вершину». Тюбетейка является национальным головным убором среднеазиатских народов, ее также носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.

Читайте так же:
Янка брыль биография кратко

Тюбетеки
Тюбетейка давно стала своеобразным брендом. Однако необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобные головные уборы носят многие тюркские, среднеазиатские (и не только) народы.
Родина тюбетейки не определена до нынешнего времени. Некоторые учёные происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металла с головой, так сказать, для смягчения возможных ударов.
Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца. Некоторое время эта функция головного убора была единственной. Когда в Средней Азии наступило время ислама, назначение тюбетейки нсколько изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину запрещено появляться в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев «Зачем носить тюбетейку?», то можно услышать «Чтобы шайтан в голову не залез».
Всего у поволжских татар (потомки которых в настоящее время проживают на территории Красноярского края) насчитывается два типа тюбетеек. Первый – такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, она была с чуть заостренным верхом, позднее появились тюбетейки полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей – шёлк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными элементами.
В наше время наибольшее распространение получил каляпуш (к?л?п?ш), головной убор в виде низкого усеченного цилиндра с твёрдым околышем и плоским верхом. Материал – бархат, обычно простёган машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами. Получил распространение в конце XIX – начале XX веков.


Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».
Особенность татарским тюбетейкам придает способ скрепления подкладки с верхом — мелкой стежковой техникой: между рядами стежков закладывался шнур или скрученный конский волос. В результате на внутренней стороне получалась ребристая поверхность. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так головной убор лучше держал форму и между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).
Подобные головные уборы популярны и у других народов, но татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые делают ее узнаваемой. Каждый, надевая каляпуш на торжество, на праздник или просто в повседневной жизни – заявляет о своей национальной принадлежности.


Об орнаментах стоит сказать особо. Все они, даже самые простые, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетёная «верёвочка» – союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент — символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, – упрощённое изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому – чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например, солярные, солнечные знаки – это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья.
То же самое относится и к женскому костюму. Калфак – это нижний женский головной убор, который носили только дома. Сначала его использовали как волосник – он достигал 70 см, так что полностью закрывал косы. Обильно украшенная лопасть калфака опускалась на спину женщины.
Со временем роскошный калфак превратился в миниатюрную деталь гардероба, которая имела чисто декоративную функцию. К концу XIX века высота этого головного убора уже не превышала 10-12 см, а позже, когда татарки переоделись в европейские платья, он и вовсе превратился в украшение для волос – калфак-наколку. В таком виде его, в большинсве случаев, носят в наши дни.


Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок да так, чтобы не было видно волос. Причём, чем старше была татарка, тем больше было это покрывало. Девушки носили такию, которая была нескольких видов – в виде куска ткани, который затягивался с одной стороны, образуя шапочку, и в форме маленькой шапочки с жёстким околышем и плоским верхом. Замужние женщины надевали платок, завязывая его «по-татарски», – платок не складывали вдвое, а оставляли расправленным и просто завязывали на два ближайших угла.
А вот пожилые женщины носили на голове орпэк – треугольное покрывало, достигавшее 1,5-2 метров. Чем богаче была женщина, или чем более праздничным был головной убор, тем больше он был украшен. По очелью покрывала для волос украшали позументными лентами, вышивкой, пайетками, украшали также углы платка или весь его периметр. Поверх орпэк пожилые женщины носили камчат бурек – невысокую круглую шапку с плоским верхом и меховой оторочкой по диаметру.
С давних времен тюбетейка является неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка – это не просто головной убор, она поддерживает образ скромного, благовоспитанного, верующего человека. Поэтому об истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».

Читайте так же:
Толстовка с капюшоном по английски перевод

Какие есть татарские тюбетейки

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Метка: татарская тюбетейка

Тюбетейка Тукая

Тюбетейка Тукая

В Казанском Литературном музее Габдуллы Тукая хранятся некоторые личные вещи поэта. Среди них – головной убор – тюбетейка.
Этот татарский мужской головной убор был передан в музей из фондов Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР в 1987 году.

Габдулла Тукай в тюбетейке

По воспоминаниям современников Г. Тукая, на фотографии 1908 года он снят именно в этой тюбетейке. Головной убор был подарен поэту издателем Гильмутдином Шарафом, напечатавшим почти все его книги в своей типографии «Урняк». В 1908 году к изданию был подготовлен новый сборник стихов. Издатель хотел выпустить книгу с фотографией поэта. Вместе с издателем Тукай поехал в фотомастерскую С.И. Иванова. Г. Шараф, увидев, что поэт стесняется своих длинных волос, взял из кармана аккуратно сложенную тюбетейку и надел ее на голову поэта.
Диаметр тюбетейки из черного бархата ручной стежки 15,5 см, высота — 6 см.

Тамгалар:

Как изготовить тюбетейку

Татарская тюбетейка. (в статье также описаны методы изготовления тюбетеек)

Существовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.
Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Түбәтәй тегү һәм чигү. (шул ук мәкәлә татар телендә)
Түбәтәй ислам динен тотучы төрки телле халыкларда ирләрнең төп баш киеме булып санала. Татарларда түбәтәйләрнең ике төре билгеле: ярымшар формасындагы такыя һәм кисек конус формасындагы кәләпүш.

Тамгалар:

Татарские тюбетейки в коллекции Государственного музея Республики Татарстан.

В собрании Госмузея видное место занимают головные уборы татар, среди которых имеется более ста татарских тюбетеек. Эта небольшая, но довольно значимая коллекция отражает почти все разнообразие основных форм и видов, технику и материал изготовления, принцип орнаментации татарских тюбетеек.

Татарстан Республикасының Дәүләт музее җыелмасында күренекле урынны баш киемнәре алып тора. Алар арасында йөздән артык татар түбәтәе дә бар. Зур булмаган, әмма шактый әһәмиятле бу коллекциядә татар түбәтәйләренең барлык диярлек төп формалары һәм төрләре, алар өчен кирәкле чимал, түбәтәйләрне тегү алымнары һәм бизәкләү принциплары чагылыш тапкан.

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»Фото: Бем Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».

Народный маркер

В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.

Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.

Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.

Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.

Читайте так же:
Варежки по английски произношение

Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.

Распространенный тип — каляпуш

Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.

Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.

Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.

«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.

Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.

При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.

Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге

Турецкие веяния

Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.

К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.

Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».

То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).

Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваем о й. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский кост юм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector