Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда носят белые тюбетейки

Тюбетейка

30 мая 2019

«Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты», – на Востоке этот головной убор рассказывает о своём владельце вперёд паспорта и визитной карточки. Посвящённые сразу понимают, к какому сословию принадлежит человек, какой у него достаток, радость в его доме или горе. В наши дни этот предмет одежды до сих пор распространён в странах, где население исповедует ислам.

Тюбетейка

Что такое тюбетейка?

Тюбетейка представляет собой плоскую или куполообразную шапочку. Она может быть круглой или квадратной формы. Материалы для изготовления головного убора используют разнообразные – от шёлка до бархата. Цвет и орнамент наглядно отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где проживает владелец тюбетейки. Этим головным убором гордятся узбеки, афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры.

Характерные черты

Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» – «вершина». Если приглядеться, то головной убор своей формой действительно напоминает свод неба, под которым рождается, живёт и умирает человек. Верх тюбетейки слегка выделяется: на Востоке макушка головы считается важной точкой соприкосновения со Вселенной. По сути это очень уязвимое место, которое необходимо закрывать, преграждая доступ козням злых духов. Это функцию выполняют три части этого традиционного головного убора. Тёпа – тот самый купол шапочки. Помимо оберега, он имеет и чисто практическое значение – благодаря нему тюбетейку легко складывать и удобно хранить. Кизак – это облегающий голову околыш. Усидчивые восточные девушки и женщины терпеливо расшивают его орнаментом. Наконец, жияк – это тесьма, которой обтягивают нижнюю часть. Как правило, он чёрный или украшен повторяющимися узорами. Примерно до XIX века тюбетейку носили только представители сильного пола. Даже существовала поговорка: «На тебе тюбетейки нет!», что означало оскорбительное клеймо «Ты не мужчина!».

Разнообразие головных уборов

Многообразие видов тюбетеек в Средней Азии поражает. Если форма мужского, женского и детского головного убора мало отличается, то элементы украшений различаются в зависимости от возраста и пола. Например, мужская тюбетейка выглядит достаточно скромно, зато женщины декорируют её для себя от души. Исключением является разве что тюбетейка уйгуров – этот мужской головной убор богато украшают бисером.

Представители духовенства носят кулох – вытянутую вверх шапочку. Иногда её обматывают чалмой, но так, чтобы остроконечный купол просматривался. Женщины и девушки носят небольшие круглые шапочки, декорированные жемчугом, камнями и перьями. Кстати, по перу можно было раньше определить, сосватана ли красавица: его носили только свободные девушки. Благословляя ребёнка, мулла надевал на него сакральный головной убор с кисточкой. Он был призван охранять здоровье и дарить благополучие владельцу.

Виды украшений и орнаментов

Туркменская тюбетейка называется «тахья», и её палитра ограничена несколькими цветами: красным, жёлтым, чёрным и белым. У чустского головного убора по чёрному полю идёт белый орнамент. Обычно на нём изображают стручковый перец, отпугивающий злых духов, символизирующие мужество бараньи рога и означающие жизненную силу волны. Шахрисабзская тюбетейка украшается роскошным цветочным орнаментом, подчёркивающим разнообразную красоту природы края. Если головной убор расшит золотыми и серебряными нитями, то его владелец родом из Бухары. Красавицы Востока носят ташкентские тюбетейки – на зелёном фоне расцветают павлиньи и фазаньи перья, защищающие от сглаза. А на каракалпакских шапочках красуются яркие помпоны. Также на них обязательно есть узор в виде колеса – его ещё называют «плевком царицы». По легенде венценосная особа объезжала свои владения и увидела дивной красоты работы местных мастериц. Чтобы не сглазить, она плюнула в сторону и попала на одну из шапочек. Так узор и остался защитой от дурного глаза.

Тюбетейка издавна считается одним из символов Востока. В наши дни мастерицы ревностно сохраняют традиции, соревнуясь в искусности ремесла вышивки и украшения. Аутентичный национальный головной убор, тюбетейка считается прекрасным сувениром из поездки по Средней Азии.

Этнический отель «Караван-сарай»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Караван-сарай

«Караван-сарай» — один из уникальных отелей ЭТНОМИРа, в котором вы можете отдохнуть как путешественник по Древнему Востоку. Резная деревянная мебель, декоративные «луковичные» арки, орнаменты на сводах уютных, прекрасно обустроенных номеров воссоздают антураж настоящего караван-сарая.

Читайте так же:
Венцы природы 4 буквы

На втором этаже этноотеля расположено кафе «Чайхана», которое предлагает неторопливый отдых и все кулинарные изыски Центральной Азии: плов, лагман, шашлыки, кебаб. Все блюда подаются на традиционной расписной посуде, изготовленной руками восточных мастеров. Изюминка обстановки — объёмная карта Великого шёлкового пути, выполненная в виде 6-метровой полусферы.

Чустские тюбетейки: 8 особенностей головного убора

С давних времен узбеки умели удивлять своей богатой культурой. Это проявлялось во всем: в кулинарных изысках, оформлении жилища, народных традициях и, конечно же, в одежде. Национальные наряды и головные уборы стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Что уж говорить об узбекской тюбетейке! Ведь это не просто национальный головной убор, это священный символ, часть узбекской культуры, украшение головы, которое может рассказать о своем владельце.

Слово «тюбетейка» образовалось от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Тюбетейки носят практически все, от мала до велика: старики, мужчины, женщины, девочки, мальчики и даже младенцы, а вот пожилые женщины тюбетеек не носят. Каждый регион Узбекистана отличается своей фирменной тюбетейкой.

Самыми популярными тюбетейками являются:

  • Золотошвейная бухарская – узоры, вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью, указывают на высокий статус обладателя.
  • Андижанская (женская) тюбетейка – тюбетейка вышивается на плотном белом основании крестиками. Часто изображаются фрукты и символические знаки.
  • Ташкентская (женская) тюбетейка – яркие перья птиц, как защита от сглаза. Изготавливаются из бордового, темно-зеленого или темно-синего цвета материалов, расшитые бисером светлых тонов.
  • Шахрисабзская (мужская) тюбетейка – «Ироки» или «Иракская». Яркая тюбетейка с растительными орнаментами, символизируют красоту и щедрость природы.
  • Байсунская (мужская) тюбетейка – необычной цветовой комбинации тюбетейка. Каждый цвет имеет свое сакральное значение, к примеру, горчично-желтый – цветок хлопка, белый – сам хлопок.
  • Каракалпакская (мужская) – круглой формы тюбетейка, которая в народе называется «плевком царицы».
    Каждый мастер по изготовлению тюбетеек вкладывает сакральный смысл. Узоры, цвет, форма имеют своё значение. Почетное место, в коллекции узбекских тюбетеек занимает Чустская мужская тюбетейка. У каждого порядочного узбека в гардеробе обязательно должен быть такой головной убор. Родиной таких тюбетеек является город Чуст Ферганской долины. Именно там целыми семьями ведется изготовление тюбетеек, передавая из поколения в поколения секреты производства.Чустские тюбетейки имеют свои отличительные признаки, в которых заложено сакральное значение:
    • Такие тюбетейки тёмного цвета. Насыщенный тёмный цвет символизирует космос и тьму.
    • Орнаменты на тюбетейке вышиваются белыми нитями. Белые нити символизируют круговорот и знак солнца.
    • На тюбетейке можно разглядеть орнамент стручкового перца – «калампур». Такой орнамент считается символом жизни, семейного счастья и оберегом от сглаза.
    • Тюбетейка имеет выраженные четыре стороны. Каждая сторона, как защита от злых духов с каждой стороны света.
    • Вокруг тюбетейки можно насчитать 16 арок. Каждая арка символизирует цикличность жизни и смерти. За каждой жизнью следует смерть, а за смертью, следовательно, жизнь. Кроме того, такое расположение сулит богатство и жизнеспособность.
    • Внутри арок, через одну, встречаются баранья рога – означают силу и мужество.
    • Чустские тюбетейки удобно хранить. если их сложить, то каждая часть имеет свое название – тепа, кизак, жияк.Наравне с Чустскими тюбетейками, в Узбекистане распространены Маргиланские тюбетейки. Они тоже черного цвета с белыми орнаментами, но в отличие от чустских, на этих тюбетейках изображен цветок сладкого миндаля, и они имеют немного другую форму.

    Узбекским школьницам разрешили носить светлые платки и тюбетейки

    В школах Узбекистана девочкам в порядке исключения разрешили носить белые или светлые платки и тюбетейки. Глава Министерства народного образования Шерзод Шерматов отметил, что решение принято на основе обращений родителей, и главная цель – дать образование всем детям, сообщает gazeta.uz

    «Мы обязаны дать светское образование всем. Мы должны создать условия для этого», – подчеркнул он.

    В ходе открытого диалога 4 сентября Шерзод Шерматов ответил на вопрос, будут ли изменения в требованиях к школьной форме в новом учебном году. По его словам, действующие требования остаются в силе: обязательную единую школьную форму планировалось ввести с 2019-2020 учебного года, однако потом срок был отодвинут до 2024−2025.

    В то же время с нынешнего учебного года девочкам в порядке исключения разрешено посещать школу в платках и тюбетейках белого и светлых цветов, сообщил министр. Платок должен быть завязан сзади.

    «Глава нашего государства поставил очень важную задачу об обязательности образования всех наших детей. От большого количества родителей поступают обращения по этому поводу», – сказал Шерзод Шерматов.

    Он привёл слова президента Шавката Мирзиёева, который в поздравлении с Днём учителя и наставника в прошлом году процитировал Индиру Ганди: «Обучив одну девочку, вы обучите целую семью».

    Шерматов добавил, что девочки также могут носить рубашки с удлинённым воротником. Министр подчеркнул, что это исключение, и оно не означает, что все должны ходить в школу в такой форме, и принуждать кого-либо одеваться именно так недопустимо.

    «Наша цель, уважаемые родители, – дать образование нашим девочкам. Наши анализы за последние несколько лет показывают, что показатели по обучению и поступлению в вузы самые низкие в старом городе Ташкента – Шайхантахурском, Алмазарском и Учтепинском районах», – отметил министр.

    В Ферганской долине самый высокий показатель по обучению в Фергане, а в Маргилане, который находится всего в 50 километрах, он самый низкий, добавил министр. Так же и в Коканде. Это касается не только девочек, но и мальчиков.

    Шерзод Шерматов обратился к педагогам с просьбой не создавать препятствий для девочек, желающих посещать школу в одежде, соответствующей национальным традициям.

    Он подчеркнул, что школы не должны создавать проблемы для учеников, пришедших по какой-либо причине без формы в первый учебный день – 6 сентября: «Праздник должен быть праздником». Все дети должны быть допущены в школу, если же у школы или учителей есть замечания к их внешнему виду, то их можно высказать детям отдельно, в корректной форме, а не перед всеми у входа в школу, сказал министр.

    «Все процессы в образовании и воспитании основаны на диалоге, взаимном уважении, этике. Школы не должны иметь образ мест, приносящих кому-то вред или что-то плохое. Школа должна оставаться учреждением, дающим образование», – подчеркнул Шерзод Шерматов.

    Он добавил: «Мы светское государство. Образование и религия отделены друг от друга. Принятое решение не должно завтра интерпретироваться каким-то другим образом. Девочка в платке не должна оказывать давление на другую девочку».

    Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Тюбетейка

    Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».

    «Насреддин в Бухаре»

    Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
    Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.

    «Старик Хоттабыч»

    В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
    Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

    Тюрбан (чалма)

    Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.

    «Волшебная лампа Аладдина»

    В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях — до двадцати.

    Ниханги

    Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» — обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.

    «Анжелика и султан»

    Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.

    Величина тюрбана многое говорила о статусе его хозяина. Тициан. «Портрет Сулеймана Великолепного»

    Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.

    Ян ван Эйк. «Портрет мужчины в тюрбане»

    Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

    Феска

    Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – «Победоносную армию Мухаммеда». Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой — феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.

    Султан Махмуд II

    Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

    Король Марокко Мухаммед VI

    С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

    Османская империя на рубеже XIX и XX веков

    Куфия

    Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

    Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз

    На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

    Ясир Арафат

    Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

    Тагельмуст

    Туарег

    Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

    Секреты узбекских тюбетеек

    Секреты узбекских тюбетеек

    Рука берет иглу с белой нитью и фиксирует ее на черной ткани. За этим стежком происходит чудо — выпуклые завитки, точки, линии в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться в вечном танце. И вот уже готова рукотворная вещь.

    Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем простор: здесь любая деталь, найденная пристальным взором, стремительно врывается в сознание и замирает. И ты буквально чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента, где на одном только завитке можно изучать законы визуальной композиции. В орнаменте национальной тюбетейки невероятная гармония. На первый взгляд все предельно просто, но именно эта открытость вызывает невообразимый интерес и несказанный восторг. Черный купол оттеняет макушку головы. На нем четыре завитка: миндаль или перец, или крыло птицы. В них чустские мастерицы вкладывают всю свою доброту и душевное тепло.

    Экскурс в историю

    Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком создававших его мастеров. История тюбетейки уходит в глубь веков. Как отмечает кандидат искусствоведческих наук И. Богословская, высокие художественные достоинства тюбетейки и орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Косвенное подтверждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, еще в глубокой древности можно найти в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках в восточной миниа­тюре XV-XVI веков.

    Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп: ташкентская, ферганская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, хорезмско-каракалпакская, а также несколько типов: мужские, женские, детские и тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетейки уже не носили.

    Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки как разновидности искусства национального костюма стал конец XIX — середина XX веков, когда тюбетейка начинает нести в себе прежде всего художественно-эстетическую функцию.

    До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы — в каждом районе сложился свой стиль, имелись отдельные орнаментальные мотивы. В это же время под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Центральной Азии стиль тюбетеек начал меняться — мастера стали использовать новые ткани, цветные нитки и искусственные красители. В это же время постепенно начинает меняться и форма головного убора.

    Если изначально он был конусообразным, то начиная с 20-х годов прошлого века форма становится более разнообразной: островерхая, полусферическая, круглая, четырехгранная. Еще в начале прошлого века шили и вышивали тюбетейки исключительно мужчины, однако позже это ремесло перешло в руки женщин.

    Сокровищница национального ремесла

    Наиболее распространенный в Узбекистане национальный головной убор мужчин — тюбетейки "дуппи", которые шьют в Ферганской долине в местечке Чуст Наманганской области. Чустскую тюбетейку отличает высота — она почти в два раза выше тюбетеек, изготавливаемых в соседнем Андижане. Существенно разнятся вышитые сверху и по бокам узоры. Ремесленницы из Чуста с давних времен создают уникальные головные уборы, делая каждый стежок исключительно вручную под песни и приговорки.

    "Вышивка на тюбетейке — это не просто красивое украшение, это доброе напутствие для будущего хозяина", — уверены мастерицы из махалли "Боги-эром" Чустского района. Здесь этому придают колоссальное значение. Например, узоры, вышитые на тюбетейке белой нитью, сулят богатство, берегут от злого глаза, сбивают с пути врагов. Издревле эта земля славилась искусными мастерицами по вышивке "дуппи". И сегодня чустские девушки — выпускницы колледжей — успешно осваивают это ремесло, создавая поистине шедевры национального прикладного искусства.

    Все это только доказывает то, что в тюбетейке можно проследить не только сакральные верования древних народов, но также и быт, культуру, традиции современного Узбекистана. Поэтому она стала настолько личной и особенной вещью, что дарят ее только самым близким людям или дорогим гостям. Большое значение чустские мастерицы придают материалу, из которого делают головной убор. Часто при вышивке они используют только шелковые нити. Основание тюбетейки может быть разнообразным — верблюжья шерсть, вельвет, бархат, сатин. Главное — соблюдать технологию и выбрать натуральную и хорошо вентилируемую ткань.

    Изготовление "дуппи" — от закройки до прессовки происходит в несколько этапов. Опытные мастерицы собирают вокруг себя юных рукодельниц, каждая из которых выполняет свою часть работы. Одна выкраивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья тем временем готовит плотную основу, а четвертая уже взялась за пошив цельной тюбетейки из составных частей. На самом послед­нем этапе подключаются мужчины, которые придают "дуппи" традиционную форму путем прессования.

    — Каждая, даже не самая опытная мастерица изготавливает примерно одну тюбетейку в неделю, — рассказывает Фотима Абдуллаева. — Работа кипит полным ходом, девушки должны выполнить крупный заказ. Чустские тюбетейки пользуются большим спросом не только в Ферганской долине, но и по всей стране. Также дважды в неделю "дуппи" выставляют на продажу на местном базаре. Ремесленники в любом случае в плюсе, так как доход от продажи солидный, а изготовление тюбетеек признано видом народного промысла и налогами не облагается.

    Смотреть на процесс изготовления национальных тюбетеек — одно удовольствие. Это нечто невероятное, когда из обычного лоскута темной ткани и нескольких катушек белых ниток получается настоящий шедевр прикладного искусства. У чустских мастериц работа всегда спорится. А все потому, что они часто собираются вместе и работают над новыми моделями тюбетеек. С хорошим настроением, весело общаясь друг с другом, девушки быстро постигают секреты мастерства.

    Вот заканчивает вышивку узора Икбола Умарова. За последние несколько лет девушка набралась достаточного опыта и сноровки, а теперь поддерживает начинающих рукодельниц.

    — Изготовлением тюбетеек занимаюсь с восьмого класса, — говорит Икбола. — Из разряда хобби это ремесло переросло уже в серьезную работу, которая приносит неплохой доход. В этом ремесле нахожу успокоение, радость и искреннюю гордость за народное искусство нашей Родины. А самое главное, сделаю все, чтобы мои дети переняли искусство вышивки "дуппи" и продолжили развивать национальные традиции нашего народа.

    Все основные черты чустских тюбетеек и их разновидности "тус дуппи" найдены и обработаны многими поколениями мастериц. В орнаменте чустской тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором "бодом" (миндаль) тонкое кружевное обрамление. В изгибах "калампир" (перец) выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием "колеса жизни". Красота формы, ее графичность, пропорциональность мотивов "бодом" и "калампир", соотнесенных по цветовому решению с фоном, позволяют отнести чустские тюбетейки к классическим произведениям этого прикладного искусства. Каждая мастерица Чуста знает наизусть орнаментальные мотивы тюбетеек, но при этом она всячески обогащает свои узоры, фантазирует, придумывает нечто свое: в результате получается шедевр, который пользуется большим спросом как на местном рынке, так и у иностранных туристов.

    "Ум, честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке", — гласит народная мудрость. Неудивительно, что прогуливаясь по восточному базару любого города Ферганской долины, можно наблюдать, что почти каждый мужчина носит на голове тюбетейку, вышитую мастерицами Чуста.

    — "Дуппи" — очень удобный головной убор, с которым я не расстаюсь уже долгие годы, — говорит пенсионер из Намангана Бахромжон Алиев. — "Дуппи" защищает от солнечных лучей летом и хранит от холода зимой. Как говорится в народе, если мужчина носит тюбетейку, то на него и смотреть приятно.

    Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры. Каждый из них символизирует собой один из зубцов короны. Всего таких узоров шестнадцать — по четыре с каждой стороны. А значит, каждый обладатель "дуппи" носит на голове подобие королевской короны.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector