Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сивка — Бурка. Русская народная сказкаплан-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Сивка — Бурка. Русская народная сказка
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Вашему вниманию представлен конспект урока по литературному чтению для 3 класса!

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов

Конспект урока по литературному чтению

«Сивка — Бурка. Русская народная сказка»

учитель начальных классов

Михальченкова Александра Александровна

  1. Образовательные:
  1. познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;
  2. учить давать оценку поступкам героев;
  3. вспомнить структурные элементы сказки (зачин);
  1. Развивающие:
  1. продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);
  2. работа над предложением;
  1. Воспитательные:
  1. воспитать любовь к родному языку.
  1. Организационный момент
  2. Разминка
  3. Изучение нового материала

— первичная проверка восприятия и словарная работа

— работа над первой частью сказки

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание

1. Организационный момент

— Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

— Прочитайте буквы, записанные на доске:

— Какие слова мы можем составить из этих букв? ( сказка, народ ) — на доске карточки с этими словами.

— А как эти слова могут быть связаны между собой? (народная сказка)

  1. Изучение нового материала.

— Давайте вспомни, в каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

— Кто сочиняет сказки? (сказки сочиняет народ)

1. Первичное восприятие.

— Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка — Бурка».

— Сейчас мы прослушаем первую часть сказки (слушаем аудиозапись). Откройте свой учебник на странице 40 и следите внимательно.

— Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке, которые даны в учебнике (обсуждение). Затем показать иллюстрации к этой сказке из других книг.

— Понравилась ли вам сказка?

— Какие чувства вы испытали при слушание сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать из перечня карточек нужные.

— В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа.

— Смысл каких слов был непонятен? (вещий — предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета) — на доску вывешиваются карточки с этими словами.

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — на место тихо сесть.

4. Работа над первой частью сказки.

— Давайте теперь вместе почитаем.

— Как начинается сказка? (жил — был)

— Сколько сыновей было у старика? (три)

— Число три — что это за число? (волшебное)

— Почему именно пшеницу посеял старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

— Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (милые мои дети)

— Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям) — на доску повесить карточки с качествами братьев.

— Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик)

— Что узнаем о старшем сыне? (такой же)

— Что мы узнаем о герое Иване? (предусмотрительный, смелый) — повесить карточки рядом с качествами братьев.

— Почему в полночь? (в полночь случается волшебство)

— Конь обычный или нет? (необычный)

— Что необычного? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) — заучиваем наизусть это описание.

— Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана? (умелый, сильный)

— Что дальше должно происходить, как вы думаете? (предположения детей)

— Как конь разговаривает с Иваном? (знает его по имени)

— Какую службу обещает сослужить? (великую)

— О чём думает Иван, взяв обещание с коня? (если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

— Как Иван мог найти коня? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) — заучиваем наизусть эти слова.

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить? (да, мог)

— О каком качестве Ивана это говорит? (честный)

— Иван рассказал как поймать коня? (нет)

— Почему? (потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

— Каким качеством еще обладают братья? (жадные, хитрые)

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его)

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

  1. Итог урока

— Назовите героев сказки «Сивка — Бурка»

— Давайте вспомним описание коня? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет)

— Как мог позвать коня Иван? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)

  1. Домашнее задание

— Откройте дневники, записываем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Урок литературного чтения с презентацией, 3 класс. Сказка «Сивка-бурка»

Этап мотивации к учебной деятельности.
— Добрый день, ребята, сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения.
— Проверьте свою готовность к уроку, на парте ничего не должно быть лишнего.
— А теперь садятся только те, кто готов внимательно слушать и активно работать на уроке.
(Имя учащегося), прочитай, что написано на слайде. (Книга подобна воде — дорогу пробьет везде)
— Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Книга источник знаний — а значит обладая знаниями всегда добьешься того что надо)
— Я с вами согласна, обладая знаниями, читая книги, мы добьёмся любой цели.
— А какой предмет помогает нам полюбить книги? (Литературное чтение)
— Молодцы!

Этап актуализации и пробного учебного действия.
— Посмотрите, кто к нам прилетел на урок? (Сова)
— Давайте узнаем, что же она хочет.
(На слайде: Здравствуйте, ребята, меня прислали к вам лесные жители за мудростью.)
— Вам интересно, за какой же мудростью к нам отправили сову?
(На слайде: Мудрость заключается в знании ………
И С К З А К Д Р О Н А )

— Ребята, у совы буквы в последних словах перемешались, давайте поможем ей составить слова. (Сказки народа)
— Как сформулировать правильно?
— Чем мы сегодня будем заниматься? (Знакомиться с народной сказкой)
— Кто является автором народных сказок? (народ)
Этап выявления места и причины затруднения.
— А с какой сегодня мы познакомимся сказкой, мы узнаем, выбрав из списка неизвестную нам.
(На слайде:
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Иван — царевич и серый волк.
Сивка – бурка)

— Какая будет тема нашего урока? (Русская народная сказка Сивка-бурка)

— Какую цель мы поставим? (Познакомиться с русской народной сказкой Сивка-бурка)

Этап построения проекта выхода из затруднения.
— Мудрая Сова принесла нам план, по которому мы вместе наберёмся мудрости.
— Но пока она летела, пункты перемешались. Составьте их в нужном порядке.
(На слайде:
1. Проанализировать русскую народную сказку.
2. Познакомиться с текстом русской народной сказки.
3. Выполнить самостоятельную работу.)

1. Познакомиться с текстом русской народной сказки.
2. Проанализировать русскую народную сказку.
3. Выполнить самостоятельную работу.

Этап реализации построенного проекта.
— Что мы должны выполнить первым пунктом?
— Сегодня, мы прочитаем первую часть сказки.
— Мудрая Сова, предлагает нам перед чтением по картинкам попытаться догадаться о чём же будет говориться в сказке.
(Появляются картинки к сказке на слайде)
— Что мы видим на первой картинке? (3 брата и старик)
— По традиции как зовут младшего сына? (Иван -дурачок)
— Правильно, что видим на следующей картинке? (Потоптанную пшеницу)
— Да, кто-то повадился топтать пшеницу старика.
— Что мы видим на следующей картинке? (Разговор старика и братьев)
— Как думаете, что он им сказал? (Идти стеречь пшеницу, поймать виновного)
— Что видим на следующей картинке? (Брат спит на сеновале)
— Да, в первую и вторую ночь, пошли пшеницу сторожить старший и средний сын. Но что случилось? (Они уснули)
— Что мы видим на следующей картинке? (Младший сын пошёл стеречь пшеницу)
— Что произошло? (Он поймал коня)
— Как вы думаете, как кличут этого коня, из названия сказки? (Сивка — бурка)
— Да, Иван отпустил Сивку — бурку, но просто ли так, как думаете? (Нет, пообещал что-то взамен)
— Вы правы, Сивка – бурка обещал сослужить службу.
— Перед чтением разберем словосочетание, которое вам встретится в тексте.
— Найдите его, оно выделено цветом.
— Кто-нибудь знает, что означает слово вещий? (Знающий, предсказывающий будущее)
— Верно, каурка – это лошадь кауровой масти.
— В сказках это конь, дающий советы своему хозяину.
Чтение сказки учителя совместно с учениками.
— Чем же закончилась сказка, мы поговорим на следующем уроке.

Физкультминутка в презентации

— Переходи к нашему плану, познакомились ли мы с текстом сказки?
— Что мы должны сделать дальше? (Проанализировать сказку)
— Какие чувства вы испытывали при прочтении первой части сказки? В какие именно моменты?
— Как начинается сказка? (Жил — был)
— Сколько сыновей было у старика? (Три сына)
— Число три — что это за число? (Волшебное)
— Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница самое дорогое, что было у крестьян)
— Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети)
— Почему в полночь происходит действие? ( В полночь случается волшебство)
— Конь обычный или нет? (Необычный)
— Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит; из ушей дым валит; из ноздрей пламя пышет)
— Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?
— Как конь разговаривает с Иваном? (Знает по имени)
— Какую службу обещает сослужить? (Великую)
— Как Иван мог найти коня? (Произнести слова)
— Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (да)
— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.
Чтение диалога
— Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.
Чтение диалога

Первичное закрепление нового знания.
— Сова, приготовила для вас задание. У вас на партах лежат карточки, ваша задача с соседом по парте, распределить качества в первую колонку, которыми обладают старший и средний сын, во вторую Иван.
(ленивый, безответственный, предусмотрительный, лгун, смелый, умный, жадный, сильный, хитрый, честный). Выполняют парную работу.
Старший и средний — ленивый, безответственный, лгун, жадный, хитрый.
Младший – предусмотрительный, смелый, умный, сильный, честный.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.
— Все ли пункты плана мы выполнили? (Нет)
— Правильно, у вас на партах лежит тест. Выполняем самостоятельно.
— Поменяйтесь работами с соседом по парте.
— Сова решила тест верно, сверьте ответы соседа и её. Исправьте ошибки.
— Поставьте своему соседу отметку за урок.
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1 ошибка — «4»
2 ошибки – «3»
3 и более – «2»
— Отдайте работы хозяину.
— Все согласны с отметкой, которую поставил сосед?
— Поднимите руку у кого отметка 4 и 5.
Выделить активных учеников и поставить отметку за урок.
— Кто получил отметку ниже, чем 4, не расстраивайтесь, на следующем уроке мы продолжим работу со сказкой, и вы сможете исправиться.
Включение в систему знаний и умений.
— С какой сказкой мы сегодня начали знакомиться?
— Достигли ли мы цели урока?
— Все ли пункты плана выполнили?
— Посмотрите, нам пришло послание от Совы.
(На слайде: Вы очень умные и талантливые, дети. Мне понравилось с вами работать. Спасибо за полученную мудрость)
— Будем ли мы дальше продолжать получать мудрость?
— А для чего мы читаем, знакомимся с русскими народными сказками? Где они могут нам пригодиться?
— Ребята, давайте выберем ученика, который был сегодня активным, и поставим его отметку за урок.
— Я с вами согласна, этот ученик получит отметку 5.
Рефлексия.
— Оцените свою деятельность на уроке, закончив фразы.
(На слайде:
Я узнал…..
У меня получилось…..
У меня не совсем получилось……
Мне нужно поработать…… )

— Запишите д/з. Вам нужно дочитать сказку и по желанию нарисовать рисунок к сказке.
— Спасибо вам за активную работу, отдыхайте.

Приложение 1.
Парная работа
Ленивый
Безответственный
Предусмотрительный
Лгун
Смелый
Умный
Жадный
Сильный
Хитрый
Честный

Приложение 2.
Самостоятельная работа.
1. Что решил однажды старик посеять у себя на поле?
А. Рожь
Б. Пшеницу
В. Ячмень

2. Кто выполнил поручение отца?
А. старший сын
Б. младший сын
В. средний сын

3. Что решил взять с собой Иван – дурачок, когда пошёл стеречь поле?
А. кваса и хлеба
Б. крепкую сеть и водицы
В. пирог и верёвку

4. Кто прискакал на поле в самую полночь?
А. конь
Б. волк
В. заяц

5. О чём попросил конь Иванушку?
А. отпустить его на волю
Б. накормить вдоволь
В. выкупать в чистой водице

6. Что предложил конь за свою свободу?
А. мешок пшеницы
Б. сослужить службу
В. десять золотых монет

«Сивка-Бурка»: краткое содержание сказки

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.


Краткое содержание

У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.

Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.

Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.

Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.

Волшебный конь появился быстро. Главный герой залез ему в одно ухо, а затем вылез из другого, превратившись в красивого молодца, и пошел в город к царскому дворцу. Там он совсем немного не допрыгнул до заветного кольца.

Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.

Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.

Краткое содержание сказки

Умирая, велел отец сыновьям три ночи по очереди к нему на могилу приходить и хлебушком его кормить. Только и в первую, и во вторую, и в третью ночь пришлось младшему сыну самому на отцову могилу ходить. За послушание подарил отец Иванушке волшебного коня. Да такого, что только свистни, заветные слова промолви – примчится, нужно ему в одно ухо влезть, в другое вылезть – станешь писаным красавцем, и помчит тебя конь хоть на край света. В то время выдавал царь замуж дочь-красавицу. Сидела она в высоком тереме. Кто на лошади допрыгнет до окна царевны и ее поцелует, тот ее мужем станет. Братья поехали счастья попытать. Иван-дурак погодя на своем чудесном коне добрым молодцем на царский двор явился. Никто не смог до середины терема допрыгнуть. Только один молодец на волшебном коне долетел до окна, поцеловал царевну, успела она на лбу героя царским кольцом отметину поставить. Скрылся из виду молодец, превратился снова в Ивана-дурака. Созывает царь на пир вельмож, бояр, простой народ из всего царства, чтобы жениха царевны найти. Потчует царевна всех молодцев медом и смотрит, у кого на лбу ее отметина. К Ивану подошла и узнала в дураке своего суженого. Сделался Иван красавцем писаным. Получил он царевну и полцарства в придачу. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Сюжет сказки «Сивка-Бурка»

«Сивка Бурка» краткое содержание произведения:

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника.

Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли.

Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Главная мысль:

Для того, чтобы достичь успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться. Учит не судить о других по внешнему виду, исправно выполнять свою работу, не лениться, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.

Несмотря на то, что все считала Ивана дураком, он смог добиться того, о чем другие даже не мечтали – поймать и приручить волшебного коня, и с его помощью взять в жены прекрасную принцессу.

«Диафильм озвученный «Сивка-бурка»» — Начальные классы

Просмотр содержимого документа ««Диафильм озвученный «Сивка-бурка»»»

Отзыв о сказке «Сивка-бурка»

Главный герой сказки «Сивка-бурка» — простой парень Иван. Живет он в крестьянской семье. Из трех братьев Иван – самый младший, и его почему-то все считают глупым, а вот двух старших братьев умными называют. И случилась так, что кто-то повадился пшеницу по ночам с поля таскать. Глава семейства приказал братьям по очереди ходить на поле и стеречь пшеницу.

Старшие братья, хоть и умными считались, да оказались лентяями. Оба ночь проспали и сказали, что вора не видели. А Иванушка честно стал поле ночью стеречь и поймал вора. За пшеницей приходил по ночам необычный конь, шерсть у которого двух цветов была. Конь этот непростой был, человеческим языком разговаривал. Попросил он Иванушку отпустить его на волю и обещал пшеницу больше не портить. Еще конь обещал являться по первому зову Иванушки и служить ему. А чтобы вызывать его можно было, заветные слова Иванушке сказал.

Утром Иван домой вернулся и все честно рассказал, как он коня поймал. А домашние ему не поверили и посмеялись над ним. Но пшеницу больше никто не воровал по ночам.

Спустя какое-то время царь призвал всех молодцев на состязание: кто на коне до высокого терема допрыгнет, и кольцо с руки царевны снимет, тому ее замуж царь и отдаст.

Иванушка тоже решил ехать на состязание. Он вышел в поле и позвал волшебного коня заветными словами. Потом влез коню в одно ухо, а вылез из другого и стал красавцем. Прискакал Иван к царскому дворцу и прыгнул на коне к окну, где царевна сидела. Но не достал три венца всего. Развернул коня и ускакал домой.

На следующий день все повторилось. На этот раз Иван только два венца до царевны не допрыгнул. А вот на третий день все получилось у него – конь прыгнул высоко, Иванушка снял кольцо с руки царевны и с ним ускакал.

Дома он замотал руку с кольцом тряпкой, а всем сказал, что поранился. Тем временем царь, чтобы отыскать удальца, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться к нему на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, кто у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку отмыли и переодели, то он без всякого волшебства стал молодцем-красавцем. Тут же свадьбу и сыграли и стал Иванушка Иваном-царевичем.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Сивка-бурка» состоит в том, что успех приходит к людям обязательным и сообразительным. Братья Иванушки свое счастье проспали на сеновале, а Иван честно пшеничное поле стерег и счастье свое поймал.

Сказка «Сивка-бурка» учит нас быть скромными и не хвастать достижениями. Иванушка никому не стал рассказывать, что сумел добыть кольцо царевны, и только на царском пиру правда открылась.

В сказке мне понравился главный герой, Иванушка, который оказался вовсе не дурачком, каким его считали в семье, а очень скромным, но, при этом, сообразительным и предприимчивым человеком.

Какие пословицы подходят к сказке «Сивка-бурка»?

Кому счастье, а кому и нет ничего. Добившись удач, об этом не судачь. Наше счастье в наших руках.

Зачин сказки

Сказка начинается с описания семьи крестьянина. У него два удачных сына, а третий – все больше на печи сидит да в лес по грибы ходит. Ничего другого, нужного, не делает. Старик перед смертью дает наказ сыновьям три ночи подряд ходить к нему на могилу, приносить хлеба.

сивка бурка автор

Идти на кладбище нужно, так как по народным поверьям считалось, что если покойный человек останется голодным, то станет привидением, которое оживет и будет возвращаться на белый свет. Такое начало в сказке «Сивка-бурка», краткое содержание которой будет дано, расскажет читателям, какие у старика были сыновья. Но по ночам на кладбище страшно, и старший сын просит глуповатого братца сходить вместо него и накормить отца. Так и сделал Ванюша. Такая же история повторилась со средним сыном – сам не пошел, а направил Ваню. Накормил Иван отца хлебом и вернулся к утру домой. А на третью ночь – его черед идти. Пошел младшенький, покормил отца, рассказал , что на Руси все спокойно, а отец его похвалил за то, что он один не испугался, приходил успокоить и накормить его, и научил меньшого сына, как и зачем вызывать коня по кличке Сивка-бурка. Краткое содержание сказки покажет, что конь оказался волшебным и сослужил Ивану добрую службу.

«Сивка-Бурка» очень краткое содержание

«Сивка-Бурка» краткое содержание для читательского дневника:

Умирая, отец дарит своему младшему сыну, Ивану-дураку, чудесного коня Сивку-Бурку. Вскоре царь этой страны объявляет, что тот юноша, который сможет сорвать портрет царевны с высокого терема, сможет взять ее в жены.

Братья Ивана едут смотреть на это зрелище, а младшего брата не берут. Но он вызывает своего коня и с его помощью превращается в доброго молодца и едет за портретом. Но в первый день он не смог доскочить до портрета, и во второй день тоже не смог, а в третий день сорвал портрет и поцеловал царевну. После этого юноша быстро исчез.

Царь ждал, что новоиспеченный жених приедет во дворец свататься, но не дождался и устроил пир. Во время пира царевна внимательно следит, кто будет вытираться полотенцем с ее вышитым портретом, долго не могла никого отыскать, но в конце концов обнаружила Ивана-дурака за печкой. Она подвела его к отцу и объявила своим женихом.

Вывод:

Как и во всех сказках, Иван, младший сын, был воспитанным, трудолюбивым и почитал старших. Он не побоялся исполнить завет отца, за что и получил волшебного коня. А братья его, хоть и считались умными, ничего не получили и остались с носом.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий и художественного творчества по теме: Рассказывание русской народной сказки «Сивка-Бурка»

Приложение 43

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий и художественного творчества

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Сивка-Бурка»

Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок. Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Мои любимые сказки».

Оборудование и материалы: Книжки-сказки «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершов, иллюстрации к сказкам.

Посещение организованной в группе выставки книг, беседа:

Воспитатель: — Ребята, приглашаю вас на открытие нашей выставки «Мои любимые сказки». Давайте посмотрим иллюстрации.

(2-3 ребенка рассказывают о своих книгах)

Воспитатель:— Волшебные сказки знают и любят бабушки и мамы папы. Сказки волшебные, значит, в них есть что…

(дети отвечают — чудеса)

Воспитатель: — Давайте вспомним, как называются эти сказки

(русские народные)

Воспитатель: — А почему их так называют?

(У них нет автора, сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста)

Воспитатель: — Ребята, назовите несколько главных героев этих сказок

(Емеля, Иван-Царевич и др.)

Воспитатель: — Во всех этих сказках главным героям помогают разные животные: в сказке про Емелю — щука, в сказке про Ивана-Царевича — серый волк.

Воспитатель: — И в каждой сказке герои знали заветное слово, чтобы позвать своего друга в трудную минуту. Вспоминаем, какие слова говорил Емеля?

(«По щучьему велению, по моему хотению»)

Воспитатель: — А еще в русских сказках постоянно присутствует число 3 — три брата, три задания царских, которые герои выполняют, невестки царя хлеб пекут сказка «Царевна-лягушка».

Воспитатель: — И в сказке, которую вы сейчас услышите, много событий повторяется трижды — это русская народная сказка «Сивка-бурка». В этой сказке главному герою тоже помогает животное, а вот какое, вы должны узнать сами, послушав стихотворение:

Гоп-гоп!

Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп-гоп-гоп!

Трух-трух!

Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы.

Рысью, рысью, конь мой милый!

Трух-трух-трух!

Не споткнись мой друг!

Воспитатель: — Верно ребята, в сказке «Сивка-бурка», главному герою будет помогать конь, слушайте внимательно и запомните, какими заветными словами будет звать коня Иванушка, и как конь поможет ему.

Воспитатель читает сказку

Физминутка:

Раз — нагнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три — в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим!

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель: — Кто главные герои сказки «Сивка-бурка»?

— Кого из героев вы назвали бы положительными, кого отрицательными?

Воспитатель: — Почему вы так решили?

— Расскажите, как началась дружба Ивана и коня? Какую пословицу можно было бы использовать, чтобы об этом рассказать?

(Не было бы счастья, да несчастье помогло)

— Почему именно эту пословицу?

Воспитатель: — Как в сказке описывается Сивка-бурка, отличается ли он от обычных коней (описание с использованием точных фраз из сказки)

Воспитатель: — Какими заветными словами звал Сивку-бурку Иванушка? Как в сказке говорится, как он звал коня?

(«Выйдет в чисто поле, свиснет, гаркнет…»)

Воспитатель: — В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Сивка-бурка»?

(«три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»)

Рассказывание сказки.

Воспитатель: — Ребята, сейчас мы с вами попробуем рассказать сказку «Сивка-бурка». Рассказываем выразительно, чтобы мы поняли, что чувствуют герои, чтобы сказка ожила. Кто бы хотел начать?

(Рассказывают все дети, по не большому отрывку, воспитатель следит за тем, чтобы текст был как можно ближе к оригиналу, использовались те же словесные обороты, образные выражения)

Рассматривание иллюстраций с выходом на продуктивную деятельность.

Воспитатель: — Ребята, вам понравилось, как вы рассказали сказку?

Воспитатель: — Посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите? Это иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» и другим русским народным сказкам.

Воспитатель: — Что вы чувствуете, когда смотрите на эти иллюстрации?

— Можно почувствовать характер и настроение героев?

Воспитатель: — У вас у каждого есть своя любимая сказка, я вам предлагаю нарисовать своего любимого сказочного героя, и сделаем выставку «Любимые сказочные герои».

По окончании занятия все рассматриваю работы, делают импровизированную выставку рисунков.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Чем вывести пятно от краски для волос с джинсов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector