Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картину XVII века сняли с аукциона, так как в ней заподозрили подлинную работу Караваджо

Картину XVII века сняли с аукциона, так как в ней заподозрили подлинную работу Караваджо

Фрагмент картины

По требованию испанских властей мадридский аукционный дом Ансорена приостановил продажу картины неизвестного автора XVII века, так как ряд специалистов заявил, что она может быть утерянной работой знаменитого Караваджо.

В аукционном каталоге «Коронование терновым венцом» значилось как работа мастера из испанского художника XVII века Хосе де Риберы. Предполагаемая стартовая цена на аукционе 15 апреля составляла 1500 евро. Однако ученые объявили о наличии «достаточных стилистических и документальных свидетельств», связывающих картину с Караваджо. В результате министерство культуры Испании запретило экспорт картины, а сам лот был снят с торгов до выяснения всех обстоятельств.

Картина изображает истекающего кровью Иисуса Христа в терновом венце, на которого стоящий позади человек накидывает красный плащ. Подобный сюжет в изобразительном искусстве известен под названием «Ecce homo» («Се человек»), отсылающим к цитате из евангелиста Иоанна: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни Его!» Пилат говорит им: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Известна одна работа Караваджо с этим сюжетом, она хранится в галерее Палаццо Бьянко в Генуе. Также Караваджо принадлежат две сцены, где на Иисуса надевают терновый венец, они находятся в собраниях Музея истории искусств в Вене и Палаццо дельи Альберти в итальянском городе Прато.

Испанская газета El País сообщает, что несколько ведущих ученых, в том числе всемирно известный специалист по Караваджо Мария Кристина Терзаги (Maria Cristina Terzaghi), поддерживают недавно предложенное авторство. В качестве доказательства приводят размер картины, технические аспекты и ее сходство с другими работами Караваджо (включая «Мадонну с розарием»). Терзаги даже заявила журналистам, что «нет никаких сомнений в атрибуции» картины. Но с ней не согласен итальянский ученый Никола Спиноза, специалист по живописи XVII века, выступивший в газете Corriere della Sera. Он считает, что картина — в лучшем случае высококачественное произведение одного из караваджистов – художников, испытавших влияние Караваджо.

Это не первый случай появления вероятной работы Караваджо за последние годы. В 2014 году на чердаке одного дома в Тулузе была найдена картина «Юдифь и Олоферн», исследовавший ее искусствовед Эрик Тюркен признал картину подлинной работой Караваджо, хотя ряд других ученых посчитал, что она написана караваджистом Луи Финсоном, часто копировавшим работы своего кумира. Картина была выставлена на аукцион с первоначальной ценой в 30 миллионов евро, но накануне торгов была куплена в индивидуальном порядке коллекционером из Нью-Йорка, итоговая ее цена осталась неизвестной широкой публике.

Если подтвердится, что автором «Коронования терновым венцом» действительно был Караваджо, ее цена тоже значительно вырастет.

«Картину» Караваджо отправят на досмотр

Насколько выросла стоимость работы после приостановки торгов

На аукционе в Испании обнаружили предположительно пропавшую картину Микеланджело да Караваджо. Торги приостановили, а стоимость работы выросла в 10 тыс. раз. Изначально картина, на которой изображен библейский сюжет с участием Иисуса и Понтия Пилата, выставлялась под названием «Коронование терновым венцом» за €1,5 тыс. Предполагалось, что это работа неизвестного автора. Однако специалисты усмотрели в ней пропавшую в XVII веке картину Караваджо «Се Человек». Если это действительно так, то полотно может стоить до €150 млн, сообщил испанский журналист Виктор Черецкий.

Читайте так же:
Воротник гольф что это такое

Фото: Palazzo Bianco / Wikipedia

Фото: Palazzo Bianco / Wikipedia

Сейчас, по его словам, власти приостановили аукцион, а работу отправили на экспертизу: «Последнее время она находилась у частных лиц, чьи фамилии не называются. Считается, что картина принадлежала неизвестному автору школы испанского художника XVII века Риберы. Шум подняли в Италии, когда узнали об этом аукционе: ученые обратились к своим испанским коллегам в известную мадридскую галерею “Прадо”, те в свою очередь — в министерство культуры. В результате ведомство парализовало продажу с аукциона, и сейчас эту картину запрещено продавать.

Как Караваджо, Пикассо и О. Генри были преступниками

Как Караваджо, Пикассо и О. Генри были преступниками

Процесс выяснения, действительно ли это является произведением Караваджо, займет, как отмечают эксперты, несколько лет. Картина находится в довольно плачевном состоянии, хотя ее когда-то реставрировали. Тем не менее она, как говорят специалисты, очень “грязная”, ее надо чистить — это, конечно, тоже очень дорогостоящая работа. Если все-таки подтвердится, что это картина Караваджо, ее будет запрещено продавать, пока не выяснят, кому он принадлежит. Вывозить за границу ее пока нельзя. А когда авторство все же будет установлено, то право покупки, если все-таки владельцы картины захотят ее продать, в первую очередь будет принадлежать Испании. Если же государство не захочет ее покупать, тогда ее приобретет частный аукцион. Но вывозить ее из страны, поскольку это национальное достояние, никто не сможет. Хотя итальянцы уже претендуют на нее».

Однако даже экспертиза не сможет со стопроцентной уверенностью сказать, принадлежит ли картина кисти Караваджо, подчеркивает арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич: «Всегда останутся группы экспертов, которые будут говорить, что это не Караваджо, но кто-нибудь, наверное, это подтвердит, и испанское правительство, скорее всего, картину выкупит. Что касается того, подлинный это Караваджо или нет, естественно, в голову сразу приходит недавняя история с Леонардо да Винчи и “Спасителем мира”, в которой был замешан русский миллиардер Дмитрий Рыболовлев — раньше эта работа принадлежала ему. Она куплена за фантастические деньги Мухаммедом бен Салманом. Однако сейчас картину Леонардо, которая вроде бы была признана всеми, оспаривают и отказались даже включать ее в выставку всех работ, которая проходила не так давно в Париже во время пандемии.

Как вопрос об авторстве «Спасителя мира» приобрел политическое звучание

Как вопрос об авторстве «Спасителя мира» приобрел политическое звучание

Это дошло до президента Франции Эмманюэля Макрона, который своим решением запретил выставлять картину “Спаситель мира” вместе с “Мона Лизой” на соседних стенах. То есть полотно, с одной стороны, было подтверждено, вроде бы считается, что это Леонардо, а с другой — выясняется, что, может быть, это и не оно. И я думаю, то же самое будет с Караваджо. Такие ситуации, конечно, встречаются, они возможны. Но это все оспаривается экспертами, чьи интересы могут иметь превалирующее значение. Кому-то будет выгодно говорить, что это настоящая работа, кому-то — что работа ненастоящая. И те, и другие будут приводить свои доводы».

Читайте так же:
Презентация сказки сивка бурка 3 класс школа россии

Утраченные работы Караваджо находили и ранее. Так, в 2014-м на чердаке дома во французской Тулузе под матрасом специалисты обнаружили картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».

Коронование Христа терновым венцом — Караваджо Микеланджело Меризи де

Коронование Христа терновым венцом

Полотно Караваджо опирается на трагический сюжет, произошедший перед казнью Иисуса Христа. Так засвидетельствовал это событие апостол Матфей: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». (Мф.27:27-30).
«Коронование» продолжает раскрытие темы страстей Христовых, начатых Караваджо картиной «Взятие Христа под стражу». Иисус одет в красную накидку и в руках держит тростниковый скипетр, как символ Своей царской власти, в насмешку данный стражниками. Трое молодых и сильных людей, один из них офицер в латах, отдавший приказ пытать Иисуса, двое других — исполнители приказа, надевают на голову Христа терновый венец. Голова Христа склонилась под ударами палачей. Художник реалистично изображает капли крови, стекающие по челу из-под терновых шипов. Легионер, руководящий истязанием, кажется, ждет от Иисуса мольбы о пощаде. Но на лице Христа нет злобы, а есть боль, это не только физическая боль, но, скорее, сочувствие к казнящим Его людям: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». (Лк.23:34).Караваджо как мастеру момента удалось передать драматизм и напряжённость, используя расположение фигур, насыщенные цвета и резкие контрасты света и тени.
Смысл картины в полной мере раскрывается в её названии. Христос — Царь, но казнящие Его люди не понимают этого. В их понимании Царь — это тот, кто обладает всею силою мира. Но Христос говорит Пилату: «Царство Моё не от мира сего». (Ин.18:36). Его Царство не подвластно силе, оно основано на любви, готовой отдать жизнь «за други своя», ибо любовь — сильнее смерти и потому ей нечего бояться.

История создания

О картине «Коронование Христа» имеется упоминание в сохранившимся до наших дней документе, собственноручно написанном художником, который гласит: «Я, Микеланджело Меризи из Караваджо, обязуюсь написать для Его Превосходительства г-на Массимо Массими к началу августа с. г. ещё одну уже оплаченную картину достоинства и размера, как и предыдущее написанное для него “Коронование Христа”. Составлено и подписано мною собственноручно 25 июня 1605 г. Микеланджело Меризи».
После отвергнутой заказчиками картины «Успение Богоматери» Караваджо, преодолев хандру, взялся за работу. Так появилось «Коронование Христа терновым венцом», размер полотна 127×165,5 см. Картина задумывалась как десюдепорт, для украшения дверного проёма. Молодой банкир Массими, заказчик картины, вскоре разорился и шедевр попал в коллекцию Винченцо Джустиниани. Интеллектуал и коллекционер, он в конце жизни написал статью об искусстве, в которой определил двенадцать классов достижений. В высший класс Джустиниани определил только двух художников — Караваджо и Аннибале Карраччи — как способных совершенно сочетать реализм и собственный стиль.

Читайте так же:
Нимб венец световая кайма 5 букв

Отношение автора к вере

Караваджо Микеланджело был человеком, который прошел тернистый жизненный путь, полный роковых ошибок, греховных падений, но невероятных творческих взлетов и душевных смятений. По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках. В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

Безусловно, все эти скитания, многочисленные духовные падения оставили неизгладимый отпечаток на личности живописца. Вся жизнь художника прошла в вечной духовной борьбе, не скрытой, но настоящей. Важно, что именно живопись и творчество приподнимали Караваджо из бездны духовной темноты и заставляли задуматься о вечном. Художника никогда не интересовали вымышленные картины небес. Религия была для него реальностью, растворенной в повседневной жизни. И именно в размышлении над христианскими сюжетами художник пытался найти утешение своей мятущейся души. Ведь, что могло согревать его сердце сильнее, чем фраза Христа: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:6-7)

Именно в период своих скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Наиболее показательной представляется фраза, приписываемая художнику, из которой явствует, насколько искусство было связано в его жизни с чувством присутствия Творца: «Я беру взаймы тела и предметы, рисую их, чтобы напомнить самому себе магию равновесия, которая управляет всей вселенной. В этой магии душа моя звучит в унисон с единственным звуком, который возвращает меня к Богу».

Биография

Караваджо Микеланджело родился 28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в Ломбардии (Северная Италия). Художественное образование получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты. Главное в произведениях Караваджо — характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.).

Читайте так же:
Часть дымохода 5 букв 5 буква «В» сканворд

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у живописца традиционные религиозные темы. Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, — всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597— 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.

От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605—1606 гг., и др.).

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порто-Эрколе.

​Картина, которую чуть не продали за 1,5 тысячи евро, может оказаться работой Караваджо

«Коронование терновым венцом», фрагмент

Испанское правительство ввело временный запрет на вывоз из страны картины маслом, которую приписывали кисти испанского живописца XVII века Хосе де Риберы и которую накануне должны были продать на торгах за €1,5 тысячи.

апрет обусловлен тем, что эксперты-искусствоведы выступили с предположением, что полотно «Коронование терновым венцом» на самом деле принадлежит авторству выдающегося итальянского художника, одного из крупнейших мастеров барокко и основателя реализма в живописи — Караваджо.

Об этом сообщает британская The Guardian.

Новый Караваджо?

На прошлой неделе в Мадриде аукционный дом Ansorena проводил торги, на которые, помимо прочих, была выставлена картина «Коронование терновым венцом» с указанным в провенансе авторством Хосе де Риберы. Ее ориентировочная цена составляла полторы тысячи евро.

Однако вскоре лот №229 был снят с торгов. При ближайшем рассмотрении этой средней по размерам картины (111х86 см) у экспертов возникли подозрения, что это изображение может быть гораздо более ценной работой итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо.

Присутствовавшие на торгах эксперты заявили, что существует «достаточно стилистических и документальных свидетельств», чтобы предположить, что это может быть подлинник Караваджо. После их звонка в министерство культуры там собралось экстренное заседание, на котором было принято решение о наложении предупредительного запрета на экспорт картины.

После этого испанский Минкульт уведомил руководство аукционного дома о своем решении, и на следующий день картину сняли с аукциона.

«Учитывая скорость, с которой все это происходило, нам сейчас необходимо тщательное техническое и научное изучение рассматриваемой картины, — прокомментировал ситуацию для издания источник в министерстве культуры Испании. — Необходимо провести академическую дискуссию о том, является ли атрибуция Караваджо правдоподобной и приемлемой для научного сообщества».

Читайте так же:
Чем бомбер отличается от ветровки

Сейчас, чтобы определить авторство, эксперты изучают полотно. Сомнения искусствоведов легко объяснить: Рибера, сын сапожника, учился в Риме и был известным последователем Караваджо. Он воспринял основные приемы своего учителя и так же активно использовал сильные контрасты между светом и тенью в своих работах.

Экспертные оценки: за и против

Но некоторые эксперты уже заявляют о подлинности полотна. Итальянский искусствовед и член парламента Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) сказал, что узнал в картине работу Караваджо еще в прошлом месяце — после того, как его друг, профессор истории искусств, показал ему картину.

«Я вижу ее и сразу понимаю, что это работа Караваджо, и думаю, что, найдя источники финансирования, я смогу вернуть ее в Италию, — заявил Сгарби итальянским СМИ на прошлой неделе. — Цена картины может составлять около 100-150 миллионов евро, если вы продаете его частным образом, и 50 миллионов евро, если вы продаете его музею, например Прадо».

С ним согласна Мария Кристина Терцаги (Maria Cristina Terzaghi), профессор истории искусств в Римском университете и эксперт по творчеству Караваджо. По ее мнению, картина действительно была написана великим итальянским живописцем.

«Это он. Состав красного цвета в пурпурной мантии, покрывающей Христа, такой же, как на изображении Саломеи с головой Иоанна Крестителя в королевском дворце в Мадриде», — отметила Терцаги.

Она добавила также, что эта работа «очень похожа» на картину Караваджо, сделанную в первый период его пребывания в Неаполе.

Однако с таким мнением согласны не все специалисты. «Это не Караваджо, — заявил в интервью итальянской Il Corriere della Sera Никола Спиноза (Nicola Spinosa), один из ведущих исследователей итальянской живописи XVII века. — На мой взгляд, это высококачественный караваджизм».

Руководство ведущего художественного музея страны Прадо заявило, что ни один из его экспертов не смог лично осмотреть картину, так как она была снята с аукциона. Но не исключено, что, экспертное заключение специалистов музея может понадобиться, если власти Мадрида решат объявить произведение объектом культурного наследия. Подобное решение усилит правовую защиту от продажи картины.

Представитель аукционного дома Ansorena сообщил о том, что сейчас картину изучают различные эксперты, чтобы определить авторство. «В любом случае картина находится под экспортным запретом и не может покинуть Испанию», — отметил он.

Снятая с торгов картина — не единственная возможная работа Караваджо, появившаяся на международном рынке за последние годы. В 2014 году на чердаке дома во французском городе Тулуза под старым матрасом была найдена еще одна картина, которую приписывали кисти итальянского художника, — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Ее назвали «Караваджо с чердака». Пять лет спустя иностранный коллекционер купил картину за два дня до аукциона, где ее хотели выставить за $170 млн.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector