Кто венец творения бога
Кто венец творения бога
- Страница Патриарха
- Блоги
- Православие в мире
- Таинства
- Интервью
- Заблуждения
- Посты
- Новости
- Обратная связь
- День ангела
- Рецепты
- О проекте
Войти с помощью:
Чем человек отличается от всех других живых существ на Земле?
Все животные и растения имеют свое место обитания. Только одно живое существо проживает повсюду на земле, приспосабливаясь к любым условиям. Оно живет в жарких и холодных странах, посреди лесов и в степях, на берегах рек и морей, в песчаных пустынях, высоко в горах, совершает путешествия в морские глубины и в космическое пространство.
Это человек. Человек способен на всё это благодаря своему разуму. Он способен мыслить, придумывать и создавать себе жилище, защищающее от непогоды, разводить огонь, обогревающий его, выкапывать колодцы, прорывать каналы, изобретать машины. Человек способен создавать вещи своими руками и даже влиять на природные явления.
Похож ли этим человек хоть немного на своего Творца, Господа, который создал Вселенную?
Похож, так как Господь — Создатель мира, и человек способен создавать. Но человек — не Бог. Он не может сотворить живое существо, а Бог сотворил все живое.
Чем еще человек отличается от животного?
Разумность отличает человека от животного. Животное не обладает разумом. Человек обладает речью (может разговаривать), может сочинять стихи, писать музыку.
Но существует самое главное отличие человека от животного. Христиане знают, что это бессмертная человеческая душа.
Все знают о мальчике Маугли. Его воспитала волчица. Конечно, история с Маугли является сказкой, а дети, которых воспитывали волки (такие случаи действительно были) не умели разговаривать, строить человеческое жилище и изготавливать вещи, они бегали на четвереньках и всем своим поведением напоминали волков.
Но разве эти дети переставали быть людьми?
Они оставались людьми. Они не умели разговаривать как люди, строить как люди, вести себя как люди, зато они обладали бессмертной человеческой душой.
Все люди — братья.
Много разных людей живет на земле. Есть люди с белым цветом кожи (как мы, европейцы). Есть люди с черным цветом кожи (как африканцы). Есть люди с желтым цветом кожи (больше всего их живет в Китае). Есть люди с красным цветом кожи (индейцы). Но все они люди и ничем, кроме цвета кожи, формы носа или разреза глаз, не отличаются друг от друга.
На самом деле все люди на земле являются друг для друга близкими или дальними родственниками, потому что все мы имеем одних прародителей (т.е. самых первых родителей, от которых произошли все люди). Как звали наших прародителей, первых мужчину и женщину, которых сотворил Бог? Их звали Адам и Ева.
Человек — царь природы.
Мы не раз говорили о замечательной способности человека что-либо создавать, преобразовывать природу. Канал среди безводных песков, дело рук человеческих, превращает пустыню в цветущий сад.
Человек обладает еще более удивительным умением. Благодаря разуму он может изучать законы природы, то есть то, как устроен мир, все существа и растения, находящиеся в нем. Для этого человек применяет науки (научные знания).
Познавая устроение животных и растений, человек может сам улучшать их породы или выводить новые сорта, создавать совершенно небывалые и полезные свойства, которыми они станут обладать.
Откуда взялись все животные и растения?
Не нарушает ли человек волю Божию, когда стремится улучшить то, что создал Бог?
Бог не запретил людям улучшать породы растений и животных, улучшать облик планеты. Наоборот, Он поселил Адама и Еву в раю, то есть в прекрасном и дивном саду, и поручил им возделывать этот сад, улучшать его, делать краше.
Разве Всемогущий Бог не может Сам сделать все прекраснее, чем есть? Разве человек сумеет сделать лучше, чем Бог? Зачем Бог дал такое поручение людям?
Бог дал такое поручение людям затем, чтобы они сами становились лучше, умнее и добрее, чтобы они трудились, познавали природу, чтобы им было за кем ухаживать.
Можно ли сказать, что Господь Бог создал человека для того, чтобы тот продолжал дела, начатые Им?
Да, так можно сказать.
Всегда ли люди по отношению к творению Божиему (природе) поступают именно так, как того ожидает Бог?
Человек может творить зло: ломать молодые деревца; калечить животных или убивать их без нужды, ради забавы; засорять водоемы заводскими отходами, а воздух сигаретным дымом и дымом фабричных труб.
Бог создал природу и дал ей особые законы, которые называются законами природы. Над всем Своим созданием Он поставил человека как властелина, царя.
Что значит быть властелином, царем? Что значит властвовать?
Быть царем, властелином — значит быть как родитель (отец) для подданных: заботиться о них, защищать их, любить их.
Человек должен сохранять природу, не наносить ей ущерба, не нарушать законов природы, которые установил Господь.
Человек не должен портить то, что доверил ему Бог. Он должен все это улучшать, делать прекраснее.
Человек — венец творения
В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред Ангелами» (Пс. 8:6). Прор. Моисей так изображает его происхождение. После того, как созданы были все земные твари, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными …и над всею землею …И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:26-27). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его «по образу Божию и подобию» и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (Точное изложение веры, кн. 2, гл. 12, о человеке). По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог — сказано далее — вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.
Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит — унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. Так учит Священное Писание (Рим. 12:14; Гал. 3:3; Кор. 9:27; Гал 5:24; Иуды ст. 7-8; 1 Кор. 3:16-17; 1 Кор.6:20). «И с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому, что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни» (2 Кор. 5:10).
Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Матф. 16:26). Господь наставлял учеников: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10:28).
Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: «Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый… Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества». (Сл. 7, о душе).
Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражений делать основание для учения, что душа «божественна», в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение: Душа — происхождения небесного, — не значит, что душа божественна по существу. «Вдунул дыхание жизни» есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа или есть элемент — Божества. Златоуст пишет: «Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, «вдунул», говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?» (Златоуст, Толкование на книгу Бытия).
Как понимать человекообразные выражения о Боге, об этом была речь в главе о свойствах Божиих, о Боге как Духе. Здесь воспользуемся рассуждением блажен. Феодорита. «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл сего изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий Пророк замечает, что других тварей всяческих Бог создал словом, а человека создал Своими руками. Но как там под словом, мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь, при образовании тела, не действие рук, но величайшую внимательность к сему делу. Ибо, каким путем ныне по Его воле зарождается плод в утробе материнской, а природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, — так и тогда, человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью». В другом месте блаж. Феодорит, выражается в общей форме: «мы не говорим, будто Божество имеет руки…; но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие о человеке» (Догм. Бог. Макария, т.1, стр. 430-431).
Читайте также
Существует ли «венец безбрачия»?
Существует ли «венец безбрачия»? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято
Венец творенья
Венец творенья К концу войны приход за нерентабельностью закрыли — живых людей не сохранилось, и Лукерья, служившая в церкви ключницей, вышла в отставку. Переехала поближе к Москве: купила полдома в деревне Карамышево — и зажила себе ничего не делая, благо для одинокого
Человек как соучастник творения
Человек как соучастник творения Власть человека над новосозданным миром проявилась ярче всего, когда человек дал животным имена. Имя на древнем Востоке не было случайным сочетанием звуков – кто знает подлинное имя, тот понимает сущность его обладателя (У. Ле Гуин в своем
Человек — венец творения
Человек — венец творения В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред
129 Я — венец творенья
129 Я — венец творенья Я — венец творенья мудрого Творца,Он — Отец Небесный, я — Его дитя.Дивное хваленье с кроткою мольбойВознесу я Богу в этот день святой.Освяти, о Боже, дух греховный мойИ от всех пороков сердце мне омой,Чтобы сердцем чистым с верою живойМог взывать к Тебе я в
Венец для Иешуа
Венец для Иешуа 9 Было ко мне слово Вечного:10 — Собери серебро и золото у Хелдая, Тобии и Иедаи, которые пришли из Вавилонского плена, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии. 11 Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову главного священнослужителя
Венец творенья
Венец творенья К концу войны приход за нерентабельностью закрыли — живых людей не сохранилось, и Лукерья, служившая в церкви ключницей, вышла в отставку. Переехала поближе к Москве — купила полдома в деревне Карамышево — и зажила себе ничего не делая, благо для одинокого
Венец
Венец (Crown). Головной убор, символизирующий честь, ликование, победу или официальный статус его обладателя. В ВЗ упоминаются венцы четырех типов. (1) Венец первосвященника представлял собой золотую пластинку с надписью "Святыня Господня", края прикреплялась к его кидару
Терновый венец
Терновый венец Для бичевания Иисус был передан в руки солдат. Скорее всего, охрану наместнической резиденции осуществляли солдаты не римских войск, а местные вспомогательные части, укомплектованные сирийцами. Евреи сирийцев терпеть не могли, и те платили им взаимностью.
Венец для Иисуса
Венец для Иисуса 9 Было ко мне слово Господне:10 — Собери серебро и золото e у Хелдая, Товии и Иедая, которые пришли из Вавилона, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии. 11 Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову первосвященника Иисуса, сына
Терновый венец
Терновый венец Для бичевания Иисус был передан в руки солдат. Скорее всего, охрану наместнической резиденции осуществляли солдаты не римских войск, а местные вспомогательные части, укомплектованные сирийцами. Евреи сирийцев терпеть не могли, и те платили им взаимностью.
Человек и социум (Система Человек — Человек)
Человек и социум (Система Человек — Человек) Деятельность человека в Системе Сознание — Человек протекает между двумя Полюсами: физическим телом и психикой. За жизнь на Земле отвечает часть психики, которую мы называем Сознанием.Результативность деятельности человека
Терновый венец родины
Терновый венец родины Слово, сказанное протоиереем А. П. Смирновым в городе Ульяновске в Казанском Патриаршем соборе 4 декабря 1941 года22 Июня 1941 года наша прекрасная родина облеклась в терновый венец. Из-под острых игл на ее чело брызнули первые капли — рубины жертвенной
Под венец
Под венец Православная свадьба достаточно сильно отличается от светской.В первую очередь — иными ценностными акцентами. По церковным канонам жених становится мужем, а невеста женой только после венчания, соответственно и супружеские отношения допускаются только после
Человек — венец творения, и прочее вранье
Акулы — примитивные, безмозглые живые ископаемые
Интеллекта в сравнении, скажем, с человекообразными обезьянами акулам действительно не хватает. Но они обладают довольно сложным поведением. Нынешние семейства этих совершенных морских убийц появились совсем недавно, в так называемом миоцене — в период от 5 до 20 млн лет назад. Кстати, со времени своего появления акулы все сильнее и сильнее теснили тогдашних хозяев моря — морских рептилий, и скорее всего именно они в жесткой конкурентной борьбе победили ихтиозавров. Несмотря на то что у акул действительно нет костной ткани — и на этом основании их называют живыми ископаемыми, — некоторые из них имеют ряд прогрессивных признаков, например живорождение! Ни птицы, ни большинство рептилий, ни тем более костные рыбы таким эволюционным достижением похвастаться не могут.
Рептилия — это такая ящерица
Очень неточно. На сегодняшний день считают, что у современных рептилий и млекопитающих предками были разные амфибии. Эволюционная ветвь, которую венчают млекопитающие, называется зверообразующей. Та, которую венчают, грубо говоря, птицы, — ящерообразующей. Эти ветви все время боролись между собой за господство на земле.
Сначала побеждал «зверский» клан. Среди «звероящеров» были первые настоящие хищники, евшие именно мясо, то есть своих травоядных собратьев, а не каких-то там многоножек и пауков. Затем в поздней перми (около 255 млн лет назад) в их скорее массивных, нежели стройных рядах появились так называемые зверообразные рептилии, имевшие развитое обоняние и усы на морде. Зверообразные были покрыты шерстью и, значит, являлись теплокровными. Хотя они и откладывали яйца, как положено рептилиям, детенышей они уже выкармливали выделениями специальных желез. Совсем так, как это делают самые примитивные из ныне живущих млекопитающих — утконосы и ехидна. Другими словами, официально считающиеся рептилиями зверообразные имели множество признаков, присущих млекопитающим, и на привычных нам ящериц внешне походили значительно меньше, нежели на своих потомков-млекопитающих.
Млекопитающие появились после динозавров
Вовсе нет. Зверообразные рептилии господствовали примерно 50 млн лет, и лишь в триасе (от 248 до 205 млн лет назад) «ящерицы» взяли реванш. В это время начинают резко эволюционировать так называемые архозавры (ящеры) — к ним относятся и ныне здравствующие крокодилы и динозавры. От архозавров ведут свой род и птицы. К слову, получается, что из ныне живущих существ наиболее близки птицам именно крокодилы. Так что исторический ответ безымянного малороссийского прапорщика на вопрос: «Летают ли крокодилы?» — «Летают, но низэнько-низэнько» — с точки зрения палеонтолога не лишен эволюционных оснований. В те непростые времена архозавры господствовали в категории «тяжеловесы». А вот в легких весах (размерами меньше одного метра) все это время вполне уверенно чувствовали себя представители «зверского» клана — сначала зверообразные рептилии, а затем пришедшие им на смену млекопитающие. Между прочим, именно легкие веса являются «колыбелью» эволюции, то есть в среде легковесов рано или поздно появляется некое прогрессивное существо, которое выводит эволюционную «гонку вооружений» на новый уровень. Так благодаря чему же «ящерицы» перешли в решительное наступление, потеснив будущих «зверей»? Оказывается, они хитрым образом перестроили свои конечности, что позволило им встать на две ноги и перемещаться быстрее всех. Итак, древностью рода млекопитающие вовсе не уступают динозаврам. Они немирно сосуществовали в разных весовых категориях примерно 120 миллионов лет.
Перья выросли у птиц как приспособления для полета
Вся история Земли учит нас: чтобы летать, иметь перья необязательно. Я уже не говорю о том, что с помощью машущего полета воздушную среду успешно освоили млекопитающие — летучие мыши. Намного раньше птиц в воздух поднялись родственные динозаврам и покрытые волосками птерозавры. Что же касается перьевого покрова, то он все-таки возникает у многих нелетающих динозавров. Для чего? Чтобы согреться. Ведь перья — отличный теплоизолятор. Именно перьевой покров позволял мелким рептилиям сохранять тепло в мышцах и, следовательно, готовность резко стартовать от опасности тогда, когда другие рептилии этого сделать были не в состоянии (например, в предрассветных сумерках). Это потом оказалось, что с перьями и летать сподручно.
Динозавры жили на планете долго и счастливо и вымерли в один день
Как правило, те, кто настаивает на внезапном исчезновении динозавров, в качестве причины указывают на свалившийся буквально на голову рептилиям громадный астероид. Но падение огромного небесного тела, вызвавшее глобальную катастрофу (похолодание), не объясняет, почему же уцелели не только теплокровные — птицы и млекопитающие, но и вполне холоднокровные крокодилы, черепахи и ящерицы. По данным палеонтологов, в позднем мелу (этот период окончился около 67 млн лет назад), во время расцвета динозавров, естественное вымирание видов шло примерно одним и тем же темпом. Но с определенного момента на смену вымершему виду не приходил новый (как это случается обычно). На вопрос, почему же на смену вымершим динозаврам не пришли новые, можно дать и такой ответ. Примерно 240 млн лет назад изначально господствовавших зверообразных вытеснили более шустрые (двуногие) динозавры. Они появились в легком весе (менее 1 метра), а затем перешли в следующую весовую категорию. Как более проворные, они вытеснили остатки зверообразных в легкие веса. В легких весах и произошел переход зверообразных в млекопитающие. Последние же обладали рядом прогрессивных признаков и, не суетясь, переждали невзгоды. Рано или поздно, но среди «легковесов» появляются продвинутые теплокровные «млекопитающие» хищники. Они захватывают господство в своей категории, и кроме того, наносят существенный урон детям динозавров-гигантов, особенно по ночам, когда имеют неоспоримое преимущество в скорости перед холоднокровной молодью рептилий. Итак, победив в легких весах, лишив динозавров детства и, соответственно, будущего, млекопитающие предопределили их вымирание. Так что астероид и последовавшие за его падением невзгоды лишь забили последний гвоздь в гроб гигантских рептилий.
Человек — венец творения
К сожалению, нет. Как это ни прискорбно, но строение зубной системы и такого важного органа, как плацента, у крыс и мышей по сравнению с человеком более совершенно. Кроме того, попытки создать человека природа предпринимала неоднократно. Еще у предков людей — австралопитеков — сосуществовали две формы, назовем их для простоты массивной и субтильной. Именно субтильные, не брезгующие мясом австралопитеки породили первого представителя рода хомо — человека умелого. Потом появился человек прямоходящий. Всевозможные представители рода хомо не раз жили примерно в одно и то же время. Например, около сотни тысяч лет назад неандертальцы встретились с людьми современного типа (кроманьонцами). Неандертальцы если в чем и уступали кроманьонцам, то только в навыках устной речи и, видимо, в уровне агрессивности. Кто победил, нам объяснять не надо.
Венец творения
Человек – венец творения. Это, вроде бы, известно любому человеку, пусть даже не читавшему Библию, но хотя бы поверхностно знакомому, скажем, с европейской культурой. Венец творения… А вот о чем это? Какая реальность стоит за этими словами? Я искал для себя ответ у святых отцов. И нашел его у преподобного Иустина Поповича. Но буду честным – окончательную ясность в этот вопрос внес для меня не преподобный Иустин, а подыхающий пес моего друга Володи. Впрочем, лучше обо всем этом рассказать по порядку.
У преподобного Иустина Поповича я прочел слова, которых давно ждало мое сердце:
«Всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью».
Речь тут, как я понимаю, о том, что мир органичен и целостен и взаимосвязан во всех своих проявлениях, а самое главное — неразрывно соединен со своим Творцом через животворящее действие Его благодатных энергий. Человек же в этом мире занимает исключительное положение, поскольку Бог вложил в него начатки всего сотворенного естества, сделав его венцом Своего творения.
Венец это ведь не просто знак почета, и не только то, что на самом верху. Это еще и то, что там, наверху, как бы собирает воедино и скрепляет собою все, что ниже. Такое значение слова «венец» сохранилось в строительной терминологии, где венцами называют ряды бревен в деревянном срубе. А еще более точно оно употреблялось когда-то у бондарей – мастеров по изготовлению бочек. Там венцом назывался обруч, который насаживался на дубовые или липовые дощечки, собирая их воедино, из набора заготовок превращая в готовое изделие – бочку.
Так и человек оказался венцом творения не только в значении максимальной славы сотворенного мира, но и вот в этом, если можно так выразиться – конструктивно-техническом смысле. Именно поэтому человек, по слову Иустина Поповича «…всю совокупную тварь ощущает как свое тело, как свое естество, расширенное до крайних пределов Вселенной».
Но это все – теория. А вот на деле я увидал эту святоотеческую истину при следующих обстоятельствах.
Однажды у моего друга сотрудники санитарной службы подстрелили пса. Отстреливали по городу пневматикой со шприцами, ну и. приполз Жук на крыльцо и начал подыхать. Вовке его стало жалко: даже не то, что подыхает хороший пес, а то — что. ну, буквально как собака подыхает, в коридоре, рядом с ботинками. И он его взял, положил к себе на кровать, обнял. У пса дыхание было рваное, прерывистое. Вовка прижал его к себе и начал медленно ритмично дышать. Постепенно, дыхание собаки стало выравниваться, и через пару минут Жук дышал уже ровно, в том же ритме, что и Вовка. А потом произошла совсем странная вещь. Он позвонил знакомой врачихе, и спросил: «Что нужно делать в таких случаях?». Та сказала, что она не ветеринар, а рентгенолог, поэтому что делать с подыхающей собакой она не знает. Но слыхала от кого-то, что нужно дать собаке сырое яйцо вперемешку с водкой. Яиц в доме не оказалось. И Вовка влил в пса полстакана водки с молоком. Жук покорно проглотил это пойло. И. уснул. А утром уже бегал по двору, и гонял кота.
Вот такая, совсем несвятоотеческая история. Но для меня после нее как-то все окончательно встало на свои места. И не в том дело, что отравили Жука, скорее всего, метанолом, а водка сыграла роль антидота. Просто, если уж человек способен своим дыханием восстановить дыхание умирающей собаки, значит, действительно, мир вокруг нас не чужой нам, не внешний. Он – часть нас самих, наше продолжение, наше естество. А животные и впрямь братья наши меньшие. Которых мы вольны либо пнуть сапогом, или даже пристрелить; либо поделиться с ними жизнью, прижав умирающую собаку к своей груди.