Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью

Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью

Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью ⇐ Пошив церковного облачения

  • Версия для печати
  • 1
  • Цитата

Сообщение Наталка » 02 окт 2009, 00:57

  • Цитата

Сообщение Верба » 02 окт 2009, 03:24

  • Цитата
  • Цитата

Сообщение Наталка » 02 окт 2009, 23:17

  • Цитата

Сообщение Марья » 01 ноя 2009, 18:42

Предлагаю Вам частные курсы ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ
орнаментальное (жемчуг,по картону,прикрепы,канитель и др.)
лицевое,техника «в раскол» (иконы,вся церковная утварь)

В месяц 1000 руб. (1 занятие в неделю, 3 часа) вторник с 11.00 — 14.00
ул.Заставская,30 (м.Московские ворота)
тел.89602705432 Дина Владимировна

Буду рада видеть Вас у себя!

  • Цитата

Сообщение Лилочка » 01 ноя 2009, 22:44

  • Цитата

Сообщение Наталка » 02 ноя 2009, 00:35

Я узнавала в Урбусе. Программу 4-летнего обучения разделили на короткие интенсивные курсы.
Несколько ступеней. В первую ступень входят все базовые навыки —
запяливание, работа с шилом, подготовка материалов, техника шитья
шнурами и жемчугом. стоимость 2900р. длительность 3 нед.
Занятия три раза в неделю по понедельникам, средам и пятницам с 10 до 14 часов. Начало занятий по мере комплектования группы (желающих заносим в список). итого 9 занятий.
Про 2-ю и последующую ступени неизвестно. сколько народу на 1-й отучится, НО я бы хотела у них поучиться.

Добавлено спустя 2 минуты 51 секунду:
Это Лилочка подсказала.
http://www.eoro.ru/index.php?mact=News, . eturnid=15
___________________________________
2.Курс практических занятий по темам:

«ОСНОВЫ ИСКУССТВА ДРЕВНЕРУССКОЙ ВЫШИВКИ»

«ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ВЫШИВКИ»

Объявляется набор на обучение преподавателей Воскресных школ.

Занятия проводятся по пятницам с 13.30 до 16.30
Запись по телефону: 710-35-73 (с 14.00)

Цель: Подготовка специалистов по церковной вышивке для преподавания предметов «Церковная вышивка» в воскресных школах.

Задачи:
— Изучить и практически освоить изобразительный и декоративно-прикладные основы древнерусской церковной вышивки (основы декоративного рисунка
и цветовой композиции).
— Изучить и практически освоить основы техники и технологии древнерусской церковной вышивки (лицевое и орнаментальное шитье).

Проводит:
Кузьмина Ирина Борисовна, секретарь секции «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» при Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», преподаватель СПб. ГАИЖСиА им. Репина, СПб. Гос. Академии Театрального искусства, руководитель мастерской церковного искусства «Деисис», член Союза художников России.
Егельская Наталья Михайловна, Сотрудница женского клуба по возрождению народных ремесел «Оживки» ДК г.Всеволожска.

Адрес: м. «Пл. Александра Невского», Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Митрополичий корпус, Епархиальное Управление,
Отдел религиозного образования, ком.47, (первый этаж)

Добавлено спустя 40 минут 9 секунд:
Re: Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью
В Урбусе возможно будут вечерние занятия, начнутся в декабре, наверно. Кто хочет, заранее звоните и записывайтесь.
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 15-я линия, д. 2
Телефон (моб.): 8-911-7504394.

Курсы золотошвейной мастерской убрус

Статья об участии работ батайской золотошвейной мастерской «Золото Покрова» в выставке –конференции церковное шитье 9-12 октября 2019г.в г. Санкт-Петербург.

Читайте так же:
Стол маникюрный складной бридж инструкция по сборке

В октябре 2019г. в г. Санкт-Петербурге состоялась выставка-конференция. Организатором выступила золотошвейная мастерская «Убрус» в г. Санк –Петербурге она праздновала 20летие своей деятельности. В выставке приняли участие работы учеников мастерской «Убрус», золотошвейных мастерских со всей России, а также из Донецкой области. В выставке также принимали участие мастерская при московском Православном Гумманитарном Институте «Со-действие», мастерская при кафедре Православного Свято-Тихоновского Гумманитарного Института. Достойно показали себя работы нашей батайской золотошвейной мастерской «Золото Покрова».

Конференция шла два дня . Днем лекции шли в Михайловском замке, вечером –мастер-классы на Невском проспекте. На лекциях конференции были заслушаны доклады искусствоведов и музейных сотрудников об истории церковной вышивки на Руси. Были показаны фото музейных экспонатов церковного облачения и предметов церковного обихода (плащаницы, хоругви, палицы и надгробные пелены). Был рассказан путь трансформации от фрески или иконы нарисованной до вышитого изображения на палице, священническом облачении. И конечно, много внимания было уделено вышитым образам – иконам, исследованиям плащаниц. На третий день –рассказы руководителей мастерских по всей России о жизни мастерской, об их миссии, о трудностях и успехах… и мастер-классы. Есть мастерские, которые только обшивают и украшают свой храм, есть такие, которые совмещают свою деятельность с социальным служением – посещением домов престарелых или ведением детских кружков творчества. Золотошвейная мастерская «Св.прав. Тавифы» в г. Ростове-на-Дону, в помимо обшивания своего храма, ставит своей целью также воссоздание древнерусского шитья, а именно: копирование орнамента на пеленах 13-15в, копирования литургического комплекта 18в.. и просветительскую миссию: краткую катехизацию (изучение богослужебных цветов, значению церковной символики и т.д.) учениц при обучении на своих курсах. Руководитель золотошвейная мастерской при Свято-Николаевском женском монастыре Донецкой области с юмором поделилась своими трудностями. Сейчас в связи и политическими событиями в монастыре финансовое положение тяжелое и монахини не шьют и не вышивают , а выживают. Мастерицы , которые ранее вышивали лики святых на Богородичной и Господской плащаницах , сейчас варят мыло на продажу, шьют игрушки на ярмарку и плетут четки. Руководитель мастерской, монахиня, с улыбкой говорила: «…мы столько четок плетем… Господи, не вериться, что столько народа молиться!» Руководители мастерских при Институтах рассказывали о своих работах по реконструкции и воссозданию древних образцов шитья и их методике обучения, рекомендовали чаще ходить в музеи Эрмитажа, Кремля или смотреть собрания Кирилло-Белозерского монастыря и т.д. для того чтобы привить вкус и пропитаться духом истории учащимся. Батайская мастерская тоже рассказала о своей жизни- помимо благоукрашения храма мастерская ведет и просветительскую деятельность среди своих учащихся, читает краткий курс по церковной символике и об устройстве храма. Через все доклады о мастерских красной нитью шла мысль, что церковная вышивка это вид служения Богу.

Читайте так же:
Мини гольф клуба чайка

Очень интересны были мастер-классы по техники шитья жемчужных окладов, шитья золотными нитями. На мастер-классах были показаны оригинальные идеи вышивки. Казалось бы с 12в. до нас доходят работы мастеров. Что же еще нового можно придумать в 21в? но страна наша богата талантами и самородками, которые продолжают создавать все новое и новое. Чем удивляют маститых преподавателей институтов и искусствоведов и восхищают и радуют мастериц!

Золотошвейная мастерская «Золото Покрова» была создана в храме Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению настоятеля храма Удовенко Владимира Георгиевича, в октябре 2018г. Наши мастерицы перенимают опыт питерской школы «Убрус». На выставке были представлены ученические работы- постовой литургический комплект темно-синего цвета и несколько закладок на Евангелие. Точность, аккуратность и качество шитья заслужили одобрение опытных мастеров. Даже допуск на подобную выставку говорит сам за себя! Приятно было видеть как фотографируют и восхищаются работами нашей батайской мастерской!

Мы живем во время возрождения церковной жизни и церковного искусства. Учимся строить храмы, писать иконы и вышивать предметы церковного облачения, святые образы. При это важно вместе с освоением практических навыков и изучением древних образцов, понимание того, что украшение храма вышивкой это не самостоятельное искусство, а одно из установлений Церкви и часть ее жизни. Это означает, что церковное творчество невозможно без духовной работы над собой, возрастания и обновления и преображения для жизни во Христе.

Фрагмент Богородичной плащаницы золотошвейная мастерская «Убрус».

Золотошвейная мастерская храма Покрова Пресвятой Богородицы

В храме Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению настоятеля храма Удовенко Владимира Георгиевича, в 2019г. была открыта золошвейная мастерская .

Главный принцип мастерской — творчество в рамках церковного канона, ориентация на традиции древнерусского золотного шитья. Все работы выполняются вручную. Наши мастерицы перенимают опыт питерской школы «Убрус».

Период обучения с октября по май. Занятия длятся примерно по 2-3 часа. В программу обучения входит: катехизация, обучения основным техникам орнаментального шитья, построение и вышивка закладки на Евангелие, литургического комплекта. В программе обучения также мастер-класс по пасхальным яйцам и рождественским шарам.

Золотное шитьё

Золотное шитьё — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Ценность работы определяется тем, как на ней играет свет.

Содержание

История [ править | править код ]

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию [ какому? ] , оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам [1] .

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Аттала, царя пергамского, умершего в 133 году до н. э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio». Первый появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний.

Читайте так же:
His джинсы чья фирма

В России [ править | править код ]

Искусство русских золотошвеек занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времён Древней Руси по памятникам материальной культуры и письменным летописным источникам XII века [2] , а также по отзывам иностранных путешественников, начиная с XI века [1] .

Мастерская лицевого и золотного шитья — традиция русских монастырей. Женщины знатного сословия, уходившие в монастырь, имели преимущественно послушание золотошвеек. Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания хоругвей, Катапетасм (церковных завес), церковных облачений (поручей, епитрахилей, митр, саккосов, орарей, скрижалей на архиерейскую мантию), фартуков на аналои, богослужебных наборов, покровцов, плащаниц для покрова мощей, дароносиц, закладок для Евангелия и Апостола, просфорниц (мешочков для просфор), шитых пасхальных яиц.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством. Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах. На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы»): столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других «именитых людей» — купцов или промышленников [3] .

Иоанн Грозный забирал вышивальщиц во дворец от опальных бояр. Обучение мастерицы длилось около семи лет. Царицыны светлицы в Кремле после польской интервенции смогли восстановить свою численность с 15 до 80 мастериц только за 60 лет [ источник не указан 918 дней ] .

Мастерство рукоделия русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны [ источник не указан 918 дней ] .

Умение шить золотом в прежние времена ценилось дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. На сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и в ВУЗах [ источник не указан 918 дней ] .

Техники [ править | править код ]

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего — это шов «вприкреп» (мягкий и счётный), наиболее характерный — литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (верёвочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «пёрышки» [4] .

Читайте так же:
Чем отличаются джинсы скинни от американок

При создании изделий золотошвейками используются, преимущественно, натуральные ткани, шёлковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, канитель, бить и т. д.

Церковная вышивка не только ремесло, но и особый род церковного искусства, требующий от специалиста хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. Вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья, но также понимать место вещи в храме, богослужении, исходя из его внутреннего, сакрального смысла. Недаром за образец для исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона взят текст Символа веры, вышитый на саккосе [5] .

Мастерская «Убрус»

Незаконченная работа и инструменты.

Позднее обстоятельства изменились, и мастерской пришлось искать новое место. Переехали на Невский 60, да там и остались.

Следуя древнему обычаю, современные мастерицы не подписывают свои работы. Церковное шитье, как и иконопись, есть творчество литургическое. Это особый путь, и цель этого пути — единение с Богом, обретение духовной целостности и гармонии. Здесь важно не толькочто, но и как делается.

Для многих этот труд становится путем воцерковления. В мастерской находят друзей, единомышленников. Люди собираются вместе, чтобы внести свою лепту в украшение храмов. Так рождается рукотворное чудо — воплощенная молитва православных женщин, наших современниц.

С сайта мастерской

Что должны уметь вышивальщицы

Первое, чему учат новеньких, пришедших в Школу церковной вышивки, это рисовать. Без этого никак.

Так разрабатывают рисунок для вышивки

Руководитель школы, Елена Катасонова, училась в своё время у иконописца Алексея Алексеевича Живаева. Он учил делать цветные макеты под вышивку, разбираться в иконописи, учил композиции и рисунку.

Полученные знания очень пригодились в будущем, когда Елена стала преподавать в школе лицевого шитья.

Мастерица должна уметь точно и правильно снять текстовые каймы, снимать прориси.

  • Нужно знать основы лицевого шитья, различные швы.
  • Разбираться в истории древнерусского шитья.
  • Уметь вышивать бисером и жемчугом.

С первых дней учащиеся привлекаются к работе в Мастерской. Главный принцип — творчество в рамках канона, ориентация на традиции древнерусского золотного и лицевого шитья. Все работы выполняются вручную натуральными материалами, по старинным технологиям. Такой труд требует особой сосредоточенности, аккуратности и внутренней собранности, ведь вещи, выходящие из рук вышивальщицы, будут участвовать в богослужении.

(с сайта ubrus.ru)

Школа церковного шитья

Постоянно действуют курсы «Орнаментальное шитье», для петербуржцев. Записаться могут все желающие.

В программе изучение техник орнаментального шитья: шитье шнурами, вышивка жемчугом, бисером, канителью, пайетками, шитье золотом по карте, по веревочке, мягкому настилу.

Богослужебное облачение, Убрус

Также изучаются техники золотного шитья «в прикреп», по форме и по счёту — всё это входит в основной курс. В рамках основного курса читаются лекции по истории и символике шитой утвари в храме.

Читайте так же:
Пересказ сивка бурка по частям

В программу обучения входят также занятия по орнаментальному рисунку.

Объявление о курсах

Очень эффективно показали себя интернет-курсы, на которые уже так много желающих, что не все успевают записаться.

Журнал

Золотошвейная мастерская «Убрус» уже много лет выпускает свой журнал с одноимённым названием. Это журнал знают и любят все, кто интересуется искусством и историей золотного лицевого шитья России.

Один из выпусков журнала «Убрус»

В журнале подробно рассматриваются техники вышивки, искусствоведы рассказывают об истории древнерусскрго лицевого шитья. Также можно узнать о святынях и святых местах, получить информацию о выставках и о том, где купить необходимые материалы.

Церковное облачение, расшитое в мастерской Убрус

Есть электоронный вариант журнала. В Санкт-Петербурге журнал можно приобрести в мастерской (Невский пр., 60), в Москве — в магазине «Троицкая книга» (отдел тканей). В другие города журнал рассылает интернет-магазин «Корвана».

Соборная работа

На сайте мастерской очень активно работает «блоговое общение». мастерицы из самых разных мест общаются и обмениваются опытом через сайт «Убруса».

У сообщества был очень интересный опыт. считается, что церковная вышивка, особенно когда вышивается большая вещь — это работа совместная, соборная. Но для этого надо находиться рядом.

И вот в сообществе решились на эксперимент. В «Убрусе» был разработан эскиз, выполнены прориси, которые затем вместе с необходимыми материалами разлетелись по всему свету — в вышивке принимали участие 6 мастериц из России, Украины и Чехии.

Епитрахиль, фрагмент №1, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №2, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №3, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №4, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №5, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №6, соборная работа

Затем вышитые фрагменты собрались в Петербурге, и в итоге, родилась епитрахиль с изображением сербских святых, переданная впоследствии в сербский монастырь Хиландар на Афоне.

Что такое «Убрус»

Убрус — ткань, полотенце, на котором некогда отобразился лик Спасителя. Сирийский царь Авгар заболел проказой и, уверовав, что его спасёт Иисус, отправил художника, чтобы тот нарисовал Образ Спасителя и принёс для исцеления.

Иисус, не смотря на большое количество народа, подозвал художника и передал ему убрус, которым перед этим отёрся и на котором проявился его Лик, известный теперь как Спас Нерукотворный.

Елена Катасонова

Основатель и бессменный руководитель мастерской — Елена Катасонова.

Примерно в 1993 году, она увлеклась вышивкой и бисероплетением. Вышивать стала сразу иконы. Постепенно это увлечение стало профессией и частью жизни.

В то время, ещё советское, было слишком мало сведений о лицевом шитье, а именно оно увлекло Елену. Приходилось искать самой.

Ездила в Москву, ходила в библиотеки, знакомилась со знающими людьми. Постепенно, узнала достаточно, чтобы открыть своё дело.

Восстановленное искусство

Церковное шитьё, как, к сожалению многое из русских ремёсел, было почти погибшим и утраченным. его можно назвать — восстановленным искусством.

Восстанавливали его энтузиасты, разбирая имеющиеся образцы. Вера Казарина одна из них.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector