Сказка в программе по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»
Сказка в программе по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»
Любому ребенку хочется, чтобы его жизнь была похожей на сказку. И любой ребенок, какой бы он не был современный, шустрый, шумный, гениальный перед сном становится обычным маленьким мальчиком или девочкой, которые просят посидеть с ними рядом, рассказать сказку.
В огромном, сияющем всеми красками и оттенками мире сказок, авторские сказки занимают особое место. Великие сказочники – Х. -К. Андерсен, Ш. Перро, братья Гримм, К. И. Чуковский, А. С. Пушкин и многие-многие другие создали сказочный мир, где живут любимые многими поколениями герои, с которыми дети учатся добру, познают мир, радуются и плачут, путешествуют и мечтают.
Сказки помогают узнать, что в мире существует не только добро и мамина любовь – здесь есть место и для злобы, ненависти, болезней и смерти, но добро всегда стремится бороться со злом и побеждает.
К. И. Чуковский сказал: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». И вся история литературы подтверждает эту истину.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению по программе «Начальная школа XXI века», ученик должен называть, приводить примеры сказок народных и литературных; различать, сравнивать сказки народные и литературные, их виды (бытовые, волшебные, о животных).
Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения.
В программу по литературному чтению «Начальная школа XXI века» включены авторские сказки Ш. Перро, Х. -К. Андерсена, братьев Гримм, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. П. Ершова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, К. Д. Ушинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. М. Гаршина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, В. Сутеева, Н. Сладкова, Э. Шима, В. Бианки. А также русские народные сказки в обработке В. И. Даля и Л. Н. Толстого.
Отличительной особенностью данной программы являются уроки литературного слушания, на которых используются произведения из учебной хрестоматии. В них представлены книги для дополнительного чтения, которые можно использовать как на уроках, так и для домашнего чтения.
Работа со сказками по программе «Начальная школа XXI века» опирается на общеметодические рекомендации, но имеет свои особенности. Одной из них является условно-символическое моделирование произведения. Моделирование позволяет каждому ребенку включаться в активный познавательный процесс и способствует формированию специальных читательских умений (умению ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).
Метод моделирования предполагает введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.
Приведу пример использования условно-символического моделирования на уроке литературного слушания в 1 классе при знакомстве со сказкой В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Главные действующие герои сказки – Ёжик и Заяц.Условно обозначим их так:
Главное, ключевое слово, которое проходит через всю сказку – палочка-выручалочка. Именно она и помогает героям. Но на протяжении сказки палочка-выручалочка меняет свои названия. Сначала она становится палочкой-через-все-скакалочкой, затем палочкой-из-беды-вытягалочкой, палочкой-на-верх-подымалочкой, а после палочкой-по-врагу-ударялочкой.
В итоге у ребят получается план-схема, который помогает рассказать сказку, соблюдая порядок развития действия, обучая пересказу произведения.
Далее начинается работа по моделированию обложки произведения. Теперь на помощь приходят «заместители», т. е. условные значки.
Это сказка, следовательно, условный значок – кружочек. Так как эта сказка о животных, то кружочек закрашиваем в коричневый цвет. Вспоминаем и записываем вверху фамилию автора – Сутеев В. Г. А ниже, под кружком пишем название сказки – «Палочка-выручалочка».
Так, постепенно, используя условно-символическое моделирование, дети запоминают не только названия произведений, но и, что немало важно, их авторов.
Такие методы работы позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. А это, в свою очередь, заставляет каждого ребенка включиться в активную читательскую деятельность, предоставить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Авторские сказки в 1 классе
1 В. Сутеев «Под грибом»
2 Н. Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц», «Кораблик»
3 В. Бианки «Лис и Мышонок»
4 Э. Шим «Глухарь»
5 С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»
6 Д. Биссет «Дракон Комодо»
Учебная хрестоматия (уроки слушания)
1 В. Сутеев «Дядя Миша», «Ёлка», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок»
2 Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Привередница»
3 В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»
4 Ш. Перро «Красная Шапочка»
5 С. Маршак «Тихая сказка»
6 К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
7 Сказка Х. -К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Авторские сказки во 2 классе
1 Л. Пантелеев «Две лягушки»
2 В. Беспальков «Совушка»
3 Братья Гримм «Маленькие человечки», «Семеро храбрецов», «Бременские музыканты»
4 Х. -К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
5 Э. Шим «Храбрый Опенок», «Всем вам крышка»
6 В. И. Даль «Девочка Снегурочка»
7 Русская народная сказка в обработке Л. Н. Толстого «Снегурочка»
8 К. Ушинский «Плутишка кот»
9 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».
10 Н. Сладков «Апрельские шутки», «Снег и ветер»
11 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
12 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
13 Ш. Перро «Кот в сапогах»
Учебная хрестоматия (уроки слушания)
1 В. Катаев «Цветик-семицветик»
2 Братья Гримм «Три брата»
3 В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», «Мороз Иванович»
4 Х. -К. Андерсен «Штопальная игла», «Ель»
5 Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»
6 В. Бианки «Хвосты»
7 К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
8 А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Авторские сказки в 3 классе
1 В. Даль. «Старик-годовик»
2 А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».
3 Л. Н. Толстой «Два брата»
4 Ш. Перро «Подарки феи»
5 Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех»
6 А. И. Куприн «Синяя звезда»
7 К. Г. Паустовский «Стальное колечко»
8 С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Кошкин дом»
Авторские сказки в 4 классе
1 Волшебные сказки в стихах. В. А. Жуковский «Спящая царевна»
2 П. П. Ершов «Конек-Горбунок»
3 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
4 Сказка Х. -К. Андерсена «Дикие лебеди».
5 А. Куприн «Четверо нищих»
6 Пьеса-сказка С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»
Учебная хрестоматия (уроки слушания)
1 В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери»»
2 А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
3 М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
4 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
5 Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Сказка про козла»
Литература
1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс/ Учебник –М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013
2. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 2 класс/ Учебник в 2 частях –М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013
3. Ефросинина Л. А. Литературное чтение:2 класс: рабочая тетрадь в 2 частях – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016
4. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс/ Учебник в 2 частях –М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013
5. Ефросинина Л. А. Литературное чтение:3 класс: рабочая тетрадь в 2 частях – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016
6. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 4 класс/ Учебник в 2 частях –М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013
7. Ефросинина Л. А. Литературное чтение:4 класс: рабочая тетрадь в 2 частях – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016
8. Литературное чтение:1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013
9. Литературное чтение:2 класс:учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013
10. Литературное чтение:3 класс:учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015
11. Литературное чтение:4 класс:учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015
12. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. Литературное чтение: программа: 1-4 классы. – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012
Рабочая программа по чтению. 3 класс. Школа России. Вариант 7.2
· примерной программы по учебным предметам. Начальные классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 год, Концепции учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы начального общего образования по литературному чтению Климановой Л. Ф., Бойкиной М.В. УМК «Школа России» . «Сборник рабочих программ. 1-4 класс». Москва «Просвещение», 2011 год.
· Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
· Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
· Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
· Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
Адаптация программы осуществляется на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в механизмах адаптации содержания программы, раскрытых в календарно-тематическом планировании.
Содержание предмета «Литературное чтение» в 3 классе
Вводный урок по курсу литературного чтения
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь 1
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь 2
Были и небылицы
Поэтическая тетрадь 1
Поэтическая тетрадь 2
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
По страницам детских журналов
Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 3 классе
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.