Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АЛЫЕ ПАРУСА

АЛЫЕ ПАРУСА

. — общие ко всем эпизодам
* определяем роль эпизода — как связан с предыдущим и последующим повествованием
* называем героев, ключевые образы, определяем взаимоотношения героев.характеризуем ситуацию — определяем проблематику

1. «Елка у Свентицких»- кн.1 ч3 гл,10
— стихотворение «Зимняя ночь» / гл.17/ — проанализируй содержание
— образ Дома, свечи, их смысл
Этот эпизод — один из смысловых центров романа. Символический образ СВЕЧИ связан с тематми:
— творчества — Лара становится для Ж. тайной Музой, с этой свечи Ю.Ж. начинает свой путь как поэт;
-Дома — образ, характеризующий положение человека в этом мире. ДОМ- это внутреннее, обжитое пр-во мира, окруженное ХАОСОМ, ТЬМОЙ, Мраком. Внутри — любовь, вера, добро -свеча человеческой жизни, снаружи — тьма, небытие. Свеча рассеивает мрак, освЕщая и освЯщая его;
_ любви мужчины и женщины
Любовь — это искусство, нелюбовь — это болезнь, «Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара», — пишет в письме Юрию Андреевичу Антонина Александровна.

3 . «Буря в Мелюзееве накануне отъезда доктора»
кн.1 ч.5 гл.9
* определи тип текста / расс-пов-опис-смешанный тип ?/
*содержательная стр-ра главы/перескажи/ описание ночной бури — появление таинственного стука — внутренний монолог М.Флери — поиски стучавшего — разочарование Флери и Живаго, ожидавших возвращения Лары
*развитие лейтмотивов буря, гроза — непогода, стук- их роль в ХП — судьба стучится, буря исторических событий
* отъезд — это рубеж. для него война заканчивается
* анализ стих. «Свидание», «Дурные дни»
Стихия холода, несущего зло, смерть, страдание — холод, мрак, буря, метель
свеча — буря //свет-тьма//жизнь-смерть
Когда всё хорошо — бури нет, в природе все спокойно. Непогода — предвестник невзгод, перемен.

Читайте так же:
Теория джинса шмидта канта лапласа

«Дурные дни»-// Живаго со свечой в руке спускается по лестнице в непогоду подобно Христу, к-рый спускается в гробницу Лазаря из Вифании
«Свидание» // женские образы

4. «Встреча Ю.Живаго со Стрельниковым на станции Развилье под Юрятиным»
кн.1 ч7 гл 29,30,31
* Кто такой Стрельников? / = Паша Антипов, муж Лары/ *Важно ли место встречи?
* Что общего и различного в восприятии Стрельникова автором и героем
* Какое прозвище дала ему молва?/ Расстрельников /
* Почему Живаго не вступает в спор
* Роль в эпизоде мальчика-гимназиста
*Как характеризуют Стрельникова его мысли в конце эпизода
* В чем сходство и различие Живаго и Стрельникова?
5. » Стрельников у Живаго» 2-14-15/16/17/18
*О чем рассказывает Стрельников Юрию?
* Как Живаго относится к Стрельникову?
* Кто называл Стрельникова «образцом человека»?
*Как закончил жизнь Стрельников? Почему? Чем символичен такой «финал жизни»? 6. » Лара о Стрельникове — Антипове « 2-13-13/14
Живаго о Стрельникове: «Мы в книге рока на одной строке». Смысл строк?
Можно ли Живаго и Стрельникова назвать антиподами?

Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа «железных борцов» революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопо­жертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринима­ется им как «революционная необходимость», и силой «загонять» в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться. Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и брат­ства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противореча­щей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жиз­ни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: «С каким-то юношеским, ложно направлен­ным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. … Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции». В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывает­ся от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает «де­лу жизни». Он даже берет другое имя — Стрельников — и стано­вится воплощением жестокой силы революции. Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управ­лять ходом истории. «Переделка жизни! — восклицает Юрий Жи­ваго. — Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она … сама вечно переделывает и пре­творяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством. Так автор показывает, что фана­тичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жиз ни.

Читайте так же:
Джинсы мерить или мерять

«ЛЕСНОЕ ВОИНСТВО» — ЖИВАГО У ПАРТИЗАН

(кн. 2, ч. 11, гл. 4)

Во время боя между партизанским отрядом и белогвардейцами доктор Юрий Живаго был вынужден взять винтовку убитого телефониста и, чтобы не стрелять в наступающих, совсем еще юных ребят, принялся целиться в обгорелое мертвое дерево, бывшее настоящим спасением для атакующих. Но они не позволяли себе прятаться за его стволом и шли дальше. Как Живаго ни оберегался, двух белогвардейцев он все же ранил, а еще одного лишил жизни. После боя в ладанке телефониста и в футлярчике на шее подстреленного им гимназиста Живаго нашел текст одного и того же девяностого псалма, оберегавшего по народным верованиям от пуль. Только текст псалма у партизана был искажен обычным в народе изустном повседневном обиходе, тогда как псалом юноши-белогвардейца полностью соответствовал подлиннику. Именно футлярчик с этим псалмом принял на себя удар пули и спас мальчика, Сережу Ранцевича, от смерти. Доктор тайком выходил его и, когда Сережа окреп, дал ему возможность покинуть отряд, чтобы продолжить борьбу с красными.

Данный эпизод заключает в себе целый ряд существеннейших проблем романа. Участие в бою доктора Юрия Живаго, насильно захваченного партизанами, задает глубокую по своему содержанию тему интеллигенции и революции. Пастернак показывает, что в эпоху радикальных потрясений невозможно оставаться в позиции «над схваткой». Даже подневольное положение главного героя во враждебном лагере, «пассивное» сотрудничество с одной из воюющих сторон есть уже участие в борьбе. «Невоинственный» Юрий Живаго, отдающий себе в этом отчет, осознает всю иллюзорность и даже лживость позы «невмешательства». Он вынужден подчиниться логике схватки, не позволяющей кому бы то ни было оставаться в стороне.

Читайте так же:
Нужно ли под водолазку надевать майку

Стрельба главного героя по дереву, которое «было обуглено молниями или пламенем костра, или расщеплено и опалено предшествующими сражениями», имеет не менее символический смысл и в общем целом романа перекликается со стихотворением «Чудо» о бесплодной смоковнице, испепеленной Спасителем. Это дерево словно искушает наступающих белогвардейцев возможностью уберечься от пуль и спастись от смерти. Но они понимают бесплодность такого поведения и предпочитают иной путь — подлинный путь жертвы. Единственная их ошибка — излишняя наигранность, бравирование своей храбростью, которая была бы простительна по молодости, если бы не вела к многочисленным жертвам.

Обнаруженный Живаго псалом на груди у партизана и у белогвардейца, как бы иллюстрирует авторское понимание культуры и истории. Противостояние белых и красных ложно для него уже потому, что воюющие стороны имеют одну историю, принадлежат одной христианской культуре, а значит, разделяющие их ценности неподлинны перед лицом подлинных, единых для них христианских ценностей. Их культура едина вопреки тем изменениям и искажениям, которые народное словотворчество вносит, например, в богослужебные тексты. Напротив, эти изменения свидетельствуют о том, что христианство, преломляясь в сознании людей самого разного образовательного уровня и национальной принадлежности, разных миропониманий и социального положения, тем самым входит в живое употребление, является живым в каждом отрезке своего времени и связывает воедино всех людей. Помощь доктора Живаго раненному им гимназисту не является противоречием или следствием его «беспринципности». Если ход истории и столкнул в ожесточенной схватке Юрия Живаго и Сережу Ранцевича, то спасение жизни последнего является высшим христианским долгом и подвигом доктора, оказавшегося в трагических жизненных обстоятельствах.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Основные элементы сказки сивка бурка 3 класс
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector