Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика исследование креативности туник

Gurutestov.ru

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

Назначение теста

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных теста

Читайте так же:
Сколько карманов должен иметь классические джинсы

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность
(ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику

Факторы креативности Россия Американские данные
Среднее, M Стандартные отклонения, Δ Среднее, M Стандартные отклонения, Δ
Любознательность 17,8 3,9 16,4 4,3
Воображение 15,6 4,8 16,0 4,7
Сложность 17,2 4,4 14,8 5,1
Склонность к риску 17,0 — — —
Суммарный 67,6 16,0 62,1 18,0

Сравнивая российские и американские данные, Е.Е.Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл – российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t – критерий Стьюдента).

Методика 1. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

Назначение теста Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста. Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком "Х" в колонке "В основном верно". Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком "Х" в колонке "Отчасти верно". Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком "Х" в колонке "Нет". Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком "Х" в колонке "Не могу решить".

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак "Х" в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ (бланк с вопросами представлен в приложении 1).

Обработка данных теста. При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре "сырых" показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

Читайте так же:
Музей валенок время работы

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

все ответы на данные вопросы в форме "может быть" оцениваются в 1

балл; все ответы "не знаю" на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

отрицательные ответы: 28;

все ответы "может быть" оцениваются в +1 балл, а ответы "не знаю" — в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

все ответы в форме "может быть" оцениваются в +1 балл, а ответы "не знаю" — в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

отрицательные: 14, 20, 39;

все ответы "может быть" оцениваются в +1 балл, а ответы "не знаю" — в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме "может быть"), оцениваемых в 1 балл, и ответов "незнаю", оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право "наказать" недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений — к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный "сырой" балл может быть равен 100, если не отмечены пункты "не знаю".

Если испытуемый дает все ответы в форме "может быть", то его "сырая" оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов "не знаю". Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов "может быть" (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов "не знаю" (-1 балл).

Чем выше "сырая" оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая "сырая" оценка) и слабые (низкая "сырая" оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный "сырой" балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику

Факторы креативности Россия

Среднее, MСтандартные отклонения, ΔСреднее, MСтандартные отклонения, Δ
Любознательность Воображение Сложность Склонность к риску Суммарный17,8 15,6 17,2 17,0 67,63,9 4,8 4,4 — 16,016,4 16,0 14,8 — 62,14,3 4,7 5,1 — 18,0

Методика 2. Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант

Назначение теста. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Инструкция к тесту. На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы — проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему — подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу — не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

Тест не содержит "каверзных" заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача. Бланк теста представлен в приложении 1.

Обработка результатов теста. Необходимо отложмть на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ (коэффициенту интеллекта). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

После проведения эксперимента, нами был проведен анализ и оценка результатов полученных в экспериментальной работе.

Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник

Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник

Диагностика личной креативности по методике Елены Евгеньевны Туник предназначена для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску.

Применяется данная методика, главным образом, при работе с людьми юношеского возраста, однако является эффективной и при диагностике личной креативности взрослых людей.

Для начала расскажем о том, что понимается под вышеназванными четырьмя особенностями креативной личности.

Основные критерии теста

Итак, что же понимается под любознательностью, воображением, сложностью и склонностью к риску?

Любознательность

Люди, у которых выражена любознательность, склонны проявлять интерес к огромному количеству тем, изучать, как устроены механизмы, искать новые пути мышления, исследовать новые идеи и вещи, искать необычные варианты решения всевозможных проблем, читать много книг, изучать картины и карты, играть в игры и т.д. с целью максимального познания.

Воображение

Люди, у которых развито воображение, могут рассказывать о местах, в которых никогда не были, представлять, как другие будут справляться с проблемами, с которыми они столкнулись сами, мечтать о множестве мест и вещей, размышлять о явлениях, с которыми ещё не сталкивались, видеть необычным образом то, что изображается на рисунках и картинках, удивляться разным вещам и событиям.

Читайте так же:
Как пакетно конвертировать фотографии с Adobe Bridge

Сложность

Люди, предпочитающие познавать сложные явления, интересуются сложными идеями и вещами, ставят пред собой серьёзные цели, самостоятельно изучают что-либо, отличаются настойчивостью в достижении целей, находят довольно сложные пути решения проблем и любят выполнять трудные задания.

Склонность к риску

Люди, склонные к риску, всегда отстаивают свои идеи, невзирая на мнение окружающих, ставят перед собой большие цели, не исключают вероятности неудач и ошибок, исследуют новые идеи и вещи, не поддаются мнению остальных, не выражают особой озабоченности, когда то, что они делают, не одобряют другие, часто рискуют, чтобы узнать, каким будет результат.

Теперь же пора переходить непосредственно к тесту.

Инструкция по прохождению

Представленный тест позволит вам определить, как вы оцениваете себя в плане творчества.

Ниже вы найдёте 50 утверждений. В зависимости от того, насколько вы с ними согласны, нужно будет поставить отметку в графе «Согласен», «Согласен отчасти» или «Не согласен». Если какое-то утверждение вызывает у вас затруднения, то ставьте отметку в графе «Затрудняюсь с ответом». Для удобства вы просто можете взять лист бумаги и делать пометки на нём в комфортной для себя форме.

Ответы следует давать, не размышляя подолгу. Помните о том, что в тесте нет верных или неверных, плохих или хороших ответов. Чем честнее вы будете отвечать, тем более точными будут результаты.

Выполнение теста не ограничено по времени, однако лучше пройти тест максимально быстро. Каждое утверждение подразумевает лишь один вариант ответа.

Тестовый материал

УтверждениеСогласенСогласен отчастиНе согласенЗатрудняюсь с ответом
1Когда я не знаю правильного ответа, я попробую о нём догадаться
2Мне нравится рассматривать предметы во всех деталях, чтобы обнаружить нечто новое
3Когда я чего-то не знаю, я всегда спрашиваю об этом
4Я не люблю планировать свои дела преждевременно
5Если я собираюсь играть в какую-то игру, я должен быть уверен, что выиграю
6Я люблю представлять что-то, что мне предстоит сделать или узнать
7Если у меня что-то не получается сразу, я буду делать это, пока не получится
8Я никогда не буду играть в такую игру, которую не знают другие
9Лучше делать всё привычным способом, чем искать новые
10Мне нравится выяснять, обстоит ли что-то так, как об этом говорят
11Я люблю открывать для себя новые виды деятельности
12Мне всегда очень нравится заводить новых друзей
13Я люблю представлять то, чего со мной никогда не было
14Я никогда не мечтаю о том, что смогу стать известной творческой личностью
15Иногда мои идеи так интересны мне, что я могу позабыть про всё на свете
16Жить и работать на космической станции было бы гораздо лучше, чем на Земле
17Когда я не знаю, что будет дальше, я начинаю нервничать
18Мне нравится всё необычное, всё то, что не похоже на привычные вещи
19Часто я пытаюсь представить себе мысли других людей
20Я люблю читать рассказы и смотреть передачи о событиях прошлого
21Я люблю обсуждать свои идеи вместе со своими друзьями
22Даже если я ошибаюсь или делаю что-то неправильно, я остаюсь спокоен
23В будущем я бы хотел сделать нечто такое, чего никто не делал прежде
24Я подбираю себе друзей, которые делают всё, как обычно
25Меня часто не устраивают многие из существующих правил и ограничений
26Я люблю решать даже такие задачи, в которых нет правильного ответа
27Есть много всего, с чем я хотел бы провести эксперименты
28Если однажды я найду ответ на вопрос, я больше не стану искать других ответов
29Мне никогда не нравились публичные выступления
30Во время чтения книги или просмотра фильма я представляю себя главным героем
31Мне нравится представлять, как жили люди в прошлом
32Я не люблю, когда мои товарищи проявляют нерешительность
33Мне нравится разбирать старые коробки и чемоданы просто ради любопытства
34Я бы хотел, чтобы мои родители и наставники никогда не менялись
35Я всегда стараюсь доверять своей интуиции и внутреннему чутью
36Мне нравится что-то предполагать, а затем поверять, был ли я прав
37Я люблю играть в игры, в которых нужно просчитывать свои действия
38Мне всегда было интересно устройство различных механизмов
39Мои лучшие друзья всегда критикуют глупые идеи
40Мне нравится придумывать что-то, пусть даже это и неприменимо на практике
41Я люблю, когда всегда и везде соблюдается порядок
42Я бы хотел искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть позже
43Мне нравится делать что-то новое, чтобы узнать, что получится
44В любимые игры я играю ради удовольствия, а не чтобы выиграть
45Я люблю думать о чём-то таком, что никому ещё не приходило в голову
46Если я вижу картину, на которой кто-то изображён, я хочу узнать, кто это
47Мне нравится перелистывать журналы и книги просто ради интереса
48Мне кажется, что на многие вопросы можно дать один верный ответ
49Мне нравится спрашивать о чём-то таком, о чём другие обычно не спрашивают
50И на работе и дома у меня всегда есть много интересных дел

После того как вы проставили отметки ко всем утверждениям, можно переходить к обработке и интерпретации результатов.

Обработка результатов теста

Оценка результатов данного опросника основывается на четырёх ключевых факторах, о которых мы говорили выше, т.к. они тесно взаимосвязаны с творческим потенциалом человека. В итоге мы получаем четыре показателя, относящиеся к каждому из факторов («сырую» оценку), и один суммарный показатель.

Для получения результатов нужно сопоставить ответы с нижеприведённым ключом.

Ключ к тесту

Ключ по четырём факторам:

Любознательность (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 2,3, 11, 12, 19, 27 ,33, 37, 38, 47, 49
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 28
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)

Воображение (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 14, 20, 39
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)

Сложность (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 7, 15, 18, 26, 42, 50
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)

Склонность к риску (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 5, 8, 22, 29, 32, 34
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)
Читайте так же:
Испанские воротники 17 века

В представленном случае все четыре фактора креативности определяются с основой на положительные и отрицательные ответы, которые оцениваются в 2 балла, ответы «Согласен отчасти», которые оцениваются в 1 балл, и ответы «Затрудняюсь с ответом», которые оцениваются в -1 балл. При помощи этой оценочной шкалы можно указать недостаточно творческому человеку на его недостатки и показать, над чем стоит поработать.

Если все данные вами ответы совпали с ключом, ваш общий «сырой» балл будет равен 100 в том случае, если вы не отвечали «Затрудняюсь с ответом». Если же вы на все утверждения отвечали «Согласен отчасти», то «сырой» балл может составить 50 в том случае, если вы не отвечали «Затрудняюсь с ответом».

Итоговый количественный показатель какого-либо фактора можно определить, если сложить все ответы, которые совпадают с ключом, с ответами «Согласен отчасти», а затем вычесть ответы «Затрудняюсь с ответом».

Чем выше будут «сырые» баллы человека, который испытывает положительные чувства относительно самого себя, тем более высокими показателями по каждому из факторов он обладает. И чем больше будет общая сумма по всем баллам, тем более развит его творческий потенциал.

А также этот тест доступен нашим PRO-подписчикам и слушателям курса по самопознанию:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы видите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Если у вас есть желание пройти аналогичный тест в автоматизированном режиме, а также пройти ряд других тестов, которые помогут оценить не только уровень креативности, но и дадут всестороннюю оценку вашей личности, предлагаем освоить наш курс по самопознанию, который мы разработали специально для наших читателей на основе самых эффективных и популярных методик в области психологии, саморазвития и личностного роста, профессиональной и ценностной ориентации и т.д. Курс вы найдёте вот здесь.

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Захарова, О. Г. Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14221/ (дата обращения: 04.12.2021).

Проблема диагностики креативности остается едва ли не самым острым вопросом не только психологии, педагогики, но и других смежных областей научного знания.

Ученые признают, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и их сложно отражать в тестах, определяющих IQ. Сегодня, в современном мире пристальный интерес исследователей сместился от такого типа людей как ученый, осмотрительный, точный и критически мыслящий, к такому типу личности как изобретательный, нестандартный, оригинальный и остроумный, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается основой не только научных, но и любых достижений [7].

Существует множество концепций и подходов к проблеме изучения креативности: психометрический подход, социально-личностный подход, альтернативный подход, в которых ученые рассматривали различные методы диагностики для определения уровня творческого развития личности [5; с. 203].

Так, например, представители психометрического подхода Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др. предлагали измерять креативные способности с помощью тестов на дивергентное мышление. Первоначально Дж. Гилфорд обратил внимание на важность исследования креативности в дополнение к интеллекту. Ученый разработал модель «структуру интеллекта», в которой представил креативность как познавательную способность. Ключевым моментом данной модели было введение различий между двумя видами мышления: дивергентного и конвергентного. При этом способность к конвергентному мышлению стала отождествляться с тестовым интеллектом и измеряться с помощью тестов IQ, а способность к дивергентному мышлению с креативностью. Согласно такому подходу, диагностика основных параметров дивергентного мышления рассматривалась ученым как способ диагностики креативности [5].

Дж. Гилфорд разработал тесты, состоящие из 14 субтестов, в которые вошли 10 тестов на вербальную креативность и 4 — на невербальную. Под эти тесты ученый определил показатели, по которым и диагностировалась креативность. К ним ученый отнес:

– способность к обнаружению и постановке проблемы;

– способность к генерированию большого числа идей;

– способность продуцировать разнообразные идеи;

– способность отвечать на раздражители нестандартно;

– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

– способность решать проблемы;

– способность к анализу и синтезу [5].

Э. П. Торренс продолжил исследования Дж. Гилфорда в подходах диагностики креативности. Он рассматривал креативность как «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии».. [7; с.152]. В понимании ученого процесс проявления креативности должен пройти несколько этапов:

– возникновение и формулировка гипотез;

– проверка, выдвинутых гипотез;

Следовательно, идеальный тест на креативность должен отражать протекание всех указанных этапов. Однако при создании методики Э. П. Торренс ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности [7]. В свои тесты ученый включил задания в вербальной сфере, изобразительной сфере и словесно-звуковой. Эти задания основывались на порождении дивергентных решений и открывали много возможностей. Они позволяли оценивать количественные (беглость, гибкость) и качественные (оригинальность) стороны творческого мышления. Уникальность разработанных тестов Э. П. Торренса заключалась в том, что они могли уже использоваться в более широком диапазоне в отличие от тестов Дж. Гилфорда. Специальное внимание уделялось тому, чтобы сделать их интересными и привлекательными для детей всех возрастов.

Тесты Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса получили широкое распространение в мире, и, в частности, в России.

В России тесты Э. П. Торренса часто используются для определения уровня креативности в адаптированной версии Е.А Авериной и Е. И. Щеблановой. Они в своих тестах предложили следующие критерии креативности:

– продуктивность (способность к продуцированию максимально большого числа идей.);

– оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных);

– гибкость мышления (способность переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Креативный человек должен уметь гибко менять и стратегию, и тактику поиска);

– разработанность (способность разрабатывать выдвинутые и избранные идеи) [5; с.206].

Представленные для измерения креативности когнитивные тесты часто критиковались, потому что они измеряли только отдельную сторону креативности, ограничивались временем, и проводились в определенных условиях.

Сторонники альтернативного подхода считают, что делать выводы об уровне развития творческих способностей можно лишь на основе анализа творческих проявлений в течении длительного времени (В.Воллах, К. Коган) или в свободной, нерегламентированной ситуации (Д. Б. Богоявленская).

Д. Б. Богоявленская уделяет большое внимание проблеме диагностики креативности. Доказывается невалидность тестов креативности, поскольку само понятие «креативность» отождествляется с понятием «дивергентное мышление», которое не совпадает с истинным, по мнению автора, содержанием креативности [2].

Д. Б. Богоявленская в качестве альтернативы психометрическому подходу оценки креативности приводит метод «креативное поле», в котором описывает основные принципы своего метода:

– отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;

– отсутствие потолка в исследовании объекта;

Читайте так же:
«Вязанный» или «вязаный» как пишется?

– длительность эксперимента: отсутствие ограничений во времени и многократность [1;5].

Особенность заключается в том, что все выше предложенные требования можно использовать в разном материале, в разных методиках.

Более того, при диагностики креативных способностей необходимо правильно организовать процедуру тестирования. Особое внимание данной проблеме уделил В. Н. Дружинин. Он отмечал, что все тесты креативности можно условно проранжировать в зависимости от того, насколько поведение испытуемого регламентировано ситуацией [3].

В исследованиях В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой были сделаны выводы о том, что креативность проявляется в ситуациях, когда поведение испытуемого не регламентируется [3]. Тесты на креативность предполагают более свободное поведение испытуемого. При этом, если человек не дает креативного ответа в свободной ситуации, то это не свидетельствует об отсутствии у него креативности. Тесты могут проводится как в индивидуальной, так и в групповом варианте. При проведении тестов необходимо помнить, что креативность проявляется только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно благоприятная ситуация резко понижают результаты. По мнению Н. В. Хазратовой, тест представляется как методика, в которой испытуемому дается возможность выразить себя в нестандартной ситуации или деле. При этом время не должно быть органиченно, а если тестируемый долго затрудняется с ответом, то его необходимо подбадривать.

Таким образом, для того, чтобы более точно определить уровень креативных способностей, необходимо соблюдать следующие условия:

1) создать благоприятную обстановку для тестируемого;

2) минимизировать мотивацию достижения;

3) сориентировать на достижение своих скрытых способностей [6; с.73].

В течении многих лет единственной альтернативой тестологическому подходу в экспериментальном исследовании мышления был метод проблемных ситуаций. Один из представителей данного метода А. М. Матюшкин считал, что с помощью комплекса определенных условий, проблемная ситуация активизирует мыслительные процессы и стимулирует к процессу решения задачи. Однако по мнению А. И. Савенкова, в таких условиях, испытуемый может проявить только те знания и способности, в которых требует от него данная задача. Такой метод не позволяет полностью охватить факторы творческого мышления. При этом мыслительный процесс в данном случае искусственно стимулируется и ограничивается конкретными условиями задачи, создавая пределы интеллектуально-творческим проявлениям личности [5].

Представители социально-личностного подход предлагают рассматривать креативность как системное свойство личности. При изучении креативной личности выделяют следующие направления: исследование личностных черт и мотивов, исследование «я» в связи с креативностью, креативность в контексте самоактуализации. В рамках такого подхода креативность рассматривается учеными как совокупность определенных личностных, эмоциональных и мотивационных характеристик.

Так например, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, в своих трудах предлагают общую личностную модель творчества, в которую вошли следующие характеристики творческой личности: внутренняя система ценностей и критериев; самостоятельность и непосредственность; богатство и «открытость» внутренних переживаний; актуальная потребность в обновлении окружающего мира и самосовершенствования.

По мнению А. Маслоу, наиболее полно реализовать свой потенциал личности помогают смелость, отвага, свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты. К. Роджерс описал тенденцию к самоактуализации как обладание сильной мотивацией и наличие поддерживающей среды, предоставляющей возможность для развития [3].

Отечественные ученые (Г. Альтшуллер, И. Верткин, У. В. Кала, В. Н. Козленко, Р. Г. Эфендиева) в своих работах, посвященных индивидуальным особенностям креативных людей, наиболее часто описывают следующие характеристики творческой личности: оригинальность, инициативность, незаурядная энергичность, прямота суждений, честность, непосредственность, находчивость, независимость, лабильность, внутренняя зрелость, критичность, скептицизм, смелость, мужество, толерантность к неопределенности, склонность к иносказательности, метафоричности, подчеркивание собственного «Я», высокая самооценка, гордость.

Исследование личности, способной к проявлению креативности, проводилось с помощью личностных опросников, в которых оценивались такие личностные черты как открытость, склонность к риску, индивидуализм и др.

Так, например, Гоу предложил измерять личность на креативность с помощью опросника «Список прилагательных», который включает в себя 300 прилагательных, описывающих те или иные проявления личности. Он состоит из нескольких шкал, измеряющих конкретные личностные черты. Среди них Гоу выделил шкалу личностной креативности. После того, как человек выполнит задание и описал самого себя, отмечая наиболее подходящие прилагательные из списка, подсчитывается общий балл по личностной креативности в зависимости от того, какие прилагательные он выбрал [4].

Еще одним не мало важным условием креативности является мотивация. «Многие люди обладают способностями, чтобы быть креативами, но не все являются ими. Решающей является мотивация», утверждал Ф.Бэррон [8]. Нельзя не согласится с этим утверждением, для того, чтобы человек ощущал силы и способности творить, ему необходима внутренняя и внешняя мотивация, которые повышают самооценку человека и эффективнее направляют любую деятельность. Заниженная самооценка обессиливает, а завышенная может выступать важным фактором проявления творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому необходимо повышать самоуважение, уверенность в успехе в любой деятельности. «Успешность деятельности, — как отмечает Р. М. Грановская, — зависит от представлений о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей» [5; с.99]. Поэтому так важно при диагностике креативности, проводить дополнительно исследования внутренней и внешней мотивации в различных ситуациях. Для этого используется опросник разработанный Торренсом «Шкала творческой мотивации». В России применяются рейтинговые шкалы Дж. Рензулли в адаптированном варианте Е. Е. Туника.

Хотелось бы обратить внимание на роль окружающей среды, влияющей на проявление креативности. Ученые исследовали семейные среды, в школе и по месту работы, в которых определяли наиболее благоприятные условия для творчества. По мнению многих ученых, среда является тем фундаментом, на котором происходит развитие и формирование тех качеств, которые необходимы для адаптации к конкретным условиям, и стимулом для дальнейшего развития личности.

Таким образом, в современной психологической и педагогической науке существует множество различных методов и подходов к диагностике креативности: тесты, шкалы для оценки качеств личности, опросники на творческую деятельность, когнитивные задачи, экспертные оценки креативности. Ученые измеряли творческий потенциал на основе диагностики когнитивных, личностных, мотивационных или средовых переменных. При этом, для диагностики уровня и динамики развития креативности большинство исследователей до сих пор используют тест как самый быстрый и простой способ, в котором проявление креативности отражается в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идеи. Согласно такому подходу выявление уровня развития креативных способностей при диагностике, помогает ученым выстраивать дальнейшую работу по развитию у человека слабые показатели креативности. Краткий анализ различных методов диагностики креативности позволил сделать вывод, что определить уровень креативных способностей только тестами на когнитивные знания недостаточно, необходимо проводить параллельно дополнительные исследования личностных черт человека, его мотивацию и среду, в которой он пребывает. Только тогда диагностика будет достаточно точной.

Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной. Креативность составляет центральное звено деятельности любого человека, когда он пытается решить новые проблемы или должен гибко подстраиваться к изменениям окружающей среды. Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector