Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы словообразования слов в русском языке с примерами

Способы словообразования слов в русском языке с примерами

Законы словообразования с примерами:

1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный)

2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный)

3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)

  • Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный )
  • Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
  • Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)

III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)

  • Глаголы (воздействует-действует…)
  • Наречия (навсегда – всегда…)
  • Существительное (сверхчеловек – человек…)
  • Прилагательное (гиперактивный – активный….)
  • Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)

IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)

  • Глаголы (разбежаться – бег…)
  • Прилагательное (беспомощный — помощь…)
  • Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)
  • Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)

  • Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….)
  • Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)

VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный)

VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет).

VIII) Способ, которого также нет в ЕГЭ. Постфиксальный – это аффиксальный способ словообразования, который использует в качестве средства словообразования постфикс: купать – купаться.

Подробнее о способах словообразования

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

  • от какого слова образовано данное слово?
  • каким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:

1) просительницапроситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);

2) перечитатьчитать (приставочный способ, с помощью приставки пере-);

3) подоконникаокно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);

4) взрыввзрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);

5) пятиэтажный ← пять этажей (сложение двух корней).

Правило №1.

Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка!

перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.

Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Правило №2.

Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка!

вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!

Правильно: входвходить (бессуффиксный способ).

Читайте так же:
Как подогнуть джинсы модно слегка сузив

Помни!

При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:

— е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу);

Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).

Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н).

— шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);

— б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

Способы словообразования:

1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.

Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.

В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.

В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

2) Приставочный способ.

Помни! Приставка не меняет часть речи!

раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).

от какой части речисуффиксчто может быть образовано
существительноещик, чик, ник, ецсуществительное
существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливприлагательное
существительное, прилагательноеа, ну, и, е, нича, ирова, изироваглагол
глаголова, ева, ива, ыва, ваглагол
прилагательное, причастиео, енаречие

4) Приставочно-суффиксальный способ.

от какой части речиморфемачто может быть образовано
прилагательное, местоимениепо-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьинаречие
существительноепри, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица]существительное

При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).

Алгоритм действий.

1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).

2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.

3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)

4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Разбор задания.

Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».

Читайте так же:
Презентация сказки сивка бурка 3 класс школа россии

Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),

Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),

Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).

Таким образом, правильный ответ – слово сначала.

Потренируйся.

1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

3) выкрики, угрозы

Рекомендуем:

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Способы словообразования слов в русском языке с примерами

Контрольный тест по теме "Словообразование "в 6 классе
тест по русскому языку (6 класс) на тему

разработка содержит 2 варианта заданийпо морфемике и словообразованию для 6 класса: текст и 8 заданий по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
контрольный тест по морфемике17.22 КБ

Предварительный просмотр:

1.Что изучает словообразование?

1. способы образования слов 2.части речи 3.части слова 4.звуки речи

2.Образование нового слова с помощью суффикса:

1. приставочный способ2.суффиксальный способ3.бессуффиксный 4 .сложение основ

3.Образование нового слова с помощью приставки:

1.суффиксальный способ2.приставочно-суффиксальный способ3.приставочный способ4.бессуффиксный способ

4.Образование нового слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса:

1. приставочный способ2.суффиксальный способ3.приставочно-суффиксальный способ4.бессуффиксный способ

5. Укажите слово, образованное суффиксальным способом:

6.Укажите слово, образованное приставочным способом:

7.Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

1. прогулять2.потрясти3.связать 4.поделка

8 .Укажите слово, образованное сложением основ:

9.Укажите способ образования слова шестиклассник:

10.Укажите способ образования слова допушкинский:

11. Укажите способ образования слова смешной:

12.Укажите способ образования слова обход:

13. Укажите способ образования слова мороженое:

1.приставочный2.Суффиксальный3.переход из одной части речи в другую4.бессуффиксный

Тема «Морфемика и словообразование» . Контрольная работа . 1 вариант

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В…черняя з…ря дог…рает. В х…лодном воздухе разливается густой туман а трава покрывается капельками росы.Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. И вот я на самой в…ршине холма. У ног моих тянется бесконечное поле а за спиной возвышается мрачный лес. Я осм…трелся кругом и спустился с холма.Я вышел на опушку и пошел полем. Очень трудно пробираться по узкой и извилистой тр…пинке. На поле растут осока луговые цветы и кустики мяты. Аромат разнотравья приятно бодрит. 2. Распределите слова в таблице согласно способам словообразования.

Переход одной части речи в другую

Подпол, мебельщик, паркетный, подоконник, водопровод, стёклышко, зимний, перелесок, пришкольный, подводный, атомоход, прачечная, диван-кровать, безрукавка, домик, пароход, листик, столовая, переехать, плащ-палатка, стульчик.

3. Определите род сложносокращенных слов. Завхоз, ГАБТ, ОРТ, РФ.

4. Выполните морфемный разбор слова. синеглазая, помирила, переплетчик .

5.Найди третье «лишнее» в каждой группе, выпиши это слово:

а) пришкольный, приветливый, приехавший;

б) лесничество, лесовик, лесополоса.

6..Образуй от глагола РУБИТЬ 5 слов приставочным способом, запиши их и выдели приставки.

7. Образуй от слова РУКА 5 слов суффиксальным способом, запиши их и выдели суффиксы.

8.Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

Тема «Морфемика и словообразование» . Контрольная работа . 2 вариант

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Я пр…ближался к реке. Становилось прохладно. Я к…снулся воды. Она была ледяная. От в…ды поднимался туман а трава покрылась пр…красными капельками росы. Я сел в лодку. Весло к…снулось воды. На горизонте заг…ралась зорька. Первые со…нечные лучи согрели меня. Под днищем лодки весело плескалась рыба. Вот и берег! Пора возвращаться д…мой.Я вышел на опушку и пошел через луг. Очень трудно пробираться по узкой и извилистой тр…пинке. На лугу растут ромашки васильки и полынь. Аромат трав и цветов кружит голову.

Русский язык. 11 кл. Словообразование. Способы образования слов: 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Приставочно-суффиксальный. 4.Бессуфиксный. 5.Сложение. — презентация

Презентация на тему: » Русский язык. 11 кл. Словообразование. Способы образования слов: 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Приставочно-суффиксальный. 4.Бессуфиксный. 5.Сложение.» — Транскрипт:

1 Русский язык. 11 кл. Словообразование

2 Способы образования слов: 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Приставочно-с уффиксальный. 4.Бесс уфиксный. 5.Сложение.

3 Определите способ образования данных слов Подстригать Бесцветный Кожаный Поклёвывать Насыпь Паровоз Теплоходный Вуз Бездонный Приставочный Суффиксальный Прист.-с уффикс. Бесс уфиксный Сложение Суффиксальный Сложение Прист.-с уффикс.

4 Это следует знать! Формообразующие с уффиксы служат для образования грамматических форм данного слова, а не новых слов: 1) с уф. –л прошедшего времени: писал, 2) с уф. причастий: подписанный, 3) с уф. деепричастий: выступив, 4) с уф. степеней сравнения наречий и прилагательных (-ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш): добрее

5 Найдите слова, образованные с уффиксальным способом Плести Реченька Царапнуть Рыбина Настроившись Короче Независимость Дождливый Амнистировать Бегущий Летела Умытый Рубка Ржаной Богатейший Росистый Воспитательница Табуретка Ловкость Кодировать

6 Найдите слова, образованные пристав оныйо-с уффиксальным способом Соединять Сокурсник Опёнок Безрукавка Облесить Окраина Пододеяльник Проглотить Безграмотный Соавтор Заехать Почистить Опоздавший Приходишь Прибыл Что-нибудь

7 Найдите лишнее слово. Объясните. Развитие Отказ Разработка Изготовление Человечество Сердцевина Суффиксальный Бесс уфиксный Суффиксальный

8 Найдите в предложениях слова, образованные пристав оныйым способом «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. Восторженными слезами благодарил я его. Если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев или будет мешать его сближению с другими людьми? Уверенность в том, что другие никаких прав не имеют. Урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.

9 Слова, образованные пристав оныйым способом Про-шептал С-делает Ни-каких У-рвать

10 В каком слове есть с уффикс — лк-? Подделка Перестрелка Тарелка Грелка Сделка Сиделка Грелка Сиделка

11 В каком слове есть с уффикс — ад-? Рассада Блокада Тирада Автострада Баллада Прохлада Клоунада Преграда Блокада Клоунада

12 В каком слове есть с уффикс — чик-? Огурчик Попутчик Ситчик Мячик Пончик Кончик Чуланчик Кузнечик Ключик Диванчик Венчик Пальчик Попутчик Чуланчик Диванчик

13 Какое слово состоит из приставки, корня, одного с уффикса и окончания? Примиряющий Разобщение Сторожка Засекречивая Сочувственный Состояние Снабжение Воскликнув Указаны Указывая Домашний Доверчивый Издалека Насаженный Прослушавший Приготовлю

14 Слова, состоящие из приставки, корня, одного с уффикса и окончания Раз-общ-ени-е Со-чувств-енн-ый До-вер-чив-ый На-саж-енн-ый

15 От каких слов образованы слова и каким способом? Самокритичность Возмужать Перегрузка Разрешение Высказывать Самокритичный (с уффиксальный) Мужать (пристав оныйый) Перегрузить (с уффиксальный) Разрешить (с уффиксальный) Высказать (с уффиксальный)

16 От каких слов образованы слова и каким способом? пристав оный.глядетьразглядеть прист.-с уф.говорить разговаривать прист.-с уф.ходить походка пристав оный.читать прочитать пристав оный.одолетьпреодолеть с уффикс.преодолеть преодолевать

17 Какое слово состоит из 5 морфем? Подготовка Проверил Подготовленный Удивился Догадлив Потихоньку Сплошной Низвергающий

Приставочный способ образования слов. Примеры

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние новых слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — при лететь, вла­де­лец — со вла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к исход­ной (моти­ви­ру­ю­щей) лек­се­ме при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum < prae — «впе­ре­ди» , fixus — «при­креп­лен­ный») бук­валь­но зна­чит «при­креп­лен­ный впе­ре­ди».

Например, гла­гол «выучить» обра­зо­ван от одно­ко­рен­но­го сло­ва «учить» с помо­щью приставки:

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок зна­че­ния. Особенно это ярко про­яв­ля­ет­ся в сло­во­об­ра­зо­ва­нии глаголов.

Сравним:

  • бежать → у бежать;
  • бежать → при бежать;
  • бежать → от бежать;
  • бежать → с бежать;
  • бежать → на бежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → вы ходить;
  • ходить → в ходить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — из лече­ние;
  • строй­ка — пере строй­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → из лечить → излеч ени е;
  • стро­ить → пере стро­ить → пере­строй к а.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.

Приставочный способ образования слов

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство гла­го­лов. Приставки обо­зна­ча­ют раз­лич­ные оттен­ки дей­ствия, уточ­ня­ют харак­тер их про­те­ка­ния, обра­зу­ют от бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида гла­го­лы совер­шен­но­го вида.

Примеры:

  • сед­лать → о сед­лать;
  • знать → у знать;
  • ждать → подо ждать;
  • мор­гать → за мор­гать;
  • чер­тить → на чер­тить;
  • клик­нуть → вос клик­нуть;
  • чув­ство­вать → по чув­ство­вать;
  • видеть → пред видеть;
  • быть→ при быть;
  • звать → со звать.

Почти от каж­до­го гла­го­ла с уча­сти­ем раз­лич­ных при­ста­вок мож­но создать новые слова.

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст → под текст;
  • обще­ство → со обще­ство;
  • дедуш­ка → пра дедуш­ка;
  • звук → при звук;
  • город → при город;
  • мрак → су мрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ки не-, без-/бес-:

  • друг → не друг (враг);
  • прав­да → не прав­да (ложь);
  • сча­стье → не сча­стье (горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → не уда­ча (про­вал);
  • поря­док → бес поря­док.
  • звук → уль­т­ра звук;
  • агент → контр агент;
  • ком­пен­са­ция → де ком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дез ори­ен­та­ция;
  • кон­ти­нент → суб кон­ти­нент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к име­ни при­ла­га­тель­но­му, обра­зу­ет новое сло­во этой же части речи.

Примеры:

  • гром­кий → сверх гром­кий;
  • уда­лый → раз уда­лый:
  • огром­ный → пре огром­ный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние побли­зо­сти, рядом с чем-нибудь:

  • поляр­ный → при поляр­ный;
  • арк­ти­че­ский → при арк­ти­че­ский;

2. уси­ле­ние при­зна­ка, повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → пре злой;
  • стран­ный → пре стран­ный;
  • тол­стый → пре тол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → транс атлан­ти­че­ский;
  • тро­пи­че­ский → суб тро­пи­че­ский;
  • мораль­ный → а мораль­ный;
  • обще­ствен­ный → анти обще­ствен­ный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → не кто;
  • что → ни что;
  • какой → ни какой;
  • чей → ни чей;
  • сколь­ко → не сколь­ко;
  • что → кое -что;
  • кто → кое -кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → не когда;
  • где → не где;
  • как → ни как;
  • отку­да → ни отку­да:
  • куда → кое -куда;
  • когда → кое -когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector