Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему Русская народная сказка Сивка — Бурка (3 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Сивка — Бурка»» (3 класс)

-совершенствовать систему нравственных и эстетических ценностей.

Задачи урока для ученика:

на знание: повторить структурные элементы народной сказки.

на понимание: понять смысл образных слов и выражений.

на анализ: находить в произведении главную мысль.

на синтез: выявлять отношение автора к героям и событиям произведения.

на применение: выразительно читать по ролям.

на оценку: выполнить самооценку знаний и взаимооценку сверстников.

Планируемые результаты изучения темы

Метапредметные

— пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления, делить текст на части;

— выделять структурные элементы народной сказки;

-находить в произведении главную мысль, определять позицию и характер героев;

— выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

— читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию, подро бно пересказывать небольшой текст;

— структурировать знания: уметь выделять главное и обобщать ранее изученный материал;

— объяснять смысл образных слов и выражений.

РегулятивныеУУД:

— формулировать учебную задачу урока, принимать её, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

— осуществлять планирование своей деятельности на основе заданной цели;

— оценивать свои достижения и результаты сверстников.

КоммуникативныеУУД:

— осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе беседы и чтения по ролям;

— выражать свои мысли в устной речи.

Ученик получит возможность формирования:

— интерес к русским народным сказкам;

— мотивации к обучению и целенаправленной деятельности;

— понимания и принятия духовно – нравственных и моральных ценностей.

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

Учебник «Литературное чтение», 3 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. УМК «Школа России».

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. «Школа России». Автор: С.В.Кутявина

Карточки с заданиями для парной работы

— м/м презентация, ноутбук, колонки, интерактивная доска;

— видеомультфильм по теме урока;

— интерактивный тест по теме урока.

Читайте так же:
Джинсы с напылением что это

Межпредметные связи

— окружающий мир

Организация пространства

Этапы урока

Название этапа

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

1.приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

2.(мотивация к учебной деятельности)

«Кашу кушай, а сказку… слушай:

«Умом разумом смекай, да на ус… мотай».

«Сказка-ложь, да в ней намек…добрым молодцам урок!».

3.- Какой скрыт смысл в этих пословицах?

4 . – С какими жанрами устного народного творчества вы уже знакомы?

5. — Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

1.приветствие педагога, самопроверка готовности к уроку.

2.продолжают пословицы, зачины сказок.

3. Отвечают на вопросы учителя:

— Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многое узнать.

4.- Потешки, народные песни, небылицы, волшебные сказки

— закрепляют ранее изученные знания: жанры устного народного творчества

планирование своих действий

2. Актуализация знаний. Осуществление первого пробного действия. Выявление затруднений.

1. (повторение ранее изученного материала: интерактивный тест)

1) Выберите несуществующий вид сказок

А. Волшебные В. социально-бытовые

Б. О животных Г. нравственные

2) Выберите несуществующий вариант в структуре народной сказки

А. Почин В. Концовка

Б. Зачин Г. Основная часть

3) Какой жанр характеризует это понятие:

Повествовательное, народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Урок "Русская народная сказка Сивка-Бурка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по предмету Литературное чтение 2 класс. Ребята знакомяться с русской сказкой.

Просмотр содержимого документа
«урок «Русская народная сказка Сивка-Бурка»»

Открытый урок по Литературному чтению во 2 классе

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”;

Раскрыть понятия «сказка», «народная сказка». Дать представление о видах сказок (волшебная , о животных, бытовая ).

учить давать оценку поступкам героев;

вспомнить структурные элементы сказки (присказка, зачин, концовка).

Развивающие:

продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);

работа над предложением.

Воспитательные:

воспитать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация урока, диафильм «Сивка-Бурка», оценочное «Дерево настроения» , карточки с заданиями для работы в группах, сравнительная таблица (сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, карточки «чувств».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Читайте так же:
Если с толстовки сыплется ворс

Форма проведения: интегрированный урок.

І. Организационный момент.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Слово учителя:

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были нарисовать отгадки к загадкам. Все справились? Проверьте: вода, воздух, конь , рак, рыба, снег,дерево ). Молодцы!
ІІІ. Всестороння проверка знаний.

1. — Что мы называем пословицами, а что загадками?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.

Загадки — это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

– Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)

– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)

3. Видео заставка «В гостях у сказки».

— Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ.

Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором) и народные(сочиненные многими людьми). Существует классификация сказок по их содержанию:

— Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Читайте так же:
Агаларов гольф энд кантри

— Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

— Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".

— В каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняет народ.)

2. Работа учащихся со сравнительной таблицей.

Народная сказка

Литературная сказка

1. Автор – конкретное лицо.

2. Существует в устной форме.

2. Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

3. Внесение изменений не допускается.

3. Первичное восприятие.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – “Сивка – Бурка”.

– Сейчас мы прослушаем первую и вторую части сказки (смотрим видеозапись). Откройте свой учебник на странице 40. Читать не надо. Внимательно смотрите на экран.

4. Подвижная физкультминутка

На лужайке по утру

Мы затеяли игру .

Ты ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

(Взялись за руки , построились в круг )

Раз,два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Ходьба по кругу)

А теперь мы – ручейки ,

Побежим вперегонки,

(Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Ходьба по кругу)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг играть

Мы – веселые лучи.

Мы – резвы и горячи.

(Прыжки на месте)

Раз, два, три, четыре

Раздвигайте круг по шире.

Раз, два – вперед нагнуться!

(наклоны вперед)

Три , четыре – быстрей чуть-чуть!

Приподняться , подтянуться,

(Прогнулись , руки вверх)

Глубоко потом вдохнуть.

Читайте так же:
Ткани сочетающиеся с джинсой

Раз, два –назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!

Раз, два, четыре, пять!

Стали бегать и скакать!

V. Рефлексия. Закрепление нового материала.

1. Анализ сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечня карточек нужные.

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа.

– Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на интерактивной доске появляется карточка с этими словами.

– Как начинается сказка? (Жил – был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число? (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами характера он обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям)

– Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое — Иване? (Предусмотрительный, смелый) – на интерактивной доске появляется карточка с качествами братьев.

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) – заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный.)

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Предположения детей.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) – заучиваем наизусть эти слова.

Читайте так же:
Фрэнки бридж кто это

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все кто дают слово, должны держать его.)

— Какое число управляет построением каждой сказки? (Э то магическая сила

заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.

— Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки.

Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»;

во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

— С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом).

— Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника?(Народная сказка — слишком древний жанр, много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета).

3. Физкультминутка для глаз «Волшебный сон»

Реснички опускаются……

4. Упражнение в чтении.

а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

б) Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

5. Викторина «В гостях у сказки»

VІ. Итог урока.

– Назовите героев сказки “Сивка – Бурка”

– Давайте вспомним описание коня? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнесите слова: Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой.)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector