Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему Русская народная сказка Сивка — Бурка (3 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Сивка — Бурка»» (3 класс)

-совершенствовать систему нравственных и эстетических ценностей.

Задачи урока для ученика:

на знание: повторить структурные элементы народной сказки.

на понимание: понять смысл образных слов и выражений.

на анализ: находить в произведении главную мысль.

на синтез: выявлять отношение автора к героям и событиям произведения.

на применение: выразительно читать по ролям.

на оценку: выполнить самооценку знаний и взаимооценку сверстников.

Планируемые результаты изучения темы

Метапредметные

— пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления, делить текст на части;

— выделять структурные элементы народной сказки;

-находить в произведении главную мысль, определять позицию и характер героев;

— выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

— читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию, подро бно пересказывать небольшой текст;

— структурировать знания: уметь выделять главное и обобщать ранее изученный материал;

— объяснять смысл образных слов и выражений.

РегулятивныеУУД:

— формулировать учебную задачу урока, принимать её, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

— осуществлять планирование своей деятельности на основе заданной цели;

— оценивать свои достижения и результаты сверстников.

КоммуникативныеУУД:

— осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе беседы и чтения по ролям;

— выражать свои мысли в устной речи.

Ученик получит возможность формирования:

— интерес к русским народным сказкам;

— мотивации к обучению и целенаправленной деятельности;

— понимания и принятия духовно – нравственных и моральных ценностей.

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

Учебник «Литературное чтение», 3 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. УМК «Школа России».

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. «Школа России». Автор: С.В.Кутявина

Карточки с заданиями для парной работы

— м/м презентация, ноутбук, колонки, интерактивная доска;

— видеомультфильм по теме урока;

— интерактивный тест по теме урока.

Читайте так же:
Платье туника эйвон двухстороннее

Межпредметные связи

— окружающий мир

Организация пространства

Этапы урока

Название этапа

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

1.приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

2.(мотивация к учебной деятельности)

«Кашу кушай, а сказку… слушай:

«Умом разумом смекай, да на ус… мотай».

«Сказка-ложь, да в ней намек…добрым молодцам урок!».

3.- Какой скрыт смысл в этих пословицах?

4 . – С какими жанрами устного народного творчества вы уже знакомы?

5. — Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

1.приветствие педагога, самопроверка готовности к уроку.

2.продолжают пословицы, зачины сказок.

3. Отвечают на вопросы учителя:

— Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многое узнать.

4.- Потешки, народные песни, небылицы, волшебные сказки

— закрепляют ранее изученные знания: жанры устного народного творчества

планирование своих действий

2. Актуализация знаний. Осуществление первого пробного действия. Выявление затруднений.

1. (повторение ранее изученного материала: интерактивный тест)

1) Выберите несуществующий вид сказок

А. Волшебные В. социально-бытовые

Б. О животных Г. нравственные

2) Выберите несуществующий вариант в структуре народной сказки

А. Почин В. Концовка

Б. Зачин Г. Основная часть

3) Какой жанр характеризует это понятие:

Повествовательное, народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Урок "Русская народная сказка Сивка-Бурка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по предмету Литературное чтение 2 класс. Ребята знакомяться с русской сказкой.

Просмотр содержимого документа
«урок «Русская народная сказка Сивка-Бурка»»

Открытый урок по Литературному чтению во 2 классе

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”;

Раскрыть понятия «сказка», «народная сказка». Дать представление о видах сказок (волшебная , о животных, бытовая ).

учить давать оценку поступкам героев;

вспомнить структурные элементы сказки (присказка, зачин, концовка).

Развивающие:

продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);

работа над предложением.

Воспитательные:

воспитать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация урока, диафильм «Сивка-Бурка», оценочное «Дерево настроения» , карточки с заданиями для работы в группах, сравнительная таблица (сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, карточки «чувств».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Читайте так же:
Фитнес боди стайл что это

Форма проведения: интегрированный урок.

І. Организационный момент.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Слово учителя:

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были нарисовать отгадки к загадкам. Все справились? Проверьте: вода, воздух, конь , рак, рыба, снег,дерево ). Молодцы!
ІІІ. Всестороння проверка знаний.

1. — Что мы называем пословицами, а что загадками?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.

Загадки — это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

– Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)

– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)

3. Видео заставка «В гостях у сказки».

— Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ.

Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором) и народные(сочиненные многими людьми). Существует классификация сказок по их содержанию:

— Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Читайте так же:
Грунтовка боди 992 чем разбавлять

— Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

— Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".

— В каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняет народ.)

2. Работа учащихся со сравнительной таблицей.

Народная сказка

Литературная сказка

1. Автор – конкретное лицо.

2. Существует в устной форме.

2. Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

3. Внесение изменений не допускается.

3. Первичное восприятие.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – “Сивка – Бурка”.

– Сейчас мы прослушаем первую и вторую части сказки (смотрим видеозапись). Откройте свой учебник на странице 40. Читать не надо. Внимательно смотрите на экран.

4. Подвижная физкультминутка

На лужайке по утру

Мы затеяли игру .

Ты ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

(Взялись за руки , построились в круг )

Раз,два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Ходьба по кругу)

А теперь мы – ручейки ,

Побежим вперегонки,

(Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Ходьба по кругу)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг играть

Мы – веселые лучи.

Мы – резвы и горячи.

(Прыжки на месте)

Раз, два, три, четыре

Раздвигайте круг по шире.

Раз, два – вперед нагнуться!

(наклоны вперед)

Три , четыре – быстрей чуть-чуть!

Приподняться , подтянуться,

(Прогнулись , руки вверх)

Глубоко потом вдохнуть.

Читайте так же:
Какие нитки подходят для шитья джинсов

Раз, два –назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!

Раз, два, четыре, пять!

Стали бегать и скакать!

V. Рефлексия. Закрепление нового материала.

1. Анализ сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечня карточек нужные.

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа.

– Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на интерактивной доске появляется карточка с этими словами.

– Как начинается сказка? (Жил – был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число? (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами характера он обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям)

– Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое — Иване? (Предусмотрительный, смелый) – на интерактивной доске появляется карточка с качествами братьев.

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) – заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный.)

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Предположения детей.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) – заучиваем наизусть эти слова.

Читайте так же:
Мне не идут джинсы что носить

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все кто дают слово, должны держать его.)

— Какое число управляет построением каждой сказки? (Э то магическая сила

заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.

— Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки.

Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»;

во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

— С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом).

— Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника?(Народная сказка — слишком древний жанр, много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета).

3. Физкультминутка для глаз «Волшебный сон»

Реснички опускаются……

4. Упражнение в чтении.

а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

б) Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

5. Викторина «В гостях у сказки»

VІ. Итог урока.

– Назовите героев сказки “Сивка – Бурка”

– Давайте вспомним описание коня? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнесите слова: Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой.)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector