Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон, туника, тога, хламида

Вероятно, многие из вас слышали слово “хламида”. Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.

Основная задача этих предметов одежды – облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу “прикрыть наготу” в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью.

Замечали ли вы, что в древности у ряда “тёплых” (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь – для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:

Хитон, туника, тога, хламида

Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда

  • а) красива
  • б) легко шьётся (а в ряде случаев шить нет необходимости вообще)
  • в) она недорогая, если браться за дело своими руками и с умом.

Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к интересным древнегреческим и древнеримским одеяниям.

Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого – “одежда”). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона – обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани. Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон мужской – это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут – пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо “раскалывали”.

Хитон, туника, тога, хламида

Ещё более простая форма одежды мужчин – это хламида. Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.

Хитон, туника, тога, хламида

Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.

Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).

Хитон, туника, тога, хламида

1,8 метра – это рост с учётом выпуска и отгиба.

Хитон, туника, тога, хламида

Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.

Хитон, туника, тога, хламида

Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.

Хитон, туника, тога, хламида

Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Хитон, туника, тога, хламида

Ионийский хитон – это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.

Хитон, туника, тога, хламида

Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.

Хитон, туника, тога, хламида

В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.

Хитон, туника, тога, хламида

Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:

Хитон, туника, тога, хламида

В Древнем Риме хитон развился в тунику.

Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами – цветом, орнаментом и так далее. Туника – одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее Туника – нижняя одежда:

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.

Читайте так же:
Испытание героя сивка бурка

Хитон, туника, тога, хламида

Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос.

Хитон, туника, тога, хламида

В надетом виде он примерно выглядел так:

Хитон, туника, тога, хламида

Или гиматион.

Хитон, туника, тога, хламида

А также разнообразные плащи, накидки и так далее.

Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога – это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность – носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Вот как это происходило на практике:

Хитон, туника, тога, хламида

Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):

Хитон, туника, тога, хламида

Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон, туника, тога, хламида

Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.

Основные виды и формы костюма. Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов, с квадратным или круглым вырезом горловины. (Например, таларис — туника с длинными узкими рукавами, или колобиум – более широкая туника, с короткими рукавами). Тунику носят как домашнюю или нижнюю одежду. По мере увеличения материального достатка стали надевать несколько туник сразу — одну на другую. Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду — тогу. Ей римляне придавали глубоко символическое значение. Тога считалась символом гражданского достоинства, зрелости, обладания правами гражданина Рима. Римский поэт Вергилий писал о своих соотечественниках: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Римляне называли себя «тогатус», то есть человек, одетый в тогу. Носить тогу имели право лишь римские граждане. Рабы, полусвободные, иностранцы, изгнанники не имели на это права. Лицам, лишенным прав гражданства за преступления, прежде всего, запрещалось носить тогу. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были, прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом, в края тоги вшивались небольшие металлические гирьки. Тога выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (1,8 м * 6м.), выкроенный в форме эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий. Существовало несколько способов драпировки тоги, но в любом из них застежки или булавки отсутствовали, складки и драпировки мастерски располагались и держались сами собой.

Естественно, тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда. В более поздние периоды тяжелую и громоздкую тогу заменяет легкий плащ типа греческой хламиды — лацерна. Она была длиной до колен, прямоугольной формы. Лацерну носили, скалывая на груди фибулой и закрывая оба плеча. Часто этот плащ снабжался капюшоном, который или пришивался к нему, или пристёгивался. Капюшон присоединяли также и к пенуле (по форме круг с отверстием для головы). Еще один тип плаща – полудаментум – широкий, длинный, в форме полукруга. Штаны первоначально не были известны римлянам, но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, заимствовали оттуда эту деталь костюма.

Женщины носили тунику-интиму из тонкой ткани, сверху надевали столу — разновидность туники из более плотной ткани, с широкой плиссированной оборкой инститой по краю. Стола могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками — аграфами. По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой. Поверх столы римлянки надевали паллу — длинный плащ, состоявший из одного куска материи размером выше человеческого роста. Палла драпировалась различными способами, край ее накидывали на голову. Иногда дополняли туалет легким покрывалом типа вуали. Как правило, все три наряда – тунику-интиму, столу, паллу – делали из различных тканей, уделяли вниманию сочетанию цветов и фактур. Большое значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились маммиларе — повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, утягивала талию и живот.Маммиларе представляла собой прообраз корсета.

Читайте так же:
До какого месяца можно носить джинсы при

Отличия тоги от туники

История и культура

Энгурра

История и культура

Как одевались древние: римляне

Как правильно носить тогу? Как одевались римские женщины? Нужна ли италийцам теплая одежда? И наконец, носили ли римляне нижнее бельё? На все эти вопросы вы получите ответы, прочитав данный обзор.

Сельские жители и рабы

Раб, попадая в дом римлянина, одевался в ту же рабочую одежду, какую носил обычный италийский крестьянин. Гардероб же крестьянина, как правило, состоял из туники – длинной рубахи с короткими (до локтя или выше) рукавами и плотного плаща. Для туники брали два полотнища и сшивали их вместе так, чтобы для головы оставалось отверстие (тунику надевали через голову). Иногда у туники имелся только левый рукав; правая рука оставалась совершенно свободной, а полотнища туники прихватывались на правом плече застежкой, так чаще одевались греки.

Колумелла рекомендовал выдавать рабам на холодное и дождливое время «шкуры с рукавами», т. е. кожухи и «плащевидные капюшоны» (sagacei cuculli). Эти капюшоны (cuculiones) поминает уже Катон; Это короткие пелерины, которые закрывали плечи, грудь и часть спины, с остроконечным башлыком, надевавшимся на голову.

Были cuculliones и другого покроя: короткая сплошная накидка с единственным круглым отверстием для лица – нечто вроде мешка, только пригнанного по фигуре человека.

Катон считал, что рабам нужно выдавать по одной тунике в год и плащ, который прослужит два года. Поскольку стиркой шерстяных вещей занимались фулоны и в домашних условиях этим не занимались, а одежда имеет свойство быстро пачкаться, в теплое время года рабы ходили голыми.

Что касается крестьян, то разнообразие их гардероба зависело от достатка. Ясно, что зажиточные сельские жители были владельцами более чем одной туники.

Ремесленники, занятые своим делом, часто изображаются в одном плаще, спущенном на колени, но они работают в помещении.

В качестве обуви сельское население носило деревянные башмаки. И крестьяне, и рабы предпочитали, конечно, ходить в самодельных легких сандалиях из спарта или веревок. Такие «сандалии» плели для волов, естественно было изготовить такую легкую и дешевую обувь и для себя. Но обувь носили нечасто, поскольку она была лишним грузом в работе.

Военные

Плащ солдат назывался Sagum, его обычно противопоставляли гражданской тоге. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом. В него можно было завернуться целиком и можно было забросить обе полы за спину: движений он не стеснял. Во время сражения плащ закидывали на свободную руку или отбрасывали назад.

Сагум

Туника

Отметим, что туника являлась всесословной одеждой, её носили как рабы, так и сенаторы. Древние римские авторы же утверждали, что древнейшие времена тунику римляне не носили, а вся их одежда была весьма проста и состояла из набедренной повязки и тоги. Неизвестно, было ли так на самом деле, или это только лишь идеализированный образ прошлого, но тога прочно вошла в состав римской одежды.

Тунику подпоясывали и обдергивали так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба; спускать значительно ниже было «по‑женски» и мужчине не подобало, а вздергивать выше, «носить, как центурионы», и вовсе не пристойно. Рабы ходили в коротких туниках и часто без пояса; ремесленники за работой и торговцы за прилавком, случалось, тоже снимали пояс. Дома можно было не подпоясываться, но выйти в таком виде на улицу считалось неприличным.

Читайте так же:
Термобелье шерсть мериноса уход

В холодное время года могли носить по нескольку туник.

В кругах состоятельных, не занимавшихся физическим трудом, предпочитали тунику белую; у крестьян, ремесленников и рабов она была темной, немаркого цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до самого низа туники и спереди и сзади, на груди и на спине. У сенаторов полосы эти были широкими, почему туники их назывались laticlavia, а у всадников узкими – angusticlavia. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

Знатный римлянин в тунике и плаще

Знатные римляне

Знатные римляне не выходили на улицу без тоги, поскольку это считалось неприличным. Тога — это чисто римская одежда. В отличие от туники, тога была громоздка и неудобна, нужно было достичь огромного мастерства, чтобы уметь правильно её надевать. Во времена ранней республики в ходу была малая тога, в последствии она становится шире и длиннее.

Оратор в малой тоге

Для тоги брали кусок материи в форме эллипса, обычно вдвое или втрое больший, чем это требовалось по фигуре. Материю эту брали обеими руками за ее широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, собрав его складками, перекидывали через левое плечо так, чтобы покрыта была левая рука и спереди конец свисал почти до самой земли (конец этот назывался lacinia). Затем материю (около трети ее по ширине) пропускали под правой рукой (в старину ее натягивали туго по спине), на высоте бедра опять собирали в складки и, протянув по груди наискось, перекидывали конец через левое плечо: это была «перевязь» (balteus или praecinctura); натягивать ее надо было так, чтобы она не «душила человека», но чтобы и не обвисала (Quint. XI. 3. 140). Остальную часть материи (захвачена была ведь только треть ее) спускали полукругом, тщательно располагая в нем складки, чуть пониже колена – это sinus, и перекидывали конец опять через левое плечо. Заднюю полу несколько поддергивали вверх и на груди над «перевязью» собирали ее в складки – это umbo (слово обозначает выпуклость посередине щита). Нельзя, чтобы пола волочилась по земле: это признак небрежности и изнеженности. Цезарь носил тоги именно таким образом, за что над ним нередко посмеивались. Sinus обычно натягивали на правое плечо; его можно было накинуть и на голову, защищая себя от дождя или солнца, или желая остаться неузнанным, молясь и совершая жертвоприношение.

Плащ накидывали на себя сразу; тогу надевали в несколько приемов, и облечься в это сооружение одному, без чужой помощи, было невозможно, обычно это делали рабы.

Тога была белого цвета, без всяких украшений, только мальчики носили до совершеннолетия тогу с широкой пурпурной полосой на краю. В качестве исключения расшитую тогу могли надевать магистраты и жрецы. Триумфатор надевал пурпурную, расшитую золотом (toga picta). Тога была крайне непрактична: летом в ней было жарко, зимой холодно, она быстро пачкалась, будучи белоснежной, и стоила весьма и весьма дорого.

Как надевать тогу

Но сами римляне постепенно отказывались от тоги, в ней обязательно следовало появляться только на Форуме и в цирке.

Обычной одеждой римского гражданина становится теперь плащ, в который облекаются, покончив со служебными обязанностями. Плащ этот – pallium – представляет собой упрощенный греческий гиматий – кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Слово pallium скоро, однако, стало родовым обозначением других плащей, общим признаком которых было то, что их надевали на себя, а не обвертывались ими, как тогой.

Pallium

Их можно по внешнему виду и покрою разделить на три группы: 1) знакомый уже нам кукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном, 2) пенула и 3) лацерна.

Пенула — это плащ, который застегивался спереди и был узковат, откинуть его назад можно, но сделать это и трудно, и неудобно. Иногда он надевался через голову.

Лацерна — первоначально воинский плащ, она уже в начале империи стала обычной одеждой гражданского населения. Этот широкий плащ застегивался под горлом или на плече; полы его можно было закинуть на одно плечо или крест‑накрест на спину (правую полу на левое плечо, левую – на правое); можно было их спустить вниз и целиком закутаться.

Читайте так же:
Гаман максим федорович биография дата рождения

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV в. запрещали носить их в Риме. Но во время военных действий на севере, в частности, в Германии их приходилось надевать. На колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах. Надеты на них также и своеобразные шейные платки (focale), завязывавшиеся под горлом.

Женская одежда

Женская одежда состояла из туники, столы и паллы. Она не очень отличалась от мужской, но была длиннее. Столу носили только почтенные замужние женщины. Стола – это, по сути, женская тога. Это была длинная, волочившаяся по земле одежда со множеством складок и короткими рукавами, перехваченная по талии поясом. По низу ее нашивали узкую оборку, всю в складках, так называемую instita. Столы, как правило, были неярких оттенков.

Знатная римлянка в столе

Отличия тоги от туники

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики и искусство периода Империи В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на решении костюма, на манере одновременного ношения одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Рис. 1

Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, с желтым,

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Костюм Древнего Рима

Рис. 2

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и характер. Они были преимущественно пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Читайте так же:
Бомбер adidas tommy cash

Костюм Древнего Рима

Рис. 3

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

Костюм Древнего Рима

Рис. 4

В европейской одежде средневековья и даже в современных возрожден еще один вид римского плаща — пенула в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами

Костюм Древнего Рима

Рис. 5

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Костюм Древнего Рима

Рис. 6

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Костюм Древнего Рима

Рис. 7

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу

Костюм Древнего Рима

Рис. 8

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector