Волшебные сказки
Волшебные сказки
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного».. 1
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод». 2
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.
Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями». Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, «барских и купеческих детей за пояс заткнули». В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. «Молодецким посвистом» и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: «Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные». Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.
В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. «Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится». 3
А другой брат «день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий». Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.
В городе он видит печаль великую. «Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются» 4 . Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: «Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось – из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…» 5 . Поединок Ивана со змеем описан лаконично.
Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: «Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток». 6
Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.
Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент 7 . Водовоз выступает как «спаситель» царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.
А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: «Стали молодые жить-поживать, да добра наживать».
Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату – Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем – красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет – платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван – крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику – волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, «облапил ее богатырскими ногами», а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.
Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.
Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:
«В некоторое время вышел Иван – солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из карамана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется – оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. – Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная». 8
Добрые чувства Ивана – крестьянского сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.
► Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:
Сивка-Бурка — краткое содержание для читательского дневника
У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.
Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.
Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.
Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.
Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.
Главные герои сказки и их характеристика
Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень
, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство.
Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.
Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка
, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.
Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь.
И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.
На царском дворе
Народу собралось превеликое множество. Кто просто поглазеть, кто допрыгнуть на коне до двенадцатого венца, где на высоте у окошка сидит царевна. И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Трудное испытание дал царь молодцам. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.
Смотреть галерею
И он моментально исчез, как и не бывало. Унес Ивана Сивка-бурка. Краткое содержание покажет, какую тайну будет скрывать наш главный герой. Печать во лбу сияет, ее надо тщательно до поры до времени скрыть. А с виду он снова привычный Ванюша, который только за печкой сидеть умеет. А ведь он не побоялся сходить на могилу к отцу, значит, где-то ждет его награда.
Призыв царя
Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.
Главный герой
Практически во всех сказках Иван – третий сын, младший. Не случайно ему отведена роль главного героя. Ведь именно с младшими детьми родители доживали свой век. И вместе с наследством, которое делилось между всеми детьми поровну, младшим детям доставались и все тяготы по уходу за стариками. Как правило, старшие дети были опытнее, расторопнее, хитрее и младшего часто обманывали. В обоих вариантах рассматриваемой нами сказки, старшие братья не сдержали своего слова. В первом случае они переложили пугающее обязательство посетить могилу на младшего брата. Во втором — схитрили и обманули отца.
Поэтому во многих преданиях вмешательство магических сил помогает восстановить справедливость, чтобы каждый получил по совести, по заслугам. В сказке «Сивка-бурка» Иван единственный выполнил просьбу отца и был вознагражден за послушание и храбрость — ему достался чудесный конь. В кратком содержании «Сивки-бурки» для читательского дневника эти черты героя стоит указать в первую очередь. Потому как ему, честному и совестливому, благоволят три мира, составляющие одно мироздание, которое подчиняется общему закону – закону справедливости. Иван был сполна вознагражден. Ведь стать мужем царской дочери и получить полцарства в придачу — неплохая награда за труды и терпение.
Сказка в обработке М. А. Булатова
В другом варианте краткое содержание русской народной сказки «Сивка-бурка» начинается с того, что позвал отец трех сыновей и повелел им узнать, кто по ночам топчет их пшеничное поле. Два старших сына ходили на поле, да сон сморил их – не обнаружили вора. На третью ночь отправился младший сын. В полночь прискакал конь и стал есть пшеницу. Подкрался Иван да поймал его. Попросил конь отпустить его на раздолье, но в обмен на свободу пообещал являться по первому зову. Иван должен выйти в поле, свистнуть и крикнуть Сивку-бурку. И тотчас конь прибежит.
Не простой конь
Конь по славянским поверьям был связующим между миром живых и царством мертвых. Он и появляется необыкновенно. Земля при этом дрожит, все сверкает огнем, вокруг дым.
Смотреть галерею
И цвет коня необычный. Сивый – означает белый, бурка – темно-рыжий, каурка – каштановый. И еще он вещий, то есть умеет сам догадываться, что будет дальше.
Особенности произведения
Какова главная мысль сказки «Сивка-бурка»? Краткое содержание, изложенное выше и анализ, представленный здесь, помогут выяснить основную идею произведения. «Сивка-бурка» начинается не традиционным для сказки зачином: «Жил-был старик». Визуально ее можно поделить на три части. В первой состоится знакомство читателя с крестьянской семьей, здесь же видно отношение детей к просьбе отца. Также описана встреча Ивана с Сивкой-буркой. «Пришел в поле» Иван, «сидит не спит», терпеливо дожидается вора. Конь просит отпустить его, но не дурак был Иван, как считали его братья, усмотрел, что конь перед ним необычный – «шерстинка серебряная, шерстинка золотая», «из ушей дым валит», «из ноздрей пламя» — взял он с коня обещание пшеницу не топтать и «великую службу» сослужить. Отпустил его добрый Иван, ведь конь «обещал» «не ходить в пшеницу». В этой же части видим, что Иван был сильным и ловким – «носил-носил» его конь по полю, но «не мог сбросить».
Вторая часть сказки начинается с царского указа. Здесь Иван выражает свое желание: «Хочу посмотреть на дочь царя». Чудесный конь обещал исполнить желание Ивана – слово сдержал. В этой части Иван открывается еще с одной стороны – он терпеливо сносит насмешки братьев. Они его считают глупцом, а он идет к своей цели – не хвастает, настойчиво ездит в царский двор, скромничает – поцеловал царевну, а самого «и след простыл». Но царская дочь ищет своего жениха. Об этом рассказывает третья часть сказка, в которой все заканчивается свадьбой.
В основе произведения лежит волшебство – «в правое ухо» влез, троекратное повторение – «три брата», «три ночи», «три раза». Сказка написана выразительным красочным языком. Эмоциональную окраску тексту придают двойные слова — «носил-носил», «видимо-невидимо», «скакал-скакал»; устойчивые выражения – «ни в сказке сказать»; эпитеты – «молодецким посвистом», «добрый молодец». Заканчивается сказка традиционной для этого жанра концовкой – «и я там был, мед-пиво пил». Итак, добрый, смелый, терпеливый главный герой достигает поставленной цели и получает за свое терпение хорошее вознаграждение. Насмешники и лентяи-братья остались ни с чем. Вывод: произведение учит уважать родителей, не лгать и верить в добро. Такие люди многого добьются в жизни, им помогает само мироздание, а злые остаются никому ненужными и одинокими.
Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»
В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:
- Первая тема — не стоит предавать глубокого смысла внешнему облику человека.
Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.
Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.
Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.
Работа Алексея Николаевича Толстого
Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.
Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).
Что в имени твоем?
Слова «Сивка-бурка, вещая каурка», конечно же, помнит каждый. Но всем ли известно, что они означают? Со словом «вещая» все более-менее ясно – это способный предугадывать будущее, чудесный и обладающий тайными знаниями. Это сразу подтверждает сверхъестественное происхождение коня. Но отчего, как видно из краткого содержания «Сивки-бурки», указаны три окраса — сивый, бурый, каурый? Словно у главного героя был не один конь, а сразу три. «Сивка» — сивый, то есть седой, серый. «Бурка» — бурый конь, или серовато-коричневый. «Каурка» — каурый, или рыжеватый. Попробуем разобраться.
Три масти коня не случайны, ведь наши предки верили во взаимодействие и единство трех миров: небесного, материального и духовного. Каурая (красноватая) масть символизирует солнце, небесный, божественный мир. Бурый (коричневый) – это цвет земли, то есть земной мир. Сивый (седой, серебристый) окрас похож на лунный свет – это мир духов. Следовательно, такой окрас Сивки-бурки подразумевает, что этот конь представлял три мира, составляющих одно мироздание.
История об Иване и волшебном коне
Сказка об Иване и его чудесном коне известна не только в России, но и в Европе, Америке и даже в азиатском фольклоре. Это произведение – продукт народного творчества, многие века передаваемый из уст в уста. На бумаге сказка была впервые записана еще в XVIII веке. Благодаря собирателю народного фольклора А. Н. Афанасьеву «Сивка-бурка», опубликованная в одном из восьми сборников русских сказок писателя, вышедших с 1855 по 1863 годы, стала широко известна. Автор считал, что народные сказки важно не только выслушать и записать, но и «тщательно сличить» и «выбрать из множества вариантов» наиболее совершенные как «поэтическими образами», так и «чистотой нравственных мотивов».
Поэтому многие сказки, которые мы слышим с малых лет, дошли до нас в переработанном варианте. «Сивка-бурка» (краткое содержание произведения будет представлено ниже) также имеет несколько вариантов литературной обработки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения. Как говорил писатель, основой послужило произведение из сборника Ончукова, также позаимствовал он кое-что у Зеленина и Афанасьева. Во всех версиях сказочной истории события приходят к общему знаменателю – вещая каурка помогает Ивану достичь цели. Чтобы не повторяться, основную часть сказки изложим отдельно. А сейчас рассмотрим два наиболее известных варианта развития событий.
Читательский дневник «Сивка-бурка»
Читательский Дневник
«Сивка-бурка» читательский дневник русской народной сказки и краткое содержание поможет подготовить анализ, дать ответы на такие вопросы: кто автор и главные герои, чему учит произведение. Информация поможет написать отзыв о сказке и подготовить план пересказа.
Читательский дневник «Сивка-бурка» 3 класс
Автор — русская народная сказка
Сколько страниц — 24
Год написания — середина XVIII века
Жанр — народная волшебная сказка
Главная мысль сказки «Сивка-бурка»
Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.
«Сивка-бурка» главные герои и их характеристика
- Иван дурак — этот герой был далеко не глупым. Он сообразительный, умный и настойчивый.
- Братья Ивана — считали себя умнее. Они были слишком высокого о себе мнения
- Царь — отец царевны
- Царевна — добрая и красивая девушка. Она умная и справедливая.
- Сивка-бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.
План сказки «Сивка-бурка»
- Старик и трое сыновей.
- Вор на пшеничном поле.
- Поручение отца.
- Иванушка ловит Сивку-бурку.
- Договор с Сивкой-буркой.
- Указ царя.
- Сборы к царевне и насмешки братьев.
- Царевна в тереме.
- Две попытки Ивана.
- Помощь Сивки-бурки
- Перстень и поцелуй
- Царский пир.
- Царевна и Иван.
Чему учит сказка «Сивка-бурка»?
Сказка учит не судить человека по его внешнему виду, который зачастую бывает обманчивым. Учит трудолюбию и тому что нужно честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит ценить друзей, помогать им и поддерживать в трудную минуту. Учит быть честным и скромным, не хвастаться достижениями.
Отзыв о сказке «Сивка-бурка»
Эта поучительная сказка мне понравилась, ее главного героя Ивана несправедливо считали дураком, хотя он был добрее, умнее и хитрее своих братьев. Благодаря своей отвественности, доброте, скромности он смог поймать коня и стать ему другом, а потом еще и женился на царевне.
Пословицы к сказке «Сивка-бурка»
- Наше счастье в наших руках.
- Добившись удач, об этом не судачь.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.
«Сивка-бурка» краткое содержание для читательского дневника
- Некто топчет пшеницу и старик-отец посылает сыновей сторожить поле, чтобы поймать вредителя.
- Старшие сыновья спят на сеновале, а Иванушка ловит коня Сивку-бурку, который становится его другом и помощником.
- Царь надумал выдать замуж свою дочь и придумал тяжелое испытание, надо было допрыгнуть до высокого терема и поцеловать царевну.
- Только Ивану на Сивке-Бурке удалось допрыгнуть до царевны, и она поставила ему на лоб печать своим перстнем. Иван ускакал и был таков, домой на печку вернулся.
- По перстню царевна находит на пиру Ивана и выходит за него замуж.
Краткий пересказ
Повадился у крестьянина кто-то по ночам топтать пшеницу, и отправил он сыновей по очереди сторожить поле. Старший и средний всю ночь проспали на сеновале и сказали наутро, что не было вора.
А младший, Иванушка, на третью ночь не спал и увидел чудо-коня, который топчет поле.
Поймал Иван коня, а тот попросил его отпустить на волю, пообещав больше не портить пшеницу и помогать Ивану при случае. Иванушка поверил и отпустил Сивку-Бурку.
В это время царь объявляет, что ищет жениха для дочери. И ее мужем может стать любой, кто допрыгнет до царевны, которая находилась в высоком тереме, и снимет перстень с ее руки. Претендентов было много, но никто не смог допрыгнуть до царевны.
Ивана братья даже не взяли с собой на соревнование. А он позвал на помощь Сивку-Бурку и поскакал к терему.
С первого раза на три бревна не допрыгнул, со второго — на два, а с третьего раза допрыгнул до царевны, и перстень снял с пальца царевны. Да перевязал перстень тряпицей, чтоб не видел никто.
Тем временем царь, чтобы найти героя, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, что это он у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку переодели, то он стал настоящим молодцем-красавцем. Сыграли они свадьбу и стал Иванушка Иваном-царевичем.
«Сивка-бурка» вопросы к сказке
Это народная волшебно-бытовая сказка.
Сказка «Сивка Бурка» считается русской народной сказкой.
Сказка «Сивка-Бурка» относится к волшебным сказкам — в ней присутствуют и волшебные превращения, и волшебные существа, и волшебные предметы.
Но также тут героями выступают люди со своими проблемами, характерами поэтому эту сказку нужно отнести и к бытовым.
Русская народная сказка «Сивка — Бурка»
Читательский дневник по русской народной сказке «Сивка-Бурка»
Название произведения: «Сивка-Бурка»
Число страниц: 3
Главные герои: Иван, Сивка-бурка.
Второстепенные герои: братья Ивана, царь, царевна.
Характеристика главных героев:
Иван — младший брат.
Простой и смелый.
Получил награду от коня за своё отношение.
Ловкий и находчивый.
Сивка — добрый конь, могучий, верный, всё может.
Характеристика второстепенных героев:
Старшие братья — ленивые и наивные.
Считали себя умнее и лучше младшего брата.
Царь — властный, справедливый.
Царевна — придирчивая, но верная.
Краткое содержание сказки «Сивка-Бурка»
Иванушку, младшего брата, старшие не принимали всерьёз.
Но именно он поймал великолепного коня, который топтал пшеницу.
Сивка стал служить Ивану, а братья всё ещё считали его дураком.
Когда царь объявил о скорой свадьбе, братья поехали в город.
Иван превратился в молодца и прискакал к терему на Сивке.
Он чуть-чуть не допрыгнул до царевны, но отхлестал братьев.
На второй раз Иван ещё ближе подобрался к царевне.
А на третий поцеловал её и сорвал перстень.
Царь устроил пир, на который пригласили всех.
Царевна лично обходила гостей и искала того, кто её поцеловал.
Она заметила перевязанную кисть у Ивана и потребовала показать пальцы.
Иван показал перстень, и царевна вышла за него замуж.
План сказки:
- Старик и трое сыновей.
- Поручение отца.
- Сторожи пшеницы.
- Договор с Сивкой-буркой.
- Царевна в тереме.
- Три попытки Ивана.
- Добыча перстня.
- Царский пир.
- Иван-царевич.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Сивка-Бурка»
Главная мысль сказки в том, что успех приходит к ответственным и сообразительным людям.
Основная идея сказки в том, что животных нужно любить, чтобы они помогали человеку.
Чему учит сказка
Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Учит не хвалиться и не считать себя лучше других.
Учит быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Краткий отзыв по сказке «Сивка-бурка»
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто недооценивают других и от этого возникает путаница и недопонимание.
Братья считали Ивана дураком, но тот был себе на уме.
Он честно трудился, не отлынивал, не спал, когда надо было сторожить.
И за это получил награду — стал зятем царю.
Это очень интересная сказка, которую я отношу к жанру волшебных.
В ней есть сказочное существо и волшебные превращения.
Мне очень понравился Иван своей хитростью и умению притворяться.
Он много лет делал вид, что дурак, но на самом деле просто не хотел лишней ответственности.
Многие мои знакомые поступают точно также и сейчас.
Но никто из них никогда не станет царевичем или царевной.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не важно, что о тебе думают другие.
Важно то, кем ты являешься на самом деле.
И помнить о том, что неожиданность — половина успеха.
Пословицы к сказке:
- Кому счастье, а кому и нет ничего.
- Встречают по одёжке, а провожают по уму.
- Добившись удач, об этом не судачь.
- Смелость города берёт.
Словарь неизвестных слов:
- Толочь — топтать.
- Иззяб — замёрз.
- Аркан — петля для ловли зверя.
- Бирючи — глашатаи.
- Лукошко — корзинка.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Были хороши молодцы, а один лучше всех — с разлёту на коне царевну в уста поцеловал.
Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.
Иван сидит за трубой и говорит:
— Да не я ли это был?
Братья на него рассердились:
— Дурак — дурацкое и орёт! Сиди на печи да ешь свои грибы.