Урок литературного чтения в 3 классе. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»
Урок литературного чтения в 3 классе. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: обучать составлять рассказ на заданную тему; развивать умение использовать пословицы в тексте; составлять план; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание.
Планируемые результаты: предметные: составлять план и подбирать пословицы к своему рассказу; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; личностные: осмыслить правила взаимоотношений в обществе.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, словари, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить:
— Доброе утро, солнце и птицы!
— Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
— Прочитайте стихотворение с ускорением (с замедлением; скороговоркой).
III. Постановка целей урока
— О чем стихотворение И. Романова?
Сегодня мы будем учиться составлять и записывать рассказ на тему «Что такое добро», аналогичный рассказу Н. Носова «Огурцы».
— Как вы поняли, что за рассказ мы будем составлять?
IV. Работа по теме урока
— Дома вы должны были подготовить краткий пересказ текста «Огурцы». Послушаем, чтобы вспомнить содержание текста.
— Какие пословицы и поговорки о добре и добрых делах вы знаете? Как вы объясните их смысл?
(Ученики читают пословицы и поговорки, которые записали дома.)
• Учись доброму — худое на ум не пойдет.
• Про доброе дело говори смело.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Худо жить без ласкового слова.
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
• Добрые слова дороже богатства.
• Не ищи красоты, ищи доброты.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• Сумел провиниться, сумей и повиниться.
— Подумайте, чем различаются слова добрый и добренький. Посмотрите в словаре, что означает слово доброта.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Выполнение заданий в «Творческой тетради». Создание собственного текста по аналогии с рассказом Н. Носова «Огурцы».)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ:
Почему я хочу скорее стать взрослым. В. Драгунский «. Бы».
Милова Ирина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района Саратовской области.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Почему я хочу скорее стать взрослым. В.Драгунский «. Бы».
Цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.
познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
развитие речи ( оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы ), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; книги В. Драгунского; толковый словарь; учебник литературного чтение 3 класс, карточки «Чтение с пометами», карточки «Оцени работу», карточки для дифференцированной работы, карточки «Обыграй ситуацию».
Структура и ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель проверяет готовность детей к уроку
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями
Тексты будем мы …….
Информацию из текста …
И, конечно, без сомненья,
(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.
Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)
2. Актуализация знаний и фиксация
атруднения в деятельности
Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения
-Хотите скорее стать взрослыми? Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то … — Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего же вам не хватает? Поможет нам разобраться в этом произведениелюбимого вами детского писателя. Кто это? -Что вы знаете о Викторе Драгунском? — Почему вам нравятся произведения Драгунского?
Дети предполагают свои версии ответа
Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на постав-ленные вопросы. Дети высказывают мнения.
(умение строить рече-вое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)
места и причины затруднений
(постановка проб-лемы, формули-рование темы урока)
Побуждает к формулированию темы.
-Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? —Сформулируйте тему урока, цель.
-Что еще знаете о писателе? ( Затруднение) Организует самостоятельную работу «Чтение с пометами» ( Приложение 1 ) -У вас на столах лежат карточки с биографией писателя. Отметьте карандашом:
Предлагает проверить работу
Вспоминают и отвечают на поставленный воп-рос. Формулируют тему и цель урока. Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выстав-ляют пометки на полях.
Дают ответы, доказы-вая словами из текста.
Регулятивные( умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)
Познавательные (умение извлекать информацию).
Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)
из затруднения и его реализация
Вовлекает детей в проблемный диалог.
-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением В.Драгунского «Бы»? -Можете предположить о чем оно?
— Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. -Что бы вы хотели узнать?
Готовит к восприятию текста.
Упражнения для развития правильного беглого чтения .
Читаем правильно, целыми словами:
Нрав — нравилось – понравилось
Помни — помнил – припомнил
Дума — думала — задумала — задумалась
Щур — щурился – прищурился
Плеск — плеснул – всплеснул Молила – молилась – взмолилась
Обучающиеся строят предположения.
Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)
Проводит словарную работу.
Фунт – мера веса
Лихо — зло, беда ((устар. Замышлять лихо.)
2. Работа в парах.
-Объясни —- Я бы показал бы, почём фунт лиха . (Узнать, понять сполна горе, трудности).
Сидели б у меня как шёлковые . (Хорошо, смирно, тихо).
3.Первичное восприятие текста. Читает текст.
4.Проверяет первичное восприятие текста учащимися. -Что это рассказ или сказка? Докажи. -Понравился? Чем? — Какое настроение сложилось у вас после прочтения? — Значит это рассказ какой? (юмористический)
-Почему автор выбрал такое странное название?
5.Проверяет понимание учащимися текста.
Выборочное чтение. — О чём мечтал мальчик? -Зачитайте.
— Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
— Докажите словами текста и зачитайте .
— Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? — В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. — Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Какие средства языка вы для этого используете?
— А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. — Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.
Чтение по ролям
С.56 (Тут я бы…- выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею).
— Смешно разговаривает мальчик с родителями ? — И смешно и грустно…. -У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей? -А вы как считаете? Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал?
— Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно. Хочет чтобы они тоже знали как неприятно все это выслушивать).
— Понимают они его? — Чего не достает Денису в семье? (понимания.) — А родители как разговаривают с сыном? Почему? -А Дениска всегда ли понимает их, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает
-Так чего же в семье не хватает? Сын не понимает родителей, родители не понимают сына. Взаимно?
-Чего недостает в семье? ( взаимопонимания) -Вернемся к началу урока . Вы мне называли массу причин по которым вы бы хотели стать взрослыми. Чего же часто не достает вам в семье? Так в чем же основная причина?
— Решили мы с вами проблему ?
Обучающиеся работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.
Продолжают чтение хорошо читающие дети.
Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.
Высказывают свои предположения.
Дети зачитывают только слова мальчика.
Отвечают на вопросы, а затем зачитывают.
Читают по ролям.
Дети высказывают свои мнения.
Высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя.
Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения.
Решают проблему, поставленную в начале урока.
Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, при-ходить к общему решению ).
Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)
Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).
Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).
Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).
Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы ).
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
Учитель предлагает отдохнуть:
-Мы с вами тоже школьная семья. Давайте проверим как мы понимаем друг друга.
-Делайте то, что я скажу, но не то что делаю.
Обучающиеся выполняют двигательные упражнения
Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности ).
Организует самостоятельную работу по закреплению текста (дифференцированно).
— Выберете то задание, которое сумеете выполнить.
Карточка 1.-Зачем написал автор этот рассказ?
Карточка 2.Выбери пословицу, которая соответствует данному произведению и объясни.
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Игра не доводит до добра.
Сначала думай, а потом делай.
Организует работу в парах.
-Хотите побывать в роли родителей и детей?
Ролевые игры ( Карточки, приложение 2).
Выбирают задание, которое обучающимся под силу( карточки на столах).
Дают ответы, доказывая свою точку зрения.
Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. (Одна пара изображает семью, где нет взаимопонимания, а другая семью, где взаимопонимание есть). Обыгрывают ситуации
Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения )
Коммуникативные (умение владеть диалогической речью, умение в совместной деятельности догова-риваться, приходить к общему решению)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
.- Бывает ли в вашей семье такие ситуации , когда вы обижаетесь на родителей? Почему это происходит?
— Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас? — Какая проблема перед нами стояла?- Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли? -Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!
В чём ты затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось…