Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БАШКИРСКАЯ КАЗАЧЬЯ ОДЕЖДА

Полукафтан со стоячим воротником 7 букв

В самые трудные моменты истории башкиры вставали на защиту своего Отечества – России. Так было в начале XVII века, когда из-за смуты Россия стояла на грани распада и порабощения другими государствами. В этот трудный момент башкир призвали на войну против польской и шведской интервенции. В 1608 году они участвовали в разгроме Лжедмитрия II в лагере Тушино, в 1612 году в составе ополчения Минина и Пожарского принимали участие в изгнании поляков из Москвы.

При Петре I Россия начала военные кампании с целью выхода на морские границы. Так, царь Петр в 1695–1696 годах организовал военные походы на Азов, где активное участие принимали башкирские воины.

В Северной войне 1700–1721 годов в составе русской армии против шведов воевал тысячный башкирский отряд. В Семилетнюю войну 1756–1763 годов уже были призваны 2500 башкирских воинов (5 пятисотенных полков). А в 1771 году для борьбы против Барской конфедерации в Польшу было отправлено трехтысячное башкирское войско. В Русско-шведской войне 1788–1790 годов также принимали участие 3000 башкирских воинов.

В 1798 году в Башкортостане была введена кантонная система управления, и башкирское население перешло в разряд военно-казачьего сословия. Оно составляло Башкирское иррегулярное войско, способное в случае войны скомплектовать более двадцати башкирских конных полков. Царское правительство при создании Башкирского войска ориентировалось на Донское казачье войско. И это отразилось на формировании «казачьей одежды» у башкир. Правительство всячески поощряло использование башкирскими воинами казачьей одежды. Так, в указе императора Александра I от 8 августа 1812 года о формировании башкирских полков на войну с французами говорилось:

«2. Вооружение составит употребляемое ими и именно: ружья, пистолеты, сабли, пики, и луки, кто чем может и навык употреблять, не требуя единообразия.

3. Равномерно не требовать единообразия и в одежде, а дозволить им иметь оную по своему обычаю; если же кто по собственному своему желанию употреблять будет мундир, установленный для казачьих войск: то сего не только возбранять, но считать оное отличною ревностью к службе, и о таковых для поощрения к тому прочих доносить начальству в месячных рапортах».

Таким образом, использование башкирами казачьей одежды началось в период Отечественной войны 1812 года. Согласно указу императора Александра I, «отличною ревностью к службе» в деле употребления казачьего мундира, конечно же, проявлял командный состав башкирских полков. В ходе заграничных походов русской армии 1813–1814 годов некоторые командиры башкирских полков (походные старшины) уже переоделись в форму Донских казаков, что было замечено немецкими художниками.

Так, например, на гравюре немецких художников братьев Зур под названием «Башкиры в разрушенных предместьях Гамбурга в 1814 году» в центре мы видим одного из командиров (видимо, командира полка) в казачьей форме, вооруженного пистолетом и саблей. Он одет в куртку и шаровары синего цвета с красными лампасами. На голове башкирский головной убор – ҡалпаҡ, также синего цвета. По данным историка Р. Н. Рахимова, в Гамбурге находился 15-й Башкирский конный полк.

1-й и 2-й Башкирские конные полки в действующей армии находились с 1811 года. За это время их одежда заметно износилась. При осмотре полков командование русской армии приняло решение обмундировать башкирских воинов в казачью форму.

В 1829 году император Николай I своим указом собрал в Санкт-Петербурге «для образцового обмундирования» представителей казачьих войск Оренбургского края. В Санкт-Петербург были направлены урядник и рядовой 9-го Башкирского кантона, которые представляли Башкирское войско. Император, «найдя теперешнее обмундирование не сообразным со званием воинских людей, высочайше повелеть соизволил: ввести новое, сходное казачьему, как более свойственное воинскому народу Башкирского войска». Таким образом, в Башкирском войске была установлена казачья форма одежды. Однако сохранялись и элементы башкирской воинской формы, например, суконная шапка «ҡалпаҡ». Теперь она была унифицирована. Оренбургский военный губернатор
П. К. Эссен предписывал башкирским кантонным начальникам «стараться непременно вводить в употребление сие обмундирование, особенно вновь утвержденные шапки, которые до сего башкирцами употребляемы были разноцветные и не единообразные».

2 октября 1829 года указом императора были утверждены следующие образцы обмундирования и вооружения Башкирского войска:

Исторический костюм

З
ЗЕНДАЛЕ — черный кружевной или шелковый, а у менее богатых — шерстяной платок, длинный и узкий.

ЗЕНДЕЛЬБИНДЕР (нем.) — род тюрбана в средневековой Европе; полоски ткани, прикреплявшиеся к мужским шляпам в 15 в.: они спускались вдоль щек на плечи, украшались бахромой и разрезами.

ЗЮЙДВЕСТКА (голл.) — круглая мягкая шляпа из непромокаемой ткани с широкими полями, откидывающимися спереди, надевается моряками в непогоду; большой непромокаемый плащ с капюшоном.

К
КАЗАК (фр.) — в17 в. во Франции верхняя одежда мушкетеров род плаща, имеющего до 150 застежек, с помощью которых можно было его видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, в короткий плащ, можно было спинку пристегнуть к рукавам, оставив спереди разрезы для свободного движения рук. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до 19 в. Как обычная верхняя мужская одежда, он был известен еще в 16 в., но по покрою напоминал скорее, пальто с короткими и широкими рукавами, с боковыми разрезами, обшитыми галуном, и предназначался, в основном, для верховой езды и охоты.

Читайте так же:
шапка почтальона Печкина 5 букв 2 буква «Р» сканворд

КАЗАКИН (фр.) — название разных видов одежды во второй половине 18 в. во Франции распашная женская кофточка с широкой баской, неглиже, в 19 в. во Франции жакет в талию для прогулок и визитов, на Руси полукафтан со сборками, прямым воротником, без пуговиц на крючках. Иногда казакином называли караю. В настоящее время так называют куртку (жакет) с длинными полями.

КАЛАЗИРИС (егип. — гр.) — в Древнем Египте женская одежда простой формы, представляющая собой рубашку, сшитую из двух прямоугольных полотнищ с одной или двумя широкими лямками. Позднее, видоизменившись, калазирис становится и мужской одеждой.
КАЛЕШ (фр.) — в18 в. во Франции женский головной убор, капор на складном каркасе, который носили в непогоду.
КАЛОТ (фр.) — в конце 15 в. чепец в виде сетки, покрывающий волосы (позднее — только затылок).
КАЛЬСЕС (исп.) — испанские короткие штаны, в 15 в. с двойной подкладкой, набитые ватой, пухом и т.п., в 17 в. штаны свободного покроя, которые закрывали колени. Часто по боковому шву пришивали большое количество пуговиц. В 19 в. подобные штаны носили тореадоры и матадоры.
КАЛЬСОН (фр.) — в начале 70-х гг. 16 в. женские нижние штаны, которые делали из шелка красного цвета и украшали вышивкой. Пристрастие Генриха III к женской одежде отразилось на о-де-шосс, их стали делать по образцу женских кальсон.
КАЛЬЦОНИ (ит.) — в середине 16 в. мужские штаны, имеющие форму коротких шаровар.

КАМЗОЛ, КАМИЗОЛА, КАМИЗОЛЬ (фр.) — в 16 в. во Франции узкая мужская рубашка с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с 17 в. их делают из шерстяной ткани. В 17-18 вв. обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в качестве длинного жилета. Кроме того, в старинном костюме башкир, казахов, татар, таджиков — это мужская и женская верхняя одежда, слегка в талию, обычно с рукавами.

КАМИЗА, КАМИСА (шемиз) (chemise) (исп.) — в 9-12 вв. нижняя одежда с длинными цельнокроеными рукавами, мужская; в 16 в. нижняя женская рубашка с длинными рукавами, из дорогого тонкого белого полотна. Одевалась под котт.
КАНЗА — накидка из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест накрест на талии.

КАНИФАС (от голл. kanefas) — плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используют как бельевую ткань.

КАНОТЬЕ (от фр. canotier) — первоначально мужская, а затем и женская летняя шляпа с плоской тульей и прямыми ровными полями (вошла в моду около 1900 года).

КАНТУШ(А) — см. КОНТУША

КАП (фр.) — в конце 17 в. во Франции род пелерины, который женщинам заменил большой широкий плащ, он имел капюшон в виде капелина. Кап всегда шили из черного шелка.
КАПА (исп.) — в 17 в. в Испании длинный широкий мужской плащ.
КАПОР (от голл. kaper) — детский и женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.

КАПОТ от (фр. capote) — 1. Домашняя женская одежда (распашная) широкого покроя, род халата. 2. Согласно Захаржевской накидка, стеганная на вате, подбитая лебяжьим пухом и крытая атласом, оберегала от холода (носили в первой половине XIX века).

КАРАКО (фр.) — а 50-е гг. 18 в. распашная женская кофточка с широкой баской, неглиже. В 70-е гг. карако приобретает более строгую форму, и его носят как элегантный повседневный костюм.
КАРЕ (фр.) — в 14-16 вв. в Италии глубокий квадратный вырез в мужских кафтанах, назывался «королевским зеркалом».
КАРМАНЬОЛА (ит.) — короткая куртка с узкими фалдами, с несколькими рядами металлических пуговиц какую носили жители Карманьолы в Пьемонте, Италия. В сочетании с длинными черными штанами трехцветным жилетом и фригийским колпаком — одежда, широко распространенная в народе в период Французской революции (1789-1794). Отсюда и название революционной народной песни и танца карманьолы.
КАРРИК, ГАРРИК (англ.) — в 18 в. верхнее мужское пальто с несколькими воротниками; зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим даже плечи (часто меховым), длина пальто 10 — 15 см от земли. В начале 19 в. вместо воротников стали носить пелерину. В 1815 г. входит в обиход женское пальто с таким же названием. Предполагается, что название происходит от имени английского актера Гаррика, или же от ирландского города Каррик.

Читайте так же:
Как закрасить белые пятна серых джинсах

КАРТУЗ — мужской головной убор с жестким козырьком; неформенная фуражка.

КАФТАН (перс – гр.) — верхняя мужская и женская одежда. Первоначально — длинная свободная одежда персидских воинов и приближенных царя с рукавами, стянутая широким поясом. Попав в Европу, кафтан претерпел некоторые изменения. В 14-15 вв. это довольно узкая одежда до колен или до середины икр (обычно опоясанная). Надевали кафтан пожилые люди при выходе на улицу. В Италии это распашная одежда со стоячим воротником. Видоизменяясь, кафтан в европейских странах дожил до начала 20 в. В допетровской Руси это была распространенная одежда всех слоев населения. Кафтаны шились разные — и по покрою и по назначению с удлиненными рукавами. В основном, это была двубортная одежда с глубоким запахом и застежкой на левой стороне груди, однобортные кафтаны были редки. Спинку делали цельной и вставляли клинья по бокам, позже стали делать с отрезной спинкой и сборами. Короткий кафтан назывался полукафтаном.

Мужской костюм 18 в. в России состоял из кафтана, камзола и коротких штанов. Костюм этот соответствовал указам Петра I и с небольшими изменениями существовал несколько десятилетий. Только в конце 18 в. меняется крой кафтана, у него значительно скашиваются полы, он становится уже появляется высокий стоячий воротник. Соответственно камзол становится короче, и его шьют без рукавов. Для изготовления парадных костюмов использовали шелк и бархат, украшая их удивительными по красоте и исполнению вышивками. Большой интерес представляет мундирное платье императрицы Екатерины II, сшитое по образцу формы лейб-гвардии Преображенского полка (1763 г.) Оно состояло из верхнего платья-кафтана, камзола и юбки из зеленого шелка, выложенного золотым форменным галуном. Платье-кафтан было сшито в соответствии с французской модой того времени — на фижмах, со знаменитыми складками Ватто на спине (фасон контуша). В то же время в наряде были использованы элементы русского национального костюма: расположение галуна, как на русском сарафане; как в мундирном платье по форме лейб-гвардии конного полка — длинные откидные рукава. В народном быту кафтан употреблялся до начала 20 в.

КАЦАВЕЙКА — название происходит от русского «куцый». Это русская женская народная одежда 19 в.: род кофты до колен (или короче), с длинными рукавами и небольшим отложным воротником. Теплые кацавейки шились на меху и на вате, холодные — на подкладке. Сзади делали сборы. В середине 19 в. так же называлась модная зимняя женская одежда в виде короткой кофты, нередко бархатной, на ватной подкладке, с широкими рукавами, с закругленными внизу полами и меховой опушкой. Кроме того, в старину на Руси так называли немецкий фрак. Как предмет одежды, кацавейка вышла из употребления в начале 20 в.; само же слово, однако, сохранилось: им насмешливо называют не теплую, «куцую» — одежду.

КЕПИ — во Франции и России в XIX веке высокая сужающаяся кверху форменная фуражка с маленьким донышком и прямым козырьком.

КИБИТКА — в начале 19 в. во Франции основной фасон дамской шляпы, например, с прямыми полями, глубокой, закрывавшей в профиль все лицо.
КИЛТ — традиционная мужская юбка обычно клетчатой расцветки цвет и рисунок определяли плановую принадлежность — у кельтских народов Великобритании и Ирландии.
КИМОНО — японская мужская и женская одежда вроде халата с очень широкими рукавами.
КИРТЛ — часть женского костюма (Франция/Бургундия, 1470 – 1480 г.) Киртл носили под верхним «бургундским» платьем. Он мог быть как отрезным по талии, так и цельнокроеным, о чем также свидетельствует большое число изображений. Спинка киртла состоит из двух частей, что позволяет более точно подогнать его по фигуре. Юбка типа «солнце» скроена из полос ткани. Для отдельного от верхнего платья ношения к киртлу булавками пристегивались рукава, сшитые из контрастной ткани. Крой этих рукавов имеет одну особенность – шов в них находится сзади. Застегивался киртл на шнуровку, которая могла находиться сбоку или спереди, а также быть потайной. Разрез для шнуровки был достаточно глубоким (ниже талии). При ношении киртла под верхним платьем к его лифу прикалывалась вставка из плотной ткани, которую и было видно в вырезе верхнего платья.

КИСЕЯ (тюрк.) — легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань с ткацким рисунком в крупную клетку и набивным цветным орнаментом по белому или светлому фону; используется для детской и женской одежды, драпировки, занавесей и т.д.

Читайте так же:
Джинсы mom high ankle что это

КИЧКА (кика) — старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки.

КЛАВУС — полоса (например, красная вертикальная на тоге императора).

КЛОБУК (тюрк.) — древнейшая шапка в России в виде колпака с меховой опушкой. Со временем превратилась в монашеский головной убор.
КОЖУХ — старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси род кафтана, подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом. Носили его поверх зипуна. На Украине кожухами называли тулуп из овчины, по покрою напоминающий свиту.
КОИФ (англ.) — в конце 15 — начале 16 вв. полотняный чепчик, который надевали под геибл.

КОКАРДА (от фр. cocarde) — значок на форменном головном уборе военных и гражданских чинов; военная кокарда расположена на околышке, гражданская на тулье фуражки.

КОКОШНИК — старинный русский головной убор замужних женщин (преимущественно в северных губерниях), в основном праздничный. Кокошник делали на твердой основе в форме полумесяца, украшали парчой, позументом, бисером.

История школьной формы в России

Любая одежда — от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев — влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.

Первая английская школьная форма, XVI век

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.

Дореволюционная гимназическая форма

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Читайте так же:
С каким шарфом носить норковую шубу с английским

Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

Выпускницы Смольного института

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

Женская школьная форма, 1917 год

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.

Школьная форма первоклассника, 1955 год

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

Первоклассники одной из школ Киевского района столицы, 1962 год

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

Форма учеников средней школы, 1979 год

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Читайте так же:
Waterless джинсы levis что это

Классный час "Быт кубанских казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным занятием кубанских казаков было – земледелие. Казаки селились возле реки, так как использовали воду для строительства своих домов. Слайды: 1 – 3.

Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II. Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани. Слайды — 4, 5.

А как же выглядел дом кубанского казака 19 века? Жилище строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах — из дерева. Слайды: 6,7.

В начале XX века выделяется прослойка богатых казаков: одни из них занимаются торговлей или создают крупные хозяйства. Слайд 9.

Основная же масса казаков жила в тяжелых условиях: не имея земли и средств производства, многие из них батрачили у богатых казаков, арендовали землю, занимались ремеслами.

Внутреннее убранство и быт.

Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра). Слайд 10.

В «великой хате» — вторая половина дома — принимали гостей. Здесь мы видим хорошую мебель: сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками. Слайд 11, 12.

В каждой хате был святой угол. Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. Слайд 13.

Хозяйка в доме вышивала одежду, полотенца. Слайд 14.

На стенах в хате висели обрамлённые вышитыми полотенцами- «рушниками» семейные фотографии и иконы. Слайды — 15, 16.

Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами.

Основным занятием кубанцев изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева и глины: предметов домашней утвари. Слайды: 17,18.

Кубанские казачки занимались ткачеством, вышивкой, плетением кружев. Слайды 19, 20.

Одежда казака. Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Черкеска, папаха, сапоги, шаровары и рубаха. Слайды: 21 – 23.

Оружие казака. Казаки высоко ценили холодное оружие. С помощью шашки, кинжала они защищали свою землю. Слайд 24.

Верный друг казака – конь. Основой культуры и системы ценностей кубанских казаков была военная составляющая. И конь, отношение к нему были ее важным элементов. Конь почитался как защитник и помощник воина. Слайды – 25,26.

Одежда казачки. Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами. Слайды: 27 — 29.

С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов.

Всё это надо знать, беречь и любить! Слайд 30.

Архалук — кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. На поясе архалук дополнялся кушаком. Некоторые архалуки застегивались до самой шеи.

Башлык — казачий головной убор похожий на большой платок.

Бешмет – традиционный казачий кафтан или полукафтан, чаще со стоячим воротником, как пояснили наши старики: «Аналог современного пиджака».

БУРКА. — войлочный мохнатый плащ, широко распространенный на Кавказе и у Казаков. . На плечах у них [дозорных] были лохматые казачьи бурки.

Газыри носились или в сумке-газырнице, или, чаще, крепились в один ряд в нагрудных кармашках, выполняющих роль патронташа.

И́чиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.

Папаха, головной убор кубанских и терских казаков. Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная.

«Справа» у казаков – это не только военная форма одежды, конь и оружие, но еще шире – это казачья нравственность, духовное состояние.

Сабля — рубящее или рубяще-колющее холодное оружие с искривленным однолезвийным клинком.

Черке́ска — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа.

Шашка (перев. как длинный нож) – рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector