Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

За добро – добром платят (по сказке «Сивка – Бурка)

За добро – добром платят (по сказке «Сивка – Бурка)

Закреплять представления о различии таких качеств, как послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.

Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро – добром платят», «Храброму и смерть не страшна».

Учить детей работать с репродукциями картин В.М.Васнецова.

Знакомить с новыми средствами музыкальной выразительности камерной музыки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.

Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Развивающие задачи:

Помочь детям увидеть зависимость имён героев от их внешнего облика (Сивка-Бурка).

Развивать художественное восприятие.

Материал: текст сказки «Сивка-Бурка», иллюстрации к сказке, записи музыки П.И.Чайковского «Русская народная песня» и «Квартет», цветной пластилин, картонная основа для барельефной лепки, стека.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Сивка-Бурка». Но сначала послушайте музыку П.И. Чайковского «Русская народная песня». (Прослушивание записи). Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Кто главные герои сказки?

Дети: Иванушка, конь Сивка-Бурка.

Воспитатель: Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конём?

Дети: Иванушка стерёг пшеницу, а конь прискакал её топтать. Иванушка поймал коня, а он говорит человеческим голосом: «Отпусти меня, Иван, буду тебе верно служить». Иванушка отпустил коня. Так они подружились.

Воспитатель: Какие волшебные слова сказал Иванушке конь?

Дети: «Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!».

Воспитатель: Опишите Сивку-Бурку?

Дети: Он с золотой гривой, одна шерстинка у него серебряная, другая золотая.

Воспитатель: Посмотрите дети на иллюстрацию, как бежал конь?

Дети: «Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

Воспитатель: Скажите, как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной?

Дети: Сивка-Бурка ему помог.

Воспитатель: Как царевна нашла своего жениха?

Дети: Она угощала всех вином и увидела у Иванушки под тряпицей своё колечко.

Воспитатель: В сказке говорится: «Прибегал конь к Иванушке и замирал как вкопанный». Как вы понимаете это выражение: «как вкопанный»?

Дети: Конь стоял ровно, не двигался.

Воспитатель: Как вы понимаете это выражение: «Выйди во чисто поле, свистни, гаркни. »

Дети: Громко крикнуть.

Воспитатель: Какой в сказке Иванушка?

Дети: Послушный, смелый, милосердный.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он послушный?

Дети: Выполнил просьбу своего отца.

Воспитатель: Почему он смелый?

Дети: Не испугался коня.

Воспитатель: А почему он милосердный?

Дети: Отпустил коня на волю.

Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Квартет».

Воспитатель: Ребята, в сказке есть слова, которые можно сказать по-разному, разными словами. Вот, например: «народ валом повалил к терему». Как можно сказать по-другому «валом повалил»?

Дети: Много идёт народу.

Воспитатель: Иванушка «не кручинился».

Дети: Не грустил, не печалился.

Воспитатель: Поцеловал царевну «в уста алые».

Дети: Уста – это губы.

Воспитатель: Царевна «ахнула».

Дети: Удивилась, не ожидала такого увидеть.

Воспитатель: «Не успел оком моргнуть».

Дети: Глазом моргнуть. Око – это глаз.

(Если дети затрудняются в ответе, воспитатель объясняет значение непонятных слов, встречающихся в сказке).

Воспитатель: Есть такая мудрая пословица: «За добро добром платят». Как вы понимаете?

Дети: Если нам кто-то сделал добро, мы тоже должны отплатить добром.

Воспитатель: О ком так можно сказать в нашей сказке?

Дети: Об Иванушке, о Сивке-Бурке.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «Храброму и смерть не страшна».

Дети: Если человек храбрый, он ничего не боится, даже смерти.

Воспитатель: Дети, а если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-Бурка, о чём бы вы его попросили?

Дети: Чтобы люди были добрыми, не ссорились, помогали друг другу, любили друг друга.

Воспитатель: А сейчас дети мы с вами поиграем в пальчиковую игру «Лошадка».

Читайте так же:
Сказки пришвина дедушкин валенок

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня

Вот сколько пальцев у меня!

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, за столы. Давайте вылепим из пластилина Сивку-Бурку.

Воспитатель объясняет и показывает процесс лепки.

Под музыку дети выполняют работу. Затем детские работы выставляются на одном планшете.

Воспитатель: Молодцы, дети! Подарите своего Сивку-Бурку родителям и скажите добрые пожелания.

Сивка-бурка

cказка Сивка-буркаБыло у старика трое сыновей: двое умных, а третий — Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочерёдно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошёл средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черёд дураку идти. Взял он аркан и пошёл. Пришёл на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал на пшеницу разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая серебряная; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак упёрся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо, — отвечает Иванушка- дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришёл Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношёрстного коня. Пообещался он больше не ходить на пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане, и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своём коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья; не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья; а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошёл грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул: «Сивка- бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»

Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из ноздрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

— Ну, — говорит, — влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка к коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцем, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Читайте так же:
Волшебные предметы сказки сивка бурка

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собою красавица из красавиц. Никто до неё скакать и не думает: никому нет охоты шею ломать. Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бёдрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шёлковой плёткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушки уж и след простыл.

Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой- дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принёс домой.

— Вот вам, хозяюшки, грибков, — говорит.

Рассердились тут невестки на Ивана:

— Что ты, дурак, за грибы принёс? Разве тебе одному их есть?

Усмехнулся Иван и опять залёг на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели; а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошёл за грибами.

Вышел в поле, свистнул, гаркнул: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» Прибежал конь и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу ещё больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто и не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бёдрам; осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день опять братья поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плёткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста, схватил с её пальца перстень, повернул коня и ускакал, не позабывши братьев плёткой огреть.

Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.

Пришёл Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.

— Что это у тебя такое? — спрашивают Ивана невестки.

— Да вот, — говорит, — искавши грибов, сучком накололся. — И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенёк посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

— Перестань, дурак, с огнём баловать! — крикнули на него братья. — Ещё избу сожжёшь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать.

Дня через три идёт от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.

Нечего тут делать; пошёл на пир сам старик со всей семьёй. Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речь гуторят.

В конце пира стала царевна мёдом из своих рук гостей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… просто страсть.

— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.

Читайте так же:
Мем с эмо который не может снять джинсы

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцем, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мёд, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало.

УРОКИ 15. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СИВКА-БУРКА»

Цели : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; знать элементы сказки; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование : книги по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Речевая разминка

(На доске записана пословица.)

• Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)

— Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)

— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)

— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)

— Прочитайте пословицу выразительно.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)

III . Проверка домашнего задания

— Какую пословицу вы нашли в сказке? (Взялся за гуж — не говори, что не дюж.)

— Как вы ее понимаете? (Если взялись за какое-то дело, то надо довести его до конца.)

IV . Работа по теме урока .Первичное чтение

Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка-Бурка».

(Если есть возможность, то знакомство со сказкой учитель проводит при помощи диафильма «Сивка-Бурка». Если же нет такой возможности, то читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.)

V . Физкультминутка

Любимые сказки

(Пальчиковая гимнастика — дети поочередно загибают пальчики, на слова последней строчки хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Колобок — румяный бок.

Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашего вещего каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

VI . Продолжение работы по теме урока.

1. Первичная проверка понимания и словарная работа

(Учитель спрашивает после чтения или показа диафильма )

— Понравилась вам сказка?

— Смысл каких слов был неясен?

Вещий каурка — вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)

Худая одежонка — старая одежда.

Кликать звать.

Добрая пшеница — хороший урожай.

Баловать — (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).

— Ребята, на с. 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)

— Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и другие сказки, рассказы прочитать сами.)

Читайте так же:
Пальчиковая гимнастика маша варежку надела

2. Работа над первой частью сказки.

Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.

— Попробуйте определить первую часть сказки.

(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)

(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов. ».)

— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)

— Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)

— Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)

— Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)

— Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)

— Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

— Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)

— Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)

— Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)

— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. ( Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )

— Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? ( он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)

— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.

• Будь своему слову хозяин.

• Не бросай слов на ветер.

• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.

VII . Рефлексия

VIII . Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду она относится?

— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».

Домашнее задание

ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ . Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Сивка-бурка и другие исламские сюжеты русского фольклора

Сивка-бурка - персонаж известной русской сказки

На протяжение столетий русские жили бок о бок с мусульманами на территории сначала Киевской Руси, потом Золотой Орды, затем Московского княжества, Российской империи и СССР. Это длительное соседство привело к тому, что в русский язык вошло множество арабских, персидских и тюркских заимствований, некоторые традиции мусульман стали частью русской культуры, а русский фольклор обогатился за счет аятов Корана и хадисов (высказываний) Пророка Мухаммада.

Например, русская пословица «О мертвых плохо не говорят» почти точно повторяет слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не говорите плохо о мертвых, они уже получили то, что заработали» (хадис приводится в сборнике хадисов «Сахих» аль-Бухари).

Выражение «моя вторая половинка» берет начало от хадиса Мухаммада, впоследствии ставшего распространенным высказыванием на Востоке: «Женщины – это вторая половина мужчин» (хадис приводится в сборнике хадисов Ахмада со слов жены пророка Айши).

Читайте так же:
Свитер с воротникомхомут

Высказывание матери правоверных Айши (исламская традиция называет всех жен пророка матерями правоверных – IN) дало жизнь ещё одной русской поговорке. Обращаясь к женщинам, она сказала: «О женщины, если бы вы знали ваши обязанности перед мужьями, то каждая из вас будучи сама в пыли, прежде всего, убирала бы пыль с лица своего мужа» (Передал ибн Абу Шейх). Лингвисты предполагают, что именно от этих слов произошло известное всем выражение «сдувать пылинки».

Пословица «молчание знак согласия» созвучна с принципом исламского права. Например, если во время никаха (бракосочетания) невеста отвечает молчанием на вопрос имама о том, согласна ли она выйти замуж, то ее молчание считается знаком ее согласия.

Пословица «больше двух говорят вслух» соответствует исламской этике в разговоре, которая запрещает двум людям перешептываться в присутствии третьего. Пророк Мухаммад сказал: «Пусть двое не ведут тайной беседы в присутствии третьего, это огорчит его». (приводят Аль-Бухари и Муслим.)

Пословица «кто рано встает, тому Бог дает» также произошла от хадиса. Имам Ахмад приводит слова пророка Мухаммада: «Сон после утренней молитвы лишает мирского достатка», то есть, чтобы увеличить свое достояние нужно рано встать на молитву и не ложиться спать после этого, а приступить к делам.

Пословица «нет худа без добра» имеет тот же смысл, что и пятый аят 94 суры Корана , который гласит: «Поистине, вместе с трудностью облегчение». Возможно, пословица произошла напрямую от аята, а возможно, народ просто подметил в ней описанный в Коране закон Аллаха, который всегда исполняется, так же как и все остальные Его законы.

С исламом, скорее всего, связано и известное выражение «на седьмом небе от счастья». В Коране Господь сообщает нам о том, что Он сотворил семь небес. Вот один из таких аятов: «Он – Тот, Кто сотворил для ваших нужд все сущее на земле. Затем Он соразмерил небеса и создал семь небес. Поистине, Он сведущ обо всем». (Сура «Корова», 2:29)

В хадисе о вознесении Мухаммада – мирадже – до нас дошла информация о том, что над седьмым небом находится трон Аллаха, и это небо наиболее приближено к нашему Господу. А разве близость к Аллаху не является высшим счастьем для человека?

Ислам оказал влияние не только на русские пословицы, но и на русские сказки. В том же хадисе о вознесении Пророка сообщается о том, что он был вознесен на семь небес на лошади по имени Бурак. Именно в честь нее была названа Сивка-Бурка, волшебная лошадка из русской сказки, которая подобно Бураку умела очень быстро передвигаться.

А в другой сказке о чудесной лошади – «Конек-Горбунок», записанной Ершовым, персонаж по имени Иван произносит такие слова: «Чтоб ему на том свету провалиться на мосту !»

Какой мост имеет ввиду Иван? По всей видимости, это мост, перекинутый над Адом и ведущий в Рай – Сират, о котором сообщил нам пророк Мухаммад. Для верующих праведников он будет широким, а для нечестивцев он будет тоньше лезвия и острее сабли. Переход по мосту будет согласно деяниям. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком и, наконец, будут те, кто преодолеет заветный мост ползком, изодрав ноги, еле-еле, цепляясь за него руками. Неверные и грешники, которые отправлены в Ад, не смогут перейти Сират, и провалятся на нём в Огненную пропасть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector